Система вентиляции перегонных тоннелей между станциями метрополитена в режиме дымоудаления при пожаре на перегоне

Изобретение относится к вентиляции и может быть использовано для системы основной (тоннельной) вентиляции метрополитена. Технический результат заключается в обеспечении эффективного дымоудаления из перегонов при пожаре. Система вентиляции перегонных тоннелей между станциями метрополитена в режиме дымоудаления при пожаре на перегоне включает приточные и вытяжные венткамеры тоннельной вентиляции и противопожарные клапаны, установленные в местах примыкания к тоннелям. Также в каждом тоннеле на перегоне в зоне примыкания вентиляционных каналов к правому и левому тоннелям, по обе стороны от примыканий, установлены два противопожарных клапана с электрическим приводом и системой автоматики для обеспечения контроля положения клапанов и взаимодействия с системой управления движением поездов. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к вентиляции и может быть использовано для систем основной (тоннельной) вентиляции метрополитена.

Известна система вентиляции перегонных тоннелей между станциями метрополитена в режиме дымоудаления при пожаре на перегоне, включающая приточные и вытяжные венткамеры тоннельной вентиляции. (Патент РФ №2685004 по заявке №2017139989, опубл. 16.04.2019 г.)

При этом перегонная венткамера примыкает к левому и правому тоннелям. В местах примыкания к тоннелям устанавливаются противопожарные клапаны.

Однако при возникновении пожара в одном из тоннелей удаление дыма из перегона в котором произошел пожар в нужном направлении, в зависимости от места возникновения пожара и уклона тоннеля, осуществляется путем перекрытия клапана, установленного в месте примыкания к тоннелю в котором нет пожара. Забор воздуха из тоннеля с пожаром осуществляется из обоих участков этого тоннеля от места примыкания канала тоннельной вентиляции. Количество удаляемого воздуха, поступающего из примыкающих участков этого тоннеля, регулируется только увеличением производительности вентиляторов, так как необходимо обеспечить нормируемую скорость воздуха для предотвращения опрокидывания потока воздуха из-за тепловой депрессии и уклонов тоннелей на участке где произошел пожар. Но, так как количество воздуха удаляемого с каждого участка обратно пропорционально аэродинамическому сопротивлению участка тоннеля, то есть фактически длине участка, осуществить регулирование только увеличением производительности затруднительно, особенно при значительной разнице в длине участков.

Достигаемым при использовании предлагаемого изобретения техническим результатом является обеспечение эффективного дымоудаления из перегонов при пожаре.

Технический результат достигается тем, что в системе вентиляции перегонных тоннелей между станциями метрополитена, в режиме дымоудаления при пожаре на перегоне, включающей приточные и вытяжные венткамеры тоннельной вентиляции с нагнетательными и всасывающими каналами соответственно, на перегоне в зоне примыкания вентиляционных каналов к правому и левому тоннелям, по обе стороны от примыканий, и каждом тоннеле установлены два противопожарных клапана с электрическим приводом и системой автоматики для обеспечения контроля положения противопожарных клапанов и взаимодействия с системой управления движением поездов.

Установка в перегонных тоннелях, в зоне примыкания вентиляционных каналов к тоннелям, противопожарных клапанов, оборудованных электрическим приводом и системой автоматики обеспечивающей контроль положения клапанов и взаимодействие с системой управления движением поездов позволяет обеспечить эффективное дымоудаление из участка тоннеля в котором произошел пожар.

Наличие электрического привода и системы автоматики для обеспечения контроля положения противопожарных клапанов и взаимодействия с системой управления движением поездов позволяет обеспечить управление клапанами, контроль положения клапанов и взаимодействия с системой управления движением поездов для обеспечения безопасного движения поездов в зависимости от положения клапанов.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами Фиг. 1 и Фиг. 2. На Фиг. 1 схематично представлен участок с перегоном и станциями, на Фиг. 2 схематично представлен участок с перегоном и несколькими венткамерами.

Система вентиляции перегонных тоннелей 1 метрополитена включает приточную 2 и станционные вытяжные венткамеры 3 тоннельной вентиляции.

Венткамера на перегоне 2 примыкает двумя независимыми каналами 4 к правому и левому тоннелям 1. В каждом канале примыкающим к тоннелям устанавливаются клапаны 5 и 6. По обеим сторонам от примыкания устанавливаются противопожарные клапаны 7 и 8 в левом тоннеле и 9 и 10 в правом тоннеле. Пожар схематично отображен позицией 11.

Для дымоудаления из участка тоннеля, в котором произошел пожар перекрывается один из клапанов левого 7, 8 или правого 9, 10 тоннеля, который отделяет часть тоннеля, в котором нет пожара и перекрывается клапан 5 или 6 в вентканале 4, который примыкает к тоннелю где нет пожара. В этом случае дым удаляется только из участка перегона между венткамерой 2 и одной из станций, при одной венткамере на перегоне, или участка тоннеля между венткамерой 2 и соседней венткамерой 12 или 13, при наличии на перегоне более одной венткамеры и пожаре в перегоне между венткамерами. Таким образом осуществляется регулируемое эффективное дымоудаление только на участке где произошел пожар и гарантированно обеспечивается движение воздуха в нужном направлении в зависимости от места возникновения пожара и уклона тоннеля.

Предлагаемое изобретение функционирует следующим образом.

При возникновении пожара 11 венткамера 2 или выбранная диспетчером венткамера, (при наличии нескольких венткамер на перегоне), включается на удаление воздуха. Клапан 5 обеспечивает перекрытие примыкания к левому тоннелю, а закрытый клапан 10 удаление дыма только из участка правого тоннеля в котором произошел пожар. Станционные венткамеры 3 включаются на приток с производительностью, определяемой диспетчером. Управление остальными венткамерами и клапанами осуществляется диспетчером согласно инструкции.

Аналогичным образом перекрываются клапаны при пожаре на перегоне между венткамерами. В этом случае на приток включаются соседние венткамеры 12 и 13 (Фиг. 2). Режимы работы могут меняться в зависимости от места возникновения пожара и уклонов тоннелей.

Таким образом, предлагаемое изобретение гарантированно позволяет эффективно удалять дым из участка тоннеля, в котором произошел пожар и обеспечить защиту пассажиров, персонала метрополитена, а также обеспечить работу подразделений МЧС по тушению пожара.

Система вентиляции перегонных тоннелей между станциями метрополитена в режиме дымоудаления при пожаре на перегоне, включающая приточные и вытяжные венткамеры тоннельной вентиляции и противопожарные клапаны, установленные в местах примыкания к тоннелям, отличающаяся тем, что на перегоне в зоне примыкания вентиляционных каналов к правому и левому тоннелям, по обе стороны от примыканий, в каждом тоннеле установлены два противопожарных клапана с электрическим приводом и системой автоматики для обеспечения контроля положения клапанов и взаимодействия с системой управления движением поездов.



 

Похожие патенты:

Заявляемое изобретение относится к системам теплоснабжения различных объектов как наземного, так и подземного назначения, и предназначено для получения тепловой энергии (горячего воздуха) и подачи, например, в присадку к шахтному вентиляционному воздуху.

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к строительству вентиляционного сооружения в угольных шахтах. Согласно способу первым слоем возводится каркас из калиброванных деревянных брусков, обработанных огнезащитным составом.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для интенсификации естественного проветривания карьера. Способ проветривания карьера включает возведение вентиляционного канала на борту, связывающего выработанное пространство карьера с окружающей атмосферой.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для временной и постоянной изоляции горных выработок во время ведения очистных работ и в случае возникновения пожара в горных выработках.

Метод поэтапного строительства приоритетного пути миграции газа в горной выработке угольного пласта применяется особенно при пошаговом построении путей миграции газа внутри и снаружи углепородного массива в горной выработке первого разрабатываемого пласта глубоких угольных пластов.

Изобретение относится к области горного дела и может быть использовано при определении динамического давления телом переменного веса в текущей среде. Технический результат заключается в повышении точности определения динамического давления телом переменного веса в текущей среде, а с учетом этого в повышении достоверности подачи расхода воздуха в шахту.

Изобретение относится к горной промышленности, применяется для проветривания угольной лавы, в том числе газообильной, при отработке выемочных столбов. Способ вентиляции угольной лавы, включающий подачу свежего воздуха в стесненную выработку и разбавление газовой смеси в ней с помощью осевого струйного вентилятора, установленного на транспортном средстве.

Изобретение относится к способам и устройствам вентиляции метрополитена, обеспечивающим противодымную защиту путей эвакуации и удаление дыма из тоннелей и станций метрополитена.

Изобретение относится к области городского транспорта, а именно к системе вентиляции метрополитена. Система вентиляции метрополитена по первому варианту включает оснащенные вентиляторами приточные и вытяжные шахты и устройства термодинамической обработки воздуха, установленные в приточных и вытяжных шахтах в виде водовоздушных теплообменников, объединенных между собой трубопроводом в общий гидравлический контур.

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности, в частности к устройству для проветривания глубоких карьеров. Технический результат заключается в обеспечении экологической безопасности в процессе эксплуатации устройства для проветривания глубоких карьеров за счет устранения выброса в окружающую среду загрязнений в виде мелкодисперсных твердых и каплеобразных частиц через выпускные окна.

Изобретение относится к экотехнологии, главным образом к горной промышленности, и может быть использовано для проветривания карьеров и для повышения производительности установок для очистки воздуха от пыли, увеличения объема очищаемого пространства и в устройствах для их реализации. Технический результат заключается в эффективной очистке выдаваемого из рабочей зоны воздуха путем достижения при заданных габаритах установки, максимально возможной площади входного коллектора узла подвода запыленного воздуха, а также использования эжекции вращающейся по периметру радиального входа узла подвода струи воздуха, создающей вокруг установки эффект «торнадо» за счет диффузии завихренности. Способ включает в себя всасывание воздуха, окружающего установку, через узел подвода запыленного воздуха, подачу его в циклонную камеру с пылесборниками, закручивание и очищение в ней воздуха от пыли и направление очищенного воздуха в вентиляционную трубу. При этом запыленный воздух всасывают и одновременно закручивают вокруг оси узла подвода по всему периметру его радиального входа, ускоряют закручивание запыленного воздуха по мере приближения его к оси узла подвода, поворачивают закрученный запыленный воздух из радиального направления в вертикальное по оси узла подвода, направляют в циклонную камеру с пылесборником, в вентилятор, преобразующий механическую энергию в потенциальную и кинетическую энергию поступательного и вращательного движения воздуха, и далее часть воздуха поступает в вентиляционную трубу, а часть направляют с большой скоростью поступательно-вращательного движения на вход в узел подвода по кольцевому щелевому конфузорному каналу, образованному обечайками пылесборника циклонной камеры и радиальным входом узла подвода запыленного воздуха. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх