Экраноплан

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и, в частности, к экранопланам. Экраноплан имеет фюзеляж, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, силовую установку, взлетно-посадочное устройство. Силовая установка содержит по меньшей мере один двигатель, соединенный с воздушным движителем. Взлетно-посадочное устройство имеет поплавки, соединенные с крылом, и пилон, установленный на фюзеляже перед передней кромкой крыла. На пилоне размещен, по меньшей мере, один воздушный движитель, оснащенный средством отклонения струи газа относительно центроплана. Между кормой фюзеляжа и задней кромкой крыла выполнен редан. Поплавки имеют, по меньшей мере, один боковой редан. Вертикальное оперение выполнено двухкилевым, содержащим форкили и кили. Форкили образованы продолжением соответствующей боковой стенки фюзеляжа. Кормовая часть фюзеляжа выполнена сужающейся в вертикальной плоскости. Верхняя поверхность кормовой части фюзеляжа оснащена люком, соединенным с фюзеляжем с возможностью его перемещения относительно фюзеляжа, и приводом перемещения люка. Изобретение увеличивает габариты перевозимых грузов, а также улучшает условия обслуживания экраноплана и его взлетно-посадочные характеристики. 7 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к летательным аппаратам, использующим при полете динамическую воздушную подушку, а именно к экранопланам.

Известны экранопланы, выполненные по схеме "составное крыло", использующие в качестве взлетно-посадочного устройства поддув воздушными струями под крыло.

В патенте РФ №2286268 на изобретение «Экраноплан», МПК B60V 1/08, дата публикации 27.10.2006 г. [1], представлен экраноплан, содержащий фюзеляж, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, силовую установку, взлетно-посадочное устройство, при этом крыло выполнено составным, включающим центральное крыло - центроплан, и присоединенные к нему консоли, центроплан выполнен с отрицательным поперечным углом установки и с обратной стреловидностью по задней кромке, по концам центроплана установлены поплавки, консоли соединены с центропланом со стороны его задней кромки и установлены под положительным поперечным углом, силовая установка содержит, по меньшей мере, один двигатель, кинематически связанный с соответствующим воздушным движителем, взлетно-посадочное устройство содержит поплавки, соединенные с центропланом, пилон, установленный на фюзеляже перед передней кромкой центроплана, с размещенным на пилоне, по меньшей мере, одним воздушным движителем, оснащенным средством отклонения струи газа относительно центроплана. Представленная в описании изобретения [1] совокупность признаков экраноплана обеспечивает хорошие аэродинамические характеристики, устойчивость и управляемость. Однако представленный в описании изобретения [1] экраноплан выполнен однокилевым, что усложняет погрузку и разгрузку пассажиров и грузов и ограничивает габариты перевозимых грузов.

В патенте РФ №2252175 на изобретение «Многоцелевой самолет-амфибия (МСА)», МПК В64С 35/00, дата публикации 20.05.2005 г. [2], представлен гидросамолет, содержащий фюзеляж, крыло, силовую установку, взлетно-посадочное устройство, горизонтальное оперение и двухкилевое вертикальное оперение, при этом кормовая часть фюзеляжа выполнена сужающейся в вертикальной плоскости и оснащена грузовым люком. Представленная совокупность признаков позволяет выполнять погрузку и выгрузку грузов с габаритами в поперечном сечении, близкими к поперечному сечению кабины фюзеляжа. Однако отклонение створок люка в стороны и их фиксация вдоль килей вертикального оперения при обеспечении поперечного габарита входного люка равным габариту поперечного сечения кабины фюзеляжа приводит к усложнению конструкции. Кроме того, представленный в описании изобретения [2] гидросамолет не может совершать полеты в зоне действия экранного эффекта, что ограничивает его эксплуатационные свойства по сравнению с экранопланом.

Изобретение [1] принято в качестве наиболее близкого аналога.

Решаемой в изобретении задачей является улучшение эксплуатационных характеристик экраноплана. Достигаемый технический результат - увеличение габаритов перевозимых грузов и улучшение условий обслуживания экраноплана. Технический результат состоит также в улучшении взлетно-посадочных характеристик.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Экраноплан, как и в наиболее близком аналоге [1], содержит фюзеляж, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, силовую установку, взлетно-посадочное устройство, силовая установка содержит по меньшей мере один двигатель, соединенный с воздушным движителем, взлетно-посадочное устройство содержит поплавки, соединенные с крылом, и пилон, установленный на фюзеляже перед передней кромкой крыла, на пилоне размещен, по меньшей мере, один воздушный движитель, оснащенный средством отклонения струи газа относительно крыла, но в отличие от наиболее близкого аналога [1] между кормой фюзеляжа и задней кромкой крыла выполнен редан, поплавки выполнены, по меньшей мере, с одним боковым реданом, вертикальное оперение выполнено двухкилевым, содержащим форкили и кили, при этом форкили выполнены как продолжение соответствующей боковой стенки фюзеляжа, кормовая часть фюзеляжа выполнена сужающейся в вертикальной плоскости, верхняя поверхность кормовой части фюзеляжа оснащена люком, соединенным с фюзеляжем с возможностью его перемещения относительно фюзеляжа, и приводом перемещения люка.

Экраноплан характеризуется тем, что на поверхности форкилей выполнены направляющие, взаимодействующие с ответными элементами люка, а на фюзеляже установлен привод, обеспечивающий отклонение люка в вертикльном направлении.

Экраноплан характеризуется тем, что задняя кромка форкилей выполнена вертикальной.

Экраноплан характеризуется тем, что кили вертикального оперения установлены под углом к вертикальной плоскости, проходящей через строительную горизонталь экраноплана.

Экраноплан характеризуется тем, что крыло выполнено составным, образованным из центроплана и присоединенных к нему консолей, центроплан выполнен с отрицательным поперечным углом установки и с обратной стреловидностью по задней кромке, по концам центроплана установлены поплавки, консоли соединены с центропланом со стороны его задней кромки и установлены под положительным поперечным углом установки.

При этом экраноплан характеризуется тем, что центроплан оснащен бесщелевыми двухзвеньевыми закрылками, а подфюзеляжная часть центроплана - двухзвеньевым щитком, при этом каждое из звеньев закрылков и щитка оснащено собственным приводом перемещения.

Экраноплан характеризуется тем, что средство отклонения струи газа относительно крыла выполнено в виде механизма поворота в вертикальной плоскости пилона с установленными на нем двигателями.

Экраноплан характеризуется тем, что он оснащен, по меньшей мере, одним двигателем, соединенным с горизонтальным оперением.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 показан экраноплан при виде в плане.

На фиг.2 показан экраноплан при виде сбоку.

На фиг.3 показан экраноплан при виде спереди.

На фиг.4 показан разрез А-А на фиг.1.

На фиг.5 показан разрез Б-Б на фиг.4.

На фиг.6 показан разрез В-В на фиг.1.

На фиг.7 показан разрез Г-Г на фиг.1.

На фиг.8 показан разрез Д-Д на фиг.1.

Экраноплан устроен следующим образом.

Экраноплан (фиг.1, 2, 3) содержит фюзеляж 1, крыло, вертикальное и горизонтальное 2 оперение, поплавки 3, по меньшей мере, один двигатель 4, соединенный с воздушным движителем, выполненным, например, в виде воздушного винта 5 и расположенный перед крылом. В качестве двигателя 4 могут использоваться авиационные поршневые, турбовинтовые и другие двигатели. На легких экранопланах в качестве двигателя 4 может использоваться автомобильный двигатель.

Горизонтальное оперение 2 установлено выше фюзеляжа 1, например, на вертикальном оперении. Вертикальное оперение выполнено двухкилевым, каждый из которых содержит форкиль 6 и собственно киль 7, оснащенный рулем направления (на фиг. не обозначен). Форкили 6 выполнены как продолжение соответствующей боковой стенки 8 фюзеляжа 1, их задняя кромка может выполняться как стреловидной, имеющей, например, одинаковую стреловидность с задней кромкой килей 7 вертикального оперения (фиг.2), так и перпендикулярной строительной горизонтали (СГФ) фюзеляжа 1 (фиг 4). Кили 7 вертикального оперения могут устанавливаться как вертикально (на фиг. не показано), так и под углом к вертикальной плоскости, проходящей через строительную горизонталь экраноплана (фиг.3).

Фюзеляж 1 в кормовой части 9 выполнен с сохранением постоянной ширины и сужающимся в вертикальной плоскости (фиг.2). Кормовая часть 9 фюзеляжа 1 оснащена люком 10, расположенным на ее верхней поверхности. Люк 10 соединен с фюзеляжем 1 с возможностью его перемещения относительно фюзеляжа 1 посредством привода. Привод перемещения люка 10 содержит силовой привод, выполненный, например, в виде, по меньшей мере, одного гидроцилиндра 11, соединенного с конструкцией фюзеляжа 1, и установленные на форкилях 6 направляющие 12, взаимодействующие с ответным элементом люка 10 (фиг.4).

Направляющая 12 может выполняться в виде расположенного вдоль дуги незамкнутого профиля 13, оснащенного рельсом 14 и т.п. элементом, не выходящим за теоретические обводы форкиля 6. При этом ответный элемент люка 10, взаимодействующий с соответствующей направляющей 12, может выполняться в виде ролика 15 с ребордами 16, охватывающими рельс 14 (фиг.5). В крайних положениях, а именно при закрытом и открытом люке 10, каждая из направляющих 12 и роликов 15 оснащена фиксатором их взаимного положения (на фиг. не показано). Фиксатор может выполняться в виде электромеханизма, например соленоида с выдвижным стержнем, входящим в соосные отверстия на направляющих 12 и в ролике 15 (на фиг. не показано), электрических замков и иным образом.

Люк 10 может выполняться составным, имеющим верхнюю часть, поднимаемую силовым приводом, а также нижнюю часть 17, отклоняемую вниз и служащую аппарелью при погрузо-разгрузочных работах (фиг.4).

Для повышения взлетно-посадочных характеристик и движения в режиме плавания экраноплана между кормой фюзеляжа 1 и задней кромкой крыла выполнен редан 18 (фиг.2, 4), поплавки 3 выполнены, по меньшей мере, с одним боковым реданом 19 (фиг.1, 2). Установленный перед крылом, по меньшей мере, один воздушный движитель оснащен средством наклона струи газа, выполненным, например, в виде соединенного с фюзеляжем 1 пилона 20 с установленным на нем, по меньшей мере, одним двигателем 4, который перемещается посредством привода 21 относительно оси 22 (фиг.6). В качестве воздушного движителя могут использоваться воздушный винт 5, сопло турбореактивного двигателя и другие устройства для перемещения газа (на фиг. не показаны).

Для повышения экономичности в крейсерском режиме экранного полета экраноплан может оснащаться, по меньшей мере, одним двигателем 23, соединенным с горизонтальным оперением 2 (фиг.1…4).

В предпочтительном варианте выполнения экраноплана крыло выполнено составным, состоящим из центроплана 24 и консолей 25, центроплан 24 выполнен с обратной стреловидностью по задней кромке (фиг.1) и с отрицательным поперечным углом установки (поперечным «V» - фиг.3), консоли 25 оснащены элеронами 26 (фиг.1) и могут оснащаться механизацией передней и/или задней кромок (на фиг. не показано), а фюзеляж 1 не выходит за теоретические обводы нижней поверхности профиля центроплана 24 (фиг.3). Центроплан 24 оснащен механизацией задней кромки, выполненной в виде закрылка 27, который в предпочтительном варианте выполнен безщелевым двухзвеньевым. Закрылок 27 может выполняться разделенным по размаху, по меньшей мере, на две секции. Каждое звено безщелевого двухзвеньевого закрылка 27 обладает собственным приводом 28 и 29 (фиг.7). Под фюзеляжем 1 установлен щиток 30, содержащий одинаковое с закрылком 27 количество звеньев, при этом каждое звено, например, двухзвеньевого щитка 30 оснащено собственными приводами 31 и 32 (фиг.8).

Экраноплан работает следующим образом.

При погрузо-разгрузочных работах люк 10 поднят вверх посредством выдвижения тяги гидроцилиндра 11, перемещения соединенного с люком 10 ролика 16 вдоль направляющих 12 и фиксации люка 10 относительно форкилей 6. При выполнении люка 10 из верхней и нижней 17 частей верхняя часть люка 10 поднята, а нижняя часть 17 люка 10 опущена для перемещения по ней грузов. После завершения погрузо-разгрузочных операций люк 10 закрывается и фиксируется в закрытом положении. Экраноплан переводится во взлетную конфигурацию (штрихпунктирные линии на фиг.4, 6, 7, 8). При этом пилон 20 с установленными на нем двигателями 4 поворачивается приводом 21 с обеспечением наклона струи за воздушным движителем, выполненным, например, в виде воздушного винта 5 (Фиг.6).

При выполнении экраноплана в предпочтительном варианте бесщелевые двухзвеньевые закрылки 27 центроплана 24 переводятся во взлетное положение, при котором первое звено приводом 28 отклоняется вниз, а второе звено приводом 29 отклоняется вверх относительно первого звена (фиг.7). Синхронно со звеньями закрылка 27 отклоняются приводами 31 и 32 соответственно первое и второе звено щитка 30 (фиг.8).

Затем пилон 20 вместе с установленными на нем двигателями 4 приводом 21 отклоняется во взлетное положение, включаются двигатели 4, и воздушная струя от движителей, например воздушных винтов 5, направляется под крыло, например, под центроплан 24. При этом создается динамическая воздушная подушка, а отклоненные вверх вторые звеньям закрылка 27 и щитка 30 предотвращают возникновение под центропланом 24 обратных течений, и вытекающая из-под закрылков 27 и щитков 30 воздушная струя создает тягу. Экраноплан начинает движение, сходит с пологого берега в воду и начинает разбег по воде. Наличие боковых реданов 19 на поплавках 3 обеспечивает выход экраноплана с поддувом на режим глиссирования, а редан 18 предотвращает выход экраноплана на неустойчивые режимы глиссирования. Благодаря поддуву экраноплан разгружается и выходит из воды на скорости, при которой аэродинамическая подъемная сила меньше силы веса экраноплана. После выхода из воды гидродинамическое сопротивление уменьшается, и экраноплан движется с ускорением. При достижении крейсерской скорости пилон 20 с установленными на нем двигателями 4 с воздушными движителями, например винтами 5, переводится в крейсерскую конфигурацию, закрылки 27 и щитки 30 убираются (сплошные линии на фиг.6, 7, 8), и экраноплан выполняет крейсерский полет в экранном режиме. После выполнения полета закрылки 27 и щитки 30 переводятся в посадочную конфигурацию, и экраноплан совершает посадку. Для выхода на берег пилон 20 с установленными на нем двигателями 4 поворачивается в посадочное положение, закрылки 27 и щитки 30 переводятся в посадочную конфигурацию, благодаря поддуву экраноплан разгружается и на динамической воздушной подушке выходит на берег.

После остановки экраноплана верхняя часть люка 12 поднимается, нижняя часть 19 опускается и производится разгрузка экраноплана. При проведении профилактических и ремонтных работ, а также при подготовке к следующему рейсу, особенно вдали от базы, может использоваться верхняя поверхность поднятого люка 12 в качестве опоры для установки стремянок, размещения на ней инструментов и оборудования. Это улучшает эксплуатационные свойства экраноплана как в части проведения погрузо-разгрузочных работ, так и в части выполнения обслуживания и ремонта вертикального оперения и двигателя 23, установленного на горизонтальном оперении 2.

