Лопаточный аппарат статора осевого компрессора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции лопаточного аппарата статора осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопаточный аппарат статора осевого компрессора содержит наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и внутренними 5 полками, закрепленными, соответственно, в наружной 1 и внутренней 2 обечайках. Внутренние полки 5 лопаток 3 сопряжены с внутренней обечайкой 2 с натягом по конической поверхности 7 и зафиксированы в ней крепежными элементами 13, установленными в соосные отверстия 10 и 12, выполненные, соответственно, во внутренних полках 5 и выступах 9 внутренней обечайки. Оси отверстий 10 и 12 расположены радиально относительно оси лопаточного аппарата. Изобретение направлено расширение арсенала технических средств - эффективных и надежных лопаточных аппаратов статора осевого компрессора. 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции лопаточного (направляющего или спрямляющего) аппарата статора осевого компрессора газотурбинного двигателя.

Известен спрямляющий аппарат осевого компрессора, содержащий корпус, внутреннее кольцо и лопатки с наружными и внутренними полками. Внутренние полки лопаток приварены аргонно-дуговой сваркой к внутреннему кольцу, а наружные полки в своей передней и задней части приварены роликовой сваркой к корпусу (Авторское свидетельство СССР №358550, опубл. 03.11.1972 г.).

Недостатком известного устройства является то, что оно не исключает перетекания рабочего тела - воздуха через зазоры между полками соседних лопаток и связанных с этим увеличенных потерь его энергии, ведущих к снижению газодинамической эффективности спрямляющего аппарата и осевого компрессора. Кроме того, применение роликовой сварки, обладающей низкими характеристиками сопротивления усталости в условиях вибрационных нагрузок, характерных для спрямляющего аппарата осевого компрессора, снижает его надежность.

Наиболее близким предлагаемому техническому решению является спрямляющий лопаточный аппарат компрессора авиационного двигателя, содержащий внутреннюю обечайку, наружную обечайку и множество лопаток, распределенных по окружности и проходящих в радиальном направлении от внутренней обечайки к наружной обечайке, причем каждая лопатка проходит через соответствующее отверстие, выполненное во внутренней обечайке, и закреплена в этой внутренней обечайке при помощи герметичного цемента. При этом наружные полки лопаток закреплены в наружной обечайке электронно-лучевой сваркой (Патент РФ на изобретение №2317448, опубл. 20.02.2008).

В условиях воздействия вибрационных нагрузок, характерных для спрямляющего лопаточного аппарата компрессора, крепление лопаток во внутренней обечайке с помощью герметичного цемента имеет пониженные характеристики сопротивления усталости. Это ведет к образованию зазоров в сопряжении лопаток с внутренней обечайкой и к перетеканию воздуха между соседними межлопаточными каналами, что увеличивает потери его энергии и снижает газодинамическую эффективность компрессора. При этом ухудшается демпфирование лопаток спрямляющего аппарата и вследствие этого снижается его надежность.

Предлагаемое техническое решение направлено на повышение газодинамической эффективности осевого компрессора путем исключения перетекания воздуха между соседними межлопаточными каналами лопаточного аппарата (направляющего или спрямляющего) его статора, а также на повышение надежности осевого компрессора за счет обеспечения стабильного демпфирования лопаток лопаточного аппарата (направляющего или спрямляющего) его статора.

При создании предлагаемого изобретения решается задача расширения арсенала технических средств - эффективных и надежных лопаточных аппаратов статора осевого компрессора.

Поставленная задача решается тем, что в лопаточном аппарате статора осевого компрессора, содержащем наружную обечайку, внутреннюю обечайку и множество распределенных по окружности и проходящих в радиальном направлении от внутренней обечайки к наружной обечайке лопаток с наружными и внутренними полками, закрепленными, соответственно, в наружной и внутренней обечайках, на внутренних полках лопаток выполнены пазы, а во внутренней обечайке -ответные им выступы, при этом внутренние полки лопаток сопряжены с внутренней обечайкой с натягом по ее конической поверхности и зафиксированы в ней крепежными элементами, установленными в соосные отверстия, выполненные во внутренних полках лопаток и в выступах внутренней обечайки, при этом оси отверстий расположены радиально относительно оси лопаточного аппарата.

Известно, что гидравлические потери в лопаточных аппаратах статора осевого компрессора включают в себя так называемые вторичные потери, обусловленные разностью давлений на корытце и спинке лопаток, вызывающие значительные потери энергии потока рабочего тела (воздуха) вследствие образования "парного вихря" в межлопаточных каналах (Н.Т. Тихонов, Н.Ф. Мусаткин и В.Н. Матвеев "Теория лопаточных машин авиационных газотурбинных двигателей", ГАУ им. СП. Королева, г. Самара 2001 г.). Воздух, перетекающий через зазоры между соседними лопатками лопаточного аппарата, подпитывает своей энергией эти "парные вихри" в межлопаточных каналах, что ведет к повышенным гидравлическим потерям. Кроме того, перетекание воздуха через зазоры уменьшает разность давлений на корытце и спинке лопаток, что снижает энергию, передаваемую лопатками воздуху. Все это ведет к снижению газодинамической эффективности осевого компрессора. Закрепление внутренних полок лопаток лопаточного аппарата в его внутренней обечайке с натягом по ее конической поверхности позволяет исключить зазоры в этом соединении и перетекание воздуха между соседними межлопаточными каналами, что обеспечивает повышение его газодинамической эффективности.

В условиях воздействия вибрационных нагрузок, характерных для лопаточного аппарата компрессора, колебания его лопаток могут приводить к образованию трещин в лопатках и их разрушению, происходящему по истечению относительно непродолжительного периода эксплуатации и приводящему к значительным повреждениям компрессора. Закрепление внутренних полок лопаток лопаточного аппарата в его внутренней обечайке с натягом по ее конической поверхности обеспечивает гашение колебаний лопаток. Внутренние полки лопаток зафиксированы во внутренней обечайке крепежными элементами, установленными в расположенные радиально относительно оси лопаточного аппарата соосные отверстия, выполненные во внутренних полках лопаток и выступах внутренней обечайки. Это обеспечивает стабильное демпфирование лопаток лопаточного аппарата статора осевого компрессора и повышение его надежности.

На чертежах показаны: фиг. 1 - продольный разрез лопаточного аппарата статора осевого компрессора; фиг. 2 - сопряжение внутренних полок лопаток с внутренней обечайкой; фиг. 3 - сопряжение внутренних полок лопаток.

Лопаточный аппарат статора осевого компрессора содержит наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и внутренними 5 полками. Наружные полки 4 лопаток 3 закреплены в наружной обечайке 1 электронно-лучевой сваркой 6. Лопатки 3 своими внутренними полками 5 сопряжены с внутренней обечайкой 2 с натягом по конической поверхности 7. На внутренней полке 5 каждой лопатки 3 со стороны, обращенной к внутренней обечайке 2, выполнен паз 8, сопряженный с ответным выступом 9 внутренней обечайки 2, а также отверстие 10, ось которого ориентирована радиально относительно оси 11 лопаточного аппарата. В выступе 9 внутренней обечайки 2 выполнено отверстие 12, соосное соответствующему отверстию 10 во внутренней обечайке 2. В отверстия 10 и 12 установлен крепежный элемент в виде штифта 13 для фиксации каждой лопатки 3 от ее смещения относительно внутренней обечайки 2 в осевом и окружном направлениях. На поверхность внутренней обечайки 2, контактирующей с гребешками лабиринтного уплотнения ротора компрессора (не показаны), нанесено легкосрабатываемое покрытие 14. Между внутренними полками 5 соседних лопаток 3 предусмотрен монтажный зазор 15. На коническую поверхность 7 в местах сопряжения 16 по контуру внутренних полок 5 лопаток 3 и внутренней обечайки 2, а так же в монтажный зазор 15 перед сборкой может быть дополнительно нанесен теплостойкий герметик: кремнийорганическая эмаль типа КО-856 по ТУ 6-10-11-ВИАМ-83-87, органо-силикатная композиция типа ОС-82-05 по ТУ 84-725-78 и т.п..

При неработающем двигателе лопаточный аппарат статора осевого компрессора, включающий наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и внутренними 5 полками, контактирует своим легкосрабатываемым покрытием 14 внутреннего кольца 2 с гребешками лабиринтного уплотнения ротора компрессора (не показано).

При работе двигателя ротор его компрессора (не показан) вращается относительно оси 11. Воздух движется по межлопаточным каналам, образованным наружной обечайкой 1, внутренней обечайкой 2 и лопатками 3, полки 4 которых закреплены электроннолучевой сваркой 6 в наружной обечайке 1, а их внутренние полки 5 закреплены во внутренней обечайке 2 с натягом по конической поверхности 7, что исключает перетекание воздуха между соседними межлопаточными каналами лопаточного аппарата. Уплотнение между входом в лопаточный аппарат статора осевого компрессора и выходом из него осуществляется по легкосрабатываемому покрытию 14 внутреннего кольца 2 во взаимодействии с гребешками лабиринтного уплотнения ротора компрессора (не показан). Штифты 13, установленные в соосные отверстия 10 во внутренних полках лопаток 3 и отверстия 12 в выступах 9 внутренней обечайки 2, сопряженных с пазами 8 во внутренней полке каждой лопатки 3, фиксируют их в осевом и окружном направлениях, обеспечивая стабильное демпфирование лопаток в условиях вибрационных нагрузок, характерных для лопаточного аппарата статора осевого компрессора.

Таким образом, предлагаемая конструкция лопаточного аппарата статора осевого компрессора позволяет исключить перетекание воздуха между соседними межлопаточными каналами лопаточного аппарата, что ведет к повышению его газодинамической эффективности, а также обеспечить стабильное демпфирование его лопаток и тем самым повысить надежность.

Лопаточный аппарат статора осевого компрессора, содержащий наружную обечайку, внутреннюю обечайку и множество распределенных по окружности и проходящих в радиальном направлении от внутренней обечайки к наружной обечайке лопаток с наружными и внутренними полками, закрепленными, соответственно, в наружной и внутренней обечайках, отличающийся тем, что на внутренних полках лопаток выполнены пазы, а во внутренней обечайке - ответные им выступы, при этом внутренние полки лопаток сопряжены с внутренней обечайкой с натягом по ее конической поверхности и зафиксированы в ней крепежными элементами, установленными в соосные отверстия, выполненные во внутренних полках и выступах внутренней обечайки и расположенные радиально относительно оси лопаточного аппарата.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области гашения вибраций рабочих лопаток бустера и компрессора авиационных газотурбинных двигателей пятого поколения. Место крепления рабочих лопаток роторов компрессора низкого и высокого давления авиадвигателей пятого поколения, выполненное в виде кольцевого выступа на внутренней и внешней поверхностях, выполненных в виде бочки роторов компрессора низкого и высокого давления, в котором выполнена кольцевая профилированная канавка со стороны внешней поверхности бочки, в которой замками «ласточкин хвост» закреплены рабочие лопатки с платформами, в кольцевой канавке в диаметрально противоположных местах выполнены выемки с такими шириной и длиной в тангенциальном направлении, чтобы в ней свободно мог разместиться замок лопатки, с прямоугольным поперечным радиальным сечением с глубиной, равной глубине кольцевой канавки, и в выемках и вырезах в платформах закреплены замки, ограничивающие смещение лопаток в тангенциальном направлении, причем наружный диаметр рабочего колеса, измеренный по замкам, равен наружному диаметру, измеренному по платформам лопаток, отличающееся тем, что кольцевая профилированная канавка выполнена с коническим дном, причем ось конической поверхности дна совпадает с продольной осью ротора компрессора низкого и высокого давления, а угол при вершине этого конуса выбран из условия создания требуемой величины натяга между замками лопаток и упругогистерезисным элементом, на который они опираются, и радиальное поперечное сечение кольцевой профилированной канавки имеет форму «ласточкина хвоста», соединенного в основании с трапецией с вертикальными боковыми стенками, причем высота трапеции, по которой она соединена с фигурой «ласточкин хвост», равна в мм где b - большее основание фигуры «ласточкин хвост», с - ее меньшее основание, а – величина, на которую трапеция выступает за величину большего основания фигуры «ласточкин хвост», равная в мм где δ - величина натяга в мм между замками лопаток и упругогистерезисным элементом, ϕ - угол при вершине конуса дна кольцевой профилированной канавки, таким образом, что в одной из боковых стенок выступа места крепления рабочих лопаток образована кольцевая технологическая канавка с наибольшей высотой, измеренной в радиальном поперечном сечении, равной в ммh=δ+H+0÷0,2,где Н - наибольшая высота поперечного радиального сечения кольцевой промежуточной проставки, и кольцевая промежуточная проставка выполнена из двух диаметрально противоположно расположенных полуколец с поперечным радиальным сечением в виде трапеции - усеченного клина, с наибольшей высотой Н, шириной, равной или меньшей ширины меньшего основания «ласточкина хвоста» кольцевой профилированной канавки, и углом наклона клина - половиной угла конуса клина, равной на торце с меньшей толщиной каждого полукольца у его концов выполнены две полукруглых технологических выемки или три таких выемки, в этом случае одна из выемок находится в средней части полукольца, и кольцевая промежуточная проставка установлена на дно кольцевой профилированной канавки таким образом, что ее торец с выемками контактирует с боковой стороной выступа места крепления лопаток, в которой нет технологической канавки, между кольцевой промежуточной проставкой и замками, установленными в выемках, и замками рабочих лопаток с радиальным натягом δ установлен кольцевой упругогистерезисный элемент с шириной, измеренной в направлении продольной оси ротора, равной или меньшей ширины меньшего основания «ласточкина хвоста» кольцевой профилированной канавки, составленный из одной, двух и более частей кольца, равнорасположенных по окружности, и между концами этих частей имеются зазоры, величина которых либо равна нулю, либо равна или меньше половины допустимой суммарной величины относительных рабочих смещений в окружном направлении концов этой части кольца и равна 0,2÷0,5 мм, и между наружной поверхностью бочки и платформой каждой лопатки, а также между торцами платформ соседних лопаток и ответными торцами платформ лопаток и замков имеются зазоры, величина которых ограничена величинами допустимых смещений лопатки под действием статических и динамических рабочих нагрузок, и под платформами лопаток между торцами замков, закрепленных в выемках кольцевой профилированной канавки, и торцами замков лопаток, а также между торцами замков лопаток с натягом по кольцевому упругогистерезисному элементу, торцам замков, закрепленных в выемках в кольцевой профилированной канавке, замкам лопаток и их платформам установлены упругогистерезисные или упругие элементы, причем величины этих натягов подобраны таким образом, что при колебаниях лопаток происходят упругие взаимные проскальзывания с сухим трением контактирующих элементов, причем в выемках в кольцевой канавке закреплены четыре, шесть или более равнорасположенных по окружности замков, и боковые стороны замков, закрепленных в выемках в кольцевой профилированной канавке, на части своей длины, у дна кольцевой канавки, срезаны и образуют заборный клин, и в боковой стенке с технологической канавкой выступа места крепления рабочих лопаток выполнено четыре или шесть отверстий, из которых два расположены в районах расположения концов полуколец промежуточной проставки, а при выполнении шести отверстий еще по одному в районе средней части каждого полукольца, и в эти отверстия до упора в кольцевую промежуточную проставку запрессованы заглушки, и все трущиеся поверхности деталей предлагаемого места крепления покрыты износостойким покрытием.

Изобретение относится к предохранительному устройству для осевой фиксации рабочих лопаток в роторе турбины. Причем предохранительное устройство отличается наличием держателя с выступом, заходящим в углубление в корне лопатки турбины и предотвращающим осевое смещение.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к осевым компрессорам авиационных газотурбинных двигателей. Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с конусообразной наружной поверхностью, ориентированной меньшим основанием к входному торцу рабочего колеса, рабочие лопатки с хвостовиками, размещенными в выполненных на наружной поверхности диска пазах с образованием радиального зазора между нижней поверхностью хвостовика и внутренней поверхностью паза, фиксирующие вставки, размещенные в радиальном зазоре и выполненные по форме этого зазора из материала более пластичного, чем материал, из которого изготовлены лопатки и диск, и ограничители перемещения фиксирующих вставок вдоль паза, причем пазы на наружной поверхности диска ориентированы под острым углом к диаметральной плоскости продольного сечения диска и под острым углом к поверхности выходного торца рабочего колеса, фиксирующая вставка имеет по меньшей мере один выступ, а хвостовик - по меньшей мере одну соответствующую выступу по форме впадину, расположенные на взаимно контактирующих поверхностях.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей.

Ротор турбомашины содержит диск с осевыми углублениями на ободе, лопатки, установленные в углублениях, межлопаточные полки, установленные между углублениями, осевой клин, расположенный между ножкой лопаток и дном углублений, а также поперечный фиксатор, обеспечивающий осевую блокировку вперед лопаток в их углублениях.

Колесо с лопатками турбодвигателя содержит диск, внешняя периферия которого имеет канавку для установки основания лопатки. Между основанием лопатки и дном канавки установлена прокладка.

Вентилятор (1) турбореактивного двигателя летательного аппарата содержит множество лопаток (10) вентилятора. Каждая лопатка содержит аэродинамическое перо (15), хвостовик (12) лопатки, помещенный в одну из выемок (8) диска, и ножку (13), вставленную между пером и хвостовиком.

Изобретение относится к компрессоростроению. Рабочее колесо, в котором лопатки соединены с опорным кольцом, передним и задним фланцами, хвостовик лопатки защемлен межлопаточным креплением.

Вентилятор газотурбинного двигателя содержит диск ротора, на наружной периферийной части которого предусмотрены ячейки (14), предназначенные для установки корневых частей (24) лопаток и ограниченные продольными ребрами (12).

Ротор барабанного типа осевого компрессора предназначен для газотурбинных двигателей, преимущественно авиационных. Рабочие лопатки (4) ротора установлены своими хвостовиками (3) в пазах (2), разнесенных по длине барабана (1) кольцевыми рядами.
Наверх