Охлаждаемая лопатка газовой турбины

Изобретение относится к турбостроению, а именно к охлаждаемой лопатке газовой турбины, предназначенной преимущественно для работы в области высоких температур. Охлаждаемая лопатка газовой турбины содержит полое перо (1), выполненное в виде передней полости (2) и задней полости (3), разделенных радиальной перегородкой (4). В передней полости (2) установлен передний дефлектор (5), закрепленный первыми поперечными ребрами (6) на стенках полого пера (1) со стороны спинки и корыта. В задней полости (3) установлен задний дефлектор (7), закрепленный вторыми поперечными ребрами (8) на стенках полого пера (1) со стороны спинки и корыта. В переднем дефлекторе (5) выполнены отверстия струйного охлаждения (9) входной кромки и стенок передней полости. В заднем дефлекторе (7) выполнены отверстия струйного охлаждения (10) стенок задней полости. В передней полости (2) в стенках полого пера (1) выполнены отверстия пленочного охлаждения (11). В щелевом канале выходной кромки (12) по высоте стенок полого пера расположены ряды штырьков (13) диаметром Dшт. Штырьки (13) размещены в шахматном порядке. Отношение поперечного S1 и продольного S2 шага установки штырьков к их диаметру Dшт составляет 2,5. На стенках полого пера (1) со стороны спинки и корыта установлены тыльные ребра (14). Тыльные ребра (14) имеют угольную форму с углом раскрытия 120°. Отношение толщины bр, высоты hp и ширины lр тыльного ребра к диаметру Dшт штырька (13) составляет 0,20-0,30, 0,12-0,33 и 1,1-1,3 соответственно. Отношение расстояния от оси штырька (13) до вершины угла тыльного ребра Sp к диаметру штырька Dшт составляет 0,9-1,2. Технический результат заключается в повышении эффективности охлаждения лопаток газовой турбины. 7 ил.

 

Изобретение относится к турбостроению, а именно к охлаждаемой лопатке газовой турбины, предназначенной преимущественно для работы в области высоких температур.

Известна лопатка газовой турбины (опубл. US №2015016973, опубл. 15.01.2015, МПК F01D 5/18), содержащая полое перо с входной и выходной кромками, переднюю и заднюю полости пера, в которых установлены дефлекторы с отверстиями для подачи охлаждающего воздуха. Дефлекторами сформированы каналы для поперечного относительно пера течения охлаждающего воздуха от входной кромки в сторону выходной кромки. В выходной кромке выполнен щелевой канал со штырьками для выпуска воздуха в проточную часть турбины.

Недостатком данного технического решения является низкая эффективность охлаждения щелевого канала выходной кромки лопатки из-за образования застойных зон за штырьками.

Известна другая лопатка с каналами охлаждения (патент US №6742991, опубл. 15.01.2004, МПК F01D 5/18), содержащая входную и выходную кромки, радиальную перегородку, формирующую переднюю и заднюю полости, в которые установлены дефлекторы с отверстиями для струйного охлаждения стенок. В выходной кромке выполнен щелевой канал со штырьками для выпуска воздуха в проточную часть турбины.

Недостатком данного технического решения является низкая эффективность охлаждения щелевого канала выходной кромки лопатки из-за образования застойных зон за штырьками.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению является охлаждаемая лопатка соплового аппарата газовой турбины (патент РФ №2663966, опубл. 13.08.2018, МПК F01D 5/18, F01D 9/02), содержащая полое перо, выполненное в виде передней полости и задней полости, разделенных радиальной перегородкой, передний дефлектор, установленный в передней полости и закрепленный первыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, задний дефлектор, установленный в задней полости и закрепленный вторыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, щелевой канал выходной кромки с установленными в нем рядами штырьков, при этом в переднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости, в заднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения стенок задней полости, в передней полости в стенках полого пера выполнены отверстия пленочного охлаждения.

Недостатком данного технического решения является низкая эффективность охлаждения щелевого канала выходной кромки лопатки из-за образования застойных зон за штырьками.

Технической задачей предлагаемого изобретения является снижение температуры стенки лопатки путем интенсификации теплоотдачи в щелевом канале выходной кромки.

Технический результат заключается в повышении эффективности охлаждения лопаток, что ведет к повышению их ресурса и, соответственно, ресурса газовой турбины в целом.

Это достигается тем, что в известной охлаждаемой лопатке газовой турбины, содержащей полое перо, выполненное в виде передней полости и задней полости, разделенных радиальной перегородкой, передний дефлектор, установленный в передней полости и закрепленный первыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, задний дефлектор, установленный в задней полости и закрепленный вторыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, щелевой канал выходной кромки с установленными в нем рядами штырьков, при этом в переднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости, в заднем в стенках полого пера выполнены отверстия пленочного охлаждения, ряды штырьков диаметром Dшт размещены по высоте стенок полого пера в шахматном порядке, а за каждым из штырьков, со стороны спинки и корыта, выполнены тыльные ребра, имеющие угловую форму с углом раскрытия 120°, толщиной bp, высотой hp и шириной lр, при этом отношение расстояния Sp от оси штырька до вершины угла тыльного ребра к диаметру Dшт штырька составляет 0,9-1,2, отношение поперечного S1 и продольного S2 шага установки штырьков к их диаметру Dшт составляет 2,5, отношение толщины bp, высоты hp и ширины lр тыльного ребра к диаметру Dшт штырька составляет 0,2-0,3, 0,12-0,33 и 1,1-1,3 соответственно.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена охлаждаемая лопатка газовой турбины (продольный разрез), на фиг. 2 представлено поперечное сечение А-А пера охлаждаемой лопатки, на фиг. 3 изображен поперечный разрез экспериментальной модели канала прямоугольного поперечного сечения со штырьками и тыльными ребрами, на фиг. 4 изображен продольный разрез экспериментальной модели канала, на фиг. 5 представлена численная эпюра плотности теплового потока q на внутренней поверхности экспериментальной модели канала прямоугольного поперечного сечения по прототипу, на фиг. 6 представлена эпюра плотности теплового потока q на внутренней поверхности экспериментальной модели канала прямоугольного поперечного сечения по предлагаемому изобретению, на фиг. 7 приведены графики зависимости среднего числа Нуссельта от числа Рейнольдса для экспериментальных моделей каналов по прототипу и согласно предлагаемому изобретению.

Охлаждаемая лопатка газовой турбины содержит полое перо 1, выполненное в виде передней полости 2 и задней полости 3, разделенных радиальной перегородкой 4. В передней полости 2 установлен передний дефлектор 5, закрепленный первыми поперечными ребрами 6 на стенках полого пера 1 со стороны спинки и корыта. В задней полости 3 установлен задний дефлектор 7, закрепленный вторыми поперечными ребрами 8 на стенках полого пера 1 со стороны спинки и корыта. В переднем дефлекторе 5 выполнены отверстия струйного охлаждения 9 входной кромки и стенок передней полости. В заднем дефлекторе 7 выполнены отверстия струйного охлаждения 10 стенок задней полости. В передней полости 2 в стенках полого пера 1 выполнены отверстия пленочного охлаждения 11.

В щелевом канале выходной кромки 12 по высоте стенок полого пера расположены ряды штырьков 13 диаметром Dшт. Штырьки 13 размещены в шахматном порядке, при этом отношение поперечного S1 и продольного S2 шага их установки к диаметру Dшт штырьков 13 составляет 2,5. На стенках полого пера 1 со стороны спинки и корыта установлены тыльные ребра 14 специальной формы за каждым из штырьков 13. Тыльные ребра 14 имеют угольную форму с углом раскрытия 120°, отношение их толщины bр, высоты hp и ширины lр к диаметру Dшт штырька 13 составляет 0,20-0,30, 0,12-0,33 и 1,1-1,3 соответственно. При этом отношение расстояния от оси штырька 13 до вершины угла тыльного ребра Sp к диаметру штырька Dшт составляет 0,9-1,2.

Охлаждаемая лопатка газовой турбины работает следующим образом.

Воздух поступает в передний 5 и задний 7 дефлекторы. Через отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости 9 воздух струями натекает на внутреннюю поверхность стенок полого пера 1, охлаждает их, движется между стенками переднего дефлектора 5 и полого пера 1, и вытекает в проточную часть турбины через отверстия пленочного охлаждения 11.

В задней полости 3 воздух через отверстия струйного охлаждения стенок задней полости 10 поступает в каналы между задним дефлектором 7 и стенками полого пера 1. После чего воздух попадет в щелевой канал выходной кромки 12, где при натекании на тыльные ребра 14, размещенные за штырьками 13, часть потока из пристеночной области перенаправляется в теневую зону за штырьками, приводя к разрушению парного вихря низкой интенсивности, что значительно повышает теплоотдачу в щелевом канале выходной кромки 12. Геометрические параметры тыльных ребер 14, выбранные экспериментально, обеспечивают гарантированную интенсификацию теплообмена в щелевом канале выходной кромки 12.

Проведенное численное моделирование течения воздуха в щелевых каналах выходной кромки 12 показало, что установка тыльных ребер 14 за штырьками 13 способствует уменьшению размеров застойных зон и разрушению парного вихря (фиг. 6). На данном рисунке видно, что установка тыльных ребер 14 в канал со штырьками 13 привела к ликвидации участков с низкой плотностью теплового потока за штырьками 13 (фиг. 5) и способствовала повышению интенсивности теплообмена в канале. Это обусловило уменьшение температуры стенки полого пера 1 на участке установки тыльных ребер 14 при обтекании потоком горячего газа. Это обеспечивает, без изменения суммарного расхода воздуха через лопатку, увеличение запасов прочности и повышения ресурса работы лопатки.

На фиг. 7 приведен график распределения осредненного числа Нуссельта Nucp в канале прямоугольного поперечного сечения с установленными штырьками согласно прототипу и в канале прямоугольного поперечного сечения с установленными штырьками и тыльными ребрами, согласно предлагаемому изобретению.

Как видно, осредненное число Нуссельта Nucp в канале со штырьками и тыльными ребрами больше на 35% по сравнению с каналом, в котором установлены только штырьки. Таким образом, достигнуто значительное увеличение интенсивности теплоотдачи и, соответственно, эффективности охлаждения на участке выходной кромки лопатки.

Уменьшение отношения толщины bр тыльного ребра 14 к диаметру Dшт штырька 13 ниже 0,2 приведет к усложнению технологического процесса их изготовления, а увеличение отношения bр к Dшт выше 0,3 приведет к значительному росту гидравлических потерь давления в щелевом канале выходной кромки 12.

Уменьшение отношения высоты hp и ширины lр тыльного ребра 14 к диаметру Dшт штырька 13 ниже 0,25 и 1,1 соответственно, приведет к уменьшению эффективности предложенного решения, и как следствие, снижению теплообмена. Увеличение отношения высоты hp и ширины lр тыльного ребра 14 к диаметру Dшт штырька 13 выше 0,65 и 1,3 соответственно приведет к значительному росту гидравлических потерь давления в щелевом канале выходной кромки 12.

Указанный диапазон отношения расстояния Sp от оси штырька 13 до вершины угла тыльного ребра 14 обеспечивает высокую эффективность предложенной конструкции, уменьшения отношения ниже 0,9 сопровождается снижением прироста теплоотдачи, а увеличение отношения выше 1,2 приводит к возрастанию гидравлических потерь давления в щелевом канале выходной кромки 12.

Использование изобретения позволяет повысить ресурс лопаток и, соответственно, газовой турбины в целом за счет повышение эффективности охлаждения выходной кромки.

Охлаждаемая лопатка газовой турбины, содержащая полое перо, выполненное в виде передней полости и задней полости, разделенных радиальной перегородкой, передний дефлектор, установленный в передней полости и закрепленный первыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, задний дефлектор, установленный в задней полости и закрепленный вторыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, щелевой канал выходной кромки с установленными в нем рядами штырьков, при этом в переднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости, в заднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения стенок задней полости, в передней полости в стенках полого пера выполнены отверстия пленочного охлаждения, отличающаяся тем, что ряды штырьков диаметром Dшт размещены по высоте стенок полого пера в шахматном порядке, а за каждым из штырьков, со стороны спинки и корыта, выполнены тыльные ребра, имеющие угловую форму с углом раскрытия 120°, толщиной bp, высотой hp и шириной lр, при этом отношение расстояния Sp от оси штырька до вершины угла тыльного ребра к диаметру штырька Dшт составляет 0,9-1,2, отношение поперечного S1 и продольного S2 шага установки штырьков к их диаметру Dшт составляет 2,5, отношение толщины bр, высоты hp и ширины lр тыльного ребра к диаметру Dшт штырька составляет 0,2-0,3, 0,12-0,33 и 1,1-1,3 соответственно.