Таким образом, заявленная совокупность признаков улучшает эксплуатационные свойства экраноплана как при режиме взлета и посадки, так и при проведении погрузо-разгрузочных работ, технического обслуживания и ремонта экраноплана.

Представленный в описании изобретения уровень раскрытия совокупности существенных признаков достаточен для разработки и изготовления планера экраноплана на специализированных предприятиях с достижением заявленного технического результата.

Перечень позиций к фигурам изобретения «Экраноплан»

1 - фюзеляж;

2 - горизонтальное оперение;

3 - поплавки;

4 - двигатель;

5 - воздушный винт;

6 - форкиль;

7 - киль;

8 - боковая стенка фюзеляжа 1;

9 - кормовая часть фюзеляжа;

10 - люк;

11 - гидроцилиндр;

12 - направляющая;

13 - незамкнутый профиль направляющей 12;

14 - рельс;

15 - ролик;

16 - реборды ролика 15, охватывающие рельс 14;

17 - нижняя часть люка 10;

18 - редан между кормой фюзеляжа 1 и задней кромкой крыла;

19 - боковой редан на поплавке 3;

20 - пилон;

21 - привод пилона 20;

22 - ось поворота пилона 20;

23 - двигатель, установленный на горизонтальном оперении 2;

24 - центроплан составного крыла;

25 - консоли составного крыла;

26 - элероны консолей 25;

27 - бесщелевой двухзвеньевой закрылок центроплана 24;

28 - привод отклонения первого звена закрылка 27 центроплана 24;

29 - привод отклонения второго звена закрылка 27 центроплана 24;

30 - двухзвеньевой щиток;

31 - привод отклонения первого звена щитка 30 центроплана 24;

32 - привод отклонения второго звена щитка 30 центроплана 24.

СГФ - средняя горизонталь фюзеляжа;

ВЛ - ватерлиния.

1. Экраноплан, содержащий фюзеляж, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, силовую установку, взлетно-посадочное устройство, силовая установка содержит по меньшей мере один двигатель, соединенный с воздушным движителем, взлетно-посадочное устройство содержит поплавки, соединенные с крылом, и пилон, установленный на фюзеляже перед передней кромкой крыла, на пилоне размещен, по меньшей мере, один воздушный движитель, оснащенный средством отклонения струи газа относительно центроплана, отличающийся тем, что между кормой фюзеляжа и задней кромкой крыла выполнен редан, поплавки выполнены, по меньшей мере, с одним боковым реданом, вертикальное оперение выполнено двухкилевым, содержащим форкили и кили, при этом форкили образованы продолжением соответствующей боковой стенки фюзеляжа, кормовая часть фюзеляжа выполнена сужающейся в вертикальной плоскости, верхняя поверхность кормовой части фюзеляжа оснащена люком, соединенным с фюзеляжем с возможностью его перемещения относительно фюзеляжа, и приводом перемещения люка.

2. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что на поверхности форкилей выполнены направляющие, взаимодействующие с ответными элементами люка, а на фюзеляже установлен привод, обеспечивающий отклонение люка в вертикальном направлении.

3. Экраноплан по п.1 или 2, отличающийся тем, что задняя кромка форкилей выполнена вертикальной.

4. Экраноплан по п.1 или 2, отличающийся тем, что кили вертикального оперения установлены под углом к вертикальной плоскости, проходящей через строительную горизонталь экраноплана.

5. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что крыло выполнено составным, образованным из центроплана и присоединенных к нему консолей, центроплан выполнен с отрицательным поперечным углом установки и с обратной стреловидностью по задней кромке, по концам центроплана установлены поплавки, консоли соединены с центропланом со стороны его задней кромки и установлены под положительным поперечным углом установки.

6. Экраноплан по п.5, отличающийся тем, что центроплан оснащен безщелевыми двухзвеньевыми закрылками, а подфюзеляжная часть центроплана - двухзвеньевым щитком, при этом каждое из звеньев закрылков и щитка оснащены собственным приводом перемещения.

7. Экраноплан по п.1, или 2, или 5, отличающийся тем, что средство отклонения струи газа относительно центроплана выполнено в виде механизма поворота в вертикальной плоскости пилона с установленными на нем двигателями.

8. Экраноплан по п.1, или 2, или 5, отличающийся тем, что он оснащен, по меньшей мере, одним двигателем, соединенным с горизонтальным оперением.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается создания экранопланов с поддувом. .

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается создания транспортной системы с экранопланом (далее - экранопоездом), экранопоезда и специально спрофилированной поверхности (или направляющей) для такой системы.

Изобретение относится к аппаратам на воздушной подушке и касается создания дополнительной аэродинамической поддержки их корпусов. .

Изобретение относится к экранопланостроению, авиастроению и судостроению, касается профилирования мягких реданированных поплавков, преимущественно для экранопланов.

Изобретение относится к авиастроению, судостроению и к экранопланостроению, касается профилирования нижней части мягкого поплавка с поперечным реданом. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания скоростных судов. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов на подводных крыльях. .

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается создания экранопланов. .

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается создания экранопланов с поддувом. .

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания стабилизирующихся экранопланов. .

Изобретение относится к авиации и касается создания гидросамолетов-экранопланов, совершающих полет вблизи земного грунта

Изобретение относится к универсальным транспортным средствам, способным передвигаться в различных средах. Аэроглиссер-амфибия содержит корпус с кабиной, моторным отсеком, движителем в виде воздушного винта с защитным кольцом, снабженные воздушными нагнетателями надувные поплавки. Контактная поверхность поплавков снабжена защитной оболочкой, установленной с возможностью изгиба по их длине. Корпус выполнен в виде палубы-крыла с малым удлинением, имеющей обратную стреловидность по передней кромке. Задняя часть палубы-крыла имеет отклоняющиеся как вниз, так и вверх закрылки с закрепленными на них выдвижными костылями. При опускании закрылков вниз костыли тормозят аэроглиссер-амфибию о поверхность движения. Внутренний объем палубы-крыла заполнен пенопластом и топливными баками. Достигается обеспечение быстроходности и безопасности с небольшой осадкой при глиссировании, торможение на льду и снегу, увеличение длительности путешествия. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и касается летательных аппаратов, использующих экранный эффект. Гидросамолет с экранным эффектом содержит корпус в виде аэродинамического несущего крыла, содержащего центральную часть с полезным объемом и пассажирскими салонами и грузовыми отсеками, стартово-посадочное устройство, вертикальное оперение, силовые установки, систему управления, второе аэродинамическое крыло, выполненное составным и расположенным над несущим крылом. Гидросамолет выполнен по тандемной схеме, при которой и переднее, и заднее крылья являются несущими. Переднее экранное аэродинамическое несущее крыло выполнено при виде спереди по схеме «обратная чайка», при виде сверху - трапециевидным с малым удлинением и относительно большой хордой, с большой обратной стреловидностью задней кромки, с установленными щитками Стокса, спроектированное по интегральной, ступенчатой, комбинированной схеме. Второе аэродинамическое крыло при виде спереди выполнено плоским с нулевой V-образностью и положительной стреловидностью при виде сверху, смещено назад относительно переднего экранопланного аэродинамического несущего крыла и расположено на высоте, значительно выше корпусов фюзеляжей, на вертикальном оперении, превышающей хорду второго крыла относительно опорной подстилающей поверхности, имеющее положительный угол атаки, с рулями высоты, с крылышками на концах в виде горизонтальных аэродинамических пластин, дополнительно снабжено отъемными частями крыла с элерон-рулями высоты. Стартово-посадочное устройство дополнительно снабжено выпускаемыми и убираемыми в полете гидролыжами. Достигается высокое аэродинамическое качество с уменьшенными затратами энергии при движении аппарата на экранном режиме и одновременно со значительно увеличенной полезной нагрузкой, переносимой аппаратом. 1 з.п. ф-лы, 22 ил., 2 табл.

Группа изобретений относится к авиации и транспортным средствам с воздушной (статической и динамической) разгрузкой, в частности к самостабилизированным экранопланам типов А, В и С. Экраноплан (ЭП) содержит фюзеляж, движитель, несущую плоскость малого удлинения (ПМУ) с концевыми шайбами-поплавками, убираемые переднее и заднее ограждения статической воздушной подушки, средства стабилизации и управления. Несущая ПМУ выполнена в виде центроплана малого удлинения (ЦП), который составлен в продольном направлении по меньшей мере из двух ПМУ - передней ПМУ с носовым щитком и флаперонами и задней ПМУ с флаперонами. Под ЦП образованы в границах его проекции на горизонтальную плоскость - полость статической ВП (СтВП), под передней ПМУ - полость динамической ВП (ДВП), под задней ПМУ - полость статодинамической ВП (СДВП). При комплексном повышении аэродинамических и транспортных характеристик ЭП, включающих создание необходимой подъемной силы (ПС) с помощью зоны повышенного давления между несущей ПМУ и опорной поверхностью, изменяют естественный характер зависимостей величины ПС и положения фокусов несущей ПМУ от угла атаки и высоты полета путем создания в продольном направлении по меньшей мере двух локальных зон образования ПС - передней и задней, с точками их приложения на продольной оси соответственно впереди и сзади центра масс. Достигается повышение безопасности полета и выполнения маневров, увеличение несущей способности и высоты полета в режиме экранного эффекта, уменьшение размеров, улучшение взлетно-посадочных характеристик, амфибийности, расширение функциональности и диапазона эксплуатационных центровок, повышение удобства эксплуатации и технического обслуживания. 3 н. и 35 з.п. ф-лы, 37 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к самостабилизирующимся экранопланам. Самостабилизирующийся экраноплан выполнен по аэродинамической схеме «Утка», содержит фюзеляж, переднее горизонтальное оперение (ПГО), основное кормовое крыло, вертикальное оперение с рулем направления, двигатель с движителем. ПГО выполнено в виде передней (ПНП) и задней (ЗНП) несущих поверхностей, соединенных между собой центральным пилоном. ПНП выполнена в виде крыла со стреловидностью 30…75° по передней кромке и нулевой стреловидностью по задней кромке, а ЗНП выполнена в виде крыла с нулевой стреловидностью по передней кромке и дугообразной задней кромкой отрицательной стреловидности при нулевом угле тангажа, имеющей одинаковое отстояние от горизонтальной плоскости на всем ее протяжении. По положению задняя кромка ПНП в продольном направлении установлена впереди передней кромки ЗНП на расстоянии, а по высоте задняя кромка ПНП ниже передней кромки ЗНП. Достигается улучшение характеристик продольной устойчивости экраноплана при действии ветро-волновых возмущений. 2 ил.

Экраноход // 2545566
Изобретение относится к судостроению и касается судов на воздушной подушке. Экраноход содержит корпус, выполненный водоизмещающим с днищем V-образной формы, центральную лыжу с поперечными реданами, продольные реданы. Продольные реданы установлены в носовой части корпуса. При этом днище дополнительно оборудовано приливами, установленными от бортов к середине. Продольные реданы выполнены полыми и сквозными. Достигается повышение скорости и мореходности. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к летательным аппаратам на воздушной подушке и касается стабилизации полета экраноплана на всех высотах проявления экранного эффекта. Экраноплан содержит силовую установку, оперение, крыло, оснащенное механизацией задней кромки с осью вращения, расположенной вдоль размаха крыла, энергоприводом для перемещения механизации, взлетно-посадочное устройство. Механизация задней кромки крыла содержит закрылок, выполненный с возможностью отклонения энергоприводом относительно оси вращения как вниз, так и вверх. При этом кинематическая связь энергопривода с закрылком содержит упругий элемент. Во время стабилизации полета экраноплана регулируют скорости полета во всем диапазоне высот действия экранного эффекта. При этом при увеличении высоты полета, вплоть до высот со слабым проявлением экранного эффекта, экраноплан разгоняют и одновременно увеличивают первую относительную вогнутость средней линии профиля крыла. При уменьшении высоты полета до высот с сильным проявлением экранного эффекта скорость экраноплана уменьшают и одновременно уменьшают величину второй относительной вогнутости средней линии профиля крыла. Достигается обеспечение выполнения необходимого условия апериодической устойчивости на высотах как сильного, так и слабого проявления экранного эффекта посредством регулирования средней линии профиля крыла. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к морским летательным аппаратам и касается экранопланов, использующихся при поисково-спасательных работах. Спасательный экраноплан является тримаранным судном и содержит три фюзеляжа-корпуса, соединенные между собой прямоугольными крыльями. Центральный фюзеляж-корпус выдвинут вперед. Крайние фюзеляжи-корпуса в хвостовых оконечностях снабжены аппарелями, а палуба снабжена ролинговой дорожкой. Спуско-подъемные устройства для спуска и подъема спасательного подводного аппарата выполнены в виде гидравлического устройства. На экраноплане установлен автоматизированный навигационный комплекс, в состав которого входит модуль гидрометеорологической информации, эхолот, совмещенный индикатор, выполненный в виде электронной картографической навигационной информационной системы, высотомер, выполненный в виде радиовысотомера малых высот с функциями измерителя высоты движения экраноплана и параметров морского волнения. В состав средств поиска входит параметрический гидролокатор, гидролокатор шагового поиска с горизонтальным и вертикальным сканированием, приемопередающие антенны которого размещены в носовой части крайних фюзеляжей-корпусов, гидроакустический параметрический профилограф, размещенный в носовой части среднего фюзеляжа-корпуса. Достигается повышение эксплуатационных характеристик, безопасности и надежности выполнения поисково-спасательных работ на море. 6 ил.

Изобретение относится к конструированиию амфибийных аппаратов с динамическими принципами поддержания. Крыло транспортного средства (ТС) на динамической воздушной подушке снабжено аэродинамическими несущими консолями, установленными в кормовой части боковых скегов с возможностью изменения их V-образности. Наружные оболочки пневмобаллонов выполнены трехсекционными с перегородками в продольном направлении. Пневмобаллоны снабжены по оконечностям поперечными реданами, а в центральной части продольными реданами. Объем боковых скегов составляет не менее двух объемов примыкающих к ним пневмобаллонов. Носовая кромка бокового скега выполнена со смещением в нос от передней кромки крыла на расстояние не менее 0.1 хорды крыла. Суммарный диаметр воздушных винтов составляет не менее трети размаха крыла. Кинематическая система совместного управления поворотом воздушных винтов и закрылка выполнена с возможностью варьирования пропорции углов перекладки винтов и закрылка. Достигаются повышение аэродинамического качества ТС, исключение автоколебательных срывных явлений на пневмобаллонах во всем диапазоне эксплуатируемых скоростей движения, снижение аэродинамического сопротивления пневмобаллонов, уменьшение осадки ТС, повышение эффективности динамической воздушной подушки. 6 ил.

Изобретение относится воздушному и амфибийному транспорту и касается судов на динамической воздушной подушке. Экраноплан содержит крыло малого удлинения, над которым установлены двигатели с воздушными винтами, сопряженными с воздушными каналами гибкого ограждения. Задняя кромка крыла расположена в плоскости, параллельной конструктивной ватерлинии. Двигатели установлены над крылом таким образом, что воздушные винты расположены ниже верхней поверхности крыла. За винтами на крыле выполнены ковшеобразные полости, образующие воздушный канал, соединяющий пространство над крылом перед воздушным винтом с пространством под крылом за воздушным винтом, а также с системой каналов гибкого ограждения крыла, выполненного по его передней кромке и ограниченного спереди предкрылком. Достигаются повышение аэродинамического качества и упрощение конструкции экраноплана. 1 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх