Способ определения азимута

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение при разработке, изготовлении и эксплуатации самоориентирующихся гироскопических систем курсоуказания и курсокреноуказания. Технический результат - повышение точности, упрощение реализации и повышение надежности. Для достижения данного результата включают режим гирокомпаса для первоначального приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в северном или южном направлении. После приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана и фиксации с курсового датчика угла значения азимута производят ускоренный разворот курсового гироскопа в азимуте на угол π и включают режим гирокомпаса для приведения в первоначальном направлении. После этого определяют положение, в котором скорость приведения равна нулю, и проводят определение значения истинного азимута согласно выражению:

A u c m = A 1 + A 2 + π 2 при A1>A2 или A u c m = A 1 + A 2 π 2 при A12,

где A1 - значение азимута после первого приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана, А2 - значение курсового угла, при котором скорость приведения в положении, противоположном первому значению азимута, равна нулю.

 

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке, изготовлении и эксплуатации систем самоориентирующихся гироскопических курсоуказания и курсокреноуказания, предназначенных для систем навигации и топопривязки, наведения и прицеливания подвижных объектов наземной техники.

Известен способ определения истинного азимута в системе самоориентирующейся гироскопической курсокреноуказания по патенту РФ №2124184, в системе самоориентирующейся гироскопической курсокреноуказания (ССГККУ) по свидетельству РФ на полезную модель №9521. Способ определения истинного азимута реализован следующим образом. Исходным режимом при включении ССГККУ является режим гироазимута, при котором главная ось курсового гироскопа удерживается в плоскости горизонта горизонтальной коррекцией и свободна в азимуте. При включении режима гирокомпаса крутизна горизонтальной коррекции курсового гироскопа уменьшается, при этом включается азимутальная косвенная коррекция курсового гироскопа для приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в северном направлении. Значение АN азимута фиксируется с курсового датчика угла ССГККУ как значение истинного азимута:

Недостаток известного способа определения истинного азимута, реализованного в ССГККУ, заключается в том, что в основном из-за действия собственного ухода курсового гироскопа относительно его горизонтальной оси возникает погрешность определения истинного азимута, меняющаяся при изменении широты местоположения объекта.

Известен способ определения истинного азимута системой самоориентирующейся гироскопической по патенту РФ №2407989, свободный от указанного недостатка, в котором инвариантность значения истинного азимута к изменению широты достигается путем последовательного приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в северном и южном направлениях с фиксацией с курсового датчика угла значений азимута AN и AS в указанных положениях, после чего определяют значение истинного азимута как:

Недостаток способа определения истинного азимута по патенту РФ №2407989 заключается в том, что после первого приведения в северном направлении и ускоренного разворота курсового гироскопа в азимуте на угол π приведение главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана осуществляют в южном направлении, для чего переключают полярность азимутальной косвенной коррекции на противоположную. В результате для реализации способа требуется выработка дополнительного управляющего сигнала и наличие дополнительного коммутирующего устройства. При этом из-за неидеальной работы цепей коррекции (усилителей) может наблюдаться изменение условий прихода главной оси курсового гироскопа к южному направлению, что будет приводить к ошибке определения азимута в южном направлении и соответственно к ошибке определения значения Aucm, и, следовательно, к нарушению инвариантности значения истинного азимута к изменению широты. Возникновение ошибки определения азимута в противоположных направлениях (в северном и южном) может также возникать при наличии неортогональности горизонтальной оси чувствительности курсового гироскопа его оси азимутального вращения. В этом случае возникает нарушение условий настройки приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана. При нормальном апериодическом процессе приведения главной оси гироскопа в северном направлении может наблюдаться затянутый процесс (гироскоп не успевает прийти к заданному направлению за заданное время) или сильноколебательный, вплоть до потери устойчивости, процесс приведения к южному направлению. Дополнительно в ССГККУ при смене полярности азимутальной косвенной коррекции наблюдается разное влияние помех и внешних возмущений, присутствующих в цепях коррекции. Например, если при приведении в северном направлении реализуется отрицательная обратная связь по помехам и возмущениям в цепи «датчик угла курсового гироскопа - усилитель азимутальной коррекции - азимутальный датчик момента курсового гироскопа», то будет наблюдаться подавление помех и возмущений. При смене полярности азимутальной косвенной коррекции соответственно реализуется положительная обратная связь по помехам и возмущениям, что также нарушает условия приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в южном направлении (возникает электрическое возбуждение в цепях коррекции, которое требует дополнительных мер по эффективной фильтрации помех, а также могут возникать дополнительные колебания или автоколебания курсового гироскопа у направления меридиана).

В качестве прототипа принят способ определения истинного азимута системой самоориентирующейся гироскопической по патенту РФ №2407989, существенные признаки которого для предлагаемого изобретения следующие: способ предусматривает включение режима гирокомпаса для приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана, после приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана и фиксации с курсового датчика угла значения азимута выключают режим гирокомпаса и производят ускоренный разворот курсового гироскопа в азимуте на угол π повторно включают режим гирокомпаса для приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана и определяют значение истинного азимута в соответствии с заданным выражением.

Изобретение направлено на повышение точности определения истинного азимута системой самоориентирующейся гироскопической, устранение влияния изменения систематической составляющей ухода курсового гироскопа в процессе эксплуатации системы самоориентирующейся гироскопической на точность определения истинного азимута, упрощение реализации и повышение надежности.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения азимута с курсовым гироскопом и курсовым датчиком угла, заключающемся в том, что после включения режима гирокомпаса для первоначального приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в северном или южном направлении, приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана и фиксации с курсового датчика угла значения азимута A1, выключают режим гирокомпаса, производят ускоренный разворот курсового гироскопа в азимуте на угол π, включают режим гирокомпаса повторно и определяют значение истинного азимута, согласно изобретению после разворота на угол π режим гирокомпаса включают для приведения в плоскость меридиана в направлении первоначального приведения, после этого в течение заданного интервала времени фиксируют значения с курсового датчика угла и значения времени, соответствующие моментам получения значений с курсового датчика угла, по полученным значениям вычисляют скорость приведения курсового гироскопа в плоскость меридиана из положения курсового гироскопа A1+π, после этого производят дополнительные развороты с выполнением операций по выключению и включению режима гирокомпаса с вычислением после включения режима гирокомпаса скорости приведения курсового гироскопа в плоскость меридиана, в результате выполнения указанных операций определяют положение А2, в котором скорость приведения равна нулю, после этого проводят определение значения Aucm истинного азимута согласно выражению:

где A1 - значение азимута после первого приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана, А2 - значение курсового угла, при котором скорость приведения в положении, противоположном первому значению азимута, равна нулю, при этом значение истинного азимута равно Aucm, если первоначальное приведение осуществляется в северном направлении, и Aucm=Aucm-π, если первоначальное приведение осуществляется в южном направлении.

В предлагаемом способе определения азимута повышение точности определения истинного азимута системой самоориентирующейся гироскопической, устранение влияния изменения систематической составляющей ухода курсового гироскопа в процессе эксплуатации системы самоориентирующейся гироскопической, упрощение реализации и повышение надежности реализуется следующим образом.

После первого включения режима гирокомпаса, приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в северном (или южном) направлении, фиксации с курсового датчика угла значения азимута A1, выключения режима гирокомпаса, последовательного ускоренного разворота курсового гироскопа в азимуте на угол π повторно включают режим гирокомпаса для приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в направлении, в котором осуществлялось первоначальное приведение. При этом не требуется наличие дополнительного управляющего сигнала на осуществление изменения полярности азимутальной косвенной коррекции на противоположную и соответственно наличие дополнительного коммутирующего устройства. Этим достигается упрощение реализации и повышение надежности способа определения азимута.

После ускоренного разворота курсового гироскопа в азимуте на угол π и повторного включения режима гирокомпаса для приведения к первоначальному направлению, в результате того, что положение, в котором находится курсовой гироскоп после разворота на угол π, является неустойчивым, начинается процесс приведения главной оси курсового гироскопа к положению, полученному при первом включении режима гирокомпаса. Чтобы исключить влияние переходного процесса азимутальной косвенной коррекции, выдерживают заданный интервал времени, затем в течение заданного интервала времени фиксируют множество значений с курсового датчика угла и моменты времени получения значений с курсового датчика угла, по полученным значениям вычисляют скорость приведения курсового гироскопа в плоскость меридиана из положения A1+π. Дальнейшее определение положения, в котором скорость приведения равна нулю, может осуществляться различными методами. При известной характеристике приведения (т.е. при известной зависимости скорости приведения от углового положения курсового гироскопа в окрестности его неустойчивого положения) положение, в котором скорость приведения равна нулю, определяется непосредственно по вычисленной скорости приведения. Если характеристика заведомо неизвестна (или неизвестны точно ее параметры), определение положения, в котором скорость приведения равна нулю, осуществляется непосредственным приведением курсового гироскопа в указанное положение. Для этого после вычисления скорости приведения в текущем положении производят последовательные развороты курсового гироскопа в сторону уменьшения скорости приведения до достижения ею значения в очередном положении нулевого уровня с заданной точностью.

При неизвестной характеристике приведения может также применяться метод, при котором после вычисления скорости приведения в текущем положении производят разворот курсового гироскопа в сторону уменьшения скорости приведения до смены направления приведения (до перехода через положение нулевой скорости приведения). При условии малости угловых расстояний от положения нулевой скорости приведения зависимость скорости приведения от углового положения курсового гироскопа может считаться линейной. В этом случае положение, в котором скорость приведения равна нулю, вычисляется из пропорции, составленной из значений с курсового датчика угла и вычисленных скоростей приведения. Для определения положения, в котором скорость приведения равна нулю, общими для всех методов являются операции фиксации значений с курсового датчика угла, вычисления скорости приведения курсового гироскопа в плоскость меридиана, проведение необходимых разворотов.

Ввиду того, что определение положения, в котором скорость приведения равна нулю, осуществляется при той же (того же знака) азимутальной косвенной коррекции, что и при первом приведении курсового гироскопа, отсутствуют дополнительные погрешности определения второго (отличающегося на π) значения азимута (соответствующего положению, в котором скорость приведения равна нулю), вызванные изменением условий прихода главной оси курсового гироскопа к направлению меридиана из-за неидеальной работы цепей коррекции (усилителей), а также при наличии неортогональности горизонтальной оси чувствительности курсового гироскопа оси вращения. Дополнительно, путем выбора соответствующего направления первоначального приведения (северного или южного, при котором реализуется отрицательная обратная связь по помехам и возмущениям в цепи «датчик угла курсового гироскопа - усилитель азимутальной коррекции - азимутальный датчик момента курсового гироскопа») может быть минимизировано влияние помех и внешних возмущений, присутствующих в цепях коррекции. Этим достигается повышение точности определения истинного азимута системой самоориентирующейся гироскопической при реализации способа.

После первого включения режима гирокомпаса и приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана из-за действия моментов, в основном от собственного ухода курсового гироскопа относительно горизонтальной оси чувствительности, а также от других вредных моментов главная ось курсового гироскопа отклоняется от северного направления в зависимости от широты φ местоположения объекта на величину ΔA1:

где ω1 - значение собственного ухода относительно горизонтальной оси чувствительности и эквивалентного ухода от вредных моментов курсового гироскопа.

При положительных значениях ω1 главная ось курсового гироскопа отклоняется от северного к восточному направлению на угол ΔA1, при этом с курсового датчика угла системы самоориентирующейся гироскопической значение азимута фиксируется с погрешностью, а именно:

Аналогично значение курсового угла А2, при котором скорость приведения в положении, противоположном первому положению курсового гироскопа после первоначального приведения в плоскость меридиана и фиксации значения азимута, равна нулю, также фиксируется с ошибкой ΔA1, при этом:

A2=Aucm+ΔA1-π, при A1>A2;

Изменение знака учета погрешности ΔA1 показывает, что при положительных значениях ω1 в положении, в котором скорость приведения равна нулю, главная ось курсового гироскопа отклоняется от южного направления также к восточному направлению на угол ΔA1. При первоначальном приведении к южному направлению ситуация аналогична ввиду того, что погрешность ΔA1 связана с корпусом гироскопа. При складывании значений A1 и А2 погрешности, равные по модулю и противоположные по знаку, исключаются. Таким образом, в заявленном способе происходит автокомпенсация погрешностей, возникающих из-за действия собственного ухода относительно горизонтальной оси чувствительности и эквивалентного ухода от вредных моментов курсового гироскопа, чем достигается технический результат, связанный с устранением влияния изменения систематической составляющей ухода курсового гироскопа в процессе эксплуатации системы самоориентирующейся гироскопической. При этом путем периодического (связанного с выполнением регламентных работ на объекте) выполнения операций, описанных в способе, может быть обеспечено сохранение инвариантности значения истинного азимута к изменению широты эксплуатации системы самоориентирующейся гироскопической.

Дополнительно, в выражениях (3) учитывается угловое расстояние π между A1 и А2. При этом конкретный знак учета π выбирается при сравнении значений A1 и А2 исходя из того, что значения A1 и А2 всегда находятся в диапазоне от 0 до 2π.

Включение режима ускоренного разворота курсового гироскопа в азимуте на угол π позволяет предварительно грубо вывести главную ось гироскопа в зону нулевой скорости приведения. Так как в результате настройки системы самоориентирующейся гироскопической может быть выбран один из вариантов настройки, соответствующий первоначальному приведению главной оси курсового гироскопа в северном или южном направлении, значение истинного азимута корректируется на величину угла π в зависимости от реализованного направления приведения. При этом учет угла π может выполняться непосредственно в поправке на смещение угла азимута, определяемой при установке системы самоориентирующейся гироскопической на объекте.

Способ реализуется с использованием системы самоориентирующейся гироскопической, имеющей программно включаемые режимы: гирокомпас, ускоренный разворот курсового гироскопа, хранение направления. При этом реализация способа возможна для уже эксплуатирующихся систем без доработки их аппаратной части. Способ промышленно применим, что подтверждается его успешной апробацией на опытных образцах систем самоориентирующихся гироскопических курсокреноуказания.

Способ определения азимута с курсовым гироскопом и курсовым датчиком угла, заключающийся в том, что после включения режима гирокомпаса для первоначального приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в северном или южном направлении, приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана и фиксации с курсового датчика угла значения азимута A1 выключают режим гирокомпаса, производят ускоренный разворот курсового гироскопа в азимуте на угол π, включают режим гирокомпаса повторно и определяют значение истинного азимута, отличающийся тем, что после разворота на угол π режим гирокомпаса включают для приведения в плоскость меридиана в направлении первоначального приведения, после этого в течение заданного интервала времени фиксируют значения с курсового датчика угла и значения времени, соответствующие моментам получения значений с курсового датчика угла, по полученным значениям вычисляют скорость приведения курсового гироскопа в плоскость меридиана из положения курсового гироскопа A1+π, после этого производят дополнительные развороты с выполнением операций по выключению и включению режима гирокомпаса с вычислением после включения режима гирокомпаса скорости приведения курсового гироскопа в плоскость меридиана, в результате выполнения указанных операций определяют положение А2, в котором скорость приведения равна нулю, после этого проводят определение значения Aucm истинного азимута согласно выражению:
при A1>A2 или при A12,
где A1 - значение азимута после первого приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана, А2 - значение курсового угла, при котором скорость приведения в положении, противоположном первому значению азимута, равна нулю,
при этом значение истинного азимута равно Aucm, если первоначальное приведение осуществляется в северном направлении, и Aucm=Aucm-π, если первоначальное приведение осуществляется в южном направлении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области гироскопического приборостроения и может быть использовано в геодезии, навигации, топографии, системах прицеливания и наведения. Технический результат - повышение точности и сокращение времени определения азимута. Для этого при определении азимута предусматривают предварительную выставку оси чувствительности гироскопа, выполнение поворотов оси чувствительности гироскопа на заданные углы, измерение времени поворота гироскопа в каждое положение на заданный угол, определение суммарного времени измерения показаний гироскопа во всех положениях с учетом времени определения азимута, определение значений минимального необходимого времени измерения показаний в каждом положении оси чувствительности гироскопа и минимального необходимого количества измерений при заданном времени определения азимута, определение показаний гироскопа на заданных углах и вычисление азимута с использованием полученных показаний.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации и навигации подвижных объектов. Для этого гирогоризонткомпас (ГГК) содержит первый гироскоп, дополнительную раму, первое и второе исполнительные устройства, роторы которых соответственно связаны с вращающимся валом и осью дополнительной рамы, а статоры с дополнительной рамой и корпусом ГГК, первый и второй акселерометры, второй и третий гироскопы, установленные на корпусе ГГК, оси которых взаимно ортогональны и параллельны, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок управления подвесом, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута и управляющее устройство.

Использование: изобретение относится к гироскопическим приборам для навигации, геодезии, измерения азимута на земной поверхности. Сущность: гирокомпас содержит корпус 1, выполненный с возможностью вращения на своей оси 2, которая установлена на упорном подшипнике 3 и зафиксирована в вертикально расположенном полом валу 4 червячного редуктора 5, входной вал 6 которого связан с приводным шаговым двигателем 7.

Изобретение относится к навигации и может быть использовано, например, в качестве гирокомпаса и для определения направления севера. Способ определения курса осуществляется с помощью инерциального устройства (1), обеспечивающего измерения посредством, как минимум, одного вибрационного гироскопа (3), и включает в себя установку инерциального устройства таким образом, чтобы ось гироскопа находилась практически в горизонтальной плоскости, позиционирование инерциального устройства последовательно определенное число раз относительно вертикальной оси, количество положений при этом должно быть больше единицы, настройку электрического угла поворота вибрационного гироскопа в каждом положении на заданную величину (причем данная заданная величина должна быть одинаковой для всех позиций) и определение курса по результатам измерений и углу между вышеуказанными позициями.

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано при разработке прибора для гироскопического ориентирования при проведении горных выработок.

Изобретение относится к области технических средств судовождения, в частности к корректируемым гироазимуткомпасам (ГАК) и гироскопическим курсоуказателям (ГКУ), предназначенным для определения курса относительно географического меридиана или угла отклонения от заданного направления.

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к гирокомпасам, вычисляющим азимут и углы наклона направлений, определенным образом связанных с неподвижным относительно Земли (статическим) объектом, на котором гирокомпас установлен.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при определении азимутов. .

Изобретение относится к области гироскопических приборов и может быть использовано при создании гирокомпаса или самоориентирующейся системы гирокурсокреноуказания для систем навигации и топопривязки.

Изобретение относится к системам ориентации и навигации подвижных объектов. Технический результат - повышение точности выработки параметров ориентации, определения азимута, повышение надёжности, увеличение ресурса, упрощение конструкции, уменьшение массы и габаритов. Гирогоризонткомпас (ГГК) включает первый, второй и третий гироскопы, установленные в двухосном подвесе, первое и второе исполнительные устройства, первый и второй акселерометры, установленные на корпусе ГГК, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок управления подвесом, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, блок оценки уходов гироскопов, блок коммутации сигналов гироскопов и управляющее устройство. Исполнительные устройства обеспечивают фиксированные повороты гироскопов относительно продольной и поперечной осей ГГК в положения -90°, 0°, +90° относительно направления, нормального к основанию ГГК. Выход первого гироскопа соединён с входом блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, который подключен к выходу блока выработки углов ориентации и выходу блока управления подвесом, выход блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута соединён с блоком выработки углов ориентации бортового вычислителя и блоком управления подвесом, вход блока выработки углов ориентации соединён с выходом блока управления подвесом, входы первого и второго исполнительных устройств подвеса соединены с выходами блока управления подвесом, который подключен к выходу управляющего устройства, выходы всех гироскопов подключены к блоку выработки углов ориентации через блок оценки уходов гироскопов и блок коммутации сигналов гироскопов бортового вычислителя. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к системам ориентации и навигации подвижных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого гирогоризонткомпас включает первый гироскоп, вращающийся вал, исполнительное устройство, ротор которого связан с вращающимся валом, а статор с корпусом гирогоризонткомпаса, первый и второй акселерометры, второй и третий гироскопы, установленные на корпусе гирогоризонткомпаса, оси которых взаимно ортогональны, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок управления исполнительным устройством, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, управляющее устройство и коммутатор. Выход первого гироскопа соединен с входом блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, который подключен соответственно через коммутатор к выходу блока выработки углов ориентации и выходу блока управления исполнительным устройством, выход блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута соединен с блоком выработки углов ориентации бортового вычислителя и блоком управления исполнительным устройством, вход блока выработки углов ориентации соединен с выходом блока управления исполнительным устройством, вход исполнительного устройства соединен с выходом блока управления исполнительным устройством, который подключен к выходу управляющего устройства бортового вычислителя. При этом обеспечивается повышение точности определения азимута, повышение надежности, увеличение ресурса, упрощение конструкции, а также снижение массы и габаритов гирогоризонткомпаса. 3 ил.

Изобретение предполагается использовать в системах курсоуказания подвижных объектов. Гирогоризонткомпас содержит датчик вертикальной угловой скорости, преобразователь координат, датчик курсового угла и состоящий из первого интегратора, регулируемого звена и второго интегратора замкнутый контур гирогоризонта с первым выходом по углам качки, расположенным на выходе второго интегратора. В контур гирогоризонта введен расположенный между регулируемым звеном и вторым интегратором второй выход по сигналу проекций скорости вращения Земли. В гирогоризонткомпас введен новый замкнутый контур вычисления производных от проекций скорости вращения Земли, состоящий из последовательно соединенных суммирующего устройства, блока азимута, блока производных и фильтра. Второй выход контура гирогоризонта через суммирующее устройство соединен с новым контуром вычисления производных от проекций скорости вращения Земли. Параметры фильтра в новом контуре установлены так, что полезный сигнал на выходе суммирующего устройства от них не зависит. Блок производных соединен с датчиком вертикальной угловой скорости, выход блока азимута является выходом гирогоризонткомпаса по азимуту и подключен к входу преобразователя координат. Два других входа преобразователя соединены с первым выходом контура гирогоризонта и датчиком курсового угла, выход преобразователя координат является выходом гирогоризонткомпаса по курсу. Технический эффект заключается в повышении точности выработки приборного азимута и курса объекта за счет исключения вносимых фильтрами амплитудных и фазовых искажений. 1 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах навигации, топопривязки и ориентирования наземных подвижных объектов. Технический результат – повышение точности. Для этого введены: шарикоподшипниковая опора с применением сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников; безредукторный привод для вращения платформы и электромагнитный тормоз для ее фиксации; жесткие упоры на основании и поворотной платформе. Причем приводной электродвигатель, статор которого закреплен на основании, а ротор на платформе, выполнен в габаритах с внутренним диаметром не менее наружного диаметра сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников, и с длиной магнитопровода, не превышающей высоты сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников, и электромагнитный тормоз выполнен в габаритах по внутреннему диаметру не менее наружного диаметра приводного электродвигателя и по высоте, не превышающей высоты сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников; сдвоенные радиально-упорные шарикоподшипники, приводной электродвигатель, электромагнитный тормоз размещены концентрично и в одной плоскости: один из упоров выполнен с двумя эксцентричными поверхностями и с возможностью вращения относительно собственной оси. 3 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и используется при определении азимутов. Гирокомпас содержит блок чувствительных элементов, в который входят несущий корпус и карданов подвес, в котором установлены датчик угла, термостат с расположенными в нем датчиком угловой скорости и наклономерами, приводами осей карданова подвеса с контактными механизмами. Отличительная особенность заявленного устройства заключается в том, что на торце наружной оси карданова подвеса блока чувствительных элементов установлен автоколлиматор либо установлены автоколлиматор и оптический отражатель. При этом оптические оси автоколлиматора и оптического отражателя совпадают с наружной осью карданова подвеса. Кроме того, гирокомпас содержит блок электронных приборов, персональный компьютер и пульт управления, связанные между собой и блоком чувствительных элементов посредством соединительных электрических кабелей. Также в блок электронных приборов введен блок автоколлиматора, имеющий цифровой выход для передачи сигнала в компьютер. Технический результат - возможность повышения точности измерений, расширение функциональных возможностей (вектор азимута на контрольный элемент внешнего отражателя передается напрямую без дополнительных приборов). 2 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации и навигации подвижных объектов. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого гирогоризонткомпас включает вращающийся вал, исполнительное устройство, ротор которого связан с вращающимся валом, а статор с корпусом гирогоризонткомпаса, первый и второй гироскопы, оси которых взаимно ортогональны, установленные на вращающемся валу, первый и второй акселерометры, оси которых взаимно ортогональны, установленные на корпусе гирогоризонткомпаса, третий гироскоп, установленный на корпусе гирогоризонткомпаса, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок управления подвесом, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, блок коммутации сигналов гироскопов, блок коммутации параметров ориентации и управляющее устройство. Исполнительное устройство обеспечивает поворот вращающегося вала в диапазоне углов ±180°. Выходы первого и второго гироскопов соединены соответственно с первым и вторым входами блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, который подключен к выходу блока выработки углов ориентации и выходу блока управления подвесом, выход блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута соединен с блоком выработки углов ориентации бортового вычислителя и блоком управления подвесом, вход блока выработки углов ориентации соединен с выходом блока управления подвесом, вход исполнительного устройства соединен с выходом блока управления подвесом, который подключен к выходу управляющего устройства бортового вычислителя. 2 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение при разработке, изготовлении и эксплуатации самоориентирующихся гироскопических систем курсоуказания и курсокреноуказания, систем топопривязки и навигации. Технический результат - повышение точности и сокращение времени определения азимута. Для этого включают режим гирокомпаса для первоначального приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана. После приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана и фиксации с курсового датчика угла значения азимута повторно включают режим гирокомпаса для приведения главной оси курсового гироскопа в противоположном первоначальному приведению направлении. После этого определяют положение, в котором скорость приведения равна нулю, и проводят определение значения азимута согласно выражению: где А1 - значение азимута после первоначального приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана, А2 - значение курсового угла, при котором скорость приведения главной оси курсового гироскопа в противоположном первоначальному приведению направлении равна нулю, причем значение курсового угла А2 - близкое к первоначальному значению азимута А1.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах навигации, топопривязки и ориентирования наземных подвижных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого в гироскопической навигационной системе для наземных подвижных объектов, состоящей из гирокурсоизмерителя (ГКИ), вычислителя (картографа), датчика пути и спутниковой навигационной системы (СНС), исходный дирекционный угол продольной оси объекта αисх определяют по параметрам СНС, ГКИ и датчика пути в следующей последовательности: производят определение координат объекта по СНС в начальной точке маршрута, осуществляют передвижение объекта на короткие расстояния и вычисляют дистанции прямолинейного перемещения движущегося объекта относительно последних данных СНС о местоположении, объект останавливают, повторно получают данные СНС о местоположении объекта в месте остановки, вычисляют вектор дирекционного угла объекта по информации, полученной от спутниковой навигационной системы и автономного (одометрического) каналов, вычисленный вектор используют для определения поправки Δαисх в текущий дирекционный угол объекта, суммируют полученную поправку с текущим дирекционным углом и используют полученный дирекционный угол в качестве исходного дирекционного угла αисх как параметра начального ориентирования. 2 ил.
Наверх