Противоизносная присадка к дизельному топливу с ультранизким содержанием серы



Противоизносная присадка к дизельному топливу с ультранизким содержанием серы
Противоизносная присадка к дизельному топливу с ультранизким содержанием серы
Противоизносная присадка к дизельному топливу с ультранизким содержанием серы
Противоизносная присадка к дизельному топливу с ультранизким содержанием серы

Владельцы патента RU 2723116:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский горный университет" (RU)

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к присадкам к малосернистому дизельному топливу, улучшающим его смазочные свойства. Состав противоизносной присадки к малосернистому дизельному топливу на основе сложных эфиров органических кислот, амидо-имидазалинов и аминов характеризующаяся тем, что содержит сложные эфиры, полученные с помощью процесса этерификации жирных кислот различных растительных масел, и присадка дополнительно содержит амидо-имидазолины и амины, содержащие от 21 до 31 атомов углерода, при следующем соотношении компонентов, масс. %:

сложные эфиры, полученные с помощью процесса этерификации жирных кислот различных растительных масел 40-41; амидо-имидазолины 36-37; амины, содержащие от 21 до 31 атомов углерода, остальное. Технический результат заключается в улучшении смазывающей способности дизельного топлива с ультранизким содержанием серы, что повышает ресурс дизельного двигателя, предотвращает преждевременный износ деталей топливной аппаратуры. 3 табл., 7 пр.

 

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к присадкам к малосернистому дизельному топливу, улучшающим его смазочные свойства.

Известен состав противоизносной присадки к малосернистому дизельному топливу (патент РФ №2267518, опубл. 10.08.2005 г.), включающей дистиллированное таловое масло 40-95% масс. и полиалкилбензолол 5-60% масс.

Основным недостатком данной присадки является недостаточная противоизносная эффективность, наименьший достигаемый диаметр пятна износа составляет 355 мкм, а также плохая совместимость с водой.

Известна противоизносная присадка к топливу с низким содержанием серы для дизельных двигателей (патент РФ №2289612, опубл. 20.06.2006 г.), где присадка представляет собой композицию таллового масла и пентамеров пропилена при массовом соотношении от 3-9/1.

Недостатком данной присадки является низкая противоизносная эффективность, наименьший достигаемый диаметр пятна износа составляет 315 мкм.

Известен состав противоизносной присадки для малосернистого дизельного топлива (патент РФ №2401861, опубл. 20.10.2010 г.), включающей дистиллированное талловое масло (либо кислоты жирные талловые) и головную фракцию гидродепарафинизированного дизельного топлива при массовом соотношении, равном (1-5)/1 соответственно.

Основным недостатком данной присадки является недостаточная противоизносная эффективность, наименьший достигаемый диаметр пятна износа составляет 315 мкм, современные дизельные топлива должны иметь все более и более высокий уровень цетанового числа, что достигается за счет применения цетаноповышающих присадок. В то же время известна возможность наличия антогонизма применения этих присадок в дизтопливах [Митусова Т.Н., Полина Е.В., Калинина М.В. Современные дизельные топлива и присадки к ним. - М.: Издательство «Техника», 2002. - 64 с.]. В связи с этим, предлагаемая противоизносная присадка должна быть совместимой с цетаноповышающей присадкой.

Известен состав противоизносной присадки для малосернистого дизельного топлива (патент РФ №2529678, опубл. 27.09.2014 г.) на основе карбоновых кислот, при этом она дополнительно содержит полиэтиленполиамин, а в качестве карбоновых кислот используются технические алкил(С16-С18)салициловые кислоты при массовом соотношении полиэтиленполиамин : технические алкил(С16-С18)салициловые кислоты, равном 0,007-0,035:1,0.

Недостатком данной присадки является недостаточная противоизносная эффективность, наименьший достигаемый диаметр пятна износа составляет 331 мкм.

Известен состав противоизносной присадки для малосернистого дизельного топлива (патент РФ №2254358, опубл. 20.06.2015 г.), принятый за прототип, на основе 80-99 масс. % сложных эфиров органических кислот; 0,5-19,5 масс. % эфирамида монокарбоновой кислоты и алкилоламина и 0,5-2 масс. % амида монокарбоновой кислоты и алкилоламина.

Недостатком данной присадки является недостаточная противоизносная эффективность, наименьший достигаемый диаметр пятна износа составляет 376 мкм.

Техническим результатом является улучшение смазывающей способности дизельного топлива с ультранизким содержанием серы, что повышает ресурс дизельного двигателя, предотвращает преждевременный износ деталей топливной аппаратуры. Предлагаемый состав присадки позволит снизить диаметр пятна топлива - главную характеристику смазывающей способности топлива.

Технический результат достигается тем, что присадка дополнительно содержит амидо-имидазолины и амины, содержащие от 21 до 31 атомов углерода, при следующем соотношении компонентов, масс. %:

сложные эфиры, полученные с помощью процесса
этерификации жирных кислот различных растительных масел 40-41
амидо-имидазолины 36 - 37
амины, содержащие от 21 до 31 атомов углерода остальное.

Заявляемый состав присадки для улучшения смазывающих свойств малосернистого гидроочищенного дизельного топлива включает в себя следующие вещества, % масс,:

- сложные эфиры, полученные с помощью процесса этерификации жирных кислот различных растительных масел - 40-41;

- амидо-имидазолины - 36 - 37;

- амины, содержащие от 21 до 31 атомов углерода - остальное.

В качестве сложных эфиров органических кислот могут использоваться сложные эфиры, полученные с помощью процесса этерификации жирных кислот различных растительных масел, а в качестве аминов могут использоваться вещества, содержащие функциональную группу -NH2 и от 21 до 31 атомов углерода.

Эффективность предлагаемого состава доказана лабораторными испытаниями. Были проведены исследования по определению смазывающей способности образцов при различной концентрации противоизносной присадки в гидроочищенном дизельном топливе (свойства топлива приведены в таблице 1) при выполнении испытаний на аппарате HFRR (High Frequency Reciprocating Rig - испытательный стенд высокочастотного возвратно-поступательного движения).

Результатом стало улучшение смазывающих свойств гидроочищенного дизельного топлива.

Снижение скорректированного диаметра пятна износа (СДПИ) топлива на 42% (СДПИ у базового дизельного топлива равен 443 мкм, а при использовании 0,1% присадки С ДНИ равен 258 мкм) позволяет сделать вывод о том, что используемая присадка достаточна эффективна в качестве смазывающего реагента, снижающего СДПИ гидроочищенного дизельного топлива.

Состав поясняется следующими примерами.

Пример 1. Противоизносную присадку, состоящую из 40% сложных эфиров органических кислот, 36% амидо-имидазолинов и 24% аминов, вводят в гидроочищенное дизельное топливо в количестве 0,005% масс.

При введении данного количества присадки диаметр пятна износа снижается до 384, это на 13,3% меньше чем у исходного топлива (табл. 2).

Пример 2. Противоизносную присадку, состоящую из 40% сложных эфиров органических кислот, 37% амидо-имидазолинов и 23% аминов, вводят в гидроочищенное дизельное топливо в количестве 0,005% масс.

При введении данного количества присадки диаметр пятна износа снижается до 401 мкм, это на 9,4% меньше чем у исходного топлива (табл. 2).

Пример 3. Противоизносную присадку, состоящую из 41% сложных эфиров органических кислот, 36% амидо-имидазолинов и 23% аминов, вводят в гидроочищенное дизельное топливо в количестве 0,005% масс.

При введении данного количества присадки диаметр пятна износа снижается до 364 мкм, это на 17,8% меньше чем у исходного топлива (табл. 2, 3).

Пример 4. Противоизносную присадку, состоящую из 41% сложных эфиров органических кислот, 37% амидо-имидазолинов и 22% аминов, вводят в гидроочищенное дизельное топливо в количестве 0,005% масс.

При введении данного количества присадки диаметр пятна износа снижается до 370 мкм, это на 16,4% меньше чем у исходного топлива (табл. 2).

Следующие примеры показывают изменение смазывающей способности топлива в зависимости от концентрации противоизносной присадки в гидроочищенном дизельном топливе.

Пример 5. Противоизносную присадку, состоящую из 41% сложных эфиров органических кислот, 36% амидо-имидазолинов и 23% аминов, вводят в гидроочищенное дизельное топливо в количестве 0,01% масс.

При введении данного количества присадки диаметр пятна износа снижается до 329 мкм, это на 25,7% меньше чем у исходного топлива (табл. 3).

Пример 6. Противоизносную присадку, состоящую из 41% сложных эфиров органических кислот, 36% амидо-имидазолинов и 23% аминов, вводят в гидроочищенное дизельное топливо в количестве 0,02% масс.

При введении данного количества присадки диаметр пятна износа снижается до 282 мкм, это на 36,3% меньше чем у исходного топлива (табл. 3).

Пример 7. Противоизносную присадку, состоящую из 41% сложных эфиров органических кислот, 36% амидо-имидазолинов и 23% аминов, вводят в гидроочищенное дизельное топливо в количестве 0,1% масс.

При введении данного количества присадки диаметр пятна износа снижается до 258 мкм, это на 41,7% меньше чем у исходного топлива (табл. 3).

Таким образом, предлагаемая технология позволяет получить улучшить смазывающую способность гидроочищенного дизельного топлива с ультранизким содержанием серы.

Таким образом, предлагаемая технология позволяет получить улучшить смазывающую способность гидроочищенного дизельного топлива с ультранизким содержанием серы.

Противоизносная присадка к дизельному топливу с ультранизким содержанием серы, содержащая сложные эфиры, полученные с помощью процесса этерификации жирных кислот различных растительных масел, отличающаяся тем, что присадка дополнительно содержит амидо-имидазолины и амины, содержащие от 21 до 31 атомов углерода, при следующем соотношении компонентов, масс. %:

сложные эфиры, полученные с помощью процесса
этерификации жирных кислот различных растительных
масел 40-41
амидо-имидазолины 36-37
амины, содержащие от 21 до 31 атомов углерода остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к многофункциональному полимеру, содержащему привитой полимер, образованный из а. .

Изобретение относится к многофункциональному полимеру, содержащему привитой полимер, образованный из а. .

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу и способу получения пакета присадок к всесезонным гидравлическим маслам для гидросистем промышленного оборудования и всесезонному гидравлическому маслу, содержащему этот пакет.
Настоящее изобретение относится к композициям для применения в качестве депрессорной добавки, понижающей температуру застывания, для улучшения низкотемпературной вязкости состаренного смазочного масла, содержащим два алкил(мет)акрилатных сополимера, отличающимся тем, что композиция содержит от 30 до 90% по весу первого сополимера и от 10 до 70% по весу второго сополимера в пересчете на общий вес композиции, и при этом: a) первый сополимер состоит из (i) от 35 до 60% по весу мономерных звеньев лаурил-миристилметакрилата (LMA) в пересчете на общий вес сополимера и (ii) от 40 до 65% по весу мономерных звеньев цетил-стеарилметакрилата (SMA) в пересчете на общий вес сополимера; и b) второй сополимер состоит из (i) от 61 до 95% по весу мономерных звеньев, выбранных из лаурил-миристилметакрилата (LMA) и додецил-пентадецилметакрилата (DPMA), в пересчете на общий вес сополимера, (ii) от 5 до 39% по весу мономерных звеньев, выбранных из цетил-эйкозилметакрилата (СЕМА) и цетил-стеарилметакрилата (SMA), в пересчете на общий вес сополимера, а также к композиции смазочного масла, содержащей базовое масло и от 0,03 до 3% по весу (в пересчете на общий вес сополимеров) депрессорную добавку.

Изобретение относится к смазочным композициям для двигателя, содержащим по меньшей мере одно базовое масло, по меньшей мере одну полимерную присадку, улучшающую индекс вязкости, и по меньшей мере один полиалкиленгликоль, полученный полимеризацией или сополимеризацией алкиленоксидов, содержащих от 3 до 8 атомов углерода, включая по меньшей мере один бутиленоксид, причем количество полиалкиленгликоля составляет от 2 до 15 мас.%, из расчета на общую массу смазочной композиции.
Настоящее изобретение относится к области нефтехимии, в частности - к смазочному маслу, пригодному для использования в газотурбинных двигателях. Заявлена композиция смазочного масла, содержащая трикрезилфосфат или триксиленилфосфат (1,5-3 мас.%), алкилированный фенил-альфа-нафтиламин (0,5-1 мас.%), алкилированный эфир 3,5-бис-(1,1-диметилэтил)4-гидроксибензопропановой кислоты (1-2 мас.%), производное толуолтриазола (0,002-0,006 мас.%) и базовое полиальфаолефиновое масло (до 100 мас.%).

Настоящее изобретение относится к пакету присадок к гидравлическим маслам, содержащему алкилсалицилат кальция и диалкилдитиофосфат цинка, при этом он дополнительно содержит пространственно затрудненные алкилалкилфенолы, азотсодержащее производное глицина, N-алкилированный бензотриазол, модифицированные полиолы в ксилоле при следующем соотношении компонентов, мас.

Изобретение относится к антиобледенительным пластичным смазочным материалам и может найти применение для предотвращения обледенения тормозной системы подвижного состава железнодорожного транспорта.
Наверх