Способ противопожарной защиты автомобиля и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к способу противопожарной защиты автомобиля и устройству для его реализации. Способ предназначен для предупреждения воспламенения движущегося автомобиля с наружным размещением топливных баков при возгорании энергоносителя. Способ осуществляют путем отбрасывания горящего топливного бака с помощью устройства, которое содержит держатель бака в виде рамной пространственной L-образной конструкции. Держатель шарнирно прикрепляют к лонжерону рамы автомобиля и в рабочем положении фиксируют замковым механизмом. В полости держателя размещают и фиксируют топливный бак. Опрокидывающий механизм держателя содержит: толкающую бак панель, толкатель, тяговый канат и расходное полотнище. Расходное полотнище изготавливают в виде полосы из гибкой ткани или сетки шириной, большей ширины колеса автомобиля, и с грузом на нижнем торце укладывают в короб-контейнер. Контейнер размещают перед колесом по ходу движения автомобиля снизу под держателем и фиксируют крышкой с помощью электромагнитного замка. Включатель устройства размещают в кабине и подключают к бортовой сети автомобиля. Для отбрасывания горящего топливного бака электромагнитным краном систему питания при необходимости переключают на не горящий бак и включают устройство. Электромагнитный замок размыкает крышку короба-контейнера, она открывается, груз падает на дорогу, увлекая за собой расходное полотнище. Колесо автомобиля наезжает на полотнище и натягивает его. Растягивающее усилие в полотнище через тяговый канат и толкатель передается на толкающую панель и топливный бак, вызывает их поперечное движение. Раскрепляется топливный бак, размыкается держатель. Он поворачивается или опрокидывается вокруг продольной оси до упора стоек в ограничители основания. Под действием силы тяжести бак разгоняется и отбрасывается от автомобиля. Срываются топливные трубки с топливопроводов и электропровод с датчика уровня топлива. Расходное полотнище в креплении верхнего торца отрывается от тягового каната. Автомобиль проезжает по расходному полотнищу и продолжает дальнейшее движение. Обеспечивается защита от пожара. 2 н.п. ф-лы, 13 ил.

 

Группа изобретений относится к области предупреждения воспламенения автомобиля с наружным размещением топливных баков в случаях возгорания энергоносителя.

Известен способ предотвращения воспламенения автомобиля с помощью тушения источника возгорания при помощи переносных огнетушителей [1]. Основным достоинством способа является простота приведения огнетушителей в действие и конструктивная надежность.

Недостатки способа:

- при возгорании энергоносителя воспользоваться штатными возимыми огнетушителями на начальной стадии распространения огня часто не представляется возможным;

- в ряде случаев (например, если топливный бак подожжен в результате обстрела, террористического акта, попадания молнии и т.п.) необходима остановка, выход водителя и пассажиров из автомобиля, что в данных условиях опасно для жизни людей.

Известен способ тушения пожара вытеснением воздуха из замкнутого объема за счет подачи в очаг пожара огнегасящей жидкости. Жидкость подается исполнительным механизмом, соединенным через блок управления и сигнализации с блоком термодатчиков [2].

Недостатком способа является невысокая эффективность тушения пожара, поскольку за время срабатывания термодатчиков огнем может быть повреждена большая часть агрегатов транспортного средства.

Известны способы отбрасывания объектов от транспортного средства.

Известно аварийно-спасательное средство, предназначенное для обеспечения безопасности экипажа и самой автомашины при лобовом столкновении. Оно выполнено в виде двух катапульт. Каждая из них представляет собой инициирующее устройство в виде закрепленного на бампере автомобиля подпружиненного штока с острием для капсюля пиропатрона, срабатывающего при столкновении, и исполнительного устройства в виде цилиндра, в штоке которого размещена головка инициирующего устройства [3].

Недостатком аварийно-спасательного средства является то, что источник возгорания конструктивно (неразъемно) сопряжен с базовым объектом, поэтому его горение (взрыв) вызовет горение автомобиля.

Известен способ защиты транспортного средства от пожара или взрыва осуществляемый отстрелом (отбрасыванием) топливного бака на безопасное расстояние от автомобиля с помощью группы устройств и механизмов, имеющих в составе пиропатроны [4]. Способ включает следующие процессы:

1. Инициацию сигнала возгорания (взрыва) топливных баков с помощью следящих датчиков.

2. Преобразование инициированного сигнала в исполнительный сигнал и его подача на пиропатроны отсечки топливопровода, раскрепления топливного бака и отстрела топливного бака.

3. Отсечку топливопровода подачи топлива из топливного бака и его перекрытие.

4. Раскрепление топливного бака через промежуток времени относительно времени отсечки топливопровода.

5. Отстрел (отбрасывание, метание) топливного бака на безопасное расстояние от транспортного средства через промежуток времени относительно времени раскрепления топливного бака.

Данный способ принят за прототип.

Недостатками способа являются:

- высокая материалоемкость и сложность устройства для его осуществления, в связи с большим количеством деталей, узлов и механизмов;

- отбрасывание топливного бака производится взрывным способом, пиропатроны устройства требуют строгого выполнения техники безопасности при обращении с ними;

- приведение транспортного средства в технически исправное состояние после отстрела требует значительных затрат сил и средств;

- при использовании транспортного средства в военных целях в условиях угрозы незаконного вмешательства в его движение огневые средства вероятного противника могут повредить детали и узлы устройства, вызвать срабатывание пиропатронов без отбрасывания топливного бака, тем самым только усилить процесс горения транспортного средства.

- для реализации способа требуется материалоемкая конструктивная переработка базового образца транспортного средства. Поэтому прототип имеет низкую надежность.

Целью предлагаемой группы изобретений является повышение надежности защиты автомобиля с наружным расположением топливных баков от возгорания путем быстрого удаления воспламенившегося топливного бака на безопасное расстояние с использованием силы, инициированной силой тяги автомобиля и силой тяжести топливного бака и топлива.

Предлагаемый способ противопожарной защиты автомобиля включает следующие процессы:

1. Переключение системы питания топливом автомобиля на питание из неповрежденного топливного бака.

2. Подача расходного полотнища под колесо автомобиля.

3. Наезд колеса на расходное полотнище, его натяжение и инициация движения топливного бака в поперечной плоскости относительно направления движения автомобиля.

4. Раскрепление хомутов крепления топливного бака.

5. Расцепление держателя топливного бака с основанием.

6. Поворот (опрокидывание) держателя топливного бака вокруг продольной оси на заданный угол до упора в ограничители.

7. Выдвижение топливного бака с ползунами, отсоединение топливопроводов и электропровода датчика уровня топлива от топливного бака.

8. Разгон топливного бака под действием силы тяжести, остановка ползунов и отбрасывание бака в сторону на безопасное расстояние.

9. Отрыв расходного полотнища от тягового каната, продолжение движения автомобиля.

Заявленный способ реализуется устройством для его осуществления.

Известно устройство, имеющее в своем составе инициирующее устройство, включаемое водителем и которое посредством датчиков, размещенных на топливном баке, при его возгорании (взрыве) инициирует, усиливает и передает сигнал на электровоспламенители пиропатронов исполнительного устройства. Исполнительное устройство представляет собой механизм отстрела и перекрытия топливопровода от топливного бака к потребителям системы питания топливом транспортного средства в виде механического устройства, разъединяющего при срабатывании пиропатрона топливопровод и с помощью находящегося в нем запорного клапана предотвращающего выливание топлива. В исполнительное устройство так же входит механизм раскрепления топливного бака в виде замков, которые при срабатывании пиропатрона размыкают верхние и нижние окончания ленточных хомутов крепления бака перед его отстрелом. К исполнительному устройству относится и механизм отстрела, включающий направляющий каркас в котором на роликах располагается бак и толкающая его при срабатывании пиропатрона опорная плита с возвратными пружинами [4].

Данное устройство принято за прототип.

Недостатком устройства является использование результатов преобразования энергии расширения газов, как результата горения (взрыва) наполнителя пиропатронов в механическую энергию перемещения элементов устройства и топливного бака; сложность конструкции, в связи с чем, низкая надежность.

Предлагаемое устройство реализует принцип только механического перемещения элементов устройства и отбрасывания топливного бака с использованием энергии движения автомобиля и силы тяжести.

Устройство для осуществления способа противопожарной защиты автомобиля иллюстрируется чертежами, представленными на:

- фиг. 1 - вид сверху (прерывистой линией показано положение топливного бака);

- фиг. 2 - вид сбоку (разрез по «А-А»);

- фиг. 3 - вид сбоку (разрез по «Б-Б»);

- фиг. 4 - закрепление нижнего окончания хомута в рабочем положении (разрез по «В-В»);

- фиг. 5 - ползун держателя топливного бака (вид снизу);

- фиг. 6 - контейнер с расходным полотнищем (разрез по «Г-Г», прерывистой линией указано положение отбрасывания);

- фиг. 7 - принципиальная электрическая схема устройства;

- фиг. 8 - схема соединения топливных баков;

- фиг. 9 - замковый механизм в рабочем положении (разрез по «Д-Д»);

- фиг. 10 - замковый механизм в положении отбрасывания перед поворотом держателя (разрез по «Д-Д»);

- фиг. 11 - отбрасывание топливного бака (вид сбоку);

- фиг. 12 - наезд колеса автомобиля на расходное полотнище, отбрасывание топливного бака;

- фиг. 13 - отрыв расходного полотнища от крепежной планки, продолжение движения автомобиля.

Предлагаемое устройство для противопожарной защиты автомобиля может быть использовано для каждого навесного топливного бака, располагаемого как слева, так и справа по ходу движения автомобиля. Левое и правое устройства выполняются в зеркальном отображении.

Устройство имеет рабочее положение, когда угрозы возгорания автомобиля нет и положение отбрасывания, когда горящий топливный бак отбрасывается в сторону от автомобиля.

Устройство содержит: съемное основание, держатель топливного бака, механизм крепления топливного бака, механизм опрокидывания, замковый механизм, дополнительные топливные элементы и электропривод.

Съемное основание представляет собой балку 1 швеллерного сечения, выполненную из жесткого конструкционного материала, например, из стали (фиг, 1, 2). К внешней стороне нижней полки основания 1 жестко прикрепляются (например, привариваются) кронштейны 2, между щеками которых располагается ограничитель 3 поворота держателя топливного бака. Основание надевается на нижнюю полку лонжерона 4 рамы автомобиля и прикрепляется к ней, например, при помощи винтового соединения.

Держатель топливного бака представляет собой, три L-образных двуплечих рычагов 5 прямоугольного сечения, верхние концы вертикальных стоек жестко сопряжены между собой продольной балкой 6 и образуют пространственную конструкцию, в полости которой размещают топливный бак автомобиля (фиг. 1, 2, 3). Вертикальные стойки снабжены проушинами 7, которые при монтаже сопрягаются с кронштейнами 2 основания и фиксируются осью 8, позволяющей держателю поворачиваться в поперечной плоскости до упора нижних концов вертикальных стоек рычагов 5 в ограничители 3 кронштейнов 2 основания 1. На концах крайних горизонтальных поперечин двуплечих рычагов 5 (кроме среднего) выполняются сквозные отверстия 9. На крайние поперечины двуплечих рычагов 5 надеваются полые ползуны 10 коробчатого сечения с зазором, дающим возможность их перемещения вдоль поперечин. Ползуны 10 связывают между собой продольной балкой в единую конструкцию. Внутренняя поверхность ползунов 10 смазывают консистентной смазкой так, чтобы коэффициент трения поверхностей «ползун - поперечина» был меньше коэффициента трения поверхностей «ползун - топливный бак». Снизу в корпусах ползунов 10 выполняются сквозные прорези 11, в которых размещаются ограничители 12 хода в виде штифтов круглого сечения нормально жестко прикрепляемых (например, с помощью резьбового соединения) снизу к горизонтальным поперечинам двуплечих рычагов 5 (фиг. 4, 5). Сверху в концах ползунов 10 выполняется овальное отверстие 13, длиной большей и шириной равной диаметру отверстий 9, а снизу к концам ползунов 10 жестко прикрепляется замковая пластина 14 с полукруглой выемкой.

Механизм крепления топливного бака содержит плоские ленточные хомуты 15 из упругого конструкционного материала, например из стали, верхние окончания которых жестко прикрепляются, к верхней продольной балке 6 держателя топливного бака (фиг. 1, 2, 3). Нижние окончания 16 хомутов 15 выполняются из прутков круглого сечения и прикрепляются, например, привариваются, к ленточным хомутам 15. На нижних концах нижних окончаний 16 выполнены кольцевые проточки 17. Между верхними концами нижних окончаний 16 и лентам хомутов 15 жестко монтируются (например, привариваются) ограничительные пластины 18. Нижние окончания 16 пропускаются через цилиндрические винтовые пружины 19, верхние витки проволоки которых, жестко прикрепляются к нижним поверхностям ограничительных пластин 18. В рабочем положении нижние окончания 16 пропускают через отверстия 13 в ползунах 10 и отверстия 9 в нижних поперечинах двуплечих рычагов 5, а концы фиксируют замковыми пластинами 14, полукруглые выемки которых вводятся в кольцевые проточки 17. Пружины 19 при этом сжимаются и в рабочем положении находятся в напряженном состоянии.

Механизм опрокидывания включает расходное полотнище 20, груз 21, крепежные планки 22, кольцо-держатель 23, тяговый канат 24, толкатель 25, направляющая 26, направляющее отверстие 27, толкающая панель 28, поворотный колодец 29, контейнер 30 с крышкой 31, двузвенный шарнирный пластинный замыкатель 32 и электромагнитный замок 33 (фиг. 2, 3, 6, 11). Расходное полотнище 20 выполнено в виде прямоугольной полосы из мягкого материала (например, из синтетической ткани, сетки и т.п.), шириной не менее ширины шины колеса автомобиля. Длину полотнища 20 выбирают величиной равной сумме расстояний от низа топливного бака до поверхности дороги и от оси колеса, расположенного за топливным баком, до середины топливного бака. К нижнему торцу расходного полотнища 20 прикрепляют груз 21 в виде двух тяжеловесных полос (например, металлических), сопрягаемых между собой так, чтобы нижний торец полотнища 20 был зажат между ними по всей ширине. Верхний торец расходного полотнища 20 помещают между двумя крепежными планками 22, сопрягаемыми между собой, например, с помощью винтового соединения. Крепежные планки 22 посредине с помощью разъемного кольца-держателя 23 сопрягается с концом гибкого тягового каната 24, изготавливаемого например, из капронового фала. Другой конец тягового каната 24 с помощью разъемного кольца сопрягается с нижним длинным концом толкателя 25, изготавливаемого из стального проката прямоугольного сечения в виде крюка. Его нижний конец пропускается через направляющую 26 коробчатого сечения, прикрепляемую снизу к поперечине среднего двуплечего рычага 5. Короткий верхний конец толкателя 25 с возможностью свободного перемещения пропускается через направляющее отверстие 27 прямоугольного сечения, выполненного в вертикальной стойке среднего двуплечего рычага 5 держателя. К короткому концу толкателя 25 жестко прикрепляется толкающая панель 28 с амортизирующей подушкой по всей длине. Поворотный колодец 29 (например, стальной) коробчатого сечения, верхним концом жестко прикрепляется посередине к поперечине среднего двуплечего рычага 5. Тяговый канат 24 пропускается через отверстие в поворотном колодце 29, где меняет свое направление на 90 градусов. К нижнему концу колодца 29 жестко прикрепляется короб-контейнер 30 с отверстием сверху и сбоку, в котором размещается расходное полотнище 20 в уложенном состоянии с грузом 21 в нижней части. К коробу-контейнеру 30 снизу шарнирно прикрепляется плоская крышка 31, которая в рабочем положении закрывается и фиксируется 2-звенным шарнирным замыкателем 32 посредством электромагнитного замка 33, сердечник которого вводится в отверстие, выполненного в верхнем звене. Расчетное сопротивление на разрыв сопряжения (заделки) верхнего торца полотнища 20 с крепежной планкой 22 выбирается меньшим расчетного сопротивления на разрыв тягового каната 24 и кольца 23 и менее допустимого напряжения, возникающего в сечении поперечины двуплечего рычага 5 при ее изгибе на плече от места сопряжения стоек и поперечин до места крепления поворотного колодца 29.

Замковый механизм включает крюки 34, зубчатые рейки 35 с горизонтальными прорезями 36, направляющие штифты 37, штифты-зацепы 38 и пружины 39 (фиг. 9, 10). Крюки-эксцентрики 34, выполняют из жесткого конструкционного материала (например, из стальной полосы с помощью штамповки), скользяще посажены на ось 8 держателя топливного бака с возможностью свободного поворота вокруг нее без осевого перемещения. Нижняя кромка крюков 34 выполнена в виде зубчатого сектора. Зубчатые рейки 35 своим основанием жестко прикрепляются (например, привариваются) к краям толкающей панели 28. Они имеют горизонтальные прорези 36, через которые в стойки крайних двуплечих рычагов 5, например, вворачиваются направляющие штифты 37 с головками большими в диаметре ширины прорезей 36, и обеспечивающие равномерное (без перекосов) движение толкающей панели 28 в плоскости параллельной горизонтальной плоскости держателя. Конец верхней части зубчатой рейки 35 снабжается зубчатым венцом, для зацепления с зубчатым сектором крюка 34. Перед зубчатым венцом рейка 35 имеет участок без зубьев длиной не менее радиуса круговой выемки в замковых пластинах 14. Для фиксации положения держателя топливного бака в рабочем положении в стойки крайних двуплечих рычагов 5 параллельно оси 8 вворачивают штифты-зацепы 38. В рабочем положении крюки 34 находятся в зацеплении с штифтами-зацепами 38 и фиксируются в таком положении плоскими изогнутыми пружинами 39, концы которых жестко прикрепляются к стойкам крайних двуплечих рычагов 5 выше штифтов-зацепов 38.

Дополнительные топливные элементы включают топливные трубки 40, отсечные клапаны 41, электромагнитный топливный кран 42, левый топливный бак 43, правый топливный бак 44 (фиг. 1, 2, 8). Топливные трубки 40, выполняются из мягкого упругого материала, например, из резины, армированной металлическим кордом. С одной стороны трубки 40 надевают на концы нагнетательного и сливного топливопроводов системы питания топливом автомобиля, с другой - на патрубки, входящие непосредственно в топливный бак и герметично закрепляют хомутами. Между топливными трубками 40 и топливопроводами устанавливают пружинные шариковые отсечные клапаны 41. Для переключения системы питания на питание из левого 43 или правого 44 топливных баков, в нее вводят электромагнитный топливный кран 42, имеющий два положения: «Л» - левый топливный бак; «П» - правый топливный бак.

Электропривод включает переключатель 45 топливных баков с контрольными лампами 46, включатель 47 устройства с контрольной лампой 48, штекерный разъем 49 (фиг. 7). Электропривод встраивается в блок контрольно-измерительных приборов автомобиля или может быть изготовлен как переносной пульт, который через штекерный разъем 49 подключается к бортовой сети автомобиля.

Устройство для осуществления заявленного способа противопожарной защиты автомобиля работает следующим образом.

Устройство монтируется на автомобиль. Для приведения его в рабочее положение основание 1 прикрепляют (например, с помощью винтового соединения) изнутри к лонжерону 4 рамы автомобиля. Держатель топливного бака через проушины 7 посредством оси 8 прикрепляют к кронштейнам 2 основания 1, и фиксируют замковым механизмом, крюки 34 прижимаются сверху пружинами 39 к штифтам-зацепам 38 и находятся с ними в зацеплении. Топливные баки (43 или 44) помещают в свои держатели, упирают в толкающие панели 28 и закрепляют с помощью механизмов крепления. Нижние окончания 16 хомутов 15 пропускают через отверстия 13 и отверстия 9 в ползунах и поперечинах двуплечих рычагов 5, а их концы фиксируют снизу замковыми пластинами 14, выемки которых перемещением ползунов 10 вводятся в кольцевые проточки 17 нижних окончаний 16. Пружины 19 хомутов 15 находятся в сжатом состоянии. Сливные и нагнетательные топливные трубки 40 через отсечные клапаны 41 надевают на топливопроводы системы питания и патрубки топливных баков, фиксируют хомутами, электропровод датчика уровня топлива подключают к электрооборудованию автомобиля.

Электропривод устройства (при необходимости) подсоединяют к бортовой сети автомобиля. Электромагнитный топливный кран 42 включают переключателем 45 в соответствующее положение, один из топливных баков (43 или 44) соединяется с системой питания топливом автомобиля, загорается соответствующая положению контрольная лампа 46. Расходное полотнище 20 в свернутом состоянии размещают в контейнере 30, его верхний торец через крепежную планку 22 с помощью разъемного кольца 23 прикрепляют к концу тягового каната 24. Канат 24 одним концом пропускается через поворотный колодец 29, а другим концом прикрепляется к толкателю 25. Крышка 31 контейнера 30 закрывается, сердечник электромагнитного замка 33 вводят в отверстие верхнего звена двухзвенного замыкателя 32, груз 21 расходного полотнища 20 изнутри располагается на крышке 31. Автомобиль движется.

Для отбрасывания горящего топливного бака без остановки автомобиля выполняются следующие действия:

Водитель замыкает контакты включателя 47 (фиг. 7). Ток от бортовой сети автомобиля поступает на обмотку электромагнитного замка 33, контрольная лампа 48 загорается, сердечник замка 33 втягивается и выходит из отверстия верхнего звена двухзвенного замыкателя 32 (фиг. 2, 6). Под действием веса груза 21 крышка 31 контейнера 30 открывается. Груз 21 падает на поверхность дороги, вытягивая за собой расходное полотнище 20, которое расправляется перед колесом автомобиля (фиг. 11). Встречным потоком воздушной среды груз 21 с нижним торцом полотнища подается под колесо автомобиля, либо колесо наезжает на упавший груз 21 и расходное полотнище 20 (фиг. 12). Автомобиль продолжает движение по зажатому с одной стороны колесом расходному полотнищу 20. Растягивающее усилие, возникающее в полотнище, через крепежную планку 22, и кольцо 23 передается на тяговый канат 24, который в свою очередь передает его на нижний конец толкателя 25, заставляя его двигаться в горизонтальной плоскости. Через верхний конец толкателя 25 усилие передается на толкающую панель 28 и топливный бак (43 или 44). За счет сил трения между поверхностями топливного бака и ползунов 10 они вовлекаются в горизонтальное движение. Замковые пластины 14, двигаясь с ползунами 10, освобождают кольцевые проточки 17 нижних окончаний 16 хомутов 15 (фиг. 4, 5). Пружины 19 разжимаются, толкают через пластины 18 нижние окончания хомутов 15 и выводят их из отверстий 9 поперечин крайних двуплечих рычагов 5 и отверстий 13 ползунов 10, топливный бак освобождается от крепления к держателю. Зубчатые рейки 35, двигаясь вместе с толкающей панелью 28, своими зубчатыми венцами вводятся в зацепление с зубчатыми секторам крюков 34 и поворачивают их вокруг оси 8 держателя (фиг. 9, 10). Крюки 34 преодолевая сопротивление пружин 39, поднимаются и выходят из зацепления с штифтами-зацепами 38.

При достижении толкателем 25 крайнего положения, когда его внутренние криволинейные поверхности упрутся сверху в края отверстия 27, а снизу в края торца направляющей 26, под действием усилия в тяговом канате 24, приложенного к середине поперечины среднего двуплечего рычага 5 на нем возникает крутящий момент. Средний двуплечий рычаг держателя, через верхнюю продольную балку 6 поворачивает (опрокидывает) весь держатель вокруг оси 8 на расчетный угол до упора стоек в ограничители поворота 3 кронштейнов 2 основания 1 (фиг. 11). К силе, воздействующей на топливный бак в поперечной плоскости, через толкающую панель 28, прибавляется горизонтальная составляющая силы тяжести топливного бака и топлива, находящегося в топливном баке. Движение топливного бака с ползунами 10 ускоряется, нагнетающая и сливная топливные трубки 40 натягиваются и срываются с патрубков топливного бака, электропровод датчика уровня топлива разрывает штекерное соединение, отсечные клапаны 41 закрываются. Торцы прорезей 11 движущихся ползунов 10 упираются в ограничители хода 12, ползуны 10 останавливаются, а топливный бак под действием силы инерции, скользя по поверхности ползунов 10, отбрасывается от автомобиля в поперечном направлении (фиг. 12).

При дальнейшем наезде колеса автомобиля на расходное полотнище 20 усилие на крепежной планке 22 достигает предела прочности заделки его верхнего торца, оно отрывается от крепежной планки 22, автомобиль проезжает по нему и продолжает дальнейшее движение (фиг. 13).

Для приведения устройства в рабочее положение автомобиль останавливают, держатель топливного бака вручную (например, водителем с помощником) приводят в горизонтальное положение. К новому расходному полотнищу 20 прикрепляют груз 21 и крепежную планку 22. Планку 22 прикрепляют к разъемному кольцу 23 тягового каната 24, проделав в полотнище 20 отверстие в месте сопряжения с планкой 22. Толкающую панель 28 с толкателем 25 передвигают в рабочее положение. При этом нижний конец толкателя 25, перемещаясь в направляющей 26, через тяговый канат 24 и разъемное кольцо 23 за крепежную планку 22 втягивает расходное полотно 20 в короб-контейнер 30. Втягивающееся расходное полотнище 20 укладывают и размещают так, чтобы в положении отбрасывания оно беспрепятственно выходило из короба-контейнера 30 и разворачивалось. Крышка 31 контейнера 30 закрывается таким образом, чтобы груз 21 расходного полотнища 20 изнутри располагается на крышке 31. Сердечник электромагнитного замка 33 включателем 47 вводится в отверстие верхнего звена двухзвенного замыкателя 32, лампа 48 гаснет. Пружины 39 замкового механизма оттягивают вверх, крюки 34 вводят в зацепление с штифтами-зацепами 38. Зубчатые венцы зубчатых реек 35 при этом в зацепление с зубчатыми секторами крюков 34 не вводятся, пружины 39 отпускают. Ползуны 10 надвигают на поперечины двуплечих рычагов 5 в рабочее положение, не доводя до упора, так чтобы отверстия 13 в ползунах и 9 в поперечинах совместились. Новый топливный бак (43 или 44) помещают в держатель, укладывают на ползуны 10. Нижние окончания 16 хомутов 15, преодолевая усилие пружин 19, пропускают через отверстия 13 и отверстия 9 так, чтобы кольцевые проточки 17 нижних окончаний 16 появились над нижней поверхностью ползунов 10 и удерживают в таком положении. Ползуны 10 с размещенным на них топливным баком двигают в сторону лонжерона 4 и упирают в панель 28. При этом круговые выемки замковых пластин 14 вводятся в кольцевые проточки 17 нижних окончаний 16. Пружины 19 хомутов 15 отпускают, топливный бак фиксируется в держателе. Сливные и нагнетательные топливные трубки 40 через отсечные клапаны 41 надеваются на топливопроводы и патрубки топливных баков, где они фиксируются хомутами.

Электропровод датчика уровня топлива с помощью штекера подключается к электрооборудованию автомобиля. Электромагнитный топливный кран 42 (если необходимо) включается переключателем 45 в соответствующее положение, один из топливных баков (43 или 44) соединяется с системой питания топливом автомобиля, загорается соответствующая положению контрольная лампа 46. Устройство к эксплуатации готово.

Предполагаемое изобретение может найти широкое применение для защиты автомобилей с наружным расположением топливных баков от пожара (взрыва) без прекращения движения в случаях возгорания энергоносителя в топливном баке.

Использованные источники

1. Правила дорожного движения Российская Федерация. - М.: Атберг 98, 2018. - 64 с., п. 7.7. Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

2. Пат. RU 2187349 С2 Российская Федерация, МПК7 А62С 3/07. Способ предотвращения взрыва энергоносителя в емкости / Р.Г. Пападопулу. - №2000125660/12; заяв.12.10.2000; опубл. 20. 08. 2002.

3. Пат. RU 2247668 С2 МПК 7 B60R 19/20 Российская Федерация, Катапульта - аварийно-спасательное средство жизни людей, экипажа машины и самой машины при столкновении на дороге / Н.А. Захаров №2003104380/11, заявл. 13.02.2003, опубл. 20.08.2004.

4. Пат. RU 2564253 С2 Российская Федерация, МПК G08B 17/00. Способ защиты транспортного средства от возгорания и устройство для его осуществления / Ю.В. Саломохин, А.П. Трофимов, О.А. Матвеев. А.Ю., Дащенко. - №2013118595/08, 22.04.2013, опубл. 27.09.2015.

1. Способ противопожарной защиты автомобиля, заключающийся в переключении системы питания топливом автомобиля на питание из неповрежденного топливного бака, подаче расходного полотнища под колесо автомобиля, наезде колеса на расходное полотнище, его натяжении и инициации движения топливного бака в поперечной плоскости относительно направления движения автомобиля, раскреплении хомутов крепления топливного бака, расцеплении держателя топливного бака с основанием, повороте или опрокидывании держателя топливного бака вокруг продольной оси на заданный угол до упора в ограничители, выдвижении топливного бака с ползунами, отсоединении топливопроводов и электропровода датчика уровня топлива от топливного бака, разгоне топливного бака под действием силы тяжести, остановке ползунов и отбрасывании бака в сторону на безопасное расстояние, отрыве расходного полотнища от тягового каната и продолжении движения автомобиля.

2. Устройство для противопожарной защиты автомобиля, содержащее прикрепляемое к лонжерону рамы автомобиля съемное основание швеллерного сечения с кронштейнами и ограничителями поворота, держатель топливного бака, включающий три L-образных двуплечих рычага с надетыми на его крайние поперечины ползунами коробчатого сечения с продольными прорезями и ограничителями хода, имеющими сквозные отверстия в концах поперечин и овальные отверстия в концах ползунов, оснащенных замковыми пластинами снизу, объединенных продольными балками в пространственную конструкцию, шарнирно, посредством проушин горизонтальной осью сопрягаемую с кронштейнами основания, механизм крепления топливного бака, включающий ленточные хомуты, охватывающие топливный бак и прикрепляемые с одной стороны к верхней продольной балке держателя, а с другой стороны снабженные нижними окончаниями в виде прутков круглого сечения с кольцевыми проточками на конце, жестко, через ограничительные пластины с цилиндрическими винтовыми пружинами, прикрепляемыми к хомутам, пропускаемыми через отверстия в поперечинах и ползунах крайних поперечин держателя и фиксируемыми там замковыми пластинами, механизм опрокидывания, включающий расходное полотнище, выполненное как прямоугольная полоса из гибкого материала шириной не менее ширины шины колеса автомобиля и длиной, равной сумме расстояния от низа топливного бака до поверхности дороги и расстояния от оси колеса, располагаемого за топливным баком, до его середины, размещаемой в уложенном состоянии в коробе-контейнере коробчатого сечения, прикрепляемом к низу поперечины среднего двуплечего рычага держателя, закрываемого с помощью электромагнитного замка и двухзвенного шарнирного замыкателя крышкой, на которой изнутри располагается груз, зажимающий нижний торец полотнища, а верхний торец полотнища зажимается крепежной планкой и через разъемное кольцо сопрягается с тяговым канатом, который пропускается через поворотный колодец и прикрепляется к располагаемому в направляющей нижнему концу крюкообразного толкателя, а его верхний конец, пропускаемый через отверстие в средней стройке двуплечего рычага держателя, жестко прикрепляется к толкающей панели и упирается в топливный бак со стороны лонжерона автомобиля, замковый механизм, включающий надеваемые на ось держателя крюки с зубчатыми секторами, прикрепляемые к крайним стойкам двуплечих рычагов держателя плоские изогнутые пружины, прижимающие крюки к штифтам-зацепам, жестко прикрепляемые к толкающей панели зубчатые рейки с зубчатыми венцами, входящими в зацепление с зубчатыми секторами крюков и имеющими продольные прорези, через которые к крайним стойкам двуплечих рычагов держателя прикрепляются направляющие штифты, дополнительные топливные элементы, включающие мягкие топливные трубки, надеваемые через отсечные клапаны на топливопроводы системы питания топливом автомобиля и патрубки топливных баков, электромагнитный топливный кран для переключения топливных баков; электропривод, получающий питание от бортовой сети автомобиля через штекерный разъем, включающий переключатель топливных баков с контрольными лампами и включатель устройства с контрольной лампой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области предупреждения пожара (взрыва) объекта в случаях возгорания энергоносителя в топливном баке цилиндрической формы, располагаемом снаружи транспортного средства.

(57) Изобретение относится к устройствам подвески для установки с возможностью снятия различных агрегатов и составных элементов. Устройство (3) подвески для установки с возможностью снятия устройства на балке (2) транспортного средства содержит две части (4, 5) кронштейна и два фиксирующих элемента (6) для фиксирования частей (4, 5) кронштейна друг к другу.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобилестроению. .

Устройство может быть использовано при возгорании энергоносителя в топливном баке без остановки транспортного средства. Содержит: держатель, механизм крепления, поворотный механизм, дополнительные топливные элементы, механизм отбрасывания и блок управления.

Изобретение относится к способу и системе предотвращения и/или тушения пожара в закрытой целевой зоне (101) в транспортном средстве, в частности в колейном транспортном средстве (100), имеющем центральный источник (102) сжатого воздуха для подачи сжатого воздуха на цепь (114) потребителей, если требуется.

Изобретение относится к системе пожаротушения для системы отопления, вентиляции и кондиционирования транспортного средства (HVAC). Система контролирует значения от датчика столкновения, значения от датчика давления в системе кондиционирования воздуха, температуру охлаждающей жидкости двигателя, температуру выхлопных газов или расчетное значение нагрузки на двигатель.

Системы пожаротушения для транспортных средств и промышленного применения содержат компоновки из входной шины и выходной шины, соединенных с централизованным контроллером для обеспечения автоматического или ручного обнаружения пожара и ручного или автоматического запуска системы при пожаре.

Изобретение относится к области тушения очагов возгораний внутри кузова тягового подвижного состава (тепловоза). Способ резервного тушения очагов возгорания на тепловозах включает отключение дизеля, обесточивание высоковольтной камеры, повышение давления воды в системе охлаждения дизеля.

Изобретение описывает способ получения флегматизирующего состава для защиты углеводородных моторных топлив от возгорания, включающий смешение флегматизирующего состава и топлива с последующим разделением смеси, характеризующийся тем, что включает стадию получения состава из флегматизирующих и ингибирующих веществ посредством их предварительного смешения в соотношениях от 1:4 до 4:1 с последующим введением полученного состава в углеводородное моторное топливо при соотношениях состав:топливо от 1:100 до 1:10 соответственно.

Изобретение относится к технике пожаротушения и направлено на повышение работоспособности пожарных автоцистерн в зимнее время. В пожарной автоцистерне, содержащей цистерну, размещенную на базе автомобиля с системой выпуска газов, жаровыми трубами, устройством обогрева насоса выхлопными газами и дымоходом, дополнительно включены переключающий клапан и дозатор, цистерна выполнена двухкорпусной, причем жаровые трубы и дымоход размещены в межкорпусном пространстве, жаровые трубы подсоединены к системе выпуска газов через переключающий клапан, выполненный трехпозиционным с возможностью подключения к нему внешнего источника горячих газов, наружный корпус цистерны выполнен теплоизолированным, межкорпусное пространство выполнено с возможностью заполнении его незамерзающей жидкостью, пробка заливной горловины межкорпусного пространства выполнена с предохранительным клапаном, при этом дозатор размещен в заливной горловине межкорпусного пространства цистерны.

Изобретение относится к области безопасности газовых транспортных средств, например газотурбовозов, использующих в качестве топлива горючие газы, например природный.

Группа изобретений относится к способу и устройствам для подавления опасности и сигнализации. Система противопожарной защиты и сигнализации для транспортируемого объекта, имеющего замкнутую область и область опасности, расположенную внутри замкнутой области, содержит: трубу под давлением, расположенную внутри области опасности транспортируемого объекта и выполненную с возможностью иметь внутреннее давление, причем по меньшей мере часть трубы под давлением выполнена с возможностью создания утечки в ответ на воздействие тепла и формирования пневматического сигнала; сосуд под давлением, расположенный внутри области опасности транспортируемого объекта и соединенный с трубой под давлением, причем сосуд под давлением выполнен с возможностью содержания огнегасящего средства; раздаточный клапан, соединенный между трубой под давлением и сосудом под давлением, причем указанный раздаточный клапан выполнен с возможностью приема пневматического сигнала и выпуска огнегасящего средства при приеме пневматического сигнала; инициирующую систему, расположенную внутри области опасности транспортируемого объекта и соединенную с трубой под давлением, при этом инициирующая система выполнена с возможностью формирования инициирующего сигнала в ответ на пневматический сигнал; и инициирующий сигнал передается в область вне области опасности транспортируемого объекта.

Изобретение относится к области рельсового транспорта и касается альтернативного способа тушения возгораний внутри кузова тепловоза. Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое изобретение по первому и второму вариантам, является повышение надежности и эффективности пожаротушения оборудования тепловоза.
Наверх