Карусельный ветродвигатель

Изобретение относится к ветротехнике, в частности к ветродвигателям с осью вращения, перпендикулярно направлению ветра. Карусельный ветродвигатель содержит вертикальный вал 1 и радиальные лопасти, расположенные в несколько ярусов и закрепленные к барабану, выполненному в виде цилиндрического пространственного каркаса. Каркас состоит из верхнего и нижнего оснований 3 и 4 и промежуточных секций 5, соединенных между собой вертикальными стойками 6. Лопасти имеют криволинейные формы. На стойках 6 закреплены шарниры 14, являющиеся местом крепления лопастей к барабану. Основание 4 состоит из спиц, направленных радиально и равномерно распределенных по окружности, внутренние концы которых закреплены к ступице подшипника 8, внешние - к ободу барабана. Внутренние концы спиц основания 3 жестко закреплены к валу 1, который установлен в неподвижном остове 11 подвижно посредством подшипников 12. В основании 4 подшипник 12 установлен между ступицей и остовом 11, а в основании 3 - между остовом 11 и валом 1. Между спицами каждой секции закреплены гибкие оболочки. Изобретение направлено на увеличение мощности и коэффициента полезного действия, а также на уменьшение коэффициент трения в подшипниках и увеличение равномерности вращения вертикального вала. 7 ил.

 

Изобретение относится к ветротехнике, в частности к ветродвигателям с осью вращения, перпендикулярно направлению ветра.

Изобретение позволяет производить строительство для небольших ферм, поселков, дачных участков в отдельных районах, а также центров зимнего спорта, например, в горах, и признано повысить теплоэнергетический суверенитет пользователей.

Известна ветряная установка, содержащая двух - или трехмодульный ветродвигатель. Ротор каждого модуля такой установки предусматривает собой вертикальный вал с рабочими лопастями в виде изогнутых листов прямоугольной формы, вращающихся в горизонтальной плоскости (ГШ, №25545, F03D 3/06 от 10.10.2002).

Известен также трехмодульный ветродвигатель с вертикальным силовым валом, содержащий 8 частности, два конструктивно одинаковых ротора между торцевыми дисками в виде упоров и двух криволинейных пластин, снабженных грузами, установленных с возможностью поворота на диаметрально противоположных пружинистых шарнирах, причем шарниры пластин одного ротора расположены взаимно перпендикулярно шарнирам другого ротора (Авторское свидетельство SU №1694977, F03D 3/02 от 3.11.1991).

Эффективность использования ветра в ветроэнергетических установках отмеченного использования недостаточно высокая.

Известны конструкции аналогичного назначения, преобразующие энергию потока воздуха или воды во вращательное движение (Авторское свидетельство SU №1663226, F03D 3/06 от 15.07.1991; №1017814, F03D 3/00 от 05.05.1983).

Такого рода роторные и карусельные двигатели с вертикальной осью вращения имеют низкий коэффициент использования энергии потока газа или жидкости, поскольку приводятся во вращение только частью потока, движущего попутно, например, наветренным лопастям.

Известны также роторы Савониума и Кажинского, в которых энергия части потока, уже использованного при давлении на лопасть, отражается от нее и повторно оказывает давление на другую лопасть, что повышает коэффициент использования ветрогидропотока (Авторское свидетельство SU №1553778, F03D 7/07 от 30.03.1990; №1612109, F03D от 30.03.1990; №1612109, F03D 7/06 от 07.12.1990; Патент RU №2118703 F03D 3/00 от 10.09.1998).

Однако такого рода устройства неравномерно воспринимают давление потока с разных направлений, т.е. имеют нерабочие («мертвые») зоны, поэтому для обеспечения равномерности их вращения используют два и более аналогичных ротора, расположенных на общей оси, но лопасти их сдвинуты на определенный угол.

Известны также конструкции с подвижными лопастями, в которых лопасти, движущиеся навстречу потоку, поворачиваются для уменьшения их аэродинамического торможения (Патенты RU: №2057969, F03D 3/00, 7/00 от 29.03.1993; №2069795, F03D, 3/06 от 28.04.1994; А.с. SU №181414, F03D 3/06 от 15.05.1993). В такого рода устройствах участвует в передаче энергии потока только лопасть, идущая под поток, а остальные лопасти, перемещающиеся поперек или навстречу потока, только тормозят двигатель, что обуславливает также их низкий коэффициент использования энергии потока. Кроме того, сила тяжести ветродвигателя передается на подшипники и подпятник, в результате чего возникают большие силы трения, что снижает эффективность работы ветродвигателя при малых скоростях воздушного потока. Другим недостатком является то, что процесс поворота пластин осуществляется одновременно, а это обуславливает неравномерность вращения ветродвигателя, что требует дополнительных синхронизирующих (стабилизирующих) устройств, а также создает неблагоприятные условия для работы генераторов и других устройств. Кроме того, при вращении ветродвигателя пластины ориентируются по направлению воздушного потока, но при этом создаются аэродинамические сопротивления, оказываемые системой (решеткой) пластин.

Известны также карусельные и роторные ветродвигатели (Авторское свидетельство SU №992799, F03D 3/00 от 30.01.1993; патенты RU: №2380567, F03D 3/00 от 27.012010; №2426005, F03D 3/06, 11/04 от 10.08.2011). Все известные карусельные и роторные ветродвигатели имеют один общий недостаток: мощность ветрового потока передается через лопасти только с одной стороны оси вращения, в результате чего ветродвигатель имеет невысокий КПД.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является выбранный в качестве прототипа «Ротор Хвост дельфина», содержащий вал, соединенный с ободами - дисками, между которыми установлены по периферии на своих осях жесткие лопасти, вращающиеся на своих втулках и соединенные с пружинами противоположной крутки. Натяжение пружин осуществляется от специального механизма, содержащего систему шестеренок, цепей или других гибких связей, связанных со шкивами на осях лопастей (П.М, RU №346653, F03D 3/12, 5/00, 3/06, 1/00 от 10.12.2003).

Недостатком прототипа является сложность его реализации, необходимость иметь двойное (по количеству лопастей) число пружин разной крутки (левой и правой). Кроме того, исключена регулировка натяжения каждой отдельной пружины в процессе работы, т.к. их разбалансировка приведет к разным углам раскрытия лопастей (разным «углам атаки»), что снижает КПД устройства. Для того чтобы обеспечить равные условия для каждой лопасти, пружины разной крутки необходимо подбирать в пары и т.д.

Задачей предлагаемого технического решения является значительно упростить конструкцию устройства, повысить коэффициент использования энергии потока и облегчить его регулировку, а также более эффективного использования энергии воздушного потока.

Поставленная задача достигается тем, что карусельный ветродвигатель, содержащий вертикальный вал, радиальные лопасти, согласно изобретения, радиальные лопасти расположены в несколько ярусов и закреплены к барабану, выполненному в виде цилиндрического пространственного каркаса, состоящего из верхнего и нижнего оснований и промежуточных секций, соединенных между собой вертикальными стойками по внешней образующей барабана, лопасти имеют криволинейные формы с радиусами кривизны, равными радиусу барабана, и их свободные края отогнуты по направлению движения воздушного потока, на вертикальных стойках закреплены шарниры, являющиеся местом крепления радиальных лопастей к барабану, при этом нижнее основание состоит из спиц, направленных радиально и равномерно распределенных по окружности, внутренние концы которых закреплены к ступице подшипника, внешние - к ободу барабана, при этом внутренние концы спиц верхнего основания жестко закреплены к вертикальному валу, который установлен в неподвижном остове подвижно посредством подшипников, при этом в нижнем основании подшипник установлен между ступицей и неподвижным остовом, а в верхнем - между неподвижным остовом и вертикальным валом, при этом между спицами каждой секции закреплены гибкие оболочки с возможностью увеличения полезной площади улавливания воздушного потока.

На фиг. 1 представлен общий вид; на фиг. 2 - вид сверху; на фиг. 3 - лопасти; на фиг. 4 - элементы лопасти с направляющими.

Карусельный ветродвигатель содержит вертикальный вал 1 с радиальными лопастями 2, имеющими криволинейные формы с радиусами кривизны равными радиусу барабана и их свободные края, отогнуты по направлению движения воздушного потока, а вместе их крепления к барабану, который выполнен в виде цилиндрического пространственного каркаса, состоящего из верхнего 3 и нижнего 4 оснований и аналогичных промежуточных секций 5, выполненных по количеству рядов лопастей и соединенных между собой вертикальными стойками 6 по внешней образующей барабана, при этом нижнее основание состоит из спиц 7, направленных радиально и равномерно распределенных по окружности, внутренние концы которых закреплены к подшипникам ступиц 8, а внешние к ободу барабана 9, промежуточные секции конструктивно аналогично нижнему

основанию, и внутренние концы спиц закреплены к свободно плавающему кольцу 10, одетого на неподвижный остов 11, а верхнее основание конструктивно аналогично нижнему основанию, внутренние концы спиц 7 жестко закреплены к вертикальному валу 1, который может быть выполнен полым и расположен внутри неподвижного остова 11, причем вертикальный вал 1 установлен подвижно посредством опорного подшипника 12 (шарнирный подшипник), установленного в нижнем основании между ступицей и неподвижным остовом, а в верхнем между неподвижным остовом и валом, при этом между спицами каждой секции закреплены гибкие оболочки 13, с возможностью увеличения полезной площади улавливания воздушного потока, а место крепления лопастей к барабану выполнено в виде шарниров 14, закрепленных к стойкам барабана 6, при этом рычаги 15 одними концами жестко связаны с лопастями 2, а другими с осями роликов 16, которые установлены в коробчатой направляющей 17, закрепленной на неподвижном остове 11, причем в момент открытия лопастей ролики опираются о внутренние поверхности направляющих (фиг. 4 разрез А-А) с возможностью движения рычагов с лопастями и роликами до промежуточного момента (фиг. 4 разрез Б-Б), при котором ролики находятся между внешними и внутренними поверхностями направляющих 17, с возможностью перемещения на внешние поверхности направляющих (фиг. 4 разрез В-В), и затем на обод барабана.

Карусельный ветродвигатель работает следующим образом.

При воздействии воздушного потока на отогнутые края радиальных лопастей 2, которые в исходном положении прилегают к пространственному цилиндрическому каркасу, создает подъемную илу за счет чего радиальная лопасть 2, поворачивается вокруг шарниров 14, закрепленных на стойках барабана. При повороте лопасти 2 рычаг 15 с осью ролика 16, в момент открытия лопасти опирается о внутреннюю поверхность неподвижной коробчатой направляющей 17, заставляя лопасть плавно (без скачков) открываться до промежуточного момента, который определяется моментом силы от воздушного потока, действующего на вогнутую поверхность лопастей 2 и заставляющей повернуться лопасть вокруг шарнира 14, передовая силу давления с внутренней поверхности направляющей на внешнюю поверхность направляющей. При дальнейшем вращении ветродвигателя ролики перемещаются по внешней направляющей, заставляя поворачиваться лопасти по направляющей, а затем на обод до полного открытия лопастей. Направляющие закреплены к ободу (фиг.3 и 4) и расположены в каждой четверти, для того, чтобы ветродвигатель мог работать от воздушного потока с разных направлений. Радиальные лопасти 2 расположены в несколько ярусов, причем радиальные лопасти наклонены к оси вращения ветродвигателя для того, чтобы воспринимать восходящие потоки и тем самым снижать осевую нагрузку на опорные подшипники 8 и 12. Радиальные лопасти 2 опрокидываются последовательно, начиная с нижнего яруса к верхнему. Когда радиальные лопасти открыты, то воздушный поток также действует на гибкую оболочку, закрепленную между спицами 7 каждой секции. При вращении ветродвигателя открытые радиальные лопасти 2 закрываются под воздействием воздушного потока, прижимаются к цилиндрическому пространству каркасу, образуя с одной стороны гладкую цилиндрическую поверхность. В результате вышесказанного, ветродвигатель имеет цилиндрическую поверхность, которая не оказывает сопротивления вращению ветродвигателя. На фиг. 1 показана левая часть ветродвигателя и правая часть - система раскрытых лопастей, которая создает крутящий момент, образованный давлением воздушного потока на поверхности радиальных лопастей 2 и гибких оболочек 13. Крутящий момент от лопастей и оболочек передается на вертикальный вал 1 посредством верхнего основания.

За счет наклона радиальных лопастей к вертикальной оси позволяет улавливать восходящие воздушные потоки, в результате чего образуется подъемная сила, приподнимающая цилиндрический пространственный каркас, уменьшая силу тяжести его, в результате чего уменьшаются силы трения в подшипниках, что увеличивает эффективность работы ветродвигателя при малых скоростях воздушного потока и как следствие, увеличивается КПД ветродвигателя. Наличие нескольких ярусов радиальных лопастей, снабженных направляющими, позволяет равномерно вращаться вертикальному валу, что значительно уменьшает динамические нагрузки, возникающие в узлах ветродвигателя. В результате того, что криволинейные лопасти имеют радиус кривизны равный радиусу барабана и в закрытом положении образуют гладкую цилиндрическую поверхность, которая имеет малые аэродинамические сопротивления, а с другой стороны ветродвигателя система лопастей позволяет создать максимальный крутящий момент от давления воздушного потока действующего, на внутреннюю криволинейную поверхность лопасти и на гибкие оболочки. Тем самым мощность возрастает, значительно возрастает коэффициент полезного действия, уменьшается коэффициент трения в подшипниках, увеличивается равномерность вращения вертикального вала, имеет невысокую стоимость изготовления, прост в регулировании и следует ожидать широкое применение для привода электрических генераторов, насосов, рыболовства и т.п.в индивидуальных хозяйствах, а также - в регионах, лишенных централизованного энергоснабжения.

Карусельный ветродвигатель, содержащий вертикальный вал, радиальные лопасти, отличающийся тем, что радиальные лопасти расположены в несколько ярусов и закреплены к барабану, выполненному в виде цилиндрического пространственного каркаса, состоящего из верхнего и нижнего оснований и промежуточных секций, соединенных между собой вертикальными стойками по внешней образующей барабана, лопасти имеют криволинейные формы с радиусами кривизны, равными радиусу барабана, и их свободные края отогнуты по направлению движения воздушного потока, на вертикальных стойках закреплены шарниры, являющиеся местом крепления радиальных лопастей к барабану, при этом нижнее основание состоит из спиц, направленных радиально и равномерно распределенных по окружности, внутренние концы которых закреплены к ступице подшипника, внешние - к ободу барабана, при этом внутренние концы спиц верхнего основания жестко закреплены к вертикальному валу, который установлен в неподвижном остове подвижно посредством подшипников, при этом в нижнем основании подшипник установлен между ступицей и неподвижным остовом, а в верхнем - между неподвижным остовом и вертикальным валом, при этом между спицами каждой секции закреплены гибкие оболочки с возможностью увеличения полезной площади улавливания воздушного потока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ветроэнергетики. Ветроэнергетическая установка ортогонального типа, включающая мачту с электрогенератором и ветроколесо в виде радиальных от мачты траверс в соединении вала генератора с вертикальными лопастями выпукло-вогнутого аэродинамического профиля, обращенного выпуклостью к оси вращения ветроколеса.

Изобретение относится к способу управления положением лопастей лопастной системы ветроэлектростанции. Способ управления положением лопастей лопастной системы ветроэлектростанции, имеющей вертикальную ось вращения, характеризуется тем, что лопасти закрепляют с возможностью вращения на валу и выполняют с возможностью изменять их положение относительно оси их вращения таким образом, что с одной стороны от вертикальной оси вращения лопастной системы лопасть расположена перпендикулярно направлению воздушного потока, поступающего на лопастную систему, а с другой стороны параллельно, обеспечивают разворот лопастей на 90° при переходе лопастей с одной стороны лопастной системы относительно оси её вращения на другую посредством устройства разворота лопастей.

Изобретение относится к области ветроэнергетики. Устройство для полета над землей, имеющее динамически адаптируемые лопасти и содержащее каркас, который вращается вокруг оси каркаса, причем вращение каркаса вокруг оси каркаса создает эффект Магнуса, и эффект Магнуса вызывает подъем устройства над землей; множество турбин, расположенных внутри каркаса, при этом каждая турбина выполнена с возможностью вращения вокруг соответствующей оси турбины, отличной от оси каркаса, и каждая турбина содержит лопасть турбины, имеющую адаптируемую форму и содержащую: первое соединение между первым концом турбины и центральным участком турбины; и второе соединение между вторым концом турбины и центральным участком турбины; и контроллер турбины для управления первым соединением и вторым соединением, чтобы изменять адаптируемую форму лопасти от плоской формы до криволинейной формы путем регулирования первого соединения и/или второго соединения.

Изобретение относится к ветроэнергетике. Способ позволяет позиционировать лопасти независимо друг от друга с помощью электроприводов, связанных с осями лопастей.

Изобретение относится к ветроэнергетике. Ветроагрегат содержит роторные ветропреобразователи с вертикальной осью вращения.

Изобретение относится к ветроэнергетике. Карусельное ветроколесо, содержащее лопасти в виде аэродинамических крыльев и демпферы, расположенные между двумя дисками, на которых закреплены крылья с возможностью поворота вокруг оси, причем крылья и демпферы непосредственно закрепляются в виде комплектов на хордах верхнего и нижнего дисков, причем углы между хордами равны.

Изобретение относится к ветроэнергетике. Чашечный ветряк включает корпус, распорки, жестко соединенные с корпусом и закрепленные в земле, чашки, выполненные с возможностью создания через рычаг спиц крутящего момента на вертикальном валу, выполненном с возможностью вращения в подшипниках и передачи вращения через коническую зубчатую передачу на горизонтальный вал редуктора, а затем на вал генератора, и тормоз.

Изобретение относится к ветроэнергетике. Ветряная регулируемая установка с вертикальной осью вращения содержит направляющий аппарат и вращающийся рабочий аппарат.

Изобретение относится к области энергетики. Ортогональный энергетический агрегат содержит ортогональную турбину с лопастями аэродинамического профиля, установленными посредством траверс вокруг вала и вдоль него либо на концевых полувалах, и электрогенератор, вал которого соединен, соответственно, с валом или полувалом ортогональной турбины, при этом, соответственно, ось вала или полувалов ортогональной турбины и лопасти ориентированы поперек потока воздуха, набегающего на ортогональную турбину, лопасти выполнены полыми и установлены на выполненных полыми установленными с возможностью вращения, соответственно, валу или полувалах турбины посредством полых траверс обтекаемого профиля, перпендикулярных оси, соответственно вала или полувалов турбины, причем полости лопастей, траверс и соответственно вала или полувалов турбины сообщены между собой, а лопасти выполнены с сообщенными со стороны входа с полостью каждой лопасти выходными сопловыми отверстиями для выпуска струй рабочей среды по касательной вдоль поверхности лопасти в направлении ее выходной кромки, при этом выходные сопловые отверстия выведены в зону за точкой максимальной толщины ее профиля с возможностью создания струи вдоль внешней и/или внутренней относительно оси, соответственно, вала или полувалов турбины поверхности каждой лопасти, а внутри, соответственно, полого вала или полувалов коаксиально ему или им с образованием кольцевого зазора установлен полый газораспределительный трубопровод с выполненными в его стенке и снабженными обратными клапанами отверстиями, посредством которых полость газораспределительного трубопровода сообщена с полостями траверс, распределительный трубопровод подключен к источнику непрерывной или импульсной подачи рабочей среды под давлением, каждая из лопастей снабжена датчиками давления, установленными на противоположных сторонах каждой лопасти перед сопловыми отверстиями по ходу набегающего на них потока рабочей среды и симметрично относительно продольной оси лопасти, в каждой лопасти со стороны входа в каждое сопловое отверстие установлены клапаны с возможностью выборочного перекрытия или открытия каждого соплового отверстия по сигналу расположенного на лопасти датчика давления, датчики давления подключены к приводам клапанов через блок управления с возможностью подачи рабочей среды в то сопло, которое расположено со стороны каждой лопасти с меньшей величиной давления набегающего на каждую из лопастей потока воздуха.

Изобретение относится к устройствам для выработки электроэнергии от действия ветра. Ветряная электростанция содержит раму, на которой закреплена кольцевая плита с беговой дорожкой в виде кольцевого рельсового пути, на котором установлены на роликах тележки, соединенные с валом привода генератора электрического тока.

Изобретение относится к области ветроэнергетики. Ветроротор содержит вертикальный вал, расположенные на валу нижний кронштейн и верхний кронштейн со ступицей, три изогнутые наружу лопасти, неподвижно прикрепленные обоими концами к верхнему и нижнему кронштейнам, и соединен с электрогенератором.
Наверх