Привод цепной для скважинного штангового насоса

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может найти применение при добыче нефти механизированным способом скважинным штанговым насосом. Привод включает установленные на основании на единой раме корпус, двигатель, редуктор. В корпусе размещены ведущая и ведомая звездочки, охваченные замкнутой тяговой цепью, связанной с кареткой, соединенной с противовесом. Последний выполнен П-образной формы в поперечном сечении и установлен в направляющих корпуса с размещением цепи в его открытой полости. Вертикальные оси симметрии преобразующего механизма, противовеса и связующего элемента расположены в непосредственной близости от одной вертикальной плоскости. Содержит механизм для отката привода от устья скважины и ленту из гибкого неметаллического эластичного материала, связывающую элемент противовеса с узлом подвески штанг. Барабан для связи противовеса с узлом подвески лентой установлен с возможностью вращения вокруг горизонтальной оси. Направляющие ролики катков противовеса выполнены из неметаллического материала. Лента из гибкого неметаллического эластичного материала в узле подвески штанг снабжена клин-отклонителем общим весом, большим, чем вес ленты, а нижняя часть клин-отклонителя выполнена с клиновидной нижней частью, установленной с возможностью контактирования с узлом подвески штанг. Повышается надежность эксплуатации привода. 11 ил.

 

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может найти применение при добыче нефти механизированным способом скважинным штанговым насосом.

Известен привод цепной для скважинного штангового насоса, содержащий установленные на основании на единой раме с корпусом двигатель, редуктор, механизм для отката привода от устья скважины, помещенный в корпусе механизм, преобразующий вращательное движение в возвратно-поступательное и включающий ведущую и ведомую звездочки, охваченные замкнутой тяговой цепью, связанной с кареткой, соединенной с противовесом, выполненным П-образной формы и включающим узел-груз противовеса и комплект грузов, при этом противовес с направляющими роликами катков установлен в направляющих корпуса и связан через гибкое звено с узлом подвески штанг, вертикальные оси симметрии преобразующего механизма, противовеса и гибкого звена расположены в непосредственной близости от одной вертикальной плоскости, ведомая звездочка установлена в корпусе с возможностью ограниченного перемещения вдоль оси преобразующего механизма для регулирования натяжения цепи. Направляющие ролики катков противовеса выполнены из неметаллического материала, корпуса которых снабжены болтами для регулирования положения противовеса относительно направляющих корпуса привода, перемещая его вперед или назад, влево или вправо для обеспечения работы тяговой цепи в оптимальных условиях нагружения, при этом тяговая цепь выполнена с герметично закрытыми шарнирами, внутренние полости которых заполнены смазочным материалом, в механизме для отката привода от устья скважины и обратно использованы металлические колеса, установленные на индивидуальных эксцентрично выполненных осях, причем узел-груз противовеса, комплект грузов, корпус каретки и корпус узла ведомой звездочки выполнены литыми (Патент РФ на полезную модель №67656, опубл. 27.10.2007).

Наиболее близким к предложенному изобретению по технической сущности является привод цепной, содержащий установленные на основании на единой раме корпус, двигатель, редуктор, помещенный в корпусе механизм, преобразующий вращательное движение в возвратно-поступательное и включающий ведущую и ведомую звездочки, охваченные замкнутой тяговой цепью, связанной с кареткой, соединенной с противовесом, выполненным П-образной формы в поперечном сечении и установленным в направляющих корпуса с размещением цепи в его открытой полости, соединенным через связывающий элемент с узлом подвески штанг, вертикальные оси симметрии преобразующего механизма, противовеса и связующего элемента расположены в непосредственной близости от одной вертикальной плоскости, механизм для отката привода от устья скважины, ведомая звездочка установлена в корпусе с возможностью ограниченного перемещения вдоль оси преобразующего механизма для регулирования натяжения цепи, а нижняя часть корпуса снабжена устройством для смазывания тяговой цепи. Связывающий элемент противовеса с узлом подвески штанг выполнен в виде ленты из гибкого неметаллического эластичного материала, а связь противовеса с узлом подвески лентой выполнена с использованием барабана, установленного с возможностью вращения вокруг горизонтальной оси, а направляющие ролики катков противовеса выполнены из неметаллического материала, корпуса которых снабжены болтами для регулирования положения противовеса относительно направляющих корпуса привода, перемещая его вперед или назад, влево или вправо для обеспечения работы тяговой цепи в оптимальных условиях нагружения, при этом рама привода смонтирована на фундаментной плите, снабженной отжимными устройствами для перемещения привода в горизонтальной плоскости и по оси, перпендикулярной к оси перемещения привода от устья скважины, редуктор привода снабжен закрепленной к его корпусу электромеханической системой торможения при аварийных ситуациях, при этом плита подредукторная и плита под опорой ведущей звездочки снабжены болтами для регулирования положения их по двум взаимно перпендикулярным осям (Патент РФ на полезную модель №67657, опубл. 27.10.2007 - прототип).

Общим недостатком известных цепных приводов является малая надежность эксплуатации.

В предложенном изобретении решается задача повышения надежности эксплуатации цепного привода.

Задача решается тем, что в приводе цепном для скважинного штангового насоса, включающем установленные на основании на единой раме корпус, двигатель, редуктор, размещенные в корпусе ведущую и ведомую звездочки, охваченные замкнутой тяговой цепью, связанной с кареткой, соединенной с противовесом, выполненным П-образной формы в поперечном сечении и установленным в направляющих корпуса с размещением цепи в его открытой полости, соединенным через связывающий элемент с узлом подвески штанг, вертикальные оси симметрии преобразующего механизма, противовеса и связующего элемента, расположенные в непосредственной близости от одной вертикальной плоскости, механизм для отката привода от устья скважины, ленту из гибкого неметаллического эластичного материала, связывающую элемент противовеса с узлом подвески штанг, барабан для связи противовеса с узлом подвески лентой, установленный с возможностью вращения вокруг горизонтальной оси, направляющие ролики катков противовеса из неметаллического материала, корпуса которых снабжены болтами для регулирования положения противовеса относительно направляющих корпуса привода, раму привода на фундаментной плите, снабженной отжимными устройствами для перемещения привода в горизонтальной плоскости и по оси, перпендикулярной к оси перемещения привода от устья скважины, систему торможения редуктора, болты для регулирования положения звездочек на плите подредукторной и плите под опорой ведущей звездочки, согласно изобретению лента из гибкого неметаллического эластичного материала в узле подвески штанг снабжена клин-отклонителем общим весом, большим, чем вес ленты, а нижняя часть клин-отклонителя выполнена с клиновидной нижней частью, установленной с возможностью контактирования с узлом подвески штанг.

Сущность изобретения

При эксплуатации цепного привода при непредвиденных зависаниях колонны штанг в скважине цепной привод выставляет колонну штанг в верхнее положение. Продолжая работать, цепной привод подает ленту к узлу подвески штанг. Но колонна штанг не уходит вниз и не натягивает ленту. Лента сминается между звездочками и приходит в негодность. Цепной привод приходится останавливать и ремонтировать. При этом неизбежно возникают перерывы в добыче нефти, часто сопровождаемые остановкой скважины с глушением скважины, последующим ее освоением и неизбежной потерей продуктивности. Таким образом, надежность эксплуатации цепного привода остается невысокой. В предложенном изобретении решается задача повышения надежности эксплуатации цепного привода. Задача решается следующим образом.

В известной конструкции цепного привода согласно предложению лента из гибкого неметаллического эластичного материала в узле подвески штанг снабжена коробом с грузами общим весом, большим, чем вес ленты, а нижняя часть короба выполнена с клиновидной нижней частью, установленной с возможностью контактирования с узлом подвески штанг.

На фиг.1 изображен общий вид заявляемой полезной модели, вид с боку.

На фиг.2 - противовес с катками, где видны корпуса и направляющих роликов с регулирующими болтами.

На фиг.3 - связывающий элемент, выполненный в виде неметаллической эластичной гибкой ленты, противовеса с узлом подвески.

На фиг 4 - рама на колесах на эксцентриковых осях.

На фиг.5 - основание с вмонтированной лебедкой.

На фиг.6 - вид спереди на привод.

На фиг.7 - общий вид электромеханической системы аварийного торможения, в частичном разрезе, вид спереди.

На фиг. 8 - разрез по А-А на фиг.7.

На фиг.9 - то же, что на фиг.7, система аварийного торможения вид сбоку, в частичном разрезе

На фиг.10 - разрез по Б-Б на фиг.9.

На фиг.11 - узел подвески штанг.

Привод скважинного штангового насоса (см. фиг.1) содержит основание 1 в виде фундаментной плиты с крепежными элементами для рамы 2, на которой установлены корпус 3, двигатель 4, редуктор 5. В корпусе 3 помещен механизм, преобразующий вращательное движение в возвратно-поступательное, включающий ведущую и ведомую звездочки 6 и 7 соответственно, охваченные замкнутой тяговой цепью 8, связанной с кареткой 9, соединенной с П-образно выполненным противовесом 10 в поперечном сечении (см. фиг.2) с комплектом грузов 11. Последние выполнены литыми и расположены асимметрично относительно оси противовеса, снабженного катками, выполненными в виде направляющих роликов 12, установленными в направляющих корпуса 3. Направляющие ролики 12 катков противовеса (см. фиг.2) выполнены из неметаллического материала, например из полиамида или из аналогичного по технической характеристике материала, что позволяет снизить силу трения, металлоемкость и обеспечивает бесшумную работу привода. Тяговая цепь 8 размещена в открытой полости противовеса. А выполнение комплекта грузов литыми дает возможность упростить технологию их изготовления и приводит к снижению металлоемкости привода.

Противовес 10 через связывающий элемент, выполненный в виде гибкой эластичной неметаллической ленты 13 (см. фиг.3), соединен с узлом подвески 14 штанг 15 с использованием барабана 16, установленного с возможностью вращения вокруг его горизонтальной оси 17. При этом в качестве гибкого неметаллического материала для изготовления ленты выбрана резинотканевая конвейерная лента с синтетическим кордом.

Корпуса направляющих роликов 12 снабжены болтами 18 (см. фиг.2) для регулирования положения противовеса относительно направляющих корпуса 3 привода, перемещая его вперед или назад, влево или вправо для обеспечения работы тяговой цепи в оптимальных условиях нагружения (см. фиг.2).

Рама 2 снабжена металлическими колесами 19, установленными на индивидуальных эксцентрично выполненных осях 20 (см. фиг.4) с возможностью ограниченного поворота. Для отката привода от устья скважины 21 на основании 1 вмонтирована лебедка 22 (см. фиг.5). Основание 1 также снабжено отжимными устройствами, выполненными в виде болтов 23 для перемещения привода в горизонтальной плоскости и по оси, перпендикулярной к оси перемещения привода от устья скважины. При этом сама рама 2 выполнена с возможностью фиксации относительно основания 1 в любых положениях. Ведомая звездочка 7 (см. фиг.6) установлена с возможностью ограниченного перемещения вдоль оси 24 преобразующего механизма для регулирования натяжения тяговой цепи 8, а также ограниченного перемещения вдоль своей оси и фиксации. Для автоматического аварийного торможения привода, в случае обрыва штанг насоса, при котором возможно падение груза противовеса 10, или при аварийных скачках тока в цепи электродвигателя 4, а также для торможения при его отключении для технического обслуживания корпус редуктора 5 снабжен электромеханической системой 25 аварийного торможения (см. фиг.7). Смазка тяговой цепи обеспечивается смазочным маслом, поступающим из отверстия ковшей 26 (см. фиг.6), установленных по обе стороны противовеса 10 и черпающих смазочное масло при работе привода из емкости 27, закрепленной к нижней части корпуса 3. На раме 2 установлен отключаемый ручной привод 28 (см. фиг.8) с отводимой опорой 29, выполненный в виде самотормозящейся червячной пары, червячное колесо 30 которой установлено на быстроходном валу 31 редуктора 5, а червяк 32 установлен в опорах 33 вращения отводимой опоры 29 и связан с приводной рукояткой 34 для вращения.

Подредукторная плита 35 и плита 36 (см. фиг.1) под опорой ведущей звездочки снабжены болтами 37 и 38 соответственно для регулирования их положения по двум взаимно перпендикулярным осям.

Привод цепной работает следующим образом.

Его доставляют к устью скважины и устанавливают на основании 1 так, чтобы ось рамы 2 совмещалась с осью скважины 21. При этом точную регулировку осуществляют болтами 23 отжимного устройства (см. фиг.1). Далее регулируют положение редуктора 5 и ведущей звездочки 6 болтами 37 и 38 подредукторной плиты 35 и плиты 36 под опорой ведущей звездочки относительно двигателя 4. Затем добиваются совмещения узла подвески 14 штанг с осью устьевого штока скважины 21 перемещением всей конструкции привода вперед или назад после предварительного подъема над основанием 1 поворотом эксцентриковых осей 20 колес 19 (см. фиг.4) на величину их эксцентриситета, при котором колеса 19 рамы опираются на основание 1. После окончания регулировки поворотом эксцентриковых осей 20 раму снова сажают на основание. Также производят регулировку ведомой звездочки 7 (см. фиг.6) смещением ее оси вверх или вниз вдоль оси 24 преобразующего механизма, предварительно ослабив фиксирующие болты 39, тем самым обеспечив оптимальное натяжение тяговой цепи. Перемещая ведомую звездочку влево или вправо относительно ее оси, добиваются минимального отклонения плоскости тяговой цепи 8 от плоскости вращения ведомой и ведущей звездочек 7 и 6 соответственно. По окончании операции регулировки фиксирующие болты 39 затягивают.

На раме также монтируют и отключаемый ручной привод 28 (см. фиг 8) с отводимой опорой 29, с помощью которого, вращая приводной рукояткой 34, опускают узел подвески 14 в нижнее положение и соединяют его с устьевым штоком, после чего отключаемый ручной привод убирают. К корпусу редуктора 5 закрепляют электромеханическую систему 25 аварийного торможения. С помощью болтов 18 корпуса направляющих роликов 12 (см. фиг.2) регулируют положение противовеса с комплектом грузов относительно направляющих корпуса 3 привода, перемещая вперед или назад, влево или вправо для обеспечения работы тяговой цепи 8 в оптимальных условиях нагружения. На фундаментной плите монтируют лебедку 22, в емкость 27 заливают смазочное масло необходимого объема, после чего двигатель 4 привода запускают в работу, который через редуктор вращательное движение передает ведущей звездочке 6, и далее приходит в движение механизм, преобразующий вращательное движение в возвратно-поступательное. При этом каретка 9, соединенная с тяговой цепью 8, передает свое возвратно поступательное движение противовесу 10, который в свою очередь передает возвратно-поступательное движение через гибкую неметаллическую ленту 13 и узел подвески 14 штанг к колонне штанг 15.

В случае необходимости проведения различных ремонтно-восстановительных работ или при подземном ремонте скважин поворотом эксцентриковых осей 20 (см. фиг.5 и 6) колеса рамы 2 переводят в нижнее положение до контакта с основанием, при котором рама поднимается на величину эксцентриситета осей 20 (см. фиг.4) над основанием, и с помощью лебедки 22 (см. фиг.5) или механического привода раму на колесах вместе с приводом откатывают от устья скважины на необходимое расстояние. После окончания работ в скважине установку привода в рабочее положение осуществляют в обратной последовательности.

В процессе работы привода, когда противовес 10 находится в крайнем нижнем положении, ковши 26 (см. фиг.6) каждый раз погружаются в емкость 27 и наполняются смазочным маслом. Во время хода вверх масло через отверстия боковой стенки ковшей, установленных симметрично по обе стороны от тяговой цепи 8, вытекает и непрерывной струей смазывает тяговую цепь. Излишки масла стекают с цепи обратно в емкость. При эксплуатации скважины могут возникать аварийные ситуации из-за обрыва штанг, короткого замыкания, обрыв фазы, при котором создается опасность падения противовеса 10 с комплектом грузов, что может вызывать разрушающие действия и угрозу жизни оператору. В случае аварийной ситуации противовес начинает ускорять движение привода, при котором датчик 40 аварийного тормоза 25 фиксирует отклонение частоты вращения вала редуктора 5 и блок управления автоматически включает электромагнит 41 (блок управления не показан). Последний поворачивает спусковой крючок 42 и освобождает рычаг 43, который под действием тяги 44 поворачивается на резьбовой оси 45 и давит на кнопку 46 тормоза 47, в результате колодки 48 прижимаются к вращающемуся барабану 49 и тормозят входной вал редуктора, тем самым предотвращая опасность.

При проведении ремонтных работ или технического осмотра состояния основных узлов и деталей привода возникает необходимость перемещения рабочих органов привода в нужное положение. Для этого случая в электромеханической системе торможения предусмотрен ручной привод. Для его использования вынимают стопор 50 червяка 51, наклоняют червяк за рукоятку 34. Далее вращением рукоятки находят положение, в котором червячная пара окажется в зацеплении, после чего стопор 50 вставляют обратно. Затем отключают фиксатор 52 вала и тормоз 47.

На фиг. 11 представлен узел подвески штанг. На фиг.11 приняты следующие обозначения: 13 - лента,14 - узел подвески, 15 - колонна штанг, 53 - клин-отклонитель с клиновидной нижней частью, 54 - канаты, 55 - втулка.

Узел подвески 14 установлен с возможностью перемещения относительно колонны штанг 15. Клин-отклонитель 53 посредством каната 54 соединен с узлом подвески 14. Втулка 55 ограничивает перемещение вверх узла подвески 14 относительно колонны штанг 15.

В случае зависания в скважине колонны штанг 15 оказываются в верхнем положении сама колонна штанг 15 с втулкой 55, узел подвески 14 и клин-отклонитель 53, соединенные канатами 54.

При ходе вверх противовеса 10 лента 13 с клин-отклонителем 53 опускается вниз. При этом клин-отклонитель 53 своей клиновидной частью опирается на верх колонны штанг 15 и втулку 55. Любой клин, будучи в контакте своей вершиной с опорой, не способен удержаться на опоре и сваливается с опоры. Также и клин-отклонитель 53, будучи в контакте клиновидной нижней частью с опорой в виде верха колонны штанг 15 и втулки 55, сваливается вниз, зависает на канатах 54 и через канаты 54 тянет вниз узел подвески 14. Узел подвески 14 вместе с клин-отклонителем 53 перемещается вниз вдоль по колонне штанг 15 и тянет за собой ленту 13. Лента 13 натягивается. Создаются условия, при которых лента 13 не попадает в элементы цепного привода и не сминается. В этот момент выключают привод до опускания колонны штанг 13 в скважину.

При продолжающейся работе цепного привода в случае зависания колонны штанг 15 лента 13 вместе с клин-отклонителем 53, канатами 54 и узлом подвески 14 совершает возвратно-поступательные движения вверх и вниз относительно колонны штанг 15 с постоянным натяжением ленты 13.

Таким образом, надежность эксплуатации цепного привода повышается за счет исключения зависания ленты и ее смятия при зависании колонны штанг в скважине.

Привод цепной для скважинного штангового насоса, включающий установленные на основании на единой раме корпус, двигатель, редуктор, размещенные в корпусе ведущую и ведомую звездочки, охваченные замкнутой тяговой цепью, связанной с кареткой, соединенной с противовесом, выполненным П-образной формы в поперечном сечении и установленным в направляющих корпуса с размещением цепи в его открытой полости, соединенным через связывающий элемент с узлом подвески штанг, вертикальные оси симметрии преобразующего механизма, противовеса и связующего элемента, расположенные в непосредственной близости от одной вертикальной плоскости, механизм для отката привода от устья скважины, ленту из гибкого неметаллического эластичного материала, связывающую элемент противовеса с узлом подвески штанг, барабан для связи противовеса с узлом подвески лентой, установленный с возможностью вращения вокруг горизонтальной оси, направляющие ролики катков противовеса из неметаллического материала, корпуса которых снабжены болтами для регулирования положения противовеса относительно направляющих корпуса привода, раму привода на фундаментной плите, снабженной отжимными устройствами для перемещения привода в горизонтальной плоскости и по оси, перпендикулярной к оси перемещения привода от устья скважины, систему торможения редуктора, болты для регулирования положения звездочек на плите подредукторной и плите под опорой ведущей звездочки, отличающийся тем, что лента из гибкого неметаллического эластичного материала в узле подвески штанг снабжена клин-отклонителем общим весом, большим, чем вес ленты, а нижняя часть клин-отклонителя выполнена с клиновидной нижней частью, установленной с возможностью контактирования с узлом подвески штанг.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механическому креплению вставного скважинного штангового насоса в колонне насосно-компрессорных труб. Узел крепления включает муфту 6 с внутренней цилиндрической поверхностью и конусным участком и посадочный цилиндр 7 насоса с ответным конусным участком.

Изобретение относится к технике механизированной добычи нефти: в частности добыче вязких и высоковязких нефтей, а также нефтей, содержащих механические примеси. Штанговая насосная установка содержит колонны насосно-компрессорных труб и штанг.

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано в оборудовании для добычи нефти для создания возвратно-поступательного движения штангового скважинного насоса.

Изобретение относится к устройствам для добычи нефти и природных битумов и может быть использовано в качестве привода штангового насоса. Безбалансирный станок-качалка содержит стойку-опору 1, на которой установлен мотор-редуктор 2, ходовые винты 3, 4, соосные штанге и оси скважины, с установленными на них гайками 5, 6, которые жестко прикреплены к концам траверсы 7, закрепленной на штанге.

Изобретение касается нефтедобывающего оборудования, а именно станков-качалок. Перед началом работы на промысле станок-качалку без изменения его конструкции дополнительно ориентируют в горизонтальной плоскости, поворачивая вокруг оси устьевого фланца промысловой скважины, и добиваются его оптимального расположения относительно всех действующих на него инерционных сил.

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности, в приводах запорной арматуры, в лебедках буровых установок, в колесных и/или бортовых редукторах тракторов, экскаваторов, роботах для пожаротушения.

Изобретение относится к оборудованию для добычи нефти с помощью штанговых скважинных насосных установок (ШСНУ), которые широко применяются при добыче нефти, а именно к приводу ШСНУ - балансирному станку-качалке.

Изобретение относится к технике добычи нефти и может быть использовано для подъема жидкости из скважины. Установка включает скважинный насос, соединенный с заглушенным снизу цилиндром с боковыми отверстиями, в котором установлен полый плунжер, и с кожухом, соединенным с хвостовиком с пакером на конце.

Способ включает возвратно-поступательное перекатывание по обсадной трубе тора и перемещение тором полого штока. С нижнего конца обсадной трубы в обсадную трубу всасывается смесь воды и нефти, а на верхнем конце обсадной трубы смесь выдавливается из обсадной трубы, при этом в обсадной трубе смесь разделяют на нефть и воду, которые удаляют в соответствующие системы сбора.

Изобретение относится к насосным штангам, используемым в установках для добычи жидкости из скважин штанговыми скважинными насосами и штанговыми винтовыми насосами, и может быть применена для добычи нефти из нефтяных наклонно-направленных скважин, скважин с боковыми стволами, а также при добыче высоковязких нефтей.

Изобретение относится к техническим средствам для подъема жидкости из скважин и может быть использовано для добычи нефти скважинными штанговыми насосами. Привод насоса содержит двигатель, редуктор, механизм, преобразующий вращательное движение в возвратно-поступательное. Последний включает ведущий и ведомый шкивы, охваченные непрерывным гибким звеном, связанным с кареткой, соединенной с противовесом, связанным через гибкое звено с узлом подвески штанг. Оси преобразующего механизма, противовеса и гибкого звена находятся вблизи одной вертикальной плоскости. Верхний ведомый шкив установлен в корпусе с возможностью вращения и ограниченного перемещения вдоль оси преобразующего механизма. Для регулирования натяжения непрерывного гибкого звена применен натяжной механизм, состоящий из подвижного корпуса с осью шкива, установленного на продольных салазках корпуса и соединенного с толкателем. Толкатель натяжного механизма выполнен в виде гидравлической пары цилиндр-поршень, подвижная часть которой подпирает корпус верхнего шкива. Натяжной механизм выполнен в виде гидравлического плунжерного или поршневого насоса, сообщенного через нагнетательный клапан с цилиндром толкателя, который сообщен с питательной емкостью, сообщенной через всасывающий клапан с насосом. Подвижная часть последнего снабжена грузом, подобранным с возможностью перемещения подвижной части толкателя при ослаблении натяжения непрерывного гибкого звена ниже выбранной величины усилия натяжения. Увеличивается срок службы гибкого звена и привода в целом, а также уменьшаются динамические нагрузки на скважинное оборудование. Сокращаются трудоемкость и затраты на обслуживание привода. 3 ил.

Изобретение относится к скважинным штанговым насосным установкам. Скважинная штанговая насосная установка состоит из неподвижной гибкой длинномерной трубы, внутри которой размещена подвижная гибкая длинномерная штанга, один конец которой соединен с силовым приводом на поверхности, а второй - с рабочим органом погружного плунжерного или винтового насоса. Места входа и выхода подвижной гибкой длинномерной штанги и неподвижной гибкой трубы уплотнены. Кольцевое пространство между ними заполнено смазывающей жидкостью и имеет канал на устьевом конце. Нижний и верхний концы неподвижной гибкой трубы соединены с устьевым и насосным патрубками. На нижнем конце штанги расположен стакан, заполненный жидкостью с большим удельным весом, которая обеспечивает защиту уплотнения плунжерного насоса. Гибкая длинномерная штанга может совершать вращательное или возвратно-поступательное движения. Как другой вариант, на нижнем конце штанги расположен перевернутый стакан, заполненный смазывающей жидкостью, которая обеспечивает защиту уплотнения скважинного насоса, а для его подпитки, между ним и кольцевым пространством, установлен тарированный на расчетное давление перепускной клапан. Для доставки на поверхность скважинной жидкости может использоваться отдельная лифтовая колонна или многоканальный колтюбинг. Повышается надежность работы глубинного насоса, увеличивается межремонтный период и уменьшается энергия, затрачиваемая на работу насоса. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации станков-качалок, расположенных на небольших расстояниях. Между приводным двигателем и станками-качалками установлены центральная муфта включения, многоступенчатый центральный редуктор, угловые зубчатые редукторы, боковые муфты включения и карданные передачи. Три пары шестерен, простой трехзвенный планетарный механизм и шесть муфт переключения обеспечивают 18 передач в широком диапазоне передаточных чисел. Многоступенчатый редуктор обеспечивает надежный запуск в работу станков-качалок за счет высокого передаточного числа низших передач и выбор оптимальной частоты качания ШГН (штанговых глубинных насосов) за счет распределения передаточных чисел по широкому диапазону. Расширяются эксплуатационные возможности станков-качалок за счет улучшения уравновешенности их работы. 3 ил.

Изобретение относится к скважинным насосным установкам со штанговыми приводами для подъема жидкости из скважин, особенно из сильно искривленных, с высоковязкими нефтями, с большим содержанием твердых частиц и с большим газовым фактором. Установка состоит из лифтовой колонны, подвижной длинномерной гибкой штанги, расположенной внутри неподвижной длинномерной гибкой трубы с образованием кольцевого пространства, заполненного смазывающей жидкостью. Гибкая штанга соединена своим верхним концом с источником возвратно-поступательного движения и нижним концом с плунжером погружного гидропривода объемного насоса. Приводная жидкость в рабочей камере погружного гидропривода является одновременно рабочей жидкостью погружного объемного насоса. Верхняя часть плунжера погружного гидропривода расположена в полости кольцевого пространства со смазывающей жидкостью, которая соединена с полостью рабочей камеры гидропривода посредством канала, выполненного внутри плунжера. В нем установлен, по крайней мере, один тарированный на расчетное давление перепускной клапан. Повышается надежность работы, увеличивается срок межремонтной эксплуатации. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к средствам для подъема жидкости из скважин и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности. Привод содержит двигатель, редуктор, механизм, преобразующий вращательное движение в возвратно-поступательное. Включает ведущий и ведомый шкивы, охваченные непрерывным гибким звеном, связанным с кареткой, соединенной с противовесом, установленным в направляющих корпуса и связанным через гибкое звено с узлом подвески штанг. Верхний шкив установлен в корпусе с возможностью вращения и ограниченного перемещения вдоль оси преобразующего механизма для регулирования натяжения непрерывного гибкого звена при помощи натяжного механизма, состоящего из подвижного корпуса с осью шкива, установленного на продольных салазках корпуса и соединенного с толкателем. Толкатель выполнен в виде гидравлической пары цилиндр-поршень, подвижная часть которого подпирает корпус верхнего шкива. Натяжной механизм выполнен в виде гидравлического насоса, сообщенного через нагнетательный клапан с полостью цилиндра толкателя, который сообщен с питательной емкостью, сообщенной через всасывающий клапан с насосом. Подвижная часть насоса соединена с рычагом с возможностью поворота относительно корпуса привода и взаимодействия с противовесом для перемещения вверх подвижной части толкателя. Питательная емкость оборудована сверху грузом, создающим избыточное давление в питательной емкости и в полости цилиндра насоса, для возврата подвижной части насоса с рычагом в исходное положение. Увеличивается срок службы гибкого звена и привода в целом. Сокращаются трудоемкость и затраты на обслуживание. 3 ил.

Изобретение относится к средствам для подъема жидкости из скважин и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности. Привод содержит двигатель, редуктор, механизм, преобразующий вращательное движение в возвратно-поступательное. Включает ведущий и ведомый шкивы, охваченные непрерывным гибким звеном, связанным с кареткой, соединенной с противовесом. Верхний шкив установлен в корпусе с возможностью вращения и ограниченного перемещения вдоль оси преобразующего механизма. Толкатель натяжного механизма выполнен в виде гидравлической пары цилиндр-поршень, подвижная часть которого подпирает корпус верхнего шкива. Натяжной механизм выполнен в виде гидравлического насоса, сообщенного с полостью цилиндра толкателя, который сообщен через регулирующее устройство с питательной емкостью, сообщенной с насосом. Подвижная часть насоса соединена с рычагом с возможностью поворота относительно корпуса привода и взаимодействия с противовесом для перемещения вверх подвижной части толкателя при ослаблении натяжения непрерывного гибкого звена ниже выбранной величины усилия натяжения. Увеличивается срок службы привода. Уменьшаются динамические нагрузки на скважинное оборудование. Сокращаются трудоемкость и затраты на обслуживание привода. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к средствам для подъема жидкости из скважин и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности для добычи нефти. Привод содержит двигатель, редуктор, механизм, преобразующий вращательное движение в возвратно-поступательное, включающий ведущий и ведомый шкивы, охваченные непрерывным гибким звеном, связанным с кареткой, соединенной с противовесом. Оси преобразующего механизма, противовеса и гибкого звена находятся вблизи одной вертикальной плоскости. Верхний шкив установлен в корпусе с возможностью вращения и ограниченного перемещения вдоль оси преобразующего механизма для регулирования натяжения непрерывного гибкого звена при помощи натяжного механизма, состоящего из подвижного корпуса, установленного на продольных салазках корпуса привода и соединенного с толкателем. Толкатель натяжного механизма выполнен в виде гидравлической пары цилиндр-поршень. Его подвижная часть подпирает корпус верхнего шкива. Натяжной механизм выполнен в виде плунжерного или поршневого насоса, сообщенного через нагнетательный клапан с полостью цилиндра толкателя, который сообщен через регулирующее устройство с питательной емкостью, сообщенной через всасывающий клапан с насосом, подвижная часть которого соединена с рычагом с возможностью поворота относительно корпуса привода и взаимодействия через гибкую связь с противовесом. Место крепления гибкой связи к рычагу равноудалено от места соединения гибкой связи с противовесом в крайних его положениях. Длина гибкой связи равна разности половины длины хода противовеса и половины длины хода рычага. Увеличивается срок службы гибкого звена и привода, а также уменьшаются динамические нагрузки на скважинное оборудование, сокращаются трудоемкость и затраты на обслуживание привода. 3 ил.

Изобретение относится к области добычи нефти с помощью скважинных нефтяных насосов. В гидравлической системе, приводящей в движение нефтяной скважинный насос, содержится двунаправленный поршневой насос переменного объема, участок обнаружения выпускной скорости, участок обнаружения выпускного давления и пропорциональный соленоидный управляющий клапан. Они выполнены в виде единой конструкции блока в той же обшивке, что и корпус насоса. Корпус насоса включает участок соединения, который выполнен на боковой поверхности обшивки и с которым соединен выпускной канал насоса внешнего пилотного гидравлического контура и второй пилотный канал, который подает внешнее пилотное давление от участка соединения пилотному каналу между выпускным каналом поршневого насоса и пропорциональным соленоидным управляющим клапаном. Также содержит средство, которое механически перекрывает подачу внешнего пилотного давления, когда выпускное давление поршневого насоса находится ниже заданного давления. В результате, гидравлическая система, приводящая в движение нефтяной скважинный насос, способна исключать возникновение кавитации, даже когда система управления останавливается. Это может быть обеспечено простой конструкцией, не зависящей от электрических средств управления и не вызывающей увеличение стоимости. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к устройству для стопорения трансмиссии погружного глубинного насоса для скважин от нежелательного вращения. Раскрыт стопор обратного вращения для погружного насоса для скважин, причем стопор обратного вращения расположен в приводной головке. Стопор обратного вращения содержит корпус и зажимной инструмент для фиксации верхней штанги. Зажимной инструмент имеет по меньшей мере два сменных контактных элемента, присоединенных к соответствующим держателям, подвижно установленным внутри корпуса посредством установочных винтов, с помощью которых верхняя штанга является фиксируемой с возможностью разъединения. Каждый установочный винт снабжен колпачком, допускающим свое крепление с обращенной от держателя стороны установочного винта только тогда, когда контактные элементы не прилегают к верхней штанге. Повышается эксплуатационная безопасность. 9 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области механизированной добычи нефти, позволяет осуществлять добычу из фонда скважин, осложненных вязкостью и механическими примесями. Насосная установка содержит колонны насосных труб и штанг, замковую опору, цилиндр с установленными одна над другой ступенями разного диаметра. На колонне насосных штанг подвешены два соединенных соосно между собой и подвижно расположенных внутри цилиндра полых плунжера меньшего и большего диаметра с всасывающим и нагнетательным клапанами. Всасывающий клапан установлен в плунжере большего диаметра, полость которого сообщается с полостью цилиндра с помощью отверстий. Груз соединен с нижним концом плунжера большего диаметра. Замковая опора снабжена втулкой-скребком. Верхняя часть цилиндра снабжена тороидальными грузами. В нижнем конце плунжера меньшего диаметра установлена нагнетательная клапанная коробка диаметром, превышающим диаметр этого плунжера. Максимальное расстояние от верха клапанной коробки до места сочленения ступеней цилиндра больше длины хода плунжеров. В нижней части плунжера большего диаметра выполнен клапан компенсации утечек. Тороидальные грузы снабжены резиновыми уплотнительными кольцами, посадочное место для которых выполнено повышенной чистоты. Над тороидальными грузами на наружной поверхности цилиндра размещены подпружиненные фиксаторы, в форме равнобедренного треугольника, вершина которого направлена вверх. Обеспечивается полноценная работоспособность насоса, исключается попадание мехпримесей в зазор между стенкой насоса и внутренней стенкой замковой опоры. 1 ил.
Наверх