Многосателлитная планетарная передача

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в высоконагруженных механических приводах. Многосателлитная планетарная передача содержит солнечную шестерню (1), неподвижное центральное колесо (2), сателлиты (3), расположенные посредством подшипников качения (4) на осях (5), и составное водило, выполненное в виде двух не связанных жестко друг с другом дисков, в один из которых (6) запрессованы оси сателлитов (5), другой (7) соединен жестко с выходным валом и посажен с зазором на противоположные концы осей сателлитов (5), а оси сателлитов (5) в местах посадки выполнены с кольцевыми канавками, в которых расположены центрирующие резиновые кольца (8). Отсутствие жесткой связи диска (6) с диском (7) позволяет блоку сателлитов (3) самоустанавливаться, выравнивая нагрузку между ними. Обеспечивается упрощение конструкции планетарной передачи, а также повышение ее технологичности. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в высоконагруженных механических приводах.

Из уровня техники известна многосателлитная планетарная передача (Решетов Л.Н. Самоустанавливающиеся механизмы. Справочник. - М.: Машиностроение, 1979. - с. 241, рис. 5.10а), содержащая «плавающую» солнечную шестерню, установленную на двойном зубчатом кардане, сателлиты, неподвижное центральное колесо и водило [1].

Недостатками ее являются большой осевой размер механизма и большой объем зуборезных работ, что вызвано наличием двойного зубчатого кардана.

Также известна многосателлитная планетарная передача (SU 1427117 A1, МПК F16H 1/48, опубл. 30.09.1988), содержащая солнечную шестерню, неподвижное центральное колесо, водило, состоящее из двух жестко соединенных между собой и с ведомым валом щек, сателлиты, установленные на осях, закрепленных в щеках водила посредством упругих элементов, между которыми размещены втулки, контактирующие одним из своих торцов с торцом водила [2].

Недостатком данной многосателлитной планетарной передачи является низкая несущая способность, так как нагрузка от осей сателлитов к водилу передается через упругие элементы, обладающие небольшой нагрузочной способностью.

Наиболее близким к заявленному изобретению техническим решением и выбранным в качестве прототипа признана многосателлитная планетарная передача (RU 2357138 C1, МПК F16H 1/48, опубл. 27.05.2009), содержащая солнечную шестерню, неподвижное центральное колесо, сателлиты, расположенные посредством подшипников качения на осях,, и составное водило, состоящее из сателлитного блока и ступицы, соединенных между собой компенсационным узлом, выполненным в виде шлицевого соединения, расположенного в промежутках между сателлитами [3].

Недостатком этой конструкции является ее сложность и нетехнологичность, что обусловлено наличием компенсационного узла, выполненного в виде шлицевого соединения, расположенного в промежутках между сателлитами.

Задачей данного изобретения является упрощение конструкции многосателлитной планетарной передачи и повышение уровня ее технологичности.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в многосателлитной планетарной передаче, содержащей солнечную шестерню, неподвижное центральное колесо, сателлиты, расположенные посредством подшипников качения на осях, и составное водило, составное водило выполнено в виде двух не связанных жестко друг с другом дисков, в один из которых запрессованы оси сателлитов, другой соединен жестко с выходным валом и посажен с зазором на противоположные концы осей сателлитов, а оси сателлитов в местах посадки выполнены с кольцевыми канавками, в которых расположены центрирующие резиновые кольца.

Упрощение конструкции многосателлитной планетарной передачи и повышение уровня ее технологичности достигается выполнением составного водила в виде сравнительно простых деталей: двух не связанных жестко друг с другом дисков с посадочными отверстиями цилиндрической формы под оси сателлитов.

Суть изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид многосателлитной планетарной передачи в разрезе, на фиг. 2 - вид по А-А на фиг. 1.

Многосателлитная планетарная передача содержит солнечную шестерню 1, неподвижное центральное колесо 2, сателлиты 3, подшипники сателлитов 4, оси сателлитов 5, «плавающий» диск составного водила 6, диск составного водила, жестко соединенный с выходным валом, 7, центрирующие резиновые кольца 8, корпус 9, подшипники выходного вала 10, подшипники быстроходного вала 11 и крышку 12.

Солнечная шестерня 1 выполнена за одно целое с быстроходным валом. Диск составного водила, жестко соединенный с выходным валом, 7 выполнен с отверстиями, диаметр которых равен внешнему диаметру центрирующих резиновых колец 8, но больше диаметра осей сателлитов 5. Оси сателлитов 5 выполнены с кольцевыми канавками в местах посадки на них диска составного водила, жестко соединенного с выходным валом, 7.

Оси сателлитов 5 одним концом запрессованы в отверстия «плавающего» диска составного водила 6, а вторым вставлены с зазором в отверстия диска составного водила, жестко соединенного с выходным валом, 7. Центрирующие резиновые кольца 8 установлены в кольцевые канавки осей сателлитов 5.

Сборка многосателлитной планетарной передачи осуществляется в следующей последовательности.

Оси сателлитов 5 в сборе с центрирующими резиновыми кольцами 8 вставляются в отверстия диска составного водила, жестко соединенного с выходным валом, 7. На оси сателлитов 5 сажаются подшипники 4, а на них - сателдиты 3. «Плавающий» диск составного водила 6 напрессовывается на оси сателлитов 5 и стопорится на них. Неподвижное центральное колесо 2 устанавливается в корпусе 9 передачи. Блок сателлитов в сборе с водилом осевым перемещением вводится в зацепление с неподвижным центральным колесом 2 и одновременно сажается на расположенные в корпусе 9 подшипники выходного вала 10. Солнечная шестерня 1 осевым перемещением вводится в зацепление с сателлитами 3 и одновременно сажается на подшипник быстроходного вала 11. После этого крышка 12 с установленным в ней подшипником быстроходного вала 11 сажается в корпус 9 передачи и на быстроходный вал.

Многосателлитная планетарная передача работает следующим образом.

Вращательное движение передается от солнечной шестерни 1 через сателлиты 3, подшипники сателлитов 4 и оси сателлитов 5 «плавающему» диску составного водила 6 и диску составного водила, жестко соединенному с выходным валом, 7. При работе на холостом ходу или при небольшом моменте на выходном валу центрирующие резиновые кольца 8 не позволяют «плавающему» диску составного водила 6 с сателлитами 3 смещаться в радиальном направлении под действием их силы тяжести. Вращательное движение в этом случае передается от осей сателлитов 5 через центрирующие резиновые кольца 8 диску составного водила, жестко соединенному с выходным валом, 7. При работе передачи под нагрузкой «плавающий» диск составного водила 6 с сателлитами 3 самоустанавливается, выравнивая нагрузку между сателлитами 3. Центрирующие резиновые кольца 8 в этом случае деформируются и движение передается непосредственно от осей сателлитов 5 диску составного водила, жестко соединенному с выходным валом, 7.

Многосателлитная планетарная передача проста по конструкции и имеет высокий уровень технологичности, так как содержит сравнительно простые в изготовлении детали.

Источники информации

1. Решетов Л.Н. Самоустанавливающиеся механизмы. Справочник. - М.: Машиностроение, 1979. - с. 241, рис. 5.10а.

2. А.с. №1427117 СССР, М. кл. F16H 1/48. Планетарная передача / Степанюк П.Н., Милан И.В., Романюк В.В. и Лешков B.C. Заяв. 02.12.1985. Опубл. 30.09.1988, БИ №36.

3. Пат. №2357138 РФ, МПК F16H 1/48. Планетарная передача / Шевчук В.П., Ляшенко М.В., Шеховцов В.В. и др. Заяв. 31.03.2008. Опубл. 27.05.2009, БИ №15) (прототип).

Многосателлитная планетарная передача, содержащая солнечную шестерню, неподвижное центральное колесо, сателлиты, расположенные посредством подшипников качения на осях, и составное водило, отличающаяся тем, что составное водило выполнено в виде двух не связанных жестко друг с другом дисков, в один из которых запрессованы оси сателлитов, другой соединен жестко с выходным валом и посажен с зазором на противоположные концы осей сателлитов, а оси сателлитов в местах посадки выполнены с кольцевыми канавками, в которых расположены центрирующие резиновые кольца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатым передачам. Трохоидальное зубчатое зацепление двух колес, в котором профиль зубьев каждого колеса состоит из двух касательно соединенных между собой эквидистант трохоидальных кривых, образующих одна частично или полностью вогнутую ножку зуба, а вторая выпуклую головку зуба.

Изобретение относится к механизму (5) переменной степени сжатия, в котором управляющий вал (10) вращается и приводится в действие электродвигателем (21) через волновой редуктор (22).

Изобретение относится планетарным передачам. Водило (5) планетарной передачи для эпициклического редуктора содержит кольцевую коробку (7), имеющую две стороны (9, 10), проходящие в радиальном направлении и соединенные перемычками (16), и посадочные места (6), проходящие в осевом направлении между сторонами (9, 10) и предназначенные для поддержки планетарных шестерен, установленных с возможностью вращения вокруг посадочных мест (6).

Изобретение относится к волновой зубчатой передаче. Волновая зубчатая передача содержит два зубчатых колеса, гибкое зубчатое колесо внешнего зацепления, генератор волн для изгиба зубчатого колеса.

Изобретение относится к машиностроению. Планетарная передача с устройством нейтрализации радиальной нагрузки от контактирующих зубьев включает корпус, в котором соосно вращательно закреплены ведущий вал и ведомое звено, элементы привода, соединяющие ведущий вал и ведомое звено, включающие эксцентриковый элемент, закрепленный радиально подвижно на ведущем валу, сателлит, представляющий собой зубчатое колесо внешнего зацепления, вращательно закрепленный на эксцентриковом элементе, внешнюю цилиндрическую поверхность, расположенную на сателлите соосно с ним, имеющую диаметр, равный диаметру центроиды сателлита, зубчатое колесо внутреннего зацепления, закрепленное на корпусе соосно с ведущим валом и входящее в зацепление с сателлитом, внутреннюю цилиндрическую поверхность, расположенную на колесе внутреннего зацепления соосно с ним, имеющую диаметр, равный центроиде колеса внутреннего зацепления.

Группа изобретений относится к зубчатым передачам. Зубчатая передача (1) содержит первую шестерню (3) и вторую шестерню (5).

Изобретение относится к механизму передачи мощности транспортного средства. Механизм передачи мощности содержит первый вал с первой шевронной шестерней, второй вал со второй и третью шевронной шестернями, третий вал с четвертой шевронной шестерней.

Изобретение относится к гибридным силовым установкам. Гибридная силовая установка технического средства содержит накопитель электроэнергии, зубчатый механизм, тепловой двигатель и электрическую машину.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к волновым зубчатым передачам. Волновая зубчатая передача содержит корпус, генератор волн, ведущий и ведомые валы, жесткое колесо и гибкое колесо.

Изобретение относится к механизму регулирования степени сжатия для двигателя внутреннего сгорания. Раскрыт механизм (5) регулирования степени сжатия, в котором управляющий вал (10) вращается и приводится в действие посредством электромотора (21) через волновой зубчатый редуктор (22).

Группа изобретений относится к машиностроению. Способ механической передачи осуществляют для получения на выходе осевого вращения и кругового вращения. Ось вращения вала отбора мощности совпадает с осью вращения коленчатого вала подвода мощности, и вал отбора мощности совершает круговое движение вокруг оси цапфы вала подвода мощности, а скорость кругового движения равна скорости вращения вала подвода мощности. Основная мощность вала подвода мощности через наложение промежуточной зубчатой передачи и планетарного механизма типа K-H-V с малой разницей чисел зубьев вынуждает вал отбора мощности совершать вращение в противоположном направлении с той же скоростью, что и вал подвода мощности. В то же время упорный подшипник, совершающий осевое вращение и круговое вращение вокруг цапфы вала подвода мощности, расположенный соосно валу отбора мощности, и упорный подшипник, расположенный соосно цапфе вала подвода мощности, соединены последовательно для восприятия осевой нагрузки. Передаточное устройство содержит вал подвода мощности, промежуточную зубчатую передачу, планетарный механизм типа K-H-V с малой разницей чисел зубьев, набор последовательных упорных осевых подшипников, вал отбора мощности и другие компоненты. Обеспечивается улучшение эксплуатационных характеристик и повышение износоустойчивости устройства. 4 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Приводная цепь летательного аппарата включает множество шестерен, зацепляющихся друг с другом. Первая шестерня содержит стенку, образующую внутреннее пространство, причем наружный ряд зубьев расположен на наружной поверхности стенки и зацепляется со второй шестерней. Зубчатая передача встроена во внутреннее пространство стенки первой шестерни. Первая шестерня и зубчатая передача выполнены для обеспечения передачи механической энергии между приводным элементом и исполнительным элементом, которые соединены приводной цепью. Зубчатая передача содержит элемент, образующий коронную шестерню, две планетарные шестерни, элемент, образующий водило сателлитов, и зубья солнечной шестерни. Зубья солнечной шестерни расположены на первом валу, соединенном с приводным или исполнительным элементом. Внутренние зубья расположены на внутренней поверхности элемента, образующего коронную шестерню. Планетарные шестерни зацепляются с внутренними зубьями и с зубьями солнечной шестерни. Зубчатая передача установлена на стенке при помощи расцепляющего элемента, и либо элемент, образующий коронную шестерню, содержит обод, на котором образована внутренняя направляющая расцепляющего элемента, причем элемент, образующий водило сателлитов, закреплен относительно рамы летательного аппарата, либо элемент, образующий коронную шестерню, содержит кольцеобразную стенку, которая закреплена относительно рамы летательного аппарата, причем элемент, образующий водило сателлитов, содержит обод, на котором образована внутренняя направляющая расцепляющего элемента. Другие изобретения группы относятся к вспомогательной коробке передач и редуктору воздушного винта, содержащим указанную выше приводную цепь. Группа изобретений позволяет снизить объем, занимаемый приводной цепью, а также ее вес. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх