Устройство управления вектором тяги двигателя коррекции

Изобретение относится к космической технике, а именно к системам поворота блока коррекции в составе космического аппарата (КА), и может быть использовано в аппаратах различных видов, а также в качестве опорно-поворотного устройства для наземных устройств. Устройство управления вектором тяги двигателя коррекции состоит из верхней интерфейсной платы 1 и нижней интерфейсной платы 2 с установленными на них приводами 3, которые вращают шестерни 4, закрепленные на верхнем 7 и нижнем 7 поворотных элементах. Поворотные элементы 7 между собой соединены подшипниками 6. Верхняя 1 и нижняя 2 интерфейсные платы соединены между собой карданной связью 5. Точка поворота 8 совпадает с плоскостью сопряжения поворотных элементов. Техническим результатом изобретения является обеспечение управления вектором тяги двигателя коррекции в двух плоскостях, уменьшение возмущающих моментов, возникающих из-за отклонения вектора тяги от центра масс КА. 2 ил.

 

Устройство относится к космической технике, к системам поворота блока коррекции в составе космического аппарата (КА) и может быть использовано в аппаратах различных видов.

Выбор способа установки блоков коррекции на КА один из важных этапов проектирования, от точности выставки вектора тяги в центр масс зависит дальнейшая работа КА на орбите. Изменение центра масс КА в процессе выработки топлива приводит к увеличению возмущающих моментов, а, следовательно, к повышению расходов на их компенсацию.

Известно опорно-поворотное устройство позиционирования антенны (KR 101429001 В1), содержащее приводы управления двумя углами места и азимута, при помощи которых осуществляется наведение антенн. Недостатком изобретения относится то, что конструкция устройства не может быть использована в условиях космического пространства из-за габаритных характеристик.

Известно опорно-поворотное устройство, содержащее привод азимутального вращения, представляющее собой вертикальную колонну, все элементы приводов которой размещены внутри этой колонны (RU 2359372). Недостатком известного устройства является малый диапазон применения, данная конструкция устройства не применима в условиях космического пространства, может применяться только для наземных систем.

Известно устройство, которое принято за прототип изобретения, содержащее возвратно-поступательный привод (US 6820531 B1), реализованный на основе линейного электродвигателя, функции которого в данном устройстве выполняют приводы вращения. За счет линейного привода смещается шаровая опора каретки, в плоскости платформы изменяя угол местности. Вращение платформы определяет угол азимута. Недостатком такой конструкции является подвод электропитания к вращающимся элементам.

Задача изобретения состоит в комбинировании функций коррекций орбиты КА и создании вращающих моментов относительно центра масс, за счет использования свойств разработанной конструкции.

Указанная задача решается за счет разработки конструкции устройства управления вектором тяги двигателя коррекции, выполненное по типу опорно-поворотного устройства, изменяющего углы азимута и местности и содержащее приводы вращения. Приводы, связанные между собой карданной связью, вращают поворотные элементы относительно верхней и нижней интерфейсной платы. Точка поворота карданной связи совпадает с плоскостью сопряжения поворотных элементов, в которой расположен один из трех опорных подшипников, два других расположены в плоскостях сопряжения поворотных элементов с верхней и нижней интерфейсной платой, что позволяет при вращении изменять углы азимута и местности, при их совместном, либо противоположном вращении соответственно.

Техническим результатом, достигаемым изобретением является:

- контролируемое изменение наклона в двух плоскостях двигателя коррекции относительно посадочной плоскости;

- уменьшение возмущающих моментов, которые возникают из-за отклонения вектора тяги от центра масс КА;

- повышение точности в управлении углом наклона блока коррекции. Предлагаемое устройство поясняется чертежами, на которых показано:

- на фиг. 1 - прототип поворотного устройства;

- на фиг. 2 - поворотное устройство в разрезе;

Устройство управления вектором тяги двигателя коррекции включает в себя верхнюю интерфейсную плату 1, расположенную в верхней части конструкции и служащей в качестве основания для двигателя коррекции. В нижней части конструкции устройства расположена нижняя интерфейсная плата 2 предназначенная для соединения с посадочным местом.

Приводы 3, в количестве двух штук, находятся во взаимно-перпендикулярных плоскостях, для исключения столкновений между ними во время работы устройства и каждый привод соединен с верхней 1 и нижней 2 интерфейсной платой соответственно. Шестерни 4 в количестве двух штук, установлены в верхней 1 и нижней 2 интерфейсной плате соответственно и находятся в жестком соединении с верхним 7 и нижним 7 поворотным элементом.

Карданный вал 5 расположен в центральной части устройства и соединяет верхнюю 1 и нижнюю 2 интерфейсную плату, предназначен для предотвращения вращения верхней интерфейсной платы 1 относительно нижней интерфейсной платы 2. Данная карданная связь препятствует вращению верхней интерфейсной платы 1 относительно нижней интерфейсной платы 2, что препятствует заклиниванию механизма. Поворотная система устройства состоит из трех подшипников 6, расположенных в верхней, нижней и центральной части устройства и объединяющие в поворотную систему верхний и нижний поворотный элемент 7 с верхней 1 и нижней 2 интерфейсной платой. Подшипники 6 осуществляют вращение независимо друг от друга. Точка поворота 8 расположена на пересечении осей карданного вала 5 и совпадает с плоскостью подшипника 6 расположенного в центральной части устройства.

Работа устройства происходит следующим образом.

При работе приводов 3 происходит вращение шестерней 4 либо в одну сторону, либо в разные стороны с равной угловой скоростью.

При вращении шестерней 4 в одну сторону происходит изменение направления плоскости наклона, изменяется угол азимута верхней интерфейсной платы 1 с неизменным углом наклона местности. При вращении шестерней 4 в разные стороны происходит контролируемый наклон верхней интерфейсной платы 1 относительно нижней интерфейсной платы 2, изменяется угол местности при неизменном направлении плоскости наклона.

Устройство управления вектором тяги двигателя коррекции, выполненное по типу опорно-поворотного устройства, изменяющего углы азимута и местности и содержащее приводы вращения, отличающиеся тем, что приводы, связанные между собой карданной связью, вращают поворотные элементы относительно верхней и нижней интерфейсной платы, точка поворота карданной связи совпадает с плоскостью сопряжения поворотных элементов, в которой расположен один из трех опорных подшипников, два других расположены в плоскостях сопряжения поворотных элементов с верхней и нижней интерфейсной платой, что позволяет при вращении изменять углы азимута и местности при их совместном либо противоположном вращении соответственно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике и может использоваться при проектировании автоматических космических аппаратов (КА) для эксплуатации на околоземных орбитах с негерметичными приборными контейнерами, выполненными из сотопанелей (СП) с применением тепловых труб (ТТ).

Изобретение относится к гелиоэнергетике космических аппаратов (КА) с солнечным парусом (СП). Развертываемый СП выполнен из одной или более полос плоской пленки, на которых размещена пленочная солнечная батарея (СБ).
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может использоваться при разработке реактивных двигательных установок (ДУ), предназначенных для маневрирования пилотируемых космических аппаратов (КА).
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может использоваться при разработке реактивных двигательных установок (ДУ), предназначенных для маневрирования пилотируемых космических аппаратов (КА).

Изобретение относится к двигательным установкам (ДУ) космических аппаратов и может быть использовано в кислородно-водородных двигательных установках с электролизным производством этих газов на космическом аппарате (КА).

Изобретение относится к двигательным установкам (ДУ) космических аппаратов и может быть использовано в кислородно-водородных двигательных установках с электролизным производством этих газов на космическом аппарате (КА).

Изобретение относится к области космической техники. Способ подачи топлива из бака в камеру сгорания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) космического аппарата (КА) включает вытеснение топлива из сжимающей полости, образованной эластичной перегородкой бака, внешним механическим давлением газа на поверхность эластичной перегородки до полного освобождения бака от топлива.

Изобретение относится к области электрических двигателей, в частности двигателей на эффекте Холла, и, в частности, касается средств контроля расхода рабочего тела, подаваемого в электрический двигатель, в рамках применения для космического аппарата.

Изобретение относится к области электрических двигателей, в частности двигателей на эффекте Холла, и, в частности, касается средств контроля расхода рабочего тела, подаваемого в электрический двигатель, в рамках применения для космического аппарата.

Изобретение относится к космической технике. Топливный бак двигательной установки (ДУ) космического аппарата (КА) содержит корпус, образованный герметично соединенными между собой полусферами со штуцерами для подсоединения газовых магистралей и фланцами для закрепления топливных магистралей, вытеснитель, размещенный внутри корпуса и имеющий закрепленную внутри корпуса бака эластичную оболочку, каркас которой имеет ребра жесткости.

Группа изобретений относится к стыковке космических летательных аппаратов. Стыковочная система (500) содержит захватное кольцо (502), приводные узлы (504) и выравнивающие элементы (508).

Изобретение относится к управлению движением вращающейся связки космических аппаратов (КА). Способ включает переориентацию в пространстве маршевой двигательной установки (МДУ), расположенной в центре вращения связки и связанной тросами с КА.

Группа изобретений относится к космической технике. Система для обеспечения выхода в космическое пространство содержит космическую ракету-носитель (РН) с одним или более ракетных двигателей.

Изобретение относится к ионно-плазменному, или ионному электроракетному двигателю, используемому для управляемого перемещения летательных аппаратов в космическом вакууме, в том числе орбитальных спутников.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и летательных аппаратов легче воздуха. Аэростатный ракетно-космический комплекс включает транспортирующий модуль и соединенный с ним посредством узла соединения транспортируемый модуль.

Изобретение относится к космической технике и может использоваться при проектировании автоматических космических аппаратов (КА) для эксплуатации на околоземных орбитах с негерметичными приборными контейнерами, выполненными из сотопанелей (СП) с применением тепловых труб (ТТ).

Использование: в области электротехники. Технический результат - повышение живучести и надежности функционирования автономной системы электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА).

Изобретение относится к гелиоэнергетике космических аппаратов (КА) с солнечным парусом (СП). Развертываемый СП выполнен из одной или более полос плоской пленки, на которых размещена пленочная солнечная батарея (СБ).

Группа изобретений относится к ракетной технике. Устройство для разложения перекиси водорода содержит камеру разложения с расположенным внутри нее катализатором, выполненную с возможностью поступления в нее перекиси водорода с концентрацией от 80% до 100% из резервуара для хранения.
Изобретение относится к способам очистки околоземного космического пространства от космического мусора (КМ). В очищаемую область пространства запускают космический аппарат с самораскрывающимися автономными мобильными сетями, снабженными управляемыми маневренными двигателями и средствами (электро)магнитного удержания КМ.

Изобретение относится к управлению ориентацией космического аппарата (КА) и установленных на нём солнечных батарей (СБ) с осью вращения (Y), перпендикулярной продольной оси (X) КА. По высоте орбиты определяют диапазон витков, когда угол (β) между направлением (S) на Солнце и плоскостью (4) орбиты КА (1) превышает значение, при котором длительность теневой части витка равна времени отвода тепла с заданного участка (3) поверхности КА. К начальному витку диапазона разворачивают КА на угол () от перпендикуляра (Sn) к плоскости (4) при условии, что угол между S и Sn – острый. При этом поддерживают угол < 180° - β - arctan (D/L), где D - удаленность участка (3) от оси Y; L - длина СБ (2), а угол между Sn и осью Y - менее 90°. При прохождении терминатора оси Х и Y ориентируют так, чтобы СБ затеняла участок (3). В поддерживаемой ориентации КА (в т.ч. относительно орбитальной скорости V) воздействующий на КА внешний возмущающий момент обеспечивают минимальным. Технический результат состоит в обеспечении с помощью СБ требуемого режима затенения участков поверхности КА. 7 ил.
Наверх