Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета



Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета
Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета
Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета

Владельцы патента RU 2718694:

Публичное акционерное общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева" (ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева") (RU)

Изобретение относится к авиационной технике. Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета содержит фюзеляж, крыло, оперение, два реактивных двигателя и шасси, основные стойки которого установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы на задней части крыла, в нижней части фюзеляжа в районе центра масс которого расположен грузовой отсек с люками для крупногабаритных сбрасываемых средств. Обтекаемая передняя часть фюзеляжа выполнена выступающей вверх, позади нее установлены два реактивных двигателя, выходные устройства которых расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением. Входные устройства двигателей расположены близко друг к другу. Изобретение направлено на снижение радио и теплозаметности, уровня шума на местности, вероятности попадания птиц в воздухозаборники двигателей. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике и касается создания как пилотируемых, так и беспилотных самолетов с реактивными двигателями патрульного, разведывательного и противолодочного назначения с пониженной радио, тепло и звуковой заметностью.

Известны модификации патрульного, противолодочного самолета и самолета дальней морской разведки Р-3А, P-3F, CP-140 (https://ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_P-3_Orion) на базе пассажирского четырехдвигательного винтового самолета Lockheed L-188 Electra. Недостатком этого самолета является не только высокая радио и теплозаметность, но и высокий уровень шума, демаскирующий присутствие самолета для наземных и надводных средств обнаружения. Так как самолет выполнен по схеме низкоплан, то грузовые отсеки для сбрасываемых средств находятся на удалении от центра масс самолета, что исключает помещение туда значительной нагрузки. В последнее время в эксплуатацию начал поступать патрульный противолодочный самолет Р-8А (https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_P-8_Poseidon), разработанный по программе многоцелевого морского самолета на базе пассажирского реактивного самолета Boeing-737-800, выполненного также по схеме низкоплан и обладающий теми же недостатками, что и предыдущий. Также для Р-8А высока вероятность попадания птиц в воздухозаборники двигателей при полете на малой высоте над морем.

Наиболее близким по достигаемому результату техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является самолет Н-6К (https://ru.wikipedia.org/wiki/Xian_H-6), являющийся модификацией советского бомбардировщика Ту-16. Н-6К представляет собой моноплан с двумя реактивными двигателями, установленными в корне крыла, содержащий фюзеляж, среднерасположенное крыло, оперение и шасси. Основные стойки шасси установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы, расположенные на задней части крыла. В нижней части фюзеляжа в районе центра масс самолета расположен протяженный грузовой отсек с люками для крупногабаритных сбрасываемых средств.

Недостатками этого самолета являются: довольно значительная радио и теплозаметность, высокий уровень шума на местности и большая вероятность попадания птиц в воздухозаборники двигателей при полете над морем на малой высоте. Также нет возможности установить внутри фюзеляжа антенны радиолокатора больших размеров, работающие в пассивном режиме.

Технический результат заявляемого решения заключается в снижении радио и теплозаметности, уровня шума на местности, вероятности попадания птиц в воздухозаборники двигателей, при этом появляется возможность установки антенн радиолокатора больших размеров, работающих в пассивном режиме.

Технический результат достигается тем, что обтекаемая передняя часть фюзеляжа выполнена выступающей вверх. Два реактивных двигателя установлены в верхней части фюзеляжа рядом друг с другом между крылом и хвостовым оперением. Выходные устройства двигателей расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением. Входные устройства двигателей так же расположены близко друг к другу над задней частью крыла позади выступающей вверх обтекаемой передней части фюзеляжа, которая при виде спереди закрывает эти входные устройства, предотвращая попадание в них посторонних предметов. Такое расположение двигателей снижает возможность отражения внешнего облучения от вентиляторов двигателей. Вдоль всего фюзеляжа, включая его нижнюю часть, проходит силовая балка, разделяющая в продольном направлении грузовой отсек на две части. Между поперечными элементами силовой балки также могут располагаться малогабаритные сбрасываемые средства.

Таким образом, заявляемый малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники, не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежом, где:

на фиг. 1 изображен вид сбоку малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета.

на фиг. 2 изображен вид сверху малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета с вырывом по двигателям.

на фиг. 3 изображен вид спереди малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета. Проекция воздухозаборных устройств заштрихована.

На фиг. 4 изображено сечение А-А.

Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета выполнен по схеме моноплан со среднерасположенным крылом 1 и V-образным хвостовым оперением 2. Основные стойки шасси 3 установлены на крыле 1 и убираются назад по полету в гондолы 4 расположенные на задней части крыла 1. Два реактивных двигателя 5 установлены рядом друг с другом между крылом 1 и V-образным хвостовым оперением 2 в верхней части фюзеляжа 6. Гондолы двигателей 7 выступают за пределы фюзеляжа 6 при виде сверху, при этом выходные устройства 8 реактивных двигателей 5 расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением 2. Входные устройства двигателей 9 расположены близко друг к другу над задней частью крыла 1 позади выступающей вверх обтекаемой передней части фюзеляжа 6, которая при виде спереди закрывает эти входные устройства 9. Боковые поверхности самолета выполнены наклонными к горизонтальной плоскости, не образуют между собой прямых углов и практически не имеют скруглений при пересечениях, параллельных к горизонтальной плоскости. Вдоль всего фюзеляжа 6, включая его нижнюю часть, проходит силовая балка 10, делящая протяженный грузовой отсек И на две части. Обе части грузового отсека 11 снабжены люками со створками 12 и предназначены для размещения крупногабаритных сбрасываемых средств 13. Между поперечными элементами силовой балки 10 также могут располагаться малогабаритные сбрасываемые средства 14. Наличие продольной силовой балки 10 позволяет выполнить в передней верхней части фюзеляжа 6 боковины 15 радиопрозрачными и поместить под ними антенны 16 больших размеров радиолокатора работающего в пассивном режиме. Антенны 16 устанавливаются под углом к горизонтальной плоскости самолета, чтобы прошедшее через радиопрозрачные боковины 15 внешнее облучение отражалось вверх, или интегрировалось в боковые панели фюзеляжа 6.

Таким образом, совокупность существенных признаков малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета обеспечивает снижение радио и теплозаметности, уровня шума на местности, вероятности попадания птиц в воздухозаборники двигателей, при этом появляется возможность установки антенн больших размеров радиолокатора, работающего в пассивном режиме. Предлагаемое изобретение можно реализовать на основе существующих технологий из применяемых в самолетостроении материалов, и на основе существующего уровня развития антенно-фидерных устройств и производства бортовой радиоэлектронной аппаратуры.

1. Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета, содержащий фюзеляж, крыло, оперение, два реактивных двигателя и шасси, основные стойки которого установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы на задней части крыла, в нижней части фюзеляжа в районе центра масс которого расположен грузовой отсек с люками для крупногабаритных сбрасываемых средств, отличающийся тем, что обтекаемая передняя часть фюзеляжа выполнена выступающей вверх, позади нее установлены два реактивных двигателя, выходные устройства которых расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением, при этом входные устройства двигателей так же расположены близко друг к другу.

2. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что вдоль всего фюзеляжа, включая его нижнюю часть, проходит силовая балка, разделяющая в продольном направлении грузовой отсек на две части.

3. Самолет по п. 2, отличающийся тем, что между поперечными элементами силовой балки расположены малогабаритные сбрасываемые средства.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к силовым установкам летательных аппаратов. Выходное устройство авиационного реактивного двигателя, установленного на летательное средство, содержащее крыло, содержит выходное сопло двигателя и шумоглушитель, снабженный выходным соплом.

Изобретение относится к области авиационных двигателей и тормозных устройств самолетов. Отклоняющая решетка реверсивного устройства наружного корпуса двигателя включает монолитные секции.

Изобретение относится к двигателям летательных аппаратов. Выходное устройство авиационного двигателя содержит выходной патрубок (1), основное выходное сопло (2) двигателя, по меньшей мере одну поворотную заслонку (3), привод механизма управления и шумоглушитель (4).

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям систем смазки трансмиссий. Выполненный с возможностью висения летательный аппарат (1) имеет средство (6) приведения в движение, по меньшей мере один винт (3), трансмиссионное средство (5) для передачи мощности от средства (6) приведения в движение на винт (3) и смазываемое с помощью смазочного материала, теплообменник (9), принимающий нагретый смазочный материал от трансмиссионного средства (5) и подающий охлажденный смазочный материал на трансмиссионное средство (5), и вентилятор (10) для производства воздушного потока через теплообменник (9) с целью охлаждения смазочного материала.

Группа изобретений относится к области летательных аппаратов. Крыло летательного аппарата содержит несущую поверхность и турбореактивный двигатель.
Изобретение относится к авиационной технике. Система подачи сжиженных азота, двуокиси углерода либо инертных газов к двигателям самолета или вертолета состоит из размещенных в корпусе самолета или вертолета емкостей со сжиженным азотом, двуокисью углерода либо инертным газом.

Летательный аппарат (10) с малой радиолокационной сигнатурой включает двигательную установку (18) для приведения в движение летательного аппарата (10), имеющего воздухозаборник (16) и сопловое отверстие (14), нишу (20, 24, 26), через которую предусмотрена возможность ввода других компонентов летательного аппарата (10) вовнутрь.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям вертолетов. Летательный аппарат (1) выполнен с возможностью висения, имеет средство (7) приведения в действие и, по меньшей мере, одну выхлопную трубу (8, 8'), соединенную с выпускным отверстием средства (7) приведения в действие, чтобы выпускать выхлопной газ, создаваемый посредством сгорания топлива, из летательного аппарата.

Изобретение относится к области авиации, в частности к гондолам турбореактивных двигателей. Внутренняя конструкция гондолы турбореактивного двигателя содержит активные и пассивные подвижные элементы.

Изобретение относится к области авиации, в частности к реверсорам тяги. Створчатый реверсор тяги содержит, по меньшей мере, один неподвижный конструктивный элемент с установленной на нем, по меньшей мере, одной створкой.

Изобретение относится к воздухозаборникам двигателей летательных аппаратов. Воздухозаборник самолета содержит криволинейный воздушный канал (1).

Изобретение относится к аэрокосмической технике, а более конкретно к устройству для торможения в атмосфере. Устройство для торможения и защиты спускаемого летательного аппарата в атмосфере содержит экран в виде трубчато-решетчатой конструкции, каркас которой закреплен на фронтальной поверхности летательного аппарата.

Изобретение относится к гондоле авиационного двигателя. Гондола (10) содержит трубчатый кожух, открытый по противоположным осевым концам, с внутренней стенкой (12) и наружной стенкой (14).

Сверхзвуковое входное устройство для реактивного двигателя воздушного летательного аппарата содержит наклонный элемент, имеющий передние кромки; рабочие передние кромки на наклонном элементе, которые содержат панели, выполненные с возможностью поворота с обеспечением выдвижения рабочих передних кромок от передних кромок наклонного элемента и имеющие отведенное положение, в котором передние кромки панелей и передние кромки наклонного элемента выровнены со скачком (36) уплотнения при числе Маха для расчетного режима.

Воздухозаборник (110) двигателя самолета содержит гибкий впуск (120), сформированный из деформируемого материала, который содержит внешнюю поверхность (211), внутреннюю поверхность (212) и множество кромок (213), которые прикреплены к обшивке (240) фюзеляжа самолета и к воздухозаборному каналу (250) двигателя самолета.

Изобретение относится к камере (12) подвода воздуха двигателя вертолёта, расположенной перед входом (2) воздуха указанного двигателя, выполненным в корпусе (3) указанного двигателя, при этом указанная камера (12) подвода воздуха содержит первую боковую стенку (121) и вторую боковую стенку (122), которые вместе образуют канал, по которому проходит воздушный поток (7) во время работы указанного двигателя.

Изобретение относится к экспериментальным установкам по проведению аэроакустических исследований турбовентиляторных двигателей летательных аппаратов. Входное устройство представляет собой плавно расширяющийся цилиндрический канал, состоящий из однотипных, цельных, соединенных между собой деталей.

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель (1), установленную в двух направляющих (2) фиксаторами (5) корпуса воздухозаборника (3).

Изобретение относится к силовым установкам летательных аппаратов. Сверхзвуковой конвергентный воздухозаборник смешанного сжатия включает в себя участок внешнего сжатия с поверхностью внешнего сжатия (1), выполненного в виде заостренной спереди, по передней кромке носа, дугообразного поперечного сечения ковшовой конвергентной поверхности.

Изобретение относится к области авиации. Высокоманевренный самолет представляет интегральный продольный биплан, включающий фюзеляж, крылья, снабженные корневыми наплывами, на которых расположено переднее горизонтальное оперение, двухкилевое вертикальное оперение, двигатели с изменяемым вектором тяги, имеющий воздухозаборники продува мотоотсеков и теплообменников системы кондиционирования, и шасси.

Группа изобретений относится к летательным аппаратам, предназначенным для доставки ракетного вооружения. Пилотируемый либо беспилотный крылатый ракетоносец-доставщик (РНД) в первом варианте включает центральный модуль фюзеляжа, силовую установку из реактивных маршевых двигателей и взлетно-разгонно-посадочных двигателей, интегрированную систему управления, две пары крыльев с элементами механизации, располагаемых в разных уровнях в носовой и в хвостовой части центрального модуля фюзеляжа, состоящих из основного профиля крыла и дополнительных выдвигаемых профильных элементов крыла.

Изобретение относится к авиационной технике. Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета содержит фюзеляж, крыло, оперение, два реактивных двигателя и шасси, основные стойки которого установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы на задней части крыла, в нижней части фюзеляжа в районе центра масс которого расположен грузовой отсек с люками для крупногабаритных сбрасываемых средств. Обтекаемая передняя часть фюзеляжа выполнена выступающей вверх, позади нее установлены два реактивных двигателя, выходные устройства которых расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением. Входные устройства двигателей расположены близко друг к другу. Изобретение направлено на снижение радио и теплозаметности, уровня шума на местности, вероятности попадания птиц в воздухозаборники двигателей. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Наверх