Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования

Изобретение относится к авиационной технике и касается самолетов радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования. Самолет содержит фюзеляж, высокорасположенное крыло, горизонтальное и разнесенное вертикальное оперение, силовую установку и шасси. При этом самолет снабжен развитыми боковыми обтекателями, расположенными на нижней части фюзеляжа под крылом. В обтекателях размещены антенны кругового обзора. Достигается расширение зоны освещения надводной и воздушной обстановки вокруг авианосной группировки, обнаружение низколетящих малозаметных целей, увеличение дальности полета и возможность спасения экипажей в аварийных ситуациях или при поражении самолета средствами противника. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике и касается создания самолетов радиолокационного дозора и наведения как палубного, так наземного базирования.

Известно семейство палубных самолетов радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) Е-2 «Хоукай» [1], которые используются и при наземном базировании, также известен советский проект палубного самолета Як-44Э [2]. Эти самолеты, содержат фюзеляж, складываемые на стоянке палубы консоли крыла, горизонтальное оперение, разнесенное вертикальное оперение, силовую установку из двух турбовинтовых двигателей, вращающийся обтекатель антенны радиотехнического комплекса (РТК) с пилоном, шасси и посадочный гак.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является палубный самолет РЛДН США «Хоукай» E-2D [1], содержащий фюзеляж, складываемые на стоянке палубы назад консоли крыла, горизонтальное оперение, разнесенное вертикальное оперение, силовую установку из двух турбовинтовых двигателей, вращающийся обтекатель антенны радиотехнического комплекса (РТК) с пилоном, шасси и посадочный гак.

Так как в настоящее время наиболее важной задачей самолетов РЛДН является обнаружение низколетящих малозаметных целей на фоне подстилающей поверхности, то недостатком такой схемы самолета, в первую очередь, является сокращение секторов обзора вниз крылом и винтами. Наличие обтекателя антенны РТК над фюзеляжем затрудняет задачу катапультирования всего экипажа, а на небольших самолетах, таких как «Хоукай» Е-2, делает ее невыполнимой. При складывании консолей крыла на наклонных шарнирах назад, из-за небольшого размера центральной части крыла объем баков, находящихся в ней, может оказаться недостаточным для выполнения требований технического задания. Также затруднено обслуживание антенн и оборудования РТК в высокорасположенном на пилоне над фюзеляжем обтекателе в стесненном по высоте ангаре авианесущего корабля.

Технический результат заявляемого решения заключается в расширении зоны освещения надводной и воздушной обстановки вокруг авианосной группировки, обнаружения низколетящих малозаметных целей, увеличение дальности полета и возможности спасения экипажей в аварийных ситуациях или при поражении самолета средствами противника.

Технический результат достигается тем, что самолет, выполненный по схеме «высокоплан» с разнесенным вертикальным оперением, снабжен развитыми боковыми обтекателями, расположенными на нижней части фюзеляжа под крылом, в которых размещены антенны кругового обзора.

Двигатели установлены на крыле с выносом вперед и оси двигателей и оси винтов проходят над крылом.

Стойки основных ног шасси установлены на развитых боковых обтекателях антенн.

Фюзеляж выполнен с носовым и хвостовым обтекателями, в которых размещены дополнительные антенны РТК, улучшающие круговой обзор.

В свободных объемах боковых обтекателей антенн размещаются дополнительные топливные баки.

Таким образом, заявляемый самолет РЛДН палубного и наземного базирования соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники, не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежами, где:

на фиг.1 изображен общий вид самолета РЛДН палубного и наземного базирования, вид сбоку;

на фиг.2 изображен вид сверху самолета РЛДН палубного и наземного базирования, вид сбоку;

на фиг.3 изображен вид спереди самолета РЛДН палубного и наземного базирования.

Самолет РЛДН палубного и наземного базирования (фиг.1) выполнен по схеме «высокоплан» с трапециевидным крылом 1 в плане. На крыле 1 установлены двигатели 2 с выносом вперед и оси двигателей, и оси винтов проходят над крылом. В верхней хвостовой части фюзеляжа 3 расположено горизонтальное оперение 4, на котором закреплено распределенное вертикальное оперение 5. В нижней части фюзеляжа 3 по бокам установлены развитые обтекатели 6 антенн кругового обзора РТК 7, в свободных объемах которых расположены дополнительные топливные баки 8. Основные стойки шасси 9 установлены на развитых боковых обтекателях 6 антенн кругового обзора РТК и убираются в обтекатели 6 (при установке ближе к плоскости симметрии самолета - в фюзеляж 3). В носовом обтекателе 10 фюзеляжа 3 и в обтекателе 11 развитой хвостовой части фюзеляжа 3 размещены дополнительные антенны РТК 12 и 13.

Установленные по бокам фюзеляжа антенны кругового обзора 6 РТК совместно с дополнительной антенной 12 РТК в носовой части фюзеляжа 3 и дополнительной антенной 13 РТК в хвостовой части фюзеляжа 3 образуют общую круговую диаграмму обзора РТК самолета РЛДН палубного и наземного базирования. На верхней поверхности фюзеляжа выполнены люки 14 для катапультирования всего экипажа.

Установка антенн кругового обзора РТК в развитых боковых обтекателях в нижней части фюзеляжа под крылом и дополнительных антенн РТК в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, а также установка двигателей на крыле с выносом вперед позволили получить беспрепятственную круговую диаграмму обзора в сторону вниз, ограниченную только техническими возможностями антенн, применяемых на самолете, и круговую диаграмму обзора в сторону вверх с частичным перекрытием на краях консолями крыла, оперением и винтами.

Технико-экономическая эффективность выражается в расширении зоны освещения надводной и воздушной обстановки вокруг авианосной группировки, обнаружения низколетящих малозаметных целей, увеличения дальности полета и возможности спасения экипажей в аварийных ситуациях или при поражении самолета средствами противника.

Таким образом, совокупность существенных признаков самолета РЛДН для палубного и наземного базирования обеспечивает беспрепятственный круговой обзор в сторону вниз, достаточный круговой обзор в сторону вверх, возможность беспрепятственного катапультирования всего экипажа, снабжение дополнительными топливными баками в свободных объемах развитых боковых обтекателей антенн и легкий доступ в обтекатели антенн РТК.

Предлагаемое изобретение можно реализовать по существующим технологиям из применяемых в самолетостроении материалов, так и существующего уровня развития антенно-фидерных устройств и производства аппаратуры.

Источники информации

1. FLIGHT. №5 - 11 февраль 2008 г. стр.28-29.

2. http://www.airwar.ru/enc/spy/yak44.html.

1. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования, содержащий фюзеляж, высокорасположенное крыло, горизонтальное и разнесенное вертикальное оперение, силовую установку и шасси, отличающийся тем, что он снабжен развитыми боковыми обтекателями, расположенными на нижней части фюзеляжа под крылом, в которых размещены антенны кругового обзора.

2. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования по п.1, отличающийся тем, что двигатели установлены на крыле с выносом вперед, и оси двигателей и оси винтов проходят над крылом.

3. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования по п.1, отличающийся тем, что основные стойки шасси установлены на развитых боковых обтекателях.

4. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования по п.1, отличающийся тем, что фюзеляж выполнен с носовым и хвостовым обтекателями, в которых размещены дополнительные антенны, обеспечивающие общую круговую диаграмму обзора.

5. Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования по п.1, отличающийся тем, что в свободных отсеках развитых боковых обтекателей расположены дополнительные топливные баки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной радиолокации. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения корабельного базирования состоит из фюзеляжа, переднего крыла обратной стреловидности и заднего крыла нормальной стреловидности, расположенных в верхней части фюзеляжа и отклоненных вверх, двигательной установки и радиолокатора с носовой и боковыми активными фазированными антенными решетками.

Изобретение относится к конструктивным элементам фюзеляжа летательного аппарата. Обтекатель антенны, установленный на самолете, содержит радиопрозрачную переднюю и металлическую заднюю части, обшивку, подкрепленную силовым набором.

Изобретение относится к фазированным антенным решеткам, при этом функция формирования диаграммы направленности в пределах фазированной решетки упрощена разделением ее на две стадии, среди которых стадия подрешетки относится к постоянному или нечасто изменяемому набору перекрывающихся подрешеток, а основная стадия обеспечивает реконфигурирование главной схемы в виде многочисленных реконфигурируемых сфокусированных лучей в пределах определенной области покрытия.

Изобретение относится к форменным стержневым трансформируемым конструкциям и может быть использовано в составе крупногабаритного (напр., параболического) рефлектора космической антенны.

Изобретение относится к области микросистемной техники и может быть использовано при создании микросистемных устройств управления и/или сканирования малогабаритной антенной или оптической отражающей поверхностью (зеркала) на основе подвижных термомеханических микроактюаторов, обеспечивающих преобразование «электрический сигнал - перемещение» и/или «изменение температуры - перемещение».

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в конструкциях обтекателей антенн. .

Изобретение относится к космической технике, в частности к развертываемым рефлекторам космических антенн, выполненных на основе крупногабаритных стержневых конструкций.

Изобретение относится к антенным системам для GNSS и GPS применений и, в частности, к микрополосковым антеннам (МПА), позволяющим уменьшить эффект многолучевого приема сигналов.

Изобретение относится к конструкции наружных элементов фюзеляжа летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области радиотехники и предназначено для работы на длинных и сверхдлинных волнах. .

Изобретение относится к электрической силовой установке беспилотного летательного аппарата. Установка содержит маршевый электродвигатель, на оси которого жестко закреплен маршевый толкающий воздушный винт, баллон с водородом с закрепленным на нем редуктором, батарея топливных элементов, систему управления маршевым электродвигателем, контроллер батареи топливных элементов, стартовый электродвигатель, стартовый воздушный винт, контроллер стартового электродвигателя, гондолу.

Изобретение относится к области малогабаритных беспилотных авиационных систем самолетного типа, предназначенных для воздушного наблюдения и разведки с возможностью передачи информации, получаемой бортовыми датчиками беспилотного летательного аппарата, на наземную станцию управления в реальном масштабе времени.

Изобретение относится к воздушным судам. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к способу управления беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) и беспилотным авиационным комплексам (БАК). .

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке малоразмерных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различного назначения.

Изобретение относится к системам наблюдения за местностью. .

Махолет // 2412084
Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к авиационно-космической технике, а именно к беспилотным летательным аппаратам. .

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к области авиационной радиолокации. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения корабельного базирования состоит из фюзеляжа, переднего крыла обратной стреловидности и заднего крыла нормальной стреловидности, расположенных в верхней части фюзеляжа и отклоненных вверх, двигательной установки и радиолокатора с носовой и боковыми активными фазированными антенными решетками.
Наверх