Прибор электрического каротажа

 

О П ИС "А Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

240872

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 31.Х.1967 (№ 1193632/26-25) Кл. 21g, 30/01 с присоединением заявки ¹

Приоритет

Комитет по делам иаобрвтеиий и открытий при Совете Мииистров

СССР

МПК G Olv

УДК 550.834:622.241 (088.8) Опубликовано 01.1V.1969. Бюллетень ¹ 13

Дата опубликования описания 26Х1П.1969

Авторы изобретения

О. М. Косенков и А. С. Кашик

Заявитель

Комплексная тематическая геофизическая экспедиция

ПРИБОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО КАРОТАЖА

Изобретение относится к аппаратуре для геофизических исследований, в частности бокового электрического каротажа.

Известны приборы электрического каротажа, электронная схема которых содержит генератор переменного тока, два автокомпенсатора, измерительный усилитель и блок передачи информации.

Недостатком этих:приборов является неустойчивая работа автокомпенсаторов при высокой минералнзации бурового раствора.

Предлагаемый прибор отличается тем, что, с целью повышения его надежности в сложных геоэлектрнческпх условиях, автокомпенсаторы соединены последовательно через сопротивление связи в цепи центрального электрода, а цепи контрольных и экранных электродов подсоединены соответственно ко входу одного и выходу другого автокомпенсатора.

На чертеже показана блок-схема прибора.

Прибор состоит из многоэлектродного зонда 1 и электронной схемы 2, содержащей автокомпенсатор 8, вход которого соединен с цепью контрольных электродов MN, а выход — с цепью центрального электрода Ао, сопротивления связи 4, включенного в цепь центрального токового электрода зонда, автокомпенсатора 5, вход которого соединен с сопротивлением связи, а выход — с цепью экранных электродов А,т и А,, генератора б, измерительного усилителя 7 и блока 8 передачи информациии.

Прибор соединен с наземным блоком 9 питания и регистрации каротажным кабелем 10.

Для работы прибора от наземного блока 9 питания по линии связи (кабелю) 10 подают постоянное напряжение на электронную схему 2. Генератор б через оконечныи каскад автокомпенсатора 5 создает в цепи экранных электродов зонда 1 ток, под действием которого на контрольных электродах возникает напряжение, действующее на вход автокомпенсатора 8. Последний устанавливает величину тока в цепи центрального электрода таким образом, чтобы под действием этого тока на контрольных электродах взоннкаlо напряжение, противоположное по знаку напряженшо от экранных электродов.

Примем точность компенсации напряжения

20 на контрольных электродах равной 10%. Из теории систем с обратной связью известно, что это соответствует глубине обратной связи не менее 10. Для автокомпенсатора 8 имеем:

ЛУ,= ""; 1 —,; К=

=S

Ко

S = — - (1--,К); S„„, (А)=10

240872

5.,„(В) = 10

ЛУ, Составитель IO. Сериков

Редактор Б. Б. Федотов

Техред Т. П. Курилко

Корректор М. В. Радзииская

Типография, пр. Сапунова, 2

Здесь Л1: в — разность потенциалов, возникающая на контрольных электродах при протекании тока;

Л U,„— напряжение, действующее на вход автокомпенсатора; рв — кажущееся сопротивление градиент-зонда ЛвМЛ ;

Кв — коэффициент зонда;

PK — глубина обратной связи;

S — крутизна автокомпенсатора;

5„z„(À) — минимально возможная крутизна автокомпенсатора 3.

Минимальная крутизна автокомпенсатора 5 при погрешности в 10%:

Минимальное значение рв для скважин, бурящихся на нефть и газ, имеет порядок 0,1—

0,2 ом. Следовательно, автокомпенсатор 8 долma жен иметь крутизну порядка 250 †5

ЖУ

Такое относительно низкое значение крутизны позволяет использовать в качестве автокомпенсатора 3 усилитель прямого усиления.

В качестве автокомпенсатора 5 целесообразно иметь усилитель с проме>куточным детектированием. Таким образом, система из двух,последовательно включенных автокомпенсаторов согласоно предлагаемой схеме приведет к подавленшо посторонних сигналов, шумов, реактивной составляющей сигнала рабочей частоты и микрофонного эффекта и увеличит наде>кность автокомпенсапионного устройства приборов карота>ка.

Предмет изобретения

Прибор электрического каротажа, содержащий многоэлектродный зонд, генератор переменного тока, измерительный усилитель, два автокомпенсатора и блок передачи информации, отлича>ощий ся тем, что, с целью повышения надежности работы прибора в сложных геоэлекгрических условиях, автокомпенсаторы соединены последовательно через сопротивление связи, находящееся в цепи центрального электрода зонда, а цепи контрольных и экранных электродов подсоединены соответственно ко входу одного и выходу другого автокомпен25 сатора.

1870718 Тираж 480 Подписное

ИИПИ Комитета по делам изобретений открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Прибор электрического каротажа Прибор электрического каротажа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическому каротажу для определения электрического сопротивления подповерхностной породы через обсаженный ствол скважины
Наверх