Способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов



Способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов
Способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов
Способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов
Способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов
Способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов
Способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов
Способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов
Способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов
Способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов
Способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов
G01S5/24 - определение местоположения одного пеленгатора путем определения направлений на несколько разнесенных источников излучения с известным местоположением

Владельцы патента RU 2733207:

Шайдуров Георгий Яковлевич (RU)

Заявляемое изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано для навигации подводных морских аппаратов (ПА) без всплытия. Целью заявляемого способа является облегчение определения положения подводного аппарата при помощи измерения разности прихода сверток сигналов базовых радионавигационных станций (РНС) и определения глубины его положения. В способе радионавигационного определения координат ПА осуществляют прием сигналов базовых (РНС) на подводном аппарате, направляя акустическую волну на поверхность моря в зоне работы РНС. Смодулированный акустический сигнал излучают на рабочей частоте РНС, а приемной антенной ПА принимают демодулированный широкополосный сигнал (ШПС), несущий код какой-либо из РНС, с выхода которой сигналы поступают на приемник, где производится их свертка с опорными сигналами известных ШПС кодов базовых РНС. Далее измеряют разности по времени прихода сверток сигналов РНС, по которым определяют линии и точку положения ПА с коррекцией глубины его положения, получаемой стандартными эхолотами. 4 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано для навигации подводных морских аппаратов без всплытия.

Известен способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов (ПА) с использованием системы береговых базовых радионавигационных станций (РНС), включающий в себя одну ведущую и по крайней мере две ведомых РНС, излучающих радиосигналы, на ПА принимают радиосигналы базовых РНС, при помощи антенны, буксируемой у поверхности воды, либо на радиобуй или бортовую антенну при всплытии ПА [1]. Такой способ используют известные морские РНС «Омега», «Чайка» и «Loran», работающие на частотах 10-100 кГц. Однако при работе ПА на больших глубинах, порядка 100 м и более, определение их координат затрудняется из-за высокого уровня поглощения морской водой радиосигналов этого диапазона частот и сложности скрытной буксировки приемной антенны. (Соловьев В.И., Новик Л.И., Морозов И.Д. Связь на море. Изд. Судостроение. Ленинград. 1978).

Наиболее близким техническим решением к заявленному является способ подводного приема радиосигналов на подводном аппарате, основанный на эффекте параметрической демодуляции электромагнитных волн акустическим излучением [патент RU 2453037, опубликован 09.02.2011], по которому для приема сообщения с подводного объекта акустическую волну направляют в заданную на водной поверхности область прихода электромагнитной волны, несущей сообщение, отличающийся тем, что излучение акустических волн осуществляют через равномерно расположенные вдоль корпуса подводного объекта основные акустические излучатели, фазируют акустические волны по каждому излучателю через управляемые эхолотами линии задержки, поочередно формируя на водной поверхности когерентную линейную область (виртуальную электрическую антенну), в зоне которой осуществляют параметрическую демодуляцию распространяющейся вдоль водной поверхности электромагнитной волны с выделением частоты модуляции Fм при условии ƒэа, где ƒэ - частота электромагнитной волны, несущей сообщение на частоте модуляции Fм; ƒa - частота акустической волны. Недостатком этого способа является необходимость приема сигналов сразу с нескольких базовых РНС и разделения их во времени и пространстве, что затрудняет их прием.

Целью заявляемого изобретения является определение координат подводного аппарата без всплытия.

Поставленная цель достигается следующим образом: в способе радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов, по которому для приема сообщения на подводном аппарате акустическую волну направляют на поверхность моря в зоне работы РНС, согласно изобретению, смодулированный акустический сигнал излучают на рабочей частоте РНС, а приемной антенной ПА принимают демодулированный широкополосный сигнал (ШПС), несущий код какой либо из РНС, далее в приемнике производят свертку принятых сигналов с опорными сигналами известных ШПС-кодов РНС, измеряют разность по времени прихода сверток сигналов РНС, по которой определяют линии и точку положения ПА с коррекцией глубины его положения, получаемой стандартными эхолотами.

На Фиг. 1 показан навигационный план линий положения, создаваемых сигналами базовых станций РНС где изображены: А - ведущая наземная РНС; В, С - ведомые наземные РНС; 1 - подводный аппарат, принимающий сигнал; 2 - линии положения; r1, r2, r3 - расстояния между базовыми РНС и подводным аппаратом, rAC, rAB - расстояния между ведущей и ведомыми базовыми РНС.

На Фиг. 2 изображена схема приема сигналов, реализующая заявленный способ где: 1 - подводный аппарат; 3 - поверхность моря; 4 - вектор напряженности электрического поля электромагнитной (ЭМ) волны базовых РНС; 5 - диаграмма направленности акустического излучения; 6 - акустический излучатель; 7 - ЭМ антенна для приема ШПС; 8 - излучение ЭМ сигнала ведущей РНС А; 9 - направление излучения ЭМ ШПС наземной РНС В; 10 - направление излучения ЭМ ШПС наземной РНС С; 11 - направление демодулированного ШПС с частотой Fм; Ez и Ех - компоненты электрического поля ЭМ волн БРС по осям z и x; ƒэ, ƒа - несущие частоты ЭМ и АК волн; h - глубина положения ПА.

На Фиг. 3 приведены эпюры огибающих сигналов РНС А, В, С где: 12, 13, 14 - акустические сигналы «подсветки» излучаемые с борта ПА; Ri(τ) - взаимно-корреляционная функция ШПС (ВКФ); tAB, tAC - разность времени прихода ЭМ сигналов в точку расположения ПА под поверхностью моря.

На Фиг. 4 приведена зависимость глубины приема h, от верхней частоты сигнала свертки для затухания - 40 дБ при электропроводности морской воды 4 См/м. Этот график демонстрирует глубину приема на несущих частотах РНС более 10 кГц.

Способ включает в себя подводный аппарат 1, расположенный под поверхностью моря 3 на глубине h, на котором расположены акустический излучатель 6, антенна 7 для приема ШПС, ведущую А и ведомые береговые радионавигационные станции В, С, расположенные на расстояниях r1, r2, r3 от подводного аппарата и расстояниях rAC, rAB от ведущей станции.

Представленный на фигурах способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов работает следующим образом.

Ведущая и ведомые базовые радионавигационные станции излучают электромагнитные широкополосные сигналы, фронт излучения которых образует линии положения 2, по разности прихода ШПС ведущей и ведомых базовых станций определяется точка положения подводного аппарата 1, на котором расположен акустический излучатель 6, облучающий поверхность моря 3, на некоторой площади, соответствующей сечению диаграммы направленности акустического излучения 5, на частоте ƒaэ. В скин-слое электромагнитной волны Еx, с рабочей частотой ƒэ, за счет управления проводимостью морской воды под воздействием акустического излучения 5, происходит параметрическое перемножение радиосигналов РНС и акустических сигналов, излучаемых с ПА на частоте ƒa. Таким образом в скин-слое ЭМ волны появляются комбинационные сигналы верхних и нижних частот модуляции ƒэ±Fм±ƒа, где Fм - частота модулирующего ШПС с кодом адреса какой-либо из РНС. Если ƒэa, за счет высокоточной синхронизации, обеспечивающей равенство несущих частот, то в скин-слое ЭМ волны выделяется последовательность сигналов ШПС-кода в диапазоне низких частот Fм с затуханием в морской воде существенно меньшим, чем затухание несущей частоты ƒэ. Таким образом на приемную ЭМ антенну 7, расположенную на борту ПА 1, принимаются непосредственно ШПС 11. Если работать на достаточно высоких частотах, в диапазоне 1-3 мГц, то возможен перенос ШПС на некоторую промежуточную частоту с последующей демодуляцией в приемнике ПА. Если ЭМ сигналы РНС излучаются на частоте ωэ=2π⋅ƒэ модулированной ШПС-кодом с периодом Tk:

а сигналы акустической «подсветки» приходят в скин-слой ЭМ-волны на той же частоте ωаэ:

то за счет модуляции электропроводности воды акустическим излучением:

в скин-слое ЭМ-волны возникает ток проводимости:

В результате этого перемножения появляется сигнал комбинационных частот ƒэ±ƒa, при этом, если ƒэa, то сигнал двойной частоты поглощается морской водой по мере увеличения глубины, и остаются лишь частоты модуляции Fм с ШПС-кодом 11

поступающим на приемную низкочастотную антенну 7, расположенную на борту ПА. В приемнике ПА код ШПС декодируется, в результате чего получается его свертка Ri(τ) (фиг. 3) с амплитудой, превышающей уровень приходящего сигнала на величину базы ШПС-кода.

При Тk=1 мс, верхняя частота спектра демодулированного сигнала будет равна . Сигнал свертки Eh в этой полосе частот принимается ЭМ антенной 7 со всей площади, облучаемой АК излучателем:

В результате происходит компенсация потерь за счет параметрического эффекта. По данным лабораторных исследований [2], коэффициент параметрической демодуляции при плотности потока мощности АК излучения 1 Вт/м2 составляет величину 10-3 и резко увеличивается по мере нарастания мощности АК излучения.

Для приема сигнала, при изотропной мощности АК излучателя РA=1000 Вт, глубине ПА h=100 м, площади акустической антенны SA=1 м2 и длине акустической волны λ=0,1 м (рабочая частота 15 кГц), плотность потока мощности у поверхности воды составит:

В отличие от точечного приема, например, на магнитную антенну, поверхностная параметрическая антенна во много раз более эффективна. Увеличение амплитуды сигнала свертки возможно также как за счет расширения базы ШПС, так и за счет времени приема. При скорости подводного хода ПА 10 узлов (0,5 м/с) и среднеквадратичной ошибке оценки координат для длинноволновых РНС 300 м, возможное время накапливания сигнала составит 600 с. Таким образом, энергетический потенциал приема сигналов РНС является управляемым параметром, способным, не смотря на потери при параметрическом преобразовании, реализовать предлагаемый способ подводной навигации.

В микроконтроллере приемника регистрируется разность времени прихода свертки Ri(τ) между сигналами ведущей РНС А 12 и ведомыми станциями В 13 и С 14 с коррекцией на глубину положения ПА h, определяемую бортовым эхолокатором.

Каждой из разности расстояний rAB=с⋅tAB±k2h, rAC=c⋅tAC±k1h, соответствует своя линия положений 2. Пересечение этих линий дает точку положения ПА, где с - скорость распространения радиоволн; k1 и k2 - коэффициенты коррекции на глубину положения ПА;

Промышленная применимость

Преимуществом нового способа является Определение координат ПА без всплытия, что существенно улучшает тактико-технические возможности подводных судов. Особое преимущество новый способ имеет при продвижении подо льдами Арктики.

Способ радионавигационного определения координат подводных морских аппаратов (ПА), заключающийся в приеме сигналов базовых радионавигационных станций (РНС) на подводном аппарате, направляя акустическую волну на поверхность моря в зоне работы РНС, отличающийся тем, что смодулированный акустический сигнал излучают на рабочей частоте РНС, а приемной антенной ПА принимают демодулированный широкополосный сигнал (ШПС), несущий код какой-либо из РНС, с выхода которой сигналы поступают на приемник, где производится их свертка с опорными сигналами известных ШПС кодов базовых РНС, измеряют разности по времени прихода сверток сигналов РНС, по которым определяют линии и точку положения ПА с коррекцией глубины его положения, получаемой стандартными эхолотами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству размещения датчика взлома, относительно элемента салона транспортного средства, датчика взлома, сконфигурированного, чтобы обнаруживать проникновение в салон транспортного средства.

Изобретение относится к области гидроакустики. Cпособ оперативного контроля многоканального приемного тракта гидроакустического комплекса корабля, при котором на вход каждого канала из каналов, соответствующих норме, в режиме реального времени, не прерывая штатную работу канала, подают стимулирующий электрический сигнал Uвх в рабочем диапазоне частот на верхней v>vв или нижней границе полосы пропускания vн>v, подвергают БПФ обработке участки частотного диапазона, в которых содержится стимулирующий сигнал, рассчитывают с помощью известного коэффициента передачи Kпер(v) многоканального приемного тракта величину ожидаемого сигнала на выходе каждого канала Uвых=Kпер(v)Uвх, сравнивают полученную величину с заданной величиной Uдоп, и те каналы, в которых разность |Uдоп-Uвых| этих величин превышает допустимую, считают отказавшими, а остальные каналы продолжают подвергать процедуре контроля посредством стимулирующего сигнала, отслеживая изменение коэффициентов передачи каналов.

Изобретение относится к области усилительной и генераторной техники и может быть использовано в передающих трактах (ПТ) для возбуждения гидроакустических антенн. Технический результат - повышение энергетической эффективности, надежности и безопасности работы в условиях практически неограниченного изменения импеданса нагрузки, что дает возможность бесперебойного функционирования ПТ в экстремальных режимах работы с сохранением стабильных характеристик выходного сигнала, в частности АЧХ.

Изобретение относится к гидроакустической технике и может быть использовано при разработке и изготовлении корабельных приемных гидроакустических антенн, размещаемых на подводных лодках, надводных кораблях и подводных аппаратах.

Изобретение относится к области подводной навигации, а именно к определению местоположения подводного объекта посредством гидроакустической навигационной системы, и может быть использовано для определения навигационных характеристик (азимута, угла места, дальности, наклонного расстояния) подводного объекта.

Изобретение относится к области подводной навигации, а именно к определению местоположения подводного объекта посредством гидроакустической навигационной системы, и может быть использовано для определения навигационных параметров (азимута, дальности, наклонного расстояния) подводного объекта.

Ультразвуковой датчик прикрепляется к объекту крепления и проходит через объект крепления. Ультразвуковой датчик включает в себя генератор, который имеет приемо-передающую поверхность, которая передает или принимает ультразвуковую волну, цилиндрический упругий элемент, который окружает внешнюю поверхность генератора, простирающуюся от приемо-передающей поверхности в направлении по толщине приемо-передающей поверхности, и имеет внутреннюю поверхность, контактирующую с внешней поверхностью генератора, тело, которое имеет корпус с дном и в котором расположены генератор и упругий элемент, за исключением выступающего участка со стороны упомянутой приемо-передающей поверхности, и кольцевое тело, которое окружает выступающий участок упругого элемента и расположено в теле в контакте с передней частью объекта крепления.

Группа изобретений относится к ультразвуковым средствам визуализации, более конкретно к ультразвуковым системам и способам визуализации, предназначенным для получения данных во многих плоскостях в режимах одно- и двухплоскостной визуализации в реальном времени.

Группа изобретений относится к ультразвуковым средствам визуализации, более конкретно к ультразвуковым системам и способам визуализации, предназначенным для получения данных во многих плоскостях в режимах одно- и двухплоскостной визуализации в реальном времени.

Группа изобретений относится к отслеживанию движения, вызванного сдвиговыми волнами, а именно к применению корреляции при отслеживании движения. Ультразвуковое устройство для оценки движения содержит схему получения изображения, выполненную с возможностью испускания через акустические окна, поперечно разнесенные в направлении распространения сдвиговой волны, соответствующего множества ультразвуковых импульсов для отслеживания аксиального движения, обусловленного волной, при этом волна вызвана аксиально направленным толчком, и схему отслеживания движения, выполненную с возможностью использования автокорреляции на основании движения для оценки аксиального смещения и использования оценки в качестве начальной точки для взаимной корреляции для модификации оценки так, чтобы выдавать модифицированное смещение.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к пеленгаторам. Предложено устройство для определения пеленга и дальности до источника сигнала, содержащее первую антенну, первый и второй микробарометры, а также пять аналого-цифровых преобразователей (АЦП), подключенных к персональной электронно-вычислительной машине (ПЭВМ), дополнительно содержащее блок системы единого времени и блок связи с абонентами, подключенные к ПЭВМ, последовательно соединенные первый усилитель, первый фильтр, второй усилитель, первый пороговый блок и схему ИЛИ, последовательно соединенные вторую антенну, третий усилитель, второй фильтр, четвертый усилитель и второй пороговый блок, последовательно соединенные третью антенну, пятый усилитель, третий фильтр, шестой усилитель и третий пороговый блок, последовательно соединенные седьмой усилитель, четвертый фильтр, восьмой усилитель, пятый фильтр, четвертый пороговый блок и первую схему И, последовательно соединенные первый цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) и первый калибратор, последовательно соединенные второй ЦАП и второй калибратор, последовательно соединенные третий ЦАП и третий калибратор, последовательно соединенные четвертый ЦАП и четвертый калибратор, последовательно соединенные пятый ЦАП и первый формирователь, последовательно соединенные шестой ЦАП и второй формирователь, последовательно соединенные первый таймер, вторую схему И и первый счетчик, последовательно соединенные девятый усилитель, шестой фильтр, десятый усилитель, седьмой фильтр, пятый пороговый блок и третью схему И, последовательно соединенные седьмой ЦАП и пятый калибратор, последовательно соединенные восьмой ЦАП и третий формирователь, последовательно соединенные второй таймер, четвертую схему И и второй счетчик, а также первый тактовый генератор, подключенный ко вторым входам второй и четвертой схем И, третий и четвертый таймеры, последовательно соединенные аналоговые первый квадратор, сумматор, первый делитель, шестой пороговый блок и пятую схему И, последовательно соединенные пятый таймер, шестую схему И и третий счетчик, а также шестой АЦП, второй тактовый генератор, подключенный ко второму входу шестой схемы И, и аналоговые второй и третий квадраторы, подключенные входами, соответственно, ко второму и третьему фильтрам, а выходами подключенные, соответственно, ко второму входу сумматора и ко второму входу первого делителя, последовательно соединенные второй делитель, корректор нелинейности, первый блок вычисления модуля, блок вычитания, второй блок вычисления модуля, седьмой пороговый блок и инверсный вход седьмой схемы И, последовательно соединенные ключ, запоминающее устройство и третий блок вычисления модуля, подключенный ко второму входу блока вычитания, последовательно соединенные восьмую схему И и одновибратор, подключенный к управляющему входу ключа, а также седьмой АЦП и блок сравнения знаков, подключенный входами к корректору нелинейности и к запоминающему устройству, а выходом подключенный ко второму входу седьмой схемы И.
Наверх