Способ повышения спортивных результатов человека при проведении спортивных тренировок

Изобретение относится к спортивной медицине и может быть использовано при тренировке спортсменов различной направленности, в частности в лечебной физкультуре, а также к способам при тренировках, направленных на коррекцию телосложения человека - типа "Шейпинг". При проведении спортивных тренировок на человека воздействуют звуковым акустическим пространством. Воздействие осуществляют в течение 30-40 минут каждой физической тренировки путем распевно-мелодизированного чтения стихотворных текстов, а также в течение 15-20 минут в посттренировочный период путем использования стихотворной речи; при этом стихотворные тексты выбирают в ритмах гекзаметра, ямба, хорея. Способ обеспечивает коррекцию телосложения при улучшении самочувствия и исключении переутомления. 5 ил., 4 табл.

 

Изобретение относится к спортивной медицине и может быть использовано при тренировке спортсменов различной направленности, а также к способам тренировки направленных на коррекцию телосложения человека, типа шейпинг, с целью определения оптимальности и точности режимов тренировок и расширения функциональных возможностей человека, путем использования «неспецифических факторов» на тренируемые мышцы.

Общеизвестно, что дозирование физической нагрузки при спортивных тренировках осуществляют с помощью различных функциональных тестов (Зимкин Н.Ф. «Физиология» г.Ленинград, 1975 г. ФИЗ-РА, стр.109-212, SUN 1102564, 1984 г., Спортивная медицина UA 12932, 1987). Зимкин Н.В. и др. О физиологических основах развития выносливости. / Труды института им. Лесгафта. - Ленинград, 1971 [2].

Общая физическая работоспособность человека обычно измеряется в специальных тестах, одобренных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). К их числу относятся стандартные тесты, например Тредбан-Тест, велоэргометр-Тест, Эргометрический стен-тест, Тест-Остранд и др.

Правильное соблюдение дозированной физической нагрузки наилучшим образом развивает адаптационные способности организма спортсменов. Физическая нагрузка при этом считается определенным условием стабилизации и регистрации величин временной (полезной) работы, которая определяется продолжительностью проведения теста.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что правильно выбранные условия тренировок для спортсменов и других людей, занимающихся спортом, время тренировок, тесты с физической нагрузкой в виде разнообразных движений позволяют повысить уровень физического развития и расширить функциональные возможности организма тренируемого.

Использование в процессе тренировок дополнительно «неспецифических факторов», таких как определенный режим питания, а также физиотерапевтических, фармакологических и др. методов, могут значительно повышать эффективность влияния физических нагрузок в процессе тренировок. Принимая во внимание возможности многочисленных вариантов приспособления организма, а именно, в связи с чрезмерными раздражениями в организации работающих мышц, особенно у начинающих тренироваться, использование «неспецифических факторов» является актуальным решением поставленных задач [4].

Как известно [5], мозг человека сформирован так, что при восприятии слуховыми образованиями он удерживает в памяти в ряде зон (мозга) паттерны интонационно-образных, эмоциональных и акустических (частотных) характеристик звука, в том числе в виде словесно-мелодических образов, которые обладают наибольшей информативностью в плане ее восприятия органами чувств. И.П.Павлов [4] назвал органы чувств «анализаторами». Рецепты «анализаторов» классифицируются по соответствующим уровням и органам. К ним относятся, наряду с фоторецепторами, воспринимающими свет (зрительно - глаз), также фонорецепторы (слуховой - ухо), воспринимающие звук.

Рецепторы обладают очень высокой чувствительностью к адекватным раздражителям. Чувствительность устроенных рецепторов (глаз, ухо) значительно превосходит чувствительность точных приборов. Из жизненного опыта [5] известно, что очень слабые раздражители не вызывают ощущений. Минимальное изменение силы раздражителя, при котором возникает ощущение (восприятие), называется абсолютным порогом ощущения.

Исследование и определение разностных порогов ощущений (восприятия) имеет большое значение в спортивной практике, а в нашем случае при тренировке типа «шейпинг» величина разностного порога восприятия характеризуется способностью тренируемого дифференцировать скорость движения, амплитуду движения рук и ног, и по мере роста спортивной тренированности, особенно у спортсменов-подростков в предпуберантном и пуберантном периодах развития.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что авторы в основе предлагаемого изобретения подходят к изучению физиологических свойств жизнедеятельности спортсменов с точки зрения возможности непрерывного роста тренируемой функции организма с увеличением общего объема выполняемых предельных нагрузок оздоровления организма за счет использования «неспецифических факторов» [4] (Биохимия под редакцией профессора В.В.Меньшиковой, г.Москва, Физ-ра и Спорт 1986 г., стр 68-72).

В связи с поставленной задачей повышения уровня физической подготовки к соревнованиям спортсменов был разработан комплексный метод физической тренировки, который бы сочетал в себе и физические упражнения, и дополнительно «неспецифические» приемы воздействия на физиологические и психические механизмы организма тренируемого. Например, воздействием на организм звуковым акустическим пространством, сформированным путем распевно-мелодического чтения стихотворных текстов с любым заданными ритмом и метрикой (например, гекзаметра, шестистопного дактиля, ямба, хорея и других с заданным количеством стоп).

Известны способы тренировок различной направленности, которые являются аналогами предлагаемого изобретения: Патент №1097350 кл. А63В 21/00, под названием «Способ тренировки мышечной системы спортсменов». Способ осуществляется путем воздействия на биозвенья мышц силовой нагрузкой в количестве, пропорциональном массам биозвеньев мышечной системы, при ее распределении.

Преимущество предлагаемого способа состоит в сохранении сформированных структур управления движением и исключения гипертрофии одних органов на фоне недостаточного развития других, что особенно важно на завершающих этапах предсоревновательного периода подготовки.

Данный "Способ…" может быть рассмотрен как аналог предлагаемому техническому решению.

Известен также патент №2323016, «Способ повышения спортивных результатов…», который взят авторами за прототип как более близкий по цели изобретения и сущности. «Способ повышения спортивных результатов…», заключается в том, что при проведении спортивных тренировок на человека воздействуют звуковым акустическим пространством, сформированным путем чтения стихов в ритме гекзаметра или ямба.

Известен также патент №635995, МКЛ A61N, 1/36: «Способ стимуляции нервно-мышечного аппарата».

Способ стимуляции нервно-мышечного аппарата заключается в индивидуальной дозировке воздействия процедуры электростимуляции с определением величины сокращения мышц до появления утомления. Патент может быть рассмотрен как аналог.

Известен патент №2115453, МКЛ А63В 23/00. опубликованный в 1998 г., автора Прохорцева И.В. под названием «Способ тренировки, направленный на коррекцию телосложения человека типа «Шейпинг».

Известный способ включает в себя проведение физических упражнений по анаболической и катаболической программам, с учетом частоты сердечных сокращений (ЧСС), соответствующих порогам аэробного и анаэробного обменов, тестированных мышечной выносливости в течение 4 минут и сопутствующего рациона питания.

Известный патент может быть рассмотрен как аналог, наиболее близкий по существу и цели изобретения.

К недостаткам перечисленных способов можно отнести отсутствие учета изменения психоэмоционального состояния здоровья спортсмена и возможности исключения физического перенапряжения организма тренирующихся в процессе тренировки, а также использования «неспецифических факторов» как учета проводимых неконтролируемых тренировок. Известно, что из-за адаптации организма человека к физической нагрузке может отсутствовать контроль дальнейшего изменения показателей прироста тренируемой функции, что так трудно учитывается самими спортсменами (Спортивная медицина и наступление утомления. Физ-ра и спорт, г.Москва, 1986, под редакцией Я.М. Коца).

Ведущим механизмом утомления, как известно [1], [4], при выполнении физических упражнений является истощение мышечного гликогена и при этом средняя продолжительность тренировки не должна составлять более 90 минут (на уровне 75% от МПК), что делает проблематичным выявление утомления в процессе тренировки.

На основании вышеизложенного и учитывая, что для организма тренирующегося не безразлична дополнительная неконтролируемая физическая нагрузка, как в период тренировки, так и в процессе периода посттренировочного режима, то следует строго дозировать и контролировать оптимальное значение ЧСС и использовать для расширения функциональных возможностей человека с сохранением хорошего самочувствия в процессе таких тренировок «неспецифические факторы» и другие факторы, и их воздействия.

Из сказанного можно сделать вывод, что решить задачу повышения спортивных результатов и исключить условия возникновения переутомления возможно за счет дополнительного использования механизма контроля за физиологическим состоянием (оптимального диапазона конкретных значений ЧСС) и использования «неспецифических факторов» при физических тренировках.

Если чтение ритмических стихов (рациональных стихотворных текстов) человеческий организм воспринимает положительно, поскольку они гармонируют с ритмом сердца и дыхания, то распевно-мелодическое чтение стихотворных текстов усиливает нейрогуморальные процессы в организме, что в значительной степени повышает психоэмоциональный потенциал организма, а также снижает утомляемость мышечной системы и сокращает временной интервал восстановительного периода во время отдыха.

Для контроля утомления в процессе тренировки, как правило, используют активный отдых [4,5] как средство ускорения процесса восстановления, причем предусмотрено обязательное время «активного отдыха» после занятий физическими упражнениями путем чтения стихов в течение 10-15 минут. С этой целью в предлагаемом в качестве изобретения способе используются конкретные методические приемы распевно-мелодического чтения стихотворных текстов в заключительной части тренировки и в процессе отдыха, такой прием обеспечивает общую психофизическую защиту организма на хорошем эмоциональном уровне на основании отбора, согласно разработанной методике по обобщенному показателю-индексу - «С3» (см. Табл. №1 описания и Приложение №1: Табл. 1-4,).

Контроль за утомлением осуществляют по величине разностного порога ощущения от силы действующего раздражения (например, массы груза, величины нагрузки или громкости звука).

Известно [5], что человек воспринимает звуки громкостью от 1 до 100 децибел (дБ). В связи с чем, необходимо учитывать показатели чувствительности слуха при выборе громкости, уровень которой должна быть при тренировках типа «шейпинг» в пределах 50-60 дБ.

Значение величины разностного порога ощущения характеризует способность дифференцирования скорости движений, и их амплитуду, а также величину мышечного усилия рук и ног (см. Табл.1.).

Величина разностного порога ощущения зависит от силы раздражения: чем больше сила исходного раздражения, тем больше абсолютная величина ощущения (6% [5]), а контролирующий параметр этого ощущения является указателем изменения самочувствия и наступления периода утомления.

Таблица 1
№ № Исходная масса в г Абсолютная Величина % относительный Устойчивость вестибюлярнного аппарата Показатель С3 Примечания
1 2,5-26,33 1,33 5,3 Уменьшенная - С3 - обобщающий показатель
2 5,0-52,11 2,1 4,2 Уменьшенная -
3 75,0-75,76 2,76 3,7 Уменьшенная -
4 100-1003,33 3,53 3,5 Уменьшенная -
1 "Гекзаметр" 3,81(р<0,001) Повышенная 82-80 Приложение
№1 Таблицы: 1,2,3,4,5
2 "Ямб" 4,08(р<0,001) Повышенная 78-60
3 "Хорей" 4,15(р<0,002) Повышенная 53-40
"Контроль" 4,53 балла

Поставленная перед авторами задача достигается тем, что в «Способе тренировки…» предложен дополнительный механизм воздействия и контроля за физическим состоянием организма, под воздействием звукового акустического пространства, сформированного путем распевно-мелодического чтения стихотворных текстов, способствующих: в первом случае, усилению нейрогуморальных процессов в организме, что в значительной степени снижает утомляемость мышечной системы и сокращает временной интервал восстановительного периода во время отдыха, и во втором случае, повышению энергетического потенциала организма и реактивности мышечной системы тренирующихся спортсменов и, в третьем случае, при коррекции телосложения по типу «Шейпинг», что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии и позволяет повысить спортивные результаты по показателям дифференцирования скорости движения и выносливости, за счет уменьшения времени тренировки при отягощающих тренировках на 10-15% вместо 60-90 минут до 30-45 минут.

Исследования, в частности, показали, что при распевно-мелодическом чтении стихотворных текстов происходит значительно больший подъем энергии, чем при чтении стихов различной ритмики, мерности, строфики без музыкального сопровождения и т.п. (См. Приложение № 1,2. Примеры 1,2.3 и фиг 4). Общий же подъем психоэмоционального состояния при подобном пропевании значительно увеличивается, что способствует настройке психики тренирующегося на позитивное состояние, которое приводит к исключению утомления, способствует повышению спортивных результатов (при уменьшении времени тренировок с понижением диапазона значений по ЧСС). Из сказанного можно сделать дополнительно вывод, что заявленный способ повышения можно отнести к технологии рефлексотерапевтического воздействия, основанного на принципе обратной связи, в результате совокупного воздействия физической тренировки и введения положительной музыкальной информации строго определенного резонансного ритма стихов. Как известно из практики, сбивка ритма и метра стихов отрицательно воздействует на слушателя и аритмия таких стихов на подсознательном уровне улавливается почти всеми, независимо от слушателя. Используемая нами методика оценки аритмии и отбора путем подсчета количества гласных в рифмующихся словах перед использованием позволяет выявить, где аритмия допущена, повышая тем самым эмоциональное восприятие и их музыкальность. Это осуществляется с помощью компьютерной программы при допускании к использованию музыкальных стихов с максимальной оценкой их качества (С3) Табл.1 описания (ритма метрики, рифмы), достигая максимального эффекта в формировании акустического сенсорного пространства, и тем самым создавать эмоциональные состояния, а также влиять на спортивные результаты.

Представленный экспериментальный материал (Таблица 1 описания:

Приложение №1: табл.1, 2, 3. Фиг.1, 2, 3) позволяет сделать заключение о том, что основываясь на научных принципах физиологии человека ([1], [2], [4], [5], [6]), авторы разработали количественный метод повышения спортивных результатов с использованием в качестве "неспецифических факторов", физических тренировок, путем воздействия на тренирующихся сформированным звуковым акустическим пространством, распевно-мелодическим чтением стихотворных текстов, выбранных определенных значений, метрики, рифм и строф.

Эксперименты проводились со спортсменами, находящимися в различных состояниях тренированности, в т.ч. и после выполнения физических нагрузок, в условиях покоя и коррекции телосложения человека типа «Шейпинг».

Исследования свидетельствуют о том, что в зависимости от функционального состояния организма, степени тренированности, техническим результатом является положительное влияние за счет воздействия музыкально-распевного чтения на организм режима шейпинг-тренировки, с целью обеспечения коррекции телосложения, а также и повышение результатов по тренированности спортсменов различной направленности, в том числе у подростков в предпуберантный и пуберантный периоды развития.

Таким образом, предлагаемый способ в отличие от известного (прототипа) позволяет повысить спортивные результаты за счет активизации нервно-мышечных (координационных) механизмов, при влиянии на психоэмоциональный настрой, путем формирования психоаналитического восприятия ([5], [6]) и формирования сенсорного пространства (эмоциональный настрой, слуховые анализаторы), обеспечивающего условия физиологической целесообразности и целостности функционирования различных систем организма тренирующихся.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что: предлагаемое изобретение обладает принципиальной новизной. Сравнительный анализ результатов показал, что положительный результат данного способа значительно выше, чем у прототипа, что обеспечивает его патентоспособность.

Для реализации способа используются в процессе тренировок:

1 - специально отобранные образцы стихотворных текстов с различными: метрикой, ритмикой и количеством строф, обеспечивающих их мелодизацию;

2 - специально подобранные известные образцы мелодизированных стихотворных текстов (готовые песни, романсы, арии из опер);

3 - стационарные воспроизводящие устройства типа CD-roma компьютера, либо МР-3.

Для регистрации экспериментальных результатов предлагаемого в качестве изобретения «Способа…» используются технологии биоэнергометрии, в т.ч. компьютерная технология с программой "Карана-2005" (Приложения 2, фиг.4, где представлена блок-схема данного устройства), предназначенная для регистрации изменений уровня частотного диапазона энергетического потенциала организма тренирующихся, в зависимости от воздействия на него сформированным звуковым акустическим пространством путем распевно-мелодического чтения стихотворных текстов.

Устройство содержит датчик - 1, частотомер типа 43-43-54; 2 - генератор электрических колебаний с возможностью плавной перестройки частоты колебательного контура параметров пьезокристалла, включенного в цепь контура, 3 - блок питания генератора постоянного тока, представляющий собой преобразователь сетевого напряжения переменного тока в постоянный пониженного значения с электронной стабилизацией выходного напряжения, 5 - монитор.

В Блок-схему компьютерной программы "Карана-2005" (патент №2202274) включены: 1 - два датчика-регистратора динамики изменений частотного диапазона воздействия на организм акустических источников; один из которых расположен на расстоянии от 0 до 1 м, как правило, на столе рядом с устройством, а другой прикреплен к груди испытуемого, а сама компьютерная программа преобразования частотного сигнала отражена в двух демонстрационных кривых на мониторе компьютера. (См.примеры №1, 2, 3, Приложение № 2, Фиг.1-5).

Главным критерием эффективности используемого устройства в предлагаемом способе является возможность измерения и оценки энергетического потенциала организма человека, при воздействии на него звукового акустического пространства, сформированного путем распевно-мелодического чтения стихотворных текстов, отраженного в демонстрационных кривых на мониторе компьютера, выраженного в изменении частотных диапазонов, проиллюстрированного демонстрационными кривыми на мониторе компьютера, по характеру рассогласования полученных значений судят об эффективности воздействия.

Музыкальная мелодичность, как известно, отличается от "мелодичности" (условное значение) стиха не только изменением временных характеристик путем протягивания отдельных гласных в слогах в соответствии с метрикой стиха и его размером (гекзаметра, ямба, хорея и др.), но и особым его интонированием, и прежде всего более широким частотным диапазоном музыкальных интервалов, от которых и зависит степень воздействия музыкальной мелодии на эмоциональную сферу человека, путем получения (обратной связи) индивидуальной устойчивости положительной реакции со стороны тренирующихся спортсменов.

Методика отбора стихов для целей их распевно-мелодического чтения определялась наличием: во-первых, стихов, уже положенных на музыку; во-вторых, стихов в соответствии с критериями, заложенными в методике, разработанной на базе Международной Федерации шейпинга (МФШ, Санкт-Петербург: см. Приложение № 1. Таблицы 1,2,3,4) Эта методика позволяет проводить оценки стихосложений различных форм методом математической статистики, которые могут быть выбраны в абсолютных пределах для целей интонационно-мелодического их пропевания для создания эффективного звукового акустического пространства в условиях спортивных тренировок при решении различных технических задач (при помощи специальных упражнений).

Известно, что каждый размер стиха оказывает определенное воздействие на интонационный строй читаемых стихов (т.е. может несколько усиливать их выразительность, мелодичность). Однако интонационный строй при чтении стихов имеет довольно узкий частотный диапазон, что чрезвычайно ограничивает влияние на организм по уровню эмоциональной составляющей, по причине узости частотного диапазона при чтении стихов, вне зависимости от разности интонаций. При распевно-мелодическом чтении стихотворных текстов к более широкому интонационному диапазону (в сравнении с их интонационным чтением) прибавляется тембральная составляющая голоса, создавая суммарное повышение качества акустического пространства (См. Приложение № 1. Табл.1, 2, 3).

Таким образом, используемая авторами методика позволяет путем распевно-мелодического чтения стихотворных текстов увеличивать частотный диапазон интонирования путем мелодизации стихов и, соответственно, повысить эффективность воздействия на эмоциональную сферу тренирующихся; а пропевание стихов позволяет дополнительно суммировать интонационные и тембровые составляющие, что положительно (как правило, на подсознательном уровне) улавливается всеми слушателями (Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. - Наука, 1980; Спивак Л.И.Бехтерева Н.П. Электрические активности мозга как коррелят психических состояний; Физиология человека. - Л. - М., 1997. Вып.23, №5, с.1-7).

Поскольку предлагаемый способ обеспечивает значительный оздоровительный эффект, то при этом для его достижения основные параметры - время проведения тренировок, их интенсивность а также чередование циклов активного отдыха, должны быть строго определены (Шваценко Л.Я. Теория, практика физической культуры, 1984 г., №10, с.36-38, ВИРУАД и др. «Аэробные упражнения» 1988 г.).

Доказательством возможности контроля по пульсу могут служить хорошо известные факты эффектов адаптации организма при тренировке на выполнение аэробной и анаэробной работы (Хочачпа П.Ш. Сатеро Дел. Биохимическая адаптация. - М.: МИР. - 1988. - стр.153-159).

1. Если тренировка направлена на коррекцию телосложения человека типа «Шейпинг» на увеличение (уменьшение) мышечной ткани, она должна проводиться в анаэробных условиях, при этом рекомендуемым пульсом является диапазон значения (ЧСС), равный 150-170 уд./мин. Тогда адаптация к этой нагрузке не будет приводить к выраженной гипертрофии мышц, независимо от того, каким видом физических упражнений занимается спортсмен.

2. Если тренировка направлена на коррекцию телосложения человека типа «Шейпинг» на изменение (уменьшение) количества жира, то указанная интенсивность тренировки - это выполнение аэробной работы при пульсе, равном 120-140 уд./мин, что обеспечивает эффективность тренировки без утомления.

3. Значение пульса, соответствующего порогам анаэробного и аэробного обменов, рассчитывается по указанной ниже формуле (Карпман В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988, стр.97).

ЧСС=87+1.1 N-0,0001×2×m,

где 87 - значение пульса в состоянии покоя;

N - мощность нагрузки в % от МПК (максимальная потребность кислорода);

А - возраст:

m - вес тела, результаты измерений отдельных частей тела оценивались до и после тренировки.

Измерения проводились миллиметровой лентой, а % жира - гидростатическим взвешиванием.

Экспериментально установлено, что для достижения оздоровительного эффекта от определенной физической нагрузки при непрерывной тренировке во времени более 30 мин интенсивность нагрузки вызывает утомление мышц до возможного их судорожного состояния. Чтобы избежать этого, были определены минимальные и максимальные значения времени воздействия, при которых 50% работы выполняется за счет аэробных механизмов высвобождения энергии и 50% за счет анаэробных.

Расширение функциональных возможностей спортсменов путем повышения спортивных результатов физической тренировки при увеличении временного диапазона, а именно и от 30 до 45 минут, осуществлялось под воздействием звукоакустического пространства, сформированного путем распевно-мелодического чтения стихотворных текстов.

Эффект от тренировки определялся путем определения величины данного МПК непрерывным методом, с помощью «СТЕН-ТЕСТА». Замеры результатов тренирующихся были определены у 10 человек до и после проведения тренировки в среднем два раза в неделю. Величина удельного МПК повысилась на 18.8 (-+) 3% за счет контролируемой физической нагрузки во времени не более 30 минут с определением частоты сердечных сообщений (ЧСС).

Пример

Испытуемая С., возраст 25 лет, вес 50 кг, спортсменка, занимающаяся художественной гимнастикой (Пример №1 (Приложение №1, табл.4, №908)).

Задача тренировки - поддержка спортивной формы и увеличение времени тренировки с 30 минут до 45 минут без утомления. С помощью тестирования на велоэргометре измерялась частота сердечных сокращений (ЧСС), соответствующая порогу аэробного обмена по началу роста неметаболического газа в крови. Выявленная ЧСС равнялась 140 уд./мин и с целью повышения результатов тренировки осуществляется контроль за наступлением утомления по порогу ощущений при соответствующих движениях и их амплитуде.

Испытуемой предлагалось выполнить тренировку в субмаксимальных аэробных упражнениях, при которых мышечный гликоген расходуется особенно значительно. Так как он является ведущим механизмом при выполнении данных упражнений, предлагалось усиление углеводного питания (Углеводного насыщения по МУН-ЯМКОЦУ) [3].

В процессе тренировки в перерывах осуществлялось воздействие на организм испытуемой сформированным звуковым акустическим пространством путем распевно-мелодического чтения стихотворных текстов в среднем не более 10-15 минут.

Таким образом, как известно [4], аэробная работоспособность находится в прямой зависимости от исходных запасов гликогена в мышцах и печени, поэтому усиленным углеводным питанием регулируют его содержание при разной относительной мощности и (соответственно) разной предельной продолжительности, а использование его в комплексе с чтением в ритме гекзаметра, ямба, хорея и др., дает возможность значительно повысить эффективность тренировки, не увеличивая общее время тренировки не более 45 мин, в связи с чем испытуемая показала хорошие результаты по самочувствию, предлагалось осуществлять систематические занятия тренировками с дополнительными упражнениями и под воздействием распевно-мелодического чтения стихотворных текстов сформированного звукового акустического пространства в течение 10-15 минут в посттренировочный период отдыха 2 раза в неделю, в течение основного времени тренировки 30-45 минут в эти дни до 6 месяцев, для закрепления динамики (роста) тренированности и спортивного двигательного навыка.

Пример 1 (Приложение №1, табл. 3 №650, №747)

Испытуемый Н., 28 лет, вес 60 кг, спортсмен-лыжник. Поставленная задача: повышение эффективности тренировок путем распределения силовой нагрузки на все биозвенья мышечной системы в количестве пропорционально центра их масс. С помощью ступенчато возрастающей велоэргометрической пробы определялся порог анаэробного обмена, который локализовался по моменту начала нелинейного увеличения легочной вентиляции. Порог равнялся 172 уд./мин в течение одной недели. Три раза по 20-40 минут проводилась физическая тренировка, при 173 уд./мин и более, включавшая упражнения, воздействующие на все биозвенья мышечной системы в местах локализации центра их масс (приседания, выпады со штангой, педалирование на велоэргометре) при 75% МПК. Конкретная длительность интервала отдыха выбиралась от 15 до 60 секунд в зависимости от индивидуальной подготовленности тренируемого. Чем ниже подготовленность, тем больший интервал времени он должен отдыхать, но не более 15-20 минут.

Тренировка проводилась под воздействием звукового акустического пространства, сформированного путем распевно-мелодического чтения стихотворных текстов. Если физическая нагрузка превышает предельный уровень, то ответная реакция организма снижается - происходит срыв адаптации, т.е. возникает парадоксальная реакция (развитие перетренированности и, как следствие, наступление утомления организма).

При выполнении упражнений в субмаксимальной анаэробной мощности, как и в случае любого физического упражнения, согласно рефлекторной теории И.М.Сеченова и А.П.Павлова происходят функциональные изменения в состоянии нервных центров, управляющих мышечной деятельностью и регулирующих ее вегетативное обеспечение. При этом наиболее чувствительными к управлению являются корковые нервные центры. Проявлениями центрально-нервного утомления являются нарушения в координации движения и возникновения утомляемости [4]. В связи с чем, тренируемым предлагались физические упражнения для укрепления вестибулярного аппарата с небольшим числом вращений с трехминутным перерывом после каждого вращения, с целью переключения на работу других мышечных групп, но с меньшей активностью.

Результаты:

Пример 2 (Приложение №1, Табл.4, №908)

До/после, вес, кг, 50/46; жир, кг, - 34,7/17,3; безжир - масса, кг - 48,8/45,1

Ягодицы, см - 129/104; Бедро, см 74.7/60.0

Пресс сверху, мм - 7.5/7.0; Пресс снизу, мм - 17/13

Рекомендовано время тренировки от 35 до 45 мин, причем обнаружено:

1. Повышение устойчивости при формировании двигательного навыка достоверно (t=4,53 балла), чем в контроле без чтения стихов (t=3,65 балла).

2. Повышение мышечных усилий в пределах достоверно (t=3,63 балла при р 0,001) Таблица №1 описания заявки.

Пример 3 (Приложение №1, табл.№;1, №775, №650)

До/после: вес, кг - 60.7/55.5; бедро, см 74.7/60,0

Пресс сверху, мм 8.5/6.5; пресс снизу, мм - 19/15

Плечо спереди, см 9/8; Предплечий, см - 6.2/5.5

Рекомендовано время тренировки средней продолжительности от 30 до 45 мин вместо 45-60 минут, предусмотрен активный отдых в течение дополнительного времени 10-15 минут. Из результатов эксперимента следует, что предложенный способ позволяет повысить [5] спортивные результаты за счет увеличения работоспособности при хорошем самочувствии в режиме снижения временного интервала на 30-40% и, в том числе по МПК на 20%.

В настоящее время по данному способу проведены тренировки более 1000 человек на базе Международной Федерации Шейпинга с положительными результатами.

Осуществляется внедрение предлагаемого «Способа повышения спортивных результатов…» в странах: Эстонии, Белоруссии; в России в городах: в Москве, Волгограде, Краснодаре. Чебоксары и др.

Источники информации

1. Зимкин Н.В. Физиология спорта. - Л.: Физ-ра, 1975, с.102-211.

2. Адаптация к физическим нагрузкам и методы ее излучения / Сборник трудов физиологии и спортивной медицины ин-та им. Лесгафта, -Л; 1971.

3. Патент № RU 2323016 "Способ повышения спортивных результатов при проведении спортивных тренировок" кл. A63B; A 61 № 23/00, 1998 г. Автор Прохорцев И.В. и другие. /прототип/

4. Биохимия. /Под редакцией проф. Меньшиковой. Г. Москва, Физ-ра и спорт, 1986, с. 62-90.

5. Чусов Ю.Н. Физиология человека. - М: Просвещение, 1981, с.48-50.

6. Копытин А.И. Основы Арт-терапии. - Спб: 1999, с.208-210.

7. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. -: Наука, 1980; с.71-112.

8. Красникова Л.И. Оценка состояния и количественная оценка в интеллектуальной медико-биологической информационной системе. /Кибернетика и вычислительная техника. Республиканский межведомственный сборник. - Киев, 1990, № 86, с.69-79.

Р. - качество рифмовки А

А. - ритмия

ПО. - количество поэтических образов

ХО. - количество художественных образов

С. - количество семантических неточностей

ПО. - поэтические образы

Гл. - глагольные рифмы

С.3 - обобщающий показатель по первым трем параметрам

Способ повышения спортивных результатов человека при проведении спортивных тренировок, при котором на человека воздействуют звуковым акустическим пространством, отличающийся тем, что воздействие осуществляют в течение 30-40 мин каждой физической тренировки путем распевно-мелодизированного чтения стихотворных текстов, а также в течение 15-20 мин в посттренировочный период путем использования стихотворной речи; при этом стихотворные тексты выбирают в ритмах гекзаметра, ямба, хорея.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области коррекционной психологии, медицинской психологии, психотерапии и может использоваться в процессах психологической реабилитации, психологической коррекции патологических состояний личности, связанных с синдромом выгорания - профессионально-личностных деформаций, кризисов, пролонгированных дистрессов.
Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине и реабилитации, и может быть использовано для профилактики почечной недостаточности при комплексной коррекции состояния больных с ожирением.
Изобретение относится к области образования и медицины, в частности к способам контроля внешней информации с целью подачи учебного материала и управления его усвоением, представляемого с помощью звуковых (речевых), светоцветовых (письменных и образных) сигналов с экрана монитора компьютера.
Изобретение относится к области коррекционной педагогики и медицины, в частности детской неврологии и психиатрии. .
Изобретение относится к медицине и предназначено для лечения подростков с первичной артериальной гипертензией (АГ). .
Изобретение относится к медицине, а именно - к психотерапии, физиотерапии. .
Изобретение относится к области медицинской психологии, в частности к способу психотерапии для снижения избыточного веса. .
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, психотерапии
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в практической психологии, преимущественно в психоанализе с выявлением травмирующих факторов и последующим психотерапевтическим воздействием на эти факторы
Изобретение относится к области медицины, в частности к психотерапии, психиатрии, терапии, эндокринологии
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано при коррекции веса тела человека и нормализации пищевого поведения

Изобретение относится к медицине и медицинской технике

Изобретение относится к области медицины, психологии и психофизиологии, может быть использовано в спортивной медицине, восстановительной медицине, психосоматической медицине, медицинской психологии, психофизиологии профессиональной деятельности, клинической психофизиологии, социальной психофизиологии и предназначено для коррекции алекситимии и ее последствий в виде психосоматических расстройств

Изобретение относится к медицине, а именно к косметологии и дерматологии, и может быть использовано для оздоровления и омоложения кожи
Изобретение относится к области медицины, конкретно к психотерапии, и предназначено для коррекции психологического состояния
Изобретение относится к медицине, неврологии и реабилитации, к восстановительному лечению больных в острой стадии инсульта
Наверх