Способ коррекции психоэмоционального состояния и стимуляция активности динамических церебральных систем человека

Изобретение относится к области медицины, касается коррекции психоэмоционального состояния и стимуляции важнейших психофизиологических функций и активности динамических церебральных структур организма человека. Предъявляют свето-цветовые стимулы сериями, с нарастанием частоты стимуляции в течение 10-20 секунд от 4-8 Гц до 45 Гц с последующим сбрасыванием частоты до исходного уровня. Серии стимулов неоднократно повторяют в течение 8-10 минут. Для получения эффекта снижения повышенного психоэмоционального напряжения в каждой серии в начале серии устанавливают соотношение общей длительности времени предъявления сигналов красно-оранжевого и желтого цвета к общей длительности времени предъявления синих и зеленых сигналов как 1:1 с постепенным изменением к концу серии стимуляции на соотношение 1:10. Для получения эффекта повышения уровней мотивации, психоэмоциональной активизации и стимуляции психофизиологических функций в каждой серии ритмической свето-цветовой стимуляции устанавливают в начале серии соотношение общей длительности времени предъявления сигналов красно-оранжевого и желтого цвета к общей длительности времени предъявления синих и зеленых сигналов как 1:1 с постепенным изменением к концу серии стимуляции на соотношение 10:1. Для достижения повышения активности динамических церебральных структур левого или правого полушарий мозга яркость свето-цветовых сигналов, предъявляемых, соответственно, в правых или левых полуполях зрения обоих глаз, устанавливают в 1,5-2,0 раза выше, чем в противоположных полуполях зрения. Способ позволяет корректировать психоэмоциональное состояние человека и стимулировать активность его динамических церебральных систем. 1 табл.

 

Изобретение относится к области медицины, касается коррекции психоэмоционального состояния и стимуляции важнейших психофизиологических функций и активности динамических церебральных структур организма человека.

Необходимость в данном изобретении обусловлена тем, что на состояние важнейших психофизиологических функций центральной нервной системы (ЦНС) человека оказывает значительное влияние уровень активности подкорковых психо- и эмоциорегулирующих структур мозга. При решении проблем оптимизации любой профессиональной и спортивной деятельности необходимо учитывать, что у людей в условиях воздействия комплекса неблагоприятных факторов внешней среды и с необходимостью максимальной мобилизации физиологических и психофизиологических систем развивается состояние напряжения - стресса. В экстремальных условиях трудовой или спортивной деятельности реакции напряжения могут быть достаточно многообразными, протекать в виде физического, психофизиологического и психоэмоционального стресса, сопровождаться снижением способностей к мобилизации функций организма, возможностей воспринимать и обрабатывать поступающую информацию, ухудшением способностей к адаптации к высоким физическим и нервно-психическим нагрузкам [9, 11].

Специалисты различают физиологический, психологический и психоэмоциональный стрессы, отличающиеся друг от друга по основных параметрам воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Стрессовые состояния закономерно приводят к возникновению нежелательных психофизиологических состояний и снижению деятельностного потенциала важнейших систем организма. Ряд исследователей считают развивающиеся при стрессе негативные психоэмоциональные состояния отрицательным фактором, ухудшающим деятельность ЦНС и снижающим продуктивность деятельности. Другие исследователи отмечают, что под влиянием стресса у некоторых лиц показатели деятельности могут улучшаться или оставаться неизменными по сравнению с обычными условиями [3, 9].

Необходимость в совершенствовании способов регуляции психофизиологического состояния, в частности ЦНС человека, обусловлена также тем, что перед той или иной ответственной профессиональной деятельности требуется предварительная подготовка людей со стимуляцией психо- и эмоциорегулирующих структур, повышением функциональных возможностей ЦНС к восприятию информации, принятию оптимальных решений в сложных ситуациях выбора и обеспечения своевременного осуществления управляющих действий [8, 9].

Настоятельная необходимость повышения показателей успешности профессиональной деятельности людей в экстраординарных ситуациях, часто сочетающихся с максимальной мобилизацией физических и психофизиологических функций организма и протекающих в условиях влияния неблагоприятных факторов внешней среды, вызывает потребность в разработке эффективных средств и методов влияния на функциональное состояние подкорковых психо- и эмоциорегулирующих структур мозга. Такого рода ситуации в процессе трудовой деятельности возникают достаточно часто, а в ходе спортивных соревнований с необходимостью эффективно действовать с максимальной мобилизацией физиологических и психофизиологических ресурсов организма подобные условия встречаются, как правило, всегда [3, 13, 15].

Известны различные способы повышения психофизиологических функций и коррекции психоэмоциональных состояний организма человека методами рефлексотерапии, воздействием постоянных или переменных низкочастотных магнитных полей, применения различных адаптогенов или фармакологических стимуляторов [8, 11, 13]. Известны также способы воздействия на функциональное состояние ЦНС человека, заключающиеся в воздействии на его органы зрения и слуха свето-цветовыми раздражителями в комнатах психосоматической регуляции, музыкальными мелодиями, слабыми электрическими токами на биологически активные точки и др. [13].

Известные способы воздействия на психоэмоциональное состояние и психофизиологические функции организма человека обладают рядом недостатков, существенно снижающих возможности и эффективность их применения для оптимизации функционального состояния людей. Недостатки известных к настоящему времени способов коррекции психоэмоционального состояния и стимуляции ряда важнейших психофизиологических функций организма человека заключаются следующем:

- в недостаточном учете особенностей функционирования ЦНС человека, в частности изменений межполушарной функциональной асимметрии мозга и доминирования того или иного алгоритма обработки поступающей информации;

- в слабой изученности особенностей влияния влияния подкорковых психо- и эмоциорегулирующих структур ЦНС на продуктивность физической и интеллектуальной деятельности;

- в неразработанности методики воздействия на функциональное состояние эмоциогенных структур ЦНС;

- в невозможности с добиваться желаемых изменений в скорости формирования моторных программ у спортсменов в условиях повышенного уровня нервно-эмоционального напряжения и др.

Известные методы повышения психофизиологических функций организма человека достаточно сложны для повседневного использования, требуют наличия дорогостоящей аппаратуры, оборудованных помещений, специально обученного персонала, не обеспечивают возможности достижения желаемого эффекта в виде целенаправленной активизации деятельности подкорковых эмоциогенных церебральных структур и коррекции функциональных состояний нейрональных центров моторной зоны коры головного мозга [1, 11, 13].

Сущность нашего предложения заключается в создании эффективного способа воздействия на психоэмоциональное и психофизиологическое состояние человека при подготовке к ответственной профессиональной или спортивной деятельности, в ходе которой от него требуется продемонстрировать высокую адаптивность, способности к быстрому восприятию информации и выработки необходимого решения, самообладание в условиях значительной нервно-эмоциональной напряженности, способности к четким и своевременным действиям для достижения успеха.

В качестве прототипа изобретения избрано известное устройство для оценки межполушарной функциональной асимметрии ЦНС человека по патенту РФ №1311709 (МКИ: А61В 5/16), предназначенное для воздействия ЦНС обследуемого человека путом предъявления испытуемому в правом или левом полуполях зрения мелькающих светоцветовых стимулов и в составлении суждения об уровне возбудимости корковых центров зрительного анализатора в каждом из полушарий мозга и доминирующем алгоритме функционирования информационно-аналитических структур ЦНС по показателям критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ). В соответствии с описанием патента РФ №1311709 воздействие на организм человека осуществляется с помощью частотно-модулируемых световых сигналов, предъявляемых в правом или левом полуполях зрения обоих глаз. Сигналы от светового раздражителя направляются на одинаково иннервируемые рецепторные зоны сетчатки глаз, связанные с корковым центром только одного из полушарий мозга, а определяемые при тестировании показатели КЧСМ соответствуют определенным уровням возбудимости и функциональной активности центров зрительного анализатора. Кроме того, по показателям тестирования по описанной методике может быть определены показатели межполушарной функциональной асимметрии мозга и составлено суждение о доминирующем режиме функционирования информационно-аналитических структур ЦНС [7].

Известный способ, предоставляя возможность оценить функциональное состояние зрительного анализатора человека и его ЦНС в целом по показателям восприятия мелькающих световых стимулов, не позволяет, однако, добиться желаемого эффекта в виде коррекции психоэмоционального состояния и повышения активности динамических церебральных систем мозга человека.

Предлагаемый способ коррекции психоэмоционального состояния подкорковых эмоциорегулирующих структур и стимуляции активности динамических церебральных систем мозга человека основан на современных научных данных о закономерностях согласованной деятельности механизмов восприятия цветового сигнала и эмоциорегулирующих звеньев динамических церебральных структур ЦНС человека. В частности, на установленном специалистами по нейрофизиологии факте значительного влияния свето-цветовых стимулов на состояние подкорковых психо- и эмоциорегулирующих структур и, как результат, на функционирование информационно-аналитических и исполнительных структур ЦНС человека [2, 4, 5].

Возможность осуществления воздействия на функциональное состояние организма и ЦНС у обследуемых лиц основана на результатах ряда серьезных нейрофизиологических исследований, в ходе которых было установлено, что алгоритм работы информационно-аналитических структур и скорость формирования моторных программ в ЦНС системе человека в значительной степени определяются уровенем активности его подкорковых эмоциорегулирующих структур. В ходе любой экстремальной деятельность, характер которой выходит за пределы привычных для конкретного субъекта условий жизнедеятельности, у человека развивается специфическое состояние психофизиологического и психоэмоционального напряжения, определяемое как стресс. Стресс - это состояние неспецифического напряжения в живом организме, возникающее под влиянием любых сильных воздействия и сопровождающееся перестройкой защитных сил организма [8, 9].

Предложенный способ коррекции психоэмоционального состояния и стимуляции психофизиологических функций динамических церебральных структур базируется на выявленных закономерностях согласованной деятельности информационно-аналитических структур ЦНС, в частности, на влиянии ритмичной свето-цветовой стимуляции на ЦНС человека в виде следующих эффектов:

1) возбуждения и функциональная активизация подкорковых эмоциогенных структур мозга, к которым поступают сигналы о цвете предъявляемых человеку стимулов;

2) повышения возбудимости нервных центров и лабильности нервных процессов как результат реакции навязывания ритма (следования ритма) сенсорных раздражений [14, 15].

Нейрофизиологические эффекты при воздействии на зрительный анализатор человека мелькающими свето-цветовыми стимулами предлагается использовать для достижения желаемого следствия в виде коррекции психоэмоциональных состояний и повышения определенных психофизиологических качества ЦНС человека.

Исследования особенностей восприятия цвета человеком показало, что зрительные ощущения вызываются лучами света, который распространяется в природе в виде электромагнитных волн различной длины. Человеческий глаз различает лучи длиной примерно от 380 до 780 миллимикрон, которые воспринимаются как цветные лучи и соответствуют в основном красному, оранжевому, желтому, зеленому, синему и фиолетовому цветам. Каждый цвет обладает тремя свойствами: первое - цветовым тоном (красный, желтый, зеленый и др.), который характеризуется длиной волны световых лучей, второе свойство - насыщенность или чистота, третье свойство - яркость, или светлота. Из трех основных цветов - красного, зеленого и сине-фиолетового - можно составить все цвета, наблюдаемые в природе [2, 4].

По наиболее признаваемой специалистами теории цветоощущения - различение цветов осуществляется при помощи имеющихся в сетчатой оболочке глаза трех видов рецепторов. Возбуждение одних их них дает ощущение красного цвета, возбуждение других - ощущение зеленого, возбуждение третьих - ощущение синего цвета. В рецепторах сетчатки глаза цвет поступающих сигналов кодируется в частоту нервных импульсов, идущих по глазным нервам к подкорковым центрам и корковому концу зрительного анализатора. Есть основания предполагать, что для расшифровки поступающих сигналов в ЦНС имеется специализированная структура нервных элементов в соответствующих отделах головного мозга [2, 4].

Нейрофизиологическими исследованиями доказано, что свет и цвет обладают значительным биологическим действием. Спектральный состав света, уровень его интенсивности сильно влияют не только на зрительный аппарат, но и на различные процессы, на деятельность сердечно-сосудистой, эндокринной, центральной нервной и других систем организма [15].

Изменение состава цветных излучений способен изменять показатели возбудимости нервных центров, ритм и периодичность ряда физиологических функций. Известно, что красный цвет способствует повышению внутриглазного давления, а зеленый и синий, наоборот, снижают его и у здоровых людей и оказывают благотворное влияние при некоторых невротических состояниях [4, 15].

Установлено, что у субъектов с доминированием левополушарной активности (правшей) доминирует положительный эмоциональный фон, а у людей с доминированием левополушарной активности - преобладают негативные эмоциональные состояния. Это свидетельствует о наличие существенных различий в функционировании правого и левого полушарий мозга и открывает возможности для коррекции психоэмоциональных состояний [1, 13].

Изучение биологических закономерностей дифференцированного участия правого и левого полушария в регуляции информационно-аналитических процессов ЦНС человека позволяет сделать вывод, что высокие психофизиологические функции и положительные эмоциональные состояния формируются благодаря влиянию подкорковых эмоциорегулирующих структур левого полушария мозга. Можно предполагать, что повышение активности подкорковых эмоциорегулирующих структур правого полушария приводит к повышению активности правополушарных структур мозга и доминированию, холистического алгоритма обработки поступающей информации [1, 3, 5].

Специалистами признается, что на индивидуальном уровне психофизиологические процессы следует рассматривать как ведущие, определяющие динамику формирования адаптивных процессов организма. Оптимальный уровень эмоционального напряжения обеспечивает регуляцию гормональных, физиологических и метаболических перестроек в организме, повышает устойчивость к нействию неблагоприятных факторов среды жизнедеятельности [14, 15].

Люди с доминирующей активностью левого полушария и низкими функциональными возможностями правого полушария проявляют повышенную реактивность психофизиологических систем и напряженность психоэмоциональной сферы в экстремальных условиях. Поэтому влияние на эмоциорегулирующие структуры с целью повышения психофизиологических возможностей человека требует индивидуального подхода с учетом особенностей нейропсихологического и психофизиологического статуса человека, высокой степенью личностной мотивации [12, 14].

Продуманным воздействием на эмоциогенные структуры организма человека можно добиться совершенствования саморегуляции психофизиологических функций, сбалансированности активационных и тормозных процессов в ЦНС человека. Ритмичное светоцветовое воздействие может являться своеобразным пусковым механизмом, запускающим центральный механизм стимуляции психофизиологических функций, повышения активности его центральной и периферической нервных систем [11, 13].

На психоэмоциональное состояние человека возможно оказывать целенаправленное влияние через светоцветовое воздействие. Дело в том, что сигнал о цвете раздражения направляется не только к корковому концу зрительного анализатора, расположенного в затылочных долях мозга, но и направляется к подкорковым эмоциорегулирующим центрам мозга [2, 4].

Установлено, что эмоциорегулирующие структуры ЦНС человека представляют собой группу нейронов (ядро), расположенное в нижней тегментальной области среднего мозга. Аксоны нейронов тегментального ядра достигают нейронов префронтальной коры больших полушарий, т.е. лобных долей мозга, управляющих сознательной деятельностью человека. Часть аксоны от нейронов эмоциорегулирующих структур идет к нейронам моторной зоны коры головного мозга напрямую, часть проходят через прилежащее ядро, являющееся важным центром положительных эмоций. Именно эти эмоциорегулирующие структуры мозга обеспечивают формирование тех или иных эмоциональных состояний, в том числе положительных эмоций, у человека при светоцветовом воздействии [4, 5, 15].

Импульсация из подкорковых динамических эмоциогенных структур в прецентральные зоны мозга обеспечивает стимуляцию процессов информационно-аналитических структур мозга и повышают скорость формирования моторных программ. Инициированная подкорковыми эмоциогенными структурами импульсация в лобные и прецентральные отделы мозга обеспечивает позитивное восприятие и оценку ситуации и деятельности, приводит к активизиции нервных центров и закреплению в памяти наработанных моторных программ [10, 12].

Нейрофизиологи полагают, что скорость протекания психофизиологических процессов обеспечивается активностью подкорковых эмоциогенных нейрональных структур ЦНС. Для достижения эффекта ускорения скорости формирования моторных программ следует добиваться повышения активности эмоциогенных центров мозга, обеспечивающих нужные нам эффекты у спортсменов. Высокая эффективность спортивной деятельности обеспечивается согласованной деятельностью подкорковых и корковых отдельных элементов нейрональной сети, структурированием элементов ЦНС. По-видимому, когда активизируются подкорковые эмоциорегулирующие центры, то возбуждается весь ансамбль нейронов прецентральной извилины, нейроны более активно контактируют друг с другом и формируют эффективную моторную программу [11, 14].

Нейрофизиологическими исслеованиями установлено, что в правом полушарии мозга у человека преобладают корково-подкорковые и корково-лимбические проекции, а в левом - интракортикальные связи. На функциональную активность коры, помимо ретикулярной формации, оказывают влияние трансколлозальные воздействия одного полушария на другое [1, 3, 6].

Отсюда следует, чти при преимущественном воздействии на правое полушарие возможно ослабить не только восходящие влияния ретикулярной формации, но и усилить общий эффект коррекции психоэмоционального состояния за счет изменения функциональных взаимодействий двух полушарий головного мозга. Воздействуя на оба полушария мозга одновременно путем подачи сигналов разного цвета и разной частоты возможно добиться желаемого коррекционного и стимулирующего эффекта [1, 3].

Значительное влияние на работу головного мозга человека оказывают подкорковые эмоциорегулирующие центры. В том случае, если эмоциональный фактор по своей интенсивности и длительности превосходит определенный психофизиологический оптимум, то в процесс реагирования вовлекаются другие зоны мозга и могут произойти существенные ухудшения по ряду важнейших психофизиологических функций. Отрицательные эмоции, возникновение напряженности и тревоги нарушают энергетическую сбалансированность работы мозга, что проявляется в изменениях биоэлектрических процессов и приводит к снижению функциональных возможностей человека [5, 8, 9].

Метод центральной ритмической свето-цветовой стимуляции способен приводить к устранению эмоциональных расстройств в виде тревоги, неустойчивости настроения, агрессивности, оптимизации согласованной деятельности более чем 13 млн нейронов ЦНС, каждый из которых имеет синаптические соединения более чем с 60 тысячами других нейронов [1, 10, 11]. Само побуждение в действию (драйв) и оптимизация практически всех важнейших психофизиологических функций мозга формируются под влиянием подкорковых эмоциогенных центров [15].

Основанием для создания предлагаемого метода коррекции психоэмоциональных состояний и стимуляции динамические церебральных систем является существование в организме сложной многоконтурной биологически активной системы регуляции функций и ее активизация человека мелькающими световыми стимулами разного цвета и измеряющейся во времени частоты.

Достижение желаемого положительного эффекта в виде улучшения функционального состояния ЦНС и общей адаптивности организма к неблагоприятным условиям внешней среды, в том числе в условиях высокого уровня психоэмоциональной непряженности, предлагается обеспечить воздействием мелькающими световыми стимулами на орган зрения следующим образом.

С помощью специальной очковой оправы, в которую вмонтированы безинерционные источники света, например светодиоды, генерирующие мелькающие свето-цветовые сигналы-стимулы красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего цвета, человеку предъявляют мелькающие цветовые сигналы-стимулы в правом или левом полуполях зрения, причем частота предъявления светоцветовых стимулов определяется исходным функциональным состоянием ЦНС человека и определяется поставленными перед воздействием целями.

В соответствии с установленными закономерностями функционирования ЦНС человека у людей с признаками сниженного психоэмоциональном состоянии и низкими показателями важнейших психофизиологических функций необходимо стимулировать активность и правого и левого полушарий мозга.

У людей с признаками повышенного психоэмоционального напряжения при необходимости демонстрировать в ходе предстоящих спортивных соревнований высокую скорость формирования моторных программ, учитывая установленные закономерности межцентральных взаимоотношений в ЦНС, необходимо снижать функциональную активность правополушарных подкорковых эмоциогенных структур путем предъявления светоцветовых сигналов сине-зеленой части спектра в левом полуполе зрения с частотой альфа-ритма и стимулировать корковые отделы мозга стимуляцией светоцветовых сигналов в правом полуполе зрения с частотой бета-ритма.

У людей с признаками депрессивного психоэмоционального состояния, признаками физической перетренированности, низкой мотивацией к активной физической деятельности и сниженном спортивном потенциалом при необходимости мобилизоваться к предстоящим спортивным соревнованиям с повышением скорости формирования моторных программ необходимо поэтапно, после предварительного функционального отдыха для нервных центров путом предъявления светоцветовых сигналов сине-зеленой части спектра для правого и левого полушарий мозга (в течение 3-5 мин) с частотой альфа-ритма, затем предъявлять стимулирующие светоцветовые сигналы красно-оранжевого спектра с частотой бета- и гамма-ритмов в правых и левых полуполях зрения обоих глаз.

Проверка эффективности предложенного способа коррекции психоэмоционального состояния и стимуляции психофизиологических функций ЦНС человека проводилась в экспериментах с высококвалифицированными спортсменами следующим образом. Апробация предлагаемого способа повышения психофизиологических функций и коррекции психоэмоционального состояния ЦНС проведена в исследованиях Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры с участием спортсменов молодежной сборной команды РФ по легкой атлетике - здоровых, хорошо физически развитых юношей в возрасте 16-19 лет.

Некоторые результаты определения эффективности предложенного способа стимуляции психофизиологических функций и коррекции функционального состояния эмоциорегулирующих звеньев динамических церебральных структур ЦНС у спортсменов молодежной сборной команды РФ по легкой атлетике приведены в таблице.

Были сформированы контрольная и экспериментальная группы (соответственно, КГ и ЭГ) из спортсменов мужского пола в возрасте 18-22 лет по 20 человек каждая.

Для спортсменов контрольной группе (КГ) проводилось воздействие аритмичными свето-цветовыми стимулами, подаваемыми в неопределенной последовательности цветовых сигналов: красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего цветов с неупорядоченными мельканием в частотном диапазоне от 4 Гц до 50 Гц в течение 10 минут.

Для спортсменов экспериментальной группы (ЭГ) коррекцию психоэмоциональных состояния и стимуляцию активности динамических церебральных систем осуществляли сериями ритмических свето-цветовых стимулов, подаваемых с постепенным (в течение 10-20 сек) нарастанием частоты стимуляции от частоты тэта- и альфа-ритма (4-8 Гц) биопотенциалов мозга до частоты бета- и гамма-ритмов (45 Гц) биопотенциалов с последующим сбрасыванием до исходного уровня и неоднократном повторением всех циклов стимуляции в течение 8-10 мин с нарастанием частоты предъявления сигналов, причем для получения эффекта снижения повышенного психоэмоционального напряжения в каждой серии ритмической светоцветовой стимуляции устанавливают в начале серии соотношение общей длительности времени предъявления сигналов красно-оранжевого и желтого цвета к общей длительности времени предъявления синих и зеленых сигналов как 1:1 с постепенным изменением к концу серии стимуляции на соотношение 1:10, а для получения эффекта повышения уровней мотивации, психоэмоциональной активизации и стимуляции психофизиологических функций в каждой серии ритмической светоцветовой стимуляции устанавливают в начале серии соотношение общей длительности времени предъявления сигналов красно-оранжевого и желтого цвета к общей длительности времени предъявления синих и зеленых сигналов как 1:1 с постепенным изменением к концу серии стимуляции на соотношение 10:1; при этом для достижения повышения активности динамических церебральных структур левого или правого полушарий мозга интенсивность (яркость) светоцветовых сигналов, предъявляемых, соответственно, в правых или левых полуполях зрения обоих глаз, устанавливат выше в 1,5-2,0 раза выше, чем в противоположных полуполях зрения.

Примечание: Альфа-ритм ЭЭГ представляет собой волны правильной, почти синусоидальной формы с частотой от 8 до 13 Гц и с амплитудой 50-100 мкВ, встречается в состоянии спокойного бодрствования. Бета-ритм - колебания в диапазоне от 14 до 30 Гц с амплитудой 5-30 мкВ, регистрируется во всех областях мозга при интенсивной деятельности. Гамма-ритм - колебания биопотенциалов в диапазоне 30-45 Гц с амплитудой 10-15 мкВ, регистрируется при решении задач в процессе обучения. Тэта-ритм имеет частоту 4-8 Гц и амплитуду от 20 до 100 мкВ, связан с поисковым поведением и усиливается при эмоциональном напряжении [15].

Динамика изменений функционального состояния спортсменов изучалась по стандартным показателям, применяемым в такого рода исследованиях (в усл. ед.), по количественным показателям психоэмоциональной напряженности (в усл. ед. по методике Овчинникова Н.Д.), скорости формирования моторных программ в обоих полушариях мозга (СФМП, в мс). Эффективность спортивно-профессиональной деятельности оценивалась по ее результатам высоко квалифицированными тренерами по 5-балльной шкале.

Результаты оценки эффективности предложенного способа коррекции психоэмоционального состояния и активизации психофизиологических функций у мужчин (спортсменов) после воздействия многосерийной ритмической светоцветовой стимуляцией в течение 10 минут (выписка из протокола лабораторного обследования, в баллах (М±m) по 5-балльной шкале)
Группы испытуемых и показатели функц. состояния организмаИсход. уровеньПоказатели состояния функций после контрольного срока
20 мин1 час2 часа
М±mМ±mРМ±mРМ±mР
Контрольная (n=20)Самочувствие3,4±0,43,8±0,4>0,053,7±0,4>0,053,4±0,4>0,05
Активность2,5±0,32,8±0,4>0,052,7±0,4>0,052,5±0,3>0,05
Настроение3,2±0,63,8±0,5>0,053,6±0,5>0,053,2±0,6>0,05
Псих. напряж.2,5±0,51,8±0,3<0,052,0±0,3>0,052,4±0,5>0,05
Внимание1,7±0,61,2±0,6>0,051,2±0,6>0,051,7±0,6>0,05
Объем памяти32,6±4,636,9±4,8>0,0536,3±4,2>0,0532,2±4,5>0,05
СФМП62,4±4,659,4±5,3>0,0559,8±5,0>0,0560,5±4,1>0,05
Эфф. Действий3,8±1,34,0±1,5>0,054,1±1,2>0,054,0±1,1>0,05
Экспериментальная (n=20)Самочувствие3,2±0,44,2±0,4*<0,054,0±0,4*<0,053,6±0,5>0,05
Активность2,5±0,33,5±0,4*<0,053,4±0,4*<0,053,0±0,3<0,05
Настроение3,2±0,63,8±0,5>0,053,7±0,6>0,053,4±0,6>0,05
Псих. напряж.2,5±0,51,2±0,2*<0,051,4±0,3*<0,051,5±0,3<0,05
Внимание1,7±0,60,7±0,6*<0,050,9±0,4<0,050,9±0,5<0,05
Объем памяти34,6±5,638,9±4,8>0,0537,5±4,8>0,0532,2+4,1<0,05
СФМП62,4±4,653,7±3,3*<0,0552,1±4,2*<0,0555,4±4,1>0,05
Эфф. Действий3,6±1,14,4±0,5*<0,054,3±1,0*<0,054,0+1,1<0,05
Примечание: * - отмечены значимые (Р<0,05) сдвиги между показателями состояния контрольной и экспериментальной групп

Результаты исследований, приведенные в табл.1, свидетельствуют о высокой эффективности предложенного способа для стимуляции психофизиологических функций и активности подкорковых эмоциогенных структур ЦНС обследованных спортсменов.

Предложенный способ коррекции психоэмоционального состояния и стимуляции динамических церебральных структур, в том числе скорости формирования моторных программ, оказывает положительное влияние на эффективность выступлений спортсменов РФ в соревнованиях высокого уровня.

Новизна предложенного способа воздействия на функциональное состояние подкорковых эмоциорегулирующих центров и динамических церебральных систем человека заключается в осуществлении возможности:

- целенаправленного воздействия на подкорковые эмоциогенные структуры ЦНС человека,

- воздействия на скорость формирования моторных программ,

- влияния на функциональное состояние ЦНС и на уровень демонтрируемых спортивных показателей в условиях высоких спортивно-тренировочных и психоэмоциональных нагрузок,

- предупреждения признаков психоэмоционального и психофизиологического перенапряжения.

Предлагаемый способ оценки функционального состояния ЦНС человека может быть использован в физиологических и психофизиологических исследованиях, при изучении закономерностей функционирования информационно-аналитических структур мозга в случаях резкого возрастания напряженности профессиональной деятельности, при изучении эффекта воздействия на людей неблагоприятных факторов внешней среды и др.

В использовании данного изобретения могут быть заинтересованы различные научно-исследовательские учреждения РАН, РАМН, Федерального комитета по физической культуре и спорту, Олимпийского комитета РФ, специалисты спортивных клубов и других ведомств, занимающихся проблемами повышения эффективности трудовой и спортивной деятельности, изучением механизмов деятельности мозга, особенностей функционирования ЦНС людей в условиях действия неблагоприятных факторов среды жизнедеятельности, значительных психоэмоциональных нагрузок и т.п.

Предложенный способ воздействия на психоэмоциональное состояние и психофизиологические функции динамических церебральных систем ЦНС человека, в том числе готовности к эффективной профессиональной и спортивной деятельности, по критериям мировой новизны, полезности и технической осуществимости удовлетворяет требованиям, предъявляемым к патентам на изобретение, и авторы его рассчитывают на выдачу запрашиваемого охранного документа.

Литература

1. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Сенсорная асимметрия. // Функциональная асимметрия человека. - М.: Медицина, 1981.

2. Глезер В.Д. Зрительная кора. // Частная физиология нервной системы. - Л.: Наука, 1983, с.523-558.

3. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. - М.: Наука, 1983. - c.170.

4. Кравков С.В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. - М. - Л.: Изд. АН СССР, 1950. - 531 с.

5. Кратин Ю.Г., Зубкова Н.А., Лавров В.В. и др. Глава "Статическая и динамическая системы анализа сигналов, принцип фильтрации. // Зрительные пути и система активации мозга. - Л.: Наука, 1982. - с.156.

6. Овчинников Н.Д. Методика количественной оценки межполушарной функциональной асимметрии мозга. // Ж. "Физиология человека", 1997, №6.

7. Овчинников Н.Д. Способ определения функционального состояния зрительного анализатора по заявке №98106955/14, МКИ: А61В 5/16 (решением ВНИИГПЭ способ признан изобретением и заявка опубликована в БИ №3 27.01.2000 г.).

8. Овчинников Н.Д., Егозина В.И.. Психофизиологические критерии оценки надежности уровня безопасности и надежности деятельности человека в экстремальных ситуациях. // Основы психофизиологии экстремальной деятельности. / Под ред. доктора пед. наук А.Н.Блеера, - М. 2006, 380 с.

9. Основы психофизиологии экстремальной деятельности / По ред. доктора мед. наук, проф. А.Н.Блеера, - М.: Анита Пресс, 2006, 380 с.

10. Пашина А.Х., Швырков В.Б. О сокращении времени реакции при обучении. // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М.: Наука, 1978. - с.347-357.

11. Психофизиология. - СПб.: Питер. 2007 - 464 с.

12. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М.: Мир, 1983 г.

13. Физиология человека: Учебник для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания для вузов. / Под общ. ред. В.И.Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001. - 492 с.

14. Физиология человека. - М.: Мир, 1996. / перевод с англ./ Под редакцией Р.Шмидта и Г.Тевса.

15. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний. - К.: МАУП, 2006. - 240 с.

Способ коррекции психоэмоционального состояния и стимуляции активности динамических церебральных систем человека путем воздействия на орган зрения мелькающими светоцветовыми стимулами, предъявляемыми в правых и левых полуполях зрения обоих глаз, отличающийся тем, что предъявление светоцветовых стимулов осуществляют сериями ритмических светоцветовых стимулов, подаваемых с нарастанием частоты стимуляции в течение 10-20 с от 4-8 до 45 Гц с последующим сбрасыванием частоты до исходного уровня, при этом такие серии стимулов неоднократно повторяют в течение 8-10 мин, причем для получения эффекта снижения повышенного психоэмоционального напряжения в каждой серии ритмической светоцветовой стимуляции устанавливают в начале серии соотношение общей длительности времени предъявления сигналов красно-оранжевого и желтого цвета к общей длительности времени предъявления синих и зеленых сигналов как 1:1 с постепенным изменением к концу серии стимуляции на соотношение 1:10, а для получения эффекта повышения уровней мотивации, психоэмоциональной активизации и стимуляции психофизиологических функций в каждой серии ритмической светоцветовой стимуляции устанавливают в начале серии соотношение общей длительности времени предъявления сигналов красно-оранжевого и желтого цвета к общей длительности времени предъявления синих и зеленых сигналов как 1:1 с постепенным изменением к концу серии стимуляции на соотношение 10:1; при этом для достижения повышения активности динамических церебральных структур левого или правого полушарий мозга яркость светоцветовых сигналов, предъявляемых, соответственно, в правых или левых полуполях зрения обоих глаз, устанавливают в 1,5-2,0 раза выше, чем в противоположных полуполях зрения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии. .
Изобретение относится к социологии, психологии и медицине и может быть использовано для оценки качества жизни (КЖ) и адаптационного ресурса у отдельных лиц и популяционных групп.

Изобретение относится к медицине. .

Изобретение относится к области медицинской техники, а именно к устройствам для исследования зрительной системы человека. .

Изобретение относится к экспериментальной физиологии и предназначено для исследований в области высшей нервной деятельности, в частности для изучения высших форм поведения (рассудочной и познавательной деятельности, инсайт-обучения и т.д.) у лабораторных белых крыс в искусственной инструментальной среде.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для измерения критической частоты световых мельканий. .
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии, и может быть использовано при диагностике посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). .

Изобретение относится к области обучения и/или проведения психолого-педагогических исследований и предназначено для использования в образовательной деятельности, диагностическом психолого-педагогическом тестировании.

Изобретение относится к области медицины, а именно для оценки подвижности нервных процессов человека

Изобретение относится к области юридической психологии, криминологии, криминалистики, психологии труда, медицине и может быть использовано для диагностики функционального состояния человека, для оценки психоэмоционального состояния, в производственных условиях, в быту, для экспресс-диагностики водителей, а также в следственной и судебной деятельности для изучения достоверности показаний подозреваемых, свидетелей, потерпевших
Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии
Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии и профессиональной патологии

Изобретение относится к области медицины, а именно к функциональной диагностике состояния людей
Изобретение относится к области медицины, в частности к области гастроэнтерологии, и может быть использовано при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени восприятия зрительной информации человека

Изобретение относится к области медицины, а именно к физиологии

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и может найти применение в диагностике заболеваний опорно-двигательной системы
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии
Наверх