Устройство для очистки и рециркуляции выхлопных газов

Изобретение относится к области очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания. Устройство для очистки и рециркуляции выхлопных газов содержит выхлопной трубопровод автомобиля 1, реактор 2, соединенный своим входом с выходом выхлопного трубопровода 1, а выходом подсоединенный к тракту рециркуляции, и воздухозаборник 3 с фильтром 4, подсоединенным к всасывающему коллектору двигателя автомобиля 5. В реакторе установлены разрядники 6 с искровыми промежутками 7 и направляющие ребра 8 для подачи выхлопных газов к искровым промежуткам 7. Толщина направляющих ребер 8 выбирается значительно меньшей поперечных размеров реактора 2. Питание разрядников 6 осуществляется с помощью индукционных катушек 11, подключенных к импульсному генератору 12. Генератор 12 соединен с аккумулятором 13. При использовании изобретения обеспечивается повышение эффективности очистки выхлопных газов от токсичных соединений и увеличение количества рециркулируемых очищенных газов. 2 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к автомобильному транспорту и может быть использовано для очистки выхлопных газов от токсичных соединений и рециркуляции очищенных выхлопных газов

Известно устройство для рециркуляции отработавших газов двигателя внутреннего сгорания от токсичных компонентов по патенту РФ №2251016, МПК F02M 25/06, 2004 г. Указанное устройство содержит канал рециркуляции, связывающий входной и выходной трубопроводы двигателя автомобиля, и клапан рециркуляции, установленный в канале рециркуляции. Во внутренней полости клапана размещен сажесборник, представляющий собой путанку из керамических микроволокон и предназначенный для улавливания токсичных компонентов.

Недостатком устройства по патенту РФ №2251016 является недостаточная степень очистки отработавших выхлопных газов, подаваемых по каналу рециркуляции к двигателю, от токсичных компонентов, что обусловлено использованием для этих целей только сажесборника.

Известна выхлопная система, содержащая катализатор восстановления оксидов азота и контур рециркуляции выхлопных газов (патент РФ №2584084, МПК F01N 3/20, 2016 г.). Недостатками известного устройства являются его сложность, что увеличивает пространство, необходимое для монтажа устройства на автомобиле; использование для очистки от токсичных веществ дорогостоящих компонентов - палладия и оксида церия, а также недостаточная степень очистки выхлопных газов от токсичных веществ.

В качестве ближайшего аналога заявляемого устройства принято устройство для очистки и циркуляции выхлопных газов по патенту РФ №154119, МПК F01N 3/02, 2015 г. Упомянутое устройство содержит выхлопной трубопровод для сбора и выброса газа, импульсный генератор, соединенный с индукционными катушками, реактор, соединенный своим входом с выходным торцом выхлопной трубы, и тракт рециркуляции очищенных выхлопных газов. Реактор содержит разрядники с искровыми промежутками, расположенными внутри корпуса реактора. Разрядники установлены в корпусе реактора с наклоном относительно его оси и соединены с соответствующими индукционными катушками по числу разрядников.

В корпусе реактора перед разрядниками размещена шайба с отверстиями, расположенными напротив искровых промежутков разрядников. В отверстиях шайбы, число которых равно числу разрядников, закреплены пластины, направляющие струи выхлопных газов к искровым промежуткам разрядников.

Тракт рециркуляции содержит трубопровод, связывающий выход реактора с всасывающим коллектором двигателя автомобиля, и включает средства удаления из газового потока сажи. Коллектор двигателя автомобиля также связан через фильтр с воздухозаборником.

Устройство, принятое в качестве ближайшего аналога, имеет следующие недостатки.

Размещение направляющих пластин в отверстиях шайбы обеспечивает подачу к искровым промежуткам разрядников только части всего потока выхлопных газов, которое можно примерно оценить как отношение суммы площадей всех отверстий шайбы к площади поперечного сечения реактора. Однако, как установлено заявителем, такое конструктивное решение на практике приводит к расщеплению не всего объема токсичных соединений, содержащихся в выхлопных газах, в частности СО и NO2 на С, N2 и О2, поскольку ограничение объема выхлопных газов, направляемых в области искровых промежутков разрядников, не позволяет эффективно осуществить указанный процесс расщепления по всей площади поперечного сечения реактора. Как следствие, снижается эффективность очистки выхлопных газов от токсичных соединений и уменьшается количество рециркулируемых очищенных газов, подаваемых по тракту рециркуляции к двигателю автомобиля. Последний фактор уменьшает экономию топлива за счет рециркуляции очищенных газов.

Технический результат, достигаемый при использовании изобретения - повышение эффективности очистки выхлопных газов от токсичных соединений и увеличение количества рециркулируемых очищенных газов.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для очистки и рециркуляции выхлопных газов, содержащем выхлопной трубопровод для сбора и выброса газа; импульсный генератор, связанный с аккумулятором и подсоединенный к индукционным катушкам; реактор, соединенный своим входом с выхлопным трубопроводом, и тракт рециркуляции, содержащий трубопровод, вход которого подсоединен к выходу реактора, а выход подключен к всасывающему коллектору двигателя автомобиля, и средства удаления из газового потока сажи; и воздухозаборник, подсоединенный через фильтр к всасывающему коллектору двигателя, при этом реактор содержит, по крайней мере, первые разрядники, установленные в корпусе реактора с наклоном относительно его оси и соединенные с индукционными катушками, причем искровые промежутки разрядников находятся в полости реактора, и размещенные в полости реактора средства направления выхлопных газов к искровым промежуткам первых разрядников, упомянутые средства направления выхлопных газов к искровым промежуткам первых разрядников выполнены в виде направляющих пластинчатых ребер, соединенных с корпусом реактора и расположенных между искровыми промежутками соседних первых разрядников напротив зазоров между ними.

Указанный технический результат достигается также тем, что толщина d направляющих пластинчатых ребер выбирается из условия

d<<D,

где D - поперечный размер реактора.

Указанный технический результат достигается также тем, что устройство для очистки и рециркуляции выхлопных газов содержит вторые разрядники, размещенные в корпусе реактора за первыми разрядниками наклонно по отношению к оси реактора и связанные с индукционными катушками, причем искровые промежутки вторых разрядников расположены напротив зазоров между соседними первыми разрядниками.

Изобретение иллюстрируется чертежами.

На фиг. 1 схематически изображено заявляемое устройство, на фиг. 2 иллюстрируется выполнение реактора и схема питания разрядников.

Устройство для очистки и рециркуляции выхлопных газов содержит выхлопной трубопровод автомобиля 1, реактор 2, соединенный своим входом с выходом выхлопного трубопровода 1, а выходом подсоединенный к тракту рециркуляции, фильтр 3 и воздухозаборник 4, подсоединенные к всасывающему коллектору двигателя 5.

Реактор 2 является средством очистки выхлопных газов от содержащихся в них токсичных соединений. Он включает, по крайней мере, первые разрядники 6, установленные в корпусе реактора 2 с наклоном относительно его оси, причем искровые промежутки 7 разрядников 6 находятся в полости реактора 2, и размещенные в полости реактора 2 средства направления выхлопных газов к искровым промежуткам 7, выполненные в виде направляющих пластинчатых ребер 8, соединенных с корпусом реактора 2 и расположенных между искровыми промежутками 7 соседних первых разрядников 6 напротив зазоров между разрядниками 6. Толщина d направляющих ребер 8 выбирается значительно меньшей поперечного размера D реактора 2 (который может составлять 60-70 мм, что способствует удобству монтажа реактора под днищем автомобиля), и может быть равна ~ 1 мм. Как следствие, толщина ребер d будет в несколько раз меньше зазора между соседними разрядниками.

Реактор 2, кроме первой ступени очистки, образованной разрядниками 6, может также содержать вторую ступень очистки, образованную вторыми разрядниками 9, которые размещены в корпусе реактора 2 за первыми разрядниками 6 также наклонно по отношению к оси реактора 2, причем искровые промежутки 10 вторых разрядников 9 расположены напротив зазоров между соседними первыми разрядниками 6.

Первая ступень очистки может содержать, например, четыре разрядника 6, а вторая ступень очистки - три разрядника 9. В общем случае, количество разрядников, установленных в реакторе 2, определяется мощностью и диаметром выхлопного трубопровода 1.

Число направляющих ребер 8 на входе первой ступени очистки на единицу меньше числа разрядников 6, т.е. если реактор 2 содержит N разрядников 6 в первой ступени очистки, то число направляющих ребер будет равно N - 1.

Угол наклона разрядников 6 и 9 к оси реактора 2 варьируется в зависимости от типа автомобиля.

В предпочтительном варианте осуществления изобретения корпус реактора 2 имеет плоскую форму. Так, например, как показано на фиг. 2, в поперечном сечении реактор 2 может иметь форму, близкую к шестиугольной.

Питание разрядников 6 и 9 осуществляется с помощью подсоединенных к ним индукционных катушек 11, подключенных, в свою очередь, к импульсному генератору низкого напряжения 12. Число катушек 11 равно общему числу разрядников 6 и 9. Генератор 12 соединен с аккумулятором 13.

На фиг. 2 иллюстрируется подключение катушек 11 к двум крайним разрядникам первой и второй ступени очистки.

Тракт рециркуляции содержит трубопровод 14, соединенный входом с выходом реактора 2, а выходом подключенный к всасывающему коллектору двигателя автомобиля 5. В трубопроводе 14 установлены средства удаления из газового потока сажи, выполненные в виде коробки с фильтром 15.

Заявляемое устройство функционирует следующим образом.

С генератора 12 импульсный ток низкого напряжения поступает на индукционные катушки 11, а затем на искровые промежутки разрядников. Посредством направляющих ребер 8 струи выхлопного газа из трубопровода 1 подаются к искровым промежуткам 7 разрядников 6. Малая толщина направляющих ребер 8 по сравнению с поперечным размером реактора 2 (и величиной зазора между соседними разрядниками 6) обеспечивает подачу практически всего объема выхлопных газов к искровым промежуткам 7 разрядников 6. Кроме того, при наличии в устройстве второй ступени очистки направляющие ребра 8 способствуют поступлению струй выхлопного газа через зазоры между соседними разрядниками 6 первой ступени очистки к искровым промежуткам 10 разрядников 9 второй ступени очистки.

В искровых промежутках 7 разрядников 6 происходит процесс расщепления содержащихся в выхлопных газах токсичных соединений - СО, СО2, NO2 и СНx. В результате ударного воздействия на молекулы СО, СО2, NO2 и СНx электрического разряда, энергия которого больше энергии связи атомов в молекулах, происходит распад молекул на отдельные составляющие - С, О2, N2, Н2, которые не относятся к токсичным компонентам выхлопных газов. Конструктивное выполнение и пространственное расположение направляющих ребер 8 способствует тому, что указанному выше процессу расщеплению подвергается практически весь объем токсичных соединений, присутствующих в выхлопных газах автомобиля. Небольшое количество молекул СО, СО2, NO2 и СНx, не подвергшихся расщеплению в первой ступени очистки, будут расщеплены на С, О2, N2, Н2 во второй ступени очистки.

С выхода реактора 2 поток газов поступает на вход трубопровода 14 тракта рециркуляции. В коробке 15 с помощью фильтра осуществляется очищение газов от сажи - угольных частиц. Далее поток очищенных газов с

выхода трубопровода 14 подается к всасывающему коллектору двигателя автомобиля 5, в который также поступает воздух из атмосферы, засасываемый с помощью воздухозаборника 3 и очищаемый в фильтре 3.

По сравнению с устройством, принятым в качестве ближайшего аналога, заявляемое устройство позволяет существенно увеличить объем очищаемых выхлопных газов и, в результате - повысить эффективность очистки выхлопных газов от токсичных соединений. Как следствие, увеличивается количество рециркулируемых очищенных газов и реализуется возможность дальнейшей экономии топлива.

1. Устройство для очистки и рециркуляции выхлопных газов, содержащее выхлопной трубопровод для сбора и выброса газа; импульсный генератор, связанный с аккумулятором и подсоединенный к индукционным катушкам; реактор, соединенный своим входом с выхлопным трубопроводом; тракт рециркуляции, содержащий трубопровод, вход которого подсоединен к выходу реактора, а выход подключен к всасывающему коллектору двигателя автомобиля, и средства удаления из газового потока сажи; и воздухозаборник, подсоединенный через фильтр к всасывающему коллектору двигателя, при этом реактор содержит по крайней мере первые разрядники, установленные в корпусе реактора с наклоном относительно его оси и соединенные с индукционными катушками, причем искровые промежутки разрядников находятся в полости реактора, и размещенные в упомянутой полости средства направления выхлопных газов к искровым промежуткам первых разрядников, отличающееся тем, что средства направления выхлопных газов к искровым промежуткам первых разрядников выполнены в виде направляющих пластинчатых ребер, соединенных с корпусом реактора и расположенных между искровыми промежутками соседних первых разрядников напротив зазоров между ними.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что толщина d направляющих пластинчатых ребер выбирается из условия

d<<D,

где D - поперечный размер реактора.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно содержит вторые разрядники, размещенные в корпусе реактора за первыми разрядниками наклонно по отношению к оси реактора и связанные с индукционными катушками, причем искровые промежутки вторых разрядников расположены напротив зазоров между соседними первыми разрядниками.



 

Похожие патенты:

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ регулирования температуры отработавших газов двигателя внутреннего сгорания с расположенным в выпускном трубопроводе устройством для снижения токсичности отработавших газов.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ регулирования температуры отработавших газов двигателя внутреннего сгорания с расположенным в выпускном трубопроводе устройством для снижения токсичности отработавших газов.

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Заявлена силовая установка транспортного средства, содержащая ДВС 50 для приведения в движение транспортного средства.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ для двигателя содержит следующие этапы.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ для двигателя содержит следующие этапы.

Изобретение относится к двигателю с выхлопной системой, содержащей сажевый фильтр. Раскрыты система и способы для координации регенерации бензинового сажевого фильтра с периодом, в течение которого мощность двигателя падает ниже заранее установленного порогового значения нагрузки для обозначения состояния низкой мощности двигателя.

Изобретение относится к двигателю с выхлопной системой, содержащей сажевый фильтр. Раскрыты система и способы для координации регенерации бензинового сажевого фильтра с периодом, в течение которого мощность двигателя падает ниже заранее установленного порогового значения нагрузки для обозначения состояния низкой мощности двигателя.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, снабженных системами для рекуперации тепла отработавших газов и охлаждения рециркулируемых отработавших газов (РОГ) посредством теплообменника.

Группа изобретений относится к двигателям внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение экономичности двигателя и улучшение дорожных качеств транспортного средства.

Группа изобретений относится к двигателям внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение экономичности двигателя и улучшение дорожных качеств транспортного средства.

Устройство управления выхлопными газами включает в себя пылеулавливающее устройство, устройство окислительной очистки и электронный модуль управления (ECU). Пылеулавливающее устройство прикладывает постоянное напряжение между зарядным электродом и противоэлектродом и улавливает твердые частицы на окислительной подложке.

Настоящее изобретение относится к автомобилю и способу регулирования ионизационного устройства в устройстве доочистки отработавшего газа (ОГ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Изобретение относится к держателю с одним или несколькими электродами для создания электрических полей в трубопроводе отработавшего газа. Держатель (1) имеет диск (4) из электрически изолирующего материала со стороной (5) набегающего потока и стороной (6) стекающего потока и выполненные с возможностью прохождения для отработавшего газа (ОГ) от стороны (5) набегающего потока к стороне (6) стекающего потока отверстия (7), а также по меньшей мере один закрепленный на диске (4) и/или в нем электрический проводник (8).

Изобретение относится к устройствам обработки газа в системе выпуска отработавшего газа, преимущественно для мобильных двигателей внутреннего сгорания в автомобилях.

Изобретение относится к держателю для крепления нескольких электродов. Держатель (1) для крепления нескольких электродов (2), а именно коронирующих электродов, пригодных для формирования коронного разряда, в выпускном трубопроводе (3), содержит проходимое для потока отработавших газов (ОГ) тело (4), имеющее каналы и удерживающее электроды (2), и по меньшей мере один интегрированный в тело (4) электрический контакт (7) для электродов (2).

Изобретение относится к снижению токсичности отработавших газов. Устройство (1) для снижения токсичности содержащих твердые частицы (2) отработавших газов (ОГ), по меньшей мере имеющее агломератор (3) твердых частиц и улавливатель (4) твердых частиц.

Изобретение относится к устройству для обработки содержащего частицы сажи отработавшего газа. Устройство (1) для обработки содержащего частицы (2) сажи отработавшего газа (ОГ) содержит: один ионизирующий элемент (3) для ионизации частиц (2) сажи, один фильтрующий элемент (4), причем к одному участку фильтрующего элементу (4) прилагает электрический потенциал, одно устройство (8) направления потока, которое может влиять на поток ОГ таким образом, что осаждение частиц (2) сажи на ионизирующем элементе (3) или одной электрической изоляции (9.2) фильтрующего элемента (4) может быть предотвращено или устранено.

Изобретение относится к устройству для очистки потока отработавших газов, образующихся при работе двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: устройство (1) для очистки потока (2) отработавших газов (ОГ) двигателя внутреннего сгорания, по меньшей мере имеющее ионизатор (4), агломератор (6) и (каталитически активный) радиально-проточный сотовый элемент (14), который охватывает канал (8) выпускного трубопровода и в который из этого канала отклоняется поток ОГ, тогда как агломерированные твердые частицы задерживаются в их улавливателе (18), предусмотренном в данном канале (8), а также способ очистки отработавших газов и автомобиль, имеющий устройство для очистки отработавших газов.

Изобретение относится к устройству для очистки содержащего частицы сажи отработавшего газа. Сущность изобретение: способ преобразования частиц (2) сажи отработавшего газа (ОГ), включающий в себя следующие шаги: а) обеспечение диоксида азота или кислорода в ОГ; б) ионизация частиц (2) сажи посредством электрического поля (16); в) осаждение электрически заряженных частиц (2) сажи на внутренних стенках (17) каналов поверхностного сепаратора (6); г) приведение в контакт диоксида азота или кислорода с осажденными частицами (2) сажи на внутренних стенках (17) каналов поверхностного сепаратора (6).

Изобретение относится к устройству для очистки содержащего частицы сажи отработавшего газа. Сущность изобретения: устройство (1) для очистки содержащего частицы (2) сажи отработавшего газа (ОГ) содержит по меньшей мере один ионизирующий элемент (4) для ионизации частиц (2) сажи, по меньшей мере одно сепарационное устройство (26) с поверхностным сепаратором (6) для осаждения ионизированных частиц (2) сажи.
Наверх