Подкос солнечной батареи

Изобретение относится к области космической техники, а более конкретно к солнечным батареям. Подкос солнечной батареи содержит двухзвенный механизм, первые концы звеньев которого состыкованы друг с другом соединением «ухо-вилка». Законцовка ведущего звена выполнена в виде «уха», а законцовка ведомого звена - «вилка». Стопор ориентирован параллельно оси шарнирного соединения звеньев и размещен в корпусе, закрепленном на проушине ведомого звена подкоса, причем первый торец корпуса выполнен открытым. Проушина первого конца ведомого звена подкоса снабжена проходным отверстием, причем оси фиксирующего и проходного отверстий ориентированы параллельно оси шарнирного соединения звеньев и равноудалены от нее. Часть корпуса, прилегающая к его первому торцу, введена в проходное отверстие. Средняя часть стопора, поверхность фиксирующего отверстия и внутренняя поверхность части корпуса, прилегающая к первому его торцу, выполнены в виде конусов с близкими углами уклонов. Носовая часть стопора снабжена опорой качения и в сжатом состоянии пружины поджата к проушине первого конца ведущего звена подкоса, а в разгруженном состоянии пружины пропущена через фиксирующее отверстие проушины ведущего звена подкоса. При этом средняя часть стопора поджата к поверхностям фиксирующего отверстия и части корпуса, прилегающей к его первому торцу. Достигается повышение надежности. 6 з.п. ф-лы, 14 ил.

 

Заявляемое техническое решение относится к космической технике, а именно к конструкции подкосов солнечных батарей космических аппаратов.

Устройство космического аппарата, известного из патента РФ 2231484 (МПК B64G 1/00, B64G 1/44, опубл. 27.06.2004), включает несколько панелей солнечных батарей, причем между корпусом космического аппарата и каждой панелью солнечной батареи установлены многозвенные раскладывающиеся подкосы, шарнирно соединенные с корпусом космического аппарата и панелями солнечных батарей. Звенья подкосов соединены друг с другом шарнирными соединениями. Решая проблему уменьшения времени затухания угловых колебаний, точка крепления каждого подкоса к панели солнечной батареи выбрана из условия равенства суммы инерционных сил консольных и корневых частей панели при поперечных колебаниях относительно нее.

Выполнение подкоса в виде многозвенной конструкции при отсутствии в узлах их соединений средств фиксации звеньев в разложенном положении определяет неустойчивость подкоса, что ведет к нежесткой конструкции не только самого подкоса, но и панели солнечной батареи в целом.

В соответствии с патентом №10-1008047 Республики Корея (МПК B64G 1/44, опубл. 13.01.2011) солнечная батарея космического аппарата выполнена в форме прямоугольника и снабжена подкосом. Подкос выполнен в виде двухзвенного механизма, первые концы которых состыкованы друг с другом гибким шарниром с использованием ленточных (пластинчатых) пружин. Второй конец одного из звеньев подкоса шарнирно закреплен на корпусе космического аппарата, а второй конец другого - на солнечной батарее вблизи геометрического центра панели.

Использование в соединении звеньев гибкого шарнира не обеспечивает жесткость соединения звеньев и надежность фиксации звеньев подкоса в развернутом положении, так как при динамических воздействиях в ходе полета ленточный шарнир из-за потери устойчивости при воздействии возмущающей осевой силы на подкос может не обеспечить жесткость, как подкоса, так и конструкции солнечной батареи в целом. Кроме того, наличие гибкого шарнира в соединении звеньев накладывает ограничения на возможность регулировки (настройки) величины момента в шарнирном узле и требует точной настройки длины изгибаемой части, поскольку из-за разных радиусов сгиба внешней и внутренней ленты небольшие отклонения могут привести к дополнительным внутренним напряжениям в шарнире подкоса и его неэффективной работе. Необходимость обеспечения взаимной параллельности оси шарнира соединения звеньев подкоса и осей шарниров соединения звеньев подкоса с корпусом космического аппарата и панели солнечной батареи увеличивает сроки сборки подкоса и солнечной батареи в целом.

В конструкции шарнирного соединения звеньев подкоса с корпусом аппарата и панелью солнечной батареи использован «вращающийся шарнир», содержащий два цилиндрических элемента в виде обкатных элементов - элементов, боковые поверхности которых перекатываются относительно друг друга в процессе раскрытия шарнира. Боковая поверхность одного из указанных элементов снабжена треугольным выступом, а другая - треугольным углублением, с использованием которых при западании выступов в соответствующие им углубления обеспечивается фиксация подкосов относительно корпуса и панели солнечной батареи. Такое крепление подкоса к корпусу космического аппарата и к панели солнечной батареи также уменьшает жесткость подкоса.

Ближайшим аналогом заявляемого подкоса является подкос, известный из описания прототипа к патенту РФ №2499751 (МПК B64G 1/44, опубл. 27.07.2012, см. стр. 4 описания и фиг. 1-4 чертежей к патенту).

В соответствии с этим решением подкос солнечной батареи содержит двухзвенный механизм, первые концы звеньев которого состыкованы друг с другом шарнирным соединением «ухо-вилка», причем законцовка ведущего звена соединения выполнена в виде элемента «ухо», а законцовка ведомого звена - в виде элемента «вилка». Вторые концы звеньев подкоса шарнирно соединены с корпусом космического аппарата и корневой створкой солнечной батареи: ведомого звена - с корпусом, ведущего звена - через раму с корневой створкой солнечной батареи.

Подкос солнечной батареи содержит средство фиксации подкоса в разложенном положении, включающее пружину и стопор, размещенные в стержне ведомого звена ему соосно. Стопор выполнен с обеспечением возможности взаимодействия с фиксирующим отверстием, выполненным с диаметром, превышающим диаметр носовой части стопора, и расположенным на проушине ведущего звена подкоса. Стопор средства фиксации подкоса в этом решении размещен ориентирован перпендикулярно оси шарнирного соединения звеньев подкоса.

Кроме того, подкос снабжен ограничителем углового движения звеньев подкоса относительно друг друга, при этом проушина ведущего звена подкоса снабжена выступом, расположенным вблизи фиксирующего отверстия, и болтом, пропущенным сквозь выступ, закрепленным в выступе резьбовым соединением и выполненным с обеспечением возможности взаимодействия с ведомым звеном подкоса.

Солнечная батарея для раскрытия отводится от корпуса космического аппарата, поворачиваясь вокруг оси шарнирного соединения звеньев двухзвенного механизма. При отведении солнечной батареи от корпуса подпружиненный стопор с помощью двух дополнительных пружин, преодолевая трение скольжения, перемещается по боковой цилиндрической поверхности проушины ведущего звена подкоса до попадания его в фиксирующее отверстие. Ведомое звено приходит в конечное положение с ударом болта в боковую поверхность ведомого звена и попадания стопора под действием пружины в фиксирующее отверстие с зазором относительно его стенки.

Наличие конструктивного люфта (зазора) между носовой частью стопора и фиксирующим отверстием в узле стопорения звеньев и резьбового соединения болта с выступом проушины ведущего звена подкоса определяет невысокую жесткость шарнирного соединения звеньев и подкоса в целом.

Кроме того, наличие трения скольжения между стопором и боковой стенкой проушины ведущего звена подкоса, парирование которого в ближайшем аналоге обусловило введение в состав подкоса дополнительных пружин, увеличивает массу подкоса.

Кроме того, размещение стопора внутри звена подкоса вдоль его оси, усложняя конструкцию подкоса, также увеличивает массу подкоса и время отработки и сборки подкоса, при которых, как правило, требуется неоднократный монтаж подкоса в сложенном состоянии, развертывание подкоса и демонтаж подкоса.

Технической проблемой, решаемой заявляемым подкосом является повышение жесткости подкоса и надежности его работы.

Техническая проблема решается следующим образом.

Как и ближайший аналог, подкос солнечной батареи содержит двухзвенный механизм, первые концы звеньев которого состыкованы друг с другом соединением «ухо-вилка». При этом законцовка ведущего звена соединения выполнена в виде элемента «ухо», а законцовка ведомого звена - в виде элемента «вилка». Вторые концы звеньев подкоса шарнирно соединены с солнечной батарей и с корпусом космического аппарата.

Как и ближайший аналог, подкос содержит средство фиксации подкоса в разложенном положении, включающее пружину и стопор, размещенные на ведомом звене. Стопор выполнен с обеспечением возможности взаимодействия с фиксирующим отверстием, расположенным на проушине ведущего звена подкоса.

Как и ближайший аналог, подкос снабжен ограничителем углового движения звеньев относительно друг друга, выполненным в виде выступа, размещенном на боковой поверхности проушины ведущего звена вблизи фиксирующего отверстия.

В изобретении новым является то, что стопор средства фиксации подкоса ориентирован параллельно оси шарнирного соединения звеньев и размещен в корпусе, закрепленном на проушине ведомого звена подкоса, при этом первый торец корпуса выполнен открытым. Пружина размещена внутри корпуса между его вторым торцом и хвостовой частью стопора.

В изобретении проушина первого конца ведомого звена подкоса снабжена проходным отверстием, причем оси фиксирующего и проходного отверстий ориентированы параллельно оси шарнирного соединения звеньев и равноудалены от нее.

Кроме того, в изобретении новым является то, что часть корпуса, прилегающая к его первому торцу, введена в проходное отверстие. При этом средняя часть стопора, поверхность фиксирующего отверстия и внутренняя поверхность части корпуса, прилегающая к первому его торцу, выполнены в виде конусов с близкими углами уклонов.

В изобретении носовая часть стопора снабжена опорой качения и в сжатом состоянии цилиндрической пружины поджата к проушине первого конца ведущего звена подкоса. В разгруженном состоянии пружины носовая часть стопора пропущена через фиксирующее отверстие проушины ведущего звена подкоса, а средняя часть стопора при этом поджата к поверхностям фиксирующего отверстия и части корпуса, прилегающей к его первому торцу.

Выполнение средней части стопора, поверхности фиксирующего отверстия и внутренней поверхности части корпуса, прилегающей к первому его торцу, в виде конусов с близкими углами уклонов, и поджатая в разгруженном состоянии пружины средней части стопора к указанным поверхностям, обеспечивая за счет заклинивания жесткую фиксации звеньев подкоса друг с другом без люфтов и зазоров, повышает жесткость и надежность подкоса в целом.

Благодаря введению в средство фиксации подкоса корпуса с подпружиненным стопором в сочетании с его размещением на проушине ведомого звена и с его ориентацией параллельно оси шарнирного соединения звеньев за счет упрощения конструкции уменьшается масса подкоса и сокращается время сборки подкоса. Кроме того, введение части корпуса, прилегающей к его первому торцу, в проходное отверстие на проушине ведомого звена, обеспечивая передачу нагрузок от стопора непосредственное на проушину, также уменьшает массу подкоса. Помимо этого, выполнение носовой части стопора с опорой качения, позволяя отказаться от введения в конструкцию дополнительных пружин кручения, также уменьшает массу подкоса.

Техническим результатом использования подкоса является повышение его жесткости и надежности. Анализ использования подкоса и испытания показывают, что за счет повышения жесткости подкоса обеспечивается возможность увеличения первого тона частоты собственных колебаний солнечной батареи от уровня 0,1 Гц до уровня 1,3…1,5 Гц. Это позволяет уменьшить время затухания колебаний космического аппарата при переориентации приблизительно в 5 раз.

Кроме того, при этом на 4…8 процентов уменьшается масса подкоса и на 10…20% сокращается время отработки, сборки и испытаний подкоса.

Кроме того, выступ ограничителя углового движения звеньев относительно друг друга может быть снабжен плоской опорной площадкой, ориентированной перпендикулярно ведущему звену подкоса и выполненной с обеспечением возможности взаимодействия с переходной частью элемента «вилка» ведомого звена подкоса. За счет непосредственного контакта проушин и ориентации площадки перпендикулярно ведущему звену обеспечивается взаимное расположение звеньев подкоса в разложенном положении относительно друг друга под углом 180 градусов и предотвращается разворот звеньев на больший угол.

Помимо прочего, законцовку ведущего звена подкоса наиболее предпочтительно выполнить из сплава на основе титана, а законцовку ведомого звена - из сплава на основе алюминия. Выполнение законцовки ведущего звена и его одинарной проушины - элемента, наиболее нагруженного силовыми нагрузками, из сплава на основе титана, позволяя за счет высокой прочности материала, уменьшить габариты проушины и всей законцовки ведущего звена. Это в сочетании с выполнением проушин ведомого звена из сплава на основе алюминия, дополнительно уменьшает массу и габариты подкоса.

Кроме того, при этом переходная часть элемента «вилка» ведомого звена в наиболее предпочтительном варианте выполнения может быть снабжена выполненной из стали пластиной, размещенной между проушинами законцовки. Благодаря этому за счет исключения непосредственного контакта между опорной площадкой на выступе проушины ведущего звена, выполненной из сплава на основе титана, и законцовкой ведомого звена, выполненной из сплава на основа алюминия, предотвращается деформация проушины ведомого звена при сборке и испытаниях подкоса, что дополнительно сокращает время отработки и испытаний подкоса, при которых, как правило, требуется неоднократное сложение и разложение звеньев подкоса.

В изобретении средство фиксации может быть снабжено ползуном, а его корпус снабжен двумя продольными пазами, расположенными на стенке корпуса оппозиционно друг другу. При этом ползун может быть пропущен сквозь указанные продольные пазы с возможностью перемещения вдоль них и жестко соединен с хвостовой частью стопора. Благодаря этому появляется возможность при сборке и отработке подкоса быстро возвратить стопор в исходное положение, что также сокращает время сборки и отработки подкоса.

При этом, кроме того, подкос может быть снабжен датчиком положения стопора, размещенным на корпусе средства фиксации с возможностью обеспечения в сжатом состоянии пружины электрического контакта его чувствительного элемента с ползуном, что позволяет с минимальными затратами массы обеспечить контроль факта раскрытия подкоса в ходе полета.

Наиболее предпочтительно стержни звеньев подкоса выполнить из углепластика, что уменьшает массу подкоса.

В приводимых материалах элементы конструкции подкоса обозначены следующими позициями:

1 ведущее звено подкоса,

2 ведомое звено подкоса,

3 корневая створка панели солнечной батареи,

4 концевая створка панели солнечной батареи,

5 корпус космического аппарата,

6 накладка стержня звена подкоса,

7 демпфер,

10 узел шарнирного соединения звеньев подкоса,

101 проушина ведущего звена подкоса,

1011 выступ боковой стенки проушины ведущего звена подкоса,

102 проушина ведомого звена подкоса,

1020 - переходной часть элемента «вилка» законцовки ведомого звена подкоса,

1021 - пластина законцовки ведущего звена подкоса,

103 замыкающий болт шарнирного соединения звеньев подкоса,

104 ось шарнирного соединения звеньев подкоса,

106 фиксирующее отверстие проушины ведущего звена подкоса,

1061 ось фиксирующего отверстия проушины ведущего звена подкоса,

107 проходное отверстие проушины ведомого звена подкоса,

108 траектория движения стопора по вдоль проушины ведущего звена подкоса,

20 узел шарнирного соединения подкоса с корневой створкой солнечной батареи,

30 узел шарнирного соединения ведомого звена подкоса с корпусом,

40 средство фиксации подкоса в разложенном положении,

401 стопор,

4011 - носовая часть стопора,

4012 - средняя часть стопора,

4013 - хвостовая часть стопора,

402 пружина,

403 опора качения,

404 корпус средства фиксации,

405 паз,

406 ползун,

407 датчик перемещения стопора,

408 часть корпуса, прилегающая к его первому торцу,

409 ось корпуса средства фиксации подкоса.

Заявляемое изобретение поясняется следующими материалами.

На фиг. 1 и 2 представлен общий вид солнечной батареи в сборе с корпусом 5 космического аппарата на виде сбоку со створками 3, 4 солнечной батареи в сложенном и разложенном положении соответственно.

На фиг. 3 (выноска Е с фиг. 1) показан узел шарнирного соединения 10 первых концов звеньев 1, 2 подкоса в аксонометрии (створки 3, 4 панели солнечной батареи сложенном положении).

На фиг. 4 (вид Е с фиг. 3) показан узел шарнирного соединения 10 звеньев 1, 2 подкоса в аксонометрии (звенья подкоса сложены, створки панели солнечной батареи условно не показаны).

Фиг. 5 (вид Ж с фиг. 4) показывает взаимное расположение фиксирующего 106 отверстия проушины ведущего 1 звена и проходного 107 отверстия ведомого 2 звена относительно оси шарнирного соединения звеньев подкоса и траекторию 108 движения стопора 401 вдоль проушины ведущего звена опоры (звенья подкоса сложены).

Фиг. 6 (сечение 3-3 с фиг. 5) иллюстрирует расположение стопора 401 и его опоры качения 403 относительно проушины 102 ведомого 2 звена подкоса и проушины 101 ведущего 1 звена в сжатом состоянии пружины 402.

На фиг. 7 (выноска И с фиг. 2) показано расположение звеньев 1 и 2 подкоса и элементов их шарнирного соединения в разложенном положении подкоса.

Фиг. 8 (вид Л с фиг. 7) иллюстрирует взаимодействие стопора 401 с проушиной 102 ведомого 2 звена подкоса и проушиной 101 ведущего 1 звена в разгруженном состоянии пружины 402 (звенья подкоса в разложенном положении).

Фиг. 9 (выноска М с фиг. 8) в увеличенном масштабе иллюстрирует взаимное положение средней части 4012 стопора относительно фиксирующего отверстия 106 проушины 101 ведущего звена подкоса и части 408 корпуса, прилегающей к его первому торцу (звенья подкоса в разложенном положении).

Фиг. 10, 11 иллюстрирует размещение пластины 1021 на переходной части 1020 элемента «вилка» ведомого 2 звена подкоса между проушинами 102.

На фиг. 12 представлена схема взаимодействия опорной площадки выступа 1011 проушины 101 ведущего звена подкоса с переходной частью 1020 элемента «вилка» ведомого звена и с пластиной 1021.

На фиг. 13 показан внешний вид средства фиксации подкоса в аксонометрии (пружина в сжатом положении).

Фиг. 14 иллюстрирует устройство стопора 401.

В соответствии с изобретением подкос устроен следующим образом.

Подкос (см. фиг. 1-2) солнечной батареи содержит двухзвенный механизм, составленный из ведущего 1 и ведомого 2 звеньев. Наиболее предпочтительно звенья подкосов выполнить в виде стержней из углепластика, например, из углепластика на основе высокомодульной углеродной ленты Кулон-500/0,07 (СТО 75969440-007-2009). При этом соединение стрежней с их законцовками может быть выполнено с использованием накладок 6 (см., например, патент РФ 2292490). Накладки наиболее предпочтительно выполнить из сплава на основе титана.

Первые концы звеньев подкоса состыкованы друг с другом шарнирным соединением 10 «ухо-вилка» (см. фиг. 3, 4), второй конец ведущего 1 звена подкоса шарнирным соединением 20 соединен с корневой створкой 3 панели солнечной батареи, а второй конец ведомого 2 звена подкоса шарнирным соединением 30 соединен с корпусом 5 космического аппарата (см. фиг. 2).

Шарнирное соединение 10 «ухо-вилка» образовано одинарной проушиной 101, размещенной на законцовке ведущего 1 звена подкоса, двумя проушинами 102, размещенными на законцовке ведомого звена 2, и замыкающим болтом 103 (см. фиг. 3,4, 7).

Проушина ведущего 1 звена снабжена фиксирующим отверстием 106, а одна из проушин ведомого звена 102 снабжена проходным отверстием 107. В соответствии с изобретением ось 1061 фиксирующего 106 отверстия и ось проходного 107 отверстия ориентированы параллельно оси 104 шарнирного соединения звеньев и равноудалены от нее (см. фиг. 5) на расстояние R. Это в сочетании с их диаметрально противоположным размещением относительно оси 104 шарнирного соединения звеньев в их сложенном положении обеспечивает при повороте проушин на угол 180 градусов перевод их в соосное расположение друг относительно друга положение (см. фиг. 7, 8, 9, 12).

Средство фиксации 40 подкоса (см. фиг. 13, 14) содержит цилиндрический корпус 404, размещенные внутри корпуса пружину 402 и стопор 401. Первый торец корпуса выполнен открытым.

Как показано на фиг. 14 стопор 401 выполнен из носовой 4011, средней 4012 и хвостовой 4013 частей. Носовая часть 4011 выполнена в виде конуса с уклоном от 30 до 45 градусов и снабжена опорой качения 403, которая может быть выполнена в виде подшипника. При этом хвостовую часть 4013 стопора и внутреннюю поверхность корпуса целесообразно выполнить с одинаковым диаметром с допусками, соответствующими скользящей посадке, что обеспечивает возможность движения стопора внутри корпуса.

Пружина 402 размещена внутри корпуса между хвостовой частью 4013 стопора 401 и вторым торцом корпуса 404.

Корпус 404 закреплен на проушине 101 ведомого звена подкоса, при этом корпус со стопором ориентирован параллельно оси 104 шарнирного соединения звеньев, как показано на фиг.4, 5, 6. В соответствии с изобретением часть 408 корпуса, прилегающая к его первому торцу, введена в проходное отверстие 107, как показано на фиг. 6, 8, 9.

В соответствии с изобретением средняя часть 4012 стопора, поверхность фиксирующего отверстия 106 и внутренняя поверхность части 408 корпуса, прилегающая к первому его торцу, выполнены в виде конусов с близкими углами уклонов, как показано на фиг. 9. Размеры фиксирующего отверстия 106 и внутренней поверхности части 408 корпуса, прилегающей к первому его торцу, наиболее предпочтительно выбрать в виде единой конической поверхности при соосном совмещении - с обеспечением их сопряжения без изломов. На практике, как правило, это выполняется путем совместной обработки в собранном виде корпуса с проушинами 101 и 102 при соосном совмещении корпуса с фиксирующим отверстием. При этом второй торец корпуса может быть снабжен съемной перегородкой, при демонтаже которой и удалении из корпуса пружины может быть обеспечен доступ режущего инструмента к обрабатываемым поверхностям. Величина уклона β может быть выбрана в пределах от 2,5 до 3,5 градусов (см. фиг. 9).

В сжатом состоянии цилиндрической пружины 402 опора качения 403 носовой части 4011 стопора поджата к проушине 101 ведущего звена 1 подкоса, как показано на фиг.6.

В процессе развертывания звеньев подкоса опора качения 403 вместе с проушиной 102 ведомого звена 2 подкоса, поворачиваясь относительно оси 103 шарнирного соединения 10 звеньев подкоса, движется по круговой дуге 108 (см. фиг. 5), соединяющей центры фиксирующего 106 и проходного 107 отверстий.

По завершении развертывания подкоса при совмещении проходного 107 и фиксирующего 106 отверстий под действием силы упругости сжатой пружины 402 носовая часть стопора пропущена через фиксирующее 106 отверстие проушины ведущего звена (см. фиг. 8, 9).

При этом в разгруженном состоянии пружины средняя 4012 часть стопора за счет сил упругости пружины поджата к поверхностям фиксирующего 106 отверстия и части 408 корпуса, введенной в проходное отверстие 407, как показано на фиг. 8, 9.

В соответствии с изобретением подкос снабжен ограничителем углового движения звеньев относительно друг друга, выполненным в виде выступа 1011, размещенном на боковой поверхности проушины 102 ведущего звена 1 вблизи фиксирующего отверстия 106 (см. фиг. 3, 4, 12). Выступ 1011 ограничителя углового движения звеньев относительно друг друга может быть снабжен плоской опорной площадкой, ориентированной перпендикулярно ведущему 1 звену подкоса. Опорная площадка выступа 1011 выполнена с обеспечением возможности взаимодействия с переходной частью 1020 элемента «вилка» (диафрагмой) ведомого 1 звена подкоса (см. фиг. 12).

В соответствии с изобретением законцовку ведущего 1 звена подкоса наиболее предпочтительно выполнить из сплава на основе титана, а законцовку ведомого звена - из сплава на основе алюминия. При этом переходную часть 1020 элемента (диафрагму) шарнирного соединения 10 «вилка» ведомого звена целесообразно снабдить выполненной из стали пластиной 1021, размещенной между проушинами 102 шарнирного соединения звеньев (см. фиг. 10, 11).

Кроме того, средство фиксации 40 подкоса может быть снабжено ползуном 406, а его корпус 404 снабжен двумя продольными пазами 405, расположенными на стенке корпуса оппозиционно друг другу (см. фиг. 6, 9, 13). Ползун 406 пропущен сквозь указанные продольные пазы 405 с возможностью перемещения вдоль них и жестко соединен с хвостовой частью 4013 стопора.

Помимо этого, подкос может быть снабжен датчиком 407 положения стопора, размещенным на корпусе 404 средства фиксации (см. фиг. 6, 9). Датчик 407 положения стопора выполнен с возможностью обеспечения в сжатом состоянии пружины электрического контакта его чувствительного элемента с ползуном, как показано на фиг. 6. В разгруженном состоянии пружины (см. фиг. 8) при перемещении стопора и, соответственно, ползуна при разрыве электрического контакта ползуна с датчиком 407 положения стопора 10 от датчика 407 может быть получен сигнал о переводе подкоса в разложенное положение.

Подкос работает следующим образом.

В сложенном у боковой стенки корпуса виде, как показано на фиг. 1, вместе с космическим аппаратом подкос выводится на ОИСЗ, при этом пружина 402 стопора средства фиксации подкоса находится в сжатом состоянии, а опора качения 403 поджимается к проушине 101 первого конца ведущего звена подкоса (см. фиг. 5, 6). После выведения космического аппарата на ОИСЗ производится раскрытие корневой створки 3 панели солнечной батареи, при этом происходит поворот ведущего 1 и ведомого 2 звеньев подкоса относительно друг друга, при котором опора качения 403 перемещается по траектории 108 вдоль проушины 101 ведущего звена 1 подкоса (см. фиг. 5). При совмещении проходного 107 и фиксирующего 106 отверстий за счет сил упругости пружины 402 носовая часть стопора пропускается через фиксирующее отверстие (см. фиг. 8, 9), при этом средняя часть 4012 стопора поджимается как к фиксирующему отверстию 106, так и к части 408 корпуса, прилегающей к первому торцу корпуса. Вместе с этим опорная площадка 1011 на выступе боковой стенки проушины 101 ведущего звена подкоса упирается в переходную частью 1021 элемента «вилка» ведомого 1 звена подкоса, наиболее предпочтительно в стальную пластинку 1021. В результате подкос жестко фиксируется в разложенном положении (см. фиг. 2).

1. Подкос солнечной батареи, содержащий двухзвенный механизм, первые концы звеньев которого состыкованы друг с другом соединением «ухо-вилка», причем законцовка ведущего звена соединения выполнена в виде элемента «ухо», а законцовка ведомого звена - в виде элемента «вилка», при этом вторые концы звеньев подкоса шарнирно соединены с солнечной батарей и с корпусом космического аппарата, и средство фиксации подкоса в разложенном положении, включающее пружину и стопор, размещенный на ведомом звене и выполненный с обеспечением возможности взаимодействия с фиксирующим отверстием, расположенным на проушине ведущего звена, кроме того, подкос снабжен ограничителем углового движения звеньев относительно друг друга, выполненным в виде выступа, размещенного на боковой поверхности проушины ведущего звена вблизи фиксирующего отверстия, отличающийся тем, что стопор средства фиксации подкоса ориентирован параллельно оси шарнирного соединения звеньев и размещен в корпусе, закрепленном на проушине ведомого звена подкоса, причем первый торец корпуса выполнен открытым, при этом пружина размещена внутри корпуса между хвостовой частью стопора и вторым торцом корпуса, проушина первого конца ведомого звена подкоса снабжена проходным отверстием, причем оси фиксирующего и проходного отверстий ориентированы параллельно оси шарнирного соединения звеньев и равноудалены от нее, часть корпуса, прилегающая к его первому торцу, введена в проходное отверстие, при этом средняя часть стопора, поверхность фиксирующего отверстия и внутренняя поверхность части корпуса, прилегающая к первому его торцу, выполнены в виде конусов с близкими углами уклонов, носовая часть стопора снабжена опорой качения и в сжатом состоянии пружины поджата к проушине первого конца ведущего звена подкоса, а в разгруженном состоянии пружины пропущена через фиксирующее отверстие проушины ведущего звена подкоса, при этом средняя часть стопора поджата к поверхностям фиксирующего отверстия и части корпуса, прилегающей к его открытому торцу.

2. Подкос по п. 1, отличающийся тем, что выступ ограничителя углового движения звеньев снабжен плоской опорной площадкой, ориентированной перпендикулярно ведущему звену подкоса и выполненной с обеспечением возможности взаимодействия с переходной частью элемента «вилка» ведомого звена подкоса.

3. Подкос по п. 2, отличающийся тем, что законцовка ведущего звена подкоса выполнена из сплава на основе титана, а законцовка ведомого звена - из сплава на основе алюминия.

4. Подкос по п. 3, отличающийся тем, что переходная часть элемента «вилка» ведомого звена снабжена выполненной из стали пластиной, размещенной между проушинами шарнирного соединения звеньев.

5. Подкос по п. 1, отличающийся тем, что средство фиксации снабжено ползуном, а его корпус снабжен двумя продольными пазами, расположенными на стенке корпуса оппозиционно друг другу, при этом ползун пропущен сквозь указанные продольные пазы с возможностью перемещения вдоль них и жестко соединен с хвостовой частью стопора.

6. Подкос по п. 7, отличающийся тем, подкос снабжен датчиком положения стопора, размещенным на корпусе средства фиксации с возможностью обеспечения в сжатом состоянии пружины электрического контакта его чувствительного элемента с ползуном.

7. Подкос по п. 1, отличающийся тем, что стержни звеньев подкоса выполнены из углепластика.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике, в частности к реализации раскрытия многосекционных конструкций космических аппаратов. Способ раскрытия многосекционных конструкций заключается в снятии основных связей, развороте секций, снятии дополнительных связей после разворота и фиксации секции в конечном положении.

Изобретение относится к космической технике, а именно к способам изготовления конструкции механического устройства батареи солнечной. Способ изготовления конструкции механического устройства батареи солнечной заключается в том, что раму и панели батареи солнечной (БС) соединяют между собой и через раму с космическим аппаратом шарнирными соединениями.

Изобретение относится к космической технике, в частности к устройствам контроля раскрытия конструкций. Телескопическая упругая опора содержит корпус, пружину сжатия, опорную площадку, грузонесущую трубу и направляющую, расположенную внутри грузонесущей трубы.
Изобретение относится к космической технике. В способе ориентации космического аппарата (КА) ориентируют КА относительно направления на Солнце и Землю.
Изобретение относится к технологии изготовления солнечной батареи (СБ) космического аппарата (КА). Механическое устройство СБ содержит панели и раму, которые шарнирно связывают между собой в раскрытом положении.
Изобретение относится к технологии изготовления солнечной батареи (СБ) космического аппарата (КА). Механическое устройство СБ содержит панели и раму, которые шарнирно связывают между собой в раскрытом положении.

Изобретение относится к энергетике и может найти применение при создании солнечных космических электростанций локального энергоснабжения Земли. Система передачи энергии на Землю с орбитальной солнечной электростанции содержит солнечную батарею, преобразователь электрического тока в СВЧ энергию, фазируемую антенную решетку, приемную выпрямительную антенну.

Изобретение относится к эксплуатации солнечной батареи (СБ) космического аппарата (КА). Способ включает измерение тока СБ при задаваемых параметрах орбиты и углового положения СБ и КА и сравнение значений тока СБ, измеренных на текущем и предшествующих этапах полета.

Изобретение относится к эксплуатации солнечной батареи (СБ) космического аппарата (КА). Способ включает измерение тока СБ при задаваемых параметрах орбиты и углового положения СБ и КА и сравнение значений тока СБ, измеренных на текущем и предшествующих этапах полета.
Изобретение относится к эксплуатации солнечных батарей (СБ) космического аппарата (КА). Способ включает измерение тока СБ при задаваемых параметрах орбиты и углового положения СБ и КА и сравнение значений тока СБ, измеренных на текущем и предшествующих этапах полета.
Наверх