Газотурбинная установка

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс работы, увеличить продолжительность жизненного цикла газотурбинной установки. Газотурбинная установка содержит газотурбинный двигатель и газодинамически связанную с ним силовую осевую турбину, роторы которых механически не связаны друг с другом. На статоре силовой турбины напротив полотна диска первой и последней ступеней силовой турбины образованы кольцевые полости, отделенные от проточной части силовой турбины подвижными уплотнениями. Кольцевая воздушная полость на статоре силовой турбины за последней ступенью пневматически сообщена с проточной частью одной из ступеней компрессора газотурбинного двигателя по меньшей мере одним трубопроводом с проточным краном на нем. На стенке каждой кольцевой полости статора силовой турбины установлен приемник давления среды в этой полости, соединенный с датчиком давления, а проточный кран снабжен электроприводом. Датчики давления воздуха в кольцевой воздушной полости и электропривод проточного крана связаны с системой управления установки. При сообщении кольцевой воздушной полости с проточной частью одной из ступеней компрессора газотурбинного двигателя двумя и более трубопроводами их выходные отверстия в кольцевую воздушную полость равноудалены друг от друга и от оси силовой осевой турбины. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к газотурбинным установкам с турбиной, вращающей компрессор газотурбинного двигателя, а также с силовой турбиной, вращающей выходной вал, но не вращающей компрессор.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является газотурбинная установка (ГТУ), содержащая газотурбинный двигатель и газодинамически связанную с ним силовую осевую турбину, роторы которых механически не связаны друг с другом, у которой на статоре силовой турбины напротив полотна диска первой и последней ступени силовой турбины образованы кольцевые полости, отделенные от проточной части силовой турбины подвижными уплотнениями, при этом кольцевая воздушная полость на статоре силовой турбины за последней ступенью пневматически сообщена с проточной частью одной из ступеней компрессора газотурбинного двигателя, по меньшей мере, одним трубопроводом с проточным краном на нем (см. заявку РСТ WO 2014/095712 А1, опубл. 16.12.2013).

Недостатком данного решения является то, что подача воздуха в кольцевую воздушную полость на статоре силовой турбины за ее последней ступенью осуществляется из проточной части одной из ступеней компрессора газотурбинного двигателя без учета давления воздушной среды в кольцевой полости на статоре перед первой ступенью силовой турбины. В процессе эксплуатации ГТУ происходит выработка подвижных уплотнений, вследствие чего изменяется давление в кольцевых воздушных полостях на статоре силовой турбины как перед первой ступенью, так и за последней ступенью, при этом не в одинаковой мере. Это приводит к разбалансировке осевой силы на роторе силовой турбины и, вследствие чего, к снижению долговечности упорного подшипника, воспринимающего осевую силу, а вместе с ним снижается и надежность и ресурс работы ГТУ.

Задача изобретения - повышение надежности и ресурса работы, увеличение продолжительности жизненного цикла ГТУ.

Ожидаемый технический результат - обеспечение оптимальной с точки зрения долговечности упорного подшипника осевой силы на роторе силовой турбины за счет поддержания заданного отношения давлений в кольцевых воздушных полостях на статоре силовой турбины.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что в известной ГТУ, содержащей газотурбинный двигатель и газодинамически связанную с ним силовую осевую турбину, роторы которых механически не связаны друг с другом, у которой на статоре силовой турбины напротив полотна диска первой и последней ступени силовой турбины образованы кольцевые полости, отделенные от проточной части силовой турбины подвижными уплотнениями, при этом кольцевая воздушная полость на статоре силовой турбины за последней ступенью пневматически сообщена с проточной частью одной из ступеней компрессора газотурбинного двигателя по меньшей мере одним трубопроводом с проточным краном на нем, по предложению на стенке каждой кольцевой полости статора силовой турбины установлен приемник давления среды в этой полости, соединенный с датчиком давления, а проточный кран снабжен электроприводом.

Датчики давления воздуха в кольцевой воздушной полости и электропривод проточного крана связаны с системой управления установки. При сообщении кольцевой воздушной полости с проточной частью одной из ступеней компрессора газотурбинного двигателя двумя и более трубопроводами их выходные отверстия в кольцевую воздушную полость равноудалены друг от друга и от оси силовой осевой турбины.

Установка на стенке каждой кольцевой полости статора силовой турбины приемника давления среды в этой полости, соединенного с датчиком давления, позволяет точно узнавать реальное давление в этих двух полостях. Зная площади полотен дисков первой и последней ступеней (а они во время эксплуатации не меняются), легко вычислить силу, действующую на упорный подшипник. При этом с помощью проточного крана эту силу можно корректировать во время работы ГТУ в зависимости от реальных условий работы ГТУ (режим работы ГТУ, износ уплотнений, смещение ротора силовой турбины относительно статора и другие причины).

Кроме того, датчики давления воздуха в кольцевых воздушных полостях и электропривод проточного крана могут быть связаны с системой управления установки, что дает возможность следить за усилиями, возникающими на упорном подшипнике и управлять этими усилиями с пульта.

Кольцевая воздушная полость напротив полотна диска последней ступени силовой турбины может быть сообщена с проточной частью одной из ступеней компрессора газотурбинного двигателя двумя и более трубопроводами, при этом их выходные отверстия в кольцевую воздушную полость могут быть равноудалены друг от друга и от продольной оси силовой осевой турбины, что позволяет подавать воздух из компрессора равномерно на полотно диска последней ступени турбины, не создавая термонапряжений на диске.

На фиг. 1 показана схема газотурбинной установки;

На фиг. 2 показана силовая турбина;

На фиг. 3 показана блок-схема связи датчиков давления в кольцевых воздушных полостях и электропривода проточного крана с системой управления ГТУ.

Газотурбинная установка содержит газотурбинный двигатель 1 и газодинамически связанную с ним силовую осевую турбину 2, роторы которых (и) механически не связаны друг с другом. На статоре 3 силовой турбины 2 напротив полотен диска 4 первой и диска 5 последней ступеней силовой турбины 2 образованы кольцевые полости 6 и 7, отделенные от проточной части силовой турбины подвижными уплотнениями 8 и 9, при этом кольцевая воздушная полость 7 на статоре 3 силовой турбины 2 за ее последней ступенью пневматически сообщена с проточной частью одной из ступеней компрессора 10 газотурбинного двигателя 1, по меньшей мере, одним трубопроводом 11 с проточным краном 12 на нем. На стенках кольцевых полостей 6 и 7 статора 3 силовой турбины 2 установлены приемники давления среды 13 и 14 в этих полостях, соединенные с датчиками давления 15 и 16, а проточный кран 12 снабжен электроприводом 17.

Датчики давления воздуха 15 и 16 на кольцевых воздушных полостях 6 и 7 и электропривод 17 проточного крана 12 могут быть связаны с системой управления 18 ГТУ.

При сообщении кольцевой воздушной полости 7 с проточной частью одной из ступеней компрессора 10 газотурбинного двигателя 1 двумя и более трубопроводами 11 их выходные отверстия в кольцевую воздушную полость 7 могут быть равноудалены друг от друга и от продольной оси силовой осевой турбины 2, что уменьшит возможность перекоса вала ротора силовой турбины.

Блок-схема на фиг. 3 содержит систему управления установки 18 и соединенные с ней выходы датчиков давления 15, 16 и вход электропривода 17 крана 12.

ГТУ работает следующим образом.

Силовую осевую турбину 2 оборудуют приемниками 13, 14 давления среды в кольцевых воздушных полостях 6, 7 на статоре 3 перед первой и за последней ступенью, которые соединяют с датчиками давления 15, 16 трубопроводами. Выходы с датчиков давления 15, 16 в виде электрических сигналов Р15 и Р16 соответственно подключают к системе управления установки 18. В системе управления установки 18 происходит вычисление отношения давлений Р15/Р16 и сравнение отношения с наперед заданным значением. При отклонении вычисленного отношения от заданного значения система управления формирует сигнал и подает его на электропривод 17 проточного крана 12. При этом при увеличении отношения Р15/Р16 от заданного значения формируют сигнал на увеличение открытия проточного крана 12, а при уменьшении отношения Р15/Р16 от заданного значения формируют сигнал на прикрытие проточного крана 12.

Заданные значения отношения давлений Р15/Р16 определяют расчетно-экспериментальным методом на основе допустимой минимальной осевой силы на роторе силовой осевой турбины, обеспечивающей максимальную долговечность упорного подшипника.

Реализация предложенного изобретения позволяет существенно увеличить продолжительность жизненного цикла и повышает надежность ГТУ.

1. Газотурбинная установка, содержащая газотурбинный двигатель и газодинамически связанную с ним силовую осевую турбину, роторы которых механически не связаны друг с другом, у которой на статоре силовой турбины напротив полотна диска первой и последней ступеней силовой турбины образованы кольцевые полости, отделенные от проточной части силовой турбины подвижными уплотнениями, при этом кольцевая воздушная полость на статоре силовой турбины за последней ступенью пневматически сообщена с проточной частью одной из ступеней компрессора газотурбинного двигателя по меньшей мере одним трубопроводом с проточным краном на нем, отличающаяся тем, что на стенке каждой кольцевой полости статора силовой турбины установлен приемник давления среды в этой полости, соединенный с датчиком давления, а проточный кран снабжен электроприводом.

2. Газотурбинная установка по п. 1, отличающаяся тем, что датчики давления воздуха в кольцевой воздушной полости и электропривод проточного крана связаны с системой управления установки.

3. Газотурбинная установка по п. 1, отличающаяся тем, что при сообщении кольцевой воздушной полости с проточной частью одной из ступеней компрессора газотурбинного двигателя двумя и более трубопроводами их выходные отверстия в кольцевую воздушную полость равноудалены друг от друга и от оси силовой осевой турбины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительному узлу теплосиловой установки, которая относится к системе уплотнения на жидкой основе, а именно для уплотнения валов центробежных насосов двигателей в машиностроительной и приборостроительной технике.

Узел ротора газовой турбины содержит корпус ротора, стопорную пластину и уплотнительную проволоку. Корпус ротора содержит участок елочного типа, выполненный с возможностью размещения соответствующего участка елочного типа лопатки, и окружную канавку, выполненную вблизи участка елочного типа ротора.

Объектом изобретения является камера (Е) опорного подшипника газотурбинной установки, содержащей неподвижную стенку (9), вращающийся вал (5), первую и вторую уплотнительные прокладки (10, 20) между стенкой и валом и полость (Cam) между неподвижной стенкой (9) и элементом (19) статора, питаемую воздухом через отверстие (19а) вблизи упомянутого вала (5).

Объектом изобретения является элемент газотурбинного двигателя, содержащий статор (2), ротор (1) и первое уплотнительное средство (9) между ротором (1) и статором (2), выполненное таким образом, чтобы быть активным, когда ротор находится в рабочем положении вокруг своей оси вращения (LL).

Изобретение относится к экранирующим элементам реактивного двигателя. Экранирующий элемент (30) расположен поверх зазоров между участками полки (20) соседних лопаток (10) ротора турбины и выполнен из композита с керамической матрицей с возможностью экранирования зазора между участками полки (20) за счет вхождения в контакт вдоль внутренних поверхностей корпусов участков полки.

Газотурбинная установка содержит ступень сжатия воздуха, имеющую по меньшей мере одно рабочее колесо компрессора, входной воздушный трубопровод, связанный с упомянутой ступенью сжатия, первое уплотнительное устройство, расположенное между передним участком рабочего колеса компрессора и входным воздушным трубопроводом и содержащее по меньшей мере одну уплотнительную прокладку, канал транспортировки воздуха, сжимаемого рабочим колесом.

Изобретение относится к области турбинных двигателей. Способ регулирования по меньшей мере одного двигателя, который содержит компрессор, камеру сгорания, первую и вторую турбины ниже по потоку от камеры сгорания, первый вращающийся вал, удерживающийся с возможностью вращения, по меньшей мере, с упомянутым компрессором и упомянутой первой турбиной, второй вращающийся вал, удерживающийся с возможностью вращения со второй турбиной, причем второй вращающийся вал, тем не менее, может свободно вращаться относительно первого вращающегося вала, включает в себя регулятор для управления подачей топлива к камере сгорания.

Изобретение относится к технологиям сборки авиационных двигателей и энергетических установок, методам контроля и обеспечения сборочных параметров и особенностей технологического процесса сборки и конструкции оснастки, в частности к методам контроля параметров при сборке опоры ротора турбины.

Изобретение относится к устройству защиты от утечек масла в сторону роторов турбины (2) газотурбинного двигателя, содержащему входную полость (18), выполненную с возможностью циркуляции в ней смеси воздух/масло, при этом указанная входная полость ограничена на выходе цапфой (8) ротора турбины и снаружи уплотнительным фланцем (14) цапфы, проходящим в осевом направлении ко входу, выходную полость (20), открывающуюся в сторону дисков (12) турбины и сообщающуюся с входной полостью через множество вентиляционных отверстий (22), выполненных в цапфе, и входной кольцевой отражатель (24), закрепленный на уплотнительном фланце цапфы и проходящий радиально внутрь в направлении вентиляционных отверстий.

Цапфа для турбины высокого давления выполнена с возможностью установки между валом турбины низкого давления и внутренней поверхностью опоры уплотнения турбины низкого давления и содержит удлинение для сбрасывания капель и углубление.

Описана система уплотнения маслосборника, содержащая внешний источник сжатого воздуха, выполненный с возможностью дополнительной подачи сжатого воздуха к маслосборнику подшипникового узла, когда режимы работы газотурбинного двигателя таковы, что встроенный источник сжатого воздуха, например компрессор газогенератора, таков, что генерируемое давление воздуха оказывается недостаточным для создания избыточного давления в уплотнительной камере маслосборника.
Наверх