Способ повышения давления газа

Способ повышения давления газа заключается в подаче в поток газа, движущийся по каналу, по направлению движения газа - жидкости в количестве более 10 процентов от массового расхода газа. Жидкость находится под давлением более 5 МПа. При этом температура газа более той, при которой происходит полное испарение жидкости. В качестве жидкости может быть использован керосин, вода или криогенная жидкость. Способ позволяет повышать давление газа (смеси) при снижении его (ее) температуры. Способ может быть использован в системах охлаждения элементов газотурбинных двигателей. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится преимущественно к авиадвигателестроению. Для создания реактивной тяги в авиационных двигателях используют компрессора (Теория авиационных двигателей. / Под ред. П.К.Казаджана. М.: Машиностроение, 1983, с.28, рис.21). Недостатком авиационных компрессоров является существенное повышение температуры газа при его сжатии.

Целью изобретения является устранение указанного недостатка.

Известны струйные топливные насосы (Д.И.Нефедов, Л.Б.Лещинер. Топливные системы современных самолетов. М.: Военное издательство, 1964, стр.85, рис.43д), в которых давление топлива повышается за счет кинетической энергии струи активного топлива (жидкости).

Известен способ повышения давления газа, заключающийся в подаче в поток газа, движущийся по каналу, по направлению его движения - жидкости, находящейся под давлением, причем температура газа позволяет испарить впрыскиваемую жидкость (RU 2286483 С2, МПК F04F 5/18, 27.10.2006).

Поставленная цель достигается тем, что в поток газа, движущийся по каналу, по направлению движения газа подается жидкость под давлением более 5 МПа в количестве более 10 процентов от массового расхода газа. При этом температура газа более той, при которой вся жидкость при смешении с газом испаряется. Величина минимальной температуры газа определяется как

где Тж - температура жидкости, К;

Ткип - температура кипения жидкости при исходном давлении газа, К;

q - удельная теплота парообразования жидкости, Дж/кг;

сж - удельная теплоемкость жидкости, Дж/(кг·град);

- удельная теплоемкость газа при исходных температуре и давлении газа, Дж/(кг·град);

m - относительный массовый расход жидкости (по отношению к расходу газа).

Сущность изобретения состоит в том, что при сочетании параметров жидкости и газа, указанных в формуле изобретения, одновременно с передачей от жидкости газу импульса силы происходит ее испарение, что ведет к повышению давления газа (смеси) и снижению его (ее) температуры.

На фиг.1 изображена схема течения газа.

На фиг.2 показаны приращения давления газа в зависимости от относительного расхода и относительной скорости истечения жидкости.

На фиг.3 показаны минимальные температуры газа для различных жидкостей в зависимости от их относительного расхода.

Внутри цилиндрического канала (фиг.1) расположена форсунка, за которой находится камера смешения. Сечение входа в камеру смешения обозначено индексом 1, сечение выхода - индексом 3. Индексом 2 обозначено сечение выхода из форсунки.

Способ осуществляется следующим образом. В поток газа через форсунку подается жидкость со скоростью, превышающей скорость движения газа. При этом температура газа более той, при которой происходит полное испарение жидкости. В результате расширения жидкости (переход из жидкого состояния в газообразное) в канале ограниченного размера давление газа (смеси) увеличивается, а температура уменьшается.

Уравнение сохранения импульса силы для течения, представленного на фиг.1, имеет вид

,

где Gi - массовые расходы газа (жидкости) в соответствующих сечениях, кг/с;

Wi - скорости газа (жидкости) в соответствующих сечениях, м/с;

Рi - статические давления в соответствующих сечениях, Па;

Fi - площади соответствующих сечений, м2.

Будем полагать, что: W3≈W1; P1≈Р2; F3≈F1 (F2<<F1); G2=m·G1.

В этом случае уравнение сохранение импульса принимает вид

Используя метод газодинамических функций (Г.Н.Абрамович. Прикладная газовая динамика. М.: Наука, 1976, стр.233-239), уравнение (2) преобразуем к виду

где - приращение давления газа (смеси);

m=G2/G1- относительный расход жидкости;

λ1 - относительная скорость газа;

y(λ1) - газодинамическая функция;

- относительная скорость истечения жидкости.

На фиг.2 представлена графическая интерпретация соотношения (3) при условии, что λ1=0,2. Эффект повышения давления , как видно из фиг.2, появляется при расходах жидкости m более 0,1 (10 процентов) и скоростях истечения более 1,5, что на практике соответствует давлениям жидкости более 5 МПа.

Уравнение сохранения энергии для течения, представленного на фиг.1, при условии полного испарения жидкости (сухой пар), имеет вид

из которого определяется минимальная температура газа (1). Изменением удельной теплоемкости газа пренебрегаем.

На фиг.3 показаны минимальные температуры для: воды, керосина, жидкого кислорода, рассчитанные при давлении газа Па.

Способ может быть использован в системах охлаждения элементов газотурбинных двигателей, где требуются высокие давления и низкие температуры хладагентов. Например, для охлаждения тех же лопаток турбины можно отобрать воздух (хладагент) от промежуточной ступени компрессора - повысить с помощью воды (топлива) его давление на 5-10 процентов, и при этом охладить. Возможны и другие варианты применения способа.

1. Способ повышения давления газа, заключающийся в подаче в поток газа, движущийся по каналу, по направлению движения газа - жидкости, находящейся под давлением, отличающийся тем, что массовый расход жидкости составляет более 10% от массового расхода газа, давление жидкости более 5 МПа, температура газа более величины, определяемой соотношением

где Тж - температура жидкости, К;
Ткип - температура кипения жидкости при исходном давлении газа, К;
q - теплота парообразования жидкости, Дж/кг;
сж - удельная теплоемкость жидкости, Дж/(кг·град);
сРг - удельная теплоемкость газа при исходных температуре и давлении газа, Дж/(кг·град);
m - относительный массовый расход жидкости (по отношению к расходу газа).

2. Способ повышения давления газа по п.1, отличающийся тем, что жидкость - керосин.

3. Способ повышения давления газа по п.1, отличающийся тем, что жидкость - вода.

4. Способ повышения давления газа по п.1, отличающийся тем, что жидкость - криогенная жидкость.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к струйной технике. .

Изобретение относится к струйной технике, преимущественно к водоструйным насосам для создания разрежения. .

Изобретение относится к средствам распыливания жидкостей, растворов. .

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к конструкциям пеногенераторов, и может найти применение в системах подслойного тушения пожаров в резервуарах с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ).

Изобретение относится к области теплоэнергетики, в частности к струйным пароводяным подогревателям воды, используемым в системах теплоснабжения, горячего водоснабжения и водоподготовки.

Изобретение относится к струйным насосам, в частности к техническим устройствам жидкостно-газовых эжекторов, в которых индуцируемой средой является струя жидкости, истекающая под давлением из многоствольного активного сопла.

Изобретение относится к гидро-газодинамическому оборудованию, а именно к эжекторным установкам, и может быть использовано в теплоэнергетике, нефтеперерабатывающей, химической промышленности, а также в других отраслях промышленности, где необходимо использовать смешение жидкости и газа.

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может применяться в любых отраслях народного хозяйства для нагревания жидкости паром, вводимым в поток жидкости, это, в частности, системы теплоснабжения, горячего водоснабжения и водоподготовки.

Изобретение относится к авиадвигателестроению. .

Изобретение относится к авиадвигателестроению. .

Изобретение относится к реактивным двигательным установкам и предназначено для применения при полетах летательных аппаратов, преимущественно скоростных самолетов в воздушном пространстве.

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к газотурбинным ДВС, и может быть использовано в различных областях техники как первичный двигатель. .

Изобретение относится к способу и устройству для повышения давления газа, в частности воздуха, поставляемого компрессором на электростанции, с применением бустера.

Изобретение относится к воздушно-реактивным газотурбинным двигателям, преимущественно к двигателям эжекторного типа, и может быть использовано в авиадвигателестроении.

Увеличение силы тяги реактивного двигателя достигается увеличением сопротивления отделяемому телу путем дополнительного сопротивления от взаимодействия с поперечно-вставляемым новым телом в виде столба воздуха вместо отработанного, сформированного поперечно-слоистым наполнением освобождаемого пространства воздухом из окружающего пространства по мере ухода отсеченного отработанного тела. Отличительным моментом предложенной конструкции от цилиндрического роторного механизма, образующего каналы осевого направления, является односторонне закрытый цилиндрический корпус с боковым винтовым окном, рассекающий цилиндр между одним торцовым окном при открытых всех торцевых окнах с противоположной стороны цилиндра. Создаваемая сила тяги сравнима с создаваемым крылом самолета подъемной силы с отличием, что тяга создается в попутном направлении принудительным подводом неподвижной воздушной массы под сопло двигателя, а не приданием движения крылу самолета для пересечении им воздушного пространства. 2 н.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх