Автоматическое устройство заряда-разряда аккумуляторной батареи

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

266899

Свюа Сооетекил

Социалиотичеоки1

Реоптблик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 28.Vill.1967 (№ 1182710/24-7) Кл. 21с, 51/01 с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет

Опубликовано 01 IV.1970. Бюллетень № 12

Дата опубликования описания 10ХП.1970

МПК Н 02j

УДК 621.355.16 (088.8) Комитет по делам иаабретеиий и открытий при Совете Миииотров

СССР!

Ф: 1 . с :Ц З1 Д11

А. Г. Волков, Я. Я. Гуммель, И. М. Местер, В. Н, Шатохин

Авторы изобретения

И:" cМТ1 0J « рск тик и Г "KAfl 0 1>>0TEÊÀ и Н. И. Шевченко

Карагандинский филиал Государственного проектно-конструк о научно-исследовательского института по автоматизации yro мышленности

Заявитель

АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ЗАРЯДА-РАЗРЯДА

АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Известны устройства заряда-разряда аккумуляторных батарей, содержащие выпрямитель, узел выдержки времени заряда-разряда аккумуляторов на транзисторах с цепочками

RC, двухобмоточное исполнительное реле и защитное реле.

Указанные устройства не позволяют автоматизировать процесс заряда-разряда аккумуляторов и не обеспечивают достаточной падеж н ости их р а боты.

В предлагаемом устройстве с целью автоматического поддержания заданного уровня емкости аккумуляторов iH повышения их срока службы узел выдержки времени на заряд подключен к выпрямителю, узел выдержки времени на разряд через нелинейный элемент, например кремниевый стабилитрон, — к зажимам аккумуляторной батареи, а каждая обмотка исполнительного реле включена в коллекторную цепь каждого транзистора.

На чертеже представлена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства.

К зажимам выпрямительного устройства 1 подключен узел 2 выдержки времени на заряд аккумуляторов, состоящий из цепочки Р,С, и транзистор 8, в коллекторную цепь которого включена обмотка 4 двухобмоточного исполнительного реле. Параллельно аккумуляторам 5, реле защиты б аккумуляторов от глубокого разряда, стабилизатору напряжения 7 и нагрузке 8, подсоединен потенциометр, через движок которого и нелинейный элемент 9 (например, кремниевый стабилитрон) включен узел выдержки времени 10 на разряд аккумуляторов, содержащий цепочку R. Са и транзистор 11, в коллекторную цепь которого включена обмотка 12 исполнительного реле.

Режимом заряд-разряд управляет исполни10 тельное реле, имеющее обмотки 4 и 12, каждая из которых при обтекании током обусловливает его срабатывание.

Выдержка на заряд обеспечивается действием цепочки R>C>.

15 В начальный момент, пока емкость С1 не заряжена, транзистор 8 заперт. По мере заряда емкости С, напряжение на ней возрастает до такого значения, при котором ток, протекающий по обмотке 4 исполнительного реле, ста20 нозится достаточным для его срабатывания.

Чем больше напряжение выпрямительного устройства, тем меньше время, за которое напряжение на емкости С> достигает величины, достаточной для срабатывания исполнительного

25 реле.

При срабатывании исполнительного реле его размыкающий контакт разрывает зарядную цепь аккумуляторов 5, после чего начинается разряд их на нагрузку. Одновременно замы30 кающий контакт исполнитеЛьногО реле шуити2б6899

1 Я

Т 1

Составитель И. Найдина

Техред Л. Я. Левина

Корректор С. М. Сигал

Редактор Э. Рубан

Заказ 1768/11 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва Ж-35, Раушская пао., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 рует емкость С|, подготавливая ее к следующему циклу заряда, а размыкающий его контакт, ранее шунтирующий емкость С>, разрывается.

Начиная с этого момента, з работу вступает узел разряда, По цепочке ЯаС заряжается емкость Св. Ток заряда емкости С, протекая по транзистору Т. (эмиттер — база) сразу же отпирает его, При этом исполнительное реле .продолжает удерживаться в рабочем состоянии уже не за счет обтекания током обмотки 4, а за счет обмотки 12. По мере заряда емкости Сз ток заряда уменьшается н, наконец, достигает предельного значения, равного току отпускания исполнительного реле. На этом цикл разряда заканчивается. Длительность разряда аккумуляторов прямо пропорциональна напряжению на них в режиме разряда.

Для того чтобы резко повысить точность поддержания уровня напряжения (емкости) аккумуляторов, а также обеспечить ускоренный заряд их, в цепочке предусмотрен нелинейный элемент (НЭ) . Благодаря существенно нелинейной характеристике, нелинейный элемент при напряжечии (емкости) на аккумуляторах ниже заданного не проводит ток, выдержка .на разряд отсутствует, и аккумуляторы в этом случае только заряжаются. По мере заряда аккумуляторов напряжение на них растет и в определенный момент достигает такой величины, при которой нелинейный эле5 мент пробивается, в результаге чего появляется выдержка на разряд, и стабилизатор емкости начинает работать в соответствии с вышеприведенным равенством. Сам уровень напряжения (емкости) аккумуляторов задается с

10 помощью потенциометра.

Предмет изобретения

Автоматическое устройство заряда-разряда аккумуляторной батареи, содержащее выпря15 мигель, узлы выдержки времени заряда-разряда аккумуляторов на транзисторах с цепочками ЯС, двухобмоточное исполнительное реле и защитное реле, отличающееся тем, что, с целью автоматического поддержания заданного

20 уровня емкости аккумуляторов и повышения их срока службы, узел выдержки времени на заряд подключен к выпрямителю, узел выдержки времени на разряд через нелинейный элемент, например кремниевый стабилитрон,—

25 к зажимам аккумуляторной батареи, а каждая обмотка исполнительного реле включена в коллекторную цепь каждого транзистора.

Автоматическое устройство заряда-разряда аккумуляторной батареи Автоматическое устройство заряда-разряда аккумуляторной батареи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зарядным устройствам вторичных источников тока и в частности стартерных аккумуляторных батарей в режиме периодической работы, например, при эксплуатации путевых кранов железнодорожного транспорта
Наверх