Кормовая оконечность подводного технического средства
Владельцы патента RU 2735450:
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (RU)
Изобретение относится к области подводного судостроения, а именно к оборудованию для рулевого управления. Кормовая оконечность подводного технического средства содержит правый и левый верхние, правый и левый нижние стабилизаторы, закрепленные под углом к основной плоскости подводного технического средства. При этом верхняя и нижняя пары стабилизаторов соединены в крайней от обшивки точке с образованием Л-образного профиля для верхней пары стабилизаторов и V-образного профиля для нижней пары стабилизаторов по отношению к наружной поверхности корпуса подводного технического средства. Достигается повышение живучести кормовой оконечности подводного технического средства при воздействии на стабилизаторы вертикальной нагрузки. 2 ил.
Изобретение относится к области подводного судостроения, а более конкретно - к оборудованию для рулевого управления и может быть использовано преимущественно на одновальных подводных лодках и глубоководных аппаратах.
Известна кормовая оконечность подводной лодки, включающая вертикальные и горизонтальные стабилизаторы с закрепленными на них рулями (Б.Ф. Дронов «Тенденции развития архитектуры подводных лодок», Военно-технический альманах «Тайфун» 2002 г., №2 (42). Такая схема размещения стабилизаторов стала общераспространенной, однако обладает недостатком - для обеспечения необходимой площади стабилизаторов их габариты, как правило, выходят за габаритные размеры корпуса подводной лодки. Кроме того, при таком размещении стабилизаторов с закрепленными на них рулями каждая из пар рулей обеспечивает управление подводной лодкой только в одной плоскости.
Известна кормовая оконечность подводной лодки, где две пары стабилизаторов - верхняя и нижняя с закрепленными на них рулями размещены под углом около 45° к основной плоскости подводной лодки. При этом обеспечивается управление подводной лодкой в любой плоскости любой парой стабилизаторов с рулями, а габариты стабилизаторов, как правило, не выходят за габариты корпуса подводной лодки (В.М. Букалов, А.А. Нарусбаев Л., Судостроение, 1968 г. Проектирование подводных лодок с. 89-91, рис 31). Такое техническое решение нашло применение, например, на ПЛ ВМС Швеции типа Gotland и ПЛ ВМС Германии типа 212.
Указанное техническое решение принято за прототип.
Недостатком технического решения принятого за прототип является следующее. Стабилизаторы подводного технического средства (например, подводной лодки или глубоководного аппарата) закрепленные под углом к основной плоскости подводного технического средства при покладке подводного технического средства на грунт и особенно при его всплытии во льдах подвержены в силу своего расположения опасности повреждения при воздействии вертикальной нагрузки.
Цель изобретения - повышение живучести кормовой оконечности подводного технического средства при его покладке на грунт или всплытии во льдах.
Указанная цель достигается тем, что кормовая оконечность подводного технического средства, включающая правый и левый верхние стабилизаторы, правый и левый нижние стабилизаторы, закрепленные под углом к основной плоскости на обшивке корпуса подводного технического средства отличается тем, что верхняя и нижняя пары стабилизаторов соединены в крайней от обшивки точке с образованием Л-образного профиля для верхней пары стабилизаторов и V-образного профиля для нижней пары стабилизаторов по отношению к наружной поверхности корпуса подводного технического средства.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в том, что повышается живучесть кормовой оконечности при воздействии на стабилизаторы вертикальной нагрузки, например при покладке подводного технического средства на грунт или всплытии его во льдах.
Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежом, где на Фиг. 1, 2 показана кормовая оконечность подводного технического средства.
Кормовая оконечность подводного технического средства содержит верхние 1 и нижние 2 стабилизаторы с закрепленными на них рулями 3 установленные на обшивке 4 подводного технического средства. При этом верхняя и нижняя пары стабилизаторов размещены под углом к основной плоскости подводного технического средства и соединены в крайней от обшивки 4 подводного технического средства точке с образованием Л-образного профиля для верхней пары стабилизаторов и V-образного профиля для нижней пары стабилизаторов.
Благодаря предложенной форме стабилизаторов кормовой оконечности подводного технического средства повышается живучесть при воздействии на стабилизаторы вертикальной нагрузки. При этом сохраняется возможность управления подводного технического средства любой парой рулей, закрепленных на стабилизаторах.
Таким образом, представленные описание и чертежи позволяют сделать заключение о том, что заявленная кормовая оконечность подводного технического средства обладает новизной, отличаясь от прототипа такими существенными признаками как - верхняя и нижняя пары стабилизаторов соединены в крайней от обшивки точке с образованием Л-образного профиля для верхней пары стабилизаторов и V-образного профиля для нижней пары стабилизаторов по отношению к наружной поверхности корпуса подводной лодки.
Кормовая оконечность подводного технического средства, содержащая правый и левый верхние стабилизаторы, правый и левый нижние стабилизаторы, закрепленные под углом к основной плоскости на обшивке корпуса подводного технического средства, отличающаяся тем, что верхняя и нижняя пары стабилизаторов соединены в крайней от обшивки точке с образованием Л-образного профиля для верхней пары стабилизаторов и V-образного профиля для нижней пары стабилизаторов по отношению к наружной поверхности корпуса подводного технического средства.