Камера сгорания газотурбинной установки с выносными жаровыми трубами и малоэмиссионным горелочным устройством

Камера сгорания с выносными секциями жаровых труб газотурбинной установки, содержащих малоэмиссионное горелочное устройство с двухконтурными горелками, образующими дежурную и основную зоны горения хорошо перемешанной гомогенной смеси. Каждая секция камеры сгорания имеет три коллектора топливоподачи, воспламенитель и датчик контроля пламени. Для уменьшения трудоемкости изготовления конструкция двухконтурной горелки приспособлена к технологии селективного лазерного сплавления. Эффективная работа камеры сгорания и снижение эмиссии вредных веществ обеспечивается многокаскадной подачей топлива в три коллектора по специальной программе. 4 ил.

 

Изобретение относится к устройствам для сжигания топливного газа в камерах сгорания газотурбинной установки (ГТУ), используемых с целью обеспечения низкой эмиссии вредных веществ в выхлопных газах двигателя. Применение малоэмиссионного горелочного устройства в камерах сгорания ГТУ позволяет обеспечивать жесткие экологические требования к содержанию вредных веществ в выхлопных газах.

С целью выполнения современных и перспективных экологических требований по эмиссии выхлопных газов ГТУ разрабатываются малоэмиссионные системы горения, обеспечивающие сжигание бедной гомогенной (предварительно хорошо перемешанной) топливовоздушной смеси при температуре пламени не выше 1850К. В этом случае рабочий процесс горения реализуется, как показывает практика эксплуатации, в камерах сгорания с двухконтурными горелками, содержащими дежурную и основную зоны горения, а также каскадное (групповое) подключение горелок при строго дозированной подаче топлива в горелки по специальной программе в зависимости от режима работы газотурбинного двигателя и условий окружающей среды.

Ближайшими аналогами заявляемого изобретения является патент на изобретение RU №2468295 от 22.05.2009 F23R 3/14, где устройство сгорания содержит жаровую трубу и горелку с предварительной подготовкой топливовоздушной смеси, а также патент №2310086, 13.02.2006, МПК F02C 3/14, описывающий конструкцию выносной камеры сгорания, содержащую силовой корпус, в стенке которого выполнены отверстия, окантованные фланцами, к которым присоединены кожухи с расположенными внутри них жаровыми трубами, соединенными с газосборниками. По способу розжига и регулирования топливоподачи близким аналогом является патент RU №2258822 от 27.11.2003.

В отличие от указанных аналогов заявленный технический результат в предлагаемой выносной жаровой трубе с малоэмиссионным горелочным устройством достигается с помощью введения в конструкцию головной части жаровой трубы требуемого из условий организации рабочего процесса горения количества двухконтурных горелок с каналами раздельного подвода топлива в дежурную зону в виде центрального тела с отверстиями для подачи топлива и воздуха в основную зону в виде кольцевого канала с завихрителем, на лопатках которого располагаются отверстия подачи топлива в закрученный поток воздуха. При этом малоэмиссионное горелочное устройство с двухконтурными горелками крепится к каждой отдельной секции камеры сгорания. Топливоподача осуществляется через три отдельных коллектора, расположенных на каждой секции жаровой трубы, а розжиг и регулирование выполняется одним дозатором расхода топлива и системой клапанов.

Прямым аналогом указанной двухконтурной горелки служит малоэмиссионная горелка в соответствии с патентом №2442932 от 20.02.2012F34. Отличия используемых двухконтурных горелок в предлагаемом горелочном устройстве заключаются в следующем:

- уменьшена относительная величина попутного уступа-турбулизатора на входе в наружный контур горелки до 10%;

- снижен расход воздуха через наружный контур в основную зону горения за счет высоты наружного канала и уменьшения наружного диаметра горелки;

- уменьшена длина и диаметр камеры смешения за срезом центрального сечения.

Кроме того, в связи с освоением новой передовой технологии изготовления горелок селективным лазерным сплавлением, имеют место следующие дополнительные отличительные признаки:

- изменено конструктивное выполнение самой горелки, характеризуемое наличием лишь 3-х деталей (вместо 6-ти в аналоге) - корпуса, включающего входное устройство с реданом и завихрителем; плохообтекаемое центральное тело с отверстиями подачи воздуха и топлива в дежурную зону, выращиваемых как единое целое по аддитивной технологии; штока подвода топлива и камеры смешения;

- отверстия и каналы подачи топлива основной зоны, каналы подачи топлива дежурной зоны имеют вместо круглой формы каплеобразную форму (из-за особенностей ЗД печати при выращивании);

- ребра воздушного канала дежурной зоны выполнены под углом 45° к оси горелки.

Конструктивные отличия предлагаемого горелочного устройства от горелок патента RU №2258822 заключаются в следующем:

- камера сгорания по патенту RU №2258822 содержит отдельный набор (тип) горелок с предварительным смешением для организации дежурной и отдельный набор горелок основной зоны горения, расположенных в два яруса (наружном и внутреннем);

- в предлагаемом горелочном устройстве содержится один тип двухконтурных горелок предварительного смешения, обеспечивающих работу дежурной и основной зоны горения без ярусного расположения их во фронтовом устройстве жаровой тубы.

Отличия в способе розжига и топливоподачи при наборе мощности ГТУ заключаются в следующем:

В патенте RU №2258822:

1. Запуск осуществляется подачей топлива в дежурную горелку наружного яруса. Выход на режим малого газа - дополнительная подача топлива в дежурные горелки внутреннего яруса;

2. При выходе на режим холостого хода осуществляется подача топлива в горелки основной зоны горения;

3. На номинальном режиме максимальный расход топлива подается в горелки основной зоны при снижении расхода топлива через дежурную зону;

4. В системе топливо-регулирования используются 3 дозатора.

В предлагаемой конструкции для управления мощностью и поддержания требуемой частоты вращения используется один дозатор управления стационарный (ДУС) с 3-мя регулировочными клапанами и байпасной дроссельной шайбой, обеспечивающей постоянный необходимый расход топлива в дежурную зону, либо 3-мя ДУС и байпасной дроссельной шайбой,. Горелочное устройство выносной жаровой трубы камеры сгорания, содержащее двухконтурные горелки с дежурной и основной зонами горения и 3 коллектора системы топливоподачи, обеспечивают розжиг при подаче топлива только в дежурную зону и каскадное (групповое) подключение горелок с целью снижения эмиссии вредных веществ продуктов сгорания на промежуточных и основных режимах работы ГТУ.

Предполагаемое изобретение поясняется чертежами, которые не охватывают и, тем более не ограничивают весь объем притязаний данного технического решения, а являются лишь иллюстрирующими материалами частного случая выполнения.

На фиг. 1 представлен общий вид выносной жаровой трубы с малоэмиссионным горелочным устройством с коллекторами подвода топлива в дежурную и основную зоны горения, где показано расположение основных элементов конструкции.

Каждая выносная жаровая труба камеры сгорания ГТУ состоит из следующих основных элементов:

- коллектор дежурного контура (1);

- коллектор основного контура 2а (2);

- коллектор основного контура 2б (3);

- малоэмиссионное горелочное устройство (5) с двухконтурными горелками;

- труба жаровая (пламенная) (7);

- наружный кожух (6);

- воспламенитель (зажигающее устройство) (4).

Двухконтурная горелка (фиг. 2) содержит корпус горелки с завихрителем и центральным телом (9); завихритель с полыми лопатками (18) и попутный уступ-турбулизатор (16), расположенный на наружном диаметре воздушного канала на входе перед лопатками завихрителя; шток (8) с каналами (12) и (13) подвода топлива в основную и дежурную зоны соответственно и с отверстиями (17) подачи топлива из кольцевого коллектора (14) в основную зону горения; плохообтекаемое центральное тело (19), являющееся продолжением завихрителя, с отверстиями (21) подачи воздуха в дежурную зону горения и отверстиями (11) подачи топлива в дежурную зону из кольцевого коллектора (15) через центральный канал (20). Плохообтекаемое тело, используемое в данной горелке в качестве стабилизатора пламени, представляет собой цилиндр, переходящий в усеченный конус с углом образующей 5…7° и соотношением диаметра основания конуса к диаметру цилиндра равным 1,35…1,45. На фиг. 3 показан состав деталей, определяющих конструкцию горелки, где (9) - корпус горелки с завихрителем и центральным телом, изготавливаемый как единая деталь по аддитивной технологии, а шток (8) и элемент камеры смешения (10), изготавливаемые механическим способом.

Выносные жаровые трубы камеры сгорания ГТУ работают следующим образом.

Для подачи топлива по специальной программе с целью управления мощностью и поддержания требуемой частоты вращения ротора с учетом климатических условий и теплового состояния ГТУ используются дозаторы топливоподачи, регулировочные клапаны и дроссельные шайбы. Схема топливоподачи каждой секции выносной жаровой трубы, в которой установлены в качестве примера возможного варианта конструкции двухконтурные горелки в количестве 6 штук (частный случай), представлена на фиг. 4.

Работа камеры сгорания с выносными жаровыми трубами ГТУ, оснащенными малоэмиссионными горелочными устройствами, осуществляется следующим образом.

При запуске и раскрутке ротора от общего коллектора дежурной зоны ГТУ топливо подается в дежурный коллектор каждой секции выносной жаровой трубы и дежурный контур всех горелок. Разжигается дежурная зона, назначение которой - поддержка горения гомогенной топливовоздушной смеси основной зоны горения. Горение дежурного топлива происходит диффузионно в обратных токах за центральным телом (19) в закрученной струе воздуха.

По завершении запуска на этапе разгона ротора на выбранной промежуточной частоте вращения в работу включается топливный дозатор, регулирующий подачу топлива в 2а контур основной зоны, состоящий из 3-х горелок и снижающий расход топлива в дежурный контур. При этом топливо через большое число мелких отверстий (17) в стенках полых лопаток (18) впрыскивается в поток воздуха, обтекая попутный уступ-турбулизатор (16). Образуется бедная однородная топливовоздушная смесь основной зоны, выходящая из горелки в виде кольцевой закрученной струи.

Выход на режим холостого хода выполняется при требуемом расходе топлива, подаваемого в основной 2а (либо 2б) контур (работа 3-х горелок одной секции) и дежурный контур всех 6 горелок одной секции. При выбранной частичной нагрузке подключается в работу 2б (либо 2а) контур, т.е. работают все 6 горелок одной секции. Выход на номинальный режим осуществляется при работе 2а и 2б контуров и минимальном постоянном расходе топлива через дежурный контур. Настройка совместной работы клапанов, регулирующих дозировку топлива по контурам 2а и 2б, должна производиться по специальной программе, обеспечивающей приемлемый уровень температур горения и минимально возможные выбросы NOx и СО.

Горение топливовоздушной смеси основного контура в закрученной струе обеспечивается при подводе тепла от горящего дежурного топлива, а также в следе за центральным телом, совместно с дежурным топливом и возвратными продуктами горения. В результате взаимного поддерживающего горения двух зон, обеспечивается устойчивое горение во всем рабочем диапазоне. На номинальном режиме работы двигателя топливовоздушная смесь основного контура сгорает практически без тепловой поддержки дежурной зоны, а уменьшение расхода топлива в дежурную зону обеспечивает минимальный уровень выбросов оксидов азота.

Камера сгорания с выносными жаровыми трубами и малоэмиссионным горелочным устройством, секции которой содержат жаровую трубу, наружный кожух, вспомогательное зажигающее устройство и датчик пламени, отличающаяся тем, что с целью обеспечения низкой эмиссии вредных веществ в выхлопных газах ГТУ в качестве горелочного устройства используются двухконтурные горелки, изготавливаемые методом селективно лазерного сплавления, включающие дежурную и основную зоны горения предварительно перемешанной гомогенной топливовоздушной смеси и систему коллекторов раздельной подачи топлива в дежурную и основную зоны по специальной программе, обеспечивающей розжиг камеры сгорания при подаче топлива только в дежурную зону горелок и предусматривающей каскадное (групповое) подключение горелок и регулирование подачи топлива в зоны горения с целью управления мощностью, поддержания требуемой частоты вращения ротора и обеспечения экологической безопасности с учетом климатических условий и теплового состояния ГТУ.



 

Похожие патенты:

Раскрыт топливный инжектор (600) для газотурбинного двигателя. Топливный инжектор (600) содержит две первичные трубки, вторичную трубку (603), первичный проход для газа и вторичный проход для газа.

Завихритель для импульсной камеры сгорания содержит установленные в круглом корпусе профили, передняя часть которых ориентирована по направлению воздушного потока, выходящего из компрессора высокого давления.

Способ уменьшения выбросов NOx в газовой турбине, в котором поток первичного воздуха и поток топлива подают в двойной кольцевой завихритель (4) с противоположным вращением, причем указанный поток первичного воздуха подают во внутреннюю и внешнюю кольцевые камеры (51, 52).

Завихритель (60) для смешивания топлива с воздухом в двигателе сгорания (10) имеет центральную ось (63), основание (61) завихрителя, имеющее верхнюю поверхность (62), центральную часть (64), ряд основных завихрительных элементов (65) и ряд препятствующих элементов (66).

Завихритель (1) для создания смеси топливо/воздух имеет центральную ось (9) и содержит кольцевой массив лопаток (7), кольцевую закрывающую плиту (92) и множество смесительных каналов (75).

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к конструкциям основных камер сгорания. Топливовоздушная двухзонная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя, преимущественно работающая на жидком топливе, образующая пилотный и основной контуры и включающая форсунку в виде корпуса с каналами подачи топлива, ряд коаксиально установленных завихрителей в виде кольцевых каналов с лопатками для закрутки воздушного потока, разделитель потока топливовоздушной смеси, размещенный радиально между каналами завихрителей пилотного и основного контуров.

Узел (1) пускового воспламенителя для камеры (28) сгорания в газотурбинном двигателе (10) содержит пусковой воспламенитель (60), радиальный завихритель (70). Пусковой воспламенитель (60) содержит рабочую поверхность (62) головки воспламенителя, имеющую множество отверстий (2) для предварительного впрыска топлива, выполненных с возможностью подвода пилотного топлива для сгорания.

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, в частности к конструкциям камер сгорания газотурбинных двигателей, наземных газотурбинных двигателей, применяемых в качестве привода нагнетателя газоперекачивающего агрегата или электрогенератора.

Предлагаемое изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, в частности к конструкциям камер сгорания газотурбинных двигателей, наземных газотурбинных двигателей, применяемых в качестве привода нагнетателя газоперекачивающего агрегата или электрогенератора.

Изобретение относится к завихрителю, предназначенному для использования в системе сгорания газотурбинного двигателя (10), содержащему множество простирающихся в основном радиально внутрь каналов, циклически разнесенных по окружности в шахматном порядке, причем каждый канал имеет радиально внешний входной конец, радиально внутренний выходной конец, первую и вторую простирающиеся в основном радиально внутрь боковые поверхности, а также поверхность основания и верхнюю поверхность.
Наверх