Устройство для охлаждения сопла первого контура турбореактивного двухконтурного двигателя

Турбореактивный двухконтурный двигатель включает кожух, определяющий вместе с гондолой кольцевой канал, выполненный с возможностью прохода по нему вторичного потока воздуха, создаваемого вентилятором. На гондоле, за двигателем, закреплено сопло первого контура, имеющее с одной стороны внутреннюю стенку, выполненную с возможностью направлять основной горячий поток, создаваемый двигателем, а с другой стороны - наружную стенку, контактирующую с вторичным потоком воздуха. Внутренняя стенка оснащена устройством для глушения шума и листовым элементом, оснащенным устройством для распределения охлаждающего воздуха вдоль внутренней стенки. Устройство для глушения шума расположено по ходу потока за устройством для распределения охлаждающего воздуха. Наружная стенка содержит устройство для охлаждения внутренней стенки. Другое изобретение группы относится к соплу первого контура, выполненному как описано выше. Изобретения позволяют использовать при изготовлении сопла первого контура материалы с меньшей плотностью и термостойкостью, обеспечивая компенсацию массы устройства для глушения шума, применяемого в сопле. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Настоящее изобретение относится, с одной стороны, к турбореактивному двухконтурному двигателю (ТРДД), используемому в авиации, а с другой - к соплу первого контура, входящему в состав такого двигателя.

Из документа FR 2834533 известен ТРДД, содержащий двигатель, целиком размещенный в цилиндрической гондоле, внутренняя стенка которой ограничивает, вместе с кожухом двигателя, кольцевой канал, по которому проходит создаваемый вентилятором вторичный поток. Указанная гондола содержит входное отверстие для воздуха, расположенное перед двигателем, находящиеся в его среднем сечении устройство для реверсирования тяги и общее реактивное сопло первого контура и вторичного контура, выходное отверстие которого располагается за двигателем. Предусмотрены также устройства, предназначенные для охлаждения общего сопла, в частности, в тех случаях, когда устройство для реверсирования тяги находится в положении, при котором вторичный поток отклоняется наружу и в направлении передней части гондолы, переставая при этом обтекать наружную стенку указанного общего сопла. Благодаря такой конструкции удается, в конечном счете, выбрать для изготовления такого общего сопла менее плотный материал.

Однако хотя и было предложено техническое решение, позволяющее уменьшить совокупную массу общего сопла, применяемого в подобных турбореактивных двигателях, это еще не решило задачу, связанную с тем, что для соблюдения установленных в авиастроении международных нормативов специалисты вынуждены постоянно прилагать усилия к созданию турбореактивного двигателя, который был бы оснащен расположенным за двигателем соплом первого контура с более значительным глушением шума и с максимально возможным ограничением совокупной массы. Дело в том, что традиционно используемые сопла первого контура выполняют с наружной и внутренней стенками, изготовленными, соответственно, из титана и инконеля (аустенитного сплава Ni-Cr-Fe), с учетом высокой термостойкости и хороших собственных механических характеристик этих материалов. Тем не менее, поскольку совокупная масса такого сопла первого контура достаточно велика, встраивание дополнительных средств глушения шума представляет собой трудноразрешимую задачу.

Цель заявленного изобретения состоит в решении указанных выше задач, для чего предложен двухконтурный турбореактивный двигатель, содержащий собственно двигатель, размещенный в гондоле, причем указанный двигатель имеет кожух, ограничивающий вместе с гондолой кольцевой канал, выполненный с возможностью прохода по нему вторичного потока воздуха, создаваемого вентилятором, расположенным по движению воздушного потока перед двигателем, при этом на гондоле, за двигателем, закреплено сопло первого контура, имеющее с одной стороны внутреннюю стенку, выполненную с возможностью направлять горячий основной поток, создаваемый двигателем, а с другой стороны - наружную стенку, контактирующую с вторичным потоком воздуха, отличающийся тем, что, по меньшей мере, часть внутренней стенки оснащена средствами глушения шума и тем, что наружная стенка содержит средства охлаждения внутренней стенки.

Таким образом, в турбореактивном двигателе согласно изобретению благодаря наличию средств охлаждения внутренней стенки появилась возможность применить для изготовления сопла первого контура материалы с меньшей плотностью, но с более низкой термостойкостью. В результате удалось компенсировать дополнительную массу, возникающую из-за включения во внутреннюю стенку средств глушения шума.

