Способ установки рабочего угла наклона лопастей стабилизатора
Владельцы патента RU 2740989:
Акционерное общество "Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова" (RU)
Изобретение относится к области ракетной техники. Способ установки рабочего угла наклона лопастей стабилизатора снаряда включает сборку стабилизатора снаряда, регулировку каждой его лопасти под заданным рабочим углом к продольной оси снаряда. После установки и регулировки раскрывают лопасть стабилизатора до ее фиксации в рабочем положении. До момента ее фиксации измеряют усилие сопротивления раскрытию лопасти, далее полученное значение сравнивают с предельно допустимым значением и, если значение превышает допустимое, блок стабилизаторов отправляют на разборку и последующую сборку с регулировкой. Технический результат - обеспечение гарантированного раскрытия и фиксации лопасти стабилизатора снаряда за счет контроля максимального значения усилия сопротивления раскрытию лопасти. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Предполагаемое изобретение относится к области вооружений и может быть использовано в области ракетной техники.
Известен способ установки рабочего угла наклона лопастей стабилизатора описанный в патенте РФ на изобретение №2194940 от 12.01.01 г., МПК F42B 10/14, выбранный нами в качестве прототипа предполагаемого изобретения. Данный способ включает сборку стабилизатора снаряда и регулировку каждой его лопасти под заданным рабочим углом к продольной оси снаряда.
Данный способ обеспечивает точность установки рабочего угла наклона лопастей стабилизатора в заданных допусках с учетом неплоскостности самой лопасти.
Недостатком данного способа является то, что при установке и регулировке лопастей стабилизатора под рабочим углом наклона не производится проверка выхода лопасти на рабочий угол раскрытия. В силу того, что регулировка угла наклона проводится вращением соединительного эксцентрикового пальца и, учитывая, что фактические размеры деталей могут отличаться от номинальных значений в пределах допусков на размеры деталей по конструкторской документации, при сборке блока стабилизатора возникает повышенное усилие сопротивления раскрытию лопасти, и может повлиять на выход лопасти в рабочее положение.
Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных выше недостатков, а именно обеспечение гарантированного раскрытия и фиксации лопасти стабилизатора снаряда за счет контроля максимального значения усилия сопротивления раскрытию лопасти.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в способе установки рабочего угла наклона лопастей стабилизатора снаряда, включающем сборку стабилизатора снаряда, регулировку каждой его лопасти под заданным рабочим углом к продольной оси снаряда, новым является то, что после установки и регулировки раскрывают лопасть стабилизатора до ее фиксации в рабочем положении, при этом до момента ее фиксации измеряют усилие сопротивления раскрытию лопасти, далее полученное значение сравнивают с предельно допустимым значением и, если значение превышает допустимое, блок стабилизаторов отправляют на разборку и последующую сборку с регулировкой.
Также усилие сопротивления может быть приложено к концевой хорде пластины лопасти в направлении перпендикулярном поверхности пластины. В частном случае усилие сопротивления прилагают в геометрическом центре боковой хорды.
Сущность изобретенного способа заключается в том, что за счет измерения усилия сопротивления раскрытию лопасти, производимому до ее фиксации в рабочем положении и сравнения этого значения с предельно допустимыми, обеспечивается точность установки и раскрытие лопасти стабилизатора снаряда.
Предложенное решение поясняется графическими материалами, где изображена сборка блока стабилизаторов на фиг. 1 вид сбоку, на фиг. 2 - вид сзади, в начальном положении, перед проверкой; на фиг. 3 - вид сзади, в конечном положении после проверки.
Блок стабилизаторов включает в себя корпус 1 на котором с помощью оси 2 выставляются лопасти 3 стабилизатора. При выходе изделия из транспортно-пускового контейнера, лопасти 3 начинают вращение вокруг установочной оси 2 до выхода на рабочий угол раскрытия и фиксируются подпружиненными защелками в корпусе 1 блока стабилизаторов.
Лопасти 3 должны быть надежно фиксироваться относительно корпуса 1. Раскрытие и фиксацию лопасти 3 необходимо проверять согласно схеме проверки: лопасть 3 до установки подпружиненных защелок в корпус 1 должна поворачиваться относительно оси 3 под действием собственного веса; после установки защелок блок стабилизаторов жестко закрепляется на горизонтальной поверхности, так, чтобы продольная ось блока связи была перпендикулярна поверхности, при этом, лопасть не должна касаться поверхности; усилие необходимо прикладывать в середине концевой кромки лопасти 3 перпендикулярно поверхности; усилие сопротивления раскрытию лопасти 3 фиксируется на участке вращения лопасти 3 от сложенного состояния до фиксации; усилие раскрытия лопасти 3 при повороте относительно оси 2 должно быть не более значения Р (Н), указанного в конструкторской документации; в случае если фактическое значение усилия Р превышает допустимое, блок стабилизаторов отправляют на разборку и последующую сборку с регулировкой.
Таким образом, предложенное техническое решение позволило исключить отказы изделия по причине нераскрывшихся на рабочий угол лопастей стабилизаторов и обеспечить работоспособность блока стабилизатора во всех условиях эксплуатации изделия.
1. Способ установки рабочего угла наклона лопастей стабилизатора снаряда, включающий сборку стабилизатора снаряда, регулировку каждой его лопасти под заданным рабочим углом к продольной оси снаряда, отличающийся тем, что после установки и регулировки раскрывают лопасть стабилизатора до ее фиксации в рабочем положении, при этом до момента ее фиксации измеряют усилие сопротивления раскрытию лопасти, далее полученное значение сравнивают с предельно допустимым значением и, если значение превышает допустимое, блок стабилизаторов отправляют на разборку и последующую сборку с регулировкой.
2. Способ установки рабочего угла наклона лопастей стабилизатора по п. 1, отличающийся тем, что усилие сопротивления прилагают к концевой хорде пластины лопасти в направлении, перпендикулярном поверхности пластины.
3. Способ установки рабочего угла наклона лопастей стабилизатора по пп. 1, 2, отличающийся тем, что усилие сопротивления прилагают в геометрическом центре боковой хорды.