Способ функционирования промышленной системы

Настоящее изобретение относится к способу функционирования промышленной системы, а также к промышленной системе для осуществления способа. Технический результат заключается в обеспечении эффективной эксплуатации системы путем предупреждения ошибочных действий пользователя. Система включает в себя, по меньшей мере, одну линию (1, 2, 3, 4), причем каждая линия (1, 2, 3, 4) включает в себя, по меньшей мере, одну машину (10, 12, 14, 16), причем каждая машина (10, 12, 14, 16) включает в себя, по меньшей мере, один компонент (110, 112, 114, 116), с этапами регистрации параметров состояния каждого компонента (110, 112, 114, 116), каждой машины (10, 12, 14, 16) и каждой линии (1, 2, 3, 4), передачи этих параметров состояния на, по меньшей мере, одно пользовательское устройство и отображения параметров состояния с помощью, по меньшей мере, одного пользовательского устройства. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Область техники

Настоящее изобретение относится к способу функционирования промышленной системы, к промышленной системе для осуществления способа в соответствии с изобретением и компьютерной программе с программным кодом, предназначенным для осуществления всех этапов способа в соответствии с изобретением.

Уровень техники

Промышленные системы в значении настоящего изобретения, как правило, охватывают все возможные области производства машин и промышленного оборудования. В частности, они охватывают производственное оборудование, а также оборудование для других отраслей машиностроения, таких как фасовочно-упаковочное оборудование, в частности для розлива напитков в бутылки.

Далее, в качестве примера промышленной системы рассматриваются только разливочные установки, однако настоящее изобретение применимо также и ко всем остальным типам промышленных систем.

Промышленные системы, в частности разливочные установки, группируются в так называемые линии, причем каждая линия производит определенный конечный продукт, например, бутылку определенного размера, заполненную определенным напитком.

В рамках промышленной системы может предусматриваться несколько параллельно функционирующих линий.

Каждая линия, в свою очередь, включает в себя, как правило, несколько машин, причем каждая машина выполняет определенный рабочий этап в ходе производства конечного продукта. Такими этапами могут являться, например, компоновка, мойка, транспортировка, наполнение, укупорка и этикетировка бутылок.

Каждая машина, в свою очередь, как правило, имеет несколько взаимодействующих компонентов, предназначенных для выполнения соответствующего рабочего этапа машины.

Из уровня техники известны различные возможности контроля за производством конечного продукта и управления им. Для этого в каждой машине предусмотрены устройства управления, с помощью которых можно контролировать параметры состояния соответствующей машины и управлять машиной.

Поэтому, как правило, для каждой машины требуется одно обслуживающее лицо, которое контролирует эксплуатацию машины и выполняет ввод данных в машины.

Центральным элементом контроля или эксплуатации машины является возможность как можно более быстрого распознавания возникающих ошибок и их классификация. Так как работоспособность всей линии реализуется только в том случае, когда функционируют все машины линии, остановка всего лишь одной машины означает, что линия в целом больше не работоспособна.

Критические ошибки также могут приводить к повреждению машины.

Таким образом, представляется целесообразным как можно более быстро распознавать, классифицировать и быть в состоянии устранить возникающие в машине ошибки.

Уровень техники, как правило, предусматривает, что на каждой машине размещен предупреждающий элемент, например, постоянно светящаяся лампа, которая в случае ошибки выдает предупреждение. Находящееся рядом или вблизи машины лицо при этом должно быстро подойти к машине, классифицировать ошибку и принять соответствующее решение о дальнейших действиях.

При этом недостатком является то, что для эффективного контроля и управления одной или несколькими линиями требуется несколько человек обслуживающего персонала. В противном случае это может приводить к тому, что из-за зачастую больших расстояний в пределах промышленной системы проходит много времени до того, когда можно приступить к классификации ошибки. Также обслуживающий персонал различных машин, как правило, имеет различную квалификацию, поэтому может возникнуть случай, когда обслуживающему лицу необходимо классифицировать ошибку, которая не соответствует его конкретной квалификации.

Кроме того, нет единого мнения относительно того, сколько человек обслуживающего персонала должно регистрировать одну возникающую ошибку. Как правило, все лица обслуживающего персонала, которые заметили предупреждение, направляются к соответствующей машине так, что возникает состояние избыточного обслуживания.

Даже в том случае, когда только одно обслуживающее лицо может направиться к соответствующей машине со сбоем и классифицировать ошибку, ему часто не хватает соответствующей квалификации или инструмента для устранения ошибки. Кроме того, часто обслуживающему лицу не хватает полномочий, чтобы принять решение о дальнейших действиях, поэтому сначала приходится согласовывать их с вышестоящим руководством перед тем, как, например, остановить работу какой-либо линии.

Часто в ходе согласования между обслуживающим персоналом или с вышестоящим руководством возникают недоразумения, так как не все лица обладают одинаково достоверной информацией. Таким образом, существует потребность в способе функционирования промышленной системы, обеспечивающем ее эффективную эксплуатацию.

Сущность изобретения

В соответствии с изобретением предлагается способ функционирования промышленной системы по п.1, промышленная система по п.12 и компьютерная программа по п.14.

Способ функционирования промышленной системы, причем система включает в себя, по меньшей мере, одну линию, причем каждая линия включает в себя, по меньшей мере, одну машину и причем каждая машина включает в себя, по меньшей мере, один компонент, имеет этапы регистрации параметров состояния каждого компонента, каждой машины и каждой линии, передачи параметров состояния, по меньшей мере, одному пользовательскому устройству и отображение параметров состояния с помощью, по меньшей мере, одного пользовательского устройства.

Так как до сих пор параметры состояния машины регистрировались только на уровне машин и отображались на конкретном, соответствующем машине пользовательском устройстве, способ в соответствии с изобретением предусматривает регистрацию параметров состояния на уровне линий или при наличии нескольких линий на уровне системы и передачу их на, по меньшей мере, одно, а предпочтительно несколько или даже на все пользовательские устройства. Тем самым обеспечивается независимый от местоположения доступ к параметрам состояния всех линий, машин и компонентов, что создает основу для оперативного контроля и принятия решений обслуживающим персоналом.

Как правило, предусматривается предоставления комплексных параметров состояния для линий, машин и компонентов.

Чтобы упростить навигацию внутри множества параметров состояния, предусмотрено упорядочивать параметры состояния в виде древовидной структуры, причем параметры состояния каждого компонента сопоставлены с машиной, которая включает в себя соответствующие компоненты, а параметры состояния каждой машины сопоставлены с линией, которая включает в себя соответствующие машины, а параметры состояния каждой линии равноупорядочены с параметрами состояния каждой дополнительной линии.

Альтернативно может быть предусмотрено, что параметры состояния каждой линии сопоставлены со всей системой в целом, которая включает в себя линии.

В целом, навигация в пределах древовидной структуры осуществляется на трех уровнях. Причем уровень 1 образует линии, уровень 2 - подчиненные уровню линии машины, а уровень 3 - подчиненные уровню машин компоненты.

Таким образом, прежде всего, может быть предусмотрено, что навигация организована в соответствии с логикой древовидной структуры 3, т.е. при выборе линии пользователю отображаются все машины линии на подчиненном уровне машин, а при последующем выборе определенной машины пользователю отображаются все компоненты выбранной машины на уровне компонентов. Чтобы облегчить навигацию, может быть дополнительно предусмотрена возможность навигации пользователя в пределах уровня, т.е. «по горизонтали» в пределах древовидной структуры.

Таким образом можно предусмотреть, что при выборе пользователем определенного параметра состояния какой-либо машины можно по горизонтали перейти к следующей машине линии, и будет отображен непосредственно параметр состояния этой следующей машины без необходимости навигации через вышестоящий уровень линий.

Также может быть предусмотрено, что параметры состояния сопоставлены с определенными тематическими разделами и соответственно сгруппированы. В зависимости от раздела и уровня древовидной структуры, на которой находится пользователь в процессе отображения, выдаются конкретные параметры состояния, отображаемые пользователю.

Например, в разделе «Обзор» на уровне линий может быть предложен обзор машин линии с возможностью выбора машины и таким образом доступ к уровню машин.

Соответственно на уровне машин может быть представлен обзор компонент соответствующей машины с возможностью выбора конкретного компонента и таким образом доступ к уровню компонентов.

Также может быть предусмотрен раздел «Программы». Под программой понимается соответственно автоматизированный процесс рабочих этапов машины или компонента.

В одном из вариантов осуществления изобретения может быть предусмотрено, что способ имеет следующий этап получения входных данных для определенного компонента, определенной машины или определенной линии каждого пользовательского устройства и шаг передачи входных данных на соответствующий определенный компонент, который имеет соответствующая определенная машина или соответствующая определенная линия.

Таким образом не только реализуется возможность контроля за всей линией или линиями для каждого пользовательского устройства, но и возможность управления с помощью каждого пользовательского устройства каждой линией, машиной или компонентом.

В разделе «Программы» на уровне машин может отображаться выбор программ и пошаговое отображение отдельных рабочих этапов. С помощью выбора программ пользователь может осуществлять такие функции, как холостой пробег, пробный пробег, вывод бутылок для лабораторных анализов, продувка, промывка, перемещение сервоосей и перевод машины в исходное положение. На уровне компонентов пользователю соответственно предлагается пошаговое отображение компонентов с выбором программы для функций, относящихся к конкретному компоненту, например, продувка или промывка компонента.

Также может быть предусмотрено, что для пользователя в разделе «Параметры» на уровне линий отображаются базовые параметры линии, такие как, например, скорость конвейера. На уровне машин также может быть предусмотрено отображение таких параметров машины, как, например, скорость. Также на уровне машин может быть предусмотрено, что пользователь может непосредственно воздействовать на производительность машины, например, с помощью ступеней скорости, которые могут быть запрограммированы заранее. На уровне компонентов тоже может быть предусмотрено, что отображаются изменяемые параметры и/или заданные значения соответствующего компонента и на них можно воздействовать.

В разделе «Технологическая схема» на уровне машин может быть предусмотрено, что отображается технологическая схема соответствующей машины, а на уровне компонентов отображается относящийся к соответствующему компоненту участок технологической схемы машины.

В разделе «Аналоговые значения» на уровне машин и уровне компонентов может быть предусмотрено, что отображаются все аналоговые значения машины или документов.

Также в разделе «Сообщения» может быть предусмотрено, что на уровне линий отображаются сообщения, относящиеся к соответствующей линии. Соответственно также может быть предусмотрено, что на уровне машин и на уровне компонентов отображаются сообщения, относящиеся к соответствующей машине или компоненту.

В разделе «Сорт» может быть предусмотрено, что для пользователя на уровне линий отображается просмотр изготовленного на настоящий момент конечного продукта или в случае линии разливочной установки разлитого на настоящий момент конечного продукта.

Также может быть предусмотрено, что пользователь может устанавливать на уровне линий желаемый сорт для розлива, т.е. предлагается управление сортом.

На уровне машин может быть предусмотрено, что отображается только что разлитый сорт, и может быть изменен или установлен сорт, который необходимо разлить. Также может быть предусмотрено, что можно выбирать редактор ассортимента, в котором можно создавать новые сорта для выбора на уровне машин и/или уровне линий. Также может быть предусмотрено, что существует функция для загрузки сортов с дополнительного вычислительного устройства.

Может быть предусмотрено, что для возможности использования пользовательского устройства пользователь должен зарегистрироваться на нем. Для каждого пользователя создается определенный профиль, содержащий различные данные о пользователе. К таким данным можно отнести квалификацию пользователя, служебное положение на предприятии и сферу компетенции, определяющее степень воздействия пользователя на линии, машины и компоненты.

Соответственно может быть предусмотрено, что отображение параметров состояния зависит от профиля пользователя, т.е. осуществляется автоматизированный выбор или ограничение отображаемых параметров состояния. Также может быть ограничен тип входных данных, т.е. пользователь может осуществлять ввод только определенных данных в зависимости от конкретной компетенции и служебного положения.

Соответственно может быть предусмотрено, что в разделе «Персонал» на уровне линий отображается обзор всего приписанного к соответствующей линии персонала. Соответственно может быть предусмотрено, что на уровне машин отображаются весь персонал или пользователи, которые зарегистрировались на пользовательской устройстве машины или приписаны к машине другим способом.

В разделе «Обслуживание/сервис» на уровне линий может быть представлен обзор запланированных или возможных обслуживающих операций или вызвана история уже выполненных обслуживающих операций. Также на уровне машин может вызываться история обслуживания или установленные интервалы обслуживания, общие технические данные машины и т.п. Также может быть предусмотрено, что существует возможность ввода старта процедуры обслуживания соответствующей машины.

Также может быть предусмотрено, что пользовательские устройства могут обмениваться информацией друг с другом. Разумеется, также может быть предусмотрено, что с помощью пользовательского устройства можно устанавливать контакт с внешними службами или фирмами либо через Интернет, либо через традиционную телефонную связь.

Так на уровне машин непосредственно в разделе «Обслуживание/сервис» может быть предусмотрена возможность установления контакта с определенной сервисной командой или определенной внешней организацией и поручения ей обслуживания определенной машины.

На уровне компонентов в разделе «Обслуживание/сервис» также может быть предусмотрен вызов технических характеристик или данных соответствующего агрегата, а также история обслуживания и предусмотренные интервалы обслуживания. Также может отображаться информация и варианты заказа запасных частей соответствующих компонентов.

Кроме того, в разделе «Ошибки» на уровне линий может вызываться обзор имеющихся на настоящий момент ошибок или история предыдущих сообщений об ошибках. На уровне машин также можно вызывать доступ к истории сообщений об ошибках. Также может быть предусмотрено, что можно вызвать вид в плане соответствующей машины. Разумеется, также можно предусмотреть, что может отображаться причина ошибки для ошибки на соответствующей машине, а также существует непосредственная возможность поручить другим пользователям устранить ошибку. Для них в свою очередь можно предусмотреть, что прием задания на устранение ошибки можно подтвердить с помощью их пользовательских устройств на уровне машин.

Как изложено выше, может быть предусмотрено, что некоторые из этих возможностей отображения или ввода, в частности, поручение об устранении ошибки другим пользователям, доступно только пользователям с соответствующим профилем, например, пользователям с соответствующей должностью в иерархии организации, эксплуатирующей всю систему целиком.

Также на уровне компонентов в разделе «Ошибки» может быть предусмотрено, что отображается причина ошибки. При этом может быть предусмотрено, что одновременно отображается фотография, изображение или чертеж вызвавшего ошибку компонента. На уровне компонентов разумеется может быть предусмотрено, что выдается история сообщений об ошибках, а также может предлагаться возможность выдавать или подтверждать поручения об устранении ошибки.

Также может быть предусмотрено, что определенные сообщения об ошибках отображаются только пользователям с соответствующим профилем. Так, уже автоматически может быть выполнено ограничение, чтобы сообщения об ошибках получали только те пользователи, для которых эти сообщения об ошибках могут представлять интерес или относиться к ним. В одном из вариантов осуществления изобретения отображение сообщений об ошибках реализовано так, что сообщения об ошибках, как правило, отображаются независимо от текущих ограничений отображения. Так, могут отображаться также сообщения об ошибках какой-либо машины даже в том случае, если в этот момент с помощью пользовательского устройства отображается другая машина или другая линия или не принадлежащий к вызвавшей ошибку машине компонент.

Поскольку может возникнуть случай, когда несколько пользователей выполняют ввод для одной и той же машины, линии или компонента, чтобы, например, отреагировать на сообщение об ошибке, может быть предусмотрено, что в зависимости от профиля передаются данные ввода только единственного пользователя. Так, например, в профиле каждого пользователя может быть сохранено значение приоритета вводимых им данных, и в случае конфликта передаются только данные ввода пользователя с наивысшим приоритетом.

Также, как правило, может быть предусмотрено, что ограничение отображения параметров состояния и данных ввода происходит автоматически в зависимости от пространственного положения соответствующего пользовательского устройства относительно, по меньшей мере, одной линии, по меньшей мере, одной машины и/или, по меньшей мере, одного компонента.

Таким образом может осуществляться автоматическая навигация по древовидной структуре. В принципе, пользовательские устройства могут быть стационарными, однако могут быть предусмотрены также мобильные терминалы. Для мобильных пользовательских устройств или терминалов может быть предусмотрена беспроводная сеть в промышленной системе в соответствии с изобретением, с помощью которой передаются параметра состояния или данные ввода. В качестве беспроводной сети можно выбрать беспроводную ЛВС, а также сеть на основании технологии Bluetooth или любой другой подходящий вариант передачи данных.

Пространственное расположение, по меньшей мере, одной линии, по меньшей мере, одной машины или, по меньшей мере, одного компонента может быть сохранено с помощью фиксированных значений или определено с помощью подходящего передатчика или нескольких приемников в беспроводной сети. В принципе, возможно также определение положения с помощью системы GPS.

Таким же образом осуществляются определения положения мобильных пользовательских устройств. На основании соответствующих параметров положения возможно корректировать пространственное положение линий, машин и компонентов по отношению к положению мобильного пользовательского устройства. При необходимости такая коррекция может осуществляться на дополнительном внешнем вычислительном устройстве.

В этом случае может быть предусмотрено, что на пользовательском устройстве всегда отображаются те линии, машины или компоненты, которые расположены в пространстве ближе всего к пользовательскому устройству. Таким образом можно избежать, например, того, что в процессе технического обхода пользователь постоянно должен вручную изменять отображение.

В принципе может быть предусмотрено, что пользовательское устройство имеет приспособления для внешнего отображения. Например, может быть предусмотрено, что в мобильное пользовательское устройство встроен видеопроектор, с помощью которого на стену или другую ровную поверхность проецируется отображение. Таким образом несколько лиц могут легко рассмотреть изображение на мобильном пользовательском устройстве.

Также может быть предусмотрено, что на мобильном пользовательском устройстве, а также на стационарном пользовательском устройстве осуществляется навигация при помощи выбора языка.

Кроме того, может быть предусмотрено, что с помощью мобильного пользовательского устройства можно выполнять и пересылать снимки дефектной машины или компонента.

Кроме того, может быть предусмотрено, что мобильное пользовательское устройство имеет сканер штрихового кода или сканер для двухмерного кода. На линии, машины и компоненты соответственно могут быть нанесены двухмерные коды так, что навигация в отображение осуществляется при сканировании кода с помощью пользовательского устройства. Также могут использоваться метки радиочастотной идентификации с помощью соответствующей или подходящей системы считывания и записи.

Наконец может быть предусмотрено, что могут выполняться экранные снимки отображения стационарного или мобильного устройства.

Настоящее изобретение относится также к компьютерной программе с программным кодом для осуществления всех этапов описанного способа, когда компьютерная программа выполняется на компьютере или соответствующем вычислительном устройстве, в частности, в промышленной системе в соответствии с изобретением.

Компьютерная программа может быть сохранена на считываемом компьютером носителе данных.

Настоящее описание распространяется также на программный продукт с программным кодом, сохраненный на считываемом компьютером носителе данных, предназначенном для осуществления всех этапов описанного способа, когда компьютерная программа выполняется на компьютере или соответствующем вычислительном устройстве, в частности, в промышленной системе в соответствии с изобретением.

Другие преимущества и варианты осуществления изобретения очевидны из описания и прилагаемых чертежей.

Разумеется, можно использовать вышеназванные и нижеописанные более подробно признаки не только в описанной комбинации, но и в других комбинациях или отдельно, не выходя из рамок настоящего изобретения.

Изобретение схематически представлено на чертеже на основании примера осуществления и ниже подробно описывается со ссылкой на чертеж.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 приведено абстрактное изображение промышленной системы.

На фиг.2 изображена блок-схема, описывающая навигацию в отображении промышленной системы, изображенной на фиг.1.

На фиг.3 изображена блок-схема, описывающая отображение сообщения об ошибке.

На фиг.4 изображена блок-схема, которая может выполняться при приближении мобильного пользовательского устройства к стационарному пользовательскому устройству.

На фиг.5 изображена блок-схема, описывающая передачу управления линией, машиной или компонентом.

Подробное описание изобретения

На фиг.1 приведено абстрактное изображение связей в отображении промышленной системы. Промышленная система в варианте осуществления изобретения, изображенном на фиг.1, имеет четыре линии 1, 2, 3, 4. Линия 1, в свою очередь, включает в себя четыре машины 10, 12, 14, 16. В случае линии 1 может идти речь о линии для розлива напитков в бутылки, причем каждая машина выполняет соответствующий рабочий этап в рамках линии, а именно промывку и упорядочивание бутылок, наполнение, закупорку и этикетирование бутылок.

Машина 10, в свою очередь, включает четыре компонента 110, 112, 114, 116.

Разумеется также и линии 2, 3, 4, а также машины 12, 14, 16 соответственно включают несколько машин или компонентов, однако ради сохранения наглядности они не изображены на фигуре.

Отображение упорядочено в виде древовидной структуры параметров состояния. Кроме того, в соответствии с изобретением отображаются не только параметры состояния для определенной машины, но и параметры состояния всех машин всех линий. Тем самым можно в отображении переходить между соответствующими линиями 1, 2, 3, 4 и осуществлять навигацию внутри линий 1, 2, 3, 4. Таким образом на одном пользовательском устройстве можно вызывать все параметры промышленной системы.

На фиг.2 изображена блок-схема, описывающая возможную навигацию в отображении.

Начиная с исходной точки А сначала выбирают линию 1. В принципе, конечно возможно также выбрать любую другую из линий 2, 3, 4 и на уровне линий переходить между различными линиями.

Для линии 1 существует возможность на этапе 301 выбрать конкретную машину линии 1. Если выбора не происходит, отображение не изменяется, если выбор происходит, например машины 10, то отображение ограничивается машиной 10.

В этом случае существует возможность на этапе 302 выбрать какой-либо компонент машины 10. Если такого выбора не происходит, то на этапе 303 можно выбрать другую машину. Таким образом можно перемещаться по горизонтали на уровне машин без необходимости навигации через вышестоящий уровень линий. Если выбирается другая машина, то с точки В начинается новый опрос.

Если другая машина не выбирается, то существует возможность на этапе 304 перейти обратно на подчиненный уровень линий, после чего в точке А снова начинается опрос.

Если выбора не происходит, то отображение не изменяется. Опрос начинается снова в точке В.

Если на этапе 302 выбирают компонент 110, подчиненный машине 10, то отображение переходит на уровень компонентов.

В принципе на этапе 305 может выбираться другой компонент так, что возможно также горизонтальное перемещение на уровне компонентов без необходимости навигации через уровень машин или уровень линий.

Если на этапе 305 выбор не сделан, то на этапе 306 можно перейти обратно на уровень машин. Если сделан такой выбор, то продолжается опрос с точки В для соответствующей машины 10, включающей в себя компонент 110.

Если на этапе 306 выбор не сделан, то на этапе 307 на уровне линий можно перейти обратно непосредственно на линию 1, включающую в себя машину 10, которая включает в себя компонент 110. Затем продолжается опрос с точки А.

Если же этот выбор также не сделан, то опрос продолжается с точки С, и отображение не изменяется.

На фиг.3 изображена блок-схема, описывающая предпочтительную обработку сообщений об ошибках в отображении.

Если в точке Х в пользовательское устройство вводится сообщение об ошибке, то на этапе 401 сначала определяют, относится ли это сообщение об ошибке к текущей выбранной для отображения линии. Если к выбранной линии это не имеет отношения, то не предпринимается никаких действий, и опрос начинается снова.

Разумеется, в модифицированном варианте осуществления может быть также предусмотрено, что вместо игнорирования сообщения об ошибке происходит выделение в отображении, которое показывает, что сообщение об ошибке относится к другой линии.

Если речь идет о выбранной линии, то на этапах 402, 403, 404, 405, 406 определяют, относится ли сообщение к текущему выбранному объекту, т.е. текущей выбранной машине или компоненту или к подчиненному, вышестоящему, равноправному или к подчиненному объекту равноправного объекта.

Поэтому в отображении предусмотрена строка состояния, которая помогает определить текущее положение в древовидной структуре отображения. При этом в строке состояния с помощью иконки отображается текущая выбранная линия, с помощью другой иконки текущая выбранная машина и с помощью третьей иконки текущий выбранный компонент. На уровне линий отображается соответствующая иконка для линии. Если выбрать определенную машину, то кроме соответствующей иконки для линий отображается иконка для выбранной машины. При выборе компонента добавляется третья иконка, представляющая выбранный компонент.

С помощью этих иконок можно осуществлять навигацию в отображении. Так, например, при выборе соответствующей иконки для линии можно перейти обратно на уровень линий. В качестве примера может быть предусмотрено, что пользовательское устройство имеет сенсорный экран, обеспечивающий простоту выбора иконок.

После того как на этапах 402, 403, 404, 405, 406 определено, к какому объекту или какой машине или компоненту относится данное сообщение об ошибке, происходит выделение этапов 407, 408, 409, 410, 411, 412, соответствующих иконке в строке состояния. Если затем выбирается соответствующая выделенная иконка, меняется и соответствующее выделение. Таким образом при выборе пользователь может пользоваться только выделениями, чтобы перейти в древовидной структуре к объекту, связанному с сообщением об ошибке, т.е. машине или компоненту.

Таким образом, пользователю не нужно самостоятельно ориентироваться в древовидной структуре, что обеспечивает надежную навигацию, в особенности в стрессовых ситуациях.

На фиг.4 изображена блок-схема, представляющая одно из возможных решений конфликтной ситуации, при которой пользователь с мобильным пользовательским устройством приближается к машине, которая также имеет стационарное пользовательское устройство.

Для стационарного пользовательского устройства при этом используется термин «панель».

При приближении пользователя мобильного пользовательского устройства к машине, имеющей панель, на этапе 401 можно установить, использует ли уже какой-либо пользователь данную панель с целью контроля и управления соответствующей машиной. Если это так, то предусмотрено, что смены панели и функций контроля машины не происходит.

Разумеется, альтернативно может быть предусмотрено, что согласовываются профили пользователей, и пользователю, которому в рамках его профиля присвоен более высокий приоритет, передается управление панелью и машиной.

Если на панели нет зарегистрировавшихся пользователей, на этапе 402 проверяется, назначена ли панель долговременно определенной машине. Если это не так, то на панели отображается текущее отображение мобильного пользовательского устройства. Таким образом пользователь может использовать панель, которая, как правило, имеет более крупные и удобные элементы отображения и управления.

Если панель жестко назначена определенной машине, на этапе 403 проверяют, соответствует ли текущая выбранная на мобильном пользовательском устройстве машина этой жестко назначенной машине. Если это так, то текущее отображение мобильного пользовательского устройства отображается на панели, и пользователь может использовать панель с удобными элементами управления для дальнейшего обслуживания. Если это не так, то на панели отображается обзор машин, которые автоматически настраиваются на профиль пользователя так, что пользователь может вызывать только те параметры состояния и вводить те данные, которые ему назначены в его профиле.

Таким образом реализуется удобная автоматизированная передача управления на стационарные пользовательские устройства, когда пользователь с мобильным пользовательским устройством перемещается в промышленной системе и приближается к стационарному пользовательскому устройству.

На фиг.5 изображена блок-схема, описывающая вариант разрешения конфликта, когда два пользователя хотят обратиться к одному и тому же объекту, например, компоненту или машине.

Сначала определяют, что несколько пользователей хотят обратиться к одной и той же машине или одному и тому же компоненту. При этом существует ситуация, когда первый пользователь с первым профилем пользователя уже обращается к машине или компоненту, и второй пользователь со вторым профилем пользователя желает обратиться к машине или компоненту.

На этапе 501 устанавливают, идет ли речь в данных вводимых вторым пользователем о критичных для безопасности функциях, например, об останове машины из-за сообщения об ошибке.

Если нет, то выполняется смена пользователя.

Разумеется, в этом случае также может быть предусмотрено, что несмотря ни на что смена пользователя отклоняется в зависимости от профилей первого и второго пользователей.

В случае критичной для безопасности функции на этапе 502 определяют, какой пользователь имеет более высокие полномочия или приоритет. Эти значения хранятся в соответствующем пользовательском профиле. Если второй пользователь имеет более низкие полномочия или приоритет, смена отклоняется и введенные вторым пользователем данные игнорируются.

Если второй пользователь имеет более высокие полномочия или приоритет, на этапе 503 для обеспечения дополнительного уровня безопасности он должен подтвердить, что он хочет сделать критичный для безопасности ввод.

Если он не подтверждает этого, то смены пользователя не происходит, и ввод второго пользователя игнорируется. Если он подтверждает предназначенный для безопасности этап 503, то происходит смена пользователя, и выполняется ввод второго пользователя. Второй пользователь теперь зарегистрирован на соответствующей машине и осуществляет единоличное управление машиной.

Тем самым простым способом обеспечивается, что в критичном для безопасности случае, в частности, когда какое-либо сообщение об ошибке получают и хотят его устранить несколько пользователей с мобильными пользовательскими устройствами, выполняется ввод пользователя, имеющего только наивысший для этого случая приоритет или полномочия.

Все предыдущие примеры реализованы для промышленной системы, имеющей три уровня: линий, машин и компонентов.

Разумеется, настоящее изобретение может применяться также в промышленной системе с количеством уровней, меньшим или большим трех. В частности, настоящее изобретение также может применяться в приложениях, отличных от разливочных установок для напитков.

1. Способ функционирования промышленной системы, причем система содержит, по меньшей мере, одну линию (1, 2, 3, 4), причем каждая линия (1, 2, 3, 4) содержит, по меньшей мере, одну машину (10, 12, 14, 16), причем каждая машина (10, 12, 14, 16) содержит, по меньшей мере, один компонент (110, 112, 114, 116), со следующими этапами:
- регистрация параметров состояния каждого компонента (110, 112, 114, 116), каждой машины (10, 12, 14, 16) и каждой линии (1, 2, 3, 4);
- передача параметров состояния на, по меньшей мере, одно пользовательское устройство;
- отображение параметров состояния с помощью, по меньшей мере, одного пользовательского устройства, в котором отображение параметров состояния может быть ограничено одной выбранной линией (1, 2, 3, 4), одной выбранной машиной (10, 12, 14, 16) или одним выбранным компонентом (110, 112, 114, 116) и в котором
- ограничение отображения параметров состояния осуществляется автоматически в зависимости от пространственного положения соответствующего пользовательского устройства относительно, по меньшей мере, одной линии (1, 2, 3, 4), по меньшей мере, одной машины (10, 12, 14, 16) и/или, по меньшей мере, одного компонента (110, 112, 114, 116), при этом на пользовательском устройстве всегда отображаются те линии, машины или компоненты, которые расположены в пространстве ближе всего к пользовательскому устройству.

2. Способ по п.1, в котором параметры состояния упорядочены в древовидной структуре, причем параметры состояния каждого компонента (110, 112, 114, 116) отнесены к соответствующей машине (10, 12, 14, 16), которая содержит соответствующий компонент (110, 112, 114, 116), и параметры состояния каждой машины (10, 12, 14, 16) отнесены к соответствующей линии (1, 2, 3, 4), которая содержит соответствующую машину (10, 12, 14, 16), и параметры состояния каждой линии (1, 2, 3, 4) равноупорядочены с параметрами состояния каждой дополнительной линии (1, 2, 3, 4).

3. Способ по пп.1, в котором пространственное положение соответствующего пользовательского устройства, по меньшей мере, одной линии (1, 2, 3, 4), по меньшей мере, одной машины (10, 12, 14, 16) и/или, по меньшей мере, одного компонента (110, 112, 114, 116) может быть сохранено с помощью фиксированных значений или определено с помощью подходящего передатчика или нескольких приемников в беспроводной сети.

4. Способ по п.1, в котором пространственное положение соответствующего пользовательского устройства, по меньшей мере, одной линии (1, 2, 3, 4), по меньшей мере, одной машины (10, 12, 14, 16) и/или, по меньшей мере, одного компонента (110, 112, 114, 116) может быть определено с помощью системы GPS.

5. Способ по п.1, в котором каждому пользовательскому устройству соответствует один пользователь с определенным профилем, и отображение параметров состояния осуществляется в зависимости от профиля.

6. Способ по п.1, дополнительно содержащий следующие этапы:
- получение от каждого пользовательского устройства данных ввода для определенного компонента (110, 112, 114, 116), определенной машины (10, 12, 14, 16) или определенной линии (1, 2, 3, 4);
- передача данных ввода на соответствующий определенный компонент (110, 112, 114, 116), соответствующую определенную машину (10, 12, 14, 16) или соответствующую определенную линию (1, 2, 3, 4).

7. Способ по п.6, в котором каждому пользовательскому устройству соответствует пользователь с определенным профилем, и на соответствующий определенный компонент (110, 112, 114, 116), соответствующую определенную машину (10, 12, 14, 16) или соответствующую определенную линию (1, 2, 3, 4) передают данные ввода только единственного пользователя.

8. Способ по п.7, в котором тип данных ввода ограничен в зависимости от профиля.

9. Способ по любому из пп.1, 4-8, в котором пользовательские устройства могут обмениваться информацией друг с другом.

10. Способ по п.3, в котором параметры состояния включают в себя сообщения об ошибках, которые могут отображаться независимо от ограничений отображения с помощью пользовательского устройства.

11. Способ по п.10, в котором каждому пользовательскому устройству соответствует один пользователь с определенным профилем, и отображение параметров состояния осуществляется в зависимости от профиля.

12. Промышленная система для осуществления способа по одному из пп.1-11, в которой, по меньшей мере, одно из, по меньшей мере, одного пользовательского устройства является мобильным пользовательским устройством, и предусмотрена беспроводная сеть для передачи параметров состояния или данных ввода.

13. Промышленная система по п.12, в которой, по меньшей мере, одно мобильное пользовательское устройство имеет приспособление для внешнего отображения.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение обеспечивает устройство и способ анализа остатка для обнаружения системных ошибок в поведении системы воздушного судна. Технический результат - повышение точности оценки состояния системы воздушного судна.

Изобретение относится к системе управления, но меньшей мере, одним приводом капотов реверсора тяги для турбореактивного двигателя, содержащая группу приводных и/или контрольных компонентов, которая содержит, по меньшей мере, один привод капота, приводимый в действие, по меньшей мере, одним электродвигателем, и средства управления электродвигателем.

Изобретение относится к пилотажно-навигационным комплексам летательных аппаратов и их бортовой радиоэлектронной аппаратуре и предназначается для формирования сигналов оповещения об отказе элементов в резервированных системах радиоавтоматики и системах автоматического управления летательными аппаратами.

Изобретение относится к области контроля и диагностирования систем автоматического управления и их элементов. .

Изобретение относится к области контроля и диагностирования систем автоматического управления и их элементов. .

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики. .

Изобретение относится к сетям управления технологическим процессом. .

Изобретение относится к системе управления, по меньшей мере, одним приводом капотов реверсора тяги для турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к области контроля и диагностирования систем автоматического управления и их элементов. .

Данная группа изобретений относится к средствам контроля за процессами обеспечения безопасности. Технический результат заключается в повышении надежности контроля. Для этого предложена система контроля выходного модуля, содержащая выходной модуль для формирования управляющего сигнала в ответ на входной сигнал, контрольный модуль для формирования входного сигнала для выходного модуля, выходное устройство для выдачи выходного сигнала в ответ на управляющий сигнал и устройство пропускания для недопущения выдачи выходного сигнала, при этом контрольный модуль выполнен с возможностью выдачи команды устройству пропускания на недопущение выдачи выходного сигнала при наличии расхождения между управляющим сигналом и ожидаемым на основании входного сигнала управляющим сигналом, причем устройство пропускания для недопущения выдачи выходного сигнала выполнено с возможностью прерывания управляющей или информационной шины выходного устройства. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники и технической диагностики, в частности к устройствам контроля работоспособности и диагностики неисправностей радиоэлектронной аппаратуры. Технический результат - повышение достоверности и производительности контроля работоспособности и диагностики неисправностей радиоэлектронной аппаратуры, исключение ошибки использования неверного типа адаптера. Заявленная система содержит объект контроля, в состав которого введен идентификатор объекта контроля, комплект программно-управляемых источников входных тестовых сигналов, комплект измерителей параметров сигналов отклика, ЭВМ, сменный адаптер, в состав которого введен идентификатор адаптера, входы идентификатора подключены к выходам дополнительных тестовых каналов программно-управляемых источников входных тестовых сигналов, а выходы идентификатора подключены к входам дополнительных каналов измерителей параметров сигнала отклика. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Областью применения является область контроля и диагностирования систем автоматического управления и их элементов. Технический результат - расширение функциональных возможностей способа для нахождения одного или сразу нескольких неисправных блоков (кратных дефектов) в дискретной динамической системе с произвольным соединением блоков, а также расширение функциональных возможностей способа путем применения рабочего диагностирования (без использования тестового воздействия) и уменьшение аппаратных затрат на вычисление весовой функции. Достигается тем, что предварительно регистрируют реакцию заведомо исправной дискретной во времени системы для дискретных тактов диагностирования с дискретным постоянным шагом на интервале наблюдения в контрольных точках и определяют интегральные оценки выходных сигналов дискретной системы, для чего в момент подачи тестового или рабочего сигнала на вход дискретной системы с номинальными характеристиками одновременно начинают дискретное интегрирование сигналов системы управления с шагом в каждой из контрольных точек с весовой функцией, равной среднему арифметическому значению модулей производных ее сигналов в контрольных точках, где усреднение производится по числу контрольных точек. Для этого на первые входы блоков перемножения подают сигналы системы, на вторые входы блоков перемножения подают среднее арифметическое значение модулей производных по времени сигналов, выходные сигналы блоков перемножения подают на входы блоков дискретного интегрирования с шагом, дискретное интегрирование завершают в момент времени, полученные в результате интегрирования оценки выходных сигналов регистрируют, фиксируют число рассматриваемых одиночных и кратных дефектов блоков, определяют интегральные оценки сигналов модели для каждой из контрольных точек, полученных в результате пробных отклонений для одиночных и кратных дефектов блоков, для чего поочередно в каждый блок или комбинацию блоков дискретной динамической системы вводят пробное отклонение параметра дискретной передаточной функции и находят интегральные оценки выходных сигналов систем с пробными отклонениями при том же тестовом или рабочем сигнале, полученные в результате дискретного интегрирования оценки выходных сигналов для каждой из контрольных точек и каждого из пробных отклонений регистрируют, определяют отклонения интегральных оценок сигналов дискретной модели, полученных в результате пробных отклонений параметров разных структурных блоков либо комбинаций блоков, определяют нормированные значения отклонений интегральных оценок сигналов дискретной модели, полученных в результате пробных отклонений для одиночных и кратных дефектов, в момент начала контроля на вход контролируемой системы подают аналогичный тестовый или рабочий сигнал, определяют интегральные оценки сигналов контролируемой дискретной системы для контрольных точек, полученные значения регистрируют, определяют отклонения интегральных оценок сигналов контролируемой дискретной системы для контрольных точек от номинальных значений, определяют нормированные значения отклонений интегральных оценок сигналов контролируемой дискретной системы, определяют диагностические признаки, по минимуму значения диагностического признака определяют порядковый номер дефектного блока или комбинации дефектных блоков. 1 ил.

Областью применения является область контроля и диагностирования систем автоматического управления и их элементов. Технический результат - расширение функциональных возможностей способа путем применения рабочего диагностирования (без использования тестового воздействия), увеличение помехоустойчивости способа диагностирования дискретных систем автоматического управления путем улучшения различимости дефектов и уменьшение аппаратных затрат на вычисление весовой функции. Достигается тем, что предварительно регистрируют реакцию заведомо исправной дискретной во времени системы для дискретных тактов диагностирования с дискретным постоянным шагом на интервале наблюдения в контрольных точках и определяют интегральные оценки выходных сигналов дискретной системы, для чего в момент подачи тестового или рабочего сигнала на вход дискретной системы с номинальными характеристиками одновременно начинают дискретное интегрирование сигналов системы управления с шагом в каждой из контрольных точек с весовой функцией, равной среднему арифметическому значению модулей производных ее сигналов в контрольных точках, где усреднение производится по числу контрольных точек. Для этого на первые входы блоков перемножения подают сигналы системы, на вторые входы блоков перемножения подают среднее арифметическое значение модулей производных по времени сигналов, выходные сигналы блоков перемножения подают на входы блоков дискретного интегрирования с шагом, дискретное интегрирование завершают в момент времени, полученные в результате интегрирования оценки выходных сигналов регистрируют, фиксируют число рассматриваемых одиночных дефектов блоков, определяют интегральные оценки сигналов модели для каждой из контрольных точек, полученных в результате пробных отклонений для одиночных дефектов блоков, для чего поочередно в каждый блок дискретной динамической системы вводят пробное отклонение параметра дискретной передаточной функции и находят интегральные оценки выходных сигналов систем с пробными отклонениями при том же тестовом или рабочем сигнале, полученные в результате дискретного интегрирования оценки выходных сигналов для каждой из контрольных точек и каждого из пробных отклонений регистрируют, определяют отклонения интегральных оценок сигналов дискретной модели, полученных в результате пробных отклонений параметров разных структурных блоков, определяют нормированные значения отклонений интегральных оценок сигналов дискретной модели, полученных в результате пробных отклонений для одиночных дефектов, в момент начала контроля на вход контролируемой системы подают аналогичный тестовый или рабочий сигнал, определяют интегральные оценки сигналов контролируемой дискретной системы для контрольных точек, полученные значения регистрируют, определяют отклонения интегральных оценок сигналов контролируемой дискретной системы для контрольных точек от номинальных значений, определяют нормированные значения отклонений интегральных оценок сигналов контролируемой дискретной системы, определяют диагностические признаки, по минимуму значения диагностического признака определяют порядковый номер дефектного блока. 1 ил.

Изобретение относится к управлению траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование при швартовке, динамическом позиционировании или дрейфе. Способ характеризуется тем, что перед выполнением сложного маневрирования судно выполняет вращение под воздействием средств активного управления, например подруливающего устройства, при этом измеряют величину угловой скорости судна ω и рассчитывают вращающий момент Mpr, образуемый подруливающим устройством. Значения угловой скорости ω и вращающего момента Mpr используют для определения значения гидродинамического коэффициента c2 и величины поперечной составляющей гидродинамической силы Yβ, образующейся на корпусе судна при его движении лагом, по формуле: Yβ=Cyβ0,5ρυ2Fdp, при этом Cyβ≅c2, ρ - массовая плотность воды; υ - линейная скорость судна; Fdp - приведенная площадь диаметрального батокса судна. Повышается эффективность и безопасность выполнения сложного маневрирования судна

Областью применения является область контроля и диагностирования систем автоматического управления и их элементов. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей способа для нахождения одного или сразу нескольких неисправных блоков (кратных дефектов) в динамической системе с произвольным их соединением, а также улучшение помехоустойчивости способа диагностирования непрерывных систем автоматического управления путем улучшения различимости дефектов. Для достижения результата регистрируют реакцию заведомо исправной системы на интервале в контрольных точках и многократно определяют (одновременно) интегральные оценки выходных сигналов системы для значений параметра интегрирования, для чего в момент подачи тестового сигнала на вход системы с номинальными характеристиками одновременно начинают интегрирование сигналов системы управления для параметров интегрирования в каждой из контрольных точек с весами путем подачи на первые входы блоков перемножения сигналов системы управления, на вторые входы блоков перемножения подают экспоненциальные сигналы для блоков интегрирования, выходные сигналы блоков перемножения подают на входы блоков интегрирования, интегрирование завершают в момент времени, полученные в результате интегрирования оценки выходных сигналов регистрируют, определяют интегральные оценки сигналов модели для каждой из контрольных точек и параметров интегрирования, полученные в результате пробных отклонений для одиночных и кратных дефектов блоков, для чего поочередно в каждый блок или комбинацию нескольких блоков динамической системы вводят пробное отклонение параметра передаточной функции и находят интегральные оценки выходных сигналов системы для параметров и тестового сигнала, полученные в результате интегрирования оценки выходных сигналов для каждой из контрольных точек, каждого из пробных отклонений и каждого из параметров интегрирования регистрируют, определяют отклонения интегральных оценок сигналов модели, полученных в результате пробных отклонений комбинаций параметров разных структурных блоков, определяют нормированные значения отклонений интегральных оценок сигналов модели, полученных в результате пробных отклонений для одиночных и кратных дефектов при параметрах интегрирования, замещают систему с номинальными характеристиками контролируемой системы, на вход системы подают аналогичный тестовый сигнал, определяют интегральные оценки сигналов контролируемой системы для контрольных точек и для параметров интегрирования, определяют отклонения интегральных оценок сигналов контролируемой системы для контрольных точек и параметров интегрирования от номинальных значений, определяют нормированные значения отклонений интегральных оценок сигналов контролируемой системы для параметров интегрирования, определяют диагностические признаки при параметрах интегрирования, по минимуму значения диагностического признака определяют порядковый номер дефектного блока или комбинации дефектных блоков. 1 ил.
Изобретение относится к корабельному вооружению и судовому радиооборудованию. Способ заключается в проведении натурных испытаний комплекса средств вооружения корабля, в процессе которых в каждом испытании постоянно измеряют и фиксируют параметры состояния внешней среды и испытуемого комплекса. По завершении испытаний выбирается, по меньшей мере, одно испытание, результат которого не укладывается в установленные диапазоны принятого критерия успешности функционирования комплекса в целом, и соответствующие этому натурному испытанию измеренные в период его проведения параметры инструментального контроля и телеметрии внешней среды и комплекса, которые вводятся в качестве исходных данных для запуска и выполнения процесса имитационного и/или полунатурного моделирования поведения комплекса. Определяют функционировали ли все участвовавшие в натурном испытании части-подсистемы комплекса в штатных режимах и взаимодействовали ли друг с другом они в штатном режиме. В случае функционирования и взаимодействия в натурном испытании всех частей-подсистем комплекса натурное испытание добавляют к зачету вместе с другими успешными натурными испытаниями комплекса средств вооружения корабля. Повышается эффективность подготовки к проведению испытаний комплекса с определением действительной области работоспособности испытуемой системы. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области техники контроля авиационного двигателя, в частности к идентификации отказов и к обнаружению неисправных компонентов в авиационном двигателе. Технический результат заключается в сокращении времени, необходимого для идентификации отказов в авиационном двигателе за счет обеспечения интерпретации векторов аномалий и базисных векторов, которые соответствуют характеристикам, представленным в физической системе координат. Технический результат достигается за счет средства для определения набора нормализованных индикаторов, представляющих работу упомянутого авиационного двигателя, средства для построения вектора аномалий, представляющего поведение упомянутого двигателя в качестве функции упомянутого набора нормализованных индикаторов, средства для выбора, в случае аномалии, выявляемой упомянутым вектором аномалий, подмножества базисных векторов, имеющих направления, принадлежащие к определенной окрестности направления упомянутого вектора аномалий, упомянутое подмножество базисных векторов выбирается из набора базисных векторов, ассоциативно связанных с отказами упомянутого авиационного двигателя, и определенных с использованием критериев, установленных экспертами, и средства для идентификации отказов, ассоциативно связанных с упомянутым подмножеством базисных векторов. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области техники контроля авиационного двигателя летательного аппарата, в частности к стандартизации данных, используемых для контроля авиационного двигателя. Технический результат заключается в обеспечении обработки соотношения зависимостей между индикаторами от экзогенных данных. Технический результат достигается за счет средства для работы на протяжении времени для сбора измерений временного ряда с упомянутого авиационного двигателя, средства для расчета, из упомянутых измерений временного ряда, набора индикаторов, характерных для элементов упомянутого двигателя, средства для идентификации, из упомянутых измерений временного ряда, набора экзогенных данных, представляющего внешний контекст, действующий на упомянутый набор индикаторов, средства для определения традиционной многомерной модели, одновременно обрабатывающей индикаторы из упомянутого набора индикаторов, наряду с принятием во внимание упомянутого набора экзогенных данных для формирования набора оценок, соответствующих упомянутому набору индикаторов, и средства для нормирования каждой оценки в качестве функции опорного значения для соответствующего индикатора и разности между каждой упомянутой оценкой и упомянутым соответствующим индикатором, с тем чтобы формировать набор нормализованных значений. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 8 ил.

Группа изобретений относится к планированию нагрузки электростанции. Техническим результатом является оптимизация планирования нагрузки в электростанции с целью минимизации эксплутационных затрат. Способ оптимизации планирования нагрузки для электростанции, имеющей один или более блоков генерирования. Способ содержит этап анализа рабочего состояния одного или более компонентов блоков генерирования с точки зрения одного или более индексов риска, ассоциированных с одним или более компонентами блоков генерирования. Далее, согласно способу, обновляют целевую функцию, которая отражает состояние одного или более компонентов блоков генерирования. А также, решают целевую функцию для оптимизации плана одного или более блоков генерирования и рабочего состояния одного или более компонентов блоков генерирования. Кроме того, управляют одним или более блоками генерирования при оптимизированном плане и рабочем состоянии. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил., 2 табл.
Наверх