Автоматический компенсационный измеритель параметров дифференциально-трансформаторных
270878
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик г
ТКУ;ивх евв 4Чв1 1
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Кл. 21е, 27/03
Заявлено 16.Vll.1968 (№ 1257009/18-10) с присоединением заявки ¹
Приоритет
МПК G Olr 19/00
УДК 621.317.7.083,5 (088.8) Комитет по делам изойретемий и открытий при Совете Мимистров
СССР
Опубликовано 12 т/,1970. Бюллетень ¹ 17
Дата опубликования описания 24Х1П.1970
Авторы изобретения
А. М. Мелик-Шахназаров, И. Л. Шайн, Е. Г, Абаринов и В. Б. Канторович
Азербайджанский институт нефти и химии
Заявитель
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЪ
ПАРАМЕТРОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЪНО-ТРАНСФОРМАТОРНЫХ
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ
Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для измерения выходных параметров дифференциальнотрансформаторных преобразователей.
Известны устройства для измерения параметров дифференциально-трансформаторных преобразователей (ДТП), содержащие блоки компенсации эквивалентной и остаточной взаимной индуктивности и угла потерь.
Они предназначены для дистанционного измерения .,еэлектрических величин и при своей простоте, высокой чувствительности и надежности обладают достаточно большой погрешностью измерения, порядка 0,2-:-0,3.
Выходным параметром ДТП является комплексная взаимная индуктивность, определяемая зависимостью:
М = М, cose е +Л1,.e, (1) где Й,— эквивалентное значение взаимной пндуктивности, определяемое положением сердечника;
Мп — остаточная взаимная индуктивность, соответствующая положению подвижного сердечника на электрической нейтрали;
c — угол потерь.
Описываемое устройство значительно повышает точность измерения М,, практически полностью, устраняет методическую погрешность измерения.
Отличие описываемого устройства для измерения параметров дифференциально-трансформаторного преобразователя от известных заключается в том, что обмотки блоков компенсации эквивалентной и остаточной взаимной индуктивности нагружены на последовательно включенные постоянныс и функцио10 нально-переменные сопротивления, выходные обмотки блока компенсации остаточной взаимной индуктивности соединены последовательно с постоянным сопротивлением и потенциомстром стабилизации модуля сигнала компен15 сации остаточной взаимной индуктивности, общий конец выходной обмотки упомянутого блока и постоянного сопротивления соединен со входом потенциометра регулировки модуля компенсации остаточной взаимной и
20 ности, движок и нулевая точка которого включены в измерительную цепь, а выход его соединен с движком потенциометра стабилизации модуля этого сигнала.
На фиг. 1 представлена принципиальная
25 схема предлагаемого устройства.
0НВ содержи1 од он 1 ком псн< ацпп .М,, o;lOK
2 компенсации Мп., нуль-индикатор 8; переключатель 4 режима работы; дифференциально-трансформаторный преобразователь 5, 30 0 — исполнительный орган компенсации
270878
3 (двигатель) Л4,; D„— исполнительный орган компенсации (двигатель) М,; D — тоже; на фиг. 2 представлена векторная диаграмма процесса уравновешивания, где ̄— компенсирующая остаточная взаимная индуктивность (положение после первой операции уравновешивания); ̄— то же, после второй операции уравновешивания, М,,„ — компенсирующая эквивалентная начальная взаимная индуктивность; ̄— компенсирующая эквивалентная взаимная индуктивность, из которой видно, что расстояние между концами векторов М и М„, определяющее погрешность Лг,, уменьшается и оказывается равным.
Устройство работает следующим образом.
Серде пик ДТП устанавливается в нулевое положение, а переключатель режима работы — в положение а. Посредством разложения результирующего вектора в нуль-индикаторе на две составляющие на двигатель Р„ поступает сигнал, пропорциональный Мо, а на двигатель Є— сигнал, пропорциональный
Л,. Оое составляющие компенсируются перемещением движков реохордов соответственно
Рг И R2.
На второй стадии уравновешивания, соответствующей максимальному перемещению сердечника ДТП, переключатель режима работы устанавливается в положение б. С помощью двигателя D„уравновешивается сигнал, пропорциональный М„а двигателем
D-. — угол потерь.
Для того чтобы при уравновешивании угла потерь одновременно поворачивались по фазе векторы, компенсирующие Л4, и М, оба блока: блок компенсации Мо и блок компенсации
Лг, — содержат переменные сопротивления, регулирующие фазу указанных векторов.
Направление и скорость изменения этих сопротивлений выбраны одинаковыми, чтобы обеспечить постоянство фазового сдвига (в частности, 90 -ный сдвиг) между обоими вектор а ми.
Наибольшие значения компенсирующих углов потерь ограничиваются сопротивлениями
R=, наименьшие — суммой R=+ R
Блоки компенсации 3I> и М, представлены в виде параллельного соединения взаимной индуктивности М и активного сопротивления R.
При этом зависимость между выходным напряжением и первичным током, или другими словами, между фазой выходного напряжения и переменным сопротивлением R гиперболическая.
При использовании в качестве R линейного реохорда (т. е. при линейной зависимости между перемещением движка и изменением сопротивления) шкала е получается нелинейной.
Для линеаризацни шкалы применены функциональные реохорды, в которых зависимость между р и Rгиперболическая,,где P — угол поворота движка в линейном реохорде.
При повороте фазы вектора компенсации
М меняется и его модуль. Для уменьшения погрешности измерения М, по модулю и фазе необходимо поддержание постоянства модуля
Мо при повороте его фазы.
С этой целью потенциометр Я„стабилизации модуля вектора компенсации Мо выполнен профилированным. Его движок перемещается синхронно и синфазно с движками переменных сопротивлений Р, при регулировке е.
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет наряду с обеспечением автоматичсского уравновешивания сохранением прямого и раздельного отсчета всех выходных параметров ДТП значительно снизить (в несколько десятков раз) методическую погрешность из25 мерения М, по сравнению с существующими устройствами, н тем самым, существенно Iloвыси гь точность измерения.
Зо Предмет изобретения
AB7оматический компенсационный измеритель параметров дифференциально-трансформаторных преобразователей, содержащий блоЗ5 ки компенсации эквивалентной и остаточной взаимной индуктивности, представляющие собой многообмоточные воздушные трансформаторы, нуль-индикатор с исполнительными органами и блок питания, от.гичающиггся тем, 40 что, с целью повышения точности измерения, обмотки блоков компенсации эквивалентной и остаточной взаимной индуктивности нагружены на последовательно включенные посгоянные и функционально-переменные collpo45 тивления, выходные обмотки блока компенсации остаточной взаимной индуктивности соединены последовательно с постоянным сопротивлением и потенциометром стабилизации модуля сигнала компенсации остаточной
50 взаимной индуктивности, общий конец выходной обмотки упомянутого блока и постоянного сопротивления соединен со входом потенциомстра регулировки модуля компенсации остаточной взаимной индуктивности, движок и ну55 левая точка которого включены в измерительную цепь, а выход его соединен с движком потенциометра стабилизации модуля этого сигнала.
270878
Фмг. 1 Риг. 2
Составитель Т. Н. Афонина
Редактор М. В. Афанасьева Техред А. А. Камышникова Корректор Н. А. Митрохина
Заказ "23(.,!3 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2