Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета

Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета содержит соединенный тягами с неподвижным корпусом сопла кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами. Упругие элементы контактируют с мотогондолой самолета и подвижными створками, прилегающими к наружной поверхности поворотного сопла. Кольцевой корпус и неподвижный корпус сопла дополнительно соединены, по меньшей мере, тремя силовыми вильчатыми элементами, размещенными в окружном направлении между тягами. Каждый вильчатый элемент соединен с кольцевым корпусом посредством сферического шарнира, а с неподвижным корпусом сопла - через закрепленный на нем кронштейн, посредством цилиндрических шарниров. Продольные оси цилиндрических шарниров размещены поперек продольной оси неподвижного корпуса сопла. Изобретение позволяет надежно фиксировать кольцевой корпус относительно неподвижного при минимальном увеличении веса конструкции, а также исключить нежелательные монтажные напряжения, возникающие при сборке поворотного реактивного сопла. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к конструкции поворотных сопел турбореактивных двигателей в месте сочленения поворотного устройства сопла с мотогондолой самолета.

Известно устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета, содержащее кольцевой корпус, соединенный тягами с неподвижным корпусом сопла, при этом на кольцевом корпусе закреплены упругие элементы, контактирующие с мотогондолой самолета, и подвижные створки, прилегающие к наружной поверхности поворотного сопла (патент на полезную модель РФ №33614, МПК F02K 1/52, опубл. 2003 г.).

Однако из-за того что кольцевой корпус и неподвижный корпус сопла соединены между собой при помощи тяг со сферическими шарнирами на их концах, имеющих три степени свободы, данная пространственная система не является устойчивой. У такой системы кольцевой корпус может смещаться относительно неподвижного корпуса в пределах угла разворота серьги тяги относительно сферы.

Задача изобретения - надежная фиксация кольцевого корпуса относительно неподвижного при минимальном увеличении веса конструкции.

Дополнительной задачей является исключение нежелательных монтажных напряжений, возникающих при сборке поворотного реактивного сопла вследствие технологических отклонений.

Указанная задача достигается тем, что в устройстве для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета, содержащем соединенный тягами с неподвижным корпусом сопла кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами, контактирующими с мотогондолой самолета и подвижными створками, прилегающими к наружной поверхности поворотного сопла, кольцевой корпус и неподвижный корпус сопла дополнительно соединены, по меньшей мере, тремя силовыми вильчатыми элементами, размещенными в окружном направлении между тягами, при этом каждый вильчатый элемент с кольцевым корпусом соединен посредством сферического шарнира, а с неподвижным корпусом сопла - через закрепленный на нем кронштейн, посредством цилиндрических шарниров, продольные оси которых размещены поперек продольной оси корпуса сопла. Кронштейны закреплены на неподвижном корпусе винтами, установленными в соответствующие отверстия в кронштейнах с радиальным зазором. Отверстия в кронштейне выполнены эллиптической формы.

Соединение кольцевого корпуса с неподвижным корпусом сопла посредством силовых вильчатых элементов, размещенных, как минимум, в трех местах в окружном направлении между тягами, обеспечивая жесткую взаимную фиксацию при минимальном дополнительном весе конструкции, предотвращает нежелательное перемещение кольцевого корпуса в пространственной системе координат XYZ и устраняет возникновение нежелательных изгибающих моментов в местах соединения вильчатых элементов с кольцевым и неподвижным корпусами.

Сферический шарнир, обладая тремя степенями свободы, соединяет вершину вильчатого элемента с кольцевым корпусом и позволяет закрепить вильчатый элемент относительно кольцевого корпуса без нежелательных перекосов, избегая тем самым возникновения нежелательных изгибающих моментов на элементы конструкции.

Соединение вильчатого элемента с неподвижным корпусом посредством цилиндрических шарниров, продольные оси которых размещены поперек продольной оси корпуса сопла, обеспечивает надежную фиксацию основания вильчатого элемента на неподвижном корпусе и, следовательно, предотвращает смещение кольцевого корпуса в окружном направлении.

Выполнение отверстий под винты в кронштейне эллиптическими позволяет за счет образующегося зазора между винтом и отверстием перемещать кронштейн вместе с вильчатым элементом как в окружном направлении, так и вдоль продольной оси сопла на требуемую величину в пределах зазора между винтом и отверстием. Это позволяет установить кронштейн с закрепленным на нем вильчатым элементом таким образом, чтобы избежать дополнительных монтажных напряжений при сборке сопла.

На фиг.1 показан продольный разрез устройства.

На фиг.2 представлена схема расположения вильчатого элемента и тяг в окружном направлении.

На фиг.3 представлены элементы соединения неподвижного корпуса сопла с кольцевым корпусом.

Устройство содержит кольцевой 1 и неподвижный 2 корпусы, соединенные между собой тягами 3. На кольцевом корпусе размещены упругие элементы 4, контактирующие с мотогондолой самолета 5, и подвижные створки 6, прилегающие к наружной поверхности 7 поворотного сопла. Кольцевой корпус 1 и неподвижный корпус 2 дополнительно соединены между собой вильчатыми элементами 8, размещенными в окружном направлении между тягами 3. Вершина каждого вильчатого элемента соединена с кольцевым корпусом 1 посредством сферического шарнира 9. Основание каждого вильчатого элемента соединено с неподвижным корпусом 2 через кронштейн 10 посредством двух цилиндрических шарниров 11, продольные оси которых размещены поперек продольной оси 12 неподвижного корпуса 2. Кронштейн 10 закреплен на неподвижном корпусе 2 винтами 13, установленными в отверстия 14 с радиальным зазором δ. Отверстия 14 в кронштейне 10 выполнены эллиптической формы.

Сборка устройства осуществляется следующим образом.

Вершины вильчатых элементов устанавливают на внутренней поверхности кольцевого корпуса в трех-четырех местах и фиксируют на нем. Основания вильчатых элементов соединяют с кронштейнами, а кронштейны фиксируют относительно наружного корпуса сопла винтами. Перед затяжкой винтов кронштейны самоустанавливаются относительно неподвижного корпуса за счет зазора между винтом и отверстием и занимают положение, при котором исключается воздействие на конструкцию дополнительных моментов. Далее винты затягивают и контрят.

1. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета, содержащее соединенный тягами с неподвижным корпусом сопла кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами, контактирующими с мотогондолой самолета и подвижными створками, прилегающими к наружной поверхности поворотного сопла, отличающееся тем, что кольцевой корпус и неподвижный корпус сопла дополнительно соединены, по меньшей мере, тремя силовыми вильчатыми элементами, размещенными в окружном направлении между тягами, при этом каждый вильчатый элемент с кольцевым корпусом соединен посредством сферического шарнира, а с неподвижным корпусом сопла - через закрепленный на нем кронштейн, посредством цилиндрических шарниров, продольные оси которых размещены поперек продольной оси неподвижного корпуса сопла.

2. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета по п.1, отличающееся тем, что кронштейны закреплены на неподвижном корпусе винтами, установленными в соответствующие отверстия в кронштейне с радиальным зазором.

3. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета по п.2, отличающееся тем, что отверстия в кронштейне выполнены эллиптической формы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетостроения и предназначено для повышения среднего по траектории удельного импульса двигателя. .

Изобретение относится к области ракетостроения и предназначено для повышения среднего по траектории удельного импульса двигателя. .

Изобретение относится к области ракетостроения, а более конкретно - к соплам с высотной компенсацией. .

Изобретение относится к области ракетостроения и предназначено для повышения среднего по траектории удельного импульса двигателя. .
Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкции выходных трактов газопроводов, работающих кратковременно в области высоких температур.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для выведения на орбиту спутника Земли космических аппаратов различного назначения с массой от 5 до 500 т и более.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к области снижения уровня инфракрасного излучения турбореактивных двигателей в заднюю полусферу самолета

Увеличение силы тяги реактивного двигателя достигается увеличением сопротивления отделяемому телу путем дополнительного сопротивления от взаимодействия с поперечно-вставляемым новым телом в виде столба воздуха вместо отработанного, сформированного поперечно-слоистым наполнением освобождаемого пространства воздухом из окружающего пространства по мере ухода отсеченного отработанного тела. Отличительным моментом предложенной конструкции от цилиндрического роторного механизма, образующего каналы осевого направления, является односторонне закрытый цилиндрический корпус с боковым винтовым окном, рассекающий цилиндр между одним торцовым окном при открытых всех торцевых окнах с противоположной стороны цилиндра. Создаваемая сила тяги сравнима с создаваемым крылом самолета подъемной силы с отличием, что тяга создается в попутном направлении принудительным подводом неподвижной воздушной массы под сопло двигателя, а не приданием движения крылу самолета для пересечении им воздушного пространства. 2 н.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции поворотных сопел турбореактивных двигателей в месте сочленения поворотного устройства сопла с мотогондолой самолета. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета содержит кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами. Устройство снабжено стяжным механизмом, выполненным в виде троса с тандером, кронштейнами для крепления стяжного механизма на поверхности упругих элементов. Кольцевой корпус выполнен по меньшей мере из двух частей, соединенных между собой с возможностью разъема и жесткого закрепления на мотогондоле самолета. Упругие элементы установлены с возможностью контакта с соседними упругими элементами, стянуты между собой и прилегают к наружной поверхности поворотной части реактивного сопла. При этом по меньшей мере два упругих элемента с тандером установлены в месте разъема частей кольцевого корпуса и выполнены съемными. Изобретение обеспечивает упрощение процесса и сокращает время сборки/разборки устройства сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета, обеспечивая подвижность и достаточную герметичность в месте сочленения. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх