Способ разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Судно на воздушной подушке одновременно с поступательной скоростью в выбранном направлении, равной резонансной, перемещают по синусоидальной траектории. Причем при движении судна по синусоидальной траектории ему обеспечивают крен в сторону центров кривизны траектории. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова. 3 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом, т.е. путем возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.:

Издательство «Академия Естествознания», 2007. - 355 с.).

Известен способ разрушения ледяного покрова, при котором СВП совершает зигзагообразное движение ([1], с.18), т.е. движется примерно по синусоидальной траектории, что увеличивает толщину разрушаемого льда.

Недостатком известного способа является незначительное увеличение ледоразрушающей способности СВП.

Сущность изобретения заключается в разработке способа дополнительного увеличения амплитуды ИГВ при движении судна по синусоидальной траектории.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении толщины льда, разрушаемого СВП резонансным методом.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушают СВП путем возбуждения в ледяном покрове резонансных ИГВ, при этом судно одновременно с поступательной скоростью в выбранном направлении, равной резонансной, перемещают по синусоидальной траектории.

Отличительные: судну при его движении по синусоидальной траектории обеспечивают крен в сторону центров кривизны траектории.

Известно (2. Бенуа Ю.Ю. и др. Основы теории судов на воздушной подушке. Судостроение, 1970, с.247), что наличие и возрастание угла дифферента СВП приводит к увеличению его сопротивления, т.е. его волновой составляющей. Возрастание амплитуды ИГВ, возбуждаемых СВП, и, соответственно, их ледоразрушающей способности при наличии у судна дифферента отличалось и в экспериментальных исследованиях ([1], с.259). Очевидно, что аналогичные явления будут происходить при наличии у СВП крена и его движении бортом (боковой дрейф) на циркуляции.

Движение СВП по синусоидальной траектории с креном приведет к возбуждению дополнительной более интенсивной по сравнению с аналогом системы ИГВ, которая накладываясь на систему ИГВ от поступательного движения судна, увеличит суммарную амплитуду ИГВ, т.е. их ледоразрушающую способность

Изобретение осуществляется следующим образом. СВП выводят на лед и начинают перемещать с резонансной скоростью (3. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета. 1988. - 128 с.). Если интенсивность возбуждаемых при этом ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то одновременно с поступательной скоростью в выбранном направлении, равной резонансной, судно одновременно перемещают по синусоидальной траектории, сохраняя при этом неизменной скорость поступательного движения и обеспечивая при помощи, например, креновых систем крен в сторону центра кривизны траектории. Это повысит интенсивность возбуждаемых ИГВ, что позволит достичь заявленный технический результат.

Изобретение дополняется чертежами, где на фиг.1 показан вид сверху на ледяной покров и траекторию движения СВП, на фиг.2 - поперечное сечение по А-А на фиг.1, на фиг.3 - поперечное сечение по Б-Б на фиг.1.

По ледяному покрову 1 начинают перемещать СВП 2 с резонансной скоростью υn вначале в выбранном направлении поступательного движения 3, перемещают по синусоидальной траектории 4,сохроняя неизменной скорость поступательного движения равной скорости υn (позиции 5) (фиг.1). При движении по синусоидальной траектории судну 1 обеспечивают угол крена θ (фиг.2,3) в сторону центров кривизны C1 и С2 траектории 4 (фиг.1-3).

Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке путем возбуждения в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом судно одновременно с поступательной скоростью в выбранном направлении, равной резонансной, перемещают по синусоидальной траектории, отличающийся тем, что судну при его движении по синусоидальной траектории обеспечивают крен в сторону центров кривизны траектории.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Способ разрушения ледяного покрова осуществляют путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при движении подводного судна, при этом под ледяным покровом дополнительно создают гидравлический удар посредством резкого торможения подводного судна и образования в кормовой оконечности в момент торможения судна местного гидравлического сопротивления.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: судно на воздушной подушке движется по ледяному покрову и возбуждает во льду резонансные изгибно-гравитационные волны (ИГВ), при этом на лед создаются дополнительные нагрузки с помощью гидропушки, предварительно установленной на судне, выстреливающей порции воды с частотой, равной частоте резонансных ИГВ, в направлении движения судна на расстояние, равное ¾ длины резонансных ИГВ от места нахождения судна, вызывая у судна знакопеременный дифферент.
Изобретение может быть использовано при разрушении льда с использованием судов, в частности ледоколов. Способ разрушения льда заключается в том, что непосредственно перед раскалыванием льда в результате механического воздействия на лед судна, как минимум, одну выбранную область поверхности льда, а также незначительную часть его толщи вблизи упомянутой области облучают под заданным углом мощным сфокусированным инфракрасным излучением, энергия которого достаточна, по крайней мере, для расплавления поверхности льда с образованием проталины.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке обводненных месторождений полезных ископаемых. Способ включает укладку на поверхность воды теплоизолирующего материала.

Изобретение относится к ледокольным работам. Способ разрушения ледяного покрова основан на создания подо льдом гидроудара и включает подсоединение эластичной камеры с положительной плавучестью тросом к подводному судну.

Изобретение относится к строительству, а именно к конструкциям, находящимся в открытом море, в частности к способам и устройствам для защиты морских конструкций от вибраций, вызванных обледенением.

Изобретение относится к способам и средствам воздействия на айсберги с целью предотвращения их столкновений со стационарными или плавающими добычными комплексами.

Изобретение относится к буровой шахте и буровому судну с буровой шахтой. .

Изобретение относится к области гидротехники и может быть использовано для разрушения ледяных заторов. .

Изобретение относится к области морского судоходства и может быть использовано на морских судах, работающих в ледовых условиях. .

Изобретение относится к области судостроения и используется при постройке судов и аппаратов на воздушной подушке. .
Наверх