Ракетная двигательная установка на твердом топливе

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных двигателей на твердом топливе. Ракетная двигательная установка на твердом топливе содержит двигатели предыдущей и последующей ступеней с общим днищем, разделяющим их камеры сгорания, и узлы стыковки и разделения ступеней. Раструб сопла двигателя последующей ступени выполнен в виде поворотных лепестков. Между общим днищем и торцом заряда предыдущей ступени образована кольцевая полость, в которой размещены развернутые к днищу лепестки раструба сопла и привод их раскрытия. Узлы стыковки и разделения ступеней расположены в зоне выхода кольцевой полости на цилиндрическую часть корпуса предыдущей ступени. Изобретение позволяет обеспечить максимальное заполнение топливом двигателя предыдущей ступени, а также повысить плотность компоновки ракетной двигательной установки и уменьшить ее габариты. 1 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных двигателей на твердом топливе.

Решение задач по уменьшению габаритов, массовому совершенству, баллистической эффективности двигателей привело к необходимости разработки совмещенных (интегральных) схем двигательных установок, т.е. блока двигателей с общим днищем.

Из патентных источников известны двигательные установки, выполненные по интегральной схеме (см. патенты США 3362165, 3385063, 4104878 и др.).

Наиболее близкой по конструктивным признакам и решаемой задаче является двигательная установка, приведенная в книге «Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе», под. ред. чл.-корр. РАН Л.Н.Лаврова, г.М.: Машиностроение, 1993 г., стр.60. Установка содержит двигатели предыдущей и последующей ступеней, камеры сгорания которых разделены общим днищем, сопло двигателя последующей ступени со стационарным раструбом, узел разделения ступеней.

Недостатки двигательной установки-прототипа связаны с ее конструктивной схемой, в которой не предусмотрено раздельное изготовление двигателей и их стыковка, а сопло двигателя последующей ступени полностью расположено в камере двигателя предыдущей ступени.

При такой схеме возникают большие сложности заполнения двигателей топливом, особенно полости между соплом двигателя последующей ступени и корпусом двигателя предыдущей ступени, раскрепления заряда от сопла и общего днища, контроля этих технологических операций. Кроме того, в этом случае исключается возможность автономной отработки двигателей на стенде.

Приведенные недостатки, естественно, ведут к снижению надежности конструкции. Кроме того, снаряженная топливом двигательная установка является весьма громоздкой (особенно для баллистических ракет), что создает значительные трудности при ее транспортировке.

Технической задачей изобретения является устранение указанных недостатков. Технический результат достигается тем, что в двигательной установке на твердом топливе, содержащей двигатели предыдущей и последующей ступеней с общим днищем, разделяющим их камеры сгорания, и закрепленным на днище соплом, узел разделения ступеней, раструб сопла двигателя последующей ступени выполнен в виде поворотных лепестков, а между общим днищем и торцом заряда двигателя предыдущей ступени образована кольцевая полость, в которой размещены развернутые к днищу лепестки раструба сопла и привод их раскрытия, при этом в зоне выхода кольцевой полости на цилиндрическую часть корпуса предыдущей ступени выполнены узлы стыковки и разделения ступеней.

Несложно показать существенность совокупности отличительных признаков предложенного технического решения.

Выполнение раструба сопла последующей ступени в виде поворотных лепестков позволяет формировать заряд предыдущей ступени в виде моноблока и таким образом обеспечивать максимальное заполнение двигателя предыдущей ступени топливом. Существенно упрощается технологическая схема формирования заряда, в которой исключается необходимость выполнения заряда из нескольких частей, что имеет место в известных аналогах.

Раздельное изготовление двигателей позволяет проводить их автономную отработку на стенде.

Размещение привода поворота лепестков сопла в застойной зоне между лепестками сопла и общим днищем также способствует повышению плотности компоновки установки, уменьшению ее габаритов.

На чертеже представлена конструкция двигательной установки, которая содержит двигатель 1 предыдущей ступени и двигатель 2 последующей ступени, разделенные общим днищем 3. Сопло двигателя последующей ступени имеет вдвинутую в камеру сгорания часть 4 и раструб, выполненный в виде поворотных лепестков 5, связанных с приводом 6 и опирающихся на общее днище 3. Камеры двигателей предыдущей и последующей ступеней заполнены зарядами 7 и 8 соответственно. Заряд 7 выполнен моноблочным и установлен с образованием между его торцом и общим днищем кольцевой полости А. На стенке корпуса двигателя предыдущей ступени в области расположения кольцевой полости А размещены узлы стыковки 9 и разделения 10 совмещенных двигателей. Привод 6 для установки лепестков 5 в рабочее положение размещен в полости между развернутыми и прилегающими к днищу лепестками раструба сопла и общим днищем (в застойной зоне). В этой же полости могут быть размещены кабели, бортовой источник питания и другие элементы электроавтоматики.

Особенности работы двигательной установки заключаются в следующем:

после сгорания заряда 7 подается команда на разделение ступеней и запуск двигателя последующей ступени, после чего лепестки 5 с помощью привода 6 приводятся в рабочее положение.

Таким образом, использование изобретения позволит повысить надежность конструкции, технологичность изготовления, упростить оснастку заполнения и отработку, транспортировку и сборку двигательной установки.

Ракетная двигательная установка на твердом топливе, содержащая двигатели предыдущей и последующей ступеней с общим днищем, разделяющим их камеры сгорания, узел разделения ступеней, отличающаяся тем, что раструб сопла двигателя последующей ступени выполнен в виде поворотных лепестков, а между общим днищем и торцом заряда предыдущей ступени образована кольцевая полость, в которой размещены развернутые к днищу лепестки раструба сопла и привод их раскрытия, при этом в зоне выхода кольцевой полости на цилиндрическую часть корпуса предыдущей ступени выполнены узлы стыковки и разделения ступеней.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к устройствам многоступенчатых жидкостных ракет. .
Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к устройству многоступенчатых жидкостных ракет. .

Изобретение относится к области космонавтики и космической техники, а именно к двигателям космических аппаратов

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании твердотопливных двигательных установок для многоступенчатых ракет-носителей

Изобретение относится к области космонавтики и космической техники, а именно к двигателям космических аппаратов для длительных орбитальных и межорбитальных полетов, а также для полетов к Луне и планетам

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в жидкостных ракетных двигателях

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к твердотопливным двигательным установкам системы аварийного спасения

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании твердотопливных двигательных установок для многоступенчатых баллистических ракет. Ракетная двигательная установка содержит двигатели предыдущей и последующей ступени, соединенные через межступенчатый отсек, образованный с помощью узлов стыка двигателей. Днище двигателя предыдущей ступени выполнено с профилем, эквидистантным профилю сопла последующей ступени, и размещено в нем с зазором, исключающим их контакт при работе. Сопло двигателя последующей ступени выполнено с расширением, при котором срез сопла имеет диаметр меньше внутреннего диаметра межступенчатого отсека на величину зазора между ними, исключающего их контакт при работе. Изобретение позволяет снизить габариты двигательной установки и повысить ее энергетические характеристики. 1 ил.

Группа изобретений относится к ракетной технике и может быть применена для многоразовых возвращаемых ракетно-космический систем, способных совершать пилотируемый полет в атмосфере. Возвращаемая ступень ракеты-носителя, содержащая фюзеляж, баки окислителя и горючего, крылья, жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) и не менее двух рулевых двигателей, в соответствии с изобретением к фюзеляжу прикреплены два боковых блока, в которых установлены газотурбинные двигатели (ГТД), которые имеют рулевой ракетный двигатель, установленный внутри выхлопного сопла, основную камеру сгорания и вспомогательный газогенератор, соединенный через коллектор смешения с основной камерой сгорания газоводом, а в верхней части боковых блоков выполнены воздухозаборники. В газоводе может быть установлен озонатор. Подвод окислителя и горючего к вспомогательному газогенератору может быть выполнен через дополнительный турбонасосный агрегат (ТНА), в состав которого входит электрогенератор. Озонатор может быть установлен внутри основной камеры сгорания непосредственно перед коллектором смешения. Газотурбинный двигатель содержит перед основной камерой сгорания кольцевой коллектор, с которым соединен газовод, а полость кольцевого коллектора сообщается с воздушным трактом отверстиями или патрубками. Газотурбинный двигатель содержит перед основной камерой сгорания соединенный с газоводом кольцевой перфорированный коллектор, установленный внутри воздушного тракта. Газотурбинный двигатель содержит перед основной камерой сгорания кольцевой коллектор. Газотурбинные двигатели могут быть оборудованы соплом с управляемым вектором тяги. Рассмотрен способ работы возвращаемой ступени ракеты-носителя, включающий ее разгон на активном участке траектории при помощи ЖРД и управление при помощи рулевых двигателей и возвращение при помощи двух ГТД, при этом ГТД запускают в разреженных слоях атмосферы, используя вспомогательные газогенераторы, работающие с избытком окислителя и компенсирующие нехватку атмосферного воздуха для работы ГТД, генераторный газ перед подачей в основную камеру сгорания озонируют, а при полете в плотных слоях атмосферы вспомогательные газогенераторы выключают. Рассмотрен газотурбинный двигатель, содержащий компрессор, основную камеру сгорания, турбину и выхлопное сопло, при этом он содержит рулевой ракетный двигатель, установленный внутри выхлопного сопла, основную камеру сгорания и вспомогательный газогенератор, соединенный газоводом через коллектор смешения с основной камерой сгорания газоводом. В газоводе может быть установлен озонатор. В коллекторе смешения установлен озонатор. В воздушном тракте между компрессором и основной камерой сгорания установлен озонатор. Озонатор может содержит два кольцевых электрода, выполненные коаксиально по обе стороны от коллектора смешения. Изобретение обеспечивает улучшение стартовых характеристик ракеты-носителя и упрощение системы управления по углам тангажа, рыскания и крена и обеспечение ее работоспособности на любых высотах. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 22 ил.
Наверх