Состав для укрепления песчаного грунта

Изобретение относится к области строительства дорожных и других оснований и может быть использовано для укрепления песчаных грунтов. Состав для укрепления песчаного грунта, включающий наполнитель и связующий компонент, причем наполнитель содержит измельченный до высокодисперсного состояния песок (74-136 нм), а в качестве связующего компонента применен измельченный до микродисперсного состояния сапонитсодержащий материал (265-451 нм), выделенный из пульпы хвостохранилища промышленного обогащения руд месторождения алмазов, при следующем соотношении компонентов, мас.%: сапонитсодержащий материал 3-6, песок - остальное. Технический результат - повышение прочностных характеристик песчаного грунта. 2 табл. , 3 ил.

 

Изобретение относится к области строительства дорожных и других оснований и может быть использовано для укрепления песчаных грунтов.

Существующие в настоящее время составы для укрепления песчаных грунтов являются затратными и трудоемкими, для которых требуется наличие специальных компонентов.

Известен состав для укрепления песчаного грунта [Авт.св. СССР №616354, МПК Е01С 7/36, C08L 95/00, 1978 г.]. Изобретение направлено на укрепление песчаного грунта составом, включающим в себя модификатор из битумной эмульсии, сульфитно-спиртовой барды, добавки и воды, при этом в качестве добавки используют жидкое стекло.

Недостатки состава - его многокомпонентность, сложность выдержки в технологическом процессе и недостаточно высокие прочностные характеристики закрепляемого грунта.

Известно вяжущее для закрепления песчаного грунта [Авт.св. СССР №1796743, МПК E02D 3/12, С09К 17/00, 1993 г.]. Изобретение направлено на укрепление песчаного грунта вяжущим, включающим в себя модификатор из технического лигносульфоната, древесной смолы и воды.

Недостатки состава - сложность выдержки компонентов в технологическом процессе, дополнительный расход энергии, которая затрачивается на подогрев древесной смолы, и недостаточно высокие прочностные характеристики закрепляемого грунта.

Ближайшим аналогом заявленного изобретения является состав для закрепления песчаного грунта [Авт.св. СССР №1165705, МПК E02D 3/12, Е01С 3/04, 1985 г.]. Изобретение направлено на укрепление песчаного грунта составом, включающим в себя модификатор из отработанных нефтепродуктов и оксикислот.

Недостатки состава - недостаточно высокие прочностные характеристики закрепляемого грунта и дополнительный расход энергии, затрачиваемой на подогрев отработанных нефтепродуктов.

Задачей настоящего изобретения является повышение прочностных характеристик песчаного грунта, а именно повышение удельного сцепления без изменения угла внутреннего трения более чем на 4%.

Поставленная задача достигается тем, что состав в качестве модификатора содержит высокодисперсный песок и микродисперсный сапонит при следующем соотношении компонентов, мас.%:

сапонитсодержащий материал 3-6;

песок - остальное.

В качестве исходных сырьевых материалов используются: речной полиминеральный песок (основные составляющие минералы: кварц, кальцит, полевые шпаты, гипс, слюда), крупностью зерен от 1,6 до 1,8 мм, предварительно отмытый от глинистых включений, и сапонитсодержащий материал, выделенный из пульпы хвостохранилища промышленного обогащения руд месторождения алмазов.

Модификатор получают следующим образом. Песчаный грунт, предварительно отмытый от глинистых включений, высушивается до постоянной массы при температуре 110°С. Исходный материал методом механического диспергирования измельчается на планетарной шаровой мельнице Retsch РМ100 (продолжительность помола - 60 мин при 420 об/мин, 80°С). Затем полученная фракция подвергается мокрому помолу в течение 5 часов на планетарной шаровой мельнице (420 об/мин). Образец сапонитсодержащего материала высушивается до постоянной массы при температуре 110°С. Исходный материал методом механического диспергирования измельчается на планетарной шаровой мельнице Retsch РМ100 (продолжительность помола - 120 мин при 420 об/мин, 80°С). Размер частиц образцов определяется на установке Delsa Nano Series Zeta Potential and Submicron Particle Size Analyzers.

Для экспериментов используются образцы молотого песка со средним размером частиц 102±34 нм, сапонитсодержащего материала - 361±96 нм. Данные их характеризуются по величине удельной поверхности S методом сорбции азота на анализаторе Autosorb-iQMP. Для образцов получены следующие значения удельной поверхности: песок - 8580 м2/кг, сапонитсодержащий материал - 173429 м2/кг.

По методике, основанной на измерении величины краевого угла смачивания поверхности образца водно-этанольным раствором и реализующей способ Г.А. Зисмана, определяется критическое значение поверхностного натяжения (σк) бинарной системы высокодисперсный песок - микродисперсный сапонит при варьировании массовой доли последнего в композите в диапазоне 0÷2%. Верхний предел содержания сапонитсодержащего материала в смеси обусловлен фактом нарушения однородности поверхности системы, что проявляется в невозможности фиксации псевдоравновесного состояния при нанесении эталонного водно-этанольного раствора. Определение краевого угла смачивания выполняется на установке Easy Drop. После завершения серий экспериментов, заключающихся в обязательном проведении трех параллельных измерений, рассчитывается величина ΔGS по уравнению ΔGS=Δσ+σ·ln SудII/SI. Для расчета используются не менее двух сходящихся экспериментальных значений краевого угла. Кроме того, для каждого состава композита определяется величина удельной поверхности системы. Полученные экспериментальные результаты и рассчитанные значения изобарно-изотермического потенциала композиционных составов «песок-сапонит» представлены в таблице 1.

Изобретение иллюстрируется чертежом, где на фиг.1 приведен графический вид функциональной зависимости ΔGS=f(p), который показывает наличие в исследуемой бинарной системе области соотношения компонентов, характеризующейся отрицательными значениями ΔGS.

На фиг.2 и фиг.3 представлены протоколы испытаний модификатора. На фиг.2 предельное сопротивление сдвигу образца песка фракции 0,1-0,25 мм без добавки модификатора; на фиг.3 - с добавкой модификатора 5% по массе.

Исходя из вышеизложенного для данной системы можно использовать понятие термодинамической совместимости компонентов, которая отмечается при содержании сапонита в интервале 3÷6%, причем с явно выраженным экстремумом при его 4%-ной добавке.

Показателями прочностных характеристик грунта являются удельное сцепление и угол внутреннего трения.

Примеры реализации изобретения, подтверждающие повышение прочностных характеристик песчаного грунта, представлены в таблице 2 - определение удельного сцепления и угла внутреннего трения (примеры 1-6). Испытания проводились на приборе прямого плоскостного среза «Shear Trac-II».

Состав для укрепления полученный смешении измельченного сапонитсодержащего материала и песка добавляется в песчаный грунт в сухом состоянии с последующим перемешиванием.

Приведенные примеры реализации изобретения 1-6 подтверждают повышение прочностных характеристик песчаного грунта при применении заявляемого состава.

Состав для укрепления песчаного грунта, включающий наполнитель и связующий компонент, отличающийся тем, что наполнитель содержит измельченный до высокодисперсного состояния песок (74-136 нм), а в качестве связующего компонента применен измельченный до микродисперсного состояния сапонитсодержащий материал (265-451 нм), выделенный из пульпы хвостохранилища промышленного обогащения руд месторождения алмазов, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
сапонитсодержащий материал 3-6;
песок - остальное.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству для смешивания почвенных материалов, в особенности к устройству для смешивания примесей непосредственно с почвенными материалами земли.
Изобретение относится к строительству и утилизации отходов теплоэнергетики, а именно к укрепленным грунтовым композициям (цементогрунтам), которые могут быть использованы для строительства сооружений, в том числе в конструкциях оснований дорожных одежд автомобильных дорог; в земляном полотне автомобильных дорог и других сооружений; для засыпки, ликвидации и рекультивации выработанных грунтовых карьеров и шламовых амбаров; для укрепления обочин дорог, откосов, выемок.

Изобретение относится к технологии строительства и может быть использовано для определения количества цемента в грунтоцементном материале при создании строительных конструкций посредством струйной цементации.

Изобретение относится к области строительства оснований и покрытий дорог с использованием песчаных, супесчаных и глинистых грунтов естественного происхождения в комбинации с другими материалами.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для повышения несущей способности в действующем состоянии просадочных грунтов под фундаментами сооружений жилых домов путем укрепления под ними просадочных грунтов.
Изобретение относится к способу закрепления грунтов и фундаментов. Способ заключается в обработке последних содержащим латексный полимер закрепителем, применяемым в смеси с водой.

Изобретение относится к области строительства и используется при сооружении и анализе напряженно-деформированного состояния строящихся преимущественно высоких и высотных зданий и сооружений на неравномерно сжимаемых грунтах.
Изобретение относится к области строительных материалов, в частности к технологии получения самоуплотняемых грунтовых смесей с гидравлическим вяжущим, которые могут быть использованы в устройстве дорожных оснований и обвалований, при прокладке инженерных коммуникаций, заполнении траншей и выемок различной конфигурации в грунтах, в подземном строительстве и др.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для укрепления оснований зданий и сооружений в сейсмически опасных зонах. .

Изобретение относится к строительству, а именно к оборудованию для струйной цементации для закрепления грунта. .

Изобретение относится к способам повышения эксплуатационных характеристик дороги и может быть использовано при строительстве автомобильных и железных дорог, требующих специальных средств для усиления земляного полотна.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог, а именно к конструкциям дорожной одежды. Технический результат - повышение прочности проезжей части автомобильной дороги за счет снижения напряжений от приложенной нагрузки в зоне перехода от более прочного участка конструкции дороги к менее прочному.

Изобретение относится к строительству и гидромелиорации и может быть использовано для осушения взлетно-посадочных полос аэродромов, автомобильных и железных дорог.
Изобретение относится к строительству и утилизации отходов теплоэнергетики, а именно к укрепленным грунтовым композициям (цементогрунтам), которые могут быть использованы для строительства сооружений, в том числе в конструкциях оснований дорожных одежд автомобильных дорог; в земляном полотне автомобильных дорог и других сооружений; для засыпки, ликвидации и рекультивации выработанных грунтовых карьеров и шламовых амбаров; для укрепления обочин дорог, откосов, выемок.

Изобретение относится к области строительства и широко может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, использовано в районах, характеризующихся глубоким сезонным промерзанием грунтов и высоким уровнем грунтовых вод.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, использовано в районах, характеризующихся глубоким сезонным промерзанием грунтов и высоким уровнем грунтовых вод.
Изобретение относится к строительной промышленности и может быть использовано для устройства дорожной одежды автодорог. Технический результат - повышение водоотталкивающих и теплоизоляционных свойств.

Гибкая укрепляющая лента, по существу, с постоянной толщиной «е», предназначена для использования в армированных грунтовых сооружениях, содержит центральную часть, состоящую из полимерной матрицы, армированной волокнами, упомянутый участок проходит продольно для выдерживания растягивающего усилия, а также, по меньшей мере, из одного бокового участка переменной ширины, содержащего множество сегментов, расположенных непрерывно вдоль центрального участка.
Изобретение относится к способу закрепления грунтов и фундаментов. Способ заключается в обработке последних содержащим латексный полимер закрепителем, применяемым в смеси с водой.
Изобретение относится к дорожному строительству. Технический результат - снижение трудоемкости работ по возведению дорожной одежды.

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к строительству дорожных конструкций с асфальтобетонным покрытием нежесткого типа. Способ уширения дорожной конструкции включает выполнение вдоль кромки покрытия горизонтального среза грунта обочины на глубину, равную толщине существующего покрытия с одновременным удалением его на откос насыпи дороги, обрезку кромки перпендикулярно плоскости покрытия или вертикально на величину не более 100 мм, удаление обломков в ковш погрузчика для вторичного использования, сооружение вертикальной «стены в грунте» из извлекаемых металлических шпунтовых свай, вплотную примыкающей к обновленной кромке покрытия, при этом нижние концы свай внедрены в деятельный слой уплотненного грунтового основания на достаточную глубину, а верхние концы свай с проушинами возвышаются над уровнем горизонтального дна среза грунта обочины на минимальную высоту, достаточную для размещения захвата грузоподъемного механизма. Затем вдоль стены в грунте производят удаление грунта обочины и откоса насыпи до низа дорожной одежды и здесь устраивают деятельный слой грунтового основания рекомендуемой толщины на расчетную величину уширения с послойным уплотнением грунта до максимальной плотности при оптимальной влажности. На деятельном слое устраивают все конструктивные слои дорожной одежды из материалов, аналогичных материалам старой дорожной одежды по качеству, толщине и степени уплотнения. Затем устраивают новое покрытие, примыкающее по плоскости к старому покрытию, аналогичное ему, и следом защитный слой асфальтобетонного покрытия по полной ширине укрепленной поверхности со смещением при необходимости оси дороги путем профилирования. Завершают процесс подсыпкой грунта на обочину и уплотнением его. При втором способе уширения дорожной конструкции используют неизвлекаемые железобетонные шпунтовые сваи для сооружения на том же месте стены в грунте без поэтапного извлечения их при устройстве слоев дорожной одежды, оставляя верхние торцы свай на уровне горизонтального дна среза грунта обочины, а затем накрывают их слоями покрытия. Технический результат - гарантированное сохранение несущей способности существующей дорожной одежды и обеспечение возможности пропуска транспортного потока по дороге без строительства объездного пути, способствующих удешевлению стоимости дорожно-ремонтных работ, увеличению межремонтных сроков с сохранением на длительный период ее высоких транспортно-эксплуатационных показателей. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх