Реверсивный подшипник скольжения (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам, и может быть применено в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин, насосов и других машин. Реверсивный подшипник скольжения с нереверсивными свойствами, в котором, согласно одному из вариантов конструкции, каждая колодка имеет по крайней мере два симметричных кармана на своей опорной поверхности и по крайней мере два симметричных радиальных отверстия для подачи масла в карманы, при этом маслосъемные скребки обеспечены маслопроводными каналами смазочного масла и накопительной полостью. Колодка дополнительно может иметь по крайней мере два симметричных кармана на своей рабочей поверхности. Согласно еще одному варианту созданного подшипника вал охвачен как минимум тремя самоустанавливающимися колодками, причем нагруженная колодка имеет увеличенный полный центральный угол по сравнению как минимум с двумя другими колодками, при этом каждая колодка или хотя бы одна из колодок имеет по крайней мере по два симметричных кармана на рабочей и/или опорной поверхности колодки и по крайней мере два симметричных радиальных отверстия на рабочей поверхности колодки для подачи смазочного масла в карманы. Колодка дополнительно может иметь по крайней мере два симметричных кармана на своей рабочей поверхности. Технический результат: создание реверсивного подшипника скольжения с высокой несущей способностью, более конкретно реверсивного подшипника с нереверсивными свойствами. 4 н. и 4 з.п. ф-лы, 11 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам, и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин, насосов и других роторных машин.

Известен подшипниковый узел, содержащий корпус с каналами подвода смазки и сливной полостью, вал, охваченный самоустанавливающимися колодками, каждая из которых имеет радиальное отверстие в центральной части ее рабочей поверхности и распределительные канавки, выполненные во входной и выходной кромках, центральные карманы на внутренней поверхности корпуса, фиксирующие винты, маслосъемные скребки, установленные в межколодочном пространстве [UA №74963 С2, F16C 32/00, 2004].

Недостатком такой конструкции является ее нереверсивность, то есть невозможность работы подшипника при вращении вала в обратном направлении из-за отсутствия в этом случае условий для появления гидродинамической несущей пленки.

Известен реверсивный подшипник скольжения, включающий корпус с каналами подвода смазки, вал, охваченный самоустанавливающимися колодками, каждая из которых имеет, по крайней мере, одно радиальное отверстие в своей рабочей поверхности, по крайней мере, один гидростатический карман на опорной поверхности колодки, фиксирующие винты, реверсивные маслосъемные скребки, установленные в межколодочном пространстве [Патент РФ №2337257, F16C 17/03; F16C 32/06. Реверсивный подшипник скольжения, опубликовано: 27.10.2008 г.] (Прототип).

Данный подшипник скольжения является реверсивным и может работать при вращении вала по часовой и против часовой стрелки. Однако указанный подшипник обладает меньшей несущей способностью, чем нереверсивный.

В основу изобретения поставлена задача создания реверсивного подшипника скольжения с высокой несущей способностью, более конкретно, реверсивный подшипник с нереверсивными свойствами.

Для решения указанной технической задачи создан реверсивный подшипник скольжения с нереверсивными свойствами, который, как и прототип, включает корпус с каналами подвода смазочного масла, вал, охваченный самоустанавливающимися колодками, каждая из которых имеет радиальные отверстия, гидростатические карманы, реверсивные маслосъемные скребки, установленные в межколодочном пространстве, но в котором, в соответствии с одним из вариантов созданного изобретения, каждая колодка имеет, по крайней мере, два симметричных кармана на опорной поверхности колодки и, по крайней мере, два симметричных радиальных отверстия для подачи масла в карманы, при этом маслосъемные скребки снабжены маслопроводными каналами смазочного масла и накопительной полостью. В одном из примеров осуществления данного варианта изобретения каждая колодка имеет четыре симметрично выполненных кармана на опорной поверхности колодки и четыре симметричных радиальных отверстия, подающих масло в карманы.

В соответствии с другим вариантом созданного изобретения, отличающим его от варианта, указанного выше. Каждая колодка дополнительно имеет, по крайней мере, два симметричных кармана на рабочей поверхности колодки, В одном из примеров осуществления данного варианта изобретения, отличающим его от указанного выше примера осуществления, каждая колодка дополнительно имеет, четыре симметричных кармана на рабочей поверхности колодки.

В соответствии с еще одним вариантом созданного изобретения, отличающим его от вариантов, указанных выше, вал охвачен, как минимум, тремя самоустанавливающимися колодками, причем, нагруженная колодка имеет увеличенный полный центральный угол, в сравнении, как минимум, с остальными двумя колодками, при этом каждая колодка или хотя бы одна из колодок имеет, по крайней мере, два симметричных кармана на опорной поверхности колодки и, по крайней мере, два симметричных радиальных отверстий для подачи масла в карманы, причем, маслосъемные скребки снабжены маслопроводными каналами смазочного масла и накопительной полостью. В одном из примеров осуществления данного варианта изобретения каждая колодка или хотя бы одна из колодок имеет четыре симметричных кармана на опорной поверхности и четыре симметричных радиальных отверстия, подающих масло в карманы.

В соответствии с еще одним вариантом созданного изобретения, отличающим его от упомянутого выше варианта, каждая колодка или хотя бы одна из колодок дополнительно включает, по крайней мере, два симметричных кармана на рабочей поверхности колодки, а в другом примере осуществления данного варианта изобретения каждая колодка или хотя бы одна из колодок дополнительно включает, четыре симметричных кармана на рабочей поверхности колодки.

Существенные признаки, изложенные в независимых пунктах формулы, необходимы и достаточны для решения сформулированной выше технической задачи повышения несущей способности реверсивного подшипника скольжения.

Конструктивное решение маслосъемных скребков, а именно, снабжение их накопительной полостью и маслопроводными каналами для подвода смазочного масла в накопительную полость, обеспечивая подачу масла на рабочую поверхность колодки через маслосъемные скребки, способствует увеличению рабочего угла опорной колодки, создавая условия для повышения несущей способности подшипника. Причем, выполнение на рабочей поверхности колодки как минимум двух симметричных карманов, которые расположены в зонах наибольшего значения эпюры давления масляного клина при вращении вала в ту или иную сторону позволяет распределить давление в масляном клине равномерно вдоль оси вала, тем самым повышая устойчивость работы подшипника и его несущую способность. Выполнение на опорной поверхности колодки как минимум двух карманов позволяет создать дополнительный положительный эффект, который заключается в более равномерном распределении давления масла между опорной поверхностью колодки и корпусом подшипника. Подвод масла через маслосъемные скребки и аккумулирование масла в их накопительной полости позволяет улучшить охлаждение шейки вала, тем самым снизить температуру в гидродинамическом несущем слое и, за счет повышения вязкости масла, улучшить несущую способность подшипника.

Вариант с симметричными гидростатическими карманами на рабочей поверхности колодки целесообразно использовать в случае необходимости увеличения несущей способности подшипника без изменения габаритов самого подшипника, например, при модернизации турбин и компрессоров.

Применение нагруженной колодки с большим значением полного центрального угла, в сравнении с остальными, как минимум, двумя колодками, позволяет подшипнику воспринимать большие нагрузки. Такие колодки целесообразно использовать для восприятия направленной результирующей силы в зубчатых передачах и тяжелых роторах турбогенераторов.

Изобретение поясняется чертежами.

На Фиг. 1 показан реверсивный подшипник по изобретению, поперечный разрез;

На Фиг. 2 показаны каналы для подвода смазочного масла в реверсивном подшипнике по изобретению;

На Фиг. 3 и 4 изображена опорная колодка, на которой выполнены два симметричных радиальных отверстия, два гидростатических кармана на опорной поверхности.

На Фиг. 5 изображена опорная колодка, на которой выполнены четыре симметричных радиальных отверстия, четыре гидростатических кармана на опорной поверхности.

На Фиг. 6 изображена опорная колодка, на которой выполнены два симметричных кармана на рабочей поверхности колодки.

На Фиг. 7 изображена опорная колодка, на которой выполнены четыре симметричных кармана на рабочей поверхности колодки.

На Фиг. 8 дано сравнение распределения эпюры давления масляной пленки между валом и рабочей поверхностью колодки с карманами на рабочей поверхности колодки и без карманов.

На Фиг. 9 изображен реверсивный подшипник, в котором нагруженная колодка имеет увеличенный полный центральный угол.

На Фиг. 10 изображена опорная колодка с увеличенным полным центральным углом.

На Фиг. 11 показан маслосъемный скребок для всех вариантов изобретения.

Реверсивный подшипник скольжения, фиг. 1, 2, содержит корпус 1 с каналами подвода смазки 2, вал 3, охваченный самоустанавливающимися колодками 4.

В соответствии с одним из вариантов изобретения, фиг. 3, 4, каждая из самоустанавливающихся колодок 4 имеет два симметричных радиальных отверстия 5, два гидростатических кармана 6 на опорной поверхности 7 самоустанавливающихся колодок 4.

В одном из примеров осуществления изобретения, фиг. 5, каждая из самоустанавливающихся колодок 4 имеет четыре симметричных радиальных отверстия 5, четыре гидростатических кармана 6 на опорной поверхности 7 самоустанавливающихся колодок 4.

В соответствии с еще одним вариантом изобретения, фиг. 6, 4, каждая из самоустанавливающихся колодок 4 имеет, по крайней мере, два симметричных кармана 6 на рабочей поверхности 8 колодки 4, фиг. 6, по крайней мере, два симметричных кармана 6 на опорной поверхности 7 колодки 4, фиг. 4, по крайней мере, два радиальных отверстия 5 для подачи масла в карманы 6.

Еще в одном примере осуществления изобретения, фиг. 7, 5, каждая из самоустанавливающихся колодок 4 имеет четыре симметричных кармана 6 на рабочей поверхности 8 колодки 4, фиг. 7, четыре симметричных кармана 6 на опорной поверхности 7 колодки 4 и, фиг. 5, четыре радиальных отверстия 5 для подачи масла в карманы 6, фиг. 5.

На Фиг. 8 приведен график сравнения распределения эпюры давления масляного клина вдоль оси вала при выполнении в одном из примеров осуществления на рабочей поверхности 8 колодки 4 карманов 6. Эпюра 9 - без карманов на рабочей поверхности колодки, эпюра 10 - с карманами на рабочей поверхности 8 колодки 4.

По варианту изобретения на, фиг. 9, вал 3 охватывается колодками 4, две из которых имеют меньший угол охвата по сравнению с третьей. Нагруженная колодка, фиг. 10, имеет увеличенный полный центральный угол, по крайней мере, два симметричных кармана 6 как на рабочей поверхности 8, так и на опорной поверхности 7, по крайней мере, два радиальных отверстия 5, которые соединяют карманы 6.

Маслосъемные реверсивные скребки, фиг. 11, выполнены из износостойкого материала и установлены в межколодочном пространству 11, фиг. 1, во всех вариантах выполнения подшипника. Маслосъемные скребки, фиг. 11, имеют маслопроводящие каналы 12 и накопительную полость 13.

Реверсивный подшипник работает следующим образом.

При вращении вала 3, фиг. 1, смазочное масло, поставляемое из системы маслоснабжения турбомашины по каналам 2, фиг. 2, подвода смазочного масла поступает в масляный карман (не показан) в донной области маслосъемного скребка, фиг. 11. Далее масло маслопроводными каналами 12 в скребке поступает в накопительную полость 13, откуда увлекается валом 3 к рабочим поверхностям 8 самоустанавливающихся колодок 4, фиг. 1.

При работе реверсивного подшипника, фиг. 1, каждая самоустанавливающаяся колодка 4 опирается на самогенерируемую гидростатическую пленку масла. Эта пленка образуется в результате отбора незначительной части (порядка 10%) гидродинамической пленки смазки на рабочей поверхности самоустанавливающейся колодки 4, с целью создания гидростатического давления в карманах 6. Реверсивность работы подшипника обеспечивается изменением давления в карманах 6. При вращении вала гидростатическое давление в гидростатических карманах возрастает в направлении вала.

1. Реверсивный подшипник скольжения, включающий корпус с каналами подвода смазочного масла, вал, охваченный самоустанавливающимися колодками, каждая из которых имеет радиальные отверстия, гидростатические карманы, реверсивные маслосъемные скребки, установленные в межколодочном пространстве, отличающийся тем, что каждая колодка имеет по крайней мере два симметричных кармана на своей опорной поверхности и по крайней мере два симметричных радиальных отверстия на своей рабочей поверхности для подачи смазочного масла в карманы, при этом маслосъемные скребки снабжены накопительной полостью и маслопроводными каналами подвода смазочного масла в накопительную полость.

2. Реверсивный подшипник по п. 1, отличающийся тем, что каждая колодка имеет четыре симметричных кармана на своей опорной поверхности и четыре симметричных радиальных отверстия на рабочей поверхности колодки для подачи смазочного масла в карманы.

3. Реверсивный подшипник скольжения, включающий корпус с каналами подвода смазочного масла, вал, охваченный самоустанавливающимися колодками, каждая из которых имеет радиальные отверстия, гидростатические карманы, реверсивные маслосъемные скребки, установленные в межколодочном пространстве, отличающийся тем, что каждая колодка имеет по крайней мере два симметричных кармана на своей рабочей поверхности, по крайней мере два симметричных кармана на своей опорной поверхности и по крайней мере два симметричных радиальных отверстия на своей рабочей поверхности для подачи смазочного масла в карманы, при этом маслосъемные скребки снабжены накопительной полостью и маслопроводными каналами подвода смазочного масла в накопительную полость.

4. Реверсивный подшипник по п. 3, отличающийся тем, что каждая колодка имеет четыре симметричных кармана на своей рабочей поверхности, четыре симметричных кармана на своей опорной поверхности и четыре симметричных радиальных отверстия на своей рабочей поверхности для подвода смазочного масла в карманы.

5. Реверсивный подшипник скольжения, включающий корпус с каналами подвода смазочного масла, вал, охваченный самоустанавливающимися колодками, каждая из которых имеет радиальные отверстия, гидростатические карманы, реверсивные маслосъемные скребки, установленные в межколодочном пространстве, отличающийся тем, что вал охвачен как минимум тремя колодками, причем нагруженная колодка имеет увеличенный полный центральный угол в сравнении как минимум с двумя остальными колодками, причем каждая колодка или по крайней мере одна из колодок имеет два симметричных кармана на своей опорной поверхности и по крайней мере два симметричных радиальных отверстия на своей рабочей поверхности для подачи смазочного масла в карманы, при этом маслосъемные скребки снабжены накопительной полостью и маслопроводными каналами подвода смазочного масла в накопительную полость.

6. Реверсивный подшипник по п. 5, отличающийся тем, что каждая колодка или по крайней мере одна из колодок имеет четыре симметричных кармана на своей опорной поверхности и четыре симметричных радиальных отверстия на своей рабочей поверхности для подачи смазочного масла в карманы.

7. Реверсивный подшипник скольжения, включающий корпус с каналами подвода смазочного масла, вал, охваченный самоустанавливающимися колодками, каждая из которых имеет радиальные отверстия, гидростатические карманы, реверсивные маслосъемные скребки, установленные в межколодочном пространстве, отличающийся тем, что вал охвачен как минимум тремя колодками, причем нагруженная колодка имеет увеличенный полный центральный угол в сравнении как минимум с двумя остальными колодками, при этом каждая колодка или по крайней мере одна из колодок имеет по крайней мере два симметричных кармана на своей рабочей поверхности, по крайней мере два симметричных кармана на своей опорной поверхности и по крайней мере два симметричных радиальных отверстия на своей рабочей поверхности для подачи смазочного масла в карманы, при этом маслосъемные скребки снабжены накопительной полостью и маслопроводными каналами подвода смазочного масла в накопительную полость.

8. Реверсивный подшипник по п. 7, отличающийся тем, что каждая колодка или по крайней мере одна из колодок имеет четыре симметричных кармана на своей рабочей поверхности, четыре симметричных кармана на своей опорной поверхности и четыре симметричных радиальных отверстия на своей рабочей поверхности для подачи смазочного масла в карманы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится в целом к подшипниковым узлам и, более конкретно, к радиально-подшипниковым узлам, содержащим упруго установленные газодиффузионные вкладыши подшипников.

Изобретение относится в целом к подшипниковым узлам и, в частности, к подшипниковым узлам скольжения, содержащим упругосмонтированные вкладыши подшипников с диффундирующим газом.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для крепления подшипников и регулирования вибраций вала как в высокооборотных устройствах, например турбинах, так и в низкооборотных, например инкубаторах.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в шпиндельных узлах прецизионных и тяжелых металлорежущих станков, а также станков для высокоскоростной обработки и микрообработки.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся, высоконагруженных роторных машинах. Активная гидростатическая опора с регулируемым давлением подачи смазочного материала содержит корпус, в котором выполнены радиально расположенные выходные отверстия, вал, взаимодействующий посредством масляного клина с радиально расположенными карманами, представляющими собой углубления, например, выполненные в виде отверстий, которые, в свою очередь, соединены через дроссели с подающей магистралью.

Варианты осуществления данного изобретения относятся в общем к подшипникам жидкостного трения, применяемым в промышленном оборудовании различных типов, включая, например, виткообразователи прокатных станов.

Подшипник // 2633037
Изобретение относится к подшипнику (опоре). Подшипник (1) включает в себя сердечник (2) и окружающую его оболочку (3).

Изобретение относится к деталям машин, а именно, к конструкциям радиальных и упорных газостатических подшипников, предназначенных для использования, в частности, в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов.

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными нагрузками.

Изобретение относится к подшипникам скольжения с газовой смазкой, используемым в опорах роторов высокоскоростных турбомашин. Подшипниковый узел включает радиальный и осевой ленточные подшипники, устройство управления преднатягом для регулирования жесткостью подшипника во время работы, систему электромагнитной разгрузки для снижения амплитуды колебаний ротора и разгрузочный элемент, повышающий предельную нагрузку на подшипник без повреждения гофрированных лент.

Изобретение относится к деталям машин, а именно к конструкциям радиальных подшипников скольжения, используемых в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов.

Изобретение относится к деталям машин, а именно, к конструкциям радиальных и упорных газостатических подшипников, предназначенных для использования, в частности, в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов.

Изобретение относится к области турбо- и компрессоростроения, в частности к устройству опорных сегментных подшипников скольжения, используемых для роторов высокооборотных машин.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, в частности к опорам с расположением подшипника качения между двумя вращающимися роторами.

Изобретение принадлежит к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, которые содержат вал, который вращается, и хотя бы один опорный подшипник скольжения, который может быть как нереверсивным, так и реверсивным.

Изобретение относится к гидродинамическим подшипникам, в частности, для тяжелых роторов в силовых установках. Гидродинамический сегментный подшипник содержит несколько подушек (131), распределенных по окружности вокруг ротора большой паровой турбины.

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании, например, газотурбинных установок, работающих как по замкнутому, так и по открытому циклам, при высоких давлениях наддува в подшипниках и градиентах температур.

Изобретение относится к подшипнику, приспособлению для удержания вкладыша и способу удержания по меньшей мере одного вкладыша в подшипнике. Подшипник содержит кольцо, имеющее по меньшей мере удерживающую головку (44), по меньшей мере один вкладыш (34), который расположен в кольце, имеет нижнюю выемку (42), выполненную с возможностью помещения по меньшей мере удерживающей головки (44), и выполнен с возможностью поворота на по меньшей мере удерживающей головке, и приспособление для удержания, выполненное с возможностью удержания по меньшей мере одного вкладыша (34) в заданном объеме в кольце.

Изобретение относится к подшипнику, вкладышу и способу формирования механизма перераспределения масла на вкладыше опорного подшипника скольжения. Подшипник (40) содержит кольцо (42), имеющее по меньшей мере одну удерживающую головку, по меньшей мере один вкладыш (44), расположенный в кольце (42) и имеющий нижнюю выемку, выполненную с возможностью помещения по меньшей мере одной удерживающей головки, механизм распределения масла, выполненный с возможностью введения масла на переднем крае по меньшей мере одного вкладыша (44) с обеспечением протекания к его заднему краю, и механизм перераспределения масла на по меньшей мере одном вкладыше (44), выполненный с возможностью перераспределения масла от заднего края по меньшей мере одного вкладыша (44) к его переднему краю.

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к подшипникам скольжения с самоустанавливающимися подушками, и может быть использовано, например, в высокоскоростных центробежных компрессорах. Опорный подшипник скольжения содержит корпус (1) с внутренней цилиндрической поверхностью (2) и размещенные в нем самоустанавливающиеся подушки (3-7), опирающиеся на упругие элементы в виде пластинчатых пружин (8). Пластинчатые пружины (8) установлены на парных опорных площадках (15) на поверхности (2), между которыми имеются пазы (16), обеспечивающие возможность прогиба пластинчатых пружин (8). Парные опорные площадки (15), на которых установлены пластинчатые пружины (8), находящиеся под ненагруженными подушками, выполнены на меньшем расстоянии от продольной оси поверхности (2), в сравнении с парными опорными площадками (15), на которых установлены пластинчатые пружины, находящиеся под нагруженными подушками. Технический результат: повышение надежности и долговечности работы опорного подшипника скольжения при динамических нагрузках. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх