Устройство для управления высотой полета самолета

Изобретение относится к системам управления летательными аппаратами. Устройство для управления высотой полета самолета содержит закрылки (1), привод и датчики. Закрылки отделены от крыльев и закреплены на поворотных валах (2), установленных шарнирно на выхлопной части корпуса двигателей (4) и фюзеляже и соединенных муфтами (7) с приводным валом (8) внутри хвостовой части фюзеляжа самолета. Изобретение обеспечивает более надежное управление высотой полета, предотвращающее уход самолета в плоский штопор. 3 ил.

 

Изобретение относится к системам управления летательными аппаратами в воздухе и передачам для приведения в действие поверхностей управления высотой полета с использованием механических, гидравлических устройств и реактивной силы.

В гражданских авиалайнерах изменение угла наклона самолета в полете осуществляется пилотом с помощью узла закрылков.

Недостатком этого узла является невозможность вывода самолета в горизонтальное положение при превышении угла подъема его носа более 20°, а также при попадании самолета в турбулентные потоки воздуха.

В военных самолетах-истребителях этот недостаток устранен за счет применения в реактивных двигателях узла векторной тяги /1/.

Недостатком этого узла является сложность конструкции, не позволяющая применить его в гражданских самолетах.

Задачей изобретения является упрощение узла устройства векторной тяги, совмещение его с узлом закрылков и присоединение к двум двигателям с целью улучшения управляемости высотой полета и предотвращения возможности ухода самолета в плоский штопор.

Поставленная задача решена за счет того, что в устройстве для управления высотой полета самолета, содержащем закрылки, привод и датчики, закрылки отделены от крыльев и закреплены на поворотных валах, установленных шарнирно на выхлопной части корпуса двигателей и фюзеляже и соединенных муфтами с приводным валом внутри хвостовой части фюзеляжа самолета.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 дан вид снизу, на фиг.2 - вид по стрелке А, на фиг.3а, б, в - варианты расположения закрылков на двигателе в виде по стрелке Б.

Устройство содержит закрылки 1, закрепленные на поворотных валах 2, установленных шарнирно на консолях 3 корпуса двигателя 4 и сферических подшипниках скольжения 5 с уплотнителями 6, закрепленных в стенке фюзеляжа.

На конце поворотных валов закреплена соединительная муфта 7, соединяющая валы с приводным валом 8. На этом же валу закреплен рычаг 9, соединенный осью 10 со штоком 11 гидроцилиндра 12 двойного действия. Кроме того, на валу 8 закреплен датчик 13 системы слежения за углом поворота закрылков. С блоком 14 управления работой гидросистемы поворота закрылков соединены датчик 13, гидронасос 15, датчик 16 контроля угла наклона самолета. Блок управления и датчик 16 соединены с пультом 17 управления самолетом.

На фиг.3а показан вариант размещения закрылка соосно оси двигателя. При этом закрылок выполнен продуваемым атмосферным воздухом изнутри в зоне расположения его в струе отработанных газов. На фиг.3б показан вариант размещения на двигателе двух закрылков. При этом один из них, например 18, короткий и соединен шарнирно тягами 19 с длинным закрылком 1, закрепленным на валу 2. На фиг.3в показан вариант выполнения закрылков 1 и 18 в виде сопла 20, установленного шарнирно на консолях 3 и соединенного с валом 2 и закрылком 1.

При близком расположении двигателей к фюзеляжу самолета закрылки можно удлинить за счет консоли к концам крыльев. В поперечном сечении закрылки имеют форму крыла для создания в горизонтальном полете дополнительной подъемной силы и усиления их действия при изменении высоты полета.

При расположении двигателей на боковых поверхностях фюзеляжа возможно применение на двигателе одной консоли и жесткое соединение или объединение валов 2 и 8.

Для привода приводного вала и управления работой закрылков могут быть частично использованы известные узлы и элементы управления, применяемые в самолетах для управления закрылками, расположенными в крыльях.

Устройство работает следующим образом. По сигналу с пульта управления 17 блок управления 14 включает в работу гидронасос 15 и гидроцилиндр 12. Шток 11 поворачивает рычаг 9, валы 2 с закрылками 7 и датчик 13. Последний отслеживает угол поворота закрылков и дает сигнал на окончание их поворота при достижении заданного угла наклона самолета.

Датчик 16 контроля угла наклона самолета дает сигнал на пульт управления 17 и в блок управления 14 при превышении допустимого угла наклона и рассогласовании показаний с датчиком 13.

Предлагаемое устройство позволяет, при небольших конструктивных изменениях в корпусе выхлопной части двигателей самолета, применить простой узел векторной тяги в сочетании с отделенными от крыльев закрылками и обеспечить более надежное управление высотой полета, предотвращающее уход самолета в плоский штопор.

Источники информации

1. История военной авиации. Самолеты реактивного века. / ОД. Хлопотов А.Д. - М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2005.

Устройство для управления высотой полета самолета, содержащее закрылки, привод и датчики, отличающееся тем, что закрылки отделены от крыльев и закреплены на поворотных валах, установленных шарнирно на выхлопной части корпуса реактивных двигателей и фюзеляже и соединенных муфтами с приводным валом внутри хвостовой части фюзеляжа самолета.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к оборонной технике, к управляемым ракетам и установкам вооружения. .

Изобретение относится к авиации, а именно к электрогидравлическим рулевым машинам систем автоматического управления самолетом. .

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкции систем управления вертолетом, в частности управления общим шагом несущего винта и стабилизатором.
Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к конструкциям систем управления летательных аппаратов, в том числе вертолетов. .

Цилиндр // 471248

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в системах автоматического управления полетом летательных аппаратов

Изобретение относится к технике автоматического управления полетом летательных аппаратов и может быть использовано для улучшения функциональных характеристик привода и для быстрой адаптации систем управления при изменении свойств объектов управления

Изобретение относится к устройству для регулирования температуры гидравлической жидкости по меньшей мере в одном гидравлическом контуре воздушного судна

Изобретение относится к авиации, в частности к системам торможения колес шасси. Устройство торможения колес летательного аппарата включает в себя створки (6), соединенные друг с другом шарнирами (7) и пластинами (8) и повторяющие форму нижней половины фюзеляжа (1) в хвостовой его части (4), что обеспечивает их поворот относительно друг друга при выдвижении и уборке. Крайняя наружная створка (6) соединена шарнирно с двумя криволинейными рычагами (9), закрепленными шарнирно на конструкции фюзеляжа и имеющими шарнирную связь каждый со своим гидроцилиндром (10). Убираются створки (6) в специальные направляющие (5) на шарнирных колесиках. В момент касания колесами ВПП включается подача высокого давления в гидроцилиндры (10), штоки которых выдвигаются и заставляют поворачиваться криволинейные рычаги (9), увлекая за собой крайнюю и последующие створки, выдвигая их из направляющих (5) и устанавливая в положение, в котором они отклоняют газовый поток на 90° вверх. В таком положении створки находятся до конца пробега, после чего криволинейными рычагами (9) они убираются в направляющие (5) внутри фюзеляжа. Технический результат заключается в уменьшении длины пробега летательного аппарата по взлетно-посадочной полосе. 2 ил.

Коробка (140) приводов агрегатов газотурбинного двигателя для летательного аппарата содержит кожух (42), тягу (115) управления рулями летательного аппарата, выполненную с возможностью скольжения в осевом направлении внутри коробки (140), и силовой цилиндр (120) привода тяги (115), установленный на упомянутом кожухе (42). Силовой цилиндр (120) содержит полый корпус (121), поршень (123), выполненный с возможностью поступательного перемещения внутри упомянутого корпуса (121), и шток (122) поршня, соединенный с упомянутым поршнем (123) и проходящий снаружи корпуса (121) силового цилиндра (120). Шток (122) соединен с тягой (115). Корпус (121) силового цилиндра (120) расположен между соединением штока (122) с тягой (115) и кожухом (42) коробки (140). Летательный аппарат содержит газотурбинный двигатель, управляемый руль и коробку (140) приводов агрегатов, в которой тяга (115) управления соединена с рулем. Группа изобретений направлена на сокращение времени монтажа и демонтажа при техническом обслуживании. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям систем управления летательным аппаратом. Гидромеханическая система управления содержит гидроусилители, расположенные с трех сторон от автомата перекоса, рулевые исполнительные механизмы с тягами, механическую проводку управления, состоящую из тяг и качалок. Рулевые исполнительные механизмы установлены параллельно механической проводке управления, выполненной с применением гибких тяг. При действующем ручном управлении система улучшения устойчивости через рулевые механизмы управляет положением опор гибких тяг. Достигается возможность компактно разместить рулевые исполнительные механизмы в системе управления, исключая отдачу его перемещений на ручку управления. 3 ил.
Наверх