Контактная система сильноточного аппарата

Изобретение относится к автоматическим выключателям и может применяться в конструкциях сильноточных коммутационных аппаратов. Контактная система сильноточного аппарата содержит по крайней мере одну пару подвижных контактов, пружину контактного нажатия, пару токоведущих шин и гибкую связь. Токоведущие шины расположены параллельно друг другу и соединены между собой с одной стороны гибкой связью, а с другой связаны с контактами выключателя, причем пружина контактного нажатия закреплена между этими шинами. Технический результат состоит в исключении размыкания контактов в режиме коммутации. 1 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматическим выключателям, и может применяться в конструкциях сильноточных коммутационных аппаратов.

При прохождении по токоведущему контуру номинального тока большой величины (сотни тысяч ампер) возникают значительные электродинамические силы, стремящиеся деформировать этот контур. В сильноточных аппаратах электродинамические силы могут достигать десятков тысяч ньютон, что может привести к отбросу контактов в режиме рабочей коммутации. В таких контактных системах необходимо учитывать наибольшее значение тока, длину, конфигурацию и взаимное расположение деталей, образующих токоведущий контур.

Известно, что электродинамическая сила взаимодействия между параллельными проводниками пропорциональна длине участка, для которого определяется сила взаимодействия, произведению значения токов и обратно пропорциональна расстоянию между проводниками. Ее равнодействующая приложена к середине участка, для которого определяется эта сила.

Способность противостоять механическим воздействиям, возникающим при прохождении через аппарат таких токов, характеризует стойкость аппарата.

Контактные системы сильноточных аппаратов известны из следующих источников:

1. Патент RU №77501, H01H 29/16, 2008 г.;

2. Патент RU №2054724, H01H 1/24, 1992 г.;

3. Патент SU №1820955, H01H 1/20, 1991 г.;

4. Патент SU №1805509, Н01Н 29/16, 19991 г.

Наиболее близким аналогом может служить контактная система сильноточного коммутационного аппарата по второму источнику (патент №2054724). Она содержит два токопровода, подвижный контакт, расположенный на якоре, две группы ламельных контактов, установленных на неподвижных контактах. Под каждой группой ламельных контактов установлено подпружиненное кольцо, и на каждой группе ламельных контактов установлен ограничитель движения, одним краем заходящий на подпружиненное кольцо.

При замыкании контактов к якорю прикладывается сила F, под действием которой якорь и подвижный контакт приходят в движение - контакты замыкаются. Подпружиненное кольцо обеспечивает контактное нажатие. При размыкании контактов необходимо к якорю приложить усилие F противоположного направления.

Недостатком такой конструкции является наличие значительных электродинамических усилий контактной системы при протекании максимально допустимых токов, что приводит к отбросу контактов в сторону отключенного положения и тем самым нарушает нормальный процесс коммутации.

Изобретение направлено на создание надежной конструкции контактной системы сильноточного аппарата, компенсирующей электродинамические усилия.

Технический результат состоит в исключении размыкания контактов в режиме коммутации.

Это достигается тем, что токоведущие шины длиной l расположены параллельно друг другу на расстоянии а и соединены между собой с одной стороны гибкой связью, а с другой связаны с контактами выключателя, причем пружина контактного нажатия закреплена между этими шинами.

Длина токоведущих шин l и расстояние между ними а выбраны в таком соотношении, что значения электродинамических усилий (ЭДУ), отбрасывающие контакты аппарата, в режиме коммутации больших токов, меньше значений ЭДУ, создаваемых токоведущими шинами, и направлены в противоположную сторону отброса контактов, что компенсирует (уменьшает) величину ЭДУ контактов и исключает их размыкание.

Изобретение поясняется чертежом, где показана патентуемая контактная система сильноточного аппарата в замкнутом положении.

