Колесный трактор для работы на склонах

Изобретение относится к крутосклонным колесным тракторам. Колесный трактор имеет остов со всеми агрегатами, а конечная передача на ведущие колеса выполнена с применением цевочного механизма. Цевочное колесо крепится к диску обода колеса, а шестерня - к полуоси. Вертикальность положения ведущих колес достигается механизмом, состоящим из поперечно расположенных балок, соединенных шарнирно с осями колес, имеющих вертикальные кронштейны. Балки помещены в изогнутых по дуге направляющих и подвергаются воздействию гидроцилиндров, управляемых маятниковым датчиком с гидрораспределителем. Достигается упрощение конструкции трактора и уменьшение буксования. 6 з.п. ф-лы, 11 ил.

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к крутосклонным колесным тракторам.

Известны крутосклонные трактора, содержащие ведущий мост с качающими вокруг полуосей бортовыми редукторами, поворот которых осуществляется при помощи гидроцилиндров двустороннего действия от автомата-стабилизатора маятникового датчика с гидрораспределителем и связанные кинематически при помощи различных шарнирных тяг [А.С. СССР №№493378 (1975 г.), 499148 (1976 г.), 550304 (1977 г.), 701857 (1979 г.), 749699 (1980 г.), 986815 (1983 г.)].

Эти устройства имеют сложную конструкцию и недостаточную надежность при эксплуатации трактора на склонах.

Задачей изобретения является упрощение конструкции конечной передачи и уменьшение буксования ведущих колес.

Поставленная задача решается выполнением конечной передачи в виде открытой передачи шестерня-цевочное колесо, причем шестерня устанавливается жестко на полуоси (валу), а цевочное колесо в виде кольца - на диске обода ведущего колеса, что создает дополнительный кантующий момент относительно геометрической оси ведущего колеса, способствующий уменьшению буксования. Цевочное колесо имеет два кольцевых диска, жестко связанные между собой при помощи пальцев с установленными на них с зазором втулками, изготовленными из высокопрочной, износостойкой стали, внешнее кольцо имеет большую ширину и закреплено на диске обода при помощи болтов с потайной головкой. Расстояние а от ступицы колеса до кромки диска обода больше высоты зуба шестерни. Вертикальность положения ведущих колес, установленных на подшипниках оси при работе на склонах достигается механизмом, состоящим из балок, концы которых шарнирно при помощи горизонтально расположенных пальцев соединены с кронштейнами картера заднего моста и с осями колес, и штанг, соединенных шарнирно, перекрестно балкам, с кронштейнами оси колеса, направленными перпендикулярно вверх, и с кронштейнами балки, направленными перпендикулярно оси балки вниз, причем длины кронштейнов одинаковы. Для ограничения ведущего колеса от перемещения взад-вперед балки установлены в изогнутых по дуге параллельных направляющих, жестко связанных с картером заднего моста, и в шарнирном соединении балки с кронштейном картера предусмотрены сферические втулки. Поток масла при наклоне маятникового датчика направляется к гидроцилиндрам одностороннего действия, установленных сбоку картера заднего моста и воздействующих на балки. При работе трактора на равнинах балки фиксируются в горизонтальном положении при помощи болтов, пропущенных в отверстия проушин балки и направляющих, и выключается маятниковый датчик или же снимается весь механизм и на картере заднего моста закрепляется сквозная ось с цапфами на концах для установки ведущих колес.

На фиг.1 изображен колесный трактор на горизонтальной площадке с цевочным приводом ведущих колес (вид сзади); на фиг.2 - вид ведущего колеса по А-А; на фиг.3 - вид колесного трактора на склоне; на фиг.4 - изменение положения оси ведущего колеса относительно шестерни; на фиг.5 - гидравлическая схема привода изменения ведущих колес на равнине; на фиг.6 - то же на склоне; на фиг.7 - разрез по Б-Б направляющих; на фиг.8 - разрез по В-В соединения балки с осью; на фиг.9 - сечение Г-Г цевочного колеса; на фиг.10 - вид I без штанги; на фиг.11 - сечение Д-Д, шарнирное соединение балки с кронштейном корпуса заднего моста.

Трактор имеет корпус 1 заднего моста (остов), два ведущих колеса 2 с шинами 3, установленных на осях 4 на подшипниках 5, ступица 6 колеса имеет диск 7, соединенный жестко с диском 8 обода 9. На диске 8 обода колеса закреплено цевочное колесо 10, состоящее из двух кольцевых дисков 11 и 12, жестко соединенных при помощи пальцев 13 с установленными на них с зазором втулками 14 из высокопрочной, износостойкой стали, причем внешнее кольцо 12 имеет большую ширину и закреплено на диске 8 обода при помощи болтов 15 с потайной головкой. Ведущая шестерня 16 цевочной передачи жестко установлена на полуоси 17 трактора. Для достижения вертикальности ведущих колес на склонах предусмотрен механизм, состоящий из балок 18, внутренние концы которых соединены шарнирно при помощи осей 19 с кронштейнами 20 заднего моста, а наружные концы соединены шарнирно с осями 4 колес. На оси колес предусмотрены кронштейны 21, перпендикулярные к оси и направленные вверх, а на балке - кронштейны 22, перпендикулярные к балке и направленные вниз и равные по длине с кронштейном 21. Эти кронштейны соединены между собой соответственно с двух сторон балки шарнирно штангами 23. Параллельные, изогнутые по дуге направляющие 24 ограничивают положение балок 18 в продольном трактору направлении, а сферические втулки 25, 26 позволяют балке поворачиваться без изгибающих усилий. Гидросистема устройства имеет гидроаккумулятор 27, золотниковый распределитель 28, золотник 29 которого при помощи тяги 30 соединен с маятниковым датчиком 31, и двух гидроцилиндров 32 одностороннего действия, установленных сбоку с двух сторон картера заднего моста и шток 33 которых опираются шарнирно на балки. При работе на равнинных землях балки 18 фиксируются в горизонтальном положении болтом 34 в проушинах 35 балки и 36 направляющих.

Колесный трактор для работы на склонах работает следующим образом. Выполнение диска ступицы на величину а больше высоты зуба шестерни позволяет выполнить зацепление шестерни с цевочным колесом. Регулированием длины тяги 30 достигается нейтральное положение золотника 29 в корпусе. При работе трактора на склоне с углом α происходят наклон маятникового датчика 31 и изменение положения золотника (фиг.6). Масло из гидроаккумулятора 27 поступает в гидроцилиндр 32, шток 33 которого давит на левый брус 18, поворачивая его вокруг оси 19, при этом конец бруса опускается вниз, а направляющая 24 ограничивает его продольное перемещение, ось колеса 4 с положения О перемещается в положение О2 (фиг.4), т.е. колесо опускается вниз. Полость правого гидроцилиндра 32 соединяется со сливом, при этом под тяжестью трактора масло сливается из гидроцилиндра и конец правого бруса поднимается вверх, приподнимается правое колесо, ось которого из положения О перемещается в положение O1 (фиг.4). Вертикальность положения колес достигается наличием шарнирного механизма, штанги 23 левого колеса тянут кронштейны 21 оси левого колеса, а штанги правого колеса толкают кронштейны оси правого колеса. Направляющие 24 и сферические втулки 25, 26 позволяют занимать осям колес положение O1 и O2 (фиг.4). При работе на равнинных землях сложный механизм вертикальной стабилизации колес снимается и устанавливается цельная ось с цапфами с двух концов для установки колес. Закрепление цевочного колеса на диске 8 обода 9 колеса остается прежним. Упрощается конструкция конечной передачи.

Применение открытой цевочной передачи для привода ведущих колес позволяет уменьшить буксование вследствие того, что касательная сила F1 на плече R1 относительно геометрической оси вращения О ведущего колеса трактора (фиг.2) будет создавать кантующий момент Мк=F1R1, воспринимая при этом часть крюковой нагрузки при одновременном снижении касательной силы F2 в зоне пятна контакта ведущего колеса с опорной поверхностью почвы.

1. Колесный трактор для работы на склонах, содержащий остов со всеми агрегатами, маятниковый датчик крена с золотниковым распределителем потока масла на два гидроцилиндра, отличающийся тем, что с целью повышения тягово-сцепных свойств ведущих колес конечная передача выполнена в виде открытой передачи шестерня-цевочное колесо, причем шестерня установлена жестко на полуоси, а цевочное колесо в виде кольца - на диске обода ведущего колеса, что создает дополнительный кантующий момент относительно геометрической оси ведущего колеса, способствующий уменьшению буксования.

2. Трактор по п.1, отличающийся тем, что цевочное колесо имеет два кольцевых диска, жестко связанных между собой при помощи пальцев с установленными на них с зазором втулками, изготовленными из высокопрочной износостойкой стали, внешнее кольцо имеет большую ширину и закреплено на диске обода при помощи болтов с потайной головкой.

3. Трактор по п.1, отличающийся тем, что расстояние а от ступицы колеса до кромки диска обода больше высоты зуба шестерни.

4. Трактор по п.1, отличающийся тем, что вертикальность положения ведущих колес, установленных на подшипниках оси при работе на склонах, достигается механизмом, состоящим из балок, концы которых шарнирно при помощи горизонтально расположенных пальцев соединены с кронштейнами картера заднего моста и осями колес, и штанг, соединенных шарнирно, перекрестно балкам, с кронштейнами оси колеса, направленными перпендикулярно вверх, и с кронштейнами балки, направленными перпендикулярно оси балки вниз, причем длины кронштейнов одинаковы.

5. Трактор по п.1, отличающийся тем, что для ограничения ведущего колеса от перемещения взад-вперед балки установлены в изогнутых по дуге параллельных направляющих, жестко связанных с картером заднего моста, и в шарнирном соединении балки с кронштейном картера предусмотрены сферические втулки.

6. Трактор по.1, отличающийся тем, что поток масла при наклоне маятникового датчика направляется к гидроцилиндрам одностороннего действия, установленных сбоку картера заднего моста и воздействующих на балки.

7. Трактор по п.1, отличающийся тем, что при работе трактора на равнинах балки фиксируются в горизонтальном положении при помощи болтов, пропущенных в отверстия проушин балки и направляющих, и выключается маятниковый датчик или же снимается весь механизм и на картере заднего моста закрепляется сквозная ось с цапфами на концах для установки ведущих колес.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Устройство для повышения прочности кузова транспортного средства при опрокидывании содержит датчик углового положения транспортного средства, подключенный к источнику постоянного тока - аккумулятору.

Изобретение относится к системам повышения безопасности движения карьерных автомобилей. Система предотвращения аварий карьерного автомобиля с антиблокировочной системой тормозов содержит две штанги, установленные на горизонтальном кронштейне кузова с возможностью поворота в вертикальное и горизонтальное положение, дальномеры, установленные на штангах, пневмоцилиндры, соединенные со штангами.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, обеспечивающим пассивную безопасность пассажиров при опрокидывании в поперечной плоскости транспортного средства.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, снижающим вероятность опрокидывания транспортного средства в поперечной плоскости.

Изобретение относится к устройствам безопасности и предназначено для предотвращения опрокидывания транспортного средства. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам, обеспечивающим пассивную безопасность пассажиров при опрокидывании в поперечной плоскости транспортного средства (например, автобусов), за счет автоматического срабатывания антиопрокидывающего узла.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, снижающим вероятность опрокидывания транспортного средства в поперечной плоскости.

Изобретение относится к тракторному машиностроению и может быть использовано при работе трактора с тяжелыми навесными или полунавесными сельскохозяйственными машинами.

Изобретение относится к гусеничным тракторам, преимущественно сельскохозяйственного назначения, агрегатируемым с орудиями посредством задней навески. .

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство для повышения устойчивости и тягово-сцепных характеристик трелевочного трактора включает гидроцилиндр, электрогидрораспределитель, гидромагистрали, электронный блок управления. Смещение центра тяжести в продольном направлении осуществляется перемещением подвижной платформы согласно сигналу тензодатчиков, расположенных на осях опорных катков трактора, а в поперечном направлении - поворотом стрелы, величина которого определяется показаниями гироскопа и датчика веса. Достигается повышение устойчивости и тягово-сцепных характеристик агрегата при трелевке леса на лесозаготовках. 2 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства расположено в верхней части кузова и содержит датчик углового положения транспортного средства, источник питания, соединенный с пиропатроном газогенератора, подключенного к пневмоцилиндру, имеющему фиксаторы штока, на конце которого закреплен упор. Газогенератор одновременно наполняет газом через один патрубок пневмоцилиндр, из которого выталкивается шток с упором, через второй патрубок пневмокамеру, закрепленную концами на боковине кузова транспортного средства, а центральной частью на упоре. Достигается повышение скорости срабатывания антиопрокидывающего узла и снижение его массы, а следовательно, обеспечение пассивной безопасности транспортного средства. 3 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Устройство для повышения прочности кузова транспортного средства при опрокидывании содержит датчик углового положения транспортного средства, подключенный к источнику постоянного тока - аккумулятору. При наличии сигнала аккумуляторная батарея подключается к электромагниту, в котором образуется электромагнитное поле, втягивающее замок. Замок освобождает пружинную педаль и выталкивающий рычаг, выдвигающие стержень. Верхний конец стержня перемещается по направляющей, закрепленной в верхней части стойки боковины, и упирается в опорный узел, содержащий пружинный фиксатор. Нижний конец стержня вместе с плечом выталкивающего рычага перемещается в сторону внутреннего пространства салона транспортного средства, не касаясь верхней части днища кузова. Достигается повышение безопасности транспортного средства. 2 ил.
Наверх