Фрикционная накладка

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным накладкам, предназначенным для эксплуатации в узлах, работающих при наличии смазочного материала. Фрикционная накладка выполнена в виде части цилиндрической обечайки, на внутренней поверхности которой выполнены канавки прямоугольной формы. Канавки, расположенные продольно длине накладки, выполнены с одинаковой шириной по глубине. Канавки, расположенные поперечно длине накладки, выполнены с шириной, увеличивающейся по глубине канавки. Достигается повышение стабильности фрикционных характеристик накладки и снижение износа фрикционной пары за счет обеспечения более благоприятных условий для проникновения смазочного материала на фрикционный контакт, более эффективного охлаждения фрикционных элементов и лучшей очистки фрикционного контакта от продуктов износа. 3 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к фрикционным накладкам, предназначенным для эксплуатации в узлах, работающих при наличии смазочного материала, и имеющим канавки для проникновения смазочного материала на фрикционный контакт.

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционная накладка, на рабочей поверхности которой выполнены канавки прямоугольной формы, имеющие одинаковую ширину по глубине (см. Справочник по триботехнике, том 3, М., «Машиностроение», 1992, с.201). Существенные признаки аналога «накладка, на рабочей поверхности которой выполнены канавки прямоугольной формы» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является невозможность использования накладки во фрикционных узлах, рабочая поверхность которых имеет цилиндрическую или другую аналогичную форму.

Прототипом заявляемого изобретения является фрикционная накладка, выполненная в виде части цилиндрической обечайки, на внутренней поверхности которой выполнены канавки прямоугольной формы, имеющие одинаковую ширину по глубине (см. Фрикционные и уплотнительные изделия и материалы. Каталог-справочник, «ЦНИИТЭ-Нефтехим», М., 1990, с.73, 74, 96). Существенные признаки прототипа «накладка, выполненная в виде части цилиндрической обечайки, на внутренней поверхности которой выполнены канавки прямоугольной формы» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа является недостаточная способность удержания смазки (масла) канавками, в результате чего снижается способность к очистке фрикционного контакта от продуктов износа. Кроме того, снижается эффективность охлаждения фрикционных элементов. В результате снижается стабильность фрикционных характеристик и повышается износ.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение стабильности фрикционных характеристик накладки и снижение износа фрикционной пары за счет обеспечения более благоприятных условий для проникновения смазочного материала на фрикционный контакт, более эффективного охлаждения фрикционных элементов и лучшей очистки фрикционного контакта от продуктов износа.

Для достижения указанного технического результата во фрикционной накладке, выполненной в виде части цилиндрической обечайки, на внутренней поверхности которой выполнены канавки прямоугольной формы, канавки, расположенные продольно длине накладки, имеют одинаковую ширину по глубине, а канавки, расположенные поперечно длине накладки, имеют ширину, возрастающую по глубине канавки.

Существенные признаки заявляемого изобретения «канавки, расположенные продольно длине накладки, имеют одинаковую ширину по глубине, а канавки, расположенные поперечно длине накладки, имеют ширину, возрастающую по глубине канавки» являются отличительными от признаков прототипа.

На фиг.1 представлена фрикционная накладка, вид сбоку. На фиг.2 представлена часть накладки, вид со стороны рабочей поверхности (вид А). На фиг.3 представлена канавка, вид сбоку (вид Б).

Фрикционная накладка представляет собой часть цилиндрической обечайки, наружная сторона 1 которой не является рабочей (не вступает во фрикционный контакт в процессе эксплуатации) и предназначена, как правило, для фиксации накладки на различных каркасах. Внутренняя сторона 2 является рабочей и взаимодействует при эксплуатации с контртелом. На рабочей поверхности накладки выполнены канавки 3, некоторые из которых (канавки 3А) расположены продольно длине L накладки. Другие канавки (канавки 3Б) расположены поперечно длине накладки. Канавки имеют прямоугольную форму, при этом у канавок, расположенных продольно длине накладки, ширина К канавки не изменяется по глубине Н канавки. У канавок, расположенных поперечно длине накладки, ширина канавки увеличивается по ее глубине, то есть ширина K1 канавки на рабочей поверхности (глубина равна нулю) меньше ширины K2 на дне 4 канавки (максимальная глубина).

Изготавливаться заявляемая накладка может следующим способом. Из формовочной смеси в пресс-форме формуется прямая лента необходимой длины, ширины и толщины. На одной из поверхностей ленты в процессе формования выполняются прямоугольные канавки с шириной, не изменяющейся по глубине канавок. Затем ленте придается форма части обечайки путем загиба по цилиндрической поверхности. Загиб осуществляется таким образом, чтобы поверхность с канавками стала внутренней поверхностью части обечайки. Затем изделие подвергается термообработке для отверждения.

Конкретным примером заявляемого изобретения является накладка для работающего в среде масла фрикционного узла вала отбора мощности трактора МТЗ. Накладка выполнена из композита ТИИР-430 и представляет собой часть цилиндрической обечайки с радиусом внутренней поверхности ˜80 мм. Длина накладки (по цилиндрической поверхности) ˜ 211 мм, ширина накладки ˜56 мм, глубина канавок ˜1 мм, ширина канавок ˜3 мм.

Использование заявленной формы канавок позволяет дополнительно задерживать часть смазочного материала в поперечных канавках с одновременным повышением циркуляции смазки по продольным канавкам, что обеспечивает более эффективное охлаждение зоны фрикционного контакта и достаточное удаление продуктов износа с циркулирующей смазкой. В результате повышается стабильность фрикционных характеристик и снижается износ накладки в процессе эксплуатации.

Фрикционная накладка в виде части цилиндрической обечайки, на внутренней поверхности которой выполнены канавки прямоугольной формы, отличающаяся тем, что канавки, расположенные продольно длине накладки, выполнены с одинаковой шириной по глубине, а канавки, расположенные поперечно длине накладки, выполнены с шириной, увеличивающейся по глубине канавки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. .
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. .
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным накладкам кольцевой формы. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, используемым в различных фрикционных узлах. .
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным дискам, имеющим на поверхности трения углубления. .
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям. .
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент. .
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным изделиям. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным изделиям, содержащим средства сигнализации износа фрикционного элемента. .
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным накладкам кольцевой формы

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств

Прокладка // 2341701
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к элементам, используемым для разделения сложенных в стопку пористых пластин во время производственного процесса

Прокладка // 2341702
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к элементам, используемым для разделения сложенных в стопку пористых пластин во время производственного процесса

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам изготовления фрикционных изделий с твердыми вставками для различных видов транспорта
Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный элемент и эксплуатирующимся в различных фрикционных узлах в контакте с металлическим контртелом

Изобретение относится к способу защиты от окисления изделия, изготовленного из содержащего углерод композитного материала и имеющего остаточные открытые внутренние поры, включающему, по меньшей мере, один этап пропитывания композитного материала в глубину пропитывающей композицией, содержащей, по меньшей мере, один фосфат металла в растворе и диборид титана в форме порошка, имеющего размер частиц, находящийся в диапазоне от 0,1 мкм до 200 мкм
Изобретение относится к фрикционным изделиям, в частности к колодкам и накладкам дисковых и барабанных тормозов транспортных средств
Наверх