Контактная система содержит одну пару подвижных контактов 1 и 2, пружины контактного нажатия 3 (на примере приведены две пары пружин), две пары токоведущих шин 4 и 5, гибкие связи 6. Шины 4 и 5 выполнены одинаковой длиной l и расположены параллельно друг другу на расстоянии а. С одной стороны шины 4 и 5 электрически соединены гибкой связью 6, а с другой связаны с контактами соответственно 1 и 2 аппарата. Пружины контактного нажатия 3 закреплены между шинами 4 и 5. С наружной стороны каждой шины размещен упор 7.

Контактная система работает следующим образом. В исходном состоянии контактная система разомкнута. Каждая шина 4, 5 прижата пружинами 3 к ограничителям 7.

Для осуществления замыкания контактов аппарата движение от привода (он не показан на чертеже) передается на подвижные контакты 1 и 2. В процессе движения подвижные контакты 1, 2 перемыкают шины соответственно 4 и 5 и отодвигают их от ограничителей 7, при этом пружины 3 поджимаются, что необходимо для обеспечения требуемого контактного нажатия. Направление тока по шинам показано на чертеже стрелками. Коммутационный сильноточный аппарат включен.

При протекании коммутируемого тока большой величины электродинамические усилия контактов 1 и 2 пытаются отбросить их в противоположные стороны (отключить). Одновременно с электродинамическими усилиями контактов на шинах возникают свои электродинамические усилия, которые направлены в сторону увеличения расстояния а, а следовательно, в сторону исключения размыкания контактов. Таким образом происходит компенсация электродинамических усилий контактов.

Итак, за счет того, что токоведущие шины длиной l расположены параллельно друг другу на расстоянии а и соединены между собой с одной стороны гибкой связью, а с другой связаны с контактами выключателя, причем пружина контактного нажатия закреплена между этими шинами, исключен отброс контактов в режиме коммутации больших токов.

Контактная система сильноточного аппарата, содержащая по крайней мере одну пару подвижных контактов, пружину контактного нажатия, пару токоведущих шин и гибкую связь, отличающаяся тем, что токоведущие шины одинаковой длины расположены параллельно друг другу и соединены между собой с одной стороны гибкой связью, а с другой связаны с контактами выключателя, причем пружина контактного нажатия закреплена между этими шинами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в контактных устройствах, где не допустим разрыв цепи при воздействии вибраций, ударов и электродинамических сил.

Изобретение относится к разъединителям и шунтирующим выключателям (короткозамыкателям) постоянного и переменного тока, преимущественно многоамперным. .

Изобретение относится к электротехнике. .

Изобретение относится к электроаппаратостроению и может быть использовано в электрических аппаратах с разъемным замыканием и размыканием электрической цепи. .

Изобретение относится к электромеханическим устройствам и может найти применение для повьтения виброустойчивости электромеханических реле, предназначенных для коммутации токов большой величины.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в сильноточном аппаратостроении. .

Изобретение относится к контактным системам низковольтного аппаратостроения и может быть использовано в разъемных контактах коммутационных устройств и предохранителей

Изобретение относится к электрическому контактору для использования на железных дорогах. Техническим результатом является уменьшение механических напряжений, вызванных образованием электрической дуги в областях контакта контакторов и опасности обгорания и приваривания. Предложен электрический контактор, содержащий статор и якорь, выполненный с возможностью перемещения из первого положения во второе при выполнении операции включения и/или выключения контактора и соединенный с контактной областью, соединенной в свою очередь по меньшей мере в одном из указанных положений с противоположной контактной областью для обеспечения возможности замыкания цепи. Якорь соединен с толкающим устройством, выполненным с возможностью поворота относительно якоря и по меньшей мере временного дополнительного толкания якоря при перемещении из первого положения во второе. Изобретение также относится к способу включения/выключения контактора, при котором перемещают якорь посредством включения и/или выключения статора, ускоряют поворот толкающего устройства, соединенного с якорем, и обеспечивают передачу по меньшей мере части кинетической энергии толкающего устройства якорю на этапе выполнения указанных операций, при которой область контакта, соединенная с якорем, замкнута с противоположной контактной областью или разомкнута с ней для обеспечения возможности движения якоря. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх