Водопропускное сооружение

Изобретение относится к водопропускным сооружениям. Технический результат - повышение надежности и снижение материалоемкости водопропускного сооружения. Водопропускное сооружение включает земляную насыпь, грунтовое основание, расположенную в ее теле и пересекающую ее водопропускную трубу из соединенных друг с другом элементов замкнутого поперечного сечения, расположенных с переменным по длине водопропускной трубы уклоном на отдельных фундаментных секциях в основании водопропускной трубы, объединенных друг с другом в стыках водонепроницаемой обоймой. Элементы водопропускной трубы, выполнены, например, из железобетона, имеют по длине переменную высоту, равную сумме высот, определенных необходимой водопропускной способностью водопропускной трубы и величиной осадки грунтового основания под действием веса земляной насыпи. Элементы соединены друг с другом монолитными железобетонными стыками, имеющими ширину, не меньшую, чем величина взаимного сближения торцевых поверхностей смежных элементов водопропускной трубы при осадке грунтового основания земляной насыпи. Водонепроницаемая обойма в стыках элементов водопропускной трубы выполнена раздельно из нижней - фундаментной секции, боковых секций и верхней части в форме плит. Верхняя плита имеет П-образную форму и перекрывает торцы нижней - фундаментной секции, а внутри водопропускной трубы уложен слой преимущественно из монолитного бетона. 3 ил.

 

Изобретение относится к области обустройства дорог, в частности к водопропускным сооружениям.

Известна конструкция водопропускного сооружения, содержащая расположенную в насыпи трубу, соединенную тягами с размещенным над трубой фундаментом из двух клиньев под углом, направленным от трубы вверх в теле насыпи, рабочие грани которых обращены в сторону трубы, а каждая тяга шарнирно соединена с трубой в верхней точке ее поперечного сечения (А.с. СССР №1108157 по заявке №3457542/29-11. Бюлл. №30, 15.08.1984).

Недостаток известной конструкции водопропускного сооружения заключается в том, что при большой высоте насыпи и нелинейно деформируемом грунтовом основании насыпи осадка трубы может не совпасть с величиной строительного подъема, что приведет к нарушению работоспособности водопропускного сооружения.

Прототипом изобретения является водопропускное сооружение (кн. Муромов B.C. др. Косогорные водопропускные трубы. М., Транспорт, 1975, с. 103, рис. 59), включающее земляную насыпь, грунтовое основание, расположенную в ее тепе и пересекающую ее водопропускную трубу из соединенных друг с другом элементов замкнутого поперечного сечения, уложенных с переменным по длине водопропускной трубы уклоном на отдельные фундаментные секции в основании водопропускной трубы, объединенные друг с другом в стыках водонепроницаемой обоймой.

Недостаток прототипа заключается в недостаточной надежности при большой высоте земляной насыпи на нелинейно деформируемом под воздействием внешней нагрузки грунтовом основании, а также в повышенной материалоемкости из-за необходимости восприятия элементамиводопропускной трубы нагрузок от веса земляной насыпи и осадки грунта основания.

Технический результат изобретения заключается в повышении надежности водопропускного сооружения и снижении его материалоемкости.

Изобретение заключается в том, что у водопропускного сооружения, включающего земляную насыпь, грунтовое основание, расположенную в ее теле и пересекающую ее водопропускную трубу из соединенных друг с другом элементов замкнутого поперечного сечения, расположенных с переменным по длине водопропускной трубы уклоном на отдельных фундаментных секциях в основании водопропускной трубы, объединенные друг с другом в стыках водонепроницаемой обоймой элементы водопропускной трубы, выполненные, например из железобетона, имеют по длине переменную высоту, равную сумме высот, определенных необходимой водопропускной способностью водопропускной трубы и величиной осадки грунтового основания под весом земляной насыпи, соединены друг с другом монолитными железобетонными стыками, имеющими ширину, не меньшую, чем величина взаимного сближения смежных элементов водопропускной трубы при осадке грунтового основания земляной насыпи, водопропускная обойма в стыках элементов водопропускной трубы выполнена раздельно из нижней - фундаментной секции, боковых и верхней частей в форме плит, причем верхняя плита имеет П-образную форму и перекрывает торцы боковых плит, нижние кромки которых, в свою очередь, перекрывают торцы нижней - фундаментной секции, а внутри водопропускной трубы уложен выравнивающий слой, преимущественно из монолитного бетона.

Изобретение иллюстрируется чертежом, где на Фиг. 1 показан разрез водопропускного сооружения по оси водопропускной трубы, на фиг. 2 показан поперечный разрез водопропускной трубы, а на фиг. 3 - фрагмент водопропускного сооружения в зоне стыка двух смежных элементов водопропускной трубы (водонепроницаемый стык не показан): i - порядковый номер элемента и стыка между элементами водопропускной трубы (слева направо); δi1 - зазор между элементами водопропускной трубы до отсыпки земляной насыпи, δi2 - зазор между элементами водопропускной трубы после отсыпки земляной насыпи и осадки нелинейно деформируемого грунтового основания, hi1, h(i+1) и hi2, h(i+1)2 величина осадки элемента водопропускной трубы по торцам.

Водопропускное сооружение включает земляную насыпь 1, грунтовое основание 2, расположенную в ее теле и пересекающую ее водопропускную трубу из соединенных друг с другом элементов 3 замкнутого поперечного сечения, расположенных с переменным по длине водопропускной трубы уклоном на отдельных фундаментных секциях 4 в основании водопропускной трубы, объединенных друг с другом в стыках 5 водонепроницаемой обоймой. Элементы 3 водопропускной трубы, выполненные, например, из железобетона имеют по длине переменную высоту, равную сумме высот, определенных необходимой водопропускной способностью водопропускной трубы и величиной осадки грунтового основания под действием веса земляной насыпи 1 соединены друг с другом монолитными железобетонными стыками 5, имеющими ширину, не меньшую чем величина взаимного сближения торцевых поверхностей смежных элементов 3 водопропускной трубы при осадке грунтового основания 2 земляной насыпи 1. Водонепроницаемая обойма в стыках элементов 3 водопропускной трубы выполнена раздельно из нижней - фундаментной секции 4, боковых секций 6 и верхней 7 частей в форме плит. Верхняя плита 7 имеет П-образную форму и перекрывает торцы нижней 3 - фундаментной секции, а внутри водопропускной трубы уложен слой 8 преимущественно из монолитного бетона.

Возводится водопропускное сооружение следующим образом. На спланированное грунтовое основание 2 монтируются фундаментные секции 4 и элементы 3 водопропускной трубы с учетом расчетных значений осадки земляной насыпи 1 так, чтобы после завершения осадок земляной насыпи 1 вследствие деформирования грунтового основания 2 под воздействием веса земляной насыпи 1 с учетом погрешности расчетов и изменения свойств грунтового основания 2 под действием нагрузки от веса земляной насыпи 1, высота отверстия элементов 3 водопропускной трубы обеспечивала требуемую водопропускную способность за вычетом величины осадки элементов 3 водопропускной трубы. Величина зазоров δi1 и δi2 в стыках 4 элементов водопропускной трубы устанавливается так, чтобы после завершения осадки земляной насыпи 1 торцевые грани смежных элементов 3 водопропускной трубы между собой не соприкасались. Устраивается гидроизоляция (на чертеже не показана) элементов 3 водопропускной трубы. В зоне стыков 4 элементов 3 водопропускной трубы последовательно монтируют и закрепляют (на чертеже крепление не показано) плиты 6 и 7 водонепроницаемой обоймы. Устраивают гидроизоляцию (на чертеже не показано) водонепроницаемой обоймы из плит 6 и 7. Отсыпают и уплотняют земляную насыпь 1.

После завершения осадки земляной насыпи 1 на грунтовом основании 2 внутри водопропускной трубы устраивают выравнивающий слой 8 из монолитного бетона, бетонируют монолитные стыки 5.

Согласно изобретению, каждый элемент 3 водопропускной трубы работает независимо друг от друга, испытывая нагрузку от давления грунта земляной насыпи 1, такое же, как и эквивалентный по размерам, объему и расположению массив грунта земляной насыпи, что снижает нагрузку на элементы 3 водопропускной трубы и, соответственно, материалоемкость. Этот эффект усиливается отсутствием необходимости возведения жесткого фундамента и замены грунта основания 2 при наличии слабых грунтов. Устройство выравнивающего слоя 8 и монолитных стыков 4 после завершения осадок земляной насыпи 1 повышает надежность водопропускного сооружения.

Водопропускное сооружение, включающее земляную насыпь грунтовое основание, расположенную в ее теле и пересекающую ее водопропускную трубу из соединенных друг с другом элементов замкнутого поперечного сечения, расположенных с переменным по длине водопропускной трубы уклоном на отдельных фундаментных секциях в основании водопропускной трубы, объединенные друг с другом в стыках водонепроницаемой обоймой, отличающееся тем, что элементы водопропускной трубы, выполненные, например, из железобетона, имеют по длине переменную высоту, равную сумме высот, определенных необходимой водопропускной способностью водопропускной трубы и величиной осадки грунтового основания под весом земляной насыпи, соединены друг с другом монолитными железобетонными стыками, имеющими ширину, не меньшую, чем величина взаимного сближения торцевых поверхностей смежных элементов водопропускной трубы при осадке грунтового основания земляной насыпи, водонепроницаемая обойма в стыках элементов водопропускной трубы выполнена раздельно из нижней - фундаментной секции, боковых и верхней частей в форме плит, причем верхняя плита имеет П-образную форму и перекрывает торцы боковых плит, нижние кромки которых, в свою очередь, перекрывают торцы нижней - фундаментной секции, а внутри водопропускной трубы уложен выравнивающий слой преимущественно из монолитного бетона.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве водоотводных сооружений на автомобильных дорогах. Способ устройства водоотводного сооружения заключается в том, что канал-лоток выполняют прямоугольной формы из сборных блоков в виде отдельных секций с укороченной длиной и облегченных, соединенных в раструб, соединения их также осуществляют с помощью винт-гайка, боковые верхние концы стенок которых имеют сквозные отверстия.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для тепловой защиты транспортных тоннелей от образования льда. Водоотводной лоток транспортных тоннелей, выполненный в виде заключенного между гидроизоляционными пластинами блока с водоотводным руслом и бортиками и снабженного нагревательным элементом, при этом лоток дополнительно оснащен внутри русла теплоотражающим экраном, выполненным в виде желоба с сечением параболы и шириной не менее ширины поступающего потока воды, и закреплен внутри лотка по всей его длине, а нагревательный элемент расположен по центру желоба и равен половине его высоты.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении водопропускной трубопроводной системы под насыпями. Водопропускная трубопроводная система включает трубчатый футляр, внутри которого с зазором расположена водопропускная труба, а полость между футляром и водопропускной трубой заполнена скрепляющим материалом.

Изобретение относится к водоотводным сооружениям для отвода поверхностных и грунтовых вод и может быть использовано в строительстве железнодорожных путей, автомобильных дорог, наземных и подземных дорожных покрытий и т.п., а также в качестве кабельных лотков для слаботочной и высоковольтной энергетической системы и подвесных лотков для отвода дождевых вод от автомобильных и железнодорожных мостов и эстакад.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве водоотводных сооружений у природных склонов или сформированных искусственно, например, при строительстве автомобильных дорог и пешеходных дорожек.

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к системам и ее элементам водоотвода дождевых стоков с дорожного полотна магистралей и улиц в канализационную сеть.

Изобретение относится к строительству водопропускных сооружений в местах пересечений магистральными трубопроводами водотоков. Водопропускное сооружение под насыпью содержит набор бетонных плит, уложенных по конфигурации профиля русла ручья, под размещенной в насыпе рабочей трубой, водопроницаемые полотнища из нетканого синтетического материала (НСМ), уложенные поверх бетонных плит.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для повышения устойчивого земляного полотна автомобильных и железных дорог. Водоотводное сооружение содержит основные лотки, уложенные по заданному уклону (склону).

Изобретение относится к дорожному и природоохранному строительству и может быть использовано для защиты автомобильных дорог, проходящих в горных и предгорных зонах, от склоновых стоков и наносов.

Изобретение относится к дорожному и природоохранному строительству и может быть использовано для защиты автомобильных дорог, проходящих в горных и предгорных зонах, от склоновых стоков и наносов.
Наверх