Способ управления тяговым синхронным электродвигателем и устройство для реализации этого способа

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в приводах транспортных средств. Техническим результатом является минимизация дополнительных коммутационных потерь в машине и силовом преобразователе. Способ и устройство управления тяговым синхронным двигателем основан на функционировании векторного токового следящего контура во вращающейся ортогональной системе координат (d, q), ось d которой направлена по продольной оси ротора, а ось q по поперечной оси ротора электродвигателя. 2 н.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам управления тяговыми синхронными электродвигателями с независимым возбуждением в приводах транспортных средств.

Известны способ и устройства (патенты России: №958158, кл. B60L 15/20, 1982 г.; №892632, кл. Н02Р 5/06, 1981 г.; №1534725, кл. Н02Р 5/06, 1990 г.), в которых обеспечивается идеальное использование электрической машины в основных режимах движения транспортного средства за счет регулирования потока независимой обмоткой возбуждения (зона работы с постоянством мощности).

Общим недостатком этих устройств является наличие коллекторного узла у электрической машины, что резко ухудшает энергетические и эксплуатационные показатели тягового электропривода.

Известно также устройство (патент России №1552334, кл. Н02Р 7/42, 1988 г.), в котором для тягового электропривода используется бесконтактная электрическая машина (асинхронный электродвигатель).

Недостатком этого устройства является отсутствие возможности независимого регулирования потока, что не позволяет реализовать режим работы машины с постоянством мощности и нулевым значением реактивного тока, так как cosf в данном случае принципиально не равен единице, поэтому ключевые элементы силового преобразователя необходимо выбирать на завышенный ток.

Известен способ и устройство (патент России №604112, кл. Н02Р 5/34, 1975 г.), управления синхронным электродвигателем с электромагнитным возбуждением, в котором возможно независимое регулирование потока и тока якоря.

Недостатком этого устройства является наличие контактных колец на роторе и отсутствие блока оптимизации режимов работы синхронной машины в условиях ограничения по току и напряжению питания для оптимального использования габаритной мощности синхронной машины и установленной мощности ключевых элементов силового преобразователя.

Известно устройство (патент России №2170487, кл. Н02К 19/22, 19/16 2001 г.), в котором синхронная машина с электромагнитным возбуждением не имеет контактных колец и может работать как в генераторном, так и в двигательном режимах.

Недостатком этого устройства также является отсутствие блока оптимизации режимов работы синхронной машины в условиях ограничения по току и напряжению питания для оптимального использования габаритной мощности синхронной машины и установленной мощности ключевых элементов силового преобразователя.

Известно также устройство (см. [1], стр.104), в котором синхронная машина с электромагнитным возбуждением работает в частотно-токовой системе автоматического регулирования с номинальным потокосцеплением статора и коэффициентом мощности, равным или близким к единице во всем диапазоне изменения нагрузок и регулирования скорости за исключением второй зоны (режим ослабления поля).

Недостатком этого устройства является работа с неизменным потокосцеплением статора, что не позволяет полностью использовать синхронную машину по мощности, максимально допустимому току и напряжению во всем диапазоне скоростей и нагрузок. Кроме того, не обеспечивается режим минимизации потерь, когда текущие значения скоростей и нагрузок могут быть реализованы не при предельных значениях тока и напряжения.

Наиболее близким техническим решением является способ и устройство (патент России №2250552, кл. Н02Р 21/00, B60L 15/20, опублик. 20.11.2004), в котором синхронная машина с электромагнитным возбуждением работает в частотно-токовой системе автоматического регулирования с коэффициентом мощности, равным или близким к единице во всем диапазоне изменения нагрузок и регулирования скорости с обеспечением выполнения критерия минимума статических потерь в машине.

Недостатком этого устройства является отсутствие минимизации дополнительных (коммутационных) потерь в машине и силовом преобразователе.

Решение технической задачи направлено на минимизацию дополнительных (коммутационных) потерь в машине и силовом преобразователе.

Для решения поставленной технической задачи управления тяговым синхронным электродвигателем с независимым возбуждением измеряют текущие значения напряжения бортовой аккумуляторной батареи, фазных токов и напряжений тягового синхронного электродвигателя, а также скорости и углового положения ротора и с учетом выходных сигналов датчиков положения педалей тормоза и акселератора автомобиля, формируют заданные значения составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям в неподвижной относительно ротора ортогональной системе координат (d, q), ось d которой направлена по продольной оси ротора электродвигателя, а также заданное значение тока возбуждения, которое затем формируют в обмотке возбуждения тягового синхронного электродвигателя с помощью регулятора тока возбуждения, в функции поддержания коэффициента мощности, равным или близким к единице, затем измеренные фазные токи переводят в неподвижную относительно ротора ортогональную систему координат (d, q), ось d которой направлена по продольной оси ротора электродвигателя, сравнивают их с заданными, определяют знаки отклонений текущих значений токов от заданных и по этим знакам определяют требуемые мгновенные знаки фазных напряжений, при этом, если в данный момент времени ось d находится в секторе -30÷+30 электрических градусов относительно оси фазы "А", то знак напряжения фазы "А" устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по продольной оси, знак напряжения фазы "В" устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по поперечной оси, а знак напряжения фазы "С" устанавливают противоположным знаку отклонения тока по поперечной оси, если в данный момент времени ось d находится в секторе +30÷+90 электрических градусов относительно оси фазы "А", то знак напряжения фазы "А" устанавливают противоположным знаку отклонения тока по поперечной оси, знак напряжения фазы "В" устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по поперечной оси, а знак напряжения фазы "С" устанавливают противоположным знаку отклонения тока по продольной оси, если в данный момент времени ось d находится в секторе +90÷+150 электрических градусов относительно оси фазы "А", то знак напряжения фазы "А" устанавливают противоположным знаку отклонения тока по поперечной оси, знак напряжения фазы "В" устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по продольной оси, а знак напряжения фазы "С" устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по поперечной оси, если в данный момент времени ось d находится в секторе +150÷+210 электрических градусов относительно оси фазы "А", то знак напряжения фазы "А" устанавливают противоположным знаку отклонения тока по продольной оси, знак напряжения фазы "В" устанавливают противоположным знаку отклонения тока по поперечной оси, а знак напряжения фазы "С" устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по поперечной оси, если в данный момент времени ось d находится в секторе +210÷+270 электрических градусов относительно оси фазы "А", то знак напряжения фазы "А" устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по поперечной оси, знак напряжения фазы "В" устанавливают противоположным знаку отклонения тока по поперечной оси, а знак напряжения фазы "С" устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по продольной оси, если в данный момент времени ось d находится в секторе +270÷+330 электрических градусов относительно оси фазы "А", то знак напряжения фазы "А" устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по поперечной оси, знак напряжения фазы "В" устанавливают противоположным знаку отклонения тока по продольной оси, а знак напряжения фазы "С" устанавливают противоположным знаку отклонения тока по поперечной оси.

Устройство управления тяговым синхронным электродвигателем с независимым возбуждением, реализующее данный способ, является оригинальным техническим решением, так как содержит формирователь гармонических функций, подключенный выходом к первому входу блока преобразования координат, датчики положения педалей тормоза и акселератора, выходы которых подключены соответственно к первому и второму входам блока коммутации, а выход блока коммутации, в свою очередь, подключен к первому входу блока формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям, причем второй вход этого блока подключен к выходу датчика скорости, третьи входы подключены к выходам датчиков фазного напряжения, а управляющий вход блока коммутации подключен к выходу компаратора, вход которого, в свою очередь, подключен к выходу датчика положения педали тормоза, причем положительному выходному сигналу компаратора соответствует нижнее замкнутое состояние блока коммутации, силовой преобразователь, подключенный через датчики тока и напряжения к фазным обмоткам тягового синхронного электродвигателя, регулятор тока возбуждения, подключенный входом к первому выходу блока формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям, а выходом к обмотке возбуждения тягового синхронного электродвигателя, при этом выходы датчиков тока через блок преобразования координат подключены ко вторым входам блока формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям, а первый (цифровой) вход блока преобразования координат через формирователь гармонических функций подключен к выходу датчика положения и ко входу измерителя скорости, при этом второй и третий выходы блока формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям подключены соответственно к неинвертирующим входам первого и второго блоков сравнения, инвертирующие входы которых подключены соответственно к первому и второму выходам блока преобразования координат, при этом выходы первого и второго блоков сравнения через релейные элементы с гистерезисной характеристикой подключены соответственно к первому и второму входам управляемого логического коммутатора, выходы которого подключены непосредственно к входам управления ключевыми элементами силового преобразователя, а третий (цифровой) вход управляемого логического коммутатора подключен непосредственно к выходу датчика положения, механически связанного с ротором тягового синхронного электродвигателя и выполненного имеющим на выходе цифровой сигнал в параллельном коде.

