Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения цнс


A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2698215:

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России) (RU)

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано при реабилитации детей с последствиями перинатального поражения ЦНС. Для этого методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс упражнений. 1 упражнение: исходное положение (и.п.) ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист поднимает руки ребенка вверх и выпрямляет их во всех суставах, плечи ребенка при этом должны быть разведены, позвоночник в осевом вытяжении, поза фиксируется 1 минуту. 2 упражнение: и.п. - как в упражнении 1, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, затем выпрямляет одну ногу ребенка и тянет стопу в направлении голени, вторая нога ребенка остается поджатой в прежнем положении, поза фиксируется 1 минуту. 3 упражнение: и.п. - как в упражнении 1, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, и кладет свою руку на грудную клетку ребенка, другую - на поясницу, поворачивает туловище ребенка поочередно вправо и влево, при этом ось позвоночника не должна смещаться по отношению к тазу, поза фиксируется 1 минуту. 4 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, методист поднимает руки ребенка и укладывает его туловище между коленей с вытяжением позвоночника, при этом пальцы рук разведены, поза фиксируется 1 минуту. 5 упражнение: и.п. - как в упражнении 4, поворачивая туловище ребенка своими руками, методист укладывает его на бок, скручивая позвоночник ребенка, при этом ось позвоночника не должна смещаться относительно таза, поза фиксируется 1 мин; 6 упражнение: и.п. - как в упр. 4, при этом стопы должны находиться строго под тазом, в этом положении вес ребенка оказывает давление на стопы, поза фиксируется 1 минуту. 7 упражнение: и.п. - как в упражнении 4, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, поза фиксируется 1 минуту. 8 упражнение: и.п. - как в упражнении 4, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, руку, противоположную выпрямленной ноге, ребенок вытягивает перед собой, пальцы разведены, поза фиксируется 1 минуту. 9 упражнение: и.п. - как в упражнении 4, методист подтягивает колено ребенка к животу и выводит его стопу в положение опоры, вторую ногу ребенка методист выпрямляет в коленном суставе. Способ позволяет сформировать двигательные навыки, восстановить подвижность в крупных суставах, активировать процессы «мышечной памяти», сохранить длину мышц, препятствуя формированию контрактур. 1 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации при неврологических нарушениях, и может быть использовано для реабилитации детей с последствиями перинатального поражения ЦНС (ПП ЦНС), имеющих повышенный тонус по спастическому типу.

Дети с перинатальным поражением ЦНС с трудом овладевают элементарными двигательными навыками, такими как опора на прямые руки, поворот на живот, захват предметов, вертикализация. Важное место в восстановительном периоде занимает лечебная гимнастика, комплексы, которые нормализуют тонус мышц, улучшают обменные процессы, кровообращение, способствуют психомоторному развитию ребенка.

Известен способ нормализации мышечного тонуса и воспитания нормализованных двигательных навыков у больных ДЦП по методике Б. Бобат и К. Бобат, описанной в книге (М. Вейсс, А. Зембатый. Физиотерапия. М.: Медицина, 1986, с. 114-131), согласно которому используют мяч большого диаметра и манипулируя телом ребенка, переводят его из исходных положений на спине и животе в положения на четвереньках, сидя, с опорой на руки, тренируя при этом опору на руки, на ноги, повороты тела ребенка. Недостатком способа является отсутствие комплексного воздействия на миофасциальные структуры.

Известен способ нормализации мышечного тонуса у детей со спастическими формами церебрального паралича, согласно которому проводят упражнения на растяжение мышц и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, с помощью методистов, для чего расслабляют ребенка на не полностью накачанном мяче диаметром 120 см, вначале ребенка укладывают на мяч лицом вниз, фиксируя его плечи на поверхности мяча, руки - симметрично вдоль туловища, другой методист фиксирует нижние конечности на поверхности мяча и разводит их и выполняя медленные покачивания вперед-назад и по кругу, при этом голову ребенка, через несколько покачиваний поворачивают то в одну, то в другую сторону, затем выполняют упражнения на растяжение конечностей и туловища ребенка симметрично, с одинаковым усилием, в одной горизонтальной плоскости, последовательно, начиная с верхних конечностей и плечевого пояса, в течение 3-5 секунд, с усилием 3-5 кг у детей младшего школьного возраста или 6-8 кг - старшего, с последующим выполнением растяжений нижних конечностей и в исходном положении на спине (Патент РФ №2289381).

Известен способ восстановления мышечного тонуса у детей со спастическими формами церебрального паралича, заключающийся в том, что в процессе всего занятия ребенок находится в позах, подавляющих патологические рефлексы. В течение одного занятия он проходит всю последовательность моторного онтогенеза, на фоне постоянной стимуляции вестибуло-тонических реакций за счет придания ребенку изначально «нестабильных», «неудобных» для него поз. При помощи упражнений стимулируется группировка, подъем головы и шеи, опора на руки, скручивание в позвоночнике. Выраженное воздействие на рецепторный аппарат двигательных структур, мышц, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника осуществляют за счет специальных поз, которые представляют собой базовые элементы индийской йоги, переработанные и адаптированные в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детского организма и имеющейся неврологической и нейроортопедической патологией (Патент РФ №2482827).

Этот способ выбран нами в качестве прототипа.

Задача, решаемая данным изобретением, заключается в создании простого способа нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС за счет воздействия на ребенка такими гимнастическими упражнениями, которые способствуют ускоренному развитию статических мышечных напряжений и правильному формированию двигательных навыков.

Технический результат изобретения состоит в упрощении способа воздействия на мышцы тела ребенка до такой степени, чтобы способом могли воспользоваться как в домашних, так и в больничных условиях, а также в получении устойчивого реабилитационного эффекта за счет восстановления подвижности суставов.

Способ включает формирование двигательных навыков путем лечебной физкультуры.

Поставленная задача решается тем, что методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс упражнений в физиологичных позах с одновременным приданием туловищу и конечностям положений, используемых при работе со здоровыми детьми, для коррекции патологического двигательного стереотипа в онтогенетической последовательности, на фоне гашения патологической тонической активности с одновременной стимуляцией установочных рефлексов.

Опытным путем авторы определили, что в зависимости от вида упражнения, с ребенком необходимо выполнять от 5 до 10 движений. Было также замечено, что статические упражнения должны выполняться в течение не более 15-20 секунд. Тогда ребенок не утомляется, и интерес к занятию у него не исчезает. Проведение гимнастических упражнений в форме индивидуальных занятий ежедневно, с продолжительностью занятия 10-15 минут, именно утром и днем, является наиболее оптимальным. Ребенок не утомлен, соответственно, все воздействия на ребенка наиболее эффективны.

Способ осуществляют следующим образом.

Методист-реабилитолог проводит с ребенком с последствиями перинатального поражения ЦНС комплекс из 9 упражнений.

1 упражнение: исходное положение (и.п.) ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, стопы находятся точно под лодыжками противоположных ног, методист поднимает руки ребенка вверх и выпрямляет их во всех суставах, плечи ребенка при этом должны быть разведены, позвоночник в осевом вытяжении, поза фиксируется 1 минуту;

2 упражнение: и.п. - ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, стопы находятся точно под лодыжками противоположных ног, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, затем выпрямляет одну ногу ребенка и тянет стопу в направлении голени, вторая нога ребенка остается поджатой в прежнем положении, поза фиксируется 1 минуту;

3 упражнение: и.п. - ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, и кладет свою руку на грудную клетку ребенка, другую руку кладет на поясницу ребенка, поворачивает туловище ребенка поочередно вправо и влево, при этом ось позвоночника не должна смещаться по отношению к тазу, поза фиксируется 1 минуту;

4 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, методист поднимает руки ребенка и укладывает его туловище между коленей с вытяжением позвоночника, при этом пальцы рук разведены, поза фиксируется на 1 минуту;

5 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, поворачивая туловище ребенка своими руками, методист укладывает его на бок, скручивая позвоночник ребенка, при этом ось позвоночника не должна смещаться относительно таза, поза фиксируется 1 минуту;

6 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, при этом стопы должны находится строго под тазом, в этом положении вес ребенка оказывает давление на стопы, поза фиксируется 1 минуту;

7 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, поза фиксируется 1 минуту;

8 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, руку, противоположную выпрямленной ноге, ребенок вытягивает перед собой, пальцы разведены, поза фиксируется 1 минуту;

9 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист подтягивает колено ребенка к животу и выводит его стопу в положение опоры, вторую ногу ребенка методист выпрямляет в коленном суставе, при этом стопа должна опираться на пальцы, таз ребенка должен оставаться перпендикулярно позвоночнику, поза фиксируется 1 минуту.

Клинический пример осуществления способа.

Ребенок Н., 1 год и 5 месяцев. Диагноз: ПП ЦНС. Ребенку было проведено 3 курса комплекса упражнений реабилитации согласно предлагаемому способу. В форме индивидуальных занятий ежедневно за сеанс методист проделывал с ребенком 9 упражнений, с продолжительностью занятия 10-15 минут.1 упражнение: исходное положение (и.п.) ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, стопы находятся точно под лодыжками противоположных ног, методист поднимает руки ребенка вверх и выпрямляет их во всех суставах, плечи ребенка при этом должны быть разведены, позвоночник в осевом вытяжении, поза фиксируется 1 минуту; 2 упражнение: и.п.- ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, стопы находятся точно под лодыжками противоположных ног, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, затем выпрямляет одну ногу ребенка и тянет стопу в направлении голени, вторая нога ребенка остается поджатой в прежнем положении, поза фиксируется 1 минуту; 3 упражнение: и.п. - ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, и кладет свою руку на грудную клетку ребенка, другую руку кладет на поясницу ребенка, поворачивает туловище ребенка поочередно вправо и влево, при этом ось позвоночника не должна смещаться по отношению к тазу, поза фиксируется 1 минуту; 4 упражнение: и.п. -с помощью методиста ребенок сидит на пятках на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, методист поднимает руки ребенка и укладывает его туловище между коленей с вытяжением позвоночника, при этом кисти пальцы рук разведены, поза фиксируется на 1 минуту; 5 упражнение: и.п.- с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, поворачивая туловище ребенка своими руками, методист укладывает его на бок, скручивая позвоночник ребенка, при этом ось позвоночника не должна смещаться относительно таза, поза фиксируется 1 минуту; 6 упражнение: и.п.- с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, при этом стопы должны находится строго под тазом, в этом положении вес ребенка оказывает давление на стопы, поза фиксируется 1 минуту; 7 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, поза фиксируется 1 минуту; 8 упражнение: и.п. -с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, руку, противоположную выпрямленной ноге, ребенок вытягивает перед собой, пальцы разведены, поза фиксируется 1 минуту; 9 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист подтягивает колено ребенка к животу и выводит его стопу в положение опоры, вторую ногу ребенка методист выпрямляет в коленном суставе, при этом стопа должна опираться на пальцы, таз ребенка должен оставаться перпендикулярно позвоночнику, поза фиксируется 1 минуту.

В результате лечения у ребенка значительно снизился мышечный тонус, увеличилась амплитуда активных движений, появились самостоятельные повороты на живот, передвижение по-пластунски.

Способ позволяет сформировать двигательные навыки, максимально вовлекая в работу длинные мышечные цепи и аутохтонную мускулатуру, восстановить подвижность в крупных суставах, играющих важную роль в формировании физиологичного патерна шага, активирует процессы «мышечной памяти», сохранить длину мышц, препятствуя формированию контрактур.

Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС, включающий комплекс лечебной гимнастики с воздействием на рецепторный аппарат двигательных структур: мышц, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, отличающийся тем, что с помощью методиста-реабилитолога ежедневно, утром и днем, с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из 9 упражнений продолжительностью 10-15 минут: 1 упражнение: исходное положение (и.п.) ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист поднимает руки ребенка вверх и выпрямляет их во всех суставах, плечи ребенка при этом должны быть разведены, позвоночник в осевом вытяжении, поза фиксируется 1 минуту; 2 упражнение: и.п. - ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, затем выпрямляет одну ногу ребенка и тянет стопу в направлении голени, вторая нога ребенка остается поджатой в прежнем положении, поза фиксируется 1 минуту; 3 упражнение: и.п. - ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, и кладет свою руку на грудную клетку ребенка, другую руку кладет на поясницу ребенка, поворачивает туловище ребенка поочередно вправо и влево, при этом ось позвоночника не должна смещаться по отношению к тазу, каждую позу фиксируют по 1 минуте; 4 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, методист поднимает руки ребенка и укладывает его туловище между коленей с вытяжением позвоночника, при этом пальцы рук разведены, поза фиксируется 1 минуту; 5 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, поворачивая туловище ребенка своими руками, методист укладывает его на бок, скручивая позвоночник ребенка, при этом ось позвоночника не должна смещаться относительно таза, поза фиксируется 1 минуту; 6 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, при этом стопы должны находиться строго под тазом, в этом положении вес ребенка оказывает давление на стопы, поза фиксируется 1 минуту; 7 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, поза фиксируется 1 минуту; 8 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, руку, противоположную выпрямленной ноге, ребенок вытягивает перед собой, пальцы разведены, поза фиксируется 1 минуту; 9 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках, на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, методист подтягивает колено ребенка к животу и выводит его стопу в положение опоры, вторую ногу ребенка методист выпрямляет в коленном суставе, при этом стопа должна опираться на пальцы, таз ребенка должен оставаться перпендикулярно позвоночнику, поза фиксируется 1 минуту.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины и предназначено для ускоренного развития двигательных функций у детей в возрасте от 1-ого года до 3-х лет на этапе перехода от неподвижности к ползанию на четвереньках.
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, неврологии, физиотерапии, лечебной физкультуре, и предназначено для использования при реабилитации детей с атонически-астатической формой ДЦП.

Изобретение относится к медицине, и может быть использовано при проведении комплексного оздоровления организма человека. Для этого последовательно проводят комплекс процедур в течение минимум семи дней.
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии, травматологии и реабилитологии, и может быть использовано при реабилитации детей с плоскостопием. Для этого с помощью методиста-реабилитолога проводят комплекс из 6 упражнений с выстраиванием стоп в шаговом паттерне на виброплатформе Галилео.
Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине и неврологии, и может быть использовано для лечения пациентов в вегетативном состоянии (ВС).
Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, и может быть использовано для восстановления функции кисти у пациентов с параличами и парезами верхних конечностей.
Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физкультуре, реабилитации, и предназначено для восстановления физиологических изгибов позвоночника. Для этого выполняют комплексы лечебной гимнастики, включающие выполнение упражнений на скручивание позвоночника.

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано при реабилитации детей с различными формами детского церебрального паралича. Проводят на фоне стандартного лечения занятия на платформе координация, баланс, сила (КОБС) и физиотерапевтические процедуры, при этом курс лечения составляет 10 ежедневных сеансов.

Тензоалгометрический блок системы управления роботизированным манипулятором относится к медицинской технике. Тензоалгометрический блок системы управления роботизированным манипулятором содержит индентор.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к онкологии, и касается способов восстановления речевой функции онкологических больных после органосохраняющих операций полости рта и ротоглотки.

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано при реабилитации детей с последствиями перинатального поражения ЦНС. Для этого методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс упражнений. 1 упражнение: исходное положение ребенок сидит, поджав под себя скрещенные ноги, методист поднимает руки ребенка вверх и выпрямляет их во всех суставах, плечи ребенка при этом должны быть разведены, позвоночник в осевом вытяжении, поза фиксируется 1 минуту. 2 упражнение: и.п. - как в упражнении 1, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, затем выпрямляет одну ногу ребенка и тянет стопу в направлении голени, вторая нога ребенка остается поджатой в прежнем положении, поза фиксируется 1 минуту. 3 упражнение: и.п. - как в упражнении 1, методист фиксирует таз ребенка на седалищных буграх, и кладет свою руку на грудную клетку ребенка, другую - на поясницу, поворачивает туловище ребенка поочередно вправо и влево, при этом ось позвоночника не должна смещаться по отношению к тазу, поза фиксируется 1 минуту. 4 упражнение: и.п. - с помощью методиста ребенок сидит на пятках на седалищных буграх, с опорой на прямые руки, колени разведены, методист поднимает руки ребенка и укладывает его туловище между коленей с вытяжением позвоночника, при этом пальцы рук разведены, поза фиксируется 1 минуту. 5 упражнение: и.п. - как в упражнении 4, поворачивая туловище ребенка своими руками, методист укладывает его на бок, скручивая позвоночник ребенка, при этом ось позвоночника не должна смещаться относительно таза, поза фиксируется 1 мин; 6 упражнение: и.п. - как в упр. 4, при этом стопы должны находиться строго под тазом, в этом положении вес ребенка оказывает давление на стопы, поза фиксируется 1 минуту. 7 упражнение: и.п. - как в упражнении 4, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, поза фиксируется 1 минуту. 8 упражнение: и.п. - как в упражнении 4, методист выпрямляет одну ногу ребенка так, чтобы стопа опиралась на пальцы, при этом другая нога остается согнутой с отведенным наружу коленом, руку, противоположную выпрямленной ноге, ребенок вытягивает перед собой, пальцы разведены, поза фиксируется 1 минуту. 9 упражнение: и.п. - как в упражнении 4, методист подтягивает колено ребенка к животу и выводит его стопу в положение опоры, вторую ногу ребенка методист выпрямляет в коленном суставе. Способ позволяет сформировать двигательные навыки, восстановить подвижность в крупных суставах, активировать процессы «мышечной памяти», сохранить длину мышц, препятствуя формированию контрактур. 1 пр.

Наверх