Аварийная радиомаяковая система для летательного аппарата или другого транспортного средства



Аварийная радиомаяковая система для летательного аппарата или другого транспортного средства
Аварийная радиомаяковая система для летательного аппарата или другого транспортного средства
Аварийная радиомаяковая система для летательного аппарата или другого транспортного средства

Владельцы патента RU 2644403:

ЭЛЬТА (FR)

Изобретение относится к аварийной радиомаяковой системе, предназначенной для установки на летательных аппаратах. Техническим результатом является расширение арсенала технических средств. Упомянутый технический результат достигается за счет объединения функций автоматического радиомаяка и аварийного радиомаяка в одном блоке. Автоматическая аварийная радиомаяковая система содержит фиксированный базовый блок (1), выполненный с возможностью жесткого прикрепления к конструкции летательного аппарата, и съемный радиомаяк (2), выполненный с возможностью съемной установки на указанном фиксированном базовом блоке (1), причем указанный фиксированный базовый блок (1) включает в себя электронный блок (10) управления, содержащий первое средство (11) соединения с шиной (121) передачи данных и управления летательного аппарата для приема данных из шины передачи данных и команд на включение съемного радиомаяка (2) и второе средство (12) соединения со съемным радиомаяком (2) для передачи на него данных и команд на включение; причем указанный съемный радиомаяк (2) содержит по меньшей мере один блок памяти для хранения передаваемых данных и блок радиопередачи, выполненный с возможностью соединения через установочный блок (1) с внешней передающей антенной летательного аппарата, а также по меньшей мере одно средство обнаружения аномальных событий, соединенное с электронным блоком (10) управления, для включения указанного радиомаяка. 17 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Область техники

Объектом настоящего изобретения является автоматическая аварийная радиомаяковая система, предназначенная, в частности, для установки на летательных аппаратах (ЛА), в том числе, но не только, на самолетах, планерах, самолетах легкомоторной авиации, вертолетах, винтокрылах, дирижаблях и других ЛА. Данную автоматическую аварийную радиомаяковую систему с автоматической передачей сигналов бедствия также можно устанавливать на транспортных средствах других типов, например, на судах или наземных средствах передвижения.

Известный уровень техники

В существующем уровне техники известны радиомаяки, предназначенные для установки на ЛА или других транспортных средствах. Включение таких радиомаяков происходит либо автоматически при аварии самолета, либо производится вручную в считающейся критической ситуации, с целью информации удаленных средств спасения и сообщения им идентификационных данных и географического положения ЛА, терпящего бедствие.

Национальными нормативами устанавливается количество и расположение аварийных радиомаяков, которые должны быть установлены на каждом ЛА. Вообще говоря, ЛА оборудуются двумя радиомаяками, а именно, радиомаяком, который называют автоматическим, и портативным аварийным радиомаяком. Когда данные радиомаяки включены, они передают радиосигналы бедствия, принимаемые группой спутников, образующих, например, часть системы КОСПАС-САРСАТ.

Автоматический радиомаяк представляет собой аварийный радиомаяк, встроенный в оборудование ЛА и соединенный с внешней передающей антенной ЛА. Как правило, он прикреплен к элементам основной конструкции самолета, например, под подвесным потолком. Он оснащен различными функциональными модулями, в частности, для его включения и обеспечения его идентификации. Данные электронные модули заключены в его корпусе, в то время как комбинированный детектор воздействия смонтирован на корпусе. Его включение может производиться с помощью дистанционного управляющего устройства пилотом из кабины, или автоматически в случае резкого воздействия с помощью комбинированного детектора воздействия.

Что касается аварийного радиомаяка, то он является съемным. Как правило, он хранится в основной кабине самолета и легко доступен для членов экипажа. Он предназначен для того, чтобы его забирали с собой и/или включали в случае возникновения ситуации, считающейся критической, члены экипажа, или даже лица, которым удалось выжить, в случае ЧП. Он оснащен функциональными модулями, которые заключены внутри корпуса и служат для включения с целью обеспечения его идентификации и местонахождения. Также его включение может производиться датчиком, чувствительным к присутствию воды.

Раскрытие изобретения

Техническая проблема

Установка и техобслуживание радиомаяков нескольких типов на самолете влекут за собой недостатки в нескольких отношениях. Один из недостатков заключается в том, что оператору приходится иметь дело с несколькими системами координат, что увеличивает необходимое время и сложность управления, особенно во время операций технического обслуживания и обращения к запоминающему устройству. Наличие частей во время производства радиомаяков, или запасных частей для техобслуживания, требует средств, которые являются тем более значительными, чем больше типов радиомаяков имеется. Также возрастает сложность подготовки персонала. Таким образом, наличие на ЛА радиомаяков нескольких типов приводит к возрастанию стоимости использования.

Еще одним недостатком являются ограничения, возникающие при установке радиомаяков и их техобслуживании в условиях эксплуатации, которые требуют наличия постоянного доступа к радиомаяку и возможности его снятия для проверки и/или изменения настройки. Эти операции требуют вмешательства персонала в электрические соединения с системой бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и антеннами, на которых основывается весь интерфейс с ЛА (например, система кабельной проводки и энергоснабжения). Кроме того, в целях обеспечения безопасности эти операции производятся регулярно. Существует определенный риск неправильного соединения с системой БРЭО ЛА или с другим оборудованием (например, с наружной антенной) после осмотра, или повреждения соединительного элемента. Этот риск необходимо полностью устранить или, по меньшей мере, значительно уменьшить.

Еще одна проблема заключается в том, что необходимо обеспечить возможность идентификации каждого радиомаяка, а также ЛА, к которому он относится, даже если он находится далеко от данного ЛА (независимо от того, радиомаяком какого типа он является - автоматическим или аварийным). В настоящее время, настройка каждого радиомаяка производится на заводе или в ремонтном цехе, и ее необходимо производить повторно, если происходит смена оператора ЛА (или при необходимости введения других данных в радиомаяк), что приводит к потерям времени и появлению новой угрозы надежности соединения с системой БРЭО и другим оборудованием ЛА, таким как антенны.

Техническое решение

Цель настоящего изобретения заключается в решении вышеуказанных проблем с помощью средств, позволяющих превращать аварийный радиомаяк в автоматический радиомаяк (с возможностью обратного трансформирования). С этой целью заявителями была разработана модель радиомаяка и соответствующий базовый блок, которые работают совместно для обеспечения возможности выполнения функции автоматического или аварийного радиомаяка, в зависимости от ситуации. Базовый блок предназначен для крепления на элементах конструкции ЛА, а радиомаяк устанавливается с возможностью снятия на базовом блоке, образуя, таким образом, автоматическую радиомаяковую систему. Таким образом, автоматическую радиомаяковую систему согласно настоящему изобретению можно обобщенно назвать "аварийным радиомаяком". Радиомаяк совместно со своим базовым блоком мы будем называть автоматической аварийной радиомаяковой системой.

Таким образом, при использовании данной системы оператору теперь необходимо управлять лишь одной моделью радиомаяка, что устраняет проблемы сохранения данных и техобслуживания, наличия запчастей, а также упрощает подготовку персонала.

Автоматическая аварийная радиомаяковая система согласно настоящему изобретению содержит съемный радиомаяк и фиксированный базовый блок; съемный радиомаяк совместно с базовым блоком выполняют все функции автоматического радиомаяка, когда он установлен на указанном базовом блоке, и все функции аварийного радиомаяка, когда он отделен от базового блока. Такая универсальность достигается за счет специального базового блока, в котором локализованы все основные функции автоматической системы и другого оборудования, что позволяет сосредоточить в нем весь интерфейс с ЛА, например, с системой кабельной проводки и электроснабжения.

Поскольку все основные функции переведены в базовый блок, значительно облегчается установка системы и ее техобслуживание в условиях эксплуатации. Поскольку базовый блок установлен на силовой конструкции ЛА, оператор может производить установку и снимать съемный радиомаяк с помощью одной операции, просто и без использования каких-либо специальных инструментов, и так часто, как это необходимо. Оператору не нужно снимать базовый блок, установленный и зафиксированный на конструкции ЛА. Соединительные элементы, обеспечивающие сопряжение с системой БРЭО и другим оборудованием ЛА, остаются соединенными, что значительно уменьшает проблемы неправильного соединения или повреждения соединительных элементов.

Таким образом, объектом настоящего изобретения является автоматическая аварийная радиомаяковая система, предназначенная для установки на ЛА, судах или других транспортных средствах, содержащая:

- базовый блок, жестко закрепленный на конструкции ЛА, и

- радиомаяк, установленный с возможностью снятия на данном базовом блоке, базовый блок которой содержит электронный блок управления, содержащий первое средство соединения с шиной передачи данных и управления ЛА для получения данных от этой шины вместе с командами по активации радиомаяка, и второе средство соединения с радиомаяком для передачи на него данных и команд по активации; указанный радиомаяк оснащен по меньшей мере одним блоком памяти для сохранения переданных данных и одним блоком радиопередачи, предназначенным для соединения через базовый блок с внешней передающей антенной ЛА.

Благодаря такому устройству, съемный радиомаяк и его соответствующий базовый блок образуют автоматическую аварийную радиомаяковую систему, а радиомаяк совместно с базовым блоком выполняют функцию автоматического радиомаяка, когда радиомаяк установлен на данном базовом блоке. Но, тем не менее, он предназначен для выполнения функций аварийного радиомаяка, и выполняет эти функции в случае инцидента, когда не установлен на базовом блоке, что также является объектом настоящего изобретения. Когда радиомаяк установлен на базовом блоке, он соединен с электронным блоком управления, расположенным внутри базового блока, а когда не установлен на базовом блоке - представляет собой автономный аварийный радиомаяк.

Кроме того, в случае отказа радиомаяка, его теперь можно быстро и легко заменить совместимым аварийным радиомаяком, и если полет ЛА разрешается, только если он оснащен автоматическим радиомаяком, возможность быстрой замены позволяет избежать задержек вылета, которые сами по себе влекут дополнительные затраты.

Согласно еще одному отличительному признаку настоящего изобретения, базовый блок дополнительно содержит по меньшей мере одно средство для обнаружения аномальных событий, которое соединено с электронным блоком управления с целью активации указанного радиомаяка.

Таким образом, согласно предлагаемому оригинальному способу, в базовом блоке сконцентрированы все функции, обычно выполняемые автоматическим радиомаяком, в частности, содержит элементы для соединения с системой электроснабжения и соответствующими шинами ЛА.

Итак, базовый блок содержит по меньшей мере одно средство обнаружения аномальных событий, как правило, по меньшей мере один детектор ударного воздействия. Кроме того, дополнительно базовый блок содержит электронный блок управления, позволяющий управлять обнаружением аномальных событий с целью активации автоматической радиомаяковой системы в случае их обнаружения. Электронный блок управления оборудован первым средством соединения с шиной передачи данных и управления ЛА для получения данных с этой шины вместе с командами на включение съемного радиомаяка, и вторым средством соединения со съемным радиомаяком для передачи на него данных и команд на включение.

Сам радиомаяк оснащен, в частности, блоком памяти для сохранения данных, переданных к нему с шины данных ЛА через базовый блок. Радиомаяк также содержит блок радиопередачи, предназначенный для подключения через базовый блок к внешней передающей антенне ЛА, с целью передачи информации о чрезвычайных ситуациях на спутники. В случае неисправности соединения с наружной антенной ЛА автоматически включается внутренняя антенна радиомаяка для обеспечения передачи указанной информации о чрезвычайной ситуации.

Соединение съемного радиомаяка с базовым блоком позволяет переводить в память данного радиомаяка важные данные, касающиеся полета и работы оборудования ЛА, а также данные по географическому положению ЛА. Эти данные сохраняются в блоке памяти и позволяют включать радиомаяк. Включение радиомаяка позволяет генерировать сигнал бедствия, который затем передается на спутниковые группировки. Данный сигнал бедствия, в частности, содержит географические координаты ЛА на момент передачи сигнала. Сигнал тревоги, таким образом, выдается при возникновении авиационного происшествия или в случае возникновения инцидента, достаточно серьезного, чтобы послужить причиной покидания воздушного судна пассажирами и персоналом. Следует отметить, что настоящее изобретение дает возможность генерирования сигнала тревоги при возникновении в полете критической ситуации, например, в период времени, предшествующий авиационному происшествию.

Географические координаты положения ЛА передаются по шине данных, или, в качестве варианта, через автоматическую радиомаяковую систему; при этом, как ЛА, так и радиомаяковая система оснащены системой геопозиционирования, например, GPS-типа (GPS - аббревиатура, означающая "глобальная система позиционирования"). Предпочтительно, глобальная система позиционирования встроена в радиомаяк. Как вариант, глобальная система позиционирования может быть также встроена в базовый блок.

Согласно предпочтительному отличительному признаку настоящего изобретения, электронный блок управления базового блока содержит блок активации, блок передачи данных и электрический блок питания. Предпочтительно, данный блок выполнен в соответствии со стандартами, относящимися к шинам и внутренним устройствам электропитания ЛА, а также в соответствии с протоколами, используемыми в авиации. Предпочтительно, он должен соответствовать стандарту, хорошо известному под названием "протокол ARINC 429", принятому АЕЕС (Комитетом по электронной технике авиатранспортных компаний).

В радиомаяковой системе согласно настоящему изобретению, предпочтительно, какое-либо одно или все средства обнаружения аномальных ситуаций, которыми оборудован базовый блок, содержит/содержат детектор ударного воздействия, соединенный с блоков активации электронного блока управления, входящего в состав базового блока.

В соответствии с предпочтительным вариантом исполнения радиомаяковой системы согласно настоящему изобретению, детектор ударного воздействия представляет собой ориентируемый датчик ускорения-контакта. Детектор данного типа хорошо известен в данной области, так что специалистам в данной области техники не составит труда выбрать наиболее подходящую модель.

Согласно другому отличительному признаку, базовый блок радиомаяковой системы согласно настоящему изобретению содержит электроакустический преобразователь, соединенный с блоком активации. Данное устройство позволяет обнаруживать радиомаяковую систему в среде, непрозрачной для радиочастот, для обнаружения ее под водой.

Согласно еще одному особенно выгодному отличительному признаку настоящего изобретения, радиомаяк содержит присущее ему средство идентификации, и базовый блок также содержит специфическое средство идентификации. Таким образом, каждая часть автоматической радиомаяковой системы может быть идентифицирована по отдельности, независимо от того, находятся ли эти части в собранном состоянии, или расположены на расстоянии далеко друг от друга. В качестве средства идентификации могут использоваться, например, чипы радиочастотной идентификации. Средство идентификации радиомаяка и базового блока имеют идентификационный код или идентификационные данные, идентификаторы которых могут быть идентичными или разными, но, в любом случае, являются известными и опознаваемыми.

Кроме того, согласно еще одному отличительному признаку изобретения, радиомаяк содержит блок идентификации, который обеспечивает возможность радиосчитывания средства идентификации радиомаяка, и, в качестве операции первой необходимости, когда последний установлен на базовом блоке, считывания средства идентификации данного базового блока.

Данный блок, предпочтительно, представляет собой блок радиочастотной идентификации, предназначенный для бесконтактного считывания средств идентификации, таких как чипы радиочастотной идентификации. Он может вставляться рядом с чипом радиомаяка и может обеспечивать бесконтактное считывание чипа радиочастотной идентификации радиомаяка. Когда данный радиомаяк установлен на базовом блоке, он также может осуществлять считывание чипа радиочастотной идентификации этого базового блока. В этом случае, идентификационные данные, записанные на чипе радиочастотной идентификации базового блока, которые считываются в первую очередь блоком радиочастотной идентификации радиомаяка, считаются идентификационными данными обычного автоматического радиомаяка. Поскольку эти идентификационные данные загружены в базовый блок, блок радиочастотной идентификации другого радиомаяка (например, после замены) сможет считывать их без применения каких-либо специальных средств. Новая настройка данных радиомаяка на борту ЛА при этом не требуется, что значительно упрощает техобслуживание.

Еще одним отличительным признаком настоящего изобретения является то, что электропитание базового блока производится от внешнего источника электроэнергии, в качестве которого может использоваться один из источников электроэнергии ЛА.

В качестве варианта, согласно другому отличительному признаку изобретения, базовый блок может иметь источник электроэнергии, встроенный в него в виде батареек.

Согласно еще одному отличительному признаку настоящего изобретения, базовый блок оснащен детектором давления воды, электрически соединенным с электронным блоком управления, с целью передачи сигнала бедствия при обнаружении давления воды (то есть, при погружении в воду).

Согласно еще одному отличительному признаку настоящего изобретения, базовый блок включает в себя электроакустический преобразователь типа известного под наименованием "беззапросный гидроакустический маяк" (пинджер). Питание этого электроакустического преобразователя осуществляется от источника электропитания радиомаяка или, возможно, источника электропитания базового блока, если такой источник питания имеется на базовом блоке. Включение этого электроакустического преобразователя производится электронным блоком управления, входящим в состав базового блока.

Согласно еще одному отличительному признаку настоящего изобретения, радиомаяк оснащен средством ручной подачи сигнала бедствия.

Таким образом, при отделении от базового блока, данный радиомаяк можно использовать в качестве портативного аварийного радиомаяка.

Итак, настоящим изобретением предлагается единая радиомаяковая система, которая упрощает управление воздушными сигналами для пользователя, а также обеспечивает экономию времени на техобслуживание, позволяя осуществлять замену радиомаяка очень быстро. Установка очень проста в плане соединений, которые выполнены полностью на одном базовом блоке. Кроме того, общая масса системы очень мала, уменьшен занимаемый ею объем, узел радиомаяка и базового блока имеет очень плоскую конструкцию и может быть легко установлен в любом месте ЛА.

Краткое описание чертежей

Остальные преимущества, цели и отличительные признаки данного изобретения станут более ясными после ознакомления с приведенным ниже подробным описанием одного предпочтительного варианта осуществления его осуществления, приведенного в качестве не ограничивающего примера, со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

фиг. 1 - функциональная блок-схема автоматической аварийной радиомаяковой системы согласно настоящему изобретению;

фиг. 2а и 2b - схематичные изображения аварийного радиомаяка по отдельности (фиг. 2а) и этого же самого радиомаяка, установленного на базовом блоке (фиг. 2b) и образующего автоматическую аварийную радиомаяковую систему согласно настоящему изобретению, в том виде, в каком она предстает взгляду пользователя.

Осуществление изобретения

Как показано на чертежах, автоматическая аварийная радиомаяковая система согласно настоящему изобретению предназначена для установки на транспортных средствах, которыми могут являться, но не только, летательные аппараты. Система содержит базовый блок 1, закрепляемый на конструкции 120 ЛА, и радиомаяк 2, устанавливаемый с возможностью снятия на базовом блоке 1 и выполняющий в комбинации с данным базовым блоком 1 функции автоматического радиомаяка. Будучи отсоединенным от базового блока 1, радиомаяк 2 выполняет функции аварийного радиомаяка.

Базовый блок 1 содержит защитный корпус 100 с открытым приспособлением для вставки радиомаяка 2.

Базовый блок 1 оснащен электронным блоком управления 10, соединенным с помощью соединительного устройства с шиной передачи данных и управления 121 ЛА. Это соединительное устройство, предпочтительно, состоит из блока сопряжения 11, который также обеспечивает соответствующую защиту от молний, помех от мобильных телефонов и иных устройств, а также физическое сопряжение с шиной 121, и, в более общем смысле, с бортовой системой БРЭО и другим оборудованием ЛА, например, с антеннами, для получения определенных данных. Оно служит также для защиты радиомаяковой системы от всех электрических помех, вызванных окружением автоматической радиомаяковой системы, когда она находится на борту ЛА. Оно выполнено в соответствии с действующими стандартами, касающимися уровней защиты.

Когда радиомаяк 2 установлен в базовом блоке 1, электронный блок управления 10 также подсоединен через второе средство соединения 12 базового блока 1 к соединительному устройству 20, входящему в состав радиомаяка 2. Каждое из этих двух соединительных устройств 12 и 20 состоит из блока сопряжения, обеспечивающего соответствующую защиту.

Электронный блок управления 10 содержит блок передачи данных 13 типа ARINC 429, обеспечивающий интерфейс с шиной данных 121. Он также содержит электрический блок питания 14 и блок активации 15. Вышеупомянутые блоки электронного блока управления 10 соединены с блоками сопряжения 11 и 12, обеспечивая связь между базовым блоком 1 и, соответственно, системой БРЭО ЛА и другим оборудованием, таким как антенны и радиомаяк 2.

Детектор ударного воздействия 16, смонтированный на корпусе 100 базового блока 1, электрически соединен с блоком активации 15. Предпочтительно, он содержит ориентируемый датчик ускорения-контакта, жестко закрепленный на защитном корпусе 100 базового блока 1. Таким образом, данный ориентируемый датчик ускорения-контакта воспринимает все ускорения и ударные воздействия, которым подвергается конструкция ЛА. Детектор давления воды вместе с электроакустическим преобразователем могут быть соединены с данным блоком активации, что дает возможность передачи сигнала, воспринимаемого под водой.

Электрический блок питания 14 базового блока 1 служит для подачи питания на базовый блок 1 и, возможно, для управления зарядкой источника электропитания, если радиомаяк 2 оснащен им. Зарядка данного источника питания осуществляется от источника электропитания ЛА. Электрический блок питания 14 также может управлять зарядкой источника электропитания, который может содержать базовый блок 1.

Блок активации 15 базового блока 1 предназначен для включения радиомаяка 2 с целью передачи радиомаяком сигнала бедствия в случае аномальной ситуации, который будет воспринят группой спутников и передан затем на наземные станции. Сигнал бедствия также может быть сгенерирован и передан на землю, или сохранен в блоке памяти 22 для того, чтобы использоваться позже. Запуск активации может быть произведен при обнаружении ударного воздействия, или с помощью ручного управления, по команде пилота или какой-либо другой известной системы, которая определяет ситуацию и требует выдачи такой команды.

Радиомаяк 2 включает в себя блок питания 30 и блок управления и обработки данных 21 на базе микроконтроллера. Блок сопряжения и защиты 20 радиомаяка 2 соединен с данным блоком управления и обработки данных 21. С этим блоком управления и обработки данных 21 соединены также блок памяти 22, блок радиочастотной идентификации 23, блок глобального позиционирования 24, служащий для определения географических координат местоположения ЛА или радиомаяка, интерфейс пользователя 25 и блок радиопередачи 26.

Блок памяти 22, например, представляет собой ЗУ энергонезависимого типа. В этом блоке памяти 22 сохраняются значения различных полезных параметров, касающихся полета, в частности, анализа и понимания причины повреждения и авиационного происшествия. В блоке памяти 22 также через регулярные промежутки времени или непрерывно сохраняются параметры географического положения ЛА. Эти значения данных, получаемые с шины 121 ЛА электронным блоком управления 10, входящим в состав базового блока 1, передаются на съемный радиомаяк 2, более конкретно, в блок управления и обработки данных 21 через блоки сопряжения и защиты 12 и 20. Впоследствии эти значения данных сохраняются в блоке памяти 22. Блок памяти 22 периодически сохраняет и архивирует данные с целью формирования временной диаграммы.

Блок радиочастотной идентификации 23 обеспечивает возможность считывания информации, содержащейся в чипах радиочастотной идентификации 17 и 27. Чип радиочастотной идентификации 17 встроен в базовый блок 1 и содержит идентификационный код базового блока 1. Чип радиочастотной идентификации 27 встроен в радиомаяк 2 и содержит идентификационный код радиомаяка 2. Чипы радиочастотной идентификации 17 и 27 могут перезаписываться при проведении операций техобслуживания.

Когда радиомаяк 2 соединен с базовым блоком 1, блок радиочастотной идентификации 23 считывает информацию, содержащуюся в чипе радиочастотной идентификации 17 базового блока 1. Когда радиомаяк 2 и базовый блок 1 отделены друг от друга, блок радиочастотной идентификации 23 считывает информацию, содержащуюся в чипе радиочастотной идентификации 27 радиомаяка 2.

Когда радиомаяк 2 установлен на базовом блоке, данные по географическому положению ЛА считываются с шины данных 121 ЛА, и блок глобального позиционирования 24 отключен блоком управления и обработки данных 21. При отделении радиомаяка 2 от базового блока 1 блок управления и обработки данных 21 повторно включает блок глобального позиционирования 24.

Блок глобального позиционирования 24 может представлять собой блок любого известного типа. Он соединен с антенной 24а внутри радиомаяка 2 (антенна типа GNSS, т.е. антенна глобальной навигационной спутниковой системы). Этот блок 24 служит для определения географических координат ЛА или радиомаяка с помощью сигналов, которые он получает от соответствующей спутниковой группировки. Эти координаты периодически сохраняются блоком управления и обработки данных 21 в блоке памяти 22.

Интерфейс пользователя 25 включает в себя дисплей и клавиатуру, содержащую несколько клавиш. Помимо всего прочего, дисплей может отображать информацию о местоположении ЛА и подтверждении приема сигнала тревоги спутниковой группировкой и наземными службами. Это возвращение информации осуществляется с помощью блока глобального позиционирования 24, отображение идентификации позволяет производить проверку идентификационного кода радиомаяка 2 без специальных средств идентификации.

Блок радиопередачи 26 передает сигнал бедствия на частотах, специально выделенных для системы COSPAS-SARSAT; эти сигналы, в частности, могут содержать географические координаты ЛА и, возможно, идентификационные коды базового блока и/или радиомаяка, записанные соответственно на чипах радиочастотной идентификации 17 и 27. Этот блок радиопередачи 26 электрически соединен с УВЧ- и СВЧ-антенной 26d радиомаяка 2. Кроме того, с помощью базового блока 1 он соединяется также с внешней УВЧ/СВЧ-антенной 122 ЛА, когда радиомаяк 2 установлен на указанном базовом блоке 1.

Блок радиопередачи 26 содержит/включает в себя модули радиопередачи для СВЧ- и УВЧ-частот 26а, 26b, находящиеся под контролем модуля контроля и управления 26 с СВЧ/УВЧ-антенн 26d радиомаяка 2 и 122 ЛА.

Блок питания 30 радиомаяка 2 представляет собой блок электроснабжения, содержащий одну или несколько батареек 30а и электронную плату памяти 30b, на которую записываются данные по требуемой потребляемой электроэнергии от батареек. Батарейки 30а могут быть не перезаряжаемыми, или, как вариант, могут представлять собой аккумуляторы.

Радиомаяк 2 оснащен световым индикатором, таким как проблесковый сигнальный огонь, а также светоотражателями.

Предпочтительно, радиомаяк 2 оснащен индикатором наличия воды известного типа, электрически соединенным с блоком управления и обработки данных (21) для обеспечения автоматического включения сигнала бедствия при присутствии воды, независимо от того, установлен он на базовом блоке 1 или отделен от данного базового блока.

На фиг. 2а показан аварийный радиомаяк 2 отдельно, а на фиг.2b изображена автоматическая аварийная радиомаяковая система, содержащая радиомаяк 2 и его базовый блок 1 описанного выше типа. Как можно увидеть из фиг. 2а и 2b, в обоих случаях используется один и тот же радиомаяк 2.

Первый радиомаяк 2, называемый аварийным, устанавливается в кабине экипажа ЛА, либо на специальной механической опоре, единственная функция которой заключается в фиксации радиомаяка на месте и устранения возможности удара о конструкцию или соседние объекты, либо помещается в защитный корпус и хранится в багажном отсеке. Он остается в выключенном состоянии до тех пор, пока кто-либо не включит его в соответствии с правилами, применимыми в случае авиационного происшествия, или до момента обнаружения присутствия воды.

Второй радиомаяк 2, называемый автоматическим, устанавливается с возможностью отсоединения на базовом блоке 1, который прикреплен к какому-либо элементу конструкции ЛА и не может быть отделен. Чипы радиочастотной идентификации 17 и 27 базового блока 1 и радиомаяка 2 при этом располагаются рядом друг с другом, так что блок радиочастотной идентификации 23 считывает содержание чипа радиочастотной идентификации 17 (иными словами, идентификационный код базового блока 1), в первую очередь. Соответствующие блоки сопряжения и защиты 12 и 20 базового блока 1 и радиомаяка 2 соединены и обмениваются данными, необходимыми для работы системы.

При снятии с базового блока 1 радиомаяк 2 начинает работать как аварийный радиомаяк, и его можно включить вручную, для того, чтобы послать сигнал бедствия на спутниковую группировку; этот сигнал бедствия, в частности, содержит географические координаты радиомаяка и идентификационный код радиомаяка. С этой целью радиомаяк содержит средство для включения вручную сигнала бедствия, которое включает в себя соответствующую клавишу на клавиатуре интерфейса пользователя 25, непосредственно интерфейс пользователя 25 и блок управления и обработки данных 21. Каждый раз, когда блок управления и обработки данных 21 обнаруживает, что соответствующая клавиша на клавиатуре нажата для подачи сигнала бедствия, он активирует блок радиопередачи 26 для передачи сигнала бедствия и считывает в блоке памяти 22 данные, относящиеся к географическим координатам радиомаяка, и с помощью блока радиочастотной идентификации 23 производит считывание идентификационного кода радиомаяка, содержащегося в чипе радиочастотной идентификации 27. Эта информация передается сигналом бедствия на спутниковую группировку.

И, наконец, следует отметить, что область применения настоящего изобретения не ограничивается областью авиации. Наоборот, без выхода за рамки настоящего изобретения, объект настоящего изобретения может устанавливаться на любых типах воздушных, наземных или морских транспортных средств.

Разумеется, настоящее изобретение может подвергаться любым усовершенствованиям, и могут создаваться любые его модификации и варианты исполнения, без выхода за границы объема изобретения, определяемые формулой настоящего изобретения.

1. Автоматическая аварийная радиомаяковая система, предназначенная для установки на летательном аппарате, содержащая фиксированный базовый блок (1), выполненный с возможностью жесткого прикрепления к конструкции летательного аппарата, и съемный радиомаяк (2), выполненный с возможностью съемной установки на указанном фиксированном базовом блоке (1) для преобразования аварийного радиомаяка в автоматический радиомаяк и с возможностью снятия с фиксированного базового блока для преобразования автоматического радиомаяка в аварийный радиомаяк, причем указанный фиксированный базовый блок (1) включает в себя электронный блок (10) управления, содержащий первое средство (11) соединения с шиной (121) передачи данных и управления летательного аппарата для приема от указанной шины данных вместе с командами на включение съемного радиомаяка (2), и второе средство (12) соединения со съемным радиомаяком (2) для передачи на съемный радиомаяк (2) данных и команд на включение; причем указанный съемный радиомаяк (2) содержит по меньшей мере один блок (22) памяти для хранения передаваемых данных и блок (26) радиопередачи, выполненный с возможностью соединения через фиксированный базовый блок (1) с внешней передающей антенной (122) летательного аппарата.

2. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 1, в которой фиксированный базовый блок (1) содержит по меньшей мере одно средство обнаружения аномальных событий, соединенное с электронным блоком (10) управления, для включения съемного радиомаяка (2).

3. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 1, в которой электронный блок (10) управления содержит блок (15) включения съемного радиомаяка (2), блок (13) передачи данных, обеспечивающий взаимодействие с шиной (121) передачи данных, и блок (14) подачи электропитания.

4. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 1, в которой указанное по меньшей мере одно средство обнаружения аномальных событий, входящее в состав фиксированного базового блока (1), содержит детектор (16) ударного воздействия, соединенный с блоком (15) включения.

5. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 4, в которой детектор (16) ударного воздействия представляет собой ориентируемый датчик ускорения-контакта.

6. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 1, в которой фиксированный базовый блок (1) содержит электроакустический преобразователь, соединенный с блоком (15) включения.

7. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 1, в которой фиксированный базовый блок (1) снабжается электрической энергией от одного из источников электропитания летательного аппарата.

8. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 1, в которой фиксированный базовый блок (1) снабжен собственным источником электропитания.

9. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 1, в которой съемный радиомаяк (2) снабжен средством ручного включения сигнала бедствия.

10. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 1, в которой съемный радиомаяк (2) дополнительно содержит блок (21) управления и обработки данных, с которым электрически соединен блок (22) памяти.

11. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 1, в которой съемный радиомаяк (2) содержит характеризующее его средство (27) идентификации, и фиксированный базовый блок (1) также содержит характеризующее его средство (17) идентификации.

12. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 10, в которой:

фиксированный базовый блок (1) содержит характеризующее его средство (17) идентификации,

съемный радиомаяк (2) содержит характеризующее его средство (27) идентификации и дополнительно содержит блок (23) идентификации, выполненный с возможностью считывания информации, содержащейся в средстве (27) идентификации съемного радиомаяка (2), и, при установке радиомаяка (2) на базовом блоке (1), считывания информации, содержащейся в средстве (17) идентификации фиксированного базового блока (1); причем указанный блок (23) идентификации электрически соединен с блоком (21) управления и обработки данных.

13. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 9, в которой съемный радиомаяк (2) снабжен блоком (24) глобального позиционирования, соединенным с блоком (21) управления и обработки данных и выполненным с возможностью указания географических координат летательного аппарата или съемного радиомаяка.

14. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 9, в которой радиомаяк (2) снабжен интерфейсом (25) пользователя, состоящим из дисплея и клавиатуры, причем указанный интерфейс пользователя соединен с блоком (21) управления и обработки данных.

15. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 9, в которой фиксированный базовый блок (1) содержит характеризующее его средство (17) идентификации, а съемный радиомаяк (2):

содержит блок (21) управления и обработки данных, с которым электрически соединен блок (22) памяти,

содержит характеризующее его средство (27) идентификации,

содержит блок (23) идентификации, выполненный с возможностью считывания информации, содержащейся в средстве (27) идентификации съемного радиомаяка (2), и, при установке съемного радиомаяка (2) на базовом блоке (1), считывания информации, содержащейся в средстве (17) идентификации базового блока (1); причем указанный блок (23) идентификации электрически соединен с блоком (21) управления и обработки данных,

снабжен блоком (24) глобального позиционирования, соединенным с блоком (21) управления и обработки данных и выполненным с возможностью указания географических координат летательного аппарата или съемного радиомаяка,

снабжен интерфейсом (25) пользователя, состоящим из дисплея и клавиатуры, причем указанный интерфейс пользователя соединен с блоком (21) управления и обработки данных,

при этом средство ручного включения съемного радиомаяка образовано выделенной клавишей на клавиатуре интерфейса (25) пользователя, указанным интерфейсом (25) пользователя и блоком (21) управления и обработки данных, причем средство ручного включения радиомаяка выполнено с возможностью при обнаружении нажатия указанной клавиши, выделенной для включения сигнала бедствия, включения блока (26) радиопередачи для передачи сигнала бедствия, считывания из блока (22) памяти данных, относящихся к географическим координатам съемного радиомаяка (2), и, с помощью блока (23) идентификации, считывания идентификационного кода съемного радиомаяка (2), содержащегося в средстве (27) идентификации, с тем, чтобы передаваемый сигнал бедствия содержал географические координаты съемного радиомаяка (2) и идентификационный код радиомаяка (2).

16. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 9, в которой съемный радиомаяк (2) снабжен детектором воды, электрически соединенным с блоком (21) управления и обработки данных.

17. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по п. 9, в которой съемный радиомаяк включает в себя блок (30) питания, содержащий одну или более электрических батарей и электронное устройство для накопления потребляемой электроэнергии.

18. Автоматическая аварийная радиомаяковая система по любому из пп. 1–17, в которой фиксированный базовый блок (1) съемного радиомаяка (2) снабжен детектором давления, электрически соединенным с электронным блоком (10) управления и электроакустическим преобразователем, включаемым указанным электронным блоком (10) управления в случае обнаружения аномального давления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области радиотехники, а именно к системам радиоконтроля для определения координат местоположения источников радиоизлучения (КМПИРИ) УКВ-СВЧ диапазонов как цифровых, так и аналоговых видов связи, сведения о которых отсутствуют в базе данных (например, государственной радиочастотной службы).

Изобретение относится к области спутникового радиоконтроля и может быть использовано при поиске и локализации позиций земных станций (ЗС) спутниковой связи - источников помех стволам с прямой ретрансляцией спутников-ретрансляторов (СР) на геостационарной орбите.

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к управлению курсом передвижения животных. Выполняют измерение скорости, направление движения животного и регистрацию паспортных данных животного при помощи закрепленного транспондера на теле животного (3).

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к средствам диагностики злокачественных новообразований. Устройство позиционирования содержит источник излучения в виде полупроводникового диодного лазера и селективно-спектральную фоточувствительную цифровую видеокамеру, выполненные с возможностью установки над операционным полем, метку, подключенную через блок цифровой обработки сигнала к персональному компьютеру, при этом метка выполнена одноканальной и установлена на источнике излучения, пять анкеров выполнены с возможностью установки на верхний и нижний угол раны и справа, слева и снизу от операционного поля, а одноканальная метка и анкеры подключены к шлюзу и блоку цифровой обработки с образованием системы навигации SDS-TWR.

Изобретение относится к системам дистанционного контроля запусков космических аппаратов. Технический результат состоит в повышении точности определения формы выделенного возмущения.

Изобретение относится к области нелинейной радиолокации и может быть использовано при разработке нелинейных радиолокаторов, осуществляющих поиск объектов, представляющих собой радиоэлектронные устройства и контактирующие металлические поверхности, за счет обнаружения нелинейных свойств элементов, являющихся составной частью таких объектов поиска.

Изобретение относится к радиосвязи и может использоваться для спутниковой системы позиционирования.Технический результат состоит в повышении эффективности оценки направления поступления сигналов.

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к методам пассивной радиолокации, состоящей в определении углов пеленга источника радиоизлучения (ИРИ) за счет приема электромагнитных волн, создаваемых ИРИ, пассивной распределенной в пространстве радиолокационной системой и их последующей цифровой обработки.

Изобретение относится к области навигации летательных аппаратов с использованием пассивного радиолокационного способа определения местоположения объекта, являющегося источником электромагнитных излучений, и предназначено для построения автономных и комплексных систем навигации летательных аппаратов.

Изобретение относится к способу и системе определения адреса. Технический результат – более точное определение физического положения электронного устройства (ЭУ).

Изобретение относится к области радиотехники, а именно к системам радиоконтроля для определения координат местоположения источников радиоизлучения (КМПИРИ) УКВ-СВЧ диапазонов как цифровых, так и аналоговых видов связи, сведения о которых отсутствуют в базе данных (например, государственной радиочастотной службы).

Изобретение относится к области радиотехники, а именно к системам радиоконтроля для определения координат местоположения источников радиоизлучения (КМПИРИ) ультракороткого–сверхвысокочастотного (УКВ-СВЧ) диапазонов как цифровых, так и аналоговых видов связи, сведения о которых отсутствуют в базе данных (например, государственной радиочастотной службы).

Изобретение относится к области радиотехники, а именно к системам радиоконтроля для определения координат местоположения источников радиоизлучения (КМПИРИ) УКВ-СВЧ диапазонов как цифровых, так и аналоговых видов связи, сведения о которых отсутствуют в базе данных (например, государственной радиочастотной службы).

Изобретение относится к области радиотехники, а именно к системам радиоконтроля для определения координат местоположения источников радиоизлучения (КМПИРИ) УКВ-СВЧ диапазонов как цифровых, так и аналоговых видов связи, сведения о которых отсутствуют в базе данных (например, государственной радиочастотной службы).

Изобретение относится к способам с использованием двойной метки для определения местоположения движущихся объектов в шахте. Достигаемый технический результат – повышение точности определения местоположения движущегося объекта в шахте.

Изобретение относится к области радионавигации и может быть использовано в системах определения местоположения и слежения за траекторией перемещающихся в надземном пространстве объектов по сигналам навигационных бесспутниковых систем, использующих RFID-технологию.

Изобретение относится к области радиолокации и радионавигации в части их использования для определения дальности и радиальной скорости объекта, излучающего электромагнитные волны.

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для определения взаимного местоположения подвижных объектов и позволяет повысить помехоустойчивость, точность в полносвязных радиосетях за счет систем вычисления взаимных скоростей и ускорений.

Система для определения местоположения самолетов, потерпевших катастрофу, содержит «черный ящик» с сигнализацией, помещенный в хвосте самолета, приемник GPS-сигналов, генератор электромагнитных волн и пункт контроля.

Настоящее изобретение относится к области подводной навигации и может быть использовано для определения начальных координат автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) после отправки его с обеспечивающего судна для выполнения заданной миссии подо льдами в высоких арктических широтах.

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам спасения экипажей и пассажиров при аварии авиационной техники. Способ спасения экипажа и пассажиров при аварии вертолета в полете на малых высотах включает в себя такие операции как свободное падение вертолета, ввод амортизационного устройства, спуск на амортизационном устройстве, приземление.

Изобретение относится к аварийной радиомаяковой системе, предназначенной для установки на летательных аппаратах. Техническим результатом является расширение арсенала технических средств. Упомянутый технический результат достигается за счет объединения функций автоматического радиомаяка и аварийного радиомаяка в одном блоке. Автоматическая аварийная радиомаяковая система содержит фиксированный базовый блок, выполненный с возможностью жесткого прикрепления к конструкции летательного аппарата, и съемный радиомаяк, выполненный с возможностью съемной установки на указанном фиксированном базовом блоке, причем указанный фиксированный базовый блок включает в себя электронный блок управления, содержащий первое средство соединения с шиной передачи данных и управления летательного аппарата для приема данных из шины передачи данных и команд на включение съемного радиомаяка и второе средство соединения со съемным радиомаяком для передачи на него данных и команд на включение; причем указанный съемный радиомаяк содержит по меньшей мере один блок памяти для хранения передаваемых данных и блок радиопередачи, выполненный с возможностью соединения через установочный блок с внешней передающей антенной летательного аппарата, а также по меньшей мере одно средство обнаружения аномальных событий, соединенное с электронным блоком управления, для включения указанного радиомаяка. 17 з.п. ф-лы, 3 ил.

Наверх