На фиг.1 изображена структурная схема устройства управления тяговым синхронным электродвигателем с независимым возбуждением, реализующего данный способ; на фиг.2 - структурная схема блока формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям; на фиг.3 - векторная диаграмма, поясняющая принцип работы.

Структурная схема устройства управления тяговым синхронным электродвигателем 1 с независимым возбуждением, реализующее данный способ, содержит формирователь 2 гармонических функций, подключенный выходом к первому входу блока 3 преобразования координат, датчики положения педалей тормоза 4 и акселератора 5, выходы которых подключены соответственно к первому и второму входам блока 6 коммутации, а выход блока 6 коммутации, в свою очередь, подключен к первому входу блока 7 формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям, причем второй вход этого блока подключен к выходу датчика 8 скорости, третьи входы подключены к выходам датчиков 9 фазного напряжения, а управляющий вход блока 6 коммутации подключен к выходу компаратора 10, вход которого, в свою очередь, подключен к выходу датчика 4 положения педали тормоза, причем положительному выходному сигналу компаратора 10 соответствует нижнее замкнутое состояние блока 6 коммутации, силовой преобразователь 11, подключенный через датчики тока 12 и напряжения 9 к фазным обмоткам тягового синхронного электродвигателя 1, регулятор 13 тока возбуждения, подключенный входом к первому выходу блока 7 формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям, а выходом к обмотке возбуждения тягового синхронного электродвигателя 1, при этом выходы датчиков 12 тока через блок 3 преобразования координат подключены ко вторым входам блока 7 формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям, а первый (цифровой) вход блока 3 преобразования координат через формирователь 2 гармонических функций подключен к выходу датчика 14 положения и ко входу измерителя скорости 8, при этом второй и третий выходы блока 7 формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям подключены соответственно к неинвертирующим входам первого 15 и второго 16 блоков сравнения, инвертирующие входы которых подключены соответственно к первому и второму выходам блока 3 преобразования координат, при этом выходы первого 15 и второго 16 блоков сравнения через релейные элементы 17 и 18 с гистерезисной характеристикой подключены соответственно к первому и второму входам управляемого логического коммутатора 19, выходы которого подключены непосредственно к входам управления ключевыми элементами силового преобразователя 11, а третий (цифровой) вход управляемого логического коммутатора 19 подключен непосредственно к выходу датчика 14 положения, механически связанного с ротором тягового синхронного электродвигателя 1 и выполненного имеющим на выходе цифровой сигнал в параллельном коде.

Блок 7 формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям содержит блоки вычисления входной мощности 20, модуля вектора напряжения 21 и тока 22 статора, блок 23 ограничения коэффициента связи, три блока 24, 25 и 26 суммирования, три блока 27, 28 и 29 сравнения, три пропорциональных регулятора 30, 31 и 32, три блока 33, 34 и 35 масштабирования, блок 36 задания постоянных сигналов, блок 37 вычисления модуля, блок 38 ограничения минимального значения, блоки деления 39 и умножения 40, при этом выход блока 20 вычисления входной мощности через первый блок 27 сравнения и первый пропорциональный регулятор 30 соединен с первым входом первого блока 24 суммирования, второй вход которого является первым входом вычислительного блока 7 и подключен к выходу блока 6 коммутации. Выходы датчиков 9 фазных напряжений статора через последовательно включенные блок 21 вычисления модуля вектора напряжения, второй блок 28 сравнения и второй пропорциональный регулятор 31 подключены к первому входу второго блока 25 суммирования, второй вход которого подключен к блоку 36 задания постоянного сигнала, а третий вход через последовательно включенные третий пропорциональный регулятор 32, третий блок 29 сравнения и блок 22 вычисления модуля вектора тока статора связан с соответствующими выходами блока 3 преобразования координат, и входом блока 37 вычисления модуля, выход которого подключен к первым входам блоков деления 39 и умножения 40, вторые входы которых через блок 23 ограничения коэффициента связи подключены к выходу второго блока 25 суммирования, причем второй вход блока 23 ограничения коэффициента связи подключен к выходу датчика 8 скорости, а выход блока 39 деления через первый блок 33 масштабирования подключен к неинвертирующему входу первого блока 15 сравнения, а через второй блок 34 масштабирования - к первому входу третьего блока 26 суммирования, второй вход которого через третий блок 35 масштабирования подключен к выходу блока 40 умножения, а выход третьего блока 26 суммирования через блок 38 ограничения минимального значения подключен ко входу регулятора 13 тока возбуждения, при этом выходы блока 36 задания постоянных сигналов подключены к соответствующим входам блоков 27, 28 и 29 сравнения, а входы блока 20 вычисления входной мощности подключены к выходам блоков 21, 22 вычисления модулей векторов напряжения и тока статора.

Работа устройства, реализующего предлагаемый способ управления, осуществляется следующим образом.

Вначале рассмотрим двигательный режим (сигнал на выходе датчика 4 положения педали тормоза отсутствует, блок 6 коммутации находится в верхнем замкнутом положении).

При нажатии водителем на педаль акселератора сигнал на выходе датчика 5 положения этой педали начинает монотонно возрастать, поступая через блок 6 коммутации на первый вход блока 7 формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора. Выходной сигнал с первого выхода этого блока поступает на вход регулятора 13 возбуждения, который формирует требуемые значения тока в обмотке возбуждения, а сигналы заданных значений составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям, поступающие на неинвертирующие входы первого 15 и второго 16 блоков сравнения соответственно со второго и третьего выходов, сравниваются с их текущими значениями и по результатам сравнения на выходах релейных элементов 17, 18 формируются логические сигналы sign(Δid), sign(Δiq) соответственно. (описание алгоритма формирования заданных значений токов приведено на фиг.4).

Работа устройства основана на функционировании векторного токового следящего контура в системе координат (d, q), ось d которой направлена по продольной оси ротора электродвигателя. Этот контур образован блоками 11, 12, 3, 15, 16, 17, 18, и 19 (фиг.1). Питание фазных обмоток осуществляется от силового преобразователя 11 с полностью управляемыми ключевыми элементами, которые в зависимости от знака команд управления (signUj,j=А, В, С) подключают фазные обмотки электродвигателя 1 к плюсовому или минусовому выводам бортовой аккумуляторной батареи, поэтому фазные напряжения силового преобразователя 11, измеренные относительно средней точки, можно записать в виде

где Ud - напряжение бортовой аккумуляторной батареи.

При этом обобщенный вектор U=(uα, uβ) выходного напряжения такого преобразователя будет описываться уравнением

где (е, e), (e, e), (e, e) проекции направляющих орт фаз А, В и С электродвигателя 1 на оси неподвижной ортогональной системы координат (α, β), ось α которой совпадает с направлением фазы А. На фиг.3 изображены шесть ненулевых векторов Um, (m=1, ..., 6) выходного напряжения силового преобразователя 11, соответствующие различным комбинациям команд управления.

Отсюда видно, что плоскость α, β можно разбить на шесть секторов, в каждом из которых для раздельного регулирования Δid, Δiq достаточно использовать лишь четыре из шести ненулевых векторов Um (m=1, ..., 6) выходного напряжения силового преобразователя 11. Например, если ротор находится во втором секторе (фиг.3), то переключения ключевых элементов силового преобразователя 11 в состояния, соответствующие U1 и U3, будут вызывать уменьшение текущего значения Δid, а переключения в состояния, соответствующие U4 и U6, будут вызывать увеличение текущего значения Δid. Аналогично, переключения в состояния, соответствующие U3 и U4, будут вызывать уменьшение текущего значения Δiq, а переключения в состояния U1 и U6 будут вызывать увеличение текущего значения Δiq. Это обстоятельство и положено в основу алгоритма функционирования векторного токового следящего контура в системе координат (d, q), который фактически сводится к составлению таблицы соответствия знаков фазных напряжений {signUj, j=А, В, С) знакам ошибок регулирования sign(Δid), sign(Δiq) в зависимости от текущего положения (номер сектора) вращающейся системы координат (d, q) на плоскости α, β (см. таблицу).

Таблица.
СекторγsignUAsignUBsignUC
1.-30÷+30+sign(Δid)+sign(Δiq)-sign(Δiq)
2.+30÷+90-sign(Δiq)+sign(Δiq)-sign(Δid)
3.+90÷+150-sign(Δiq)+sign(Δid)+sign(Δiq)
4.+150÷+210-sign(Δid)-sign(Δiq)+sign(Δiq)
5.+210÷+270+sign(Δiq)-sign(Δiq)+sign(Δid)
6.+270÷+330+sign(Δiq)-sign(Δid)-sign(Δiq)

Например, если выходной сигнал релейного элемента 17 положительный, sign(Δid)=+1, выходной сигнал релейного элемента 18 отрицательный, sign(Δiq)=-1, то, как видно из таблицы, выходное напряжение силового преобразователя 11 будет соответствовать U1.

Подключение выходов релейных элементов 17 и 18 непосредственно к входам управления ключевых элементов силового преобразователя 11 в соответствии с таблицей осуществляет управляемый логический коммутатор 19. Определение номера сектора производится по цифровому коду, снимаемому с выхода датчика положения 14.

Повышение энергетических показателей (минимизация дополнительных потерь в электродвигателе и силовом преобразователе) данного устройства по сравнению с известным обеспечивается за счет того, что при той же или даже меньшей суммарной частоте коммутаций ключевых элементов силового преобразователя 11 величина гистерезиса релейного элемента 17 может быть установлена в 2-3 раза меньшей, чем у релейного элемента 18, что приводит к соответствующему уменьшению пульсаций id, а следовательно, и потока, при этом, как видно из таблицы, в каждом из секторов частота коммутаций в одной из фаз силового преобразователя 11 будет также в 2-3 раза меньшей, чем в двух других фазах.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Осуществление формирования заданных значений токов возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям, обеспечивающих работу электродвигателя с коэффициентом мощности, равным или близким к единице при минимальных потерях в меди электродвигателя поясняется с помощью следующих известных соотношений (см. [1] стр.864)

где Lsd, Lsq - полная индуктивность статора, соответственно по продольной и поперечной осям;

Lmd - взаимная индуктивность обмоток статора и обмотки возбуждения по продольной оси;

Lf - полная индуктивность обмотки возбуждения;

id, iq - составляющие вектора |Is| тока статора по продольной и поперечной осям соответственно;

Ψd, Ψq - составляющие вектора потокосцепления статора по продольной и поперечной осям соответственно;

if, Ψf - ток и потокосцепление обмотки возбуждения.

В соответствии с известным способом управления (патент России №2250552, кл. Н02Р 21/00, B60L 15/20, опублик. 20.11.2004) вводим новую переменную , называемую в дальнейшем коэффициентом связи, тогда с учетом (1) и условием равенства единице коэффициента мощности получаем

Развиваемый электродвигателем момент М равен

Так как Ψd при переходе из двигательного режима в генераторный и наоборот не должно изменять свой знак, то, следовательно, sign К=signiq и составляющая id всегда отрицательна, а ток в обмотке возбуждения if всегда положительный.

Потери PM в меди электродвигателя при фиксированном значении момента имеют вид

где Rs и Rf - активные сопротивления обмоток статора и обмотки возбуждения соответственно.

Из уравнения (5) видно, что существует такое значение коэффициента связи (будем называть его Кonm), при котором потери в меди минимальны.

Это значение коэффициента связи всегда можно получить из условия

dPM/dK=0.

Так как в реальных системах всегда существуют ограничения, налагаемые на величину напряжения и фазного тока силового преобразователя, то целесообразно получить зависимость ω=f(M), определяющую зону возможной работы электродвигателя с К=Кonm и с учетом налагаемых ограничений. Используя известные дифференциальные уравнения (см. [1] стр.865) не трудно убедиться, что в статическом режиме работы составляющие вектора напряжения статора имеют вид:

Из уравнений (1), (4) и (6) получаем

Знак «+» соответствует двигательному режиму работы, а «-» - генераторному.

Для расчета зоны возможной работы электродвигателя с минимумом потерь в меди можно построить кривую ω=f(M) при К=Копт, (фиг.4, кривая АБ). Эта зона ограничена сверху максимально допустимой скоростью ротора ωmax, а справа - максимальным моментом М1, который определяется из уравнения (4) при К=Копт и |Is|=|Is|max. Но, как видно из уравнения (4), максимальный момент достигается не при К=Копт, а при К>Кonm. Естественно, что при этом потери в меди возрастают, но тем не менее при том же токоограничении можно будет получить большие моменты, что немаловажно для режимов обгона или экстренного торможения. Максимальное значение коэффициента связи Кmax можно вычислить из уравнения (3), выразив iq через |Is| при if=ifmax и |Is|=|Is|max. При этом значения Kmax и заданном токоограничении |Is|max уравнение (4) дает максимальное значение момента, развиваемого машиной Мmax (фиг.4).

Из уравнения (7) видно, что при фиксированном моменте и |Us|=|Us|max дальнейшее возрастание скорости возможно только за счет уменьшения значений коэффициента связи К ниже Кonm, причем это также ведет к возрастанию потерь в меди машины. Очевидно, что минимальная величина коэффициента связи Кmin определяется из уравнения (7) при |Us|=|Us|max |Is|=|Is|max, и ω=ωmax. Умножив уравнение (7) на М, можно сделать вывод, что предельное значение мощности Рmax, развиваемой электродвигателем, не зависит от величины коэффициента связи, а определяется только величиной активного сопротивления обмоток статора и заданными ограничениями - |Us|max и |Is|max

Уравнению (8) соответствует гипербола СД на фиг 4. Значения коэффициента связи, соответствующие гиперболе СД (будем обозначать их Кгр) обратно пропорциональны угловой скорости вращения ротора и определяются из (7) при |Us|=|Us|max и |Is|=|Is|max

Таким образом, из фиг.4 видно, что в отношении величины коэффициента связи К имеется три зоны.

Зона 1 ограничена осями ω, М, максимальной скоростью ωmax, кривой АБ и моментом М1 (на фиг.4 не заштрихована). Это зона, в которой при заданных ограничениях |Us|=|Us|max и |Is|=|Is|max возможно выполнение минимума потерь в меди машины. Величина К в этой зоне должна быть постоянная и равна Кonm.

Зона 2 ограничена гиперболой СД, моментами М1, Mmax и осью М. В этой зоне, при увеличении заданного момента, коэффициент связи должен меняться от К=Копт до К=Kmax в функции поддержания тока статора на уровне |Is|max

Зона 3 ограничена кривой АБ, гиперболой СД и максимальной скоростью ωmax. В этой зоне, при увеличении заданной скорости или момента, коэффициент связи должен изменяться от K=Копт до К=Kmin в функции поддержания вектора напряжения на уровне |Us|=|Us|max.

Таким образом, при учете влияния ограничения тока ключевых элементов силового преобразователя необходимо увеличить значение коэффициента связи К, начиная от значения Копт до тех пор, пока ток в статорных обмотках не уменьшится до допустимых значений. Эти функции осуществляются третьим блоком 29 сравнения, вторым блоком 25 суммирования и третьим пропорциональным регулятором 32, нижний уровень выходного сигнала которого равен нулю (фиг.2). Аналогичным образом следует поступать и при учете ограничения напряжения. Эти функции осуществляются вторым блоком 28 сравнения, вторым блоком 25 суммирования и вторым пропорциональным регулятором 31, верхний уровень выходного сигнала которого равен нулю. Блок 23 ограничения коэффициента связи имеет коэффициент передачи, равный единице. Он обеспечивает ограничение максимальной величины своего выходного сигнала (т.е. величины коэффициента связи К) в функции скорости на уровне, соответствующем K=Kгр, причем максимальное значение Kгр равно Kmax, a минимальное - Кmin. Кроме того, величина выходного сигнала блока 23 в третьей зоне лежит в пределах от Кгр до Копт, а во второй зоне - от Копт до Кгр. Первый блок 33 масштабирования имеет коэффициент передачи, равный отношению Lsq к Lsd, причем сигнал на его выходе инвертируется, поэтому выходной сигнал блока 33 равен izd (в соответствии с уравнением (2). Коэффициент передачи блока 34 масштабирования равен отношению Lsq к Lmd, а коэффициент передачи блока 35 масштабирования - отношению Lsd к Lmd, поэтому сигнал на выходе третьего блока 26 суммирования равен заданному значению тока izf в соответствии с уравнением (3). В то же время может оказаться, что предельная мощность электродвигателя с учетом ограничений |Is| и |Us| превышает допустимое значение мощности бортовой аккумуляторной батареи. Это ограничение не должно вызывать изменения величины коэффициента связи K. Поэтому ограничение мощности, потребляемой от бортовой аккумуляторной батареи, осуществляется за счет уменьшения заданного значения составляющей iq, т.е. за счет уменьшения развиваемого машиной момента. Эти функции осуществляются первым блоком 24 суммирования, первым пропорциональным регулятором 30, первым блоком 27 сравнения и блоком 20 вычисления входной мощности, на входы которого поступают сигналы Iн и Uн, пропорциональные току и напряжению бортовой аккумуляторной батареи.

Источники информации

1. Вершигора В.А., Игнатов А.П. и др. «Автомобиль ВА3-2108» - М.: ДОСААФ, 1986. - 286 с.

2. Системы подчиненного регулирования электроприводов переменного тока с вентильными преобразователями / О.В.Слежановский, Л.Х.Дацковский, И.С.Кузнецов и др. - М.: Энергоатомиздат, 1983. - 256 с. ил.

3. Иванов-Смоленский А.В. Электрические машины: Учебник для вузов. - М.: Энергия, 1980. - 928 с., ил.

1. Способ управления тяговым синхронным электродвигателем с независимым возбуждением, заключающийся в том, что измеряют текущие значения напряжения бортовой аккумуляторной батареи, фазных токов и напряжений тягового синхронного электродвигателя, а также скорости и углового положения ротора и с учетом выходных сигналов датчиков положения педалей тормоза и акселератора автомобиля формируют заданные значения составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям в неподвижной относительно ротора ортогональной системе координат (d, q), ось d которой направлена по продольной оси ротора электродвигателя, а также заданное значение тока возбуждения, которое затем формируют в обмотке возбуждения тягового синхронного электродвигателя с помощью регулятора тока возбуждения, в функции поддержания коэффициента мощности, равным или близким к единице, отличающийся тем, что измеренные фазные токи переводят в неподвижную относительно ротора ортогональную систему координат (d, q), ось d которой направлена по продольной оси ротора электродвигателя, сравнивают их с заданными, определяют знаки отклонений текущих значений токов от заданных и по этим знакам определяют требуемые мгновенные знаки фазных напряжений, при этом, если в данный момент времени ось d находится в секторе -30÷+30 электрических градусов относительно оси фазы А, то знак напряжения фазы А устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по продольной оси, знак напряжения фазы В устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по поперечной оси, а знак напряжения фазы С устанавливают противоположным знаку отклонения тока по поперечной оси, если в данный момент времени ось d находится в секторе +30÷+90 электрических градусов относительно оси фазы А, то знак напряжения фазы А устанавливают противоположным знаку отклонения тока по поперечной оси, знак напряжения фазы В устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по поперечной оси, а знак напряжения фазы С устанавливают противоположным знаку отклонения тока по продольной оси, если в данный момент времени ось d находится в секторе +90÷+150 электрических градусов относительно оси фазы А, то знак напряжения фазы А устанавливают противоположным знаку отклонения тока по поперечной оси, знак напряжения фазы В устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по продольной оси, а знак напряжения фазы С устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по поперечной оси, если в данный момент времени ось d находится в секторе +150÷+210 электрических градусов относительно оси фазы А, то знак напряжения фазы А устанавливают противоположным знаку отклонения тока по продольной оси, знак напряжения фазы В устанавливают противоположным знаку отклонения тока по поперечной оси, а знак напряжения фазы С устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по поперечной оси, если в данный момент времени ось d находится в секторе +210÷+270 электрических градусов относительно оси фазы А, то знак напряжения фазы А устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по поперечной оси, знак напряжения фазы В устанавливают противоположным знаку отклонения тока по поперечной оси, а знак напряжения фазы С устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по продольной оси, если в данный момент времени ось d находится в секторе +270÷+330 электрических градусов относительно оси фазы А, то знак напряжения фазы А устанавливают совпадающим со знаком отклонения тока по поперечной оси, знак напряжения фазы В устанавливают противоположным знаку отклонения тока по продольной оси, а знак напряжения фазы С устанавливают противоположным знаку отклонения тока по поперечной оси.

2. Устройство управления тяговым синхронным электродвигателем с независимым возбуждением, содержащее формирователь гармонических функций, подключенный выходом к первому входу блока преобразования координат, датчики положения педалей тормоза и акселератора, выходы которых подключены соответственно к первому и второму входам блока коммутации, а выход блока коммутации, в свою очередь, подключен к первому входу блока формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям, причем второй вход этого блока подключен к выходу датчика скорости, третьи входы подключены к выходам датчиков фазного напряжения, а управляющий вход блока коммутации подключен к выходу компаратора, вход которого, в свою очередь, подключен к выходу датчика положения педали тормоза, причем положительному выходному сигналу компаратора соответствует нижнее замкнутое состояние блока коммутации, силовой преобразователь, подключенный через датчики тока и напряжения к фазным обмоткам тягового синхронного электродвигателя, регулятор тока возбуждения, подключенный входом к первому выходу блока формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям, а выходом к обмотке возбуждения тягового синхронного электродвигателя, отличающееся тем, что выходы датчиков тока через блок преобразования координат подключены ко вторым входам блока формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям, при этом первый (цифровой) вход блока преобразования координат через формирователь гармонических функций подключен к выходу датчика положения и ко входу измерителя скорости, при этом второй и третий выходы блока формирования заданных значений тока возбуждения и составляющих вектора тока статора по продольной и поперечной осям подключены соответственно к неинвертирующим входам первого и второго блоков сравнения, инвертирующие входы которых подключены соответственно к первому и второму выходам блока преобразования координат, при этом выходы первого и второго блоков сравнения через релейные элементы с гистерезисной характеристикой подключены соответственно к первому и второму входам управляемого логического коммутатора, выходы которого подключены непосредственно к входам управления ключевыми элементами силового преобразователя, а третий (цифровой) вход управляемого логического коммутатора подключен непосредственно к выходу датчика положения, механически связанного с ротором тягового синхронного электродвигателя и выполненного имеющим на выходе цифровой сигнал в параллельном коде.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах, в которых требуется глубокое регулирование скорости, высокая перегрузочная способность, обеспечение тяжелого пуска из стопорного режима.

Изобретение относится к области систем автоматического управления электроприводами переменного тока и может быть использовано для частотного регулирования скорости асинхронного двигателя.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах, в которых требуется глубокое регулирование скорости, высокая перегрузочная способность, обеспечение тяжелого пуска из стопорного режима.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различного отраслевого применения, построенных на основе асинхронного короткозамкнутого двигателя.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах для частотного регулирования электромагнитного момента асинхронного двигателя.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для создания автоматических регуляторов возбуждения мощных синхронных двигателей. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для создания автоматических регуляторов возбуждения мощных синхронных двигателей. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах управления тяговыми синхронными электродвигателями с независимым возбуждением в приводах транспортных средств.

Изобретение относится к преобразовательной технике и может быть использовано для управления автономными инверторами напряжения в частотно-регулируемых электроприводах переменного тока.

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в электроприводах, работающих в отсутствие постоянного квалифицированного обслуживания в условиях вибраций, тряски, большой запыленности, характерных для электроприводов одноковшовых экскаваторов.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электромеханических системах при работе нескольких электродвигателей на общую нагрузку в быстродействующих регулируемых электроприводах конвейеров, грузоподъемных кранах и другой техники, к которой предъявляются жесткие требования к габаритно-массовым и эксплуатационным характеристикам

Изобретение относится к преобразовательной технике, а именно к управлению асинхронными двигателями

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для оптимального цифрового управления асинхронными двигателями

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления асинхронным двигателем

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления асинхронным двигателем

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления асинхронным электроприводом, используемым на транспорте

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления асинхронным электроприводом, используемым на транспорте
Наверх