Многофункциональный двухместный боевой вертолет круглосуточного действия, комплекс радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете

Авторы патента:


Владельцы патента RU 2360836:

Ростовский вертолетный производственный комплекс открытое акционерное общество "РОСТВЕРТОЛ" (ОАО "РОСТВЕРТОЛ") (RU)
Открытое акционерное общество "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" (ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля") (RU)
Открытое акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" (ОАО РПКБ) (RU)

Вертолет предназначен для обнаружения и поражения наземных, надводных и воздушных целей, а используемый на нем комплекс бортового радиоэлектронного оборудования обеспечивает навигацию, управление, наведение вертолета, обнаружение, селекцию, формирование условий и команд на применение средств поражения и противодействия по выбранным целям. Вертолет снабжен конструктивным комплексом повышения боевой живучести вертолета и сохранения работоспособности при повреждениях от попаданий снарядов, пуль и осколков, конструктивным комплексом повышения выживаемости экипажа при повреждениях от попаданий снарядов, пуль, осколков, аварийной посадке и столкновениях с земной поверхностью при отказах, повреждениях и случайных столкновениях при выполнении маловысотного полета, конструктивным комплексом аварийного покидания вертолета экипажем, конструктивным комплексом расширения функциональных возможностей вертолета. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования снабжен внешним постоянным запоминающим устройством и введенными в состав бортовой вычислительной системы вычислительно-логическими модулями комбинированного обзора окружающего пространства и целеуказания, формирования параметров маловысотного полета, формирования параметров группового вертолетовождения, координированного ведения действий группы вертолетов. Предложенные вертолет и используемый на нем комплекс бортового радиоэлектронного оборудования характеризуются расширенными функциональными возможностями. Как следствие, обеспечиваются повышенные показатели живучести и боевой эффективности вертолета и интерактивного боевого комплекса в целом. 2 н. и 1.з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиастроения и авиационного приборостроения, в частности к выполняющим обнаружение и поражение наземных, надводных и воздушных целей вертолетам непосредственной поддержки сухопутных войск и комплексам бортового радиоэлектронного оборудования, оснащающим вертолеты для обеспечения навигации, наведения, обнаружения заданных целей и их поражения.

Из известных современных двухместных боевых вертолетов: RAH-66 «Команч» (производство компаний «Боинг» и «Сикорский»), «Тигр» (производство компаний «Еврокптер»), Ми-24ПН и Ми-28 (разработка МВЗ им. М.Л.Миля), AH-64D «Лонгбоу Апач» (производство компании «Макдоннел-Дуглас»), «Многофункциональный двухместный боевой вертолет» по патенту RU № 2212632 C1 наиболее близким аналогом является описанный в книге [1] М.Тейлора «Авиация непосредственной поддержки сухопутных войск», Москва, «ЭКСМО-Пресс», 2000 г., стр.110-112 вертолет AH-64D «Лонгбоу Апач» и оснащающий его комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Данный вертолет содержит фюзеляж с силовой установкой, включающей два турбовальных двигателя, смонтированных с двух сторон фюзеляжа, в передней части которого размещена двухместная кабина членов экипажа, средства механизации вертолета, включающие крыло, несущий и рулевой винты, стабилизатор, шасси, общевертолетное оборудование, органы оперативного управления, приборы резервной индикации. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования включает комплекс обзорно-прицельных средств, комплекс навигационно-пилотажных средств, систему управления вертолетом и силовой установкой, комплекс средств радиосвязи, систему управления средствами поражения и противодействия, систему радиоэлектронного опознавания и противодействия, блок формирования телевизионных сигналов, блок сопряжения и преобразования информации, внутрикабинную камеру телевизионного обзора, бортовой регистратор видеоинформации, систему контроля и регистрации параметров, первый и второй многофункциональные индикаторы летчика, индикатор летчика на лобовом стекле, первый и второй многофункциональные индикаторы оператора, многофункциональный пульт оператора, бортовую вычислительную систему, включающую подключенные к каналу вычислительно-информационного обмена вычислительно-логические модули ввода-вывода и управления информационным обменом, объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования прицельно-пилотажных параметров и команд применения средств поражения и противодействия, и формирования отображаемой информации.

К недостаткам ближайшего аналога следует отнести:

- недостаточность мер обеспечения боевой живучести вертолета и выживаемости членов экипажа вертолета,

- ограниченное выполнение маловысотного полета по данным бортовой радиолокационной станции и отсутствие оперативного координированного ведения групповых действий вертолетов и во взаимодействии с другими (в частности, сухопутным) родами войск при проведении тактических учебных и боевых действий.

Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей многофункционального двухместного боевого вертолета и используемого на нем комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, и, как следствие этого, повышение показателей боевой эффективности интерактивного боевого комплекса, включающего экипаж, вертолет (группу вертолетов) с комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, наземный комплекс планирования боевых операций и подготовки полетных заданий, наземные и воздушные пункты командного управления и наведения, комплект средств поражения и противодействия.

Достигается указанный результат тем, что:

- многофункциональный двухместный боевой вертолет круглосуточного действия, содержащий взаимосоединенные выходами-входами по каналу связей, соединений и информационного обмена фюзеляж с силовой установкой, средства механизации вертолета, общевертолетное оборудование, органы оперативного управления вертолетом, приборы резервной индикации и комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, дополнительно снабжен конструктивным комплексом повышения боевой живучести вертолета и сохранения работоспособности при повреждениях от попаданий снарядов, пуль, осколков посредством разнесения по двум бортам двигателей, топливной системы, систем гидравлики и электропитания, выполнения лопастей несущего и рулевого винтов на основе стеклопластиковых лонжеронов и обшивки, выполнения трансмиссионной передачи к рулевому винту в виде полого вала, выполнения протектированных топливных баков с внутренним пенополиуретановым сотовым заполнением и наружным латексным покрытием; выполнения защитного экранирования корпусами двигателей слабозащищенных конструкций гидросистемы, главного редуктора и агрегатов системы кондиционирования; при этом выхлопные устройства двигателей снабжены эжекторными гасителями светимости исходящих газовых потоков в видимом и инфракрасном спектре излучения; конструктивным комплексом повышения выживаемости экипажа при повреждениях от попаданий снарядов, пуль, осколков, аварийной посадке и столкновениях с земной поверхностью при отказах, повреждениях и случайных столкновениях при выполнении маловысотного полета посредством выполнения двух бронированных отсеков кабины экипажа, разделенных бронеплитой, на алюминиевый каркас переднего сектора фюзеляжа наклеены заменяемые при повреждениях керамические бронеплиты, двери кабины выполнены из двух слоев алюминиевых бронеплит и слоя полиуретана между ними, лобовые, боковые стекла кабины и стекла дверей выполнены из прозрачных силикатных бронированных блоков, в конструкцию опор шасси включены энергогасящие гидропневматические амортизаторы с дополнительным аварийным ходом и системой безопаснодеформируемых конструкций и жертвенных деталей, энергогасящие кресла членов экипажа установлены на пневмогидравлических амортизаторах с аварийной просадкой и системой безопаснодеформируемых конструкций и жертвенных деталей; конструктивным комплексом аварийного покидания вертолета экипажем, включающим механизмы аварийного сброса крыла и дверей, надува выполненных из резинотканного материала баллонетов, предохраняющих членов экипажа от столкновений с двигателями, шасси, вращающимися лопастями несущего винта при аварийном покидании с дальнейшим парашютным приземлением; конструктивным комплексом расширения функциональных возможностей вертолета посредством выполнения необслуживаемой втулки несущего винта из титанового корпуса с вынесенными шаровыми эластомерными шарнирами, а в задней части центрального сектора фюзеляжа выполнен технологический десантно-транспортный отсек для перевозки проверочного оборудования при передислокации, экстренной переброске и эвакуации десантно-разведывательных групп специального назначения и экипажей других вертолетов;

- комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, включающий подключенные входами-выходами к каналу связей, соединений и информационного обмена, комплекс обзорно-прицельных средств, комплекс навигационно-пилотажных средств, систему управления вертолетом и силовой установкой, комплекс средств радиосвязи, систему управления средствами поражения и противодействия, систему радиоэлектронного опознавания и противодействия, блок формирования телевизионных сигналов, блок сопряжения и преобразования информации, внутрикабинную камеру телевизионного обзора, бортовой регистратор видеоинформации, систему контроля и регистрации параметров, первый и второй многофункциональные индикаторы летчика, индикатор летчика на лобовом стекле, первый и второй многофункциональные индикаторы оператора, многофункциональный пульт оператора и бортовую вычислительную систему, включающую взаимосоединенные входами-выходами по магистрали вычислительно-информационного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования прицельно-пилотажных параметров и команд применения средств поражения и противодействия, формирования отображаемой информации, ввода-вывода и управления информационным обменом, другой вход-выход которого является входом-выходом бортовой вычислительной системы, дополнительно снабжен подключенным входами-выходами соответственно к каналу связей, соединений и информационного обмена внешним постоянным запоминающим устройством, введенными в состав бортовой вычислительной системы, подключенными входами-выходами соответственно к магистрали вычислительно-информационного обмена вычислительно-логическими модулями комбинированного обзора окружающего пространства и целеуказания, формирования параметров маловысотного полета, формирования параметров группового вертолетовождения, координированного ведения действий группы вертолетов;

- многофункциональный двухместный боевой вертолет во взаимодействии по каналу связей, соединений и информационного обмена с комплексом бортового радиоэлектронного оборудования и наземным комплексом планирования боевых операций и подготовки полетных заданий, наземными и воздушными пунктами командного управления и наведения, комплектом средств поражения и противодействия и членами экипажа вертолета дополнительно образуют интерактивный боевой комплекс, осуществляющий круглосуточные и всепогодные координированные в пространстве и времени учебно-тренировочные и боевые штурмовые, истребительные, бомбардировочные, экстренные десантно-транспортные и оперативно-разведывательные функции в одиночном и групповом применении, в том числе при проведении учебных и боевых тактических операций сухопутных войск.

На чертеже представлена блок-схема многофункционального двухместного боевого вертолета круглосуточного действия и используемого на нем комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, где обозначено: 1 - фюзеляж с силовой установкой ФСУ, 2 - средства механизации вертолета СМВ, 3 - общевертолетное оборудование ОВО, 4 - органы оперативного управления ООУ, 5 - приборы резервной индикации ПРИ, 6 - канал связей, соединений и информационного обмена КСИО, 7 - комплекс бортового радиоэлектронного оборудования КБРЭО, 8 - наземный комплекс планирования боевых операций и подготовки полетных заданий НКПЗ, 9 - наземные и воздушные пункты командного управления и наведения ПКУН, 10 - наземная контрольно-проверочная аппаратура НКПА, 11 - комплект средств поражения и противодействия КСПП, 12 - комплекс обзорно-прицельных средств КОПС, 13 - комплекс навигационно-пилотажных средств КНПС, 14 - система управления вертолетом и силовой установкой СУВС, 15 - комплекс средств радиосвязи КСРС, 16 - система управления средствами поражения и противодействия СУСП, 17 - радиоаппаратура опознания и средства предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении РОСП, 18 - блок формирования телевизионных сигналов БФТС, 19 - блок сопряжения и преобразования информации БСПИ, 20 - внутрикабинная камера телевизионного обзора ВКТО, 21 - бортовой регистратор видеоинформации БРВИ, 22 - система контроля и регистрации параметров состояния вертолета и оборудования СКРП, 23 - внешнее постоянное запоминающее устройство ВПЗУ, 24 - первый многофункциональный индикатор летчика ПМФЛ, 25 - индикатор летчика на лобовом стекле ИЛЛС, 26 - второй многофункциональный индикатор летчика ВМФЛ, 27 - первый многофункциональный индикатор оператора ПМФО, 28 - многофункциональный пульт оператора МФПО, 29 - второй многофункциональный индикатор оператора ВМФО, 30 - бортовая вычислительная система БВС, 31 - вычислительно-логический модуль (ВЛМ) объединенной базы данных ОБД, 32 - ВЛМ формирования навигационно-пилотажных параметров ФНПП, 33 - ВЛМ ввода-вывода и управления информационным обменом ВВУО, 34 - ВЛМ формирования прицельно-пилотажных параметров и команд применения средств поражения и противодействия ФППП, 35 - ВЛМ формирования отображаемой информации ФОИ, 36 - магистраль вычислительно-информационного обмена МВИО, 37 - ВЛМ комбинированного обзора окружающего пространства и целеуказания КООПЦ, 38 - ВЛМ формирования параметров маловысотного полета ФПМВП, 39 - ВЛМ формирования параметров группового вертолетовождения ФПГВВ, 40 - ВЛМ координированного ведения действий группы вертолетов КВДГВ.

Взаимосвязи сегментов конструкции вертолета и информационные взаимосвязи бортового оборудования осуществляются по КСИО 6, включающего естественные, механические, электромеханические, электрические и электромагнитные связи.

Информационная связь по передаче данных между входами-выходами ВЛМ БВС 36 осуществляется по МВИО 36 ([2], Преснухин Л.Н., Нестеров П.В. «Цифровые вычислительные машины», Москва, ВШ, 1981 г., стр.30, стр.474) при этом ВЛМ ВВУО 33 ([2], стр.478) осуществляет порядок обмена между ВЛМ БВС 36, прием-передачу данных по одному входу-выходу на МВИО 36, порядок информационного взаимообмена с бортовым оборудованием, взаимосоединенным по КСИО 6, прием-передачу данных по другому входу-выходу через вход-выход БВС 30 на КСИО 6.

Примеры технического выполнения ФСУ 1, СМВ 2, ОВО 3, ООУ 4, ПРИ 5, КСИО 6, КОПС 12, КНПС 13, СУВС 14, КСРС 15, СУСН 16, РОСН 17, БФТС 18, ВКТО 20, БРВИ 21, ПМФЛ 24, ИЛЛС 25, ВМФЛ 26, ПМФО 27, МФПО 28, ВМФО 29 приведены в патенте РФ на изобретение [3] № 2212632 от 26.11.02 г. «Многофункциональный двухместный боевой вертолет», стр.8-11, конструкции приведены в книге [4] В.Р.Михеева «МВЗ имени М.Л.Миля», ООО «ИИГ «ПОЛИГОН-ПРЕСС», 2007, стр.276, стр.277.

Примеры технического выполнения БВС 30 на основе вычислительно-логических модулей (ВЛМ) приведены в [2], стр.28-33.

ВЛМ ФНПП 32, ВВУО 33, ФППП 34, ФОИ 35, КООПЦ 37, ФПМВМ 38, ФПГВВ 39, КВДГВ 40 реализуются по стандартным вычислительным схемам на основе процессора (в том числе графического для ФОИ 35) и запоминающего устройства с входом на МВИО 36 ([2], стр.31), ОБД 31 и ВПЗУ 23 реализуются на основе перепрограммируемого энергонезависимого запоминающего устройства ([2], стр.298).

ФСУ 1 включает конструкцию фюзеляжа вертолета, содержащую килевую и хвостовую балки и носовую центральную часть, в которых размещена кабина экипажа, состоящая из двух бронированных отсеков - впереди снизу расположено кресло штурмана-оператора (в дальнейшем тексте - оператора), а сзади и выше - кресло летчика; на потолочной панели справа и слева размещены два турбовальных двигателя силовой установки, между которыми установлена система редукторов для передачи вращения от валов турбин двигателей к подвижной части втулок несущего и рулевых винтов и вспомогательная силовая установка, включаемая при наземных проверках. В нижнем отсеке центральной части фюзеляжа установлен контейнер из трех топливных баков (двух расходных на каждый двигатель и одного общего), на верхних панелях которого смонтированы блоки оборудования.

СМВ 2 включает устанавливаемый на втулке пятилопастной винт, снабженный автоматом перекоса; устанавливаемый на втулке Х-образный рулевой винт; устанавливаемый на килевой балке стабилизатор; трехопорные шасси с хвостовым колесом; устанавливаемое на консолях потолочной панели центральной части фюзеляжа свободнонесущее крыло с пилонами для подвески ракетного, стрелкового, пушечного и бомбового вооружения, контейнеров со специальным вооружением и дополнительных топливных баков.

ОВО 3 включает топливную систему, систему электроснабжения, противопожарную систему, противообледенительную систему, гидравлическую систему, систему кондиционирования и вентиляции, светотехническое оборудование освещения внутрикабинного пространства, наружной взлетно-посадочной поверхности и сигнальное освещение.

ООУ 4 включает внутрикабинные средства оперативного управления вертолета летчиком и оператором (педали и ручки управления средствами механизации вертолета, силовой установкой с манипуляторами наведения и гашетками применения средств поражения и аварийного покидания вертолета).

ПРИ 5 включает приборы резервной индикации - индикатор навигационно-плановый ИНП, авиагоризонт резервный АГР, курсовой магнитный датчик, табло системы аварийной сигнализации САС о состоянии агрегатов вертолета и приборов вертолетного оборудования.

ФСУ 1, СМВ 2, ОВО 3, ООУ 4, ПРИ 5 во взаимодействии по КСИО 6 образуют непосредственно летательный аппарат - вертолет, обеспечивающий его пилотирование экипажем воздействием на ООУ 4 с индикационным сопровождением по ПРИ 5.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования КБРЭО 7 в составе КОПС 12, КНПС 13, СУВС 14, КСРС 15, СУСП 16, РОСП 17, БФТС 18, БСПИ 19, ВКТО 20, БРВИ 21, СКРП 22, ВПЗУ 23, ПМФЛ 24, ИЛЛС 25, ВМФЛ 26, ПМФО 27, МФПО 28, ВМФО 29 и БВС 30, взаимодействующие между собой и с ФСУ 1, СМВ 2, ОВО 3, ООУ 4, ПРИ 5 по каналу связей соединений и информационного обмена КСИО 6.

КСПП 11, включающий управляемое и неуправляемое ракетное вооружение классов «воздух-воздух», «воздух-поверхность», управляемое и неуправляемое бомбардировочное вооружение и средства пассивного противодействия - ложные тепловые, световые, радиолокационные цели в состав вертолета не входят, а после соединений, проверок подвесок и креплений на соответствующих элементах конструкции вертолета становятся принадлежностью вертолета для последующего сбрасывания при боевом применении. Взаимодействие КСПП 11 с агрегатом вертолета и КБРЭО 7 осуществляется по КСИО 6. Стрелково-пушечное вооружение после установки и юстировки становится принадлежностью вертолета, при этом снаряды и боеприпасы в состав вертолета не входят. НКПЗ 8, не входящий в состав вертолета, является ([5], ГосНИИАС, НТИ «Авиационные системы», № 4, 2000 г., стр.23, 30) наземным комплексом планирования боевых операций вертолетов, групп вертолетов и участия групп вертолетов в тактических учениях и боевых операциях в составе других (в частности, сухопутных) родов войск. В соответствии с планируемой операцией на НКПЗ 8 подготавливается НПЗ - носитель полетных заданий (устройство с репрограммируемой памятью типа флеш-карты), содержащий базу данных для оборудования и экипажа по планируемой (планируемым) операции. НПЗ для каждого вертолета с НПКЗ 8 передается в состав действующего соединения вертолетов, как обычным транспортированием так и с возможностью передачи по радиотехнической связи по КСИО 6 на вход-выход КСРС 15 и далее по жгутовым связям КСИО 6 с КСРС 15 на взаимодействующее оборудование (ВПЗУ 23 или ОБД 31).

НКПА 10 (в состав вертолета не входит) является стационарным или мобильным средством проверки с помощью контрольно-проверочной аппаратуры всех агрегатов вертолета и составляющих комплекса КБРЭО 7 при отказах, проведении регламентных и приемо-сдаточных работ, результаты проверок фиксируются на соответствующих носителях информации и через КСИО 6, КСРС 15 по каналам радиотехнической связи могут быть переданы в технико-эксплуатационные части соединений и в НКПЗ 8 для формирования групп вертолетов, участвующих в учебных и боевых операциях.

ПКУН 9 (в состав вертолета не входят) являются наземными (стационарными или мобильными) или воздушными командными пунктами наведения и управления одиночного вертолета, групп вертолетов в составе авиавоздушных соединений при проведении учебных тактических взаимодействий или боевых действий, особенно при оперативном изменении полетных заданий и стратегических планов боевых операций. Взаимодействие ПКУН 9 с экипажем осуществляется в основном по радиотехническим каналам связи по КСИО 6 через КСРС 15 и аудио- и видеоприемниками информационно-индикационных средств летчика и оператора.

Для повышения боевой живучести вертолета на нем, в отличие от прототипа, реализован комплекс конструктивных мер сохранения работоспособности и предотвращения катастрофических разрушений при повреждениях от попаданий снарядов, пуль, осколков в процессе выполнения задания и возвращения к месту базирования:

- двигатели, топливная система, система гидравлики, система электропитания разнесены по двум бортам, при этом обеспечивается функционирование и работоспособность при повреждениях с одного борта;

- лопасти несущего и рулевого винтов выполнены из стеклопластиковых лонжерона и обшивки, обеспечивающих работоспособность лопастей при поражениях (в том числе сквозных) от пуль и осколков;

- трансмиссионная передача от редуктора к вращающейся части втулки рулевого винта выполнена в виде полого вала, чем обеспечивается возможность функционирования передачи при вышеупомянутых повреждениях полого вала трансмиссии;

- топливные баки протектированы латексной пенорезиной, затягивающей пробоины при попаданиях пуль и осколков, а внутри топливные баки заполнены пенополиуретановым сотовым наполнителем, предохраняющим топливо от возгорания и соответственно баки от взрыва при попадании зажигательных пуль и горячих осколков;

- выхлопные устройства турбовальных двигателей оснащены эжекторными гасителями светимости исходящих газовых потоков в видимом и инфракрасном спектре излучения для предотвращения обнаружения и захвата светящихся потоков и средствами обнаружения и самонаведения ракет противника на светящиеся цели;

- конструктивная установка двигателей, обеспечивает выполнение защитного экранирования слабозащищенных и быстроразрушаемых конструкций агрегатов гидросистемы, системы кондиционирования и системы редукторов.

Для повышения выживаемости членов экипажа при повреждениях от попаданий пуль, снарядов, осколков, аварийной посадке и столкновениях с земной поверхностью при отказах, повреждениях и случайных столкновениях с земной поверхностью в процессе выполнения маловысотного полета на вертолете в отличие от прототипа реализован комплекс конструктивных мер, включающих:

- кабина экипажа содержит два отсека, разделенных алюминиевой бронеплитой; на алюминиевый каркас переднего сектора фюзеляжа наклеены заменяемые при повреждениях керамические бронеплиты; двери кабины экипажа выполнены из двух слоев алюминиевых бронеплит и слоя пенополиуретанового наполнителя между бронеплитами, стекла дверей, лобовые и боковые стекла кабин выполнены из прозрачных силикатных бронированных блоков; в конструкцию опор шасси включены энергогасящие гидропневматические амортизаторы с дополнительным аварийным ходом и системой безопаснодеформируемых конструкций и жертвенных деталей; энергогасящие кресла членов экипажа установлены на пневмогидравлических амортизаторах с системой безопаснодеформируемых конструкций и жертвенных деталей; конструктивный комплекс аварийного покидания вертолета членами экипажа включает механизмы аварийного сброса крыла и дверей кабин членов экипажа, надув выполненных из резинотканного материала баллонетов, предохраняет членов экипажа от столкновений с двигателями, шасси, вращающимися лопастями несущего винта при аварийном покидании с дальнейшим парашютным приземлением.

Для расширения функциональных возможностей вертолета необслуживаемая втулка несущего винта выполнена из титанового материала с вынесенными шаровыми эластомерными шарнирами, а в задней части центрального сектора фюзеляжа выполнен технологический десантно-транспортный отсек для перевозки проверочного оборудования при передислокации, экстренной переброски и эвакуации десантно-разведывательных групп специального назначения и экипажей других вертолетов.

КОПС 12 включает физически разнородные (тепловизионные, радиолокационные, лазерные, визирные, визирно-нашлемные) системы целеуказания и датчики обзора окружающего пространства, обеспечивающие поиск, фиксацию, идентификацию и сопровождение воздушных и наземных подвижных и неподвижных целей и ориентиров; параметры движения вертолета относительно целей и ориентиров, сигналы с выходов датчиков и систем КОПС 12 через его вход-выход по КСИО 6 поступают на входы-выходы взаимодействующего оборудования.

КНПС 13 включает физически разнородные (воздушные, инерциальные, гироскопические, спутниковые, радиотехнические) датчики и системы параметров состояния вертолета и окружающей воздушной среды, формирующие и выдающие с входа-выхода КНПС 13 по КСИО 6 на взаимодействующие системы координаты местоположения вертолета относительно Земли, составляющие путевой и воздушной скорости, составляющие ускорений и перегрузок, углы курса, крена, тангажа, атаки и скольжения.

СУВС 14 по сигналам, полученным по КСИО 6 от взаимодействующего оборудования (углы атаки, скольжения, курса, крена и тангажа, составляющие воздушной и путевой скорости, высота, продольное и боковое отклонение от заданных параметров состояния вертолета) в режимах ручного, полуавтоматического и автоматического управления, формирует и со своего входа-выхода по КСИО 6 передает команды на исполнительные устройства управления вертолетом (вход-выход СМВ 2) и силовой установкой (вход-выход ФСУ 1). При этом сигналы управления и их информационные составляющие имеют параметрические ограничения для предотвращения выхода вертолета за критические режимы, например по перегрузкам, углу атаки и скольжения.

КСРС 15 включает радиотехнические устройства, обеспечивающие двухстороннюю радиотелефонную связь членов экипажа между собой и с наземным персоналом при подготовке к вылету и проведении отладочных работ, прослушивание речевого информатора, прием команд наведения, тактической обстановки и взаимодействия от наземных пунктов командного управления и наведения, беспоисковую радиосвязь и взаимопередачу данных между вертолетами группы и другими взаимодействующими в боевой операции наземными и воздушными средствами управления и боевого применения. Все виды обмена осуществляются через вход-выход КСРС 15 по КСИО 6.

СУСП 16 обеспечивает энергопитание от бортовых источников всех средств из состава КСПП 11 при подготовке к применению средств поражения и противодействия в соответствии с циклограммами их подготовки, выдачу сигналов идентификации имеющихся на борту средств КСПП 11, их состоянии, местах установки, встроенный контроль в составе КБРЭО 7, аварийный сброс подвесных средств, при этом взаимодействие СУСП 16 с оборудованием вертолета осуществляется через вход-выход СУСП 16 по КСИО 6.

РОСП 17 включает радиоаппаратуру опознавания и средства фиксации факторов возможного обнаружения вертолета радиолокационными и лазерными средствами (наземные и воздушные станции противника), подачу команд в СУСП 16 на применение средств пассивного противодействия из состава КСПП 11 и подачу команд на средства (при их наличии) активного подавления или дезориентации наземных и воздушных радиолокационных станций противника. Взаимодействие РОСП 17 с оборудованием вертолета осуществляется через вход-выход РОСП 17 по КСИО 6.

БФТС 18 по своему входу-выходу осуществляет прием телевизионных сигналов от средств КОПС 12, оснащенных телевизионными выходами, от ВКТО 20, от средств КСПП 11 (через КСИО 6 и КСРС 15), оснащенных телевизионными выходами, приведение всех сигналов к единому времени, а также при необходимости нормирование входных сигналов по уровням напряжений, их преобразование к форме единого телевизионного сигнала, коммутацию приведенных телевизионных сигналов и их выдачу с входа-выхода БФТС 18 через КСИО 6 на входы-выходы видеоприемников - ПМФЛ 24, ВМФЛ 26, ПМФО 27, ВМФО 29, БРВИ 21.

БСПИ 19 по своему входу-выходу осуществляет прием сигналов напряжений постоянного и переменного тока и их преобразование к нестандартным сигналам (например, синусно-косинусные преобразования для выдачи на ПРИ 5) и стандартным сигналам для взаимодействия с оборудованием КБРЭО 7 по КСИО 6.

ВКТО 20 является видеокамерой, фиксирующей изображение закабинного пространства на фоне фиксируемых информационных кадров ИЛЛС 25, телевизионный сигнал с входа-выхода ВКТО 10 через КСИО 6 поступает на входы-выходы БРВИ 21, СКРП 22 и на вход-выход БФТС 18 для организации просмотра видеокадров на наземном оборудовании.

БРВИ 21 включает информационные носители для записи на них телевизионных сигналов, передаваемых с входов ВКТО 20, ПМФЛ 24, ВМФЛ 26, ММФО 27, ВМФО 29 по КСИО 6 на вход-выход БРВИ 21, для последующего просмотра на видеомониторах с целью анализа результатов полета и принятия решений при корректировке и формировании новых полетных заданий и их носителей на НКПЗ 8.

СКРП 22 включает информационные носители для записи в реальном времени параметров состояния вертолета, его агрегатов и всего бортового, оборудования взаимосоединенного входами-выходами через КСИ 6 с входом-выходом СКРП 22.

ВПЗУ 29 является вновь введенным устройством долговременного энергонезависимого хранения данных о театре военных действий, картографической информации, цифровых данных о рельефе местности, моделей состояний вертолета, окружающей среды, целей и ориентиров при подготовке выполнения боевых и учебно-тренировочных полетов, данных по множеству возможных полетных заданий, позволяющих проводить множество боевых и полетных заданий без предварительного предполетного ввода исходных данных, что значительно уменьшает время подготовки к полетам и расширяет функциональные возможности КБРЭО 7 и эффективность боевого и учебно-тренировочного применения многофункционального вертолета.

При выработке нового полетного задания на НКПЗ 8 снятый с него носитель данных (типа флэш-карты) устанавливается в устройство списывания информации в ВПЗУ 23, при этом флэш-карта может оставаться в ВПЗУ 23 в течение полета для записи на нее оперативных параметров с целью экстренного послеполетного анализа результатов полета на НКПЗ 8 (после снятия флэш-карты из ВПЗУ 23). Детальный анализ полета осуществляется на НКПЗ 8 (или другом наземном проверочном устройстве) на основе результатов записи полетных данных на информационные носители БРВИ 21 и СКРП 22, после снятия данных, их анализа и ввода в базу данных НКПЗ 8 информационные носители в установленном порядке монтируются в БРВИ 21, СКРП 22 и ВПЗУ 23.

ПМФЛ 24, ВМФЛ 26, ПМФО 27, ВМФО 29 являются многофункциональными индикаторами (МФИ) с цветными жидкокристаллическими экранами (ЖКЭ), на которых осуществляется отображение цветной и монохромной знакографической, телевизионной, картографической и смешанной информации отображения режимов комплексной индикации, режимов работы вертолета и всего взаимодействующего оборудования.

Многофункциональные кнопки-клавиши, обрамляющие ЖКЭ, назначают режимы индикации и служат для ручного выбора подрежимов различного назначения. МФИ функционируют в одинаковых или различных основных режимах индикации: ИТО - «индикатор тактической обстановки», ИВО - «индикатор вертикальной обстановки», ИОПС - «индикатор обзорно-прицельных средств», ИКИС - «индикатор комплексной информационной сигнализации», ОВО - «индикатор общевертолетного оборудования» и др. Основные режимы работы МФИ: ПМФЛ 24 - ИВО, ВМФЛ 26 - ОВО, ПМФО 27 - ИОПС, ВМФО 29 - ИТО.

ИЛЛС 25 является стандартным коллиматорным индикатором отображения на полупрозрачный экран текущих кадров, сформированных в электронно-лучевой трубке с коллиматорной головкой, на основе прицельной, пилотажно-навигационной, тактической информации по целям, подсказок по применению средств из состава КСПП 11, на фоне видимого через лобовое стекло кабины окружающего пространства. Взаимосвязь ИЛЛС 25 с взаимодействующим оборудованием осуществляется через вход-выход ИЛЛС 25 по КСИО 6. ВКТО 20 фиксирует телевизионное изображение закабинного пространства на фоне информационных кадров ИЛЛС 25, используемого летчиком как индикационное средство в режимах взлета, выхода на маршрут, боевом применении, возврате и заходе на посадку.

МФПО 28 содержит выполненное на основе ЖКЭ информационное табло, справа и слева обрамленное безымянными многофункциональными кнопками, соответствующими режимам (подрежимам) работы вертолета и оборудования, зафиксированного расположенными вверху табло режимными кнопками-клавишами, задающими при нажатии режимы (ПДГ - подготовки, НВГ - навигация, МВП - маловысотный полет, БЗ - боевое задание и др.). Ниже информационного табло расположены гравированные кнопки-клавиши цифровых символов для ввода исходных данных на земле при оперативной подготовке и в полете и исполнительных команд (ВВД - ввода, КНТ - контроль и др.). Верхнюю часть информационного табло занимает табло подсказок с выводом информации оператору по режиму («подготовка» и др.) и подсказки действий («выбери режим» и др.). МФПО 28 является оперативным индикационно-управляющим средством оператора, дополняющим ПМФО 27 и ВМФО 29 и позволяющим без нарушения их текущих информационных кадров проводить оперативные изменения заданных параметров движения и наведения и осуществлять оперативный контроль и управление.

БВС 30 содержит для дублирования две быстродействующие (работающие на системе приоритета) бортовые цифровые вычислительные машины (БЦВМ), включающие вычислительно-логические модули (ВЛМ) - ОБД 31, ФНПП 32, ВВУО 33, ФНППП 34, ФОИ 35 взаимообъединенные по МВИО 36, осуществляющие прием, преобразование поступивших сигналов, проведение вычислительных и логических операций, преобразование и выдачу по КСИО 6 сигналов потребителем в реальном времени. ОБД 31 обеспечивает долговременное энергонезависимое хранение исходных данных маршрутов полета, состава и характеристик средств КСПП 11, данные аэронавигационных карт района действий, данные графических и цифробуквенных символов и цифровых данных рельефа местности. Дополнение и изменение данных в ОБД 31 осуществляется по взаимосвязи с входа-выхода ОБД 31 по МВИО 36 на один вход-выход ВВУО 33 и с другого входа-выхода ВВУО 33 через вход-выход БВС 30 по КСИО 6 на ВПЗУ 23 и другое взаимодействующее оборудование.

ВВУО 33 осуществляет по одному входу-выходу через вход-выход БВС 30 прием, преобразование и передачу данных по КСИО 6, а другой вход-выход ВВУО 33 подключен к МВИО 36, обеспечивающий вычислительно-информационный обмен между всеми ВЛМ БВС 30.

ФНПП 32 осуществляет комплексную, в том числе корреляционно-экстремальную, обработку пилотажно-навигационной информации, поступившей от КОПС 12, КНПС 13, с исходными данными от ОБД 31, формирует пилотажно-навигационные параметры полета, начиная от подготовки до посадки и остановки вертолета в режимах боевого, учебно-тренировочного и учебно-боевого применения, сформированные параметры с входа-выхода ФНПП 32 через МВИО 36 поступают во взаимодействующие ВЛМ БВС 30, соответственно через ВВУО 33, КСИО 6 поступает во взаимодействующее оборудование вертолета, в частности в СУВС 14 для управления вертолетом и силовой установкой в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах управления.

ФППП 34 осуществляет комплексную обработку прицельных данных, полученных от КОПС 12, КНПС 13, РОСП 17, данных о применяемых средствах поражения и противодействия, полученные от СУСП 16, характеристикам целей и характеристики применяемых средств, полученные из ОБД 31; сформированные в ФППП 34 параметры целеуказания, применения имеющихся на борту средств из состава КСПП 11 управления вертолетом, которые с входа-выхода ФППП 34 через МВИО 36 поступают во взаимодействие ВЛМ БВС 30 и через ВВУО 33, КСИО 6 во взаимодействующее оборудование КБРЭО 7, в частности в СУВС 14 для управления вертолетом, и в СУСП 16 для подготовки и применения средств поражения и противодействия.

В ФОИ 35 по данным, полученным по МВИО 36 от ОБД 31, ФНПП 32, ФППП 34 и от взаимодействующего оборудования КБРЭО 7 через КСИО 6, ВВУО 33, формируются информационные параметры для ПРИ 5 и обобщенные мнемокадры функциональной, цифробуквенной, телевизионной, при необходимости совмещенной с аэронавигационной картой района полета, которые с входа-выхода ФОИ 35 через МВИО 36, ВВУО 33, КСИО 6 поступают в ПРИ 5, ПМФЛ 24, ИЛЛС 25, ВМФЛ 26, ПМФО 27, МФПО 28, ВМФО 29 для представления членам экипажа с целью принятия решения по боевому, учебно-боевому, учебно-тренировочному вертолетовождению и боевому применению.

В дополнительно введенном ВЛМ КООПЦ 37 по данным, полученным на его вход-выход через МВИО 36, ВВУО 33, КСИО 6:

- от средств КОПС 12 и РОСП 17 функционирующих в радиолокационном, инфракрасном, лазерном и видимом спектре излучения, формируются параметры целеуказания соответствующего множества обнаруженных k-целей и ориентиров;

- от взаимодействующих вертолетов группы и ПКУН 9 через КСРС 15 принимаются и формируются параметры целеуказания множества n-целей и ориентиров (m-целей из множества «n» при этом не лоцируются с данного вертолета и являются виртуально видимыми);

- с ОБД 31 принимаются координаты заданных j-целей (ориентиров), параметры целеуказания на которые в КООПЦ 37 формируются по навигационным данным местоположения и скорости движения вертолета, полученным с ФНПП 32.

Если отдельные α-цели лоцируются несколькими датчиками, то при известных законах распределения их ошибок в КООПЦ 37 на основе комплексной обработки информации формируются оптимальные оценки параметров целеуказания данных α-целей. Из объединенного множества k, n, m, j, α-целей и ориентиров формируется единое поле множества Σ-целей и ориентиров, данные о котором с входа-выхода КООПЦ 37 через МВИО 36 поступают в ФППП 36 для формирования пилотажно-прицельных параметров и команд на применение средств поражения и противодействия по выбранным экипажем целям, и в ФОИ 35 для формирования обобщенных мнемокадров, передаваемых через ВВУО 33, КСИО 6 для отображения на ИЛЛС 25, ПМФЛ 24, ВМФЛ 26, ПМФО 27, ВМФО 29. Соответственно летчик и оператор выбирают цель и средства поражения и противодействия из состава КСПП 11 и с использованием ООУ 4 осуществляют применение выбранных средств поражения по выбранным целям. Результаты применения фиксируются через ВКТО 20 на БРВИ 21, СКРП 22 и при оперативной необходимости на флэш-карту в ВПЗУ 23. Координированный обзор окружающего пространства в различных диапазонах излучения обеспечивает круглосуточное и всепогодное высокоточное и надежное применение средств поражения и противодействия по лоцируемым и виртуально видимым целям, что значительно расширяет функциональные возможности КБРЭО 7 и соответственно повышает показатели боевой живучести и боевой эффективности вертолета, снабженного КБРЭО 7.

В дополнительно введенном ФПМВП 38 по данным относительных координат «Кн» (относительно любой заданной точки отсчета) местоположение вертолета (абсолютная высота, геометрическая высота, боковое отклонение, продольное отклонение), полученных из КНПС 13, и данным относительных координат «Ко», полученным от средств КОПС 12 (бортовая радиолокационная система, тепловизионная прицельная система, радиовысотомер), формируется мгновенное или набранные во времени множество синтезированных высот «ΣHpc» (матрица высот впереди и с двух сторон от направления движения) рельефа местности приведены к координатам соответствующей точки на земной поверхности.

Аналогичная матрица высот ΣНрк рельефа местности, привязанная к координатам местоположения каждой точки на земной поверхности, формируется по данным цифровой карты рельефа местности, полученным из ОБД 31 (или из ВПЗУ 23). При известных законах распределения погрешностей на основе оптимальной (например, корреляционно-экстремальной) обработки множеств ΣНрс и ΣHрк формируются уточненные (обычно с точностью половины дискрета в плане цифровой карты) координаты местоположения вертолета относительно выбранной системы координат с цифровой картой рельефа местности. Исходя из требований допустимых величин на значения параметров движения (перегрузки, углы атаки, скольжения, крена и тангажа, геометрическая высота безопасности, боковое и продольное безопасное отклонение), полученных из ОБД 31, в ФПМВП 38 формируется пространственно-временная кривая - заданная траектория полета (ЗТП) с выполнением облета рельефа местности и обхода зафиксированных препятствий, дискретные значения вычисленной ЗТП с входа-выхода ФПМВП 38 через МВИО 36 передаются в ФНПП 32 для формирования и передачи в СУВС 14, где формируются параметры ручного, полуавтоматического и автоматического управления вертолетом через ООУ 4 или СМВ 2. Таким образом осуществляется скрытное выполнение полета в условиях пересеченной и гористой местности с одновременной возможностью выполнения боевого применения по воздушным и наземным целям с существенным уменьшением вероятности обнаружения вертолета наземными и воздушными средствами локации противника и уменьшением вероятности поражения средствами поражения из-за выполнения вертолетом сложного маловысотного маневра, что значительно расширяет функциональные возможности КБРЭО 7 и соответственно повышает показатели боевой живучести и боевой эффективности вертолета, снабженного КБРЭО 7.

В дополнительно введенном ФПГВВ 39 по данным «Км» координат местоположения (боковое и продольное отклонение в заданной системе координат и абсолютная высота полета), от спутниковой (инерциально-спутниковой) навигационной системы из состава КНПС 13 и данным координат местоположения

Кмп, полученных от «n» взаимодействующих вертолетов группы, через КСРС 15, КСИО 6, ВВУО 33, МВИО 36 формируются относительные параметры группового самолетовождения (превышение hп, дистанция dп, интервал zп, на основе разностей Копм- Кмп). Разность Коп является фактически реализацией дифференциально-спутникового режима, т.к. при работе на одинаковые спутниковые сочетания в Коп компенсируются одинаковые систематические (медленноменяющиеся) погрешности Км и Кмп, что позволяет организовать плотный строй вертолетов с интервалами и превышениями до 10 м, а при скрытом полете разнесенной группы осуществлять передачу параметров целеуказания с разных вертолетов группы через КСРС 15 в КООПЦ 37 каждого вертолета группы для организации единого поля множества целей и ориентиров (в том числе взаимодействующих вертолетов группы) с возможностью выполнения боевого применения по нелоцируемым целям и записи единого поля множества целей и ориентиров в СКРП 22 для наземного анализа и последующего планирования операций и подготовки полетных заданий на НКПЗ 8, что значительно расширяет функциональные возможности КБРЭО 7 и соответственно повышает показатели боевой эффективности группы вертолетов, каждый из которых снабжен КБРЭО 7.

При планировании групповых действий вертолетов и подготовки полетного задания на НКПЗ 8 каждого вертолета формируются носители полетных заданий, но в процессе полета возникают оперативные ситуации (отказы вертолета и оборудования, поражение вертолетов группы средствами поражения противника, оперативное взаимодействие с ПКУН 9, что приводит к деградации группы и необходимости оперативной выработки на борту фактически нового полетного задания.

Например, вышел из строя вертолет командира группы. По системе приоритета, заложенной в ОБД 31, назначается командир измененной группы; в дополнительно введенном КВДГВ 40 по взаимодействию КВДГВ 40 через МВИО 36, ВВУО 33, КСИО 6, КСРС 15 с ПКУН 9 и взаимодействующими вертолетами группы поступают данные о текущем боевом ресурсе (составе КСПП 11), остатке топлива, текущем местоположении каждого вертолета измененной группы оператор вертолета командира группы посредством МФПО 28 назначает строй новой группы (дистанции, превышения, интервалы, скорость движения). В КВДГВ 40 по поступившим данным формируются оперативные полетные задания каждому вертолету группы - место в строю, порядок группового вертолетовождения, организация обороны, порядок выхода на заданные цели с возможностью выполнения второго захода, распределение боевого применения по нелоцируемым (виртуально-видимым целям), выход из режима боевого применения, порядок возвращения на места возможного послеполетного базирования. Сформированные данные с входа-выхода КВДГВ 40 по МВИО 36 поступают на вход-выход ФОИ 35 для формирования обобщенных мнемокадров заданной и текущей обстановки полета группы на экранах МФИ и через ВВУО 33, КСИО 6, КСРС 15 во взаимодействующие самолеты группы и в ПКУН 9 для координации войсковых операций, в частности поддержки сухопутных войск, что значительно расширяет функциональные возможности КБРЭО 7 и соответственно повышает показатели боевой эффективности группы вертолетов, выполняющей координированные в пространстве и времени учебно-тренировочные, учебно-боевые и боевые штурмовые, бомбардировочные, оперативно-разведывательные, экстренные десантно-транспортные функции, что обеспечивает технический результат в части расширения функциональных возможностей комплекса бортового радиоэлектронного оборудования и повышения показателей живучести и боевой эффективности снабженного этим комплексом многофункционального двухместного боевого вертолета всепогодного применения и круглосуточного действия и групп взаимодействующих вертолетов при проведении тактических операций, в частности, сухопутных войск.

1. Многофункциональный двухместный боевой вертолет круглосуточного действия, содержащий взаимосоединенные выходами-входами по каналу связей, соединений и информационного обмена фюзеляж с силовой установкой, средства механизации вертолета, общевертолетное оборудование, органы оперативного управления вертолетом, приборы резервной индикации и комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, отличающийся тем, что он снабжен
конструктивным комплексом повышения боевой живучести вертолета и сохранения работоспособности при повреждениях от попаданий снарядов, пуль, осколков посредством разнесения по двум бортам двигателей, топливной системы, систем гидравлики и электропитания, выполнения лопастей несущего и рулевого винтов на основе стеклопластиковых лонжеронов и обшивки, выполнения трансмиссионной передачи к рулевому винту в виде полого вала, выполнения протектированных топливных баков с внутренним пенополиуретановым сотовым заполнением и наружным латексным пенорезиновым покрытием, выполнения защитного экранирования корпусами двигателей слабозащищенных конструкций гидросистемы, главного редуктора и агрегатов системы кондиционирования, при этом выхлопные устройства двигателей имеют эжекторные гасители светимости исходящих газовых потоков в видимом и инфракрасном спектрах излучения,
конструктивным комплексом повышения выживаемости экипажа при повреждениях от попаданий снарядов, пуль, осколков, аварийной посадке и столкновениях с земной поверхностью при отказах, повреждениях и случайных столкновениях при выполнении маловысотного полета посредством выполнения двух бронированных отсеков кабины членов экипажа бронированными и разделенными бронеплитой, при этом на алюминиевый каркас переднего сектора фюзеляжа наклеены заменяемые при повреждениях керамические бронеплиты, двери кабины и боковые стенки корпуса фюзеляжа выполнены из двух слоев алюминиевых бронеплит и слоя пенополиуретана между ними, лобовые, боковые стекла кабины и стекла дверей выполнены из прозрачных силикатных бронированных блоков, в конструкцию опор шасси включены энергогасящие гидропневматические амортизаторы с дополнительным аварийным ходом, системой безопаснодеформируемых конструкций и жертвенных деталей, энергогасящие кресла членов экипажа установлены на пневмогидравлических амортизаторах с аварийной просадкой, системой безопаснодеформируемых конструкций и жертвенных деталей,
конструктивным комплексом аварийного покидания вертолета экипажем, включающим механизмы аварийного сброса крыла и дверей, надува выполненных из резинотканого материала баллонетов, предохраняющих членов экипажа от столкновений с двигателями, шасси, вращающимися лопастями несущего винта при аварийном покидании с дальнейшим парашютным приземлением,
конструктивным комплексом расширения функциональных возможностей вертолета посредством выполнения необслуживаемой втулки несущего винта из титанового корпуса с вынесенными шаровыми эластомерными шарнирами, при этом в задней части центрального сектора фюзеляжа выполнен технологический десантно-транспортный отсек для перевозки проверочного оборудования при передислокации, экстренной переброске и эвакуации десантно-разведывательных групп специального назначения и экипажей других вертолетов.

2. Многофункциональный двухместный боевой вертолет по п.1, отличающийся тем, что взаимодействие по каналу связей, соединений и информационного обмена с комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, наземным комплексом планирования боевых операций и подготовки полетных заданий, наземными и воздушными пунктами командного управления и наведения, взаимодействующими вертолетами группы, комплектом средств поражения и противодействия, членами экипажа вертолета и экипажей взаимодействующих вертолетов группы образует интерактивный боевой комплекс, осуществляющий круглосуточные и всепогодные координированные в пространстве и времени учебно-тренировочные, учебно-боевые и боевые штурмовые, истребительные, бомбардировочные, экстренные десантно-транспортные и оперативно-разведывательные функции в одиночном и групповом применении, в том числе при проведении учебных и боевых тактических операций сухопутных войск.

3. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, предназначенный для использования на летательных аппаратах, в том числе в составе вертолета по п.1, включающий подключенные входами-выходами к каналу связей, соединений и информационного обмена комплекс обзорно-прицельных средств, комплекс навигационно-пилотажных средств, систему управления вертолетом и силовой установкой, комплекс средств радиосвязи, систему управления средствами поражения и противодействия, систему радиоэлектронного опознавания и средства предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, блок формирования телевизионных сигналов, блок сопряжения и преобразования информации, внутрикабинную камеру телевизионного обзора, бортовой регистратор видеоинформации, систему контроля и регистрации параметров, первый и второй многофункциональные индикаторы летчика, индикатор летчика на лобовом стекле, первый и второй многофункциональные индикаторы оператора, многофункциональный пульт оператора и бортовую вычислительную систему, включающую взаимосоединенные входами-выходами по магистрали вычислительно-информационного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования прицельно-пилотажных параметров и команд применения средств поражения и противодействия, формирования отображаемой информации, ввода-вывода и управления информационным обменом, другой вход-выход которого является входом-выходом бортовой вычислительной системы, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен подключенным входами-выходами соответственно к каналу связей, соединений и информационного обмена внешним постоянным запоминающим устройством и введенными в состав бортовой вычислительной системы вычислительно-логическими модулями комбинированного обзора окружающего пространства и целеуказания, формирования параметров маловысотного полета, формирования параметров группового вертолетовождения, координированного ведения действий группы вертолетов, взаимосоединенными входами-выходами по магистрали вычислительно-информационного обмена между собой и вычислительно-логическими модулями объединенной базы данных, формирования навигационно-пилотажных параметров, формирования прицельно-пилотажных параметров и команд применения средств поражения и противодействия, формирования отображаемой информации, ввода-вывода и управления информационным обменом и подключенными через другой вход-выход модуля ввода-вывода и управления информационным обменом по каналу связей, соединений и информационного обмена к входам-выходам комплекса обзорно-прицельных средств, комплекса навигационно-пилотажных средств, системы управления вертолетом и силовой установкой, комплекса средств радиосвязи, системы управления средствами поражения и противодействия, системы радиоэлектронного опознавания и средств предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, системы контроля и регистрации параметров, первого и второго многофункциональных индикаторов летчика, первого и второго многофункциональных индикаторов оператора, многофункционального пульта оператора и внешнего постоянного запоминающего устройства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области навигации, в частности к определению истинного курса (ИК) корабля на акватории базы (ошвартованного у причала, стоящего на якоре и т.д.) для оперативного ввода навигационного комплекса корабля в шатанный режим работы и определения поправки к ИК корабля, выработанному бортовым курсоуказателем.

Изобретение относится к системам сопровождения авиационно-космических объектов и может быть использовано для определения точности наведения снаряда на цель и контроля конечных условий их сближения.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах управления летательными аппаратами (ЛА). .

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах индикации состояния летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к устройствам для определения курса подвижных объектов. .

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при проектировании интегрированных навигационных систем. .

Изобретение относится к технике определения параметров движения и углового положения летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для формирования абсолютной высоты полета летального аппарата (ЛА). .

Изобретение относится к радиолокационным системам посадки летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в системах управления воздушным движением. .

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к способам инерциально-спутниковой навигации, и может быть использовано при проектировании интегрированных навигационных систем, в особенности для объектов с малым временем эксплуатации.

Изобретение относится к бортовому радиоэлектронному оборудованию и предназначено для управления подготовкой и применением авиационных средств поражения (АСП). .

Изобретение относится к прицельным устройствам и может быть использовано на самолетах-перехватчиках, ведущих атаку воздушных целей в условиях ближнего воздушного боя.

Изобретение относится к оборонной технике, а именно к высокоточному управляемому оружию ближней тактической зоны, и может использоваться на ударных вертолетах и штурмовых самолетах.

Изобретение относится к военной технике, конкретнее - к системам управления подготовкой и применением существующих и перспективных типов авиационных средств поражения (АСП), в том числе высокоточного оружия, управляемого с использованием информации от спутниковых систем наведения и новых современных видов АСП с интерфейсом по мультиплексному каналу информационного обмена.

Изобретение относится к методам защиты летательных аппаратов (ЛА) от управляемого оружия, оснащенного головками самонаведения, работающими в диапазоне частот инфракрасных (ИК) спектров излучения.

Изобретение относится к военной техникой. .

Изобретение относится к средствам вооружения для широкого класса военных самолетов, и в частности, для многофункциональных истребителей и может применяться для поражения визуально видимых высокоманевренных воздушных целей, а также для обеспечения активной обороны самолетов.

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. .

Изобретение относится к средствам защиты летательных аппаратов (ЛА) от управляемого оружия с головками самонаведения, работающими в диапазоне частот инфракрасных (ИК) спектров излучения.

Изобретение относится к области авиационных управляемых ракет. .
Наверх