Рекуператор механической энергии

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств, а также в конструкциях механизмов и машин для утилизации кинетической и потенциальной энергии. Рекуператор механической энергии включает коробку передач, планетарную передачу, маховик, кинематически связанный с центральным колесом. Первичный вал коробки передач кинематически связан с водилом планетарной передачи. Центральное колесо планетарной передачи кинематически связано с двигателем в режиме рекуперации через реверсирующий узел, а в режиме разгона через управляемую муфту. Это позволяет улучшить характеристики механизма. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств, а также в конструкциях механизмов и машин, периодически накапливающих при своей работе кинетическую или потенциальную механическую энергию.

Известны рекуператоры механической энергии, в которых механизмом, связывающим, например, трансмиссию замедляющегося автомобиля и ускоряющийся маховик (и наоборот), является фрикционный вариатор, имеющий высокие удельные потери и ограниченные возможности передачи мощности. Также применяются ступенчатые механические коробки переключения передач с фрикционными муфтами в качестве согласующего элемента, позволяющего получить плавное изменение передаточного отношения механизма ценой высоких потерь мощности на трение.

Наиболее близким к изобретению аналогом является «Силовая установка» (авторское свидетельство СССР №996777, F16H 33/02 от 29.12.80), содержащая маховик, планетарную передачу и согласующий элемент в виде двух гидравлически связанных гидромашин. Недостатками данного решения являются сложность системы, высокие потери в гидрообъемной передаче.

Предлагаемое изобретение решает задачу снижения потерь при преобразовании энергии в процессе рекуперации-разгона, а также максимального использования потенциала двигателя в режиме рекуперации для компенсации общих потерь в механизме и создания дополнительного запаса энергии для режима разгона.

Решением задачи является использование в качестве согласующего элемента штатного двигателя (внутреннего сгорания, газовой или паровой турбины, Стирлинга, электрического и пр.), имеющего достаточно широкий диапазон рабочих частот вращения выходного вала, работающего в паре с механической ступенчатой коробкой переключения передач. Такое решение обеспечивает не только снижение потерь в согласующем элементе, но и поступление в систему дополнительной мощности.

Рекуператор механической энергии содержит маховик 1, планетарную передачу с центральными колесами 2 и 7, сателлитами 3 и водилом 4, коробку передач 5, кинематически связанную своим первичным валом с водилом 4, а вторичным - с выходным валом 6, связанным с исполнительным органом, входной вал 9, связанный с двигателем, соединительный элемент 8, связывающий центральное колесо 7 с управляемой муфтой 15 и реверсирующим узлом, состоящим, например, из планетарной передачи с управляемым тормозом 10, водилом 11, солнечным колесом 12, сателлитами 13, коронным колесом 14. Дополнительным элементом является коробка передач 17, первичным валом связанная с центральным колесом 2, а вторичным с маховиком 1.

Рекуператор механической энергии работает следующим образом.

В режиме рекуперативного замедления маховик 1, кинематически связанный с центральным колесом 2 планетарной передачи, ускоряется, получая, с одной стороны, через сателлиты 3, водило 4 и коробку передач 5 механическую мощность от замедляющегося выходного вала 6, связанного с исполнительным органом, например с главной передачей автомобиля, а, с другой стороны, через сателлиты 3, центральное колесо 7, соединительный элемент 8 и реверсирующий узел получает механическую мощность от ускоряющегося входного вала 9, связанного с двигателем. Какое из центральных колес, солнечное или коронное, связано с маховиком, а какое с двигателем, или используется симметричный дифференциал, выбирается в зависимости от конкретного назначения и исполнения механизма. Реверсирующий узел состоит, например, из планетарной передачи с управляемым тормозом 10, фиксирующим водило 11, при этом механическая мощность от входного вала 9 через солнечное колесо 12, сателлит 13 передается на коронное колесо 14 с изменением направления вращения на противоположное и увеличением момента в соответствии с передаточным числом планетарной передачи.

В режиме разгона выходной вал 6 ускоряется, получая механическую мощность через коробку передач 5, водило 4 и сателлиты 3 планетарной передачи, с одной стороны через центральное колесо 2 от замедляющегося маховика 1, с другой стороны через центральное колесо 7, соединительный элемент 8, управляемую муфту 15 от ускоряющегося входного вала 9, связанного с двигателем.

В режиме равномерного движения механическая мощность от входного вала 9, связанного с двигателем, передается через управляемую муфту 16 на коробку передач 5 и выходной вал 6. Управляемая муфта 15 и тормоз 10 отключены, центральное колесо 7 вращается свободно.

Перед включением режима рекуперации/разгона производится выбор начальной передачи коробки передач, обеспечивающей попадание в номинальный диапазон частоты вращения двигателя. Т.к. с двигателем связано неизменным для каждого режима передаточным отношением центральное колесо 7, тахометр (на схеме не показан), определяющий частоту свободного вращения данного колеса в момент непосредственно перед рекуперацией/разгоном, вне зависимости от соотношения частот вращения маховика и выходного вала позволяет однозначно выбрать начальное передаточное число коробки передач. В дальнейшем, по мере замедления/ускорения выходного вала происходит последовательное увеличение/уменьшение передаточных чисел коробки передач 5 исходя из условия работы двигателя в номинальном диапазоне частот. Если рекуператор оборудовать дополнительной коробкой передач 17, связанной с маховиком, того же эффекта можно достичь, уменьшая/увеличивая передаточные числа данной коробки, при этом неизменное передаточное число коробки 5 обеспечит относительно постоянный (в зависимости от скоростной характеристики двигателя) момент замедления/ускорения на выходном валу. Коробка передач 17 позволяет поддерживать частоту вращения центрального колеса 2 в оптимальном диапазоне. Использование коробки 17 является также альтернативой увеличению количества ступеней стандартной коробки 5. Интенсивность замедления/ускорения определяется регулирующим органом двигателя, например дроссельной заслонкой.

Рекуператор механической энергии устанавливается как дополнительный механизм в существующей машине, например, между двигателем и штатной коробкой передач автомобиля, крана и т.п. (при условии, если штатная коробка передач отвечает условиям достаточности диапазона регулирования, необходимой близости передаточных чисел, возможности изменения алгоритма управления), а также как составная часть вновь проектируемых машин.

Рекуператор механической энергии позволяет с высоким коэффициентом полезного действия утилизировать кинетическую (при снижении скорости или остановке массивного движущегося механизма или части его) и потенциальную (при движении под уклон, опускании груза или исполнительного органа) энергии. Накопленная энергия используется для разгона, что ведет к экономии топлива и улучшает динамические характеристики. Применение рекуператора может также уменьшить капитальные затраты, если используется двигатель меньшей мощности. Экономия энергии помимо экономического эффекта несет также и экологический эффект.

1. Рекуператор механической энергии, содержащий планетарную передачу с сателлитами и водилом, маховик, кинематически связанный с центральным колесом, коробку передач, отличающийся тем, что коробка передач кинематически связана своим первичным валом с водилом, а вторичным - с выходным валом, связанным с исполнительным органом, центральное колесо связано с двигателем, причем в режиме рекуперации - через реверсирующий узел, состоящий из планетарной передачи с управляемым тормозом, а в режиме разгона - через управляемую муфту.

2. Рекуператор механической энергии по п.1, отличающийся тем, что реверсирующий узел состоит из планетарной передачи с управляемым тормозом, фиксирующим водило.

3. Рекуператор механической энергии по п.1, отличающийся тем, что содержит дополнительную коробку передач, первичным валом связанную с центральным колесом планетарной передачи, а вторичным валом связанную с маховиком.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях автомобилей, электромобилей, роботов, грузовых и пассажирских вагонов, вагонов метрополитена и др.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах различных механизмов или машин. .

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в качестве буферного накопителя энергии, например, для транспортных электрифицированных систем, источников аварийного питания, источников бесперебойного питания для ветровых и солнечных электростанций.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях тележек железнодорожных грузовых и пассажирских вагонов, вагонов метрополитена и др.

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения и может быть использовано при аккумулировании и преобразовании энергии. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в транспортных средствах. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве силовой установки для привода различных машин преимущественно в энергетике, в сельском хозяйстве и на водном транспорте.

Изобретение относится к устройству для механической и/или магнитной передачи усилия посредством взаимодействия между собой пружин и/или магнитов

Изобретение относится к области рекуперации энергии торможения транспортного средства

Изобретение относится к рекуперации энергии торможения транспортных машин

Изобретение относится к рекуперации энергии торможения транспортной машины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин, например автомобилей. Маховик переменного момента инерции содержит вал (1), на котором жестко закреплен трехлучевой кронштейн (2) и установлен барабан (4) с возможностью поворота вокруг вала. На концах кронштейна с возможностью поворота закреплены маховичные секторы (5), позволяющие накапливать кинетическую энергию. Концы маховичных секторов соединены тросами (6) с барабаном. В полости, образованной валом и барабаном, расположен накопитель потенциальной энергии, выполненный в виде пружины, навитой вокруг вала, концы которой соединены с барабаном (4) и трехлучевым кронштейном (2). Изобретение позволяет уменьшить расход топлива в двигателе за счет накопления энергии при рекуперативном торможении и последующего использования накопленной энергии для трогания с места и разгона автомобиля. 3 ил.

Изобретение относится к рекуперации энергии торможения грузоподъемных и транспортных машин. Устройство рекуперации энергии торможения машины содержит управляющее устройство, маховик, тяговый двигатель, трансмиссию машины и планетарный дифференциал. Валы тягового двигателя и трансмиссии соединены между собой с помощью редуктора с неподвижными осями. Маховик соединен с солнечной шестерней планетарного дифференциала. Барабан тормоза соединен с водилом планетарного дифференциала, колодки которого соединены с корпусом. Рекуперация энергии торможения осуществляется посредством изменения степени подвижности планетарного дифференциала путем затормаживания или растормаживания его водила. Лучшими качествами обладает устройство, в котором вал тягового двигателя соединен редуктором с неподвижными осями посредством дополнительного сцепления. Изобретение позволяет производить рекуперацию энергии торможения в широком диапазоне скоростей и нагрузок, снизить потери энергии и повысить экономичность транспортных машин на любых неустановившихся режимах работы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к накопителю механической энергии для использования в приводах транспортных средств. Накопитель включает вал, на котором жестко закреплено четырехлучевое водило и установлены центральная шестерня с возможностью поворота вокруг вала и обгонная муфта для обеспечения одностороннего вращения центральной шестерни. На концах четырехлучевого водила закреплены оси, на которых установлены с возможностью вращения шестерни-сателлиты, находящиеся в зацеплении с центральной шестерней. Шестерни-сателлиты установлены на осях с образованием полостей, в которых размещены накопители потенциальной энергии, выполненные в виде пружин кручения, навитых вокруг осей и прикрепленных своими концами к осям и шестерням-сателлитам. Вал установлен с возможностью осевого перемещения. На одном его конце установлена двухсторонняя электромагнитная фрикционная муфта, состоящая из обоймы с площадками под контакт и двух полумуфт: одна полумуфта жестко соединена с валом, а другая - с центральной шестерней. Рабочие поверхности полумуфт содержат электромагнитные катушки и установлены с возможностью контактирования с площадкой. Обойма соединена с валом отбора мощности. На другом конце вала установлена фрикционная муфта для периодической остановки вращения вала и пружины сжатия, обеспечивающие нейтральное положение вала. Достигается уменьшение расхода топлива транспортного средства. 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах транспортных средств. Аккумулятор механической энергии включает вал (1), на котором жестко закреплен четырехлучевой кронштейн (2) и установлены барабан (4) и обгонная муфта (19). На концах четырехлучевого кронштейна (2) закреплены упоры (5). В полости барабана размещены пружины (7) сжатия, концы которых соединяют попарно упоры (5) кронштейна (2) и упоры (8) барабана (4). Вал (1) установлен с возможностью осевого перемещения. На одном конце вала установлена двухсторонняя электромагнитная фрикционная муфта (10), состоящая из обоймы (11) и двух полумуфт (13, 14). Полумуфта (13) жестко соединена с валом, а полумуфта (14) - с барабаном (4). Рабочие поверхности полумуфт содержат электромагнитные катушки (15, 16) и контактируют с площадками (12) обоймы. Обойма соединена с валом (20) отбора мощности. На другом конце вала (1) установлены фрикционная муфта (17) и пружины сжатия (18). Изобретение позволит уменьшить расход топлива в двигателе за счет накопления энергии при рекуперативном торможении с последующим ее использованием для трогания с места транспортного средства. 6 ил.

Изобретение может применяться в легковых и грузовых автомобилях различного назначения и грузоподъемности и в пусковых двигателях строительной, сельскохозяйственной, армейской техники и других устройствах. Сцепление автомобиля, предназначенное для передачи вращения в автомобиле от двигателя к коробке передач, механическое, состоит из консоли (4a), стыковых деталей (2a) на маховике (3) и на консоли (4а), амортизаторов (14), расположенных на оси вращения консоли (4f), дублирующей консоли, амортизаторов (14) и стыковых деталей (2а), кососимметричных относительно плоскости, проходящей через центр оси вращения, перпендикулярной к оси консоли (4a) и вращение передается механическим способом, силой нормального давления от маховика (3) к консоли (4a), приложенной по направлению касательной к окружности маховика (3). Технический результат: создание сцепления, которое обеспечивает полное включение во включенном состоянии, исключает пробуксовывание при передаче усилия от двигателя, имеет минимальную материалоемкость, не требует специального технического обслуживания, не требует регулировок при применении, просто в изготовлении и может находиться в картере, заполненном смазочным, антикоррозийным и охлаждающим составом, более долговечно. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к устройству силовых приводов вращательного движения, в частности к инерционным системам накопления и преобразования энергии, и может быть использовано, например, для привода транспортных средств и различных машин. Силовой привод вращения включает основание, ротор с возможностью вращения, генератор крутильных колебаний и преобразователь крутильных колебаний, который содержит как минимум один генератор крутильных колебаний, смонтированный на платформе с возможностью вращения, преобразователь крутильных колебаний и двигатель, которые выполнены на роторе, причем двигатель предназначен для автономного привода генератора крутильных колебаний, а как минимум один преобразователь крутильных колебаний выполнен промежуточным кинематическим звеном между платформой и ротором с возможностью взаимодействия с одной стороны с платформой, а с другой - с ротором и предназначен для передачи ротору однонаправленного момента от генератора, при этом ось вращения платформы выполнена на роторе и расположена не соосно с осью вращения ротора, которая выполнена на основании. Техническим результатом изобретения является возможность увеличения скорости вращения рабочего звена (ротора) силового привода вращения. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх