Судовой движитель

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям. Судовой движитель представляет из себя два машущих крыла, которые вертикально расположены внутри коробки, которая размещена ниже ватерлинии судна. Крылья приводятся в действие при помощи механических приводов, размещаемых в кормовой оконечности судна над движительно-рулевым комплексом, а также с использованием линейных электродвигателей, размещаемых в боковых гранях коробки. Грани коробки расположены параллельно движению судна, выгнуты во внешние стороны и имеют профиль крыла, а грани коробки, расположенные перпендикулярно движению судна, снабжены отверстиями, занимающими всю площадь этих граней. Боковые кромки крыльев выполнены по отношению к прилегающим граням коробки с зазором. Достигается повышение КПД. 2 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано на плавсредствах, относящихся к маломерному, подводному и крупнотоннажному флоту речного, прибрежного и неограниченного океанского плавания.

Известен плавниковый движитель [1], в котором для предотвращения срыва потока с носка крыла путем отсоса части потока с напорной поверхности крыла вблизи его передней кромки. В этом движителе, как и в предлагаемом изобретении, для создания тяги используется машущее крыло, однако вместо профилированной коробки для предотвращения срыва потока с кромки крыла используется гидравлический насос, отсасывающий жидкость с поверхности крыла через щели, расположенные в передней части крыла.

Известен корабль с плавниковым движителем [2], в котором в качестве движителя используется плавник, состоящий из последовательности гибких полосовых поверхностей. В этом движителе отсутствуют механизмы компенсации вихрей, срывающихся с гибких полосовых поверхностей, что уменьшает его КПД.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности является судовой движитель [3]. Описанное устройство принято за прототип изобретения. В этом устройстве для создания реактивного потока используется коробка с цилиндром и поршнем, расположенная ниже ватерлинии судна, однако вместо плавника используется поршень. Это исключает появление вихрей, срывающихся с кромки крыла, но не позволяет получить высокий КПД, что и является основным недостатком этого изобретения.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является получение судового движителя с более высоким КПД по сравнению с известными плавниковыми движителями без включения в состав движителя активных элементов для предотвращения образования вихрей. Такие элементы снижают КПД, поскольку часть мощности движительно-рулевой установки тратится на работу этих элементов.

Технический результат достигается путем использования насадки в виде коробки, расположенной ниже ватерлинии судна, у которой отсутствуют две грани, расположенные перпендикулярно движению судна, а все остальные грани выполнены в виде выгнутых во внешние стороны крыльев. Внутри насадки расположены два крыла вертикально или одно крыло горизонтально. Боковые кромки каждого крыла выполнены по отношению к прилегающим граням насадки с зазором, а зазор между поверхностью каждого крыла и прилегающими гранями насадки регулируется динамически посредством движительно-рулевого комплекса.

Сущность изобретения заключается в том, что для гашения образующихся на кромках машущих крыльев вихрей используются грани насадки, имеющие профиль крыла. В крайних положениях машущее крыло сближается с ограничивающей поверхностью (гранью насадки в случае одного крыла, и гранью или другим крылом в случае двух крыльев), где сначала происходит ускоренный выброс жидкости с образованием тонкой реактивной струи, затем создается разрежение с быстрым затягиванием струи жидкости под угловую полость между крылом и ограничивающей поверхностью. В оптимальном гидродинамическом режиме выброс реактивной струи раскручивает спутный поток из фазы движения машущего крыла от среднего до крайнего положения, и последующий импульс с затягиванием потока порождает интенсивный противоположно направленный вихрь, действие которого нейтрализуется образующимся спутным вихрем в фазах от крайнего до среднего положения машущего крыла.

Сущность заявленного устройства поясняется Фиг. 1 и Фиг. 2, на которых оно представлено в разных проекциях.

На Фиг. 1 (А) и Фиг. 1 (Б) представлен судовой движитель с одним горизонтально расположенным машущим крылом в проекции вид сбоку (А) и вид сверху (Б) соответственно, а на Фиг. 2 (А) и Фиг. 2 (Б) представлен судовой движитель с двумя вертикально расположенными машущими крыльями в проекциях вид сбоку (А) и вид сзади (Б) соответственно, где:

1 - насадка, грани которой имеют профиль крыла, предназначенная для предотвращения индуктивного вихреобразования на концевых кромках машущего крыла.

2 - машущее крыло внутри насадки.

3 - профилированная боковая грань насадки, имеющая внутреннюю поверхность с щелью при концевой кромке машущего крыла, и специальную форму для выравнивания гидродинамического давления с целью предотвращения срывов потока и паразитного вихреобразования внутри и вовне насадки.

4 - ограничивающие поверхности насадки, форма которых оптимизируется для достижения наибольшей эффективности реактивных выбросов жидкости из под приближающегося машущего крыла, с последующим безотрывным затягиванием потока в образующуюся клиновидную полость в фазе отворота и отхода машущего крыла. Критерием оптимизации является контроль взаимной компенсации вихревых разрывов на границах струйных течений со спутными вихревыми потоками их средних положений машущего крыла.

5 - штоки линейных электродвигателей или кривошипно-шатунного механизма на продольной оси.

6 - перо руля, которое устанавливается в ускоряемом потоке за горизонтальным машущем крылом. В случае пары симметричных вертикальных плавников, направление потока за движителем и управление курсом судна может выполняться с помощью асимметричного сдвига вертикальных фаз машущих крыльев по правому и левому бортам.

7 - кормовой подзор, который обеспечивает стабилизацию и горизонтальное выравнивание набегающего потока в условиях качки судна на волнении.

Как видно из Фиг. 1 и Фиг. 2, для компенсации образования вихрей на кромке крыла используются грани насадки, имеющие форму крыла, которая приводит к образованию вихря, направленного в противоположную сторону, и для образования этого вихря не тратится энергия движителя, поскольку грани насадки являются неподвижными относительно корпуса судна.

Предлагаемое изобретение реализуется с использованием механических приводов, размещаемых в кормовой оконечности судна над движительно-рулевым комплексом, а также с использованием линейных электродвигателей, размещаемых в боковых гранях насадки. Оптимизация перемещения машущего крыла производится в два этапа.

На первом этапе оптимизируются кинематические параметры перемещений машущего крыла для получения необходимого потока с учетом синусоидального шага со скольжением для заданной скорости судна.

На втором этапе оптимизируется форма гидродинамических профилей машущего крыла и граней насадки, с последующей проработкой вариантов динамического формирования клиновидных полостей в крайних положения машущего крыла. При построении движителя из двух вертикально расположенных машущих крыльев, клиновидная полость для ускорения струйных потоков будет создаваться при сближении этих крыльев, а отсутствие продольной переборки между ними позволит задействовать такой движитель в качестве активного руля с управляемым вектором тяги.

Список использованных источников

1. Каян В.П., Довгий С.А., Лебедь А.Г., Лифанов И.К., Цыганюк А.И. «Плавниковый движитель». Патент №2025405.

2. Храмушин В.Н. «Корабль с плавниковым движителем». Патент №2360831.

3. Бабичев А.И. «Судовой движитель». Патент SU 121048 А1.

Судовой движитель, представляющий из себя два машущих крыла, которые вертикально расположены внутри коробки, размещенной ниже ватерлинии судна, при этом крылья приводятся в действие при помощи механических приводов, размещаемых в кормовой оконечности судна над движительно-рулевым комплексом, а также с использованием линейных электродвигателей, размещаемых в боковых гранях коробки, отличающийся тем, что грани коробки, расположенные параллельно движению судна, выгнуты во внешние стороны и имеют профиль крыла, грани коробки, расположенные перпендикулярно движению судна, снабжены отверстиями, занимающими всю площадь этих граней, при этом боковые кромки крыльев выполнены по отношению к прилегающим граням коробки с зазором.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области судостроения и может быть применено для технического обслуживания и ремонта судовой техники, в частности для ремонта рубашки вала баллера.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к плавающим транспортерам, и может быть использовано при разработке специальных гидродинамических устройств, улучшающих водоходные свойства транспортеров.

Лопастный винт для использования с текучими средами, предназначенный для перемещения объекта или человека или для перемещения текучей среды, содержит множество лопастей, средство для создания неаксиальной подъемной силы и неаксиального потока текучей среды, средство для изменения направления неаксиального потока текучей среды на аксиальный поток текучей среды и ось вращения, совпадающую со ступицей.

Изобретение относится к судовым движителям и управлением судами, а именно к гребным винтам, а именно к конструкции ступицы и крепления лопастей. Сварная конструкция гребного винта поворотно-откидных колонок или лодочных подвесных моторов с выхлопом отработанных газов через ступицу гребного винта содержит ступицу, по меньшей мере три лопасти.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к гребным винтам и может быть использовано для снижения ходовой вибрации корпуса корабля на лопастной частоте и кратных ей частотах.

Изобретение относится к судовым движителям, а также к устройствам для перемещения окружающей среды - воды и предназначено для снижения степени неоднородности поля скоростей в кормовой оконечности подводного объекта.

Изобретение относится к транспортированию судов и прочих плавучих средств; оборудование для них. Лопастной судовой движитель включает в себя лопасти, закрепленные на звенья цепной передачи втулочным соединением, лопастные упоры, жестко закрепленные на лопастях, катки упоров, цепные передачи зафиксированы на профилированных колесах с зубьями вдоль корпуса судна, установленных на осях, жестко закрепленных на корпусе судна, станина, рельсовые полки станины, упоры станины, обтекатель, силовую установку и редуктор.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания судовых гребных движителей с низким уровнем гидродинамического шума. Судовой винтовой движитель содержит ступицу и лопасти с входными и выходными участками.

Изобретение относится к внедорожной транспортной технике и может быть использовано в качестве движителя кресел-колясок для преодоления лестничных маршей общего пользования.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к изготовлению композитных лопастей, входящих в конструкцию движительного устройства. Лопасти гребного винта из композитного материала изготавливаются методом горячего прессования в металлической разборной форме, в которую укладываются слои препрега.
Наверх