Способ доставки на поверхность космического объекта модуля длительно действующей базы и космический корабль

Изобретение относится к космической технике, а именно к колонизации космических объектов (КО). Космический корабль (КК) содержит посадочный (модуль длительно действующей базы (ДДБ)) (ПМ) и взлётный модули (ВМ). ПМ содержит посадочные устройства, гермоотсек с системой обеспечения экипажа, исследовательским оборудованием и устройствами автономного или буксировочного перемещения по поверхности КО, герметичный отсек с системой стыковки и перевода взлётного модуля в стартовое положение, топливные баки для дозаправки взлётного модуля, средства стыковки с ДДБ. ВМ содержит поворотные ЖРД. ВМ и ПМ соединены переливными топливными магистралями. Производят мягкую посадку в ручном или автоматическом режиме КК на КО в горизонтальном положении с помощью бортовой ЖРД ПМ с использованием топлива ВМ, и двигателей ВМ, дозаправляют ВМ топливом из ПМ, переводят ВМ в стартовое положение, производят отлёт ВМ, вводят ПМ в состав ДДБ. Изобретение позволяет расширить эксплуатационные возможности ПМ. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть применено для реализации программы освоения Луны и других космических тел.

Известны способ и устройство, использовавшиеся в американской программе «Аполлон», когда лунный корабль выводился на орбиту вокруг Луны в плоскости, близкой к экваториальной, от него отделялся посадочный лунный модуль, состоявший из посадочного отсека, взлетной ступени, лунной кабины. После завершения экспедиции лунная кабина с космонавтами с помощью взлетной ступени стартовала с посадочного отсека, который оставался неиспользуемым на поверхности Луны.

Ближайшим аналогом предлагаемого технического решения является проект лунной экспедиции УР700-ЛК700, в котором для обеспечения возможности исследования практически всей поверхности видимого диска Луны была выбрана схема прилунения без формирования переходной орбиты. В этом проекте на поверхность Луны должен был садиться корабль в составе посадочного модуля и взлетного модуля с возвращаемым аппаратом для экипажа.

Недостатком данного технического решения также является невозможность дальнейшего использования посадочного модуля после отлета взлетного модуля с поверхности космического объекта.

Целью предлагаемого изобретения является создание способа доставки на поверхность космического объекта модуля длительно действующей базы и устройства на его основе, обеспечивающего, по сравнению с аналогами, дальнейшее использование посадочного модуля космического корабля (например, в качестве исследовательской лаборатории длительно действующей базы) после отлета взлетного модуля.

Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом способе доставки на поверхность космического объекта модуля длительно действующей базы, включающем полет космического корабля в составе посадочного и взлетного модулей, мягкую посадку на поверхность космического объекта с помощью бортовой жидкостной реактивной двигательной установки посадочного модуля и отлет взлетного модуля после окончания экспедиции, мягкую посадку производят в горизонтальном положении корабля в ручном или автоматическом режиме на посадочные устройства посадочного модуля с дополнительным задействованием топлива и двигателей взлетного модуля, далее производят дозаправку баков взлетного модуля топливом из баков посадочного модуля, переводят взлетный модуль в стартовое положение, осуществляют отлет взлетного модуля, затем посадочный модуль вводят в состав длительно действующей базы.

В устройстве космического корабля для доставки на поверхность космического объекта модуля длительно действующей базы, содержащем посадочный и взлетный модули, в отличие от известных, взлетный модуль оснащен поворотными жидкостными реактивными двигателями, модули соединены переливными топливными магистралями, разделяемыми при старте взлетного модуля с сохранением герметичности их составных частей, топливные баки посадочного модуля имеют объем, обеспечивающий дозаправку топливом взлетного модуля.

Посадочный модуль космического корабля снабжен гермоотсеком с системой жизнеобеспечения экипажа и исследовательским оборудованием, герметичным отсеком с системой стыковки и поворота взлетного модуля в стартовое положение, устройствами автономного либо буксировочного перемещения по поверхности космического объекта и средствами стыковки по герметичному контуру с длительно действующей базой.

Принципиальная схема работы и устройства космического корабля по предлагаемому техническому решению представлена на фиг.1, фиг.2.

На фиг.3 показан посадочный модуль после отделения от него взлетного модуля.

Приняты обозначения:

1- посадочный модуль;

2 - взлетный модуль;

3 - поворотные жидкостные реактивные двигатели взлетного модуля;

4 - жидкостные реактивные двигатели посадочного модуля;

5 - герметичный рабочий отсек посадочного модуля;

6 - баки с топливом посадочного модуля;

7 - баки с топливом взлетного модуля;

8 - переливные топливные магистрали;

9 - поворотное устройство взлетного модуля;

10 - универсальное стыковочное устройство;

11 - посадочные устройства посадочного модуля.

При подлете к выбранному району посадки космического тела корабль поворачивается продольной осью параллельно поверхности планеты (фиг.1), ориентирует реактивные жидкостные двигатели поз.3 с изменяемым вектором тяги взлетного модуля поз.2 в вертикальное положение по отношению к поверхности приземления, начинает уменьшать скорость.

В пилотируемом варианте, перед выбором места посадки корабля экипаж переходит в герметичный отсек поз.5 посадочного модуля.

Посадка осуществляется в ручном или автоматическом режиме, при одновременной работе двигателей и расходе топлива из баков как посадочного, так и взлетного модулей. Посадка осуществляется на посадочные устройства поз.11 посадочного модуля.

Перед отлетом взлетного модуля с поверхности космического тела производится дозаправка баков взлетного модуля поз.7 топливом из баков посадочного модуля поз.6 с помощью предусмотренных для этого переливных топливных магистралей поз.8 и расстыковка топливных магистралей, поворот взлетного модуля с помощью поворотного устройства поз.9 на требуемый угол относительно продольной оси посадочного модуля (в стартовое положение; на фиг.2 этот угол равен 90 градусов) и поворот двигательной установки взлетного модуля для ориентации вектора тяги перпендикулярно поверхности космического объекта.

Особенности конструкции космического корабля позволяют в автоматическом режиме или с помощью космонавтов, с использованием предусмотренных на посадочном устройстве механизмов перемещения по поверхности космического тела, например гусеничного типа, присоединять доставленный посадочный модуль с помощью универсального стыковочного устройства поз.10 к долговременно действующей базе для улучшения среды обитания ее жителей.

Предлагаемое техническое решение по сравнению с известными способами организации космических экспедиций позволяет обеспечить дальнейшее использование доставленного на поверхность космического тела оборудования, а также возможность более рациональной компоновки полезного груза космического корабля, тем самым улучшая показатель «эффективность-стоимость» для космической техники.

1. Способ доставки на поверхность космического объекта модуля длительно действующей базы, включающий полет космического корабля в составе посадочного и взлетного модулей, мягкую посадку на поверхность космического объекта с помощью бортовой жидкостной реактивной двигательной установки посадочного модуля, отлет взлетного модуля после окончания экспедиции, отличающийся тем, что мягкую посадку производят в горизонтальном положении корабля в ручном или автоматическом режиме на посадочные устройства посадочного модуля с дополнительным задействованием топлива и двигателей взлетного модуля, производят дозаправку баков взлетного модуля топливом из баков посадочного модуля, переводят взлетный модуль в стартовое положение, осуществляют отлет взлетного модуля, посадочный модуль вводят в состав длительно действующей базы.

2. Космический корабль для доставки на поверхность космического объекта модуля длительно действующей базы, содержащий посадочный и взлетный модули, отличающийся тем, что взлетный модуль оснащен поворотными жидкостными реактивными двигателями, модули соединены переливными топливными магистралями, разделяемыми при старте взлетного модуля с сохранением герметичности их составных частей, топливные баки посадочного модуля имеют объем, обеспечивающий дозаправку топливом взлетного модуля.

3. Космический корабль по п.2, отличающийся тем, что посадочный модуль снабжен гермоотсеком с системой жизнеобеспечения экипажа и исследовательским оборудованием, оборудован устройствами автономного либо буксировочного перемещения по поверхности космического объекта и средствами стыковки по герметичному контуру с длительно действующей базой.

4. Космический корабль по п.2, отличающийся тем, что посадочный модуль оборудован герметичным отсеком с системой стыковки и перевода взлетного модуля в стартовое положение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетно-космической отрасли, а именно к наземному вспомогательному оборудованию. .

