Опора газотурбинного двигателя

Опора газотурбинного двигателя состоит из статора с масляной полостью с подшипником. Масляная полость отделена от воздушной полости пониженного давления лабиринтным уплотнением. Полость сброса воздуха низкого давления на входе соединена через лабиринт с полостью высокого давления и с полостью пониженного давления через промежуточное лабиринтное уплотнение. В воздушной полости уплотнения установлена крыльчатка на первом со стороны торца статорного фланца уплотнительном гребешке лабиринта уплотнения. Крыльчатка выполнена в виде чередующихся между собой радиальных пазов и выступов. Отношение радиального зазора δ2 между наружной поверхностью крыльчатки и статорным фланцем к радиальному зазору δ1 между первым гребешком и статорным фланцем находится в пределах 1,5-3. 3 ил.

 

Изобретение относится к опорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известна опора газотурбинного двигателя, в которой масляная полость отделена от воздушной полости контактным графитовым уплотнением (патент RU №2191935).

Недостатком известной конструкции является ее низкий ресурс из-за низкого ресурса контактного графитового уплотнения, что является существенным недостатком в случае применения опоры на двигателях гражданской авиации или на двигателях наземного применения, где требуется повышенный ресурс.

Наиболее близкой к заявляемой является опора газотурбинного двигателя, в которой масляная полость опоры отделена от воздушной полости пониженного давления лабиринтным уплотнением, а полость пониженного давления и полость высокого давления соединены через лабиринтные уплотнения с полостью сброса низкого давления (патент RU №2307947).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за поступления вместе с воздухом на повышенных режимах работы газотурбинного двигателя в масляную полость опоры загрязняющих частиц, вызывающих выкрашивание беговой дорожки подшипника и поступление стружки от износа подшипника в масло с дальнейшим выключением двигателя.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности опоры газотурбинного двигателя путем исключения или существенного уменьшения поступления загрязняющих частиц в масляную полость опоры на повышенных режимах работы газотурбинного двигателя.

Сущность изобретения заключается в том, что в опоре газотурбинного двигателя с подшипником и с масляной полостью, отделенной от полости с воздухом пониженного давления лабиринтным уплотнением, а также с полостью сброса воздуха низкого давления, соединенной на входе через лабиринт с полостью высокого давления и с полостью пониженного давления через промежуточное лабиринтное уплотнение, согласно изобретению в воздушной полости промежуточного лабиринтного уплотнения установлена крыльчатка на первом со стороны торца статорного фланца уплотнительном гребешке лабиринта уплотнения, причем крыльчатка выполнена в виде чередующихся между собой радиальных пазов и выступов, а отношение δ21=1,5-3, где δ2 - радиальный зазор между наружной поверхностью крыльчатки и статорным фланцем, δ1 - радиальный зазор между первым гребешком и статорным фланцем.

Установка в воздушной полости промежуточного лабиринтного уплотнения крыльчатки на первом со стороны торца статорного фланца уплотнительном гребешке лабиринта уплотнения позволяет сепарировать поступающие на вход в лабиринтное уплотнение загрязняющие частицы и накапливать их в дополнительной воздушной полости с дальнейшим выбросом их в полость сброса при изменении режима работы газотурбинного двигателя.

Выполнение крыльчатки в виде чередующихся радиальных пазов и выступов позволяет обеспечить высокую надежность и технологичность при изготовлении крыльчатки.

При δ21<1,5 - возможно задевание крыльчатки о статорный фланец с дальнейшим ее износом и поломкой.

При δ21>3 - снижается эффективность сепарирования крыльчаткой загрязняющих частиц и снижение надежности опоры газотурбинного двигателя.

На фиг.1 изображен продольный разрез опоры газотурбинного двигателя.

На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

На фиг.3 - вид А на фиг.2.

Опора газотурбинного двигателя 1 состоит из статора 2 с масляной полостью 3, в которой расположен подшипник 4. Лабиринтным уплотнением 5, состоящим из фланца 6 и лабиринта 7, масляная полость 3 отделена от воздушной полости 8 пониженного давления. Промежуточным лабиринтным уплотнением 9, состоящим из промежуточного лабиринта 10 и статорного фланца 11, а также лабиринтными уплотнениями 12 и 13 воздушная полость 8 отделена от полости сброса 14 низкого давления. Полость сброса 14 соединена также с воздушной полостью высокого давления 15 через лабиринтное уплотнение 16, состоящее из статорного сотового фланца 17 и двойного лабиринта 18. В промежуточном лабиринтном уплотнении 9 выполнена дополнительная воздушная полость 19, ограниченная по периферии цилиндрической поверхностью 20 двойного лабиринта 18, в полости 19 размещена крыльчатка 21, установленная на первом со стороны торца 22 статорного фланца 11 уплотнительном гребешке 23 промежуточного лабиринта 10 лабиринтного уплотнения 9. Крыльчатка 21 выполнена в виде чередующихся между собой радиальных пазов 24 и выступов 25. При вращении крыльчатки 21 в дополнительной воздушной полости 19 образуется радиальный воздушный вихрь 26, сепарирующий к периферии загрязняющие частицы 27.

Работает устройство следующим образом. При работе газотурбинного двигателя 1 на номинальном режиме перепад давления воздуха в опоре 1 направлен из воздушной полости пониженного давления 8 в полость сброса 14 низкого давления, и поэтому загрязняющие частицы 27, поступающие из воздушной полости высокого давления 15 в полость сброса 14 (например, продукты износа мягкого покрытия проточной части компрессора), не могут проникнуть через промежуточное лабиринтное уплотнение 9 в воздушную полость 8 и далее - в масляную полость 3 опоры 1. Однако на повышенных режимах работы газотурбинного двигателя давление воздуха в полости 15 резко повышается, что приводит к повышению утечек воздуха вместе с загрязняющими частицами 27 из полости 15 в полость сброса 14, к увеличению давления в полости 14 и к появлению обратного перепада на промежуточном лабиринтном уплотнении 9, что могло бы привести к попаданию загрязняющих частиц 27 в полость 8 и далее через лабиринтное уплотнение 5 в масляную полость 3 опоры 1 с дальнейшим выводом из строя подшипника 4. Однако этого не происходит, так как радиальный воздушный вихрь 26, образованный крыльчаткой 21 в дополнительной полости 19, отбрасывает загрязняющие частицы 27 к периферии, где они под воздействием центробежных сил сепарируются на поверхности 20 вращающегося двойного лабиринта 18. При переходе на номинальный режим работы газотурбинного двигателя утечки воздуха из полости высокого давления 15 в полость сброса 14 уменьшаются, давление в полости 14 снижается, и под действием перепада давления загрязняющие частицы 27 через лабиринтные уплотнения 12, 13 постепенно сливаются в полость сброса 14, что предохраняет опору 1 от попадания в ее масляную полость 3 загрязняющих частиц 27 и повышает надежность работы опоры 1.

Опора газотурбинного двигателя с подшипником и с масляной полостью, отделенной от полости с воздухом пониженного давления лабиринтным уплотнением, а также с полостью сброса воздуха низкого давления, соединенной на входе через лабиринт с полостью высокого давления и с полостью пониженного давления через промежуточное лабиринтное уплотнение, отличающаяся тем, что в воздушной полости промежуточного лабиринтного уплотнения установлена крыльчатка на первом со стороны торца статорного фланца уплотнительном гребешке лабиринта уплотнения, причем крыльчатка выполнена в виде чередующихся между собой радиальных пазов и выступов, а отношение
δ21=1,5-3,
где δ2 - радиальный зазор между наружной поверхностью крыльчатки и статорным фланцем;
δ1 - радиальный зазор между первым гребешком и статорным фланцем.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к способам наддува опор газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к масляной системе авиационного ГТД маневренного самолета. .

Изобретение относится к газотурбинному двигателю, имеющему в своем составе, по меньшей мере, одну первую вращающуюся систему, содержащую первый вал, статор и подшипники, жестко связанные с упомянутым статором и способные удерживать упомянутый вал, причем один из упомянутых подшипников способен разрушаться или изменять свои характеристики в том случае, когда в этой вращающейся системе появляется несбалансированность определенной величины, причем, по меньшей мере, один участок упомянутого вала содержит покрытие, которое представляет собой, по меньшей мере, одну деталь, изготовленную из ткани, пропитанной смолой, и которое предназначено для вхождения в механический контакт с близлежащими частями данного газотурбинного двигателя в том случае, когда возникает упомянутая несбалансированность, для обеспечения защиты упомянутого первого вала и исключения всякой опасности его разрушения.

Изобретение относится к опорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к опорам подшипников для вращающихся валов двигателей, в частности к газотурбинным. .

Изобретение относится к устройству для поддерживания и направления вращающегося вала, в частности роторного вала в турбомашине, такой как самолетный турбовинтовой или турбореактивный двигатель.

Изобретение относится к авиационному оборудованию

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к маслосистеме авиационного газотурбинного двигателя (ГТД) маневренного самолета

Изобретение относится к подшипникам качения и, главным образом, к подшипникам, используемым в области авиационной техники

Изобретение относится к турбомашине, которая содержит следующие компоненты: корпус, электрическую часть турбомашины, и вал ротора, поддерживаемый в опорах, находящихся в корпусе, ротор электрической части турбомашины, который монтируется на валу ротора, и радиальная крыльчатка, монтируемая с односторонней опорной частью на, по меньшей мере, одном конце вала ротора

Изобретение относится к упругодемпферным опорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

Изобретение относится к способам определения осевой нагрузки, действующей на упорный подшипник, в частности к способам, позволяющим определять эту нагрузку на опорах работающих газотурбинных двигателей

Изобретение относится к двигателестроению, преимущественно к подшипниковым узлам краткоресурсных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к маслосистеме авиационного двигателя, предназначенного к установке на сверхзвуковые самолеты, летающие при скоростях (М>2,3), и позволяет наиболее рационально использовать незначительный хладоресурс топлива, потребляемого теплонапряженным авиационным газотурбинным двигателем, для охлаждения наиболее проблемного по температуре масла участка маслосистемы - нагнетающей магистрали напорного насоса, в которой расположены элементы автоматики маслосистемы, фильтр, топливомасляный теплообменник и форсунки подачи масла
Наверх