 

Похожие патенты:

Раскрыто сопло (101) лопаточного типа для газовой турбины, содержащее впускную секцию (108), сужающуюся секцию (107) и выпускную секцию (106). Впускная секция (108) является секцией кольцевого канала, сужающаяся секция (107) содержит множество каналов для газового потока, отделенных множеством лопаток (105), каждый канал для газового потока опоясан внешней поверхностью периферийной стенки (110), внутренней поверхностью периферийной стенки (111), засасывающей поверхностью одной из двух смежных лопаток (105) и нагнетающей поверхностью другой из двух смежных лопаток (105), и впускные отверстия (102) каналов для газового потока имеют веерообразное сечение.

Изобретение относится к лопатке газотурбинной установки, содержащей перо, продолжающееся в радиальном направлении от хвостовика лопатки до венца лопатки, определяя размах, равный 0% у хвостовика лопатки и 100% у венца лопатки, и продолжающееся в радиальном направлении от входной кромки до выходной кромки, которая ограничивает хорду осевой длиной хорды, определенной осевой длиной прямой линии, соединяющей входную кромку и выходную кромку пера в зависимости от размаха.

Лопатка направляющего соплового аппарата газотурбинного двигателя оснащена системой охлаждения, содержащей вставку, устройство отбора. Вставка расположена внутри внутренней полости лопатки, соединена с входом охлаждающего воздуха лопатки и выполнена с возможностью охлаждения поверхности внутренней полости лопатки.

Изобретение относится к устройству для подачи отработавшего газа на колесо турбокомпрессора, содержащего фланец для соединения с трубопроводом двигателя внутреннего сгорания, устройство для подачи отработавшего газа, проходящее от фланца до колеса турбины, и перегородку, разделяющую устройство для подачи отработавшего газа на два канала, причем сторона, параллельная оси х фланца, имеет возвышение, выполненное в центре.

Лопатка осевой турбомашины содержит лопасть, выполненную радиально относительно потока турбомашины, полость в материале лопасти лопатки, усиливающую решетку в полости и закрытоячеистый пеноматериал, контактирующий с усиливающей решеткой и закрывающий полость для изолирования полости от окружающей среды вокруг лопатки.

Изобретение относится к турбостроению, в частности к газотурбинным двигателям (ГТД) наземного и авиационного применения. В узле промежуточного корпуса газотурбинного двигателя, расположенного между компрессором и турбиной, содержащего два кольцевых канала для подвода воздуха от компрессора к выносной камере сгорания и от выносной камеры сгорания к турбине через соответствующие патрубки, в отличие от известного кольцевой канал подвода воздуха от компрессора к выносной камере сгорания расположен внутри кольцевого канала подвода газа от выносной камеры сгорания к турбине и снабжен наклонной торцевой стенкой, а в диффузоре канала расположены разделитель потока и направляющие пластины.

Газовая турбина включает уплотнительный элемент для уплотнения зазора между переходной частью и торцевой стенкой сопел в сопловой решетке первой ступени турбины, причем торцевая стенка сопел имеет уплотнительную канавку.

Газовая турбина включает уплотнительный элемент для уплотнения зазора между переходной частью и торцевой стенкой сопел в сопловой решетке первой ступени турбины, причем торцевая стенка сопел имеет уплотнительную канавку.

Группа изобретений относится к авиадвигателестроению, а именно к конструкциям сопловых аппаратов ТВД и трактам воздушного охлаждения сопловых лопаток авиационных газотурбинных двигателей ГПА.

Лопатка газотурбинного двигателя содержит перо, первую полку, расположенную на продольном конце пера, и по меньшей мере один функциональный элемент. Полка имеет внутреннюю поверхность, образующую проточный канал, и противоположную ей наружную поверхность.

Изобретение относится к энергомашиностроению. Охлаждаемая лопатка статора турбины в турбинном двигателе содержит лопатку статора турбины, содержащую удлиненный аэродинамический профиль, содержащий внешнюю стенку 34 и внутреннюю стенку 33.
Наверх