Изобретение относится к космической промышленности. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике (РКТ), именно к технике и технологии подготовки к пуску ракеты-носителя (РН) с космической головной частью (КГЧ), содержащей разгонный блок (РБ) и космический аппарат (КА), и может быть использовано для подготовки к пуску ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого класса с космическими головным частями на технических комплексах космодромов.

Изобретение относится к ракетно-космической технике (РКТ) - именно, к технике и технологии подготовки ракеты-носителя (РН) и космической головной части (КГЧ) к пуску: доставке, сборке, тестированию на техническом комплексе (ТК) космодрома для пуска РН, выведения космического аппарата (КА) на орбиту и может быть использовано для подготовки к пуску экологически безопасных ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого класса с космическими головным частями, на технических комплексах любых космодромов, в частности, например, на космическом ракетном комплексе (КРК) космодрома «Байтерек» (Казахстан)и на проектируемом космодроме «Восточный».

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для отвода коммуникаций с разъемными соединениями от борта ракеты. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к транспортно-установочному оборудованию ракетного комплекса. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к наземному подъемно-установочному оборудованию, и может быть использовано при подготовке ракет-носителей к пуску на высокоавтоматизированном стартовом комплексе.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройствам отвода коммуникаций с разъемным соединением от борта ракеты. .

Изобретение относится к транспортно-установочному оборудованию универсальных стартовых комплексов космических ракетных комплексов и предназначено для подъема в вертикальное положение ракет космического назначения.

Группа изобретений относится к космической технике, в частности к перемещению в межпланетном пространстве с использованием ресурсов космоса, и может быть использована для ударного воздействия на опасные космические объекты (ОКО).

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Многоступенчатая ракета-носитель пакетной схемы состоит из многоразовой первой ступени, оснащенной крылом и вертикальным оперением, одноразовой второй ступени, передней и задней силовых конструкций с замками, связывающими ступени воедино.

Изобретение относится к строительству сооружений на небесных телах. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к средствам выведения аппаратов космического назначения на заданные орбиты. .

Изобретение относится к системам терморегулирования (СТР) космических аппаратов, преимущественно телекоммуникационных спутников. .

Ракета // 2482029
Изобретение относится к области космонавтики, более конкретно к ракете. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в ракетах космического назначения (РКН) пакетной схемы. .

Изобретение относится к космической технике и предназначено для различных типов космических аппаратов (КА) со стабилизацией вращением. .

Изобретение относится к ракетно-космической, авиационной и нефтяной технике и может быть использовано для дистанционного разделения элементов конструкций. .

Настоящее изобретение относится к простым тиоэфирам, пригодным для использования в композиции герметика, содержащим структуру, описывающуюся формулой (I): -[-S-(RX)p-(R1X)q-R2-]n- (I), в которой (a) каждый из R, которые могут быть идентичными или различными, обозначает C2-10 н-алкиленовую группу; C2-10 разветвленную алкиленовую группу; C6-8 циклоалкиленовую группу; C6-14 алкилциклоалкилен; или C8-10 алкилариленовую группу; (b) каждый из R1, которые могут быть идентичными или различными, обозначает C1-10 н-алкиленовую группу; C2-10 разветвленную алкиленовую группу; C6-8 циклоалкиленовую группу; C6-14 алкилциклоалкилен; или C8-10 алкилариленовую группу; (c) каждый из R2, которые могут быть идентичными или различными, обозначает C2-10 н-алкиленовую группу; C2-10 разветвленную алкиленовую группу; C6-8 циклоалкиленовую группу; C6-14 алкилциклоалкилен; или C8-10 алкилариленовую группу; (d) X обозначает O; (e) p имеет значение в диапазоне от 1 до 5; (f) q имеет значение в диапазоне от 0 до 5; (g) n имеет значение в диапазоне от 1 до 60; и (h) R и R1 являются отличными друг от друга. Также описаны способ получения таких простых тиоэфиров, композиции герметика, их содержащие, а также аэрокосмические летательные аппараты, содержащие поверхность с покрытием, содержащим простые тиоэфиры, или отверстие, герметизованное композицией герметика, содержащей простые тиоэфиры. Технический результат - получение при пониженных затратах новых простых тиоэфиров, обладающих превосходными топливостойкостью и стойкостью к повышенной температуре. 7 н. и 25 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 пр.
Наверх