Способ ремонта лопаток турбинных машин



Способ ремонта лопаток турбинных машин
Способ ремонта лопаток турбинных машин
Способ ремонта лопаток турбинных машин
Способ ремонта лопаток турбинных машин

Владельцы патента RU 2316418:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Московское машиностроительное производственное предприятие "САЛЮТ" (ФГУП "ММПП "САЛЮТ") (RU)

Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано для восстановления лопаток турбинных машин. Определяют линию ремонтного сечения лопатки, по которой удаляют дефектную часть. Пристыковывают платики к боковым сторонам лопатки. Причем одну из сторон каждого платика выполняют с кривизной, повторяющей кривизну торца лопатки. После чего устанавливают накладку на торцевую поверхность лопатки и платиков и фиксируют вышеназванные детали аргонодуговой сваркой. Затем осуществляют соединение электронно-лучевой сваркой путем наплавки на торец лопатки с использованием накладки в качестве присадочного материала. После этого проводят механическую обработку. В результате исключается нарушение структуры материала лопатки и накладки и возникновение дефектов. 4 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к ремонту деталей машин и может быть использовано в турбомашиностроении при восстановлении изнашиваемых частей лопаток, в частности торцов лопаток компрессора.

Известные технические решения, направленные на восстановление изношенных частей лопаток, не гарантируют качественного сплавления присадочных материалов с торцем лопатки из-за возникающих в местах наплавки лопатки таких дефектов, как прижоги, подрезы, несплавления. Кроме того, возможно и налипание капель наплавляемого металла на кромку пера лопаток.

Известен способ ремонта поврежденного торца лопатки турбины (US пат. №5794338 от 1997 г., кл. В23Р 15/00). На поврежденный зачищенный торец лопатки последовательно наплавляют присадочный материал, после чего механически обрабатывают наплавленный торец лопатки до требуемого размера.

Недостатком известного способа является образование дефектов несплавления и подрезов при нанесении первого слоя наплавки, а также напыление пера лопатки и его прижогов каплями расплавленного металла.

Известен способ восстановления длины пера лопаток газотурбинного двигателя (RU пат. №2138382 от 1999 г., кл. В23Р 6/00). В известном способе на торец лопатки укладывают проволоку и прихватывают ее. Затем на боковые поверхности пера лопатки и проволоку наносят пастообразный припой, который после нагрева в вакуумной печи до температуры плавления припаивает проволоку к торцу пера лопатки. Недостатком способа является низкая прочность соединения наращиваемого материала с пером лопатки.

Известен способ ремонта лопаток турбинного двигателя. (ЕР пат. 1371439 от 1997 г., В23К 9/04). На ремонтируемый участок поверхности лопатки накладывают заготовку из жаропрочного сплава и наплавляют на заготовку присадочный металл с температурой плавления, превышающей температуру плавления металла лопатки. При данном способе наплавки возможны такие дефекты, как прижоги, подрезы, несплавления.

Известен способ ремонта лопаток турбинных машин, при котором определяют линию ремонтного сечения лопатки, удаляют по ней дефектную часть, пристыковывают платик к боковой стороне лопатки, а затем поверх - накладку и осуществляют соединение электронно-лучевой сваркой с последующей механической обработкой (RU пат. №2240215 от 2004 г., кл. В23Р 6/00).

Недостатком известного способа является то, что в результате приварки накладки к перу лопатки около шва образуются значительные зоны термического влияния, что нарушает структуру материала лопатки и накладки и может привести к возникновению дефектов типа трещин.

Задачей настоящего изобретения является осуществление технического результата, заключающегося в устранении указанного недостатка способа.

Технический результат осуществляется тем, что в способе ремонта лопаток турбинных машин, при котором определяют линию ремонтного сечения лопатки, удаляют по ней дефектную часть, пристыковывают платик к боковой стороне лопатки, а затем сверху - накладку, и осуществляют соединение электронно-лучевой сваркой с последующей механической обработкой, с обратной стороны лопатки устанавливают дополнительный платик, причем одну из сторон каждого платика выполняют с кривизной, повторяющей кривизну торца лопатки, а затем аргонодуговой сваркой фиксируют платики между собой и накладкой и осуществляют наплавку на торец лопатки, используя накладку в качестве присадочного материала.

Способ ремонта лопаток турбинных машин поясняется фиг.1-4, где на фиг.1:

1 - изображена лопатка с платиками, пристыкованными к обеим ее сторонам (вид сбоку);

2 - та же лопатка в процессе наплавки с использованием накладки в качестве присадочного материала;

3 - лопатка (вид сверху), одна из сторон которых выполнена по образующим торца лопатки конгруэнтно им;

4 - та же лопатка, торец которой и платики накрыты накладкой.

На фиг.1-4 позициями 1-6 указаны: 1 - лопатка, 2, 3 - платики, 4 - накладка, 5 - участок наплавки, 6 - электронный луч.

По данному способу восстанавливались торцевые поверхности лопаток компрессора, изготовленных из сталей и титановых сплавов.

Лопатки 1 подготавливают следующим образом. Измеряют высоту лопатки 1 (от замка до торца), определяют линию ремонтного сечения лопатки, удаляют по ней дефектную часть шлифовкой, выравнивают торцевую поверхность до размера Lизн для осуществления операции восстановления детали до чертежных размеров.

Из материала, идентичного материалу лопатки, подготавливают два платика 2, 3 длиной на 10-15 мм больше длины торца лопатки, шириной 2-3 мм, а также накладку 4 с шириной, соответствующей общему размеру установленных на лопатке платиков 3, 4, длиной, соответствующей длине платика. Толщина накладки 4 должна превышать шину литой зоны на 3-5 мм. Совмещают торцевые поверхности лопатки 1 и платиков 2, 3, зажимают в губках приспособления и платики 3, 4 фиксируют аргонодуговой сваркой. На торцевую поверхность лопатки 1 и платиков 3, 4 устанавливают накладку 4, которую также аргонодуговой сваркой фиксируют к платикам 3, 4.

Подготовленные таким образом лопатки устанавливают на манипулятор электронно-лучевой установки и осуществляют их наплавку.

Наплавку накладки 4, являющейся присадочным материалом (участок наплавки 5), производят электронным лучом с его статическим отклонением и динамическим сканированием по выбранной траектории с заданной частотой и амплитудой.

Режимы электронно-лучевой наплавки приведены в таблице

Толщина пластиныУскоряющее напряжение, кВТок луча, мАЧастота колебаний луча, ГцАмплитуда колебаний, ммСкорость наплавки, м/ч
1,56018104,520

После наплавки лопатки проводят механическую обработку на соответствие размерам чертежа, термообработку и металлографический контроль восстановленной лопатки. По полученным результатам контроля и замеров судят о соответствии лопаток чертежным размерам и об их годности к установки на двигатель.

Таким образом, предлагаемый способ ремонта лопаток из титановых сплавов и сталей обеспечивает полное восстановление геометрических размеров лопаток, упрощает технологический процесс ремонта, позволяет получать качественный наплавленный металл без разупрочнения металла лопатки. Свойства наплавленного металла находятся на уровне свойств металла лопатки, а сложная поверхность пера лопатки и его пространственное положение не имеют отклонений от чертежных размеров.

В результате осуществления предложенного способа исключаются нарушения структуры материала лопатки и накладки и возможность возникновения дефектов типа трещин.

Способ ремонта лопаток турбинных машин, включающий определение линии ремонтного сечения лопатки, удаление по указанной линии дефектной части, пристыковку платика к боковой стороне лопатки, а затем сверху - накладки и соединение электронно-лучевой сваркой с последующей механической обработкой, отличающийся тем, что с обратной стороны лопатки устанавливают дополнительный платик, причем одну из сторон каждого платика выполняют с кривизной, повторяющей кривизну торца лопатки, после чего аргонодуговой сваркой фиксируют платики между собой и накладкой, а соединение электронно-лучевой сваркой осуществляют путем наплавки на торец лопатки с использованием накладки в качестве присадочного материала.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам упрочнения или восстановления рабочих поверхностей шеек валов. .

Изобретение относится к способам восстановления металлических поверхностей методом наплавки, может использоваться при устранении дефектов поверхностей деталей машин при их ремонте.

Изобретение относится к комбинированным методам обработки металлов и может быть использовано для восстановления изделий из чугуна немеханической обработкой. .

Изобретение относится к области электротехники и электротехнологии, конкретнее к электроконтактной сварке, и может быть использовано в магистральных насосных агрегатах для трубопроводного транспорта нефти и газа.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте автомобилей. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для модификации и восстановления металлических поверхностей узлов трения деталей машин, в частности насосов высокого давления, форсунок распылителей топливных систем дизельных двигателей, двигателей внутреннего сгорания, редукторов и других деталей, условия эксплуатации которых требуют высоких триботехнических свойств.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для восстановления деталей с зубьями. .

Изобретение относится к области ремонта, а именно к способам ремонта жаровых труб камер сгорания газотурбинных двигателей с дефектами в виде трещин. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способу ремонта турбокомпрессоров, и может быть использовано на машиностроительных и ремонтно-технических предприятиях агропромышленного комплекса.
Изобретение относится к износостойким материалам для наплавки и способу их нанесения методом электронно-лучевой наплавки и может быть применено для изготовления новых, восстановления и увеличения срока службы изношенных деталей, работающих в условиях абразивного и ударно-абразивного износа.

Изобретение относится к способам электронно-лучевой наплавки плоских и цилиндрических поверхностей и может быть использовано как при изготовлении новых, так и при восстановлении поверхности изношенных деталей, работающих в условиях интенсивного абразивного износа в сочетании с ударными нагрузками.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способу сварки плавлением, и может быть применено для сварки изделий различной конструкции, в том числе при герметизации изделий активных зон ядерных реакторов как в обычных, так и в дистанционных условиях.

Изобретение относится к атомной энергетике и может быть использовано для сварки оболочек с заглушками при герметизации тепловыделяющих элементов. .

Изобретение относится к области сварки, а именно к электронно-лучевой сварке стыкозамковых соединений тонкостенных оболочек с заглушками. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способу сварки, и может найти использование в различных отраслях промышленности при изготовлении ответственных сварных соединений.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электронно-лучевой установке, и может найти применение при электронно-лучевой сварке и термообработке в различных отраслях машиностроения.

Изобретение относится к способу электронно-лучевой сварки труб и может быть использовано при изготовлении каналов ядерных реакторов при сварке труб из циркония и титана.

Изобретение относится к технике лазерной термической обработки тонколистовых металлических материалов, сплавов из них, закаливающихся высокопрочных сталей, имеющих разные теплофизические свойства, и может найти применение в машиностроении, авиастроении, судостроении
Наверх