В соответствии с одним из предпочтительных вариантов осуществления устройство для охлаждения внутренней стенки содержит по меньшей мере одно устройство для забора охлаждающего воздуха. Предпочтительно, каждое устройство для забора охлаждающего воздуха выполнено в виде воздухозаборника, встроенного в наружную стенку и рассчитанного на то, чтобы захватывать воздух, поступающий из вторичного потока воздуха.

Предпочтительно, внутренняя стенка содержит листовой элемент, оснащенный устройством для распределения охлаждающего воздуха вдоль этой внутренней стенки. При этом воздух, захватываемый каждым устройством для забора охлаждающего воздуха, доходит до указанного распределяющего устройства, предпочтительно выполненного в виде сетки из отверстий, просверленных в указанном листовом элементе, а затем он омывает поверхность внутренней стенки, что в итоге позволяет защитить ее от создаваемого двигателем горячего основного потока.

Предпочтительно, устройство для глушения шума, которым оснащена внутренняя стенка, выполнено в виде многослойной панели, расположенной за устройством для распределения охлаждающего воздуха.

В соответствии с одним из вариантов осуществления изобретения устройство для охлаждения внутренней стенки содержит по меньшей мере один канал, расположенный между устройством для забора охлаждающего воздуха и устройством для распределения охлаждающего воздуха.

Заявленное изобретение также относится к соплу первого контура, предназначенному для установки за двигателем летательного аппарата и отличающемуся тем, что оно имеет наружную стенку, оснащенную устройством для охлаждения внутренней стенки, содержащей устройство для глушения шума.

Согласно данному изобретению устройство для охлаждения внутренней стенки предпочтительно содержит по меньшей мере одно устройство для забора охлаждающего воздуха. Кроме того, указанное устройство для забора охлаждающего воздуха предпочтительно выполнено в виде воздухозаборника, встроенного в наружную стенку и предназначенного для забора воздуха, поступающего из вторичного потока воздуха.

Предпочтительно, внутренняя стенка содержит листовой элемент, оснащенный устройством для распределения охлаждающего воздуха, расположенным по ходу воздуха до устройства для глушения шума.

Кроме того, устройство для глушения шума, которым оснащена внутренняя стенка, предпочтительно выполнено в виде многослойной панели, расположенной за устройством для распределения охлаждающего воздуха.

В соответствии с одним из вариантов осуществления устройство для охлаждения внутренней стенки содержит, по меньшей мере, один канал, расположенный между заборным устройством для охлаждающего воздуха и распределяющим устройством для охлаждающего воздуха.

Ниже в целях разъяснения сущности изобретения приводится его подробное описание со ссылками на прилагаемые чертежи, где:

на фиг.1 схематически показан в разрезе турбореактивный двигатель, снабженный соплом первого контура;

на фиг.2 схематически показан вид в разрезе сопла первого контура в соответствии с первым вариантом осуществления изобретения;

на фиг.3 показан частичный вид в увеличенном масштабе сопла, представленного на фиг.2;

на фиг.4 представлен в аксонометрии вид спереди сопла первого контура в соответствии со вторым вариантом осуществления;

на фиг.5 показан вид сбоку сопла, представленного на фиг.4;

на фиг.6 показан поперечный разрез сопла, представленного на фиг.4;

на фиг.7 показан в аксонометрии вид воздухозаборника для сопла, представленного фиг.4;

на фиг.8 показан вид сверху воздухозаборника, представленного на фиг.7;

на фиг.9 показан вид в разрезе воздухозаборника, представленного на фиг.7.

Турбореактивный двигатель 1, показанный на фиг.1, в целом содержит гондолу 2, охватывающую двухконтурный двигатель 3, содержащий камеру сгорания 3b.

Посредством вращения лопастей вентилятора 3а, двигатель 3 создает на выходе из гондолы 2 два воздушных потока, а именно поток 4 горячего воздуха, выходящий из камеры сгорания 3b, и поток 5 холодного воздуха, или, так называемый, вторичный поток, который циркулирует снаружи двигателя между внутренней стенкой 7 гондолы 2 и наружной стенкой кожуха 8. окружающего двигатель 3. Таким образом, поток 4 горячего воздуха имеет высокую температуру порядка 750°С, а поток 5 холодного воздуха - заметно меньшую температуру, составляющую около 100°С.

Эти два потока, 4 и 5, выбрасываются из турбореактивного двигателя 1 через заднюю часть гондолы 2. Точнее говоря, поток горячего воздуха 4 выбрасывается через реактивное сопло 6, называемое здесь соплом первого контура, закрепленное на выходе камеры сгорания 3b.

Как показано на фиг.2 и 3, сопло 6 первого контура имеет внутреннюю стенку 9, которую омывает поток 4 горячего воздуха, и наружную стенку 10, вдоль которой протекает поток 5 холодного воздуха. Внутренняя стенка 9 и наружная стенка 10 смыкаются в задней части сопла 6 первого контура, а спереди соединены друг с другом посредством ребра жесткости 11. Таким образом, элементы 9, 10 и 11 ограничивают некоторое внутреннее пространство 12.

Крепление сопла 6 первого контура к задней части двигателя 3 выполнено посредством крепежного фланца 13, являющегося продолжением внутренней стенки 9, и привинченного к крепежному фланцу 14 двигателя 3.

Кроме того, наружная стенка 10 слегка выдается вперед, за ребро жесткости 11, заканчиваясь уголком 15, не соединенным с ребром жесткости 11 и выполненным из гибких листов, обеспечивающих соединение с передним концом кожуха 8 двигателя.

Наружная стенка 10 изготовлена в виде листа из материала beta21s, в котором выполнены отверстия 16, в каждое из которых установлено по одному воздухозаборнику, закрепленному гайками 17. Эти отверстия 16 выполнены таким образом, чтобы они располагались под углом примерно 45° по обе стороны от точки крепления гондолы 2 и двигателя 3.

Упомянутый выше материал beta21s представляет собой титановый сплав производства компании TIMET, известный под коммерческим названием TIMETAL21S. Этот материал, в частности, подходит для авиастроения благодаря его отличным механических свойствам и малой плотности, которая приблизительно в два раза меньше плотности инконеля. Благодаря использованию этого материала достигается существенное снижение массы. Однако, учитывая, что крепежные фланцы 13, 14 и ребро жесткости 11 подвергаются на выходе камеры сгорания 3b прямому воздействию потока 4 горячего воздуха, их всегда выполняют из инконеля. Кроме того, следует понимать, что как инконель, так и beta21s приведены здесь исключительно в качестве примера, поскольку они широко применяются в данной отрасли, однако применение материалов, необходимых для устройства согласно изобретению, никоим образом не ограничивается этими примерами.

В соответствии с первым вариантом осуществления изобретения, представленным на фиг.2 и 3, в качестве воздухозаборников применены воздухозаборники 20 статического типа, называемые так по той причине, что они не выходят за пределы аэродинамических линий тока потока 5 холодного воздуха вдоль наружной стенки 10 сопла 6 первого контура. Такой статический воздухозаборник 20 содержит с одной стороны рамку 21, определяющую отверстие 22 и имеющую две боковых лапки 23, через которые проходят гайки 17 для крепления воздухозаборника 20 к верхней стенке 10, а с другой стороны - стенку 24, наклоненную относительно плоскости рамки 21 и предназначенную направлять поток 5 холодного воздуха, поступающего в статический воздухозаборник 20. Эта наклонная стенка 24 прикреплена спереди рамки 21 относительно направления потока 5 холодного воздуха и ограничена боковыми стенками 25. Длина и наклон указанной наклонной стенки 24 выбраны такими, чтобы обеспечивать забор и направление надлежащего количества холодного воздуха 5.

Во втором варианте осуществления заявленного изобретения, представленном на фиг.4-9, применены динамические воздухозаборники 30. Динамический воздухозаборник 30 отличается от статического воздухозаборника 20 лишь тем, что он имеет верхний элемент 31, перекрывающий заднюю часть рамки 21 и выходящий за пределы аэродинамических линий. Этот верхний элемент 31 имеет кромку 32, профилированную таким образом, чтобы создавать препятствие для потока холодного воздуха 5, направляя его к отверстию 22.

Тип воздухозаборника - статический воздухозаборник 20 или динамический воздухозаборник 30 - выбирают, исходя из количества холодного воздуха 5, которое они позволяют захватить, и требований создания избыточного давления во внутреннем пространстве 12 сопла 6 первого контура.

Внутреннюю стенку 9 выполняют также из листового элемента 40 изготовленного из материала beta21s, который легче инконеля, но обладает меньшей термостойкостью. Как раскрыто выше, внутренняя стенка 9 предназначена для контакта с потоком 4 горячего воздуха, поэтому нежелательно, чтобы она подвергалась его прямому воздействию без использования системы охлаждения.

Для того чтобы повысить термостойкость внутренней стенки 9, листовой элемент 40 с одной стороны имеет зону 41 вентиляции, выполненную в виде сетки из просверленных отверстий 42, образующих устройство для распределения охлаждающего воздуха. Кроме того, листовой элемент 40 имеет зону 43 глушения шума, находящуюся по направлению потока 4 горячего воздуха за зоной 41 вентиляции и содержащую звукопоглощающую многослойную панель 44, ориентированную в направлении потока 4 горячего воздуха. Уменьшение массы, достигаемое вследствие применения материала beta21s, позволяет установить такую многослойную панель 44, которая в случае ее выполнения из инконеля привела бы к излишнему утяжелению конструкции.

Во время работы поток 4 горячего воздуха из выходного отверстия камеры сгорания 3b поступает внутрь сопла 6 первого контура вдоль нижней стенки 9, в то время как поток 5 холодного воздуха после прохождения между внутренней стенкой 7 гондолы 2 и наружной стенкой кожуха 8 протекает снаружи сопла 6 первого контура вдоль верхней стенки 10.

Проходя вдоль верхней стенки 10, поток 5 холодного воздуха наталкивается на статические или динамические воздухозаборники, соответственно, 20 или 30, в зависимости от выбранного варианта осуществления, и поступает во внутреннее пространство 12, давление в котором повышается.

Течение потока 4 горячего воздуха возле нижней стенки 9 создает разрежение на уровне отверстий 42 зоны 41 вентиляции, в результате чего происходит выход холодного воздуха, находящегося во внутреннем пространстве 12 под более высоким давлением. При этом указанный воздух перемещается вдоль нижней стенки 9, образуя слой холодной текучей среды между указанной стенкой и потоком 4 горячего воздуха.

Здесь следует заметить, что сетка из просверленных отверстий 42 выполнена таким образом, чтобы холодный воздух, находящийся во внутреннем пространстве 12, выходил и протекал как можно ближе к нижней стенке 9.

Кроме того, в раскрытом здесь варианте осуществления, именно указанное внутреннее пространство 12 играет роль канала между статическими или динамическими воздухозаборниками, соответственно 20 или 30, и отверстиями 42. Однако вполне возможно выполнить специальный канал, например, в виде трубы, обеспечивающей такое соединение. В этом случае, поскольку объем такого канала меньше, легче обеспечить требуемое избыточное давление, при этом в тех случаях, где было необходимо применение динамического воздухозаборника 30, будет достаточно статического воздухозаборника 20.

Кроме того, раскрытые здесь варианты осуществления предусматривают выполнение сетки из просверленных отверстий. Должно быть понятно, что можно также выполнить отверстия другой формы, - например прорези, либо выполнить ряд отверстий, каждое из которых будет связано со своим собственным каналом для прохода воздуха. Таким образом, признак «сетка из просверленных отверстий» в целом определен применительно к распределению всего холодного воздуха, подводимого на уровень нижней стенки 9, а не для каждого канала для прохода воздуха по отдельности.

Хотя изобретение было раскрыто выше со ссылками на конкретные варианты его осуществления, совершенно очевидно, что оно никоим образом не ограничивается этими примерами и охватывает самые разнообразные технические эквиваленты описанных здесь средств, а также их возможные комбинации, при условии, что они соответствуют заявленному объему изобретения.

1. Турбореактивный двигатель (1) с двумя контурами (4, 5), содержащий двигатель (3), расположенный в гондоле (2), причем указанный двигатель содержит кожух, определяющий вместе с гондолой кольцевой канал, выполненный с возможностью прохода по нему вторичного потока (5) воздуха, создаваемого вентилятором (3а), расположенным по движению воздушного потока перед двигателем, при этом на гондоле за двигателем закреплено сопло первого контура (6), имеющее с одной стороны внутреннюю стенку (9), выполненную с возможностью направлять основной горячий поток (4), создаваемый двигателем, а с другой стороны - наружную стенку (10), контактирующую с вторичным потоком воздуха, отличающийся тем, что внутренняя стенка оснащена устройством (43) для глушения шума и листовым элементом (40), оснащенным устройством (42) для распределения охлаждающего воздуха вдоль внутренней стенки, причем устройство для глушения шума расположено по ходу потока за устройством (42) для распределения охлаждающего воздуха и тем, что наружная стенка содержит устройство для охлаждения внутренней стенки.

2. Турбореактивный двигатель (1) по п.1, отличающийся тем, что устройство для охлаждения внутренней стенки (9) содержит по меньшей мере одно устройство (20, 30) для забора охлаждающего воздуха.

3. Турбореактивный двигатель (1) по п.2, отличающийся тем, что каждое устройство для забора охлаждающего воздуха выполнено в виде воздухозаборника (20, 30), встроенного в наружную стенку (10) и предназначенного для забора воздуха, поступающего из вторичного потока (5)воздуха.

4. Турбореактивный двигатель по п.1, отличающийся тем, что устройство (43) для глушения звука, которым оснащена внутренняя стенка (9), выполнено в виде многослойной панели (44).

5. Турбореактивный двигатель (1) по п.2 или 3, отличающийся тем, что охлаждающее устройство для внутренней стенки (9) содержит по меньшей мере один канал (12), расположенный между устройством (20, 30) для забора охлаждающего воздуха и устройством (42) для распределения охлаждающего воздуха.

6. Сопло (6) первого контура, устанавливаемое за двигателем (3) летательного аппарата, отличающееся тем, что оно содержит наружную стенку (10), оснащенную устройством для охлаждения внутренней стенки (9), оснащенной устройством (43) для глушения шума и листовым элементом (40), имеющим устройство (42) для распределения охлаждающего воздуха вдоль внутренней стенки, причем указанное устройство для глушения шума расположено по ходу потока за устройством (42) для распределения охлаждающего воздуха.

7. Сопло (6) первого контура по п.6, отличающееся тем, что устройство для охлаждения внутренней стенки содержит по меньшей мере одно устройство (20, 30) для забора охлаждающего воздуха.

8. Сопло (6) первого контура по п.7, отличающееся тем, что каждое устройство для забора охлаждающего воздуха выполнено в виде воздухозаборника (20, 30), встроенного в наружную стенку (10) и предназначенного для забора воздуха, поступающего с вторичным потоком (5) воздуха.

9. Сопло (6) первого контура по п.6, отличающееся тем, что устройство для глушения шума, которым оснащена внутренняя стенка (9), выполнено в виде многослойной панели (44).

10. Сопло (6) первого контура по п.7 или 8, отличающееся тем, что устройство для охлаждения внутренней стенки (9) содержит по меньшей мере один канал (12), расположенный между устройством (20, 30) для забора охлаждающего воздуха и устройством (42) для распределения охлаждающего воздуха.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тепловой защиты струйных сопел с дожиганием в авиационных газотурбинных двигателях. .

Система снижения шума газотурбинного двигателя содержит глушитель выхлопа, расположенный вблизи выхлопного канала, проход для охлаждающего воздуха и средство создания потока охлаждающего воздуха в проходе. Глушитель выхлопа содержит множество дефлекторов, сообщающихся с выхлопным каналом. Проход для охлаждающего воздуха находится в тепловом контакте с глушителем выхлопа и расположен между его наружной поверхностью и наружной обшивкой. Глушитель выхлопа заполняет кольцевое пространство между выхлопным каналом и наружной обшивкой за исключением прохода. При этом в одном варианте проход содержит отверстие в плоскости торца выхлопного канала, а средство для создания потока охлаждающего воздуха в проходе для отвода тепла выполнено с возможностью всасывания охлаждающего воздуха через указанное отверстие. В другом варианте в плоскости отверстия в выхлопном канале расположено выпускное отверстие, а средство для создания потока охлаждающего воздуха выполнено с возможностью подачи под давлением охлаждающего воздуха в проход и из выпускного отверстия в окружающую среду. При охлаждении глушителя выхлопа устанавливают вокруг выхлопного канала глушитель выхлопа, содержащий множество дефлекторов, сообщающихся с выхлопным каналом. Пропускают охлаждающий воздух через проход для охлаждающего воздуха для отвода тепла от глушителя выхлопа. При этом в первом варианте охлаждающий воздух всасывают в проход из отверстия, смежного с открытым кормовым концом выхлопного канала и выпускают охлаждающий воздух в передний конец выхлопного канала. В другом варианте воздух пропускают из переднего конца прохода в выпускное отверстие в открытом кормовом конце выхлопного канала. Изобретения позволяют повысить эффективность подавления шума газотурбинного двигателя без увеличения массы изолирующего материала. 4 н. и 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к комбинированным ракетно-прямоточным двигателям. Выгораемое сопло комбинированного ракетно-прямоточного двигателя размещено во внутренней полости сопла маршевого режима и выполнено из двух элементов, соединенных друг с другом с возможностью формирования тракта сопла разгонного режима от дозвуковой до трансзвуковой и от трансзвуковой до сверхзвуковой областей. С внешней стороны элементов сопла выполнены продольные каналы, заглушенные со стороны камеры дожигания и образующие систему пилонов, которые с внешней стороны прикреплены к внутренней поверхности маршевого сопла двигателя. Элементы сопла выполнены из материала, обладающего высокой термоэрозионной стойкостью к продуктам сгорания с восстановительным химическим потенциалом и низкой термоэрозионной стойкостью к продуктам сгорания с окислительным химическим потенциалом. Изобретение позволяет повысить надежность работы выгораемого сопла на разгонном режиме работы двигателя и повысить скорость перехода к геометрическим характеристикам маршевого сопла на прямоточном режиме. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Звукопоглощающая выхлопная труба турбомашины содержит перфорированную внутреннюю оболочку, образующую проточный канал выхлопной трубы, сплошную внешнюю оболочку, сердечник и каркас. Внутренняя и внешняя оболочки образуют между собой пространство, закрытое на переднем и заднем концах. Сердечник расположен между внутренней и внешней оболочками, на расстоянии от них, и содержит слой, рассеивающий звуковую энергию, состоящий из полых шариков, которые удерживаются рядом друг с другом. Каркас содержит передний и задний участки, соединенные вместе продольными элементами. Каркас поддерживает сердечник и разделяет его на множество ячеек, заполненных полыми шариками, удерживаемыми между двумя перфорированными структурами. Каркас прикреплен к внешней оболочке и внутренней оболочке посредством, по меньшей мере, одного из переднего и заднего участков каркаса. Изобретение позволяет повысить эффективность звукопоглощения выхлопной трубы без увеличения массы ее конструкции. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло содержит корпус с теплозащитным экраном и шарнирно прикрепленные к корпусу створки. Теплозащитный экран образует с корпусом канал для прохождения охлаждающего воздуха и выполнен в виде секций с боковыми отбортовками. Секции экрана размещены в окружном направлении и снабжены вставками со скобами, жестко прикрепленными к секциям. Скобы размещены внутри вставок на глубине, не меньшей толщины скоб, а жесткое крепление скоб к секциям экрана выполнено посредством сварки или пайки. Боковые отбортовки секций экрана выполнены с уменьшением их ширины в направлении потока охлаждающего воздуха. Изобретение позволяет обеспечить надежное охлаждение сопла, а также повысить ресурс и надежность двигателя. 4 ил.

Изобретение относится к конструкции с сотовым заполнителем для использования в несущей панели гондолы турбореактивного двигателя самолета, являющейся акустической панелью. Конструкция содержит блок с сотовым заполнителем, выполненный с центральной частью, содержащей срединные сотовые ячейки, и с двумя боковыми частями, содержащими каждая множество соединительных сотовых ячеек. Часть соединительных сотовых ячеек имеет одну дополнительную стенку для образования соединения. Блок или блоки соединены между собой одной соединительной зоной, полученной путем пробивания двух наложенных друг на друга дополнительных стенок, которыми снабжены соединительные сотовые ячейки, принадлежащие разным боковым частям. Достигается простота изготовления зоны соединения, надежность. 4 н. и 9 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Поворотное осесимметричное сопло содержит неподвижный корпус с экраном и подвижный корпус со сферическим экраном, установленным между неподвижным и подвижным корпусами. Щели между экранами и корпусами образуют каналы для прохождения охлаждающего воздуха. Сферический экран подвижного корпуса выполнен в виде секций, размещенных в окружном направлении. На каждой секции в двух поясах попарно закреплены подвески с отверстиями в полках, в которые заведены цилиндрические пальцы, жестко прикрепленные к подвижному корпусу. В одном из поясов на одной подвеске палец установлен в отверстии без зазора, а на смежной подвеске - в овальном отверстии, выполненном в поперечном направлении относительно продольной оси сопла. В другом поясе на одной подвеске палец установлен в овальном отверстии, выполненном в продольном направлении, а на смежной - в цилиндрическом отверстии с равномерным зазором. Изобретение позволяет повысить надежность работы двигателя, а также эффективность охлаждения поворотного осесимметричного сопла. 3 ил.

Составной узел для конструкций, обдуваемых выхлопными газами реактивного двигателя, содержит трубчатый элемент и гофрированную перегородку. Гофрированная перегородка расположена в трубчатом элементе, состоит из множества направленных в разные стороны изгибов, соединенных один с другим, и проходит в продольном направлении трубчатого элемента. Трубчатый элемент и гофрированная перегородка выполнены из керамического матричного композитного материала. Стеночная составная структура для конструкций, обдуваемых выхлопными газами реактивного двигателя, содержит стеночный элемент и множество упомянутых выше составных узлов, расположенных на стеночном элементе. Каждый составной узел расположен в продольном направлении стеночного элемента и рядом с другим составным узлом. При изготовлении составного узла для конструкций, обдуваемых выхлопными газами реактивного двигателя, формуют из керамического матричного композитного материала трубчатый элемент и гофрированную перегородку, состоящую из множества направленных в разные стороны изгибов, соединенных один с другим. Отверждают гофрированную перегородку и трубчатый элемент. Устанавливают гофрированную перегородку внутрь трубчатого элемента для получения составного узла таким образом, что изгибы гофрированной перегородки проходят в продольном направлении упомянутого трубчатого элемента. Группа изобретений позволяет обеспечить возможность составному узлу выдерживать температуру выхлопных газов авиационного двигателя без сокращения срока его службы и увеличения веса конструкции. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 9 ил.

Несущий узел для реактивного сопла включает наружную оболочку, внутреннюю несущую оболочку и акустическую конструкцию. Наружная оболочка имеет акустическую часть, в которой выполнены акустические отверстия, и неакустическую часть, а внутренняя несущая оболочка выполнена без акустических отверстий. Акустическая конструкция включает секции с ячеистой сердцевиной и размещена между наружной оболочкой и внутренней несущей оболочкой. Акустическая конструкция удерживается между наружной оболочкой и внутренней несущей оболочкой с помощью соединительных средств, закрепленных на внутренней несущей оболочке и неакустической части наружной оболочки так, что происходит передача нагрузки на внутреннюю несущую оболочку и неакустическую часть наружной оболочки. Другие изобретения группы относятся к реактивному соплу, снабженному указанным выше несущим узлом, а также к гондоле, включающей такое реактивное сопло. Группа изобретений позволяет снизить вес и упростить изготовление несущего узла, а также снизить нагрузки, действующие на его акустическую конструкцию. 3 н. и 21 з.п. ф-лы, 14 ил.

Газотурбинный двигатель содержит камеру сгорания, турбину высокого давления, свободную турбину и направляющий конус для выхлопных газов. Турбина высокого давления расположена по потоку сзади камеры сгорания и выполнена для принятия газообразных продуктов сгорания, поступающих из этой камеры сгорания. Направляющий конус закреплен на свободной турбине сзади этой турбины. Направляющий конус содержит внутреннюю резонансную полость, в которой проходит горловина, выполненная для того, чтобы обеспечивать сообщение резонансной полости направляющего конуса с внешней стороной этого направляющего конуса, чтобы сформировать устройство звукового ослабления, представляющее структуру резонатора Гельмгольца, выполненного для ослабления звуковых волн, излучаемых этим газотурбинным двигателем. Изобретение позволяет снизить шум газотурбинного двигателя при незначительном увеличении его массы и габаритов. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх