Состав для наплавки детали

Изобретение может быть использовано для аргонодуговой наплавки уплотнительных поверхностей деталей трубопроводной и запорной арматуры из хромоникельмолибденовых сталей аустенитно-ферритного класса, работающих в условиях повышенного износа и коррозии. Состав содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод 0,02-0,06, кремний 0,2-0,8, марганец 0,5-1,2, хром 25,0-29,0, никель 5,0-8,0, молибден 2,5-3,5, азот 0,05-0,3, кобальт 0,15-0,4, титан 0,25-0,5, церий 0,01-0,1, медь 1,25-2,5, железо - остальное. Техническим результатом изобретения является повышение прочности сцепления наплавленного сплава с основным металлом, а также повышение твердости, стойкости к межкристаллитной коррозии и износостойкости наплавленного металла. 2 табл.

 

Изобретение относится к области аргонодуговой наплавки и может быть применено для наплавки уплотнительных поверхностей деталей трубопроводной и запорной арматуры из хромоникельмолибденовых сталей аустенитно-ферритного класса, работающей в условиях повышенного износа и коррозии.

Известен сплав для наплавки деталей (авт. св. СССР №464424 опубл.), содержащий следующие компоненты, мас. %:

кремний 0,2-0,3
углерод 0,02-0,12
марганец 0,5-1,0
молибден 15,0-20,0
хром 19,0-21,0
бор 2,8-3,2
железо 4,0-5,0
никель остальное.

Недостатком данного сплава является ограниченная область применения при использовании в условиях повышенного износа и коррозионного воздействия, что обусловлено низкой стойкостью к воздействию агрессивных сред (плава карбамида, аммиака газообразного и жидкого, аммиачной селитры) при нормальных и повышенных температурах.

Известен состав для сварки и наплавки коррозионно-стойких сталей (Патент RU №2000184 опубл.), содержащий следующие компоненты, мас. %:

углерод 0,02-0,2
кремний 0,2-0,5
марганец 0,3-0,7
хром 11,0-14,0
никель 1,0-4,0
железо остальное.

Недостатком данного состава является его низкая стойкость при применении в условиях повышенного износа и коррозионного воздействия при нормальных и повышенных температурах, обусловленная тем, что при относительно низком содержании марганца не удается обеспечить сохранение содержания хрома (более 13%).

Прототипом изобретения является состав для наплавки уплотнительных поверхностей деталей трубопроводной арматуры (ОСТ 26-07-2054-83), который содержит следующие компоненты, мас. %:

углерод 0,06-0,12
кремний 0,5
марганец 0,5
хром 30,0-33,0
никель 7,0-9,0
молибден 1,8-2,4
азот 0,3
железо остальное.

Недостатком данного состава является низкая стойкость наплавленного металла в условиях повышенного износа и коррозионного воздействия при нормальных и повышенных температурах, обусловленная повышенным содержанием углерода, который способствует возникновению межкристаллитной коррозии.

Задачей является создание состава для наплавки для аргонодуговой сварки, обеспечивающего повышение механических и эксплуатационных свойств наплавленного слоя в условиях повышенного износа и коррозионного воздействия.

Техническим результатом изобретения является повышение прочности сцепления наплавленного сплава с основным металлом, а также повышение твердости, стойкости к межкристаллитной коррозии и износостойкости наплавленного металла.

Технический результат достигается тем, что состав для аргонодуговой наплавки содержит углерод, кремний, марганец, хром, никель, молибден, азот, железо, при этом дополнительно содержит кобальт, титан, церий и медь при следующем соотношении компонентов, мас. %:

углерод 0,02-0,06
кремний 0,2-0,8
марганец 0,5-1,2
хром 25,0-29,0
никель 5,0-8,0
молибден 2,5-3,5
азот 0,05-0,3
кобальт 0,15-0,4
титан 0,25-0,5
церий 0,01-0,1
медь 1,25-2,5
железо остальное.

Наличие в составе для наплавки углерода способствует эффективному образованию аустенита, содержание которого стабилизирует феррит, наличие которого достигается путем введения в состав для наплавки никеля.

Марганец в предлагаемом составе обеспечивает растворимость азота, что в свою очередь приводит к повышению твердости, износостойкости и коррозионной стойкости наплавленного слоя.

Введение комбинации хрома и молибдена способствует повышению устойчивости наплавляемого слоя к межкристаллитной коррозии, а также повышению его твердости и износостойкости. Это обусловлено тем, что легирование наплавленного металла молибденом и хромом способствует упрочнению матрицы карбидами молибдена и хрома, а также интерметаллидами, повышающими твердость и износостойкость наплавки. Кроме того, молибден, растворимый в феррите наплавленного металла, являясь поверхностно-активным элементом (по отношении к железу), препятствует выделению карбидов и интерметаллидов по границам зерен, что улучшает коррозионную стойкость наплавленного слоя.

Кремний в предлагаемом составе является раскислительным элементом, обеспечивающем низкий уровень кислородсодержащих вкраплений в наплавляемом слое. Его содержание в предлагаемом составе в указанном диапазоне позволяет достичь оптимальный уровень литейных и наплавочных свойств, что способствует повышению качества наплавленного слоя.

Введение титана в состав для наплавки обеспечивает связывание избыточного углерода с образование карбидов титана, характеризующихся высокой твердостью и коррозионной стойкостью. Хром также связывается с углеродом с образованием карбидов хрома. Карбиды титана и хрома легируют матрицу сплава, способствуя увеличению твердости и износостойкости. При этом дополнительное введение в состав для наплавки меди в заявляемом диапазоне позволяет при сохранении твердости и износостойкости, также увеличить стойкость наплавляемого слоя к межкристаллитной коррозии, так как соединения меди, хрома и титана способствуют образованию устойчивой коррозионностойкой пленки, которая препятствует проникновению коррозии во внутренние слои наплавленной детали.

Таким образом, в предложенном составе для наплавки деталей происходит связывание углерода в карбиды титана и карбиды хрома, что повышает стойкость наплавленного слоя к межкристаллитной коррозии в агрессивных средах.

Дополнительное введение в состав для наплавки кобальта, находящегося в твердом растворе, способствует упрочнению металлической основы, увеличению растворимости сложных высоколегированных карбидов, вследствие чего происходит обогащение основы наплавленного слоя углеродом, титаном и хромом, вследствие чего повышается прочность сцепления наплавленного сплава с основным металлом, увеличивается эффект дисперсионного твердения, что обеспечивает повышение твердости износостойкости наплавляемого состава после термической обработки. Фактором, влияющим на повышение адгезии, является повышение проникающей способности сварочного состава в основу.

Введение в состав для наплавки церия обеспечивает связывание избыточного углерода, исключение неравномерного распределения хрома, т.е. уменьшение выделений хрома по границам зерен наплавляемого состава и обеднения пограничных участков при наплавке, что позволяет исключить возможность формирования неравномерной твердости, и обеспечить повышение износостойкости.

Таким образом, заявляемый состав для наплавки, с указанными диапазонами количественных показателей компонентов, характеризуется высокой прочностью сцепления наплавленного сплава с основным металлом, а также высокой твердостью, стойкостью к межкристаллитной коррозии и высокой износостойкостью наплавленного металла.

Для дальнейших исследований были изготовленные литые прутки диаметром 5 мм и длиной 270 мм, где использовался лом стали марки 03Х17Н13М3Т и ферросплавы, химический состав которых представлен в таблице 1.

Из предлагаемого состава были изготовлены прутки, которые были наплавлены аргонодуговой сваркой запорные органы - седло, клапан дроссельной и запорной арматуры, работающие в условиях плава карбамида, при давлении до 20 Мпа и температуре 200°С, аммиака газообразного и жидкого, аммиачной селитры. Также на деталь была осуществлена наплавка состава по прототипу.

Полученные образцы были подвергнуты испытаниям на стойкость к межкристаллитной коррозии, на износостойкость и твердость.

При этом испытания на стойкость к межкристаллитной коррозии осуществляли по методу ДУ (ГОСТ 6032-2003) - наплавляют цилиндрический образец на круг из стали марки 03Х17Р13М3Т диаметром 25-30 мм высотой 3-5 мм, затем термически обрабатывают и шлифуют.

Для исследования износостойкости наплавляют образец на круг из стали марки 03Х17Р13М3Т диаметром 25-30 мм высотой не менее 40-50 мм, затем разрезают на диски диаметром 20-25 мм и высотой 3-4 мм.

Испытания на твердость после наплавки 4-5 слоев после их термической обработки производят на пластину их стали марки 03Х17Н13М3Т размером 40×15×6 мм в количестве не менее трех образцов.

Результаты исследований представлены в таблице 2.

Таким образом, предлагаемый состав для наплавки позволяет повысить механические и эксплуатационные свойства наплавленного слоя в условиях повышенного износа и коррозионного воздействия, за счет повышения прочности сцепления наплавленного сплава с основным металлом, а также повышения твердости, стойкости к межкристаллитной коррозии и износостойкости наплавленного металла.

Состав для аргонодуговой наплавки, содержащий углерод, кремний, марганец, хром, никель, молибден, азот и железо, отличающийся тем, что он дополнительно содержит кобальт, титан, церий и медь при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод 0,02-0,06
кремний 0,2-0,8
марганец 0,5-1,2
хром 25,0-29,0
никель 5,0-8,0
молибден 2,5-3,5
азот 0,05-0,3
кобальт 0,15-0,4
титан 0,25-0,5
церий 0,01-0,1
медь 1,25-2,5
железо остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение может быть использовано при получении проб наплавляемого сварочными электродами металла для определения его химического состава. Электродный металл расплавляют сварочной дугой на токе из диапазона, рекомендуемого техническими условиями, дугой косвенного действия между двумя электродами.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения. Способ упрочнения почвообрабатывающих рабочих органов включает формирование на поверхности деталей углублений с последующим заполнением их твердым сплавом методом электродуговой наплавки.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения. Способ упрочнения почвообрабатывающих рабочих органов включает формирование на поверхности деталей углублений с последующим заполнением их твердым сплавом методом электродуговой наплавки.

Изобретение может быть использовано для аргонодуговой наплавки уплотнительных поверхностей деталей трубопроводной и запорной арматуры из хромоникельмолибденовых сталей аустенитно-ферритного класса, работающих в условиях повышенного износа и коррозии.
Изобретение может быть использовано при наплавке рабочих поверхностей деталей горно-металлургического оборудования, к которым предъявляются повышенные требования по твердости и износостойкости.
Изобретение может быть использовано при нанесении жаростойких и износостойких слоев на детали из титана или титановых сплавов, работающих при повышенных температурах и в условиях абразивного износа.

Изобретение предназначено для нанесения износостойких покрытий на рабочую поверхность почворежущих деталей почвообрабатывающих машин с использованием сварки плавлением.

Изобретение может быть использовано при изготовлении составного плужного лемеха и упрочнении подрезающей области его остова в процессе восстановления. Производят наплавку слоя в виде валиков абразивостойкого сплава на тыльную и наружную стороны подрезающей области попеременно.

Изобретение относится к способу ремонта эксплуатационных повреждений поверхности катания головки железнодорожного рельса и применяется для ремонта железнодорожного рельса, уложенного на путях движения железнодорожного транспорта, трамваев, поездов метрополитена и на подкрановых путях.

Изобретение может быть использовано при изготовлении режуще-лезвийной части плужных лемехов, а также при упрочнении в процессе их восстановления. Наносят наплавкой за один проход слой абразивостойкого сплава высокой твердости на тыльную и наружную сторону режуще-лезвийной области лемеха по всей ее длине, сначала на одну из сторон режуще-лезвийной области лемеха, а после остывания наплавленного металла до 40…60°С – на ее другую сторону.

Изобретение может быть использовано для аргонодуговой наплавки уплотнительных поверхностей деталей трубопроводной и запорной арматуры из хромоникельмолибденовых сталей аустенитно-ферритного класса, работающих в условиях повышенного износа и коррозии.

Изобретение может быть использовано для защитной наплавки деталей сельскохозяйственных машин, в частности, почвообрабатывающих, от абразивного износа. Наплавочный порошок содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод 4,3-4,6, хром 3,1-3,5, кремний 2,2-2,6, марганец 3,4-3,7, никель 1,2-1,4, бор 3,1-3,2, железо – остальное.

Изобретение относится к способу дуговой сварки в среде защитного газа с подачей сварочной проволоки и сварочному устройству для его осуществления (варианты), способу дуговой сварки в защитном газе с использованием расходуемого электрода и способу дуговой сварки в защитном газе с использованием самозащитной сварочной проволоки.

Изобретение может быть использовано для получения сварных соединений из среднеуглеродистых среднелегированных броневых сталей. Сварочная проволока содержит компоненты в следующем соотношении, мас.

Изобретение может быть использовано для ремонта высокотемпературной пайкой конструкций из суперсплавов, в частности компонентов газотурбинных двигателей. Первый слой паяльной ленты содержит суперсплав на основе никеля или кобальта.

Изобретение относится к способу получения изготавливаемой по размеру деформируемой в горячем состоянии листовой заготовки. По меньшей мере два листа (1, 2”) из стали разного сорта и/или разной толщины соединяют встык лазерной сваркой.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к сварному соединению. Сварное соединение, полученное путем сварки в несколько проходов основного материала с использованием сварочного материала, характеризующееся тем, что сварочный материал имеет химический состав, в мас.%: C от 0,01 до 0,15, Si до 4,0, Mn от 0,01 до 3,5, P до 0,03, S до 0,015, Cr от 15,0 до 35,0, Ni от 40,0 до 70,0, Cu от 0,01 до 4,0, N от 0,005 до 0,1, O до 0,03, железо и примеси - остальное, а основной материал, имеющий химический состав, в мас.%: C от 0,03 до 0,075, Si от 0,6 до 2,0, Mn от 0,05 до 2,5, P до 0,04, S до 0,015, Cr больше 16,0 и менее 23,0, Ni от 20,0 до менее 30,0, Cu от 0,5 до 10,0, Mo до менее 1, Al до 0,15, N от 0,005 до 0,20, O до 0,02, железо и примеси – остальное.

Изобретение может быть использовано при изготовлении автомобильного топливопровода подачи топлива в систему непосредственного его впрыска, выполненного из нержавеющей стали.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к Fe-Ni сплавам с низким коэффициентом теплового расширения, и может быть использовано при изготовлении сварных узлов, в которых требуется стабильность размеров при изменении температуры.

Изобретение относится к способу лазерной сварки встык по меньшей мере одной заготовки из закаленной под прессом марганцовистой боросодержащей стали. Заготовка (1, 2) имеет толщину от 0,5 до 1,8 мм и/или с перепадом толщины (d) в стыке (3) от 0,2 до 0,4 мм.
Наверх