Устройство компенсированного двухфазного генератора повышенной эффективности

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения синхронных электрических машин с возбуждением от постоянных магнитов. Сущность изобретения состоит в том, что в компенсированном двухфазном генераторе повышенной эффективности с возбуждением от постоянных магнитов, состоящем из двух статоров, расположенных идентично вдоль продольной оси генератора, и двух роторов, расположенных на оси генератора, согласно данному изобретению статоры выполнены с явно выраженными полюсами, вокруг которых намотаны обмотки статора, размеры полюсов статоров вдоль внутренней окружности статоров и размеры полюсов роторов вдоль наружной поверхности роторов составляют 90 электрических градусов, при этом роторы смещены друг относительно друга вокруг оси вращения на 90 электрических градусов, полюса ротора являются постоянными магнитами, а статоры и «спинки» роторов выполнены из тонколистовой электротехнической стали с электроизоляционным покрытием. Технический результат - упрощение конструкции двухфазных электрических генераторов. 2 ил.

 

Изобретение связано с использованием синхронных машин специальной конструкции с возбуждением от постоянных магнитов Н 02 К 21/27.

В настоящее время широко известны конструкции синхронных машин (двигателей и генераторов), в том числе и с возбуждением от постоянных магнитов.

Конструкции таких синхронных машин описаны, например, в книге М.М.Кацмана «Электрические машины и трансформаторы», часть II, Москва, издательство «Высшая школа», 1976 г.

Описание конструкции синхронных машин с возбуждением от постоянных магнитов могут быть приняты за прототип синхронного генератора, предлагаемого в настоящем изобретении.

Недостатком существующих синхронных машин является то, что магнитный поток, создаваемый постоянными магнитами полюсов ротора, пересекает проводники обмотки статора, располагаемые в пазах внутренней поверхности статора. При этом генерируемая электрическая мощность в генераторе равна требуемой механической мощности, подводимой к ротору генератора (без учета потерь энергии в статоре и механических потерь энергии в роторе).

В связи с изложенным эффективность всех существующих синхронных генераторов всегда меньше единицы.

Технический результат, на достижение которого направлено настоящее изобретение, состоит в создании простых по конструкции двухфазных электрических генераторов с эффективностью, большей единицы.

Генератор состоит из двух статоров, расположенных идентично вокруг одной продольной оси, с явно выраженными полюсами статоров (С1 и С2), с обмотками статоров (ОС), намотанными «вокруг» полюсов статора, и двух роторов (Р1 и Р2) с явно выраженными полюсами (ПР), расположенных на одной оси со смещением вокруг продольной оси на 90 «электрических» градусов один относительно другого.

Статоры, состоящие из полюсов статоров (ПС) и «спинок» статоров (СС), а также «спинки» роторов (СР) выполнены из шихтованной тонколистовой электротехнической стали с электроизоляционным покрытием. Постоянные магниты возбуждения (ПМВ) представляют собой полюса роторов (ПР).

Длина полюсов статора вдоль внутренней поверхности статора (lПС) сотавляет 90 «электрических» градусов; длина полюсов ротора вдоль наружной поверхности ротора (lПР) составляет также 90 «электрических» градусов.

Число полюсов статора (mC) кратно двум и равно mC=2Р, где Р - число пар полюсов в машине. Число полюсов ротора (mР) также равно: mР=2Р.

Схематическое изображение предлагаемой конструкции двухфазного генератора повышенной эффективности с Р=3 приведено на фиг.1.

Мощность, генерируемая в генераторе Wг, равна

где mс - число полюсов статора;

- напряжение на обмотке статора;

eОС=4,44f·WОС·ФСмакс [В] - эффективное значение ЭДС, генерируемой в ОС; WОС - число витков в ОС;

ФСмакс=BδРОТ·SПС [Вб] - максимальная величина магнитного потока возбуждения в полюсе статора; SПС - поперечное сечение полюса статора [м2];

BδРОТО[hПМВ/(hПМВ+δ)] [Тл] - индукция, создаваемая ПМВ в воздушном зазоре,

где hПМВ - высота постоянного магнита возбуждения (полюса ротора) [мм];

δ - величина воздушного зазора.

Электромеханический тормозной момент в генераторе определяется выражением

где К - коэффициент, определяемый конструктивными параметрами генератора;

ФРОТ - величина магнитного потока ротора [Вб];

ФСТАТ - величина магнитного потока статора [Вб];

θ - величина «электрического» угла между осями магнитных потоков ротора и статора [град.].

На фиг.2 на линейных развертках полюсов статора и ротора для одной фазы генератора для основных взаимных расположений полюсов ротора относительно полюсов статора (через каждые 45 «электрических» градусов поворота ротора) показаны оси и направления основной части магнитных потоков ротора ФРОТ и статора ФСТАТ создаваемого ПМВ и намагничивающими силами обмоток статора (НМС) е, где е=IОСМ·Wос [А]; IОСМ - мгновенное значение тока в обмотке статора.

Оси магнитных потоков ротора показаны сплошными линиями; пути магнитных потоков статора - пунктирными линиями. Стрелками «е» показаны направления действия НМС в полюсах статора, создаваемых токами в обмотках статора.

Благодаря большой величине магнитного сопротивления в цепи магнитных потоков ротора, определяемых магнитным сопротивлением насыщенных постоянных магнитов полюсов ротора и воздушными зазорами, величина магнитного потока ротора невелика, что определяет малую величину среднего значения электромеханического тормозного момента ротора Мторэм (см. фиг.2).

Величина усилий, действующих на полюса ротора F1 и F2, а также величины тормозных электромагнитных моментов Мторэм могут быть легко определены при известных конструктивных параметрах генератора.

На фиг.1 представлено схематическое изображение конструкции генератора с числом пар полюсов Р=3.

На фиг.1 приняты следующие обозначения:

1 - статор №1 (С1),

2 - статор №2 (С2),

3 - полюса роторов (ПР),

4 - «спинка» ротора (СР),

5 - вал генератора,

6 - обмотки статора (ОС),

7 - «спинка» статора (СС),

8 - полюса статора (ПС).

Стрелкой показано направление вращения ротора генератора.

Процесс изготовления генератора практически ничем не отличается по технологии и применяемым материалам от изготовления серийных синхронных машин с постоянными магнитами и может быть реализован на обычных электромашиностроительных предприятиях.

В генераторе могут быть использованы широко применяемые в электромашиностроении постоянные магниты из NdFeB с остаточной индукцией BО=1,2 Тл, коэфцитивной силой НC=12 кЭ и намагниченностью J=955000 А/м.

Компенсированный двухфазный генератор (КДГ) повышенной эффективности может быть использован для:

- питания однофазных и двухфазных потребителей переменного тока;

- питания потребителей постоянного тока (после выпрямителя);

- питания регулируемых частотой синхронных и асинхронных двигателей (после выпрямления и последующего инвертирования необходимой частоты и напряжения).

Наиболее перспективным является использование КДГ в электромобилях.

Компенсированный двухфазный генератор повышенной эффективности с возбуждением от постоянных магнитов, состоящий из двух статоров, расположенных идентично вдоль продольной оси генератора, и двух роторов, расположенных на оси генератора, отличающийся тем, что статоры выполнены с явно выраженными полюсами, вокруг которых намотаны обмотки статора, размеры полюсов статоров вдоль внутренней окружности статоров и размеры полюсов роторов вдоль наружной поверхности роторов составляют 90 электрических градусов, при этом роторы смещены относительно друг друга вокруг оси вращения на 90 электрических градусов, полюса ротора являются постоянными магнитами, а статоры и «спинки» роторов выполнены из тонколистовой электротехнической стали с электроизоляционным покрытием.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно к конструкциям роторов высокооборотных электрических машин. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам и электроприводу. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам электрической машины с постоянными магнитами, и может быть использован в синхронных двигателях и генераторах, а также в вентильных двигателях, применяемых в электроприводах промышленных роботов, лентопротяжных механизмов, киноаппаратуре и программных устройствах.

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей бесщеточных электродвигателей. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе, на транспорте, в энергетике. .

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения электрических приводов, ротор которых содержит постоянные магниты, а статор является электрически возбуждаемым.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам, и может быть использовано как однофазный самозапускающийся синхронный электродвигатель с ротором из постоянного магнита.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно к конструкциям торцевых асинхронных машин с одним статором и двумя роторами. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно - к конструкции торцевых синхронных машин, работающих в режиме генератора или двигателя.

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения двигателей с постоянными магнитами на роторе. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам, которые могут быть использованы в качестве двигателей и/или генераторов переменного или постоянного тока в промышленности и быту.

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к электрическим машинам, и может быть использовано в качестве низкооборотных высокомоментных двигателей мотор-колес для привода транспортных средств, двигателей привода лифтов, автомобильных стартер-генераторов и низкооборотных генераторов для ветроустановок и бесплотинных гидростанций и т.п.

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам с магнитными системами на постоянных магнитах, и может быть использовано в компактных энергетических установках, двигателях систем электродвижения морских судов, подводных лодок с уникальными виброшумовыми характеристиками, компактных энергетических системах постоянного тока.

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению, в частности к роторам магнитоэлектрических машин, преимущественно синхронных генераторов с возбуждением от постоянных магнитов.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам и электроприводу. .

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к синхронным генераторам с возбуждением от постоянных магнитов, преимущественно сварочным. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к синхронным генераторам с возбуждением от постоянных магнитов. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в трехфазных синхронных электрических машинах с возбуждением от постоянных магнитов
Наверх