Учебная лабораторная установка по термодинамике

Авторы патента:


Владельцы патента RU 2294562:

Рогозкин Евгений Николаевич (RU)

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано при проведении лабораторных работ по физике и теплотехнике. Техническим результатом является повышение компактности оборудования. Технический результат достигается за счет того, что учебная лабораторная установка по термодинамике, содержащая компрессор, манометр, выпускной клапан и опытный сосуд, установленный на весах, снабжена электронагревателем и термоэлектрическим термометром, размещенными внутри опытного сосуда, и проточным калориметром с соленоидным клапаном, выпускной клапан снабжен электроприводом, компрессор, манометр, выпускной клапан с электроприводом и проточный калориметр с соленодным клапаном смонтированы непосредственно на опытном сосуде, причем все упомянутые электрические компоненты связаны гибким многожильным кабелем с пультом управления установки. 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано при проведении лабораторных работ по физике и теплотехнике.

Известна лабораторная установка для определения термического коэффициента давления воздуха (закон изохорного нагревания Шарля), состоящая из сосуда (стеклянного баллона), термометра, нагревателя (спиртовки), манометра и выпускного клапана (крана) [1].

Известна также лабораторная установка для определения отношения теплоемкостей воздуха Cp/Cv методом Клемана-Дезорма, состоящая из сосуда (стеклянного баллона большой емкости), выпускного клапана (крана) и компрессора [2].

Известна также лабораторная установка для определения изобарной теплоемкости воздуха Ср, состоящая из проточного калориметра с термометрами на входе и выходе и нагревателем, мощность которого измеряется при помощи амперметра и вольтметра (ваттметра), компрессора (вакуумного насоса), дросселя (сопла) и манометра для измерения расхода воздуха через калориметр [3].

Известна также лабораторная установка для определения газовой постоянной воздуха, состоящая из сосуда, установленного на весах, выпускного клапана (крана), манометра (вакуумметра), компрессора (вакуумного насоса) [4].

Все четыре установки конструктивно вполне работоспособны, однако каждая их них занимает довольно много места в учебной лаборатории.

Как видно из перечисления составляющих этих установок, в сущности, многие элементы их совпадают по назначению, что открывает возможности использования одноименных элементов при проведении разных работ, экономя на оборудовании и месте для его размещения.

За прототип принимаем установку [4], в состав которой входят такие базовые элементы, как весы и установленный на них сосуд. Вакуумный насос, вакуумметр и кран имеют большой вес, поэтому располагаются на лабораторном столе рядом с весами, занимают на столе много места, присоединяются к опытному сосуду вакуумным шлангом.

Техническим результатом данного изобретения является повышение компактности.

Технический результат достигается тем, что учебная лабораторная установка по термодинамике, содержащая компрессор, манометр, выпускной клапан и опытный сосуд, установленный на весах, снабжена электронагревателем, термоэлектрическим термометром, размещенным внутри опытного сосуда, и проточным калориметром с соленоидным клапаном. Выпускной клапан снабжен электроприводом. Компрессор, манометр, выпускной клапан с электроприводом и проточный калориметр с соленоидным клапаном смонтированы непосредственно на опытном сосуде, причем все упомянутые электрические компоненты связаны гибким многожильным кабелем с пультом управления установки. Наличие на опытном сосуде открывающегося в атмосферу выпускного клапана с электроприводом дает предлагаемой установке функциональные возможности установки [2], высвобождая всю занятую ею в учебной лаборатории площадь. Внутри опытного сосуда предлагаемой установки размещен электронагреватель и термоэлектрический термометр для измерения температуры воздуха, что, не увеличивая габаритов, дает функциональные возможности установки [1], высвобождая в учебной лаборатории площадь, занятую и ею. Кроме того, на опытном сосуде нашей установки смонтирован проточный калориметр с электронагревателем, термоэлектрическим термометром, дросселем расходомера, соленоидным клапаном, открывающим выход воздуха из опытного сосуда в проточный калориметр, когда проводится работа по определению изобарной теплоемкости воздуха. Для измерения температуры воздуха на входе в проточный калориметр используется термоэлектрический термометр, размещенный внутри сосуда и упомянутый выше. Сам сосуд при этом играет роль ресивера. Манометр, установленный на опытном сосуде, и дроссель расходомера позволяют измерить расход воздуха, нагнетаемого выше упомянутым компрессором через опытный сосуд в калориметр. Мощность нагревателя измеряется при помощи амперметра и вольтметра. Это дает установке и функциональные возможности установки [3], высвобождая в учебной лаборатории дополнительную площадь. Амперметр, вольтметр, вторичный (показывающий) прибор термоэлектрических термометров, регуляторы напряжения электронагревателей и компрессора, а также другие органы управления размещены в пульте управления и связаны с соответствующими электрическими элементами, смонтированными на опытном сосуде и внутри его при помощи гибкого многожильного кабеля, не препятствующего движению механизма весов и позволяющего сосуду, установленному на весах, свободно перемещаться при взвешивании изменения массы воздуха в нем для определения газовой постоянной.

На чертеже показана схема предлагаемой установки, которая содержит опытный сосуд 1, установленный на весах 2, компрессор 3, манометр 4, выпускной клапан 5 с электроприводом, электронагреватель 6 и термоэлектрический термометр 9 внутри сосуда, электронагреватель 7 и термоэлектрический термометр 8 проточного калориметра 17, на входе которого установлены дроссель 10 и соленоидный клапан 11, гибкий многожильный электрический кабель 12, связывающий установку с ее пультом управления 13, в котором находятся вторичный (показывающий) прибор 14 термометров 8 и 9, вольтметр 15 и амперметр 16 для измерения мощности электронагревателя 7 и другие органы управления установки.

Установка работает следующим образом:

При определении термического коэффициента давления воздуха αр весы 2 неподвижно зафиксированы, соленоидный клапан 11 закрыт, компрессор 3 выключен. В начале опыта дистанционно с пульта 13 открывается выпускной клапан 5, давление внутри сосуда выравнивается с атмосферным, затем выпускной клапан 5 закрывается. Включается электронагреватель 6, начинается изохорный нагрев воздуха в сосуде 1. Через равные промежутки времени учащийся снимает показания одновременно давления - по манометру 4 и температуры - по термометру 9 с показывающим прибором 14. По этим измерениям вычисляется зависимость между давлением и температурой воздуха при изохорном нагревании: Р=Ро(1+αpt).

При определении отношения Срv для воздуха весы 2 неподвижно зафиксированы, соленоидный клапан 11 и выпускной клапан 5 закрыты. В начале опыта дистанционно с пульта 13 включается компрессор 3, давление воздуха поднимается до некоторого, измеренного по манометру 4 давления р1, потом компрессор 3 отключается, дается небольшая выдержка времени, чтобы температура T1 воздуха в сосуде сравнялась с комнатной. Это состояние «1» с параметрами P1, V1, T1. Затем дистанционно на некоторое время открывается и вновь закрывается выпускной клапан 5, происходит адиабатное расширение воздуха из сосуда в атмосферу до состояния «2» с параметрами Р2, V2, Т2, где P2 - барометрическое давление, измеряется по барометру. T2 при этом будет ниже комнатной. По термометру 9 можно продемонстрировать учащемуся, что температура несколько снизилась, хотя абсолютное значение Т2 измерить не удастся из-за инерционности термометра 9. После закрытия выпускного клапана 5 за счет теплообмена сосуда 1 с атмосферой начинается изохорное нагревание воздуха в сосуде до состояния «3» с параметрами Р3, V3, Т3, где Т3=T1 - это комнатная температура. Измеренные в опыте давления P1, Р2, Р3 позволяют вычислить значение отношения

Cp/Cv=lg(P2/P1)/lg(P3/P1).

При определении газовой постоянной воздуха методом взвешивания весы 2 освобождены и находятся в рабочем состоянии. Соленоидный клапан 11 закрыт. Дистанционно открывают выпускной клапан 5, давление воздуха в сосуде 1 выравнивается с атмосферным Рб, выпускной клапан 5 вновь закрывается. Стрелка весов устанавливается на «нуль» при помощи разновесов. Затем дистанционно включается компрессор 3, давление воздуха в сосуде 1 повышается до некоторого значения Р=Рбм, где Рм - показания манометра 4, а масса воздуха в сосуде увеличивается на некоторую величину Δм, которую можно определить при помощи весов 2. Температура воздуха Т в сосуде и до накачивания воздуха и после остается комнатной, ее можно измерить термометром 9. По результатам этих замеров можно вычислить удельную газовую постоянную воздуха R=РмV/Δм Т, где V - объем сосуда (известен априори).

При определении изобарной теплоемкости воздуха Ср весы 2 неподвижно зафиксированы, выпускной клапан 5 закрыт. Дистанционно открывается соленоидный клапан 11, включается компрессор 3 и электронагреватель 7 проточного калориметра 17. Расход воздуха, создаваемый компрессором 3 через калориметр 17, дистанционно регулируется при помощи регулятора напряжения, установленного в пульте 13. Чем больше этот расход, тем выше давление Рм по показаниям манометра 4, так что массовый расход воздуха через калориметр G=РмD, где D - известный априори коэффициент расхода, зависящий от диаметра отверстия дросселя 10. Количество тепла, выделяемое в секунду электронагревателем 7, определяется произведением электрического тока I через него, измеряемого амперметром 16 на напряжение V, измеряемое вольтметром 15. Величина этого напряжения может быть задана при помощи еще одного регулятора напряжения, установленного в пульте 13. Прирост Δt температуры воздуха в результате нагрева в проточном калориметре 17 определяется по разности показаний термометров 8 и 9. Искомая средняя изобарная теплоемкость воздуха вычисляется по формуле Сpm=IV/(GΔt).

Источники информации

1. Методические указания к выполнению лабораторных работ по физике. Раздел «Молекулярная физика». М.: Московский технологический институт пищевой промышленности (МТИПП), 1990, 33 с., с.3-9, рис.2.

2. Методические указания к выполнению лабораторных работ по физике. Раздел «Молекулярная физика и термодинамика». М.: МТИПП, 1990, 23 с., с.3-12, рис.2.

3. Методические указания к выполнению лабораторных работ по технической термодинамике и теории теплообмена. М.: МТИПП, 1989, 51 с., с.17-21, рис.6.

4. Там же, с.8-11, рис.2.

Учебная лабораторная установка по термодинамике, содержащая компрессор, манометр, выпускной клапан и опытный сосуд, установленный на весах, отличающаяся тем, что она снабжена электронагревателем и термоэлектрическим термометром, размещенными внутри опытного сосуда, и проточным калориметром с соленоидным клапаном, выпускной клапан снабжен электроприводом, компрессор, манометр, выпускной клапан с электроприводом и проточный калориметр с соленодным клапаном смонтированы непосредственно на опытном сосуде, причем все упомянутые электрические компоненты связаны гибким многожильным кабелем с пультом управления установки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к установкам для проведения учебных занятий. .

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано в курсе технической термодинамики при проведении лабораторной работы по обратным циклам и процессам, происходящим во влажном воздухе.

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию для проведения практических работ по физике и может быть использовано для изучения и экспериментальной проверки различных состояний газа.

Изобретение относится к учебным приборам, демонстрирующим преобразование тепла в работу. .

Изобретение относится к лабораторной технике и может быть использовано при постановке лабораторного практикума по термодинамике или физике. .

Изобретение относится к лабораторной технике и предназначено для проведения учебных занятий по дисциплинам «Техническая термодинамика» и «Теплотехника», а также по разделу «Влажный воздух»

Изобретение относится к установке, предназначенной для демонстрации изотермического процесса в процессе обучения

Изобретение относится к области демонстрационных средств в области физики и предназначено для демонстрации процесса теплопроводности в ферромагнетиках, помещенных в магнитное поле

Изобретение относится к лабораторным установкам и предназначено проведения учебных занятий по дисциплинам «Техническая термодинамика» и «Теплотехника»

Изобретение относится к области термодинамики применительно к поведению микрочастиц вещества в тепловом поле и может быть использовано для установления природы их хаотического движения в вакууме

Изобретение относится к установкам для проведения учебных занятий

Изобретение относится к установкам для проведения учебных занятий по разделу «Влажный воздух» дисциплин «Техническая термодинамика» и «Теплотехника»

Изобретение относится к установкам для проведения учебных занятий по разделу «Влажный воздух» дисциплин «Техническая термодинамика» и «Теплотехника»

Стенд предназначен для моделирования рабочих процессов в тепловом двигателе для оптимизации режимов и элементов конструкции. Стенд включает корпус, рабочее тело в виде смеси газового и жидкого компонентов, емкость для размещения рабочего тела в виде системы камер, сообщающихся между собою посредством магистралей и управляющих элементов в виде клапанов, поршень, установленный в одной из камер с возможностью перемещения и образования надпоршневой и подпоршневой полостей, шатун, связанный механически с поршнем и маховиком, и теплообменник. Дополнительная камера сообщена через основной блок теплообменника с надпоршневой полостью, блок управления подачей жидкого компонента рабочего тела связан с блоком управления системой охлаждения теплообменника и с клапаном для подачи рабочего тела в дополнительную камеру, блок управления системой охлаждения теплообменника связан с клапаном для подачи жидкого компонента рабочего тела в основной блок теплообменника, а блок управления заполнением камер подключен к блоку управления подачей жидкого компонента рабочего тела и к магистрали для подачи рабочего тела из бака-накопителя в дополнительную камеру. Техническим результатом изобретения является моделирование теплового процесса с участием рабочего тела в виде моновещества. 6 ил.